Развитие коммуникативных способностей музыкотерапией
опыты и эксперименты по музыке на тему

Актуальность работы. Важнейшим звеном в системе непрерывного образования является начальная школа, так как от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его личностное становление. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования рассматривается создание оптимальных условий для формирования мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. Эта установка зачастую является декларативной, не имея достаточного научного обоснования и условий реализации; проблема школьной адаптации остается одной из самых актуальных в современной педагогике.  По данным ряда исследователей от 15 до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, коммуникативного характера (А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова и др.).

Теоретическими предпосылками решения указанной проблемы выступают исследования, связанные с современным пониманием многоаспектной природы общения, коммуникативных потребностей, способностей, свойств и умений, коммуникативной компетентности личности (М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, Г.С. Трофимова и др.).

В числе способов преодоления трудностей учения исследователи называют организацию общения младших школьников. Данной проблемой занимались Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. Проблема организации общения младших школьников остается актуальной и на сегодняшний день, об этом свидетельствуют работы Л.Ю. Александровой, А.Б. Венецкой, В.Н. Коновальчук, Е.В. Коротаевой, Л.Я. Лозован, О.Н. Мостовой, Н.А. Песняевой, Е.А. Хамраевой, Ф.В. Чарковой и ряда других исследователей, которые едины во мнении о том, что через межличностное взаимодействие формируется активное отношение младших школьников к учебной деятельности, реализуется личностный потенциал учащихся.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека. По мнению Ю.Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, Л.Н. Федуловой, в формировании навыков общения школьников особую роль играет музыка как искусство, которая непосредственно воздействует на эмоциональную и нравственную стороны личности и становится в наши дни все более существенным компонентом духовной жизни общества. Современные научные исследования Л.Ф. Алимской, Ю. Георгиева, И.Л. Кутузовой показывают, что музыкальное искусство как средство всестороннего развития личности ребёнка, гармоничного развития умственных способностей, нравственных норм, эстетического отношения к жизни и искусству в целом - необходимые условия формирования целостной личности.

Отдельные аспекты исследуемой нами проблемы развития коммуникативной сферы детей средствами использования музыки изучались отечественными и зарубежными учеными. Музыкально-терапевтические техники, успешно применяемые в психотерапевтической практике, охарактеризовали Л.С. Брусиловский, Е.А. Медведева, Дж. Морено, А. Понтвик, В.Н. Петрушин. В работах по музыкальной психологии (А.В. Ражников, Г.С. Тарасов, К.В. Тарасова, А.В. Торопова, Г.М. Цыпин) затрагиваются отдельные стороны психологического воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка. В педагогике накоплен богатый материал, подтверждающий воспитательные возможности музыкального искусства (Э.Б. Абдуллин, В.В. Медушевский, Д.Б. Кабалевский, А.А. Пиличаускас и др.). Однако проблема влияния музыки на коммуникативное развитие младших школьников специально не исследовалась.

Объект исследования: индивидуально-психологические особенности личности младших школьников.

Предмет исследования: развитие коммуникативных способностей младших школьников посредством музыкотерапии.

Целью работы является изучение влияния музыкотерапии на развитие коммуникативных способностей младших школьников.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что музыкотерапия, основанная на использовании синтеза методов активной и пассивной музыкотерапии, а также музыко-телесного ориентирования, является эффективным средством развития коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.

В процессе работы над проблемой поставлены следующие задачи:

1.      Изучить теоретические аспекты проблемы развития способностей общения младших школьников;

2.      Провести диагностическое исследование с целью определения уровня развития коммуникативных способностей младших школьников;

3.       Определить содержание и методику использования музыкотерапии с целью развития коммуникативных способностей младших школьников, провести оценку эффективности данных мероприятий.

Для решения указанных были использованы следующие методы:

1.      Методы организации исследования: формирующий эксперимент.

2.      Методы сбора эмпирических данных: обзорно-аналитическое теоретическое исследование психолого-педагогической литературы; диагностические методики (опросник «Оценка коммуникативных умений младших школьников» (Н.В. Яковлева); тест «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский).

3.      Методы обработки и анализа данных: качественный и количественный анализ; методы статистической обработки результатов (U-критерий Манна-Уитни) и графического анализа данных.

Cодержащиеся в исследовании выводы и положения представляют теоретическую основу для эффективности процесса формирования коммуникативной успешности младших школьников посредством музыкотерапии.

Теоретическая значимость исследования. Дополнены научные представления о коммуникативном развитии школьников в условиях обучения в начальной школе. Описан комплекс принципов, обеспечивающих эффективность процесса формирования коммуникативной успешности младших школьников посредством музыкотерапии.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и опытной проверке методических рекомендаций, направленных на развитие коммуникативных способностей младших школьников посредством музыкотерапии. Материалы и выводы исследования могут быть полезны педагогам образовательных учреждений и родителям.

По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод, что:

1. Общение - сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга. Сформированность коммуникативной культуры личности определяется по таким группам критериев: культура общения, общительность; культура речи; коммуникативные умения; коммуникативное мышление; ценностные ориентации; досуговые интересы.

2. На протяжении младшего школьного возраста коммуникативная культура младших школьников друг с другом существенно изменяется. Развитие в сфере коммуникативной культуры младших школьников происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число контактов, а с другой - сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Критериями и показателями сформированности коммуникативных умений младших школьников являются: эмпатийный; креативно-деятельностный, оценочно-рефлексивный.

3. Применение методов музыкальной психотерапии оказывает воздействие на общее развитие младшего школьника: формируется эмоциональная сфера (музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность и агрессивность, тревогу и напряжение, позитивно воздействовать на снятие депрессии), совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни, изменяет его настроение.  В настоящее время известно большое количество ученых, которые занимаются исследованием влияния музыки на психическое состояние человека, и в частности занимаются разработкой программ для нормализации эмоционального состояния. В младшем школьном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon petraeva_o.v._-_doklad_dlya_uchiteley_muzyki.ppt1.83 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей младших школьников Выполнил(а): учитель музыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п.Советский» Петраева Ольга Владимировна Научный руководитель: к. психол. наук, доцент Курапова Ирина Александровна Йошкар – Ола, 2014 АНО ВПО МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Слайд 2

Актуальность исследования необходимостью работы по совершенствованию коммуникативных способностей младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования потребностью в разработке технологии формирования коммуникативных способностей у младших школьников средствами музыкотерапии

Слайд 3

Методологический аппарат исследования Предмет развития коммуникативных способностей младших школьников посредством музыкотерапии Цель изучение влияния музыкотерапии на развитие коммуникативных способностей младших школьников Гипотеза музыкотерапия является эффективным средством развития коммуникативных способностей младших школьников Объект индивидуально- психологические особенности личности младших школьников

Слайд 4

Задачи изучить теоретические аспекты проблемы развития способностей общения младших школьников провести диагностическое исследование с целью определения уровня развития коммуникативных способностей младших школьников определить содержание и методику использования музыкотерапии с целью развития коммуникативных способностей младших школьников, провести оценку эффективности данных мероприятий

Слайд 5

Методы методы организации исследования – формирующий эксперимент методы сбора эмпирических данных: обзорно-аналитическое теоретическое исследование психолого-педагогической литературы; диагностические методики (опросник «Оценка коммуникативных умений младших школьников» (Н.В. Яковлева); тест «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский) методы обработки и анализа данных: качественный и количественный анализ; методы статистической обработки результатов ( U -критерий Манна-Уитни) и графического анализа данных

Слайд 6

Опытно-экспериментальная база исследования экспериментальное исследование проходило на базе Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский» экспериментальную выборку составили 49 детей младшего школьного возраста (3 класс). Экспериментальная группа включала 25 детей, а в контрольную группу вошли 24 школьника

Слайд 7

Сравнительный анализ уровня развития коммуникативных пособностей у детей младшего школьного возраста по методике Н.В. Яковлевой (констатирующий эксперимент)

Слайд 8

Сравнительный анализ уровня развития коммуникативных пособностей у детей младшего школьного возраста по методике В.Ф. Ряховского (констатирующий эксперимент)

Слайд 9

Сравнительный анализ уровней развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент)

Слайд 10

Организация внеурочной деятельности кружка «Музыкальный коллаж»

Слайд 11

Методы коллективной работы по музыкальной деятельности

Слайд 12

Сравнительный анализ уровней развития коммуникативных способностей по методике Н.В. Яковлевой (контрольный эксперимент) Экспериментальная группа Контрольная группа

Слайд 13

Экспериментальная группа Контрольная группа Сравнительный анализ уровней развития коммуникативных способностей по методике В.Ф. Ряховского (контрольный эксперимент)

Слайд 14

Экспериментальная группа Контрольная группа Сравнительный анализ уровней развития коммуникативных навыков у детей (контрольный эксперимент)

Слайд 15

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища.

"Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища"...

Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не  только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения...

Развитие коммуникативных способностей на занятиях по английскому языку у дошкольников в МОУ ДОД ДТДМ «Истоки»

Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического ...

Развитие коммуникативных способностей у детей школьного возраста.

Цель: формирование коммуникативных навыков у старших школьников....

Музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей младших школьников

АННОТАЦИЯПЕТРАЕВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНАМузыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей  младших школьниковЙошкар-Ола – 2014 Целью работы является изучение влияния музыкотерапии...

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

   Одним из методов развития коммуникативных навыков является песочная арт-терапия. Она включает в себя систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, на...