Основополагающий вопрос
материал по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Разработать вопросы, предполагающие проблемную ситуацию.
Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией Идет от простейшего к наиболее сложному Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания Таксономия Блума Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание
Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание представить аргументы , защитить точку зрения , доказать , спрогнозировать создать , придумать дизайн , разработать , составить план проанализировать , проверить , провести эксперимент , организовать , сравнить , выявить различия применить , проиллюстрировать, решить описать , объяснить , определить признаки , формулировать по-другому составить список , выделить , рассказать , показать , назвать
Частные Проблемные Основополагающие Вопросы, которые мы задаем школьникам в процессе обучения
Основополагающий вопрос это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа Пример : Почему нам нужны другие люди ?
Признаки основополагающего вопроса: Интересны и привлекают внимание детей Полны смысла для школьников Возбуждают любопытство Заставляют задуматься Предполагают навыки мышления на высоком уровне Ответы на них нельзя найти в учебнике
Что не предполагают основополагающие вопросы : Не имеют однозначного ответа Да или Нет Не имеют ответов, которые могут быть скопированы или перефразированы из уже готовых документов Не предполагают в качестве ответа перечня фактов без переосмысления взаимосвязей между ними
Подсказки для составления основополагающих вопросов Попробуйте начинать вопрос с Как и Почему, вместо Что , Кто , или Когда . Избегайте формулировок, которые предполагают в ответ пересказ определений Ваш вопрос не должен иметь один или несколько однозначно правильных ответов .
Проблемный вопрос Он помогает в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос направлен на изучение отдельной стороны основополагающего вопроса Пример : Основополагающий вопрос : Почему нам нужны другие люди ? Проблемный вопрос : Могут ли понять друг друга люди разных поколений? Понимаем ли мы писателя, читая его произведение?
Хорошие проблемные вопросы таковы : Не имеют однозначного ответа Побуждают исследовать различные идеи Находятся в рамках учебной темы
Проблемные вопросы поддерживают основополагающие вопросы Основополагающий вопрос Проблемные вопросы Почему во все времена литературные произведения были очень важны людям ? Почему мы до сих пор читаем Шекспира ? Каким образом сочинения Шекспира рассказывают о моей жизни ? Каким образом история может предсказать будущее ? Почему начинаются войны и как они могут быть предотвращены ? Кто всегда выигрывает в войне ? Чему нас может научить искусство ? Что может рассказать музыка 60-х о культуре этого времени ?
Основополагающий вопрос Проблемные вопросы (история, соц. науки) : Как войны изменяют экономику ? Проблемные вопросы (литература) : Почему в литературном произведении неизбежен конфликт ? Почему часто люди решают конфликты с помощью насилия ? Как данная книга помогает нам понять сложность человеческой натуры ? Проблемные вопросы (естествознание) : Как животные приспосабливаются ? Как конфликт порождает изменения?
Учебный (частный) вопрос = Самый мелкий вопрос Частные вопросы напрямую соответствуют стандартам образования и минимуму знаний ученика На них можно дать специфические “ правильные ” ответы Примеры : Основополагающий вопрос : Почему нам нужны другие люди ? Проблемные вопросы : Могут ли понять друг друга люди разных поколений? Можем ли мы понять писателя, читая его произведение ? Учебные (частные) вопросы : Кого из своих знакомых ты понимаешь лучше? Какие качества ты в них ценишь? Какие композиционные приемы использует Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души», чтобы стала ясна авторская позиция?
Учебные (частные) вопросы Учебные (частные) вопросы отличаются от основополагающих и проблемных Частные вопросы относятся к фактам, и в меньшей степени к интерпретации этих фактов Обычно имеют ясные однозначные ответы Примеры : Как жили люди в Древнем Египте ? Что такое фотосинтез ?
Различие между основополагающим и учебным (частным) вопросом Основополагающие вопросы vs. Учебные (частные) вопросы, основанные на фактах Искусство отражает культуру или изменяет ее ? Что такое искусство Ренессанса ? Почему изменяются законы ? Что такое закон ? Является ли история человечества историей прогресса ? Каких изобретателей ты знаешь и что они изобрели ?
Заключение Помни разницу между основополагающим, проблемным и учебным (частным вопросом) и не путай одно с другим Не забывай, с детьми какого возраста ты имеешь дело Помни, что можно обучать, спрашивая Расширяй свой педагогический инструментарий, ибо «нет предела совершенству»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Футуризм.Основополагающие эстетические принципы
Футуризм. Основополагающие эстетические принципы в творчестве В. Маяковского, В.Хлебникова, Д, Бурлюка, А.Кручёных...
Семья как основополагающий фактор успешной социализации дошкольника.
Глобальные перемены в жизнедеятельности современного мира в политической, экономической и социальной сферах постепенно создают необходимость в переосмыслении теории и практике воспитания и...
Раскрытие индивидуальности – основополагающий принцип творческой педагогики.
Основные аспекты, на которые мы обращаем внимание в данной методике:- раскрытие индивидуальности: задача педагога с первых уроков увидеть, понять и всячески стараться сохранять и развивать в ребенке т...
РЕФЕРАТ на тему: «Творческое начало – основополагающий фактор формирования личности ребёнка»
Тема "Творчество и дети" таит в себе много загадок и вопросов. Всегда ли мы понимаем это?...
Зачётная система как основополагающий фактор мотивационно-познавательной деятельности на уроках математики
данная статья посвящена изучению особенностей дифференцированного обучения...
Основополагающие материалы педагогической деятельности ПДО
Планы работы...
Мотивация – как основополагающий фактор успеха в театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потом...