проблемный урок по математики
учебно-методический материал по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Урок математики в 5-ом классе по теме:
«Сложение и вычитание смешанных чисел».
учитель математики МБОУ «СОШ № 25»
Донская Татьяна Александровна
2018
Этапы урока | На доске | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. Задания на известный материал. | 1)Выделите целую часть у дробей , 2)Переведите в неправильную дробь 1, 3)Выполните действия: | Здравствуйте! Выполните задания устно. | Легко выполняют задания. |
Вспомним правила. | Проговаривают правила. | ||
Задания на новый материал. | Малыш принес для Карлсона две корзины яблок. В одной корзине лежат штук, а во второй штук. Сколько всего принёс яблок Малыш Карлсону. | Решают задачу | Испытывают затруднение. (проблемная ситуация) |
Побуждение к осознанию проблемы. | - Смогли выполнить задания? | - Нет, не смогли. | |
- В чем затруднение? | - Таких заданий мы не решали. | ||
- Каких знаний не хватает? | - Мы умеем складывать и вычитать просто дроби. | ||
- Чем это задание похоже на предыдущие примеры? | - Тоже складываем, вычитаем дроби. | ||
- Чем оно отличается от предыдущего? | - Есть еще и целые части. | ||
- Как называются числа, которые содержат целую и дробные части? | - смешанные. | ||
Формулирование проблемы. | Записала тему на доске. | - Значит, какого вида задания мы сегодня будем разбирать? | - Сложение и вычитание смешанных чисел. |
- Итак, тема нашего урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел». | Записали в тетрадях. | ||
Подводящий диалог (актуализация). | - Что мы уже знаем по этой проблеме? | - Умеем складывать и вычитать целые числа, дроби. | |
- Предложите алгоритм решения проблемы. | - Сложим (вычтем) целые части, а потом дробные. | ||
- Давайте попробуем в тетрадях. | Ученики работают в тетрадях. Учащиеся проверяют. | ||
- А теперь проверим ваше решение (вызов ученика к доске, он пишет решение) | |||
- Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел. | Формулируют своими словами. | ||
Материал для выдвижения гипотез. | 1) 2) 3) | - Рассмотрим еще три примера. | |
- Как будем решать? | - Сложим целые части, потом дробные. | ||
- Что мы получили в результате? | - В дробной части получилась неправильная дробь. | ||
- Что нужно выполнить для решения этой проблемы? | - Выделить целую часть, а потом решать по правилу. | ||
- Решаем следующий пример. | |||
Побуждение к гипотезам. | - В чем затруднение? | - Целые части вычесть сможем, а дробные нет. | |
- Сейчас, разбившись на группы, будем решать этот пример. | - Разбиваются на группы и начинают работать. | ||
- Как можно решить пример? Ваши гипотезы? (контролирует работу групп) | - Каждая группа выдвигает гипотезу | ||
Представление гипотез группами. | - Группы решите пример с помощью своей гипотезы и прокомментируйте. | - Переводим каждое число в неправильную дробь, вычитаем, в получившемся ответе выделяем целую часть. | |
- Занимаем целую часть в уменьшаемом, переводим ее в неправильную дробь. Получаем вычитание смешанных чисел, которое выполняем по правилу. | |||
- Какой способ вам понравился больше? | Выражают свое мнение. | ||
- Решим следующий пример. Ваши гипотезы. - Абсолютно верно, занимаем у 4 одну единицу и преобразуем ее в неправильную дробь с тем же знаменателем, что и у второй дроби. | - Первый способ не подходит, т. к. в уменьшаемом нет дробной части. Нужно попробовать занять у 4 целую часть и из нее сделать дробную. | ||
Записывают в тетрадях. | |||
Формулирование нового знания. (Выражение решения проблемы) | - Ребята, давайте еще раз сформулируем правила сложения и вычитания смешанных чисел. | Формулируют своими словами. | |
Работа с учебником. | - Откроем учебник и сравним свои выводы. | Самостоятельно читают учебник, сверяют свои формулировки с формулировкой учебника, выводят окончательную. | |
Применение нового знания. | Вычислите: № 246 стр. 50 + карточка | - А сейчас закрепим полученные знания на практике, решим примеры. | Решают в тетрадях. Вызываемые ученики комментируют решение у доски. |
Домашнее задание. | Д/з № 247, п.2 стр. 49, правила | - Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Говорит о том, какие задания являются обязательными (инвариант), а какие можно взять на выбор (вариантная часть). | Записывают Д/з. Определяют для себя инвариантную и вариантную часть задания. |
Итог урока. Рефлексия деятельности. | - Какую проблему мы сегодня с вами решали? | - Складывали и вычитали различные смешанные числа | |
- Что нового узнали? | - Научились складывать и вычитать смешанные числа, познако-мились с правилами. | ||
- Еще раз сформулируем эти правила. | Формулируют. | ||
| Отвечают. | ||
Есть ли вопросы? На возникшие вопросы учитель отвечает. | Ребята отвечают. | ||
Ребята обратить ваше внимание на доску, где весит дерево, но на нем что нет? А на парте у вас лежат листочки, и хочу вас попросить, чтобы вы подписали свои листья и украсили дерево | - Листьев | ||
-Урок закончен. Спасибо большое за урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проблемного урока по математике
Конспект проблемного урока по математике был применён на муниципальном этапн конкурса "Учитель года 2011"...
Проблемно-диалогический урок по математике в 5 классе (ФГОС). "Сравнение дробей"
Данный материал может пригодится при подготовке к уроку учителям математики....
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Среднее арифметическое" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся....
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Решение задач на проценты" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
Урок систематизации и обобщения знаний и умений....
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Решение задач на проценты" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
Урок по математике в 5классе по ФГОС....
Открытый урок по теме «Понятие отношения. Применение технологии проблемного обучения на уроке рефлексии», математика 6 класс
(конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны) тип урока: урок рефлексии технологии:...
Разработка урока по математике в 5 классе по теме: «Деление десятичной дроби на натуральное число» с применением технология проблемно-диалогического обучения
Урок по теме: «Деление десятичной дроби на натуральное число» - это урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний. Урок проведен с применением технологии развивающего обуче...