проблемный урок по математики
учебно-методический материал по математике (5 класс)

Донская Татьяна Александровна

проблемный урок по математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnyy_urok_5.docx41.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

        

Урок математики в 5-ом классе по теме:

«Сложение и вычитание смешанных чисел».

учитель математики МБОУ «СОШ № 25»

Донская Татьяна Александровна

2018


Этапы урока

На доске

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Задания на известный материал.

1)Выделите целую часть у дробей ,

2)Переведите в неправильную дробь 1,

3)Выполните действия:

Здравствуйте!

Выполните задания устно.

Легко выполняют задания.

Вспомним правила.

Проговаривают правила.

Задания на новый материал.

Малыш принес для Карлсона две корзины яблок. В одной корзине лежат  штук, а во второй  штук. Сколько всего принёс яблок Малыш Карлсону.

Решают задачу

Испытывают затруднение.

(проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию проблемы.

- Смогли выполнить задания?

- Нет, не смогли.

- В чем затруднение?

-  Таких заданий мы не решали.

- Каких знаний не хватает?

- Мы умеем складывать и вычитать просто дроби.

- Чем это задание похоже на предыдущие примеры?

- Тоже складываем, вычитаем дроби.

- Чем оно отличается от предыдущего?

- Есть еще и целые части.

- Как  называются  числа, которые содержат целую и дробные части?

- смешанные.

Формулирование проблемы.

Записала тему на доске.

- Значит, какого вида задания мы сегодня будем разбирать?

- Сложение и вычитание смешанных чисел.

- Итак, тема нашего урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Записали в тетрадях.

Подводящий диалог (актуализация).

(

.

- Что мы уже знаем по этой проблеме?

- Умеем складывать и вычитать целые числа, дроби.

- Предложите алгоритм решения проблемы.

- Сложим (вычтем) целые части, а потом дробные.

- Давайте попробуем в тетрадях.

Ученики работают в тетрадях.

Учащиеся проверяют.

- А теперь проверим ваше решение (вызов ученика к доске, он пишет решение)

- Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.

Формулируют своими словами.

Материал для выдвижения гипотез.

1)

2)

3)

- Рассмотрим еще три примера.

- Как будем решать?

- Сложим целые части, потом дробные.

- Что мы получили в результате?

- В дробной части получилась неправильная дробь.

- Что нужно выполнить для решения этой проблемы?

- Выделить целую часть, а потом решать по правилу.

- Решаем следующий пример.

Побуждение к гипотезам.

- В чем затруднение?

- Целые части вычесть сможем, а дробные нет.

- Сейчас, разбившись на группы, будем решать этот пример.

- Разбиваются на группы и начинают работать.

- Как можно решить пример? Ваши гипотезы?

(контролирует работу групп)

- Каждая группа выдвигает гипотезу

Представление гипотез группами.

- Группы решите пример с помощью своей гипотезы и прокомментируйте.

- Переводим каждое число в неправильную дробь, вычитаем, в получившемся ответе выделяем целую часть.

- Занимаем целую часть в уменьшаемом, переводим ее в неправильную дробь. Получаем вычитание смешанных чисел, которое выполняем по правилу.

- Какой способ вам понравился больше?

Выражают свое мнение.

- Решим следующий пример. Ваши гипотезы.

- Абсолютно верно, занимаем у 4 одну единицу и преобразуем ее в неправильную дробь с тем же знаменателем, что и у второй дроби.

- Первый способ не подходит, т. к. в уменьшаемом нет дробной части. Нужно попробовать занять у 4 целую часть и из нее сделать дробную.

Записывают в тетрадях.

Формулирование нового знания. (Выражение решения проблемы)

- Ребята, давайте еще раз сформулируем правила сложения и вычитания смешанных чисел.

Формулируют своими словами.

Работа с учебником.

- Откроем учебник и сравним свои выводы.

Самостоятельно читают учебник, сверяют свои формулировки с формулировкой учебника, выводят окончательную.

Применение нового знания.

Вычислите:

№ 246 стр. 50 +  карточка

- А сейчас закрепим полученные знания на практике, решим примеры.

Решают в тетрадях. Вызываемые ученики комментируют решение у доски.

Домашнее задание.

Д/з № 247, п.2 стр. 49, правила

- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Говорит о том, какие задания являются обязательными (инвариант), а какие можно взять на выбор (вариантная часть).

Записывают Д/з.

Определяют для себя инвариантную и вариантную часть задания.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Какую проблему мы сегодня с вами решали?

- Складывали и вычитали различные смешанные числа

- Что нового узнали?

- Научились складывать и вычитать смешанные числа, познако-мились с правилами.

- Еще раз сформулируем эти правила.

Формулируют.

  • Сегодня я узнал…
  • Я вспомнил о….
  • Было интересно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Мне захотелось… 

Отвечают.

Есть ли вопросы?

На возникшие вопросы учитель отвечает.

Ребята отвечают.

Ребята обратить ваше внимание на доску, где весит дерево, но на нем что нет?

А на парте у вас лежат листочки, и хочу вас попросить, чтобы вы подписали свои листья и украсили дерево

- Листьев

-Урок закончен. Спасибо большое за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проблемного урока по математике

Конспект проблемного урока по математике был применён на муниципальном этапн конкурса "Учитель года 2011"...

Проблемно-диалогический урок по математике в 5 классе (ФГОС). "Сравнение дробей"

Данный материал может пригодится при подготовке к уроку учителям математики....

Открытый урок по теме «Понятие отношения. Применение технологии проблемного обучения на уроке рефлексии», математика 6 класс

(конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны) тип урока: урок рефлексии  технологии:...

Разработка урока по математике в 5 классе по теме: «Деление десятичной дроби на натуральное число» с применением технология проблемно-диалогического обучения

Урок по теме: «Деление десятичной дроби на натуральное число» - это урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний. Урок проведен с применением технологии развивающего обуче...