Обобщающий урок по теме "Сказки".( Технология развития критического мышления.)
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Технологии развития критического мышления - проект сотрудничества ученых , созданный в 90 годы 20 годов.Ориентация на критическое мышление предполагает ,что ничто не принимается на веру, каждый ученик вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.Поэтому я выбрала данную технологию для работы, т.к. она позволяет обеспечивать развитие критического мышления благодаря активному включению учащихся в познавательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ "сКАЗКА"(5 КЛАСС) | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме « Сказки».
5 класс
( Технология развития критического мышления.)
Предмет :литература
Класс: 5
Тип урока :обобщающий.
Цель : освоение содержания по теме « Сказки» и формирования умений учащихся в рамках ФГОС.
Личностные умения :определять потребности в освоении учебной темы, проявлять позитивное отношение к чувствам других учеников и готовность к сотрудничеству, осознать успешность своей деятельности.
Познавательные умения: извлекать информацию в соответствии с целью,устанавливать причинно — следственные связи ,строить рассуждения, выводы, доказательства, анализировать, сравнивать, классифицировать,обобщать информацию,создавать творческий продукт.
Коммуникативные умения: адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре и группе, внимательно слушать и слышать партнера,
отстаивать свое мнение, владеть монологической и диалогической формой речи,корректно взаимодействовать с учениками.
Регулятивные умения: принимать и сохранять учебное задание,оценивать собственные возможности для выполнения задания,адекватно оценивать действия по выполнению задания,оценивать результат действия.
Предметные: расширить представления о мире сказок,сказочных жанрах,совершенствовать восприятие и понимание сказки
Материалы к уроку:
текст сказки.
Этап ТРКМ | Этап урока | Задания для учащихся | Деятельность учителя | Умения | |||||
Организационный момент. | Дает задания,организует проверку. | ||||||||
Вызов. | Актуализация знаний. | Посмотрите на доску,определите верные и неверные высказывания. Если ответ верный,рядом с цифрой поставьте «+»,а если неверно « -». 1.Сказки делятся на 2 большие группы:волшебные и о животных. 2.В сказках отражается многовековая жизнь народа,его представления о добре и зле. 3.Баба Яга всегда противник главного героя. | Л. определять свою позицию | ||||||
П.восстанавливать информацию из других форм предъявления | |||||||||
К. адекватно передавать информацию | |||||||||
Р. принимать и сохранять задание | |||||||||
4.В бытовых сказках нашел отражения меткий народный юмор. 5.Несмотря на то,что в сказках оживотных действуют животные,проблемы они решают по -человечески. (1.- 2.+ 3.- 4. + 5. + ) Сегодня на уроке попробуем быть не только слушателями сказки , но и создателями . Послушаем сказку: Волк шел по лесу и увидел сову,сидящую на высокой сосне .Волк подошел и крепко обнял сосну хвостом,словно собираясь перепилить. Сова высунулась из гнезда,сказала ему: - Ах,кум, не пили сосну,мои детки свалятся вниз и умрут. Волк отвечал: -Коль не желаешь,чтоб я спилил сосну,спустись ко мне сама. Сову это не очень -то устроило,но что же поделаешь? Она стала перелетать с ветки на ветку и,спустившись уже довольно низко,спросила волка: - А тебе,волк, чего надобно? А он в ответ: - Спустись еще немножко,дело есть. Сова возразила: - Да ты говори , я и отсюда слышу. Волк настаивает: - Спустись — поняла? Я тебе ничего дурного не сделаю. Сова оплошала и спустилась к волку, а тот как щелкнет зубами — да и схватил бедняжку... А теперь мы с вами определим ту проблему, с которой столкнулась наша героиня. Вспомним стратегию ИДЕАЛ. Интересно,в чем проблема?(формулировка проблемы начинается с вопросительного слова « Как...»? ) Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы Есть ли какие-либо хорошие решения? А теперь сделаем выбор! Любопытно,как это осуществить на практике? Формулируем проблему (работа в парах). Формулировка проблемы после уточнения появляется на доске. ( Как сове сохранить жизнь себе и совятам?) Давайте предложим как можно больше вариантов решений. Правила данного этапа. Принимаются и записываются все решения. На этом этапе запрещается любая критика. 2-3 идеи от каждого. Есть ли какое-либо хорошее решение? Выбор лучших вариантов,оцениваем всем классом. Оценка: решение подходит + решение подходит,но лишено оригинальности + решение не подходит для всех - А теперь выберем один вариант. Ученики обосновывают выбранный вариант письменно ( в парах) Обсуждаем аргументы. Как будет выглядеть на практике ? Учащиеся дописывают сказку в парах А теперь слушаем продолжение сказки: Сова говорит из пасти волка : - Слушай,кум, погоди меня есть, я еще завещание не составила. А волк отзывается: - Нет уж! Теперь ты попалась,голубушка! Молвит сова: - Да ты хоть с детками дай проститься. Волк говорит: -Не дам,кума, ты небось убежишь. Сова покорилась: -Ладно уж,только ты сам им тогда скажи,что меня съел, а то ведь ждать будут. Три раза повтори,чтоб услыхали: « Съел сову». Волк так тихонечко сказал,чтоб рот не больно- то открывать : -Съел сову. Сова попрекает: Да что ж ты,кум, так тихо,они же не слышат! Волк повторил немного громче. А она недовольна: - Погромче давай! Волк тут разинул пасть, чтоб громче крикнуть, а она как вырвется, да сразу и взлетела на самую верхушку сосны. Взглянула на волка и говорит: - Другую дуру ищи. -Чье завершение сказки вам больше всего понравилось? -К какому виду сказки можно отнести данную сказку? Почему? - Понравилась ли вам героиня сказки?Чем? - Как вы думаете,какой народ мог написать эту сказку? Что понравилось на уроке? Что повторили? Помогла ли вам в работе стратегия «ИДЕАЛ»? Что удалось? Что нет? Почему? Сравнить, что общего и чем отличается прослушанная на уроке испанская сказка от русской народной? | |||||||||
2 этап. | Читает сказку. | ||||||||
Учебно- познавательная деятельность | |||||||||
Осмысление. | |||||||||
Организует повторение. | Л. выражать свое отношение к происходящему | ||||||||
П. устанавливать | |||||||||
причинно- следственные связи | |||||||||
Строить рассуждения,выводы,доказательства | |||||||||
Р. адекватно оценивать действия | |||||||||
Освоение содержания темы. | Помощь учителя тем ребятам,которые затрудняются выполнять задание. | по выполнению задания М.соверщенствовать восприятие и понимание сказеи | |||||||
« Чтение с пометками». | |||||||||
3 этап. | Организует обсуждение. | ||||||||
Интеллектуально - | |||||||||
преобразователь - | |||||||||
ная деятельность | |||||||||
Организует обсуждение сказок,. | |||||||||
Выявление лучших сказок. | |||||||||
Л. проявлять творчество при | |||||||||
выполнении задания | |||||||||
Проявлять желание к самооценки | |||||||||
П. создавать творческий продукт | |||||||||
К. владеть монологической | |||||||||
Рефлексия. | и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка | ||||||||
Р. | |||||||||
4 этап. | Организует обсуждение | ||||||||
Самоанализ и самооценка. | |||||||||
. | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы обучения, используемые на уроках, построенных по технологии развития критического мышления.
В статье представлены некоторые приемы, которые применяются на уроках, постороенных по Технологии развития критического мышления. Описанные приемы можно применять и при проведении традиционных уроков ...
География сельского хозяйства. Урок с применением технологии развития критического мышления.
Конспект урока географии в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления посредством чтения и письма Тема урока:География сельского хозяйства Класс: 10Используемые технолог...
Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования
Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...
Урок литературы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в 6 классе по теме И.А. Бунин «Горбун»
Урок литературы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в 6 классе по теме И.А. Бунин «Горбун»...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...
Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.
Проект урока технологии по кулинарии в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....
План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.
Тип урока: усвоение и новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...