конспект урока по истории "О, Рим! О Вечный город!"
план-конспект урока по краеведению (5 класс)
материал можно использовать при изучении раздела "Древний Рим".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 370.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «О, Рим! О Вечный город!»
Цель урока: вспомнить легенду возникновения, дать представление об образе жизни в Риме периода расцвета империи; узнать о знаменитых памятниках и сооружениях и на их примере познакомить учащихся с особенностями римской культуры; воспитать уважительное отношение к истории других народов.
Задачи:
- обучающие: создать условия для осмысления заявленной темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся и средствами технологий;
- развивающие: продолжить формировать умение выделять главное, составлять рассказ, умение слушать и слышать говорящего и т. д.
- воспитательные: воспитывать у обучающихся умение общаться, уважительное отношение к друг другу, уважительное отношение к историческому прошлому других народов.
Планируемые результаты:
Предметные: сравнить начальный этап развития Рима от момента возникновения до периода расцвета; выявить черты сходства и различия исторических фактов и явлений, а также их особенности в определенные этапы исторического развития Рима.
Метапредметные УУД: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план действий; строить логические цепочки рассуждений; прогнозировать тенденции развития Римской империи с учетом вновь открывшихся исторических фактов и явлений; готовить элементы театрализации на уроке истории; самостоятельно оценивать свои навыки и умения, полученные на уроке; полно и емко выражать собственную точку зрения и свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выбирать средства достижения учебных целей.
Личностные УУД: осмыслить важность изучения истории; обрести мотивацию к изучению нового материала; развить интерес к новым и нестандартным формам изучения материала; выражать свое отношение к Римской истории, как одного из важнейших факторов развития человеческого общества.
Оборудование: презентация, компьютер, рабочие листы урока.
Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная, парная
Ход урока
1.Организационный момент. (1 мин.)
(сл.1) Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Вы готовы быть внимательными, сосредоточенными и активными? Тогда, с хорошим настроением, отправляемся в путешествие. Чтобы не заблудиться нам понадобится путеводитель – наш учебник, а также ручка и карандаш. И входной билет – рабочий лист урока.
2. Мотивационный этап. (3-4 мин.)
И начнем мы урок с отрывка стихотворения Николая Степановича Гумилева «Основатели»
Ромул и Рем взошли на гору,
Холм перед ними был дик и нем.
Ромул сказал: "Здесь будет город".
"Город как солнце",- ответил Рем.
Ромул сказал: "Волей созвездий
Мы обрели наш древний почет".
Рем отвечал: "Что было прежде,
Надо забыть, глянем вперед".
Учитель. О каком городе идет речь в стихотворении? Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (О городе Риме). Что мы должны узнать об этом городе? (Кто проживал в нем, чем занимались люди, какие достопримечательности в нем были).
Действительно, мы отправимся в путешествие в древний город Рим. Его называют Вечный город.
(сл.2) Поэтому и тема нашего урока звучит так: «Вечный город» и его жители. (записывают число и тему в рабочий лист) Приложение 1.
3. Актуализация опорных знаний. (7 мин)
Но прежде чем отправиться в дальнейший путь, давайте проверим, а весь ли багаж знаний о Римской империи у вас сохранился.
(сл.3) Вспомним, на каком полуострове находится Рим? (Аппенинском)
(сл.4) В своих рабочих листах обозначьте на карте четырехугольник образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагался город Рим (работают с картой, задание из ВПР)
Если вы правильно выполнила задание, поставьте себе один балл.
(сл.5-6) Исторический диктант.
1.В каком году был принят земельный закон братьев Гракхов? (133 г.до н.э)
2.В каких годах произошло восстание Спартака? (73-71 г. до н.э.)
3. В каком году Цезарь захватил власть в Риме? (49 г. до н.э.)
4.Годы правления преемника Цезаря Октавиана Августа (30-14 г. до н.э.) (взаимопроверка) Подсчет баллов.
(сл.7) Работа с терминами (устно)
Плебеи-
Патриции-
Ветеран-
Преторианцы-
Император-
(сл.8) План урока. (1 мин)
- Все дороги ведут в Рим.
- Особняки на городских холмах.
- Многоэтажные дома в низинах между холмами.
4. Посещение бань.
5. Беднота требует «хлеба и зрелищ».
( сл. 9 ) Проблемный вопрос урока:
Почему римляне пытались переселиться в Рим, что их влекло в «Вечный город»?
4. Изучение нового материала
1) рассказ учителя:
Вы уже знаете, что законы Римской империи располагали к тому, что одни жители были богаты, другие – бедны. Разоряющиеся крестьяне в поисках пропитания шли в большие города. В Рим также стремились тысячи жителей провинций. Одни приезжали по торговым делам, другие – хотели получить выгодную должность на службе у императора, другие - получить место в отрядах его личной охраны, стать преторианцами. Но больше всего их всех привлекали гладиаторские игры, гонки колесниц и триумфальные шествия. Город украшали дворцы на Палатинском холме, статуи богов и императоров, храмы и портики, многочисленные фонтаны.
(сл.10) Символом города был - Колизей. В переводе с латинского значит громадный, огромный. Он вмещал около 50 тысяч зрителей. Его строительство велось на протяжении 8 лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения. К нему мы еще обязательно вернемся.
( сл.11) Рим завоевал огромное количество народов. У каждого из них были свои боги и чтобы примерить всех и жить в согласии, римляне построили Пантеон – храм всех богов. Этот храм был построен при императоре Адриане. Впервые римляне пошли на архитектурный эксперимент они увенчали крышу здания Куполом - лат. cupula — бочечка. Сюда могли прийти любые граждане Рима и поклониться своим богам. Храм выстроен из кирпича и бетона, внутри облицован мрамором коричнево – золотистых тонов.
Внутри храма находился огромный зал. В центре купола находилось сквозное отверстие. Как вы думаете, для чего оно? (через него проникал свет).
2) работа с иллюстрацией. Особняки на городских холмах.
Пантеон - жилище богов, а где же жили сами римляне?
Рассмотрите иллюстрацию на стр. 281 и расскажите, как выглядел дом богатого римлянина
Богачи жили в собственных домах, вблизи императорских дворцов на Палатине. Обычно строили 2-3-этажные дома. Их называли Домусами. Окон в домах нет, воздух и свет проходят через проем в крыше. Если начинался дождь, то вода попадала в бассейн. На его дне цветными камешками выложена мозаика. Стены украшены росписями.
В глубине такого дома находился дворик-сад, сюда приглашали только близких друзей и родных. Двор украшал фонтан и мраморные статуи. В доме было много спален, столовые, кабинет и, конечно, кухня.
Ребята, предположите, как же жили бедняки?
3) самостоятельная работа по учебнику: Обратимся к нашему учебнику, стр.280-282. Прочитайте о домах бедных римлян и заполните рабочий лист.
1) Большинство римлян не могли иметь собственный дом, поэтому снимали жильё в 5-6 этажных домах. Такие дома называли Инсулами.
2) Бедняки ютились в каморках под черепицей крыши
3) На улицах отсутствовали таблички с названиями улиц и номерами домов.
4) Их окон на прохожих часто выливались помои
Печей не было, в сырые и холодные дни жильцы обогревались жаровнями, куда
засыпали древесный уголь. Бедняки часто ели всухомятку.
- Как жилось римлянам в многоэтажных домах? Кому же в Риме жилось лучше? Неудивительно, что большинство римлян предпочитало проводить свободное время вне дома.
4) Термы
После долгого жаркого дня, римляне испытывали потребность выкупаться с ног до головы. Одним из самых посещаемых общественных заведений Рима были бани – термы. (запись в рабочий лист). Всего в Риме было более тысячи общественных терм. Римляне посещали их ежедневно. Самые большие и роскошно отделанные термы были построены по повелению императора Траяна. Внутри такие термы богато украшались статуями, мозаиками, росписями. Сдав одежу в гардероб, люди входили в большой зал с бассейном, наполненным холодной водой. В следующих помещениях температура воды постепенно увеличивалась. За ними находилась парилка – зал, наполненный горячим паром. Также в термах были помещения, наполненные сухим воздухом.
стр.283 найдите в тексте, что еще делали римляне в термах? (запись в рабочий лист)
В термы приходили не только для мытья, но и для отдыха, общения с друзьями. Здесь можно было:
· узнать последние новости;
· вкусно поесть;
· сделать модную прическу;
· почитать книгу в специальных библиотечных залах;
· посмотреть на произведения искусства или экзотических животных;
· посетители терм могли играть в мяч, состязаться в беге, борьбе, поднятии тяжестей.
Плата за вход в термы была очень мала, а часто вообще не бралась. Поэтому особое значение они приобрели для бедняков. Еще древние авторы говорили, что термы – «лучший подарок императоров римскому народу».
5) работа по учебнику (дети читают текст вслух)
Продолжаем путешествие и вот мы видим на узкой римской улочке толпу бедняков, которая требует от императора «хлеба и зрелищ!» Почему так происходит, вы поймёте, прочитав пункт 5 параграфа 58. Поделитесь, пожалуйста, своим мнением: вы поддерживаете тех, кто требует «хлеба и зрелищ» или осуждаете их? (учащиеся высказывают своё мнение)
Рим населяло очень много бедных граждан – работу в городе найти было нелегко. К тому же многие бедняки не хотели работать, считая труд рабским и унизительным занятием. По закону они получали бесплатный хлеб (позже к этому добавилось вино и оливковое масло). А так как во времена империи хлеб раздавался от имени императоров, то понятно, почему еду требовали именно у правителя.
Теперь «зрелища». В то время под этим словом понимали различные увеселения, но прежде всего бои гладиаторов на арене амфитеатров. Желая понравиться народу, показать свою щедрость и могущество, правители устраивали многодневные представления. Вход на них часто был бесплатным. Вторым по популярности «зрелищем» был цирк.
Какие ассоциации возникают у вас при слове цирк? А вот у римлян он были совсем другим. Большой цирк – место, где проводились гонки колесниц. В дни представлений римляне не отрывали глаз от цирковой арены. Клички лошадей и имена лихих возниц были у всех на устах. Горожанам нравилось наблюдать за гонками колесниц.
IV. Закрепление изученного материала.
Наше путешествие подходит к концу. Повторим по записям в рабочих листах, где же мы побывали и что посетили.
Чтение материала в синей рамке (если останется время)
5. Подведём итог урока.
Рим был крупнейшим городом империи, его называли вечным, золотым или же просто – Городом. Вернемся к нашему проблемному вопросу: Почему римляне пытались переселиться в Рим, что их влекло в «Вечный город»?
Первичное закрепление изученного материала. Игра «Верно или неверно»
Х – верно, О - неверно
Х | О | Х |
О | Х | О |
Х | О | Х |
1. Многие жители Рима и провинций стремились попасть в Рим (Х)
2. Самой главной достопримечательностью Рима был храм Парфенон ( О. Пантеон)
3. Богатейшие римляне жили в своих домах, расположенных на холмах (Х)
4. Бедняки жили в своих собственных домиках поменьше. (О)
5. На римских улицах не было названия и обозначение домов (Х)
6. Улочки в Риме были широкими и чистыми (О)
7. Римляне любили посещать термы (Х)
8. Они посещали их раз в неделю (О, ежедневно)
9. Беднота в Риме требовала «хлеба и зрелищ» (Х)
6. Домашнее задание (дифференцированное)
Параграф 58 прочитать и пересказать, устно ответить на вопросы после параграфа и для тех, кто желает получить повышенную оценку - творческое задание: написать небольшое сочинение «Один день в Риме».
Оценивание за урок (дети оценивают свою работу самостоятельно, посчитав баллы в рабочем листе)
Рефлексия.
Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Мы знаем, что каждый путешественник, возвращаясь домой, привозит с собой впечатления. Я хочу, чтобы и вы поделились своими впечатлениями от урока. Если урок вам понравился, вам было интересно, и вы добились поставленной цели – веселый зеленый смайлик, если вы считаете, что вам нужна помощь с материалом, и много не поняли – ровный синий.
Рабочий лист урока истории в 5 классе______________________________ (Ф.И.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории Древнего мира: "Вечный город и его жители"
План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ЭОР....
Конспект урока истории в 5 классе "Вечный город" и его жители"
Урок построен в форме виртуального путешествия по Древнему Риму....
План конспект урока по английскому языку «История родного города» в 6 классе.
Текст в данном уроке легок для чтения и понимания. Содержит историческую и литературную информацию. Помогает формировать у учащихся интерес к родному городу, уважение к историческим данным....
Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).
Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели: Формирование и развитие у ребят ...
конспект урока по истории для 5 класса "Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь."
Конспект урока для 5 класса по истории....
Конспект урока по русскому языку "Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным"
Данная методическая разработка представлена в форме дидактической игры по теме "Имя числительное" в 9 классе коррекционной школы VIII вида...
Конспект урока по литературе " Образ матери-вечная тема в искусстве"
Тема урока: Образ матери – вечная тема в искусствеЦели урока:1)Взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери.2) Проследить, ка...