"Мир славян"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Даннуй урок можно использовать как для 4 так и для 5 классов по Изобразительному искусству по програме Б. Неменского. В уроке представлена информация о избе, орнаменте, и о древних верованиях наших предков - славянах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_slovyan.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока Изобразительного искусства
5 класс, (учебник Неменского.) (урок – виртуальное путешествие в мир славян).
Цели:: Ознакомить ребят с историей и мифами древних славян. Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища. Воспитывать любовь к Родине, к малой Родине, к её традициям и народной культуре. Развивать познавательный интерес ребят к мифам и быту славян. Воспитывать культурного, образованного, высоконравственного человека. Познакомить учащихся с преданиями русского народа о древе жизни.
Задачи: Воспитывать культуру поведения учащихся. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства. Развитие воображения и фантазии. Развитие зрительной наблюдательности. Развивать творческую и познавательную активность, при помощи самостоятельно проведённого исследования.
Оборудование: у учителя: проектор, экран, ноутбук; электронные физкультминутки, экспертный лист; конверты с заготовками для ребят ( иллюстрации о жизни и быте славян, изображения божеств). у учащихся: ручки, клей, ножницы, фломастеры, пр. и цветные карандаши, лист ватмана.
УУД Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные: умеет обмениваться мнения, слушает учителя и одноклассников, выражает свое отношение к произведениям изобразительного искусства в рассказе, участвует в диалоге, обсуждении. Личностные: повышает культуру речевого общения, развивает способности к творческому самовыражению.
ХОД УРОКА
Организация начала урока. Метод «Встреча»
Цель – Встреча друг с другом, определение настроения каждого и группы, в
целом. Ребята заранее знают, что они поделены на 2 группы. Они желают друг другу успеха и обмениваются рукопожатием. Ребята получают экспертный лист. Задание заполнить экспертный лист во время просмотра презентации.
Вводная беседа. Наши далекие предки украшали свои изделия и дома простейшими орнаментами. Человек пытался понять, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Человек строил деревянные жилище, называемые – «ИЗБА» и применял орнаменты как для украшения так и для защиты от темных сил.
Слайд 2 (символика в оформлении избы). Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная- воду, вертикальная линия превратилась в дождь. А солнце, огонь изображают крестом, часто заключенным в круг.
Слайд 3 А еще верили древние славяне в мироустройство дома. Крыша это правь- верхний мир там, где живут птицы и боги. Середина- это явь – средний мир, мир людей и животных. Подвал -это навь –нижний мир, мир мертвых.
Слайд 4. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, коней можно найти в разных видах народного творчества.
Слайд 5. А вот и сам ЯРИЛО – бог солнышка от весеннего до летнего солнцестояния, бог весенних гроз. Его представляют молодым, красивым, разъезжающем по небу на белом коне и в белой мантии. На голове у него венок из весенних полевых цветов, в левой руке держит он горсть колосьев, ноги босые.
Слайд 6. Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют это образ по разному: великая богиня земли, плодородная, мать – сыра земля, МАКОШЬ, что означает «мать хорошего урожая»
Слайд 7. СВАРОГ бог- кузнец, бог огня и семейного очага. Он творит не магией или словом, а руками. Создает материальный мир. СВАРОГ – источник ОГНЯ и его повелитель. Отсюда происходит слово «сварганить» - сотворить. Варганить можно только с помощью огня и воды (вар – вода) – варганят кузнецы, сварщики, повара. Сварог научил людей пользоваться железными орудиями.
Слайд 8. Домовой - в славянской мифологии добрый домашний дух, который живет в каждом доме. В основном домовые считаются душами прежних хозяев, но бывают и приблудные. Домовой - дух добрый, рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Бывает вредничает и шалит, если ему что не по нраву. Все домовые духи (Дворовой, Овинный, Банный и пр.) служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья.
Слайд 9, 10 . Идем дальше по крестьянскому двору. Овин, где снопы хлеба перед молотьбой сушили. ОВИННИК с горящими как угли глазами жил в яме под овином. Он обычно следил, чтобы огонь в яме несильно разгорался, не позволял разжигать овин по праздникам, а также от сильных ветров. ГУМЕННИК помогал обмолачивать зерно. И иногда когда хотел угодить радивому хозяину, совершал чудо: утром на гумне вдруг появлялись кучи зерна, которого у хозяина не былою. Дворовой заведовал двором.
Слайд 11. Баня, а там жил БАННИК. Баню любили, но побаивались. Верили что баня парит, баня правит. Баня все грехи смоет. В общем куда ни сунься в крестьянском подворье - везде поджидает нечистая сила. Так что вести себя надо аккуратно и соблюдать порядок, установленный этими духами.
Слайд 12. 13 Славяне верили в загробную жизнь и почитали предков тени которых представлялись в виде домового. Буд то бы они оставались в доме и охраняли его потомство от бед. Признавалось существование разного рода нечистой силы – чаще леса- лесной дух-ЛЕШИЙ. Духи умерших детей и утонувших женщин представлялись славянам в образе РУСАЛОК. В глубине озер и рек по представлению славян жили ВОДИНЫЕ.
Слайд 14, 15. Для поклонения богам славяне не строили храмов. Они совершали обрядов священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы. С богами могли общаться только волхвы и кудесники.
Слайд 16. 17. 18.Праздник славян « Ивана купалы» В самую короткую ночь (22 июня) устраивались гуляния с купаниями и прыжками через костры. Девушки пускали по реке венки для поиска жениха. Считалось, что травы в ночь на купалы приобретают чудодейственную, целебную силу, поэтому их собирала ведунья. Нечистая сила также была особенно опасна в эту ночь.
Слайд 19 ОДОЛЕНЬ ТРАВА – в славянских сказках и мифах – трава, обладающая магической силой против демонических чар. Мать Сыра Земля с живой водой тот цветок породили – оттого есть мощь у него против нечистой силы в водах и в полях, и на земле вообще, оттого равна у него сила на водяницу (водяную нечисть) и на поляницу (полевую нечисть)
Слайд 20. Самым веселым праздником можно считать праздник проводов зимы. Масленицу. На празднике сжигали чучело Масленицы. Масленица сопровождалась пиршествами и гуляниями – катаниями с гор, ряжением и другими потехами. На масленицу обязательно стряпали блины как символ бога солнца Ярило.
Слайд 21 Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Мировое Древо было настолько почитаемо у славян, что оно участвовало во многих празднованиях. В частности до сей поры до нас дошла традиция устанавливать на Новый Год ёлку. Сейчас никто не задумывается - зачем это делается, но основной и сакральный смысл Новогодней ёлки - именно образ Центра или Оси Мироздания.
Слайд 22., 23, 24, 25. Образы мира славян в произведениях художников.
После просмотра презентации первая группа делает кроссворд. ( рисует, вырезает и собирает все на лист ватмана ) вторая группа из розданного материала собирает буклет).
В конце урока ребята поздравляют друг друга с успешной работой.
Экспертный лист
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Появление государства у восточных славян.
Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...
Классный час - игра " Древние славяне"
Игра посвящена истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях....
Словарь "Восточные славяне. Первые князья"
Краткий словарь-глоссарий по теме "Восточные славяне. Правление первых князей"...
Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...
Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"
Программа по патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование клуба «Славяне»...
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...