семинар для педагогов "Что такое батик?"
материал по изобразительному искусству (изо) на тему
Семинар для педагогов
ЧТО ТАКОЕ БАТИК?
Обычно под термином «батик» понимают все виды ручной росписи ткани. Техник росписи много, и у каждой - свои истоки.
Много веков назад художники Японии и Китая тушью наносили на рисовую бумагу или шелк удивительные воздушные пейзажи, бытовые сценки, неповторимые в своей красоте цветы, изображения поверхности, не стесненная никакими контурами. Может быть, поэтому современная роспись без применения контурных составов называется свободной.
Среди буйства тропической природы Индонезии яркими цветами выглядят саронги - похожая на юбку национальная одежда местных жителей. Роспись ткани саронгов гармонично сочетается как с окружающей природой, так и с внешностью местных жителей. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на картины великого французского художника Гогена.
Для нанесения рисунка на ткань издавна использовали растопленный воск. Его в виде точек и линий наносили на поверхность ткани с помощью чантинга - небольшой металлической емкости с носиком. У некоторых чан-тингов было два или четыре носика, что ускоряло процесс.
Если предполагалось создать белый рисунок на цветном фоне, ткань с нанесенными восковыми линиями опускали в краситель и, изредка переворачивая, ждали, пока цвет фона не станет достаточно ярким. Если узор хотели сделать многоцветным, восковое покрытие вновь наносили на те участки рисунка, которые должны были сохранить цвет фона, и опускали ткань в другой краситель. В зависимости от рисунка и количества цветов процесс повторяли несколько раз и окрашивание куска ткани могло длиться от нескольких дней до нескольких недель. На поверхности многократно натягиваемой и окрашиваемой ткани появлялись небольшие трещины - они создавали дополнительный узор. Современные художники наносят такие трещины специально, придавая им различные вид и направление в соответствии с замыслом.
В качестве примера рассмотрим последовательность росписи индийского сувенирного панно с изображением богини гнева Сначала был нанесен рисунок, оставшийся белым. Это было сделано либо с помощью чантинга, либо деревянным штампом - они стали применяться с возникновением товарного производства После нанесения воскового покрытия ткань была окрашена в желтый цвет. Получился белый узор на желтом фоне. Ткань высушили. Далее расплавленным горячим воском (отсюда и название - горячий батик) закрыли все поверхности, которые предполагалось оставить желтыми. Красные и зеленые узоры нанесли кистью. Снова просушили ткань. В последний резервирующего состава только будущие черные поверхности. Опустили ткань в черный краситель, после чего снова просушили и удалили восковое покрытие.
Случайные трещины, образовавшиеся в процессе крашения (на панно можно различить черные, красные и зеленые), по форме легко отличить от тех, которые специально создают в своих работах современные художники.
Сегодня горячий батик стал менее трудоемким, оставаясь по-прежнему живописным, высокохудожественным видом росписи.
Изобретение в начале XX века в России резервирующего состава, не требующего нагревания, сделало нашу страну родиной холодного батика. Простота исполнения четкий «витражный» контур делают эту технику интересной для опытных мастеров и привлекательной для начинающих.
Техника узелкового батика пришла с островов Океании. Одно из ее названий - «бандана» -подсказывает, вещи какого назначения можно окрашивать в этой технике. Но не только их. Затейливыми переходами цвета часто покрывают футболки, платья, куртки и даже пальто.
Чтобы воплотить в жизнь свой замысел, современные художники нередко сочетают техники между собой. Например, роспись, выполненную в технике холодного батика, могут покрыть трещинами, характерными для горячего, или создать работу сплошь из разноцветных трещин, дополненных небольшими элементами холодного батика.
Роспись ткани с помощью аэрографа, распылителя или аэрозольных баллончиков с автомобильной эмалью можно назвать батиком весьма условно. Но кто знает, может быть, спустя какое-то время этот вид росписи прочно займет свое место в раду традиционных техник росписи ткани.
Ткани.
Ткань, независимо от выбранной вами техники, должна быть из натуральных волокон. На тканях, содержащих искусственные волокна, краски плохо закрепляются или не закрепляются совсем. Чтобы избежать возможных разочарований и ошибок проверьте натуральность ткани до начала работы. Легче всего это определить с помощью горения.
Волокно | Характер горения | Запах при горении |
Хлопок, вискоза, лен | Горит быстро, полностью сгорает. Оставляет светло-серую золу | жженой бумаги |
Шелк, шерсть | Горит плохо, оставляя маленький темный шарик на конце | жженого рога |
Искусственные | Не горят, плавятся, образуя на конце шарик | нет запаха |
Для первых опытов и для тренировок лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани - мадаполам, маркизет, батист или шифон. Белое простынное полотно, ситец, бязь используются для горячего и узелкового батика.На натуральный шелк лучше переходить, когда вы достаточно овладели техникой росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по-разному поддаются росписи.
Тонкий шелк - понже, креп-шифон - идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается. Более плотные ткани - дюпон, туаль, креп-сатин, крепдешин и креп-жоржет - тоже подходят для работы в технике нанесения контуров, поскольку на них быстрее закрепляются разделяющие линии, чем на плотных шелках, таких как шелк-бурет, тусса.
Эти виды шелка могут быть использованы для нанесения воска или для набивки уплотненных красок, однако, при условии, что разъединяющий материал достаточно хорошо проникает в ткань
Подготовка ткани
Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно. Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок, стирают в горячей воде, шелк - в теплой. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.
Перевод рисунка на ткань
Для первой пробы лучше взять небольшой и несложный образец. Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу тушью или черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань. Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок. Обведите рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом. Если ткань очень прозрачная, а рисунок несложный, можно обводить его сразу резервным составом. Можно импровизировать, сразу нанося резерв на ткань без предварительного наброска, но для этого нужно предварительно закрепить ткань на раме.
Резервирующие составы.
С глубокой древности для украшения ткани применялось окрашивание с использованием различных резервирующих средств, таких как разогретый воск или смола. Техника резервирования была известна во многих странах: в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, в африканских странах, но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии. Традиционный яванский батик - это не простая ткань, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега. Батики до сих пор используются населением Индонезии для повседневной и праздничной одежды. Для традиционного батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом - чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке. Чантинг позволяет наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в индиго и коричневый цвет. В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи кистей или специальных штампов или просто, капая его на ткань.
Узелковый батик
Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.
Кроме ткани для одежды в нашей стране популярны батики – панно.Они органично вписываются в интерьеры квартир и офисов.В панно сюжеты могут быть различными и сцены из повседневной жизни и композиции о природе или животных.Чтобы овладеть искусством батика мало знать процесс производства .Надо учится быть художником, причем художником особого склада умеющим синтезировать подмеченное в жизни.
Уметь обобщать формы и подбирать краски так чтобы изображение радовало глаз и поднимало настроение.Под час художники по ткани вдохновляются лучшими образцами родного искусства и преломляют их в своем творчестве посвященном окружающей жизни.Программа обучения росписи ткани позволяет развивать личность с эстетическим вкусом Обучение в узкой направленности дает возможность ранней, профессиональной ориентации.Особенно интересно занятие росписью по ткани девочкам и женщинам – можно стать дизайнером интерьера собственного дома и одежды.
Занятие росписью по ткани приносят учащимся несомненное удовольствие.Роспись по ткани тем и хороша, что чем глубже ее познаешь, тем больше радости она доставляет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...
Семинар-практикум для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна"
Семинар - практикум для родителей на тему:«Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна». Введение Преодоление нарушений з...
Семинар для учителей начальной школы. "Что такое дислексия".
Определение, причины, пути коррекции дислексии....