Методика обучения игре в шахматы
методическая разработка по физкультуре

Константин Николаевич Карбаинов

Методика обучения игре в шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_obucheniya_igre_v_shahmaty.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия в рамках ФГОС на основе СОТ  

Тема: Методика обучения игре в шахматы

Тема:   Ценность шахматных фигур.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий о ценности шахматных фигур, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Вид урока: путешествие, мультимедиа-урок.

          Планируемые результаты:

Личностные: личностные представления о значимости умения играть в шахматы; стремление к самообразованию, анализу своих действий.

УУД:

Познавательные:

Умения:  формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

Умения: организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные:

Умения: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в паре;  

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере: закрепить основные приёмы игры;  

В сфере компьютерной деятельности:

Умения:  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, в работе с игровой программой.

Оборудование:

компьютеры, шахматные фигуры, карточки с заданиями, интерактивная доска.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Ожидаемые умения

I. Этап мотивации (самоопределения)

к учебной деятельности

(2 мин)

Цель: Создание положительной эмоциональной направленности на включение в деятельность.

- Добрый день!
Долгожданный дан звонок, Шахматный нас ждет урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Сегодня будем мы играть, Узнавать и рассуждать.

Прежде чем начнём работать, давайте проведём разминку.    

Разминка.

Игра «Волшебный сундучок»

В коробках  лежат шахматные фигуры. Ваша задача дать название фигурам.

- Все справились с заданием. Молодцы!

Создает эмоционально-положительный настрой на занятие, создание ситуации доверия.

Регулирует деятельность детей.

Подготавливает  детей к самостоятельной работе.

Создает  условия для возникновения внутренней потребности детей
включения в деятельность («хочу», «могу», «надо»).

Организовывают свое рабочее место под руководством учителя.

Активное слушание.

Слушают учителя.

Определяют фигуры.

Личностные результаты:

Формирование  мотивации  к целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД:

- прогнозирование предстоящей работы;

-  формирование  умения высказывать своё предположение;  

-  формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- развитие умения строить речевое высказывание;

- формирование умения слушать и понимать других;

- формирование умения работать в  коллективе.

Умение слушать и выполнять заданное действие.

Знания шахматных фигур.

II.Актуализация знаний (4 мин)

Цель: Подготовка детей к  деятельности.  

Повторение (проверка готовности)

- Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих занятиях.

А чтобы вы могли сами оценить свою работу на занятии, вам помогут наши друзья – шахматные фигуры. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать карточку с изображением пешки.

В конце занятия мы подсчитаем карточки и подведем итоги нашей работы.

Чтобы заработать больше баллов, нам нужно активно, но по правилам включиться  в игру.

Презентация (загадки, кроссворд).

Побуждение учащихся  к получению новой информации

 Учащиеся разгадывают загадки, кроссворды.

Коммуникативные УУД:

Развитие умения слушать и понимать других.

Регулятивные УУД:

Развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Умение применять полученные знания

III. Этап выявления места и причины затруднения. 

(5 мин)

Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Просмотр мультфильма.

 -  Сейчас мы посмотрим мультфильм «Ежик шахматист».

Обсуждение мультфильма

Победа в каждом виде спорта требует от спортсмена развития различных способностей: силы, выносливости, ловкости.

Так и в шахматах, фигуры по своим характеристикам различны. у каждой фигуры своя роль, своя значимость.  

Показ мультфильма.

Обсуждение мультфильма

Диалог ученика и учителя.

Просматривают отрывок из мультфильма.

Отвечают на вопросы, обращаются к своему жизненному опыту, высказывают своё мнение.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

Развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Умение слушать, смотреть, вести диалог, высказывать свою точку зрения.

IV. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации (2 мин)

Цель: формулировка главной цели и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Как вы считаете, какая цель стоит перед нами? - Узнать ценность каждой шахматной фигуры.

Какая тема нашего занятия? (пауза)

Ответ учащихся: Ценность шахматных фигур.

Этим мы сегодня и займёмся.

Подводит детей к формулировки цели и темы.

(вывесить  тему занятия)

Ставят цель занятия.

- узнать ценность каждой шахматной фигуры.

Формулируют тему занятия.

Личностные УУД: Планирование учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные УУД:

Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания.

Умение определять главную цель занятия.

V. Этап реализации построенного проекта. (12мин)

Цель: создать условия для творчества детей.

Изучение нового  материала.

Казалось бы, что можно уже начинать играть, но, как и в любой игре, в любом виде спорта есть свои тонкости, особенности. Давайте вместе постараемся разобраться в них. Пришла пора узнать ещё больше о правилах Страны черно- белых клеток.

Раз шахматы – это маленькая Страна, в которой своя жизнь, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта. Деньги должны быть лёгкими и удобными.

Среди огромных фигур на доске не сразу и заметишь маленькие шахматные пешки. Но именно они приняты за единицу измерения ценности фигур.

Пешка – это 1 шахматный рубль (деревянный) на шахматной доске.

Так сколько стоят шахматные фигуры и как определить ценность шахматных короля, ферзя, ладьи, слона, коня и пешки? Во сколько же раз одна фигура слабее или сильнее другой?

Презентация (Сила фигур)

Итак, ценность шахматных фигур измеряется в пешках.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0e69/00074de0-ddd292eb/640/img8.jpg

Эти сведения будут вам полезны на первых порах. С опытом вы поймёте, ценность каждой фигуры зависит от ситуации.

Давайте выполним задание, связанное с ценностью фигур.

Презентация.

Ну а ценность короля трудно измерить, его нельзя потерять его надо охранять.

запомни:

основную роль играет в шахматах король.

король бесценен – так и знай.

погиб король – игру ты сдай. 

Побуждение учащихся  к получению новой информации

Оказание индивидуальной помощи каждому ученику

Осуществляю контроль и качественную оценку  деятельности учащихся.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 

Учащиеся сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике.

Личностные УУД:

Формирование

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Умение применять полученные знания

Умение сохранять в памяти учебную задачу, контролировать свои действия согласно задаче.

Физминутка (2мин): Здоровьесбережение через музыкально-динамическую паузу. Активный отдых.

Быстро встали, тихо сели,
Посмотрели вправо, влево,
Сладко-сладко потянулись

Быстро встали,
Посмотрели мы в окошко где растут вдали березки,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.

Шаг назад
И тихо сели, рот закрыли на замок,
Продолжается урок!
 

                                               

6. Этап первичного закрепления (с проговариванием)

(3 мин)

Цель:  организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

  Игра «Куча мала».

А теперь, мы с вами посмотрим, как вы запомнили новый материал.

- Перед нами шахматные доски.

- Как называют друг друга игроки?  (противники, а можно партнёры) 

Перед нами  карточки с цифрами их нужно разложить вместо фигур согласно их номинальной стоимости, чья пара быстрее расставит фигуры на поле.

(работа в парах; каждая пара расставляет фигуры на свою шахматную доску из общей кучи).

Оказание индивидуальной помощи каждому ученику

Осуществляю контроль и качественную оценку  деятельности учащихся.

Игра детей за   шахматными. Работа в паре.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения работать в  коллективе.

Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

Формирование умения на основе своего опыта.    

Умение применять полученные знания, сохранять в памяти учебную задачу, контролировать свои действия согласно поставленной задаче.

7.Этап самостоятельной работы (с самопроверкой по эталону) (3 мин.)

Цель: обобщить материал, систематизировать его.

Шахматные задачи

Перед нами карточки с примерами, но вместо цифр здесь фигуры, необходимо вписать фигуру так чтобы получилось равенство.

Организовывает  самостоятельную работу учащимися Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Самостоятельно выполняют типовые задания по новой теме с
самопроверкой по эталону.
Выявляют причины ошибок и их исправление.

Регулятивные УУД: Формирование навыков контроль, оценки знаний.

Познавательные УУД: Формулирование проблемы.

Умение выполнять типовые задания.

8.Этап включения в систему знаний и повторения (5 мин)

Цель: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизма и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

А теперь я вам предлагаю на практике применить полученные знания. Пересаживаемся за ноутбуки.

Учебник шахматы.   Раздел Игра всеми фигурами. Шахматы для детей.

Организовывает  выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными

Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.

Регулятивные УУД: Выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.

Умение выполнять новые задания, основываясь на ранее изученные.

9. Рефлексия (2 мин) 

Цель: выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Создание чувства удовлетворённости результатами занятия.

- Что вы сегодня нового узнали на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?

- А над чем нам надо поработать?

Подведение итогов  

 

Переведем заработанные пешки в другие более ценные шахматные фигуры.

Мы с вами замечательно провели время в шахматной стране.  

За вашу активность Вы награждаетесь символом наступающего года.

 

Занятие окончено. До свидания!

Привлекаю детей к оценке своей работы.

Определяет уровень решения каждым ребёнком поставленных учебных задач.

Вызываю у детей чувство удовлетворенности результатами урока.

Обмен заработанных пешек на другие шахматные фигуры.

Вручение сладких призов.

Отслеживают степень  выполнения своей работы.

Делятся впечатлениями.  выстраивают собственные высказывания.

Подсчитывают заработанные рубли (пешки), обменивают на соответствующую шахматную фигуру.

Личностные УУД:

Осознание значимости своей работы.

Коммуникативные УУД:

Развитие умения строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД:

Развитие умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Оценивают работу.   Называют,  что получилось хорошо, а над чем нужно поработать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значимость обучения игре в шахматы в дошкольном возрасте.

    Шахматы и другие интеллектуальные игры – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития познавательных процессов....

Методика обучения игре бадминтон в 5-11 классах в образовательных учреждениях.

Методика обучения игре бадминтон в основной школе,...

Табулатура как методика обучения игре на шестиструнной гитаре.

Табулатура-это запись гитарной музыки без нот, где арабскими цифрами записываются лады...

План-Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста

laquo;Чёрно-белая магия» знакомство с игрой шахматы.Цель: Познакомить дошкольников с новой интеллектуальной настольной игрой.Задачи:Образовательные: Познакомить с новыми понятиями:...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУТАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ

Данная статья изучает возможности использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения игре в шахматы в учреждениях дополнительного образования. Рассматриваются сред...