Школьная конференция, посвященная году физики и астрономии «Великие ученые, инженеры, конструкторы»
проект по физике (10 класс)

Ширшова Вера Ивновна

Школьная конференция, посвященная году физики и астрономии

«И это все физика! От кварка до Вселенной! Ключ к пониманию мира».

Программа:

  1.    Видеоролик:

Достижениях Российской науки    (разговоры о важном).

 

  1. Стендовая презентация

Российские физики – лауреаты Нобелевской премии.

 

  1. Презентация работ учащихся:

 

 Великие ученые, инженеры, конструкторы земли Нижегородской.

«И может собственных Платонов

                                                              И быстрых разумом Невтонов

                                                             Российская земля рождать…»

(М.В.Ломоносов)

 

Блок 1.   «Нижегородские Архимеды»

 

1. Кулибин Иван Петрович

2. Калашников Василий Иванович

3. Орлов Иван Иванович

 

                            Блок 2. Пионеры великой эры

           1. Александр Степанович Попов и Нижегородская радиолаборатория

           2. Нижегородские корабелы

           3. Алексеев Ростислав Евгеньевич и его летающие корабли

           4. Миндров Евгений Иванович

 

Блок 3. На страже Отечества

 

  1. Лужин Василий Николаевич
  2. Грабин Василий Гаврилович
  3. Ядерный щит страны
  4. Боголюбов Николай Николаевич

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_k_uroku-konferentsii_dokument_microsoft_word.docx56.42 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная конференция, посвященная году физики и астрономии

«И это все физика! От кварка до Вселенной! Ключ к пониманию мира».

Per aspera ad astra!

 «Великие ученые, инженеры, конструкторы»

Программа:

  1.    Видеоролик: 

Достижениях Российской науки    (разговоры о важном).

  1. Стендовая презентация

Российские физики – лауреаты Нобелевской премии.

  1. Презентация работ учащихся:

 Великие ученые, инженеры, конструкторы земли Нижегородской.

«И может собственных Платонов

                                                              И быстрых разумом Невтонов

                                                             Российская земля рождать…»

(М.В.Ломоносов)

Блок 1.   «Нижегородские Архимеды»

1. Кулибин Иван Петрович

2. Калашников Василий Иванович

3. Орлов Иван Иванович

                            Блок 2. Пионеры великой эры

           1. Александр Степанович Попов и Нижегородская радиолаборатория

           2. Нижегородские корабелы

           3. Алексеев Ростислав Евгеньевич и его летающие корабли

           4. Миндров Евгений Иванович

Блок 3. На страже Отечества

  1. Лужин Василий Николаевич
  2. Грабин Василий Гаврилович
  3. Ядерный щит страны
  4. Боголюбов Николай Николаевич

Вступительное слово:

         Добрый день, я рада видеть вас на школьной конференции «Великие ученые, инженеры, конструкторы». 2023 год был объявлен Департаментом образования Нижегородской области – годом физики и астрономии. Тематика года:  «И это все физика! От кварка до Вселенной! Ключ к пониманию мира!»

 Per aspera ad astra!

         Но физика, это не только физические законы или решение физических задач. Это еще и люди, которые работают, создавая честь, славу и мощь нашей страны.

Еще М. В. Ломоносов писал:     

«И может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать…»

          Всему миру известны имена Российских физиков, ставших лауреатами Нобелевской премии. Их портреты представлены на стендовой презентации. Нам есть, кем и чем гордиться.

А сегодня мы будем говорить о великих Российских ученых, инженерах и конструкторах, которые родились или трудились на Нижегородской земле. Нижний Новгород давно считается одним из самых продвинутых в научном плане городов России. Как-никак в регионе действуют несколько знаменитых на всю страну вузов, работают научно-исследовательские лаборатории, и даже крупнейший в России ядерный центр тоже открыт именно в Нижегородской области.    Во многом такой расцвет академической науки объясняется славным прошлым нашего города.  Без некоторых изобретений, сделанных на Нижегородской земле, трудно представить нашу современную жизнь. Но если о Кулибине знают все, то о других самородках вспоминают гораздо реже. Хотя их разработки не менее ценны, а их истории заставляют нас, потомков, восхищаться и гордиться ими.

И  сегодня ученики 10-Б класса расскажут вам о наших земляках, о замечательных Нижегородских ученых, инженерах, конструкторах,    которыми славится Нижегородская земля.

Итак, слово предоставляется учащимся 10-Б класса. Они расскажут вам о Нижегородских «Архимедах»

              Кулибин Иван Петрович (1735 – 1818 г.)

Выдающийся русский механик-изобретатель и инженер. Создатель новых мостовых конструкций, основоположник отечественной технологии производства оптического стекла. За свои уникальные изобретения был прозван «нижегородским Архимедом».

Родился Иван Кулибин 10 апреля 1735 года в городке Подновье Нижегородского уезда. Усадьба его родителей до наших дней не сохранилась,  Ее место сейчас отмечено мемориальной доской.

Ивану нравилось читать и конструировать разные игрушки. Отец не возражал против такого увлечения сына, он разрешил ему изучать слесарное, токарное и часовое дело. Талантливый юноша изобретал различные устройства и конструировал часовые механизмы. Из всех его творений до наших дней сохранились, разве что, самоходная коляска и невероятной красоты часы - подарок императрице Екатерине.

Узнав о том, что Нижний Новгород должна была посетить сама императрица Екатерина II,  Кулибин решил преподнести ей подарок. Он сконструировал часы, изготовленные из серебра с позолотой, которые имели форму гусиного яйца, внутри располагался сложный механизм из 427 деталей. Часы не только показывали время, но также отбивали часы, половину и четверть часа.  Внутри был встроен крошечный театр с подвижными фигурками, способный проигрывать несколько мелодий. Это было настоящее произведение искусства и чудо механики. Ивану Петровичу удалось преподнести свои уникальные часы Екатерине II. Императрица была настолько покорена филигранной работой новгородского мастера, что в 1769 году назначила его на должность заведующего механической мастерской Петербургской академии наук. Более 30 лет Иван Петрович Кулибин работал в Академии и за это время создал немало славных изобретений. Например, в 1791 году мастер изобрёл и изготовил «самобеглую» повозку, в которой применил маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения. Повозка приводилась в движение человеком через педальный механизм. То есть это был прототип современного велосипеда и легкового автомобиля. Кроме того, Иван Петрович разработал конструкцию «механических ног» — протезов. Первый ножной протез предназначался для офицера Непейцина, героя Очаковской битвы. В 1793 году Кулибин построил лифт с винтовым механизмом, который современники прозвали «подъёмным креслом».

 За свои заслуги Иван Петрович был награждён особой медалью от Екатерины II с надписью: «Достойному. Академия наук – механику Ивану Кулибину».

В Нашем городе в честь Кулибина назван парк, расположенный на месте Петропавловского кладбища. Там и похоронен знаменитый механик. На его могиле установлен бюст. Его именем названо Нижегородское речное училище. На месте дома, где родился Иван Петрович, рядом с Успенским храмом на Ильинской горе, установлена памятная доска.

Калашников Василий Иванович (1849 -1908)

     Калашников Василий Иванович родился в Угличе 30 октября (11 ноября) 1849 г. в старом родовом доме мещан Калашниковых. Здесь же окончил трехклассное городское училище, где показал себя любознательным и на редкость способным учеником.  Большую часть жизни   В. Калашников прожил в Нижнем Новгороде. Уже в молодые годы он стал известен как один из талантливых русских деятелей в области техники. Его называли «мудрым реконструктором паровой машины». Работая на заводе Курбатова в Нижнем Новгороде, ныне это завод Ульянова, он стал активно заниматься усовершенствованием пароходов и уже в 23 года построил свой первый пароход с машиной двойного расширения, получивший название «Истобенец». Фамилия Калашникова была широко известна по всей Волге, а в Нижнем Новгороде Василия Ивановича знали по прозвищу «Механик». Английский инженер Джонс, вершивший делами судостроения на судостроительном заводе купца Курбатова вынужден был заявить: «Теперь мне нечего делать на Волге, у вас есть Калашников». 

     С 1890 по 1894 год В.И. Калашников работал главным механиком Сормовского завода.  По Каспийскому морю плавали построенные им мощные паровые шхуны «Чёрный город» и «Америка». Тогда же он создал машину четырёхкратного расширения пара. Удивительно, что Калашников построил свои первые суда с высокоэкономичными паровыми машинами, когда ни в Америке, ни в Западной Европе ещё не было даже машин двойного расширения. Таким образом, он почти на 20 лет опередил Европу и Америку!  Калашниковым была изобретена форсунка для более экономного сжигания мазута в топках. За нее Василий Иванович был удостоен золотой медали Русского технического общества. В 1879 г. тридцатилетний В.И. Калашников, не имевший диплома, получил общее признание как один из передовых русских инженеров, работавших тогда на Волге, и был избран председателем Нижегородского отделения Императорского Русского технического общества.

       Еще один интересный факт: в 1880 году в Нижнем Новгороде создалось чрезвычайно тяжелое положение с водоснабжением. Для создания водопровода деятели города пригласили англичан.  Когда в верхней части города была смонтирована водонапорная башня, куда предполагалось подавать воду по трубам с Оки насосами, Василий Иванович категорически заявил, что английские насосы на гору воду не поднимут. Так оно и произошло. Городская дума была вынуждена признать неудовлетворительность иностранных машин и котлов. Тогда за дело взялся Калашников, и работа была выполнена в предельно короткий срок. Водопровод был пущен 14 октября 1880 г. Общая длина водопроводных сетей составила около 27 км. К 1915 году водопроводная сеть города разрослась до 56,7 км. Калашниковская водонапорная установка работала безотказно до 1926 года. Оборудование талантливого механика сорок шесть лет снабжало водой крупнейший город на Волге. 

       В 1886 году Калашников стал организатором и руководителем первого в мире журнала по речному делу «Нижегородский вестник пароходства и промышленности». А через год при его пособничестве в городе было открыто первое в России учебное заведение для речников — Нижегородская речная школа (сейчас - Нижегородское речное училище имени И. П. Кулибина), Он стал там преподавателем механики и геометрии.

     В 1898 году главному механику завода У.С. Курбатова мещанину Василию Ивановичу Калашникову было присвоено звание потомственного почётного гражданина Нижнего Новгорода. Память о Василии Калашникове жива: его имя носят улица в центре Сормова, Рыбинское речное училище, теплоход «Механик Калашников». Похоронен  Калашникова на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода. На здании завода Ульянова, на Казанском съезде установлена мемориальная доска в память о Василии Ивановиче Калашникове.

А вы знаете, что способ защиты денежных купюр от подделок изобрёл нижегородец – крестьянский сын Иван Орлов?

Иван Иванович Орлов

       Родился 19 июня 1861 года в небольшом селе Неледино  Княгининского уезда Нижегородской губернии в бедной крестьянской семье. Отец его умер, мать уехала на заработки в Нижний Новгород. Иван остался со своей бабушкой, он частенько ходил с ней по деревням и просил милостыню. Когда Ване было 10 лет, мать перевезла его в Нижний Новгород. Там мальчик вместе с ней работал в трактире: мыл посуду, выполнял мелкие поручения, а в свободное время рисовал портреты посетителей. Именно там талантливого паренька заметил нижегородский купец Власов и помог тому поступить в Кулибинское ремесленное училище, а затем Строгановское  художественное  училище. После  училища  Иван Иванович  стал  работать  художником  на ткацкой  фабрике. Его пытливый  ум, талант, жажда изобрести что – то своё  привели его к открытию  способа  многокрасочной  печати и  к   изобретению ротационной печатной машины.

Свой проект Иван Иванович предложил министру финансов. Проект понравился  властям, и    изобретатель  был принят на работу.

Доклад Ивана Орлова об изобретении был одобрен самим императором Александром III, повелевшим выдать премию изобретателю в размере 7000 рублей золотом и присвоить ему звание Личного почетного гражданина за особые труды.

       С 1886 года работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Изобретения Орлова И.И. экспонировались на Парижской и Чикагской всемирных выставках, в 1902 году удостоены премии Петербургской Академии Наук. Новые купюры произвели фурор на мировом банковском рынке. На Всемирной выставке в Чикаго один иностранец, осмотрев печатную машину Орлова, сказал: «Но всё же это невероятно: не мог русский Иван создать такое чудо графического искусства и механики!» На что сам изобретатель ответил: «Почему – Иван? Нас было два Ивана». Похожая реакция была и в парижском банке, когда Роберт Ленц сообщил о том, что в России придумали эффективный способ защитить банкноты от подделки, – ему просто не поверили. Это был эффект «разорвавшейся бомбы».

Почти до самой смерти в 1928 Орлов проработал на Гознаке. По способу  И.И. Орлова печатались советские червонцы и другие ценные бумаги, включая документы с водяными знаками. Именно он предложил использовать способ гравировки в качестве основного технического элемента защиты от подделки (глубокая печать). Сейчас рукописи Ивана Орлова с воспоминаниями о жизни, истории создания печатной машины и разработке способа печати хранятся в Гознаке, а станки, созданные на основе его конструкторских решений, используются во всем мире и носят имя «Супер Орлоф Интаглио».

   Мы ежедневно держим в руках деньги и ценные бумаги, смотрим книги с цветными иллюстрациями и даже не задумываемся, что первую в мире четкую цветную картинку "нарисовал" для нас земляк-нижегородец, художник и изобретатель Иван Орлов. В 2002 году Гознак выпустил рекламную банкноту, посвящённую Ивану Ивановичу Орлову. На её лицевой стороне – образцы орловской печати, портрет Орлова и его факсимильная подпись, а на оборотной стороне – схема его печатного станка.

Александр Степанович Попов (1859–1905) — русский физик и электротехник, первый российский радиотехник, основатель радиотехнической научной школы, профессор,  изобретатель в области радиосвязи. Почётный инженер-электрик, статский советник.

Александр Попов родился 16 (4 по ст.ст.) марта 1859 года в поселке Туринские рудники  Пермской губернии  в семье священника. Фамилия говорила сама за себя — знаменитый изобретатель происходил из старинного рода священнослужителей Поповых. 

Среднее образование Попов получил в Пермской Духовной семинарии, где учился с 1873 по 1877 гг. Александр неохотно участвовал в затеях и играх, но зато с большим увлечением и интересом занимался математикой и физикой. А.С. Попова интересовали научные открытия во всех областях применения электричества. Он, например, занимался исследованиями только что открытых рентгеновских лучей. Им был изготовлен один из первых в России рентгеновских аппаратов, получены снимки различных предметов, в том числе снимок руки человека. Перечень изобретений Александра Степановича Попова включает не только систему телеграфии без проводов и систему радиосвязи, но и первый прибор для регистрации электромагнитных излучений атмосферного происхождения — грозоотметчик, первый детекторный радиоприемник с приемом телеграфных сигналов на слух, первый кристаллический точечный диод, первая радиотелефонная система.

25 апреля (7 мая по новому стилю) 1895 г. Александр Степанович Попов впервые представил своё изобретение на заседании Русского физико-химического общества, где выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника. 

Рассказывать историю о споре за право первенства открытия радиоволн между итальянцем Маркони и русским Поповым нет смысла. Вкратце: Попов сделал свой доклад в мае 1895 года, Маркони подал заявку в июне 1896 года. Популяризации радио мы обязаны именно Гильермо Маркони. Но изобретатель — Александр Попов.

В 1889 году А. С. Попову предложили место директора электростанции в Нижнем Новгороде (она обслуживала местную ярмарку).  Работа Попова была напряженной: с октября по май – преподавание в минном классе в высшей офицерской школе в Кронштадте, летом – работа на электростанции. И не прекращающаяся исследовательская деятельность. Здоровье профессора Электротехнического института было подорвано. И  в канун Нового 1906 года Александр Степанович Попов скончался .  А. С. Попов внес неоценимый вклад в развитие электротехники и физики. 

В июне 1918 года по инициативе М. А. Бонч-Бруевича Народным комиссариатом почт и телеграфов был предложен проект по  созданию радиолаборатории.  Выбор места расположения будущего центра исследований пал на Нижний Новгород. Основными факторами, повлиявшими на это, стала относительно небольшая удалённость от столицы и, вместе с тем, достаточно безопасное расстояние от белогвардейских отрядов. Немаловажным было наличие высокоразвитой металлообрабатывающей промышленности (заводы СормовоФельзер и др.), налаженное железнодорожное сообщение и проволочный телеграф для связи с Москвой и Петроградом. Владимир Ленин подписал постановление Совнаркома, которое утверждало «Положение о радиолаборатории с мастерскими Народного комиссариата почт и телеграфов». Учёные того времени стали продолжателями дела выдающегося русского учёного, физика, изобретателя радио Александра Степановича Попова. В августе 1918 года Нижегородская радиолаборатория Нижегородская радиолаборатория (НРЛ) — первый советский научно-исследовательский центр в области радиотехники был открыт. НРЛ обосновалась в доме № 5, в трёхэтажном здании бывшего общежития на Верхневолжской набережной. Первым управляющим стал ученик А. С. Попова В. М. Лещинский, позднее Михаил Александрович Бонч-Бруевич.  Лаборатория занималась разработкой новых методов использования радиотелефонной связи с помощью  электронных ламп. Был налажен серийный выпуск таких ламп. С весны 1919 года Нижегородская лаборатория выпускала до 1000 ламп в год. Уже осенью 1920 года на Ходынской радиостанции в Москве был установлен радиотелефонный передатчик из Нижегородской лаборатории.  Радиостанция получила наименование «Центральная радиотелефонная станция им. Коминтерна».  1 октября 1928 года,  Нижегородская радиолаборатория была перевезена в Ленинград, где, после объединения с Ленинградской радиолабораторией, появилась Центральная радиолаборатория.  В настоящее время на  первом этаже здания, принадлежавшем радиолаборатории, работает музей, посвященный её истории. Экспозиция музея содержит множество оригинальных приборов и образцов не только радиооборудования, но и телевизионных устройств. Существенную часть выставки составляют радиолампы 1930-х годов.

Нижегородские корабелы

    В середине XIX века на Волге появились первые паровые суда. По берегам реки возникло множество судоверфей. Кстати, одной из старейших была Сормовская. В середине XIX века на Волге появились первые паровые суда. По берегам реки возникло множество судоверфей. Кстати, одной из старейших была Сормовская. 21 июля 1849 года на землях Балахнинского уезда, начиная от межи государственных крестьян Козинской волости деревни Соромовой вниз по течению реки Волги вдоль ее главного берега основан Сормовский завод. Первое время завод строил деревянные суда. Первенцами завода стали забежка "Ласточка" и двухтрубный кабестан "Астрахань". Но уже в 1852 году нижегородское предприятие спускает на воду свое первое судно с металлическим корпусом — пароход "Орел". Важным проектом в истории предприятия стал спуск на воду первого в России двухпалубного парохода "Переворот". Его появление на волжской магистрали вызвало сенсацию и ознаменовало переворот в речном судостроении.  С 1890 по 1894 год главным механиком на Сормовском заводе работал Калашников Василий Иванович о котором вы уже слышали сегодня. По Каспийскому морю плавали построенные им мощные паровые шхуны «Чёрный город»  и «Америка». Нигде в мире еще не было подобных кораблей. В 30-е годы на заводе Красное Сормово были построены уникальные «правительственные» теплоходы "Максим Горький". "Иосиф Сталин", "Клим Ворошилов", "Михаил Калинин", "Вячеслав Молотов".

     В годы Великой Отечественной войны Сормовский завод был перепрофилирован на строительство танков. На заводе выпускался танк Т-34, который признан лучшим танком второй мировой войны.

    В августе 1957 года спущено на воду первое в мире пассажирское судно на подводных крыльях "Ракета-1", затем "Чайка", "Метеор", "Буревестник". Лидирующие позиции в области разработки судов на подводных крыльях принесли заводу мировую славу и известность. Помимо гражданского судостроения Нижегородская область прославилась военными морскими проектами. Одним из важнейших проектов завода "Красное Сормово" стала подводная лодка типа "Щука", которая получила название "Комсомолец". Предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки. Всего с 1930 по 2005 года на заводе "Красное Сормово" построено 300 подводных лодок (в том числе 25 атомных) В августе 2019 года впервые с советских времен были введены в эксплуатацию новые суда на подводных крыльях "Валдай". Осенью прошлого года на заводе "Красное Сормово" впервые в новейшей российской истории был спущен на воду гражданский пассажирский лайнер на 300 мест.

Алексеев Ростислав Евгеньевич (1916 – 1980 г.)

        Знаменитый кораблестроитель Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в Брянской области в интеллигентной семье агронома и учительницы. «…Детей Алексеевы воспитывали по тогдашним временам очень необычно: ничего не запрещали и помогали во всём разобраться самим.

Когда Алексееву было 16 лет, он сконструировал свою первую яхту, чтобы тренироваться на ней. А его вторая 5,5-метровая яхта привела его к его первым спортивным достижениям. В дальнейшем Алексеев не раз принимал участие в различных соревнованиях. В период с 1937 года исследователь неоднократно занимал призовые места в парусных регатах.

В 1933-м году Алексеевы решили переехать в город Горький здесь молодой человек поступил в Горьковский индустриальный институт на кораблестроительный факультет, а параллельно с этим будущий конструктор начал обучение в художественном училище. Свою дипломную работу — «Глиссер на подводных крыльях», Алексеев защитил 1 октября 1941 года, когда в страну уже пришла война. Дипломная работа Ростислава была засекречена, и позже ему придется буквально выкрасть оригиналы собственных расчетов для проектирования катера на подводных крыльях Знакомая студентка вынесет диплом, чтобы Алексеев перефотографировал его.
Окончив институт, Алексеев направился работать на завод «Красное Сормово». Он поступил туда на должность контрольного мастера выпуска танков Т-34. А уже в начале 1943 года Алексеев возглавляет «Гидролабораторию» на заводе, и команда приступает к созданию первого двухместного катера на подводных крыльях. В1948 проходят испытания нового катера КПК А-5, который развивает скорость 110 км./в час.
      Алексеев приступает к созданию первого пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета». Эта новость облетела весь мир и произвела эффект разорвавшейся бомбы. Первое пассажирское судно на подводных крыльях по скорости превосходило все гражданские теплоходы, которые ходили в то время. Затем на воду были спущены «Метеор», «Комета», катер «Волга», «Спутник», «Буревестник», «Восход», «Беларусь», «Вихрь».
Суда на подводных крыльях Ростислава Алексеева — один из самых прорывных экспортный продуктов российско-советской промышленности.

       И 1976году Алексеев приступает к созданию первых экранопланов- летающих кораблей. Испытания экранопланов «Орленок», и «Лунь», созданных для воздушно-десантных войск, проходили на Каспийском море. Западная пресса внимательно следила за деятельностью нижегородского конструктора, и зарубежные газеты прозвали экраноплан, разработанный Алексеевым, «Каспийский монстр». 

       Ростислав Евгеньевич Алексеев внес огромный вклад в развитие российского кораблестроения. В 1951-м году конструктор получил Сталинскую премию второй степени. Затем в 1962-м году заслуги ученого вновь были признаны на государственном уровне. Исследователь удостоился звания «Заслуженный изобретатель»,  а также получил Ленинскую премию. Портрет авиаконструктора Ростислава Алексеева висит в библиотеке конгресса США, в специальной галерее с изображениями выдающихся людей, внесших наибольший вклад в развитие цивилизации в ХХ веке. И это вполне заслуженно. Именно ему принадлежит пальма первенства в создании нового вида транспортного средства – экраноплана.

      Алексеев лично проводил испытания своих судов, каждый запуск был для него важным событием. Зимой 1980-го года Алексеев присутствовал на испытании новой версии экраноплана. Во время запуска судна конструктор получил серьезную травму, которая привела к развитию перитонита. Кораблестроителю сделали 4 операции, но это не помогло ему восстановить здоровье. 9 февраля этого года Алексеев скончался. Официальной причиной смерти конструктора стал плеврит. Проститься с великим изобретателем пришла добрая половина Нижнего Новгорода. Конструктор покоится на Бугровском кладбище. На могиле исследователя установлен его бюст.

Сегодня в городе есть много того, что напоминает о деятельности выдающегося конструктора. Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева (ЦКБ по СПК).
Нижегородский государственный технический университет имени Алексеева.
В центре Сормовского района Нижнего Новгорода именем Алексеева названа площадь, в начале Юбилейного бульвара установлен памятник Алексееву, на улице Коминтерна установлена памятная звезда.
Мемориальная доска на доме 45а по улице Ульянова, где жила семья Алексеевых.
Экраноплан «Волга-2», последняя разработка конструкторского бюро под руководством Р. Алексеева, стал памятником около стен Политеха.
В Нижнем Новгороде ежегодно проводится парусная регата на кубок Ростислава Алексеева.

Евгений Иванович Миндров (1910-1987 г.)

      Евгений Иванович родился 4 ноября 1910 г. в Симбирской губернии. В 1928 году поступил в Казанский госуниверситет, окончил его по специальности «Аэродинамика». После аспирантуры в 1933 году был направлен в г. Горький на авиационный завод № 21 (ныне – «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол») в серийно-конструкторский отдел, где работал конструктором, В годы Великой Отечественной войны он возглавил конструкторский отдел по созданию серийных самолетов Ла-5, Ла-7. В 1956 году стал главным конструктором  завода  № 21.  Внес большой вклад в создание многочисленных модификаций одного из самых известных истребителей мира – МиГ-21, 25 и других.

 Именно на этих самолетах летают легендарные авиационные  группы высшего пилотажа Военно-воздушных сил России. «Стрижи́»  и «Русские витязи».  

 Миндров был идеологом упрощения конструкции и облегчения серийных машин. На его счету большое количество рацпредложений, за которые он в 1962 году получил большую серебряную медаль ВДНХ, а в 1976 – золотую. Труд Миндрова отмечен высокими правительственными наградами: орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции. В 1980 году он стал лауреатом Государственной премии, ему присвоено звание «Почетный авиастроитель». На доме 20 по ул. Чаадаева, где  жил Евгений Иванович Миндров установлена мемориальная доска

Вся его жизнь прошла среди Катюш: сестра Катюша, жена Катюша и его детище – знаменитая машина  реактивной артиллерии, прозванная в народе «Катюшей»… Тяжелая и трагическая судьба.

Рубрику «Нижегородские изобретатели» продолжает Василий Николаевич Лужин (1906-1955).

Лужин Василий Николаевич (1906 -1955 г.)  Pодился будущий конструктор 21 октября (2 ноября) 1906 года в деревне Новодмитриевка Ардатовского уезда Нижегородской губернии (ныне Выксунского района) в большой семье зажиточного крестьянина, где было 6 детей. В 1918 году, боясь раскулачивания, его отец вступил в ВКП(б), отдал дом под школу, а сам с семьёй переехал в Выксу. В 1931 году Василий с отличием окончил семилетку, потом рабфак в Нижнем Новгороде  и Московский авиационный институт.  По его окончании в 1935 году был распределён в конструкторское бюро в Ленинград. В апреле 1937 годa,   Василия Николаевича Лужин был назначен главным инженером Реактивного института, занимался разработкой снаряда для реактивной системы БМ-13, которая позднее стала известна как «Катюша».

       Самое грозное оружие Второй мировой войны – плод коллективного труда многих людей, но именно Василию Лужину принадлежали идеи по конструкции снаряда, которые придали ему особые боевые качества и сделали страшным для врага. Он создал принципиально новую боеголовку, изменив конструкцию стабилизаторов, сделав их объемными, жесткими, невосприимчивыми к вибрациям.

       Снаряд успешно прошел испытания и в декабре 1939 года вместе с пусковой установкой получил рекомендацию к принятию на вооружение. Работа Лужина была удостоена высокой оценки наркома обороны. А создатель грозной «Катюши» к тому времени уже был осужден по политической статье – якобы за то, что разбил портрет Сталина. Полностью отбыл восьмилетний срок, работая на строительстве железной дороги в Печоре, затем в специальном конструкторском бюро НКВД-МВД СССР при авиационном заводе в Рыбинске. 6 мая 1948 года освобождён по отбытии наказания. Будучи морально надломленным, отказался от попыток найти работу по специальности в Москве, вернулся в Выксу, где работал на Выксунском заводе дробильно-размольного оборудования в конструкторском бюро.

          Главный конструктор завода Стрельцов из короткого знакомства с Лужиным понял: перед ним талантливый инженер, «под свою ответственность» принял бывшего зэка на должность конструктора.  И не пожалел! Василий Николаевич оказался удивительно знающим специалистом, но чрезвычайно замкнутым, необщительным человеком. Он был человеком без прошлого, совсем ничего не рассказывал о себе, как впоследствии вспоминали сослуживцы по конструкторскому бюро… В 1955 году Василий Николаевич скоропостижно скончался от инфаркта на лестнице своего дома. В 1958 году по заявлению вдовы Лужина  дело конструктора пересмотрено, и он был полностью реабилитирован.

         Указом Президента СССР от 21 июня 1991 года за выдающиеся заслуги в укреплении оборонной мощи Советского государства и большой личный вклад в создание отечественного реактивного оружия Лужину Василию Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда (посмертно).

Так была восстановлена справедливость в отношении нашего земляка, конструктора, одного из ведущих разработчиков реактивных снарядов для установки залпового огня БМ-13. В 2004 году в Новодмитриевской школе был открыт Музей боевой и трудовой славы им. В.Н. Лужина.

Грабин Василий Гаврилович  (1899 -1980 г.)

      Василий Гаврилович Грабин - советский конструктор и организатор производства артиллерийского вооружения Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда, генерал-полковник технических войск, лауреат четырёх Сталинских премий, действительный член Академии артиллерийских наук.

       Василий Гаврилович Грабин родился 28 декабря 1899 года в Краснодарском крае. После трех лет школы одиннадцатилетнему Василию пришлось начать трудовую жизнь и сменить множество мест работы: он был рабочим в котельных мастерских, чернорабочим на мельнице, сортировщиком писем в почтово-телеграфной конторе. В начале 1920 года Василий уходит в армию и его определяют в Петроградскую командную школу полевой тяжелой артиллерии,  затем Военно-техническая академия РККА. Окончив академию в 1930 году, Грабин занимает должность заместителя начальника «Конструкторского бюро № 2 Всесоюзного орудийно-арсенального объединения». Во время Великой Отечественной войны Василий Гаврилович Грабин был назначен на должность главного конструктора завода № 92  в город Горький. Одним из ярких примеров его деятельности стало создание самой знаменитой пушки Второй мировой войны – ЗИС-3, которую на фронте прозвали «пушкой Грабина», памятник которой находится в Нижегородском кремле. Она  насквозь  пробивала  толстобронные немецкие  танки  «Тигр» и «Слон». До сего дня модифицированные «ЗиС-2» стоят на вооружении ряда стран мира.

Сталин впервые увидев ЗИС-3, сказал: «Эта пушка – шедевр в проектировании артиллерийских систем». 

Из 140 тысяч советских пушек времен Великой Отечественной, более 120 тысяч были разработаны под руководством и по проектам легендарного советского конструктора Василия Гавриловича Грабина.  В КБ Грабина создавались не только полевые артиллерийские системы, но и пушки для танков, в частности, для знаменитого Т-34. В 1960 году Василий Гаврилович Грабин  возглавил кафедру в МВТУ им. Баумана и стал читать курс по артиллерийскому вооружению.

Фактически  В.Г. Грабин – отец современной  артиллерии.

Ядерный щит страны.

После первого атомного испытания в США в июле 1945 года и далее – атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе того же года наступил решающий этап советского атомного проекта. Было ясно, что для успешного овладения атомной бомбой необходимо иметь особую организацию, с разнообразными лабораториями, специальной техникой, собственными опытными заводами. Месторасположение такого комплекса должно было отвечать ряду требований. Во-первых, в силу сверхсекретности он не мог находиться в густонаселенной местности, во-вторых, новый объект не следовало располагать далеко от Москвы.

Географическое расположение Сарова  Горьковской области сыграло огромную роль в судьбе этого места. В Российской империи оно было широко известно благодаря монастырю, в котором молился православный святой Серафим Саровский

17 июля 1947 года посёлок Саров был изъят из административного подчинения Мордовской АССР и исключён из учётных материалов по административному делению РСФСР.

Первыми кодовыми обозначениями нового объекта были "Объект-550", затем Кремлев, а потом Арзамас-16. В 1995 году ему было присвоено нынешнее название — Саров. Главным конструктором и научным руководителем был назначен Юлий Борисович Харитон. Девизом которого была фраза – "мы должны знать в десять раз больше, чем нам нужно сейчас".

Советский Союз в кратчайшие сроки путем колоссального напряжения сил и ресурсов в условиях послевоенных лет создал свой первый атомный заряд, носивший условное название РДС-1 ( "реактивный двигатель специальный"). Он был успешно испытан 29 августа 1949 года. Как писал Иосиф Виссарионович Сталин «Если бы мы опоздали на один – полтора года, то испробовали бы этот заряд на себе »

Испытание первого отечественного атомного заряда имело огромное военно-политическое значение. Во-первых, это событие означало, что США лишились монополии на обладание атомным оружием.                                            Во-вторых, была подтверждена правильность представлений об особенностях ядерных зарядов и открыта возможность для дальнейшего их совершенствования.                                                                                                  В-третьих, испытание стало доказательством того, что в Советском Союзе успешно создана основа атомной промышленности.

Саровский ядерный центр занимает в истории первое место среди других научных институтов по вкладу в обороноспособность России, как сильной, независимой державы. 

Крупнейший научно-исследовательский комплекс страны, предприятие Росатома РФЯЦ-ВНИИЭФ успешно обеспечивает надежность и безопасность "ядерного щита" РФ, а также выполняет разработки гражданского назначения.

Боголюбов Николай Николаевич  (1909 – 1992 г.)

      И здесь следует вспомнить еще одного нашего земляка, великого ученого

Никола́я  Никола́евича  Боголю́бова.

Николай Боголюбов родился в 1909 году в Нижнем Новгороде в семье преподавателя богословия, философии и психологии Нижегородской духовной семинарии магистра богословия Николая Михайловича Боголюбова. Мать Ольга Николаевна, окончила Нижегородское отделение Московской консерватории по классу рояля и работала в Нижнем Новгороде преподавательницей музыки. Образованием Боголюбова занимался его отец. Николай самостоятельно занимался математикой и физикой. В школе Коля учился в шестом и седьмом классах. Аттестат об окончании семилетки и стал единственным документом об образовании, который он получил за всю свою жизнь. Следующим документом был диплом доктора математики. 

 К 13 годам он освоил университетскую программу, в 21 стал доктором наук, в 29 – академиком. В 13 лет Боголюбова взяли на работу в Киевский университет. Он занимался исследованиями, писал научные работы. Потом была Москва – работа в МГУ, в Математическом институте им. Стеклова. Своими мыслями и идеями он щедро делился с учениками, число которых непрерывно росло.  Говорили, что у Николая Николаевича полны карманы тем, и он раздает их направо и налево, не считая. Боголюбов был настолько универсальным ученым, что коллеги, не знавшие его лично, спрашивали: «А не существует ли нескольких Боголюбовых, каждый из которых лучший в своей области?»

       После первого атомного испытания в США в июле 1945 года и далее – атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе того же года наступил решающий этап создания советского атомного проекта.

Географическое расположение Сарова  сыграло огромную роль в судьбе этого места. 17 июля 1947 года посёлок Саров был изъят из административного подчинения Мордовской АССР и исключён из учётных материалов по административному делению РСФСР. Ему было присвоено кодовое название Арзамас-16. В 1995 году ему было присвоено нынешнее название — Саров.

         В 1950 г.     Н. Н. Боголюбов  был привлечен к работе ядерного центра в Арзамасе-16. Именно он был руководителем отдела, производившего математические расчеты,  связанные с созданием и испытанием первой атомной бомбы. Как писал Иосиф Виссарионович Сталин «Если бы мы опоздали на один – полтора года, то испробовали бы этот заряд на себе »

        Советский физик-теоретик и математик, академик Российской академии наук; основатель научных школ по нелинейной механике и теоретической физике. Дважды Герой Социалистического Труда, Был номинирован на Нобелевскую премию. С 1965 года возглавлял Объединенный институт ядерных исследований в Дубне. Он был избран членом Американской академии наук и искусств в Бостоне, Болгарской академии наук, Польской академии наук, Академии наук ГДР, Гейдельбергской академии наук (ФРГ), Национальной академии наук США. Он принадлежит к плеяде тех замечательных ученых-естествоиспытателей, которых дала миру наша Родина. В Нижнем Новгороде, в сквере на Большой Покровке, перед зданием физического факультета стоит бюст выдающемуся ученому Н. Н. Боголюбову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка физико-математической конференции на тему "Великие ученые в области физики и математики"

разработка внеклассного мероприятия по предмету для обучающихся 10-11 классов, студентов СПО...

План школьных мероприятий посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

План школьных мероприятий к празднованию 70-летия Победы  Великой Отечественной войны...

Задания к школьному туру олимпиад по физике и астрономии (с ответами) 2015-2016 уч. год

Олимпиадные задания +решение по физике и астрономиии...

Задания к школьному туру олимпиад по физике и астрономии (с ответами) 2015-2016 уч. год

Олимпиадные задания +решение по физике и астрономиии...

Урок-конференция по физике на тему: «Вклад ученых физиков в победу в Великой Отечественной войне»

Урок-конференция по физике на тему: «Вклад ученых физиков в победу в Великой Отечественной войне»...

Доклад на XII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого – педагога, академика В.А. Сластенина 23 – 24 сентября 2021 года. Тема выступления: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОР

В докладе освещаются актуальные проблемы ПОО, связанные с необходимостью профессионального развития педагогов, а также приводятся примеры международной практики их решения....

Математик, физик и инженер-конструктор Христиан Гюйгенс, подаривший человечеству мощный телескоп и карманные часы, а также приложивший руку к созданию паровой машины.

Сегодня 395 лет со дня рождения Христиана Гюйгенса(14 апреля 1629 — 8 июля 1695) г. Москва, Восточный округ.АНО ОО "Русская Международная Школа" ....