Урок-лабораторная работа. Тема:"Механические колебания" 9класс
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Актуализация знаний по теме:
колебательное движение, величины, характеризующие колебательное движение (ученик у доски записывает ответы)
- Выполнение лабораторной работы по группам.
- Построение графиков зависимости периода от длины маятника,
частоты колебаний от длины маятника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_obl..docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - лабораторная работа
Тема: Механические колебания.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Оборудование урока: учебник, тетрадь для лабораторных работ, набор для проведения лабораторной работы, план – задания.
Домашнее задание: п.24,25,26-повторить, упр.24
План урока
- Организация начала урока, объявление темы и цели урока – 3мин.
- Актуализация знаний по теме:
колебательное движение, величины, характеризующие колебательное движение (ученик у доски записывает ответы) 3мин
- Выполнение лабораторной работы по группам.10мин
- Построение графиков зависимости периода от длины маятника,
частоты колебаний от длины маятника. 3мин
- вывод каждой группы после выполнения практической части.5мин
- 1.Решение задач по группам. 10мин
2. Выполнение дополнительного задания(пятой группы) – 10 мин.
- Вывод лабораторной работы
(отчет каждой группы) – 7 мин.
Цели:
1.Обучающие:
-научить применять имеющие знания к различным теоретическим и практическим заданиям
-повторить основные определения, понятия и формулы
-совершенствовать навыки решения расчетных задач
- совершенствовать умения выполнять измерения с помощью приборов
- научить графически изображать зависимость одной физической величины от другой
2.Развивающие:
-развивать интерес к физике
-развивать логическое мышление
-развивать культуру общения
-учить делать выводы, после проведения экспериментальных заданий
3.Воспитательные:
-формировать навыки групповой работы
-формировать сознательную дисциплину
-познавать познавательную деятельность и активность учащихся
-воспитывать умение достойно проигрывать, анализировать пробелы и промахи
Ход урока
Я вам желаю
Ума – чтоб хорошо учиться.
Усидчивости – чтобы научиться.
Решать, считать, и думать, и мечтать,
экспериментировать, анализировать
И на вопросы отвечать.
- Сегодня на уроке мы выполняем лабораторную работу.
Тема лабораторной работы «: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Цель лабораторной работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
2.Актулизация знаний:
- что такое колебания?
-какие колебания называются свободными?
- что называется нитяным маятником?
- что такое период колебаний? Обозначение. Единица измерения. Формула.
- что такое частота колебаний? Обозначение. Единица измерения. Формула.
-что такое амплитуда колебаний?
- записать формулу выражающую, связь между периодом колебаний и частотой.
3.Класс разбит на пять групп и каждая группа получает индивидуальное задания для выполнения лабораторной работы.10мин.
Задания для группы №1
1.Лабораторная работа№3
Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Указание к работе
-начертить таблицу
1 | 2 | |
L,см | 5 | 80 |
N | 30 | 30 |
t,с | ||
T,с | ||
v,Гц |
-укрепить маятник в штативе, при этом длина маятника для первого опыта 5см, для второго 80 см. Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика
-для проведения опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
-для каждого опыта вычислите и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника, v частоты колебаний
Полученные результаты запишите в таблицу.
- сделайте выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от его длины. Запишите вывод.
- Значение периода и длины маятника записать в таблицу на доске
2.Ответьте на вопрос: увеличили или уменьшили длину маятника, если: период его колебаний сначала был 0,3с, а после изменений длины стал 0,1с.
3.Материальная точка за 2,5мин совершила 120 полных колебаний. Определите период и частоту колебаний.
Задания для группы №2
Лабораторная работа№3
Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Указание к работе
-начертить таблицу
1 | 2 | |
L,см | 10 | 100 |
N | 30 | 30 |
t,с | ||
T,с | ||
v,Гц |
-укрепить маятник в штативе, при этом длина маятника для первого опыта 10см, для второго 100 см. Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика
-для проведения опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
-для каждого опыта вычислите и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника, v частоты колебаний
Полученные результаты запишите в таблицу.
- сделайте выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от его длины. Запишите вывод.
- Значение периода и длины маятника записать в таблицу на доске
2.Ответьте на вопрос: увеличили или уменьшили длину маятника, если: частота его колебаний вначале была равна 5Гц, а потом уменьшилась до 3ГЦ?
3.Материальная точка колеблется с частотой 10кГц. Определите период и частоту колебаний в минуту.
Задания для группы №3
Лабораторная работа№3
Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Указание к работе
-начертить таблицу
1 | 2 | |
L,см | 15 | 75 |
N | 30 | 30 |
t,с | ||
T,с | ||
v,Гц |
-укрепить маятник в штативе, при этом длина маятника для первого опыта 15см, для второго 75 см. Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика
-для проведения опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
-для каждого опыта вычислите и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника, v частоты колебаний
Полученные результаты запишите в таблицу.
- сделайте выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от его длины. Запишите вывод.
- Значение периода и длины маятника записать в таблицу на доске
2.Ответьте на вопрос: увеличили или уменьшили длину маятника, если: период его колебаний сначала был 0,3с, а после изменений длины стал 0,1с?
3.Сколько колебаний совершит материальная точка за 5с при частоте колебаний 440Гц?
Задания для группы №4
Лабораторная работа№3
Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Указание к работе
-начертить таблицу
1 | 2 | |
L,см | 20 | 60 |
N | 30 | 30 |
t,с | ||
T,с | ||
v,Гц |
-укрепить маятник в штативе, при этом длина маятника для первого опыта 20см, для второго 60 см. Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика
-для проведения опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
-для каждого опыта вычислите и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника, v частоты колебаний
Полученные результаты запишите в таблицу.
- сделайте выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от его длины. Запишите вывод.
- Значение периода и длины маятника записать в таблицу на доске
2.Ответьте на вопрос: увеличили или уменьшили длину маятника, если: частота его колебаний вначале была равна 5Гц, а потом уменьшилась до 3ГЦ?
3.Грузик, колеблющейся на пружине, за 8с совершил 32 колебания. Найдите период и частоту колебаний.
Задания для группы №5
Лабораторная работа№3
Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Указание к работе
-начертить таблицу
1 | 2 | |
L,см | 25 | 50 |
N | 30 | 30 |
t,с | ||
T,с | ||
v,Гц |
-укрепить маятник в штативе, при этом длина маятника для первого опыта 25см, для второго 50 см. Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика
-для проведения опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
-для каждого опыта вычислите и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника, v частоты колебаний
Полученные результаты запишите в таблицу.
- сделайте выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от его длины. Запишите вывод.
- Значение периода и длины маятника записать в таблицу на доске.
2.Дополнительное задание:
Работа с учебником. Лабораторная работа№3. Дополнительное задание.
Выполнить по описанию учебника.
3.Построить график зависимости: а) периода от длины маятника,
б) частоты от длины маятника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - лабораторное занятие по теме: "Общественная жизнь России при Николае I"
Урок – лабораторное занятие по теме: «Общественная жизнь России при Николае I». (Планируемый урок в 10 классе) Урок – лабораторное занятие предполагает самостоятельную работу нескольких ми...
Урок-лабораторная работа. Тема:"Механические колебания" 9класс
Актуализация знаний по теме: колебательное движение, величины, характеризующие колебательное движение (ученик у доски записывает ответы) - Выполнение лабораторной работы по группам.- П...
Урок-лабораторный практикум на тему "Гидропоника"
Урок по новым ФГОС в 5 классе...
Презентация к уроку по теме : Механическая работа. Единицы работы.
Первый урок при изучении темы «Работа и мощность. Энергия». Тип урока : открытие нового знания.Цель урока: открытие, систематизация и расширение знаний обучающихся ....
Урок- лабораторное занятие по теме "Крещение Руси"
История крещения Руси имеет важное значение в жизни нашей страны. Сам факт крещения, личность Владимира вызывает много вопросов и оценок. Работа с источником "Повестью временных лет", обучающиеся долж...
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...
Урок физики в 8 классе Тема урока: Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампочке»
Цель урока: выработать умения и навыки расчеты работы и мощности тока, закрепить навыки работы с приборами....