Урок-лабораторная работа. Тема:"Механические колебания" 9класс
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

золотовская татьяна борисовна

 

Актуализация знаний по теме:

 колебательное движение, величины, характеризующие колебательное движение (ученик у доски записывает ответы) 

- Выполнение лабораторной работы по группам.

- Построение графиков зависимости периода от длины маятника,

частоты колебаний от длины маятника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_obl..docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок -  лабораторная работа

Тема: Механические колебания.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Оборудование урока: учебник, тетрадь для лабораторных работ,  набор для проведения лабораторной работы, план – задания.

Домашнее задание: п.24,25,26-повторить, упр.24

План урока

- Организация начала урока, объявление темы и цели урока – 3мин.

- Актуализация знаний по теме:

 колебательное движение, величины, характеризующие колебательное движение (ученик у доски записывает ответы) 3мин

- Выполнение лабораторной работы по группам.10мин

- Построение графиков зависимости периода от длины маятника,

частоты колебаний от длины маятника. 3мин

- вывод  каждой группы после выполнения практической части.5мин

- 1.Решение задач по группам. 10мин

  2. Выполнение дополнительного задания(пятой группы) – 10 мин.

- Вывод лабораторной работы

 (отчет каждой группы) – 7 мин.

Цели:

1.Обучающие:

-научить применять имеющие знания к различным теоретическим и практическим заданиям

-повторить основные определения, понятия и формулы

-совершенствовать навыки решения расчетных задач

- совершенствовать  умения выполнять измерения с помощью приборов

- научить графически изображать зависимость одной физической величины от другой

2.Развивающие:

-развивать интерес к физике

-развивать логическое мышление

-развивать культуру общения

-учить делать выводы, после проведения экспериментальных заданий

3.Воспитательные:

-формировать навыки групповой  работы

-формировать сознательную дисциплину

-познавать познавательную деятельность и активность учащихся

-воспитывать умение достойно проигрывать, анализировать пробелы и промахи

Ход урока

                                                                                   Я вам    желаю

                                                  Ума – чтоб хорошо учиться.

                                                                             Усидчивости – чтобы научиться.

                                                                           Решать, считать, и думать, и    мечтать,

                                                                   экспериментировать, анализировать

                                                     И на вопросы отвечать.

  1. Сегодня на уроке мы выполняем лабораторную работу.

Тема лабораторной работы «: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного  маятника от его  длины.

Цель лабораторной работы: выяснить, как  зависят  период и частота свободных колебаний нитяного  маятника от его  длины.

2.Актулизация знаний:

- что такое колебания?

-какие колебания называются свободными?

- что называется нитяным маятником?

- что такое период колебаний? Обозначение. Единица измерения. Формула.

- что такое частота колебаний? Обозначение. Единица измерения. Формула.

-что такое амплитуда колебаний?

-  записать формулу выражающую, связь между периодом колебаний и частотой.

3.Класс разбит на пять групп и каждая группа получает  индивидуальное задания для  выполнения лабораторной работы.10мин.

Задания для группы №1

1.Лабораторная работа№3

Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного  маятника от его  длины.

Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Указание к работе

-начертить таблицу

1

2

L,см

5

80

N

30

30

t,с

T,с

v,Гц

-укрепить маятник в штативе, при этом длина маятника для первого опыта 5см, для второго 80 см. Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика

-для проведения опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите  в таблицу.

-для каждого опыта вычислите  и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника, v частоты колебаний

Полученные результаты запишите в таблицу.

- сделайте выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от его длины. Запишите  вывод.

- Значение периода и длины маятника записать в таблицу на доске

2.Ответьте на вопрос: увеличили или уменьшили  длину маятника, если: период его колебаний сначала был 0,3с, а после изменений длины стал 0,1с.

3.Материальная точка за 2,5мин совершила 120 полных колебаний. Определите период и частоту  колебаний.

Задания для группы №2

Лабораторная работа№3

Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного  маятника от его  длины.

Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Указание к работе

-начертить таблицу

1

2

L,см

10

100

N

30

30

t,с

T,с

v,Гц

-укрепить маятник в штативе, при этом длина маятника для первого опыта 10см, для второго 100 см. Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика

-для проведения опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите  в таблицу.

-для каждого опыта вычислите  и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника, v частоты колебаний

Полученные результаты запишите в таблицу.

- сделайте выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от его длины. Запишите  вывод.

- Значение периода и длины маятника записать в таблицу на доске

2.Ответьте на вопрос: увеличили или уменьшили  длину маятника, если: частота его колебаний вначале была равна 5Гц, а потом уменьшилась до 3ГЦ?

3.Материальная точка колеблется с частотой 10кГц.  Определите период и частоту  колебаний в минуту.

Задания для группы №3

Лабораторная работа№3

Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного  маятника от его  длины.

Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Указание к работе

-начертить таблицу

1

2

L,см

15

75

N

30

30

t,с

T,с

v,Гц

-укрепить маятник в штативе, при этом длина маятника для первого опыта 15см, для второго 75 см. Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика

-для проведения опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите  в таблицу.

-для каждого опыта вычислите  и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника, v частоты колебаний

Полученные результаты запишите в таблицу.

- сделайте выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от его длины. Запишите  вывод.

- Значение периода и длины маятника записать в таблицу на доске

2.Ответьте на вопрос: увеличили или уменьшили  длину маятника, если: период его колебаний сначала был 0,3с, а после изменений длины стал 0,1с?

3.Сколько колебаний совершит материальная точка за 5с при частоте колебаний 440Гц?

Задания для группы №4

Лабораторная работа№3

Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного  маятника от его  длины.

Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Указание к работе

-начертить таблицу

1

2

L,см

20

60

N

30

30

t,с

T,с

v,Гц

-укрепить маятник в штативе, при этом длина маятника для первого опыта 20см, для второго 60 см. Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика

-для проведения опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите  в таблицу.

-для каждого опыта вычислите  и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника, v частоты колебаний

Полученные результаты запишите в таблицу.

- сделайте выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от его длины. Запишите  вывод.

- Значение периода и длины маятника записать в таблицу на доске

2.Ответьте на вопрос: увеличили или уменьшили  длину маятника, если: частота его колебаний вначале была равна 5Гц, а потом уменьшилась до 3ГЦ?

3.Грузик, колеблющейся на пружине, за 8с совершил 32 колебания. Найдите период и частоту колебаний.

Задания для группы №5

Лабораторная работа№3

Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного  маятника от его  длины.

Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Указание к работе

-начертить таблицу

1

2

L,см

25

50

N

30

30

t,с

T,с

v,Гц

-укрепить маятник в штативе, при этом длина маятника для первого опыта 25см, для второго 50 см. Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика

-для проведения опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите  в таблицу.

-для каждого опыта вычислите  и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника, v частоты колебаний

Полученные результаты запишите в таблицу.

- сделайте выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от его длины. Запишите  вывод.

- Значение периода и длины маятника записать в таблицу на доске.

2.Дополнительное задание:

Работа с учебником. Лабораторная работа№3. Дополнительное задание.

Выполнить по описанию учебника.

3.Построить график зависимости: а) периода от длины маятника,

б) частоты от длины маятника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - лабораторное занятие по теме: "Общественная жизнь России при Николае I"

Урок – лабораторное занятие по теме: «Общественная жизнь России при Николае I». (Планируемый урок в 10 классе)   Урок – лабораторное занятие предполагает самостоятельную работу нескольких ми...

Урок-лабораторная работа. Тема:"Механические колебания" 9класс

Актуализация знаний по теме: колебательное движение, величины, характеризующие колебательное движение (ученик у доски записывает ответы) - Выполнение лабораторной работы по группам.- П...

Презентация к уроку по теме : Механическая работа. Единицы работы.

Первый урок при изучении темы «Работа и мощность. Энергия». Тип урока : открытие нового знания.Цель урока: открытие, систематизация и расширение знаний обучающихся ....

Урок- лабораторное занятие по теме "Крещение Руси"

История крещения Руси имеет важное значение в жизни нашей страны. Сам факт крещения, личность Владимира вызывает много вопросов и оценок. Работа с источником "Повестью временных лет", обучающиеся долж...

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Урок физики в 8 классе Тема урока: Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампочке»

Цель урока: выработать умения и навыки расчеты работы и мощности тока, закрепить навыки работы с приборами....