Диагностика программы клуба Авангард
методическая разработка
Диагностика программы клуба Авангард
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_programmy_avangard.docx | 44.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика и тестирование по программе подростково-молодёжного клуба «Авангард»
Методика исследования поведения в конфликтной ситуации.
Перед Вами несколько колонок, каждая из них отражает свой стиль решения конфликтов.
Колонка «А» соответствует «жесткому» типу решения конфликтов. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, в которой, по Вашему мнению, нет и не может быть изъянов и ошибок. Тип человека, который всегда прав.
Колонка «В» - «примиренческий» стиль. Вы придерживаетесь позиции, что всегда можно договориться, «две головы лучше, чем одна». Во время спора Вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворяют обе стороны.
«С» - «компромиссный», сразу согласны на компромисс.
«Д» - «мягкий» стиль. Своего противника Вы уничтожаете добротой, с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.
«Е» - «уходящий», Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводите конфликт до открытого столкновения.
«Жесткий» стиль хорош, когда необходимо немедленное действие, когда Вы правы, а на доказательство правоты нет времени. «Примиренческий» поможет в решении, выгодным для обеих сторон и сохранит нормальные отношения между спорящими.
Прочитайте и решите, свойственно ли Вам то или иное поведение и проставьте баллы:
часто – 3, от случая к случаю – 2, редко – 1.
Итак, как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации, во время ссоры?
Тест
Инструкция. Как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации, во время ссоры?
1. Угрожаю и дерусь…
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, с чем – категорически не согласен (это может снизить площадь конфликта).
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Ною и канючу, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь все обратить в шутку.
Обработка результатов
Внести выставленные нами ответы в таблицу в соответствии с порядковым номером вопроса.
A | B | C | D | E |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Самый высокий балл и определяет Ваш стиль решения конфликта.
«Ценностные ориентации» М. Рокича.
Методика предназначена для диагностики жизненных (терминальных) ценностей человека. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. М. Рокич предложил проранжировать ценности, а также разделил их на два класса - терминальные (цели) и инструментальные (средства). Имеются данные о достаточной надежности, а также валидности опросника М. Рокича. К достоинствам данного опросника можно отнести его универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов. К недостатокам - влияние на ответы социальной желательности, и отсюда - возможной неискренности
Процедура проведения
ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Терминальные ценности | ранг | Инструментальные ценности | ранг |
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) |
| Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел) |
|
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) |
| Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) |
|
Здоровье (физическое и психическое) |
| Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
|
Интересная работа |
| Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) |
|
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) |
| Исполнительность (дисциплинированность) |
|
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
| Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
|
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) |
| Непримиримость к недостаткам в себе и других |
|
Наличие хороших и верных друзей |
| Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень) |
|
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег) |
| Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) |
|
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
| Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) |
|
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) |
| Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
|
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) |
| Смелость в отстаивании своего мнения |
|
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
| Чуткость (заботливость) |
|
Счастливая семейная жизнь |
| Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
|
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
| Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
|
Творчество (возможность заниматься творчеством) |
| Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
|
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
| Честность (правдивость, искренность) |
|
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения) |
| Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
|
Обработка результатов
Выставленные испытуемыми ранги ценностей отражают важность каждой из них.
Важно помнить, что в опроснике Рокича шкалы имеют обратный характер:
- чем меньше ранг, тем выше значимость ценности для респондента;
- чем выше ранг, тем ниже значимость ценности.
Шкалы теста Рокича
В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:
Терминальные ценности:
- АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
- ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ
- ЗДОРОВЬЕ
- ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА
- КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА
- ЛЮБОВЬ
- МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ
- НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ
- ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
- ПОЗНАНИЕ
- ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ
- РАЗВИТИЕ
- РАЗВЛЕЧЕНИЯ
- СВОБОДА
- СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
- СЧАСТЬЕ ДРУГИХ
- ТВОРЧЕСТВО
- УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Инструментальные ценности:
- АККУРАТНОСТЬ
- ВОСПИТАННОСТЬ
- ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ
- ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ
- ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
- НЕЗАВИСИМОСТЬ
- НЕТЕРПИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ
- ОБРАЗОВАННОСТЬ
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- РАЦИОНАЛИЗМ
- САМОКОНТРОЛЬ
- СМЕЛОСТЬ
- ТВЕРДАЯ ВОЛЯ
- ТЕРПИМОСТЬ
- ЧЕСТНОСТЬ
- ЧУТКОСТЬ
- ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ
- ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ
Интерпретация результатов
Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы:
- предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6);
- индифферентные, безразличные (7-12);
- отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).
Полученные для каждой из 36-ти ценностей их ранги, отражающие значимость ценности для испытуемого, можно использовать в эмпирических исследованиях для выявления различий в группах или для анализа взаимосвязей ценностных ориентаций с другими психологическими феноменами.
«Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.
Методика «Уровень субъективного контроля» Дж.Роттера. предназначена для диагностики интернальности-экстернальности., т.е. как подросток воспринимает контроль над своим поведением - в результате внутреннего или внешнего фактора. Тест-опросник разработан на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера, адаптирован Е.Ф.Бажиным, в 1984 году.
МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ САМООЦЕНКИ
ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ.
Краткое описание методики:
Методика является опросником шкального типа и представляет собой значительно модифицированный реадаптированный на подростковой выборке вариант аналогичного опросника Р. С. Немова. Опросный лист включает в себя 60 суждений, характеризующих поведение человека и межличностные отношения в идеальном коллективе, из которых 56 суждений - рабочие, объединенные в 7 шкал по 8 суждений в каждой, а 4 -контрольные.
Соответствующие шкалы описывают отношения, свойственные следующим характеристикам идеального коллектива:
I) ответственность
2) групповой патриотизм
3) сплоченность
4) контактность в группе
5) открытость по отношению к новичкам и другим группам
6) организованность
7) информированность о совместной деятельности и о членах группы
Инструкция.
"Ответь, пожалуйста, сколько ребят из твоего класса, (группы) обладают нижеперечисленными качествами.
Ответы могут быть такими: «никто, меньшинство, половина, большинство, все».
Текст методики.
Спасибо!
Ключ и обработка результатов.
Полученные ответы преобразуются в баллы:
"все" - 4 балла,
"большинство"- 3- балла,
"половина " - 2 балла,
"меньшинство" - 1,балл,
"никто" - 0 баллов.
Суммируются количественные значения по каждой из 7 шкал, диапазон возможных значений - от 0 до 32.
Шкала | Утверждения |
I | 1,8.16,23,31,38,46,53. |
II | 2,9,17,24,32,39,47,54. |
III | 3,10,18.25,33,40,48,55 |
IV | 4,11,19,26,34,41,49,56 |
V | 5,12,20,27,35,42,50,57 |
VI | 6,13,21,28,36,43,51,58 |
VII | 7,14,22,29,37,44,52,59 |
Под номерами 15. 30, 45 и 60 даны контрольные суждения, позволяющие судить о степени доверия к данным, полученным от того или иного респондента.
Если оценка респондента по контрольному суждению отличается от 0, то предшествующие ей оценки вплоть до ближайшего контрольного суждения с "правильным" ответом (т. е. "никто") в расчет не принимаются.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ
В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ.
Краткое описание методики.
Методика представляет собой вариант экспертной взаимооценки в группе, с точки зрения выполнения той или иной роли, в ситуациях совместной деятельности построена по аналогии с социометрической процедурой. Респондентам раздается предварительно составленный список всех членов группы и сам опросник. Необходимо ответить, кто из членов изучаемой группы возьмет на себя ту или иную роль в ряде условных ситуаций, задаваемых в опроснике. Ситуации относятся к различным типам совместной деятельности.
Задано 4 возможных групповых роли:
1) придумыватель - интеллектуальный лидер, "генератор идей", инициатор,
2) руководитель - лидер-организатор, своеобразный режиссер групповой жизни,
3) активный исполнитель,
4) дезорганизатор - старающийся уклониться от совместной жизнедеятельности.
Инструкция.
"Представь себе вашу группу в ситуациях, описанных ниже. Постарайся определить, кто из ребят возьмет на себя те или иные роли. В каждом вопросе отметь до 3-5 человек.
Текст методики.
1. Ваша группа находится на прополке, работа скучная, жарко, всем хочется домой.
а) кто придумает новый способ, как ее сделать быстрее -
б) кто распределяет ребят по грядкам -
в) кто прополол больше всех -
г) кто укрылся в ближайшем лесочке и ждет, когда другие кончат работать?-
2. Вы готовитесь к смотру инсценированной песни.
а) кто придумал, что именно вы будете делать и как -
б) кто руководит репетициями, решает, что кому делать и как -
в) кто старательно исполняет эти указания -
г) кто выбрал для себя самую маленькую роль, в которой ничего не надо делать?-
3. Ваша группа хочет придумать спортивные соревнования и предложить их другим.
а) кто придумывает правила их проведения -
б) кто участвует в отборе команды -
в) кто, получив задание, ничего не спрашивая, сразу приступил к тренировкам-
г) кто отказался от участия?-
4. Вы решили всей группой отметить день рождения одного из ребят.
а) кто подал идею,
б) кто решил, где именно вы собираетесь, кто что приносит и пр. -
в) кому поручили приготовить подарок -
г) кто не пошел на день рождения, хотя его звали?-
5. Вашей группе поручили подготовить какое-либо общее дело.
а) кто придумывает, что и как вы будете делать -
б) кто руководит всей подготовкой, распределяет обязанности -
в) кому поручают конкретные дела -
г) кто отказался участвовать? -
Обработка результатов.
Результаты анкетирования по каждому виду деятельности группы (например, ситуация 2) "художественная самодеятельность" сводятся в одну таблицу, в которой по горизонтали откладываются ответы каждого респондента в клетках, соответствующих отмеченным членам группы. Далее по вертикалям подсчитывается, сколько раз был отмечен тот или иной член группы в той или иной роли, а также сколькими членами группы он был отмечен в этих ролях (в данном виде деятельности). Последняя величина называется "общим индексом", а вся таблица - таблицей ролевых индексов для данного вида деятельности. По таблице ролевых индексов вычисляем обычным образом квадратичное отклонение, равное квадратному корню из частного, в котором делимое, есть сумма квадратов разностей между значениями ролевого индекса того члена группы и средним значением ролевого индекса по группе в целом, а делитель - общее число членов группы. Член группы считается "претендентом на роль", если его ролевой индекс больше или равен сумме квадратичного отклонения и среднего значения ролевого индекса.
Подобная обработка аналогична обработке социометрического опроса. Ясно, что в нашем случае высокое значение индекса свидетельствует об относительно благоприятном положении его обладателя в смысле признанности в некотором виде групповой деятельности.
Не определившиеся в какой-либо роли ученики попадают в разряд пассивных участников.
МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ ПОДРОСТКА.
ТЕСТ ФИЛЛИПСА
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ___________________________________ КЛАСС _______
Дата тестирования ___________________________
Инструкция: «Тебе сейчас будет предложен тест, который состоит из вопросов о том, как ты себя чувствуешь в школе. Старайся отвечать искренне, так как здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайся, но и не относись легкомысленно. Свой ответ на вопрос пиши в столбике напротив вопроса. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Тест методики
СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа клуба "Репортер"
Нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность для изготовления ...
Профилактическая программа клуба "Вместе"
Программа по по социальной дезадаптации, направленная на развитие социальной компетентности и личностный рост. ...
Программа многопрофильного, подростково- молодёжного клуба"Авангард"
Программа подростково-молодёжного клуба«Авангард»(для детей среднего и старшего школьного возраста, срок реализации - 4 года)...
Норматив клуба Авангард
Нормативные документы клуба Авангард...
Перспективный план клуба Авангард
Перспективный план клуба Авангард...
Примерные репертуарные планы подростково-молодежного клуба «Авангард» (модуль образовательный)
Примерный репертуарный план...
Программа клуба по интересам туристко-краеведческой направленности "Клуб путешественников"
Туристическая, экскурсионная и краеведческая деятельность сегодня находятся на новом, активном этапе своего развития. Особенно важно с ранних лет вовлекать детей в изучение природно-рекреационного пот...