Исследовательский проект Невидимые чернила
проект по биологии

Шаманина Елена Валерьевна

Аннотация

Тема исследовательского проекта

«Невидимые чернила»

Цель: узнать, что такое невидимые чернила; какие бывают невидимые чернила; и изготовить невидимые чернила в домашних условиях своими руками.

Задачи:

  1. Изучить  литературу и интернет - источники  о видах невидимых чернил и способах их получения.
  2. Проверить свою гипотезу о возможности самостоятельного изготовления невидимых чернил.
  3. Описать результаты  эксперимента и сделать выводы.
  4. Доказать, что эксперименты являются интересными, увлекательными и познавательными занятиями не только в школе, но и дома.
  5. Познакомить с результатами исследований ребят моего класса.

Объект исследования: невидимые чернила.

Предмет исследования: вещества, исчезающие при нанесении на бумагу и проявляющиеся на ней при определенных условиях.

Выводы:

  1. Получить невидимые чернила в домашних условиях можно из легкодоступных в домашнем обиходе веществ. Причем, с этим справится даже ребенок.
  2. Проявлять невидимые записи в домашних условиях можно с помощью свечи, плиты, утюга, но наиболее удобный способ -  это с помощью утюга.
  3. В ходе моей исследовательской работы я убедился, что эксперимент – это очень увлекательное и интересное занятие.
    В ходе этого эксперимента я почувствовал себя не только настоящим исследователями, но и настоящими разведчиками на секретном задании.

Результатами нашего исследования я поделился с одноклассниками и очень надеюсь, что это их вдохновит на собственные эксперименты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_nevidimye_chernila.docx880.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Невидимые чернила»

Вид работы: исследовательский проект

Секция: Юные исследователи

Автор: Золотухин Тимофей

4  класс

Руководитель: Шаманина Елена Валерьевна,

учитель биологии и химии

Аннотация

Тема исследовательского проекта

«Невидимые чернила»

Цель: узнать, что такое невидимые чернила; какие бывают невидимые чернила; и изготовить невидимые чернила в домашних условиях своими руками.

Задачи:

  1. Изучить  литературу и интернет - источники  о видах невидимых чернил и способах их получения.
  2. Проверить свою гипотезу о возможности самостоятельного изготовления невидимых чернил.
  3. Описать результаты  эксперимента и сделать выводы.
  4. Доказать, что эксперименты являются интересными, увлекательными и познавательными занятиями не только в школе, но и дома.
  5. Познакомить с результатами исследований ребят моего класса.

Объект исследования: невидимые чернила.

Предмет исследования: вещества, исчезающие при нанесении на бумагу и проявляющиеся на ней при определенных условиях.

Выводы:

  1. Получить невидимые чернила в домашних условиях можно из легкодоступных в домашнем обиходе веществ. Причем, с этим справится даже ребенок.
  2. Проявлять невидимые записи в домашних условиях можно с помощью свечи, плиты, утюга, но наиболее удобный способ -  это с помощью утюга.
  3. В ходе моей исследовательской работы я убедился, что эксперимент – это очень увлекательное и интересное занятие.
    В ходе этого эксперимента я почувствовал себя не только настоящим исследователями, но и настоящими разведчиками на секретном задании.

Результатами нашего исследования я поделился с одноклассниками и очень надеюсь, что это их вдохновит на собственные эксперименты.

Содержание

Введение

Теоретическая часть

  1. Что такое невидимые чернила.

1.2.Виды симпатических чернил

1.3. Рецепты получения невидимых чернил.

Практическая часть

Выводы

Заключение

Литература

        

Введение

Я очень люблю фильмы про шпионов. И одним из секретов шпионов были записки, которые никто, кроме них не мог прочитать. Однажды по телевизору я увидел, что если написать письмо лимонным соком, то его не видно. Прочитать написанное можно только после того, как нагреть записку.

 Так и родилась тема моего исследования, в котором я решил выяснить, что же такое невидимые чернила? И можно ли их сделать самим?

     Прочитав детскую энциклопедию и обратившись к интернету, я узнал, что оказывается,  невидимые чернила были известны людям еще в древности, что существует много рецептов невидимых чернил, что иначе невидимые чернила называют – симпатические. И, правда, симпатичное название придумали для них ученые.      Для нас, как и для многих детей, очень интересно узнать, из чего же можно сделать такие «волшебные» чернила. Вот бы было здорово самому узнать секреты настоящих разведчиков, и научиться ими пользоваться.

Гипотеза: изготовить невидимые чернила можно самому в домашних условиях и справиться с этим может даже ребенок.

Цель: узнать, что такое невидимые чернила; какие бывают невидимые чернила; и изготовить невидимые чернила в домашних условиях своими руками.

Задачи:

  1.  Изучить  литературу и интернет - источники  о видах невидимых чернил и способах их получения.
  2. Проверить свою гипотезу о возможности самостоятельного изготовления невидимых чернил.

     3.Описать результаты  эксперимента и сделать выводы.

               4. Доказать, что эксперименты являются интересными, увлекательными и познавательными занятиями не только в школе, но и дома.

         5.Познакомить с результатами исследований ребят моего класса.

Объект исследования: невидимые чернила.

Предмет исследования: вещества, исчезающие при нанесении на бумагу и проявляющиеся на ней при определенных условиях.

Теоретическая часть.

1.1. Что такое невидимые чернила.

Невидимые (симпатические) чернила – это чернила, записи которыми являются изначально невидимыми и становятся видимыми только при определенных условиях (нагрев, химический проявитель, ультрафиолетовые или инфракрасные лучи и др.).

чернила, которые не оставляют следа на бумаге после их высыхания. Они представляют собой бесцветные растворы. Такие чернила называются симпатическими.

Надписи, сделанные симпатическими чернилами, становятся видимыми (проявляются) только после определенного воздействия. Например, нагревания или воздействия некоторыми растворами – проявителями. А еще мы узнали, что все эти растворы и их взаимодействие изучает наука – химия.

В зависимости от характера взаимодействия веществ, все невидимые (симпатические) чернила можно условно разделить на такие виды:

  • химические;
  • фоточувствительные;
  • люминесцентные;
  • термочувствительные;
  • влагочувствительные.

После изучения литературы я узнал, в чем разница между этими видами чернил. Оказывается, что надписи, сделанные невидимыми чернилами, возможно проявить только специальным химическим раствором.

1.2.Виды симпатических чернил

Химические чернила

В состав химических чернил входят бесцветные или слабо окрашенные вещества, которые способны реагировать с другими веществами, образуя ярко окрашенные продукты.  Раствор «чернил» наносится на бумагу и высушивается при комнатной температуре. Полученное скрытое изображение проявляется раствором другого вещества (проявитель) или его называют электролит,  при помощи пульверизатора или ватного тампона. Иногда проявитель представляет собой газообразное вещество.

Фоточувствительные чернила

Фоточувствительными называются чернила, способные проявляться или исчезать под действием света. Эти чернила наносят на бумагу и высушивают на воздухе.

Люминесцентные чернила

Эта  группа  чернил  содержит  бесцветные  либо  слабо  окрашенные вещества, способные к люминесценции под действием ультрафиолетового излучения. Для проявления таких чернил надпись освещают ультрафиолетовой  лампой. После  прекращения  действия  ультрафиолета  надпись исчезает.

Влагочувствительные чернила

Невидимые надписи или изображения, сделанные влагочувствительными  чернилами,  проявляются  водой  или  водяным паром.

Термочувствительные чернила

В состав термочувствительных симпатических чернил входят бесцветные или слабо окрашенные вещества, которые переходят в окрашенные соединения при нагревании. Во многих случаях окраска появляется в результате взаимодействия компонентов чернил с бумагой. Чернила наносятся на бумагу и высушиваются при комнатной температуре. Сделанные ими надписи и рисунки незаметны. Они проявляются при нагревании до 120–180°С. Например, если бумагу прогладить горячим утюгом, подержать ее над пламенем или сильно нагретой электроплиткой.

1.3. Рецепты получения невидимых чернил.

Из прочитанных книг и Интернета я узнал, что невидимые чернила широко применялись для тайной переписки.

      Для некоторых из них нужны химические вещества, которых у меня нет. Но оказалось, что для приготовления невидимых и исчезающих чернил есть несколько доступных способов, которые легко можно применить дома.

       Я решил попробовать. Вот несколько рецептов, с помощью которых каждый ребенок сможет приготовить исчезающие чернила:

  • Невидимые чернила из лимона – выдавить сок половины лимона и развести его таким же количеством воды, проявлять воздействием тепла;
  • Невидимые чернила из лука – приготовить сок лука и использовать его в качестве чернил, проявлять воздействие тепла;
  • Невидимые чернила из яблока – взять сок яблока и развести его таким же количеством воды, использовать его в качестве чернил, высушить, проявлять над свечой или лампой;
  • Невидимые чернила из картофеля – приготовить сок картофеля и использовать его в качестве чернил, проявлять воздействие тепла;

     В Интернете я нашел еще множество рецептов изготовления невидимых чернил, но для приготовления в домашних условиях не все подойдут. Поэтому я остановился на самых доступных для домашнего изготовления рецептах.

Практическая часть

Эксперимент №1.

Для этого нам понадобятся: половинка лимона, глубокая тарелочка, ватная палочка или кисточка, белый лист бумаги.  .  Выдавим сок из лимона в тарелку, добавим такое же количество воды. Обмакнем ватную палочку в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге. После того, как надпись сделана, ей надо дать высохнуть. Чтобы проявить надпись, надо нагреть листок бумаги, например,  прогладить горячим утюгом.

xSKrwthy4Nc.jpg

Эксперимент №2.

Для эксперимента нам понадобится то же самое, что и для предыдущего.

Возьмем половину луковицы, натрем ее на мелкой терке и выдавим через кусочек марли сок в стаканчик.  Нанесем сок лука с помощью ватной палочки на бумагу, подождем высыхания. При высыхании сок лука немного заметен на бумаге, и имеет не очень приятный запах,  что делает эти чернила несовершенными. Будем проявлять тем же способом – нагреванием, только попробуем нагреть над свечой.

cVNP8o-X0BE.jpg

Эксперимент №3

Для этого нам понадобятся: половинка яблока, глубокая тарелочка, ватная палочка или кисточка, белый лист бумаги.   Выдавим сок из яблока в тарелку, добавим такое же количество воды. Обмакнем ватную палочку в раствор яблочного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге. После того, как надпись сделана, ей надо дать высохнуть. Чтобы проявить надпись, надо нагреть листок бумаги, например,  прогладить горячим утюгом.

cvUhF8nuNu8.jpg

Эксперимент №4

Для этого нам понадобятся: половинка картофеля, глубокая тарелочка, ватная палочка или кисточка, белый лист бумаги.   Выдавим сок из картофеля в тарелку, добавим такое же количество воды. Обмакнем ватную палочку в раствор  сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге. После того, как надпись сделана, ей надо дать высохнуть. Чтобы проявить надпись, надо нагреть листок бумаги, например,  прогладить горячим утюгом.

yRF6JJY9eIQ.jpg

Вот что получилось

5IQvZFEe2CE.jpg --fGB9Zu47Q.jpg

Выводы

  1. Получить невидимые чернила в домашних условиях можно из легкодоступных в домашнем обиходе веществ. Причем, с этим справится даже ребенок.
  2. Проявлять невидимые записи в домашних условиях можно с помощью свечи, плиты, утюга, но наиболее удобный способ -  это с помощью утюга.
  3. В ходе моей исследовательской работы я убедился, что эксперимент – это очень увлекательное и интересное занятие.
    В ходе этого эксперимента я почувствовал себя не только настоящим исследователями, но и настоящими разведчиками на секретном задании.
  4. Результатами нашего исследования я поделился с одноклассниками и очень надеюсь, что это их вдохновит на собственные эксперименты.

Заключение

Итак, я добился той цели, которую ставил перед собой в начале исследования – узнали, из чего изготавливают невидимые чернила, какие они бывают, а так же в домашних условиях создали «волшебные» симпатические чернила из легкодоступных в домашнем обиходе веществ.

        Таким образом, я полностью подтвердил выдвинутую мной в начале исследования гипотезу о том, что изготовить невидимые чернила можно самому в домашних условиях и справиться с этим может даже ребенок.

В ходе работы я убедился, что эксперимент – это очень интересно и увлекательно. Предлагаю воспользоваться моими рецептами невидимых чернил для проведения собственных экспериментов.

Литература

  1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Лаврова С.А. Загадки и тайны обычных вещей. – Изд. «Белый город», 2006.
  3. Лаврова С.А. Моя первая книга. Занимательная химия для малышей. – Изд. «Белый город», 2009.

          Другие источники информации:

www.alhimik.ru

http://dryk.info

http://chemistryandchemists.narod.ru

www.kristallikov.net

http://www.patlah.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

Презентация "Невидимые чернила"

Презентация "Невидимые чернила"...

творческий проект "точеная черная шкатулка с резьбой"

творческий проект "точеная шкатулка  черная с резьбой"...

Исследовательский проект участника конкурса научно-исследовательских работ "Старт в науке".

Конкурс научно-исследовательских работ. Предмет «русский язык».Тема проекта: «Приёмы словообразовательной языковой игры на материале повести-сказки Э.Н. Успенского «М...