Рабочая программа
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Клейменова Нина Григорьевна

Рабочая программа по биологии 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biol10.docx72.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пахотно-Угловский филиал МБОУ Бондарской СОШ

Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

для 10 класса

(2 часа в неделю)

на 2015-2016 учебный год

                                               Учитель биологии Клейменова Н.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            В данной программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего общего образования:

- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся частью современной ЕНКМ, о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера), об истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке, о методах научного познания;

- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии, устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; самостоятельно проводить наблюдения и исследования, находить и анализировать информацию о живых объектах;

 - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации, проведения экспериментальных исследований, моделирования биологических объектов и процессов;

-  воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к своему здоровью, уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

    - формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового

      самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности,

     способности   к успешной социализации в обществе, готовности обучающихся к

      выбору направления своей профессиональной деятельности;

- дифференциация и индивидуализация обучения с широкими и гибкими возможностями построения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями;

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью, выработка навыков экологической культуры, правил поведения в природе.

-понимания взаимосвязи учебного процесса с особенностями профессии и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету;

Нормативно-правовая документация, на основании которой разработана рабочая программа:

- Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;

- Закон Тамбовской области  от 01.10.2013  № 321-З «Об образовании»;

- приказ Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-Федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования по истории в его базовом уровне;  

-Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории;

-Федерального перечня учебников, утвержденных приказом МО РФ и рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; 

- приказ Минобразования России  от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. N 2643 "О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089".

Обоснование выбора

 Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии  для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника  //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д.  Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Информация о внесении изменений

 Согласно действующему Базисному  учебному плану рабочая программа для 1--го класса предусматривает обучение биологии  в объёме 2 часа в неделю, в количестве 70 часов. Изменений нет.

Место и роль учебного предмета

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем.  Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учающихся. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

        Рабочая программа сохраняет традиции учебного предмета и вместе с тем полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта   образования по биологии, представляя его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень лабораторных и практических работ.

        Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

            

            Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.

            Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

Информация о количестве часов

      На изучение биологии  отводится в 10 –классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).

№ п/п

Класс

Предмет

Инвариантная часть

Вариативная

часть

Всего

1.

10

Биология

2

0

2

Количество часов для проведения контрольных, лабораторных, исследовательских работ, экскурсий

№ п/п

Класс

Количество контрольных работ/тестов

Количество лабораторных работ/экскурсий

Количество проектов

1.

10

1/3

6

1

   

Формы организации образовательного процесса:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум.

Технологии  обучения:

Традиционные технологии.

Технологии ,основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся (опорные конспекты );

Групповые технологии разных видов – групповой опрос, зачётный урок, урок-практикум,  урок-семинар и т.д.);

Использование ИКТ.

Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

 - точная формулировка мыслей, построение оригинальных   высказываний по заданному вопросу или теме;

- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

- планирование действий и времени;

- оценка результатов своей деятельности и т.д

     -способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы “почему?”, “зачем?”, “в чем причина?”, “как это устроено?”, осознавать свою роль и предназначение в нем - “а я смогу так?”, “как это сделать?”);

 - уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков;

 -    способность видеть и понимать биологические явления в природе,

 -    отличать их от физических явлений, прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека;

-составление алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий;

     -формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности;

- логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов.

Виды и формы контроля:

  • Регулярный тематический контроль с помощью разноуровневых  тестов, биологических задач, творческих заданий позволяет закреплять теоретические знания на высоком уровне, а лабораторные и практические работы формируют основные биологические умения и навыки, а также метапредметные компетенции, необходимые при подготовке к ЕГЭ
  • в конце изучения каждой темы предусмотрены контрольные работы
  • Зачёты за первое полугодие в 10-11 классах и итоговое тестирование в 10 классе позволяют учащимся лучше подготовиться к выпускному экзамену в форме ЕГЭ.

Тематический  и итоговый контроль проводится с использованием мониторингового инструментария (тестов), заложенного в содержание УМК.

        Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» являются: сравнение объектов,  анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации, творческая деятельность.

Планируемый уровень подготовки выпускников 10 класса в соответствии с требованиями, установленными федеральными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения

Используемый учебник:

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Общая биология» 10-11классы, Дрофа, 2009.

Содержание  курса

Биология.10 класс

Введение (3 ч)

       Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие: понятие биологических систем; уровни организации живой природы; методы познания живой природы.

Требования к уровню подготовки учащихся:

знать/ понимать:

  • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

уметь:

  • Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
    биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины
    мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
  • Сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой
    природы) и делать выводы на основе сравнения.
  • Находить информацию о биологических объектах в различных источниках
    (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
    базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

Применять знания и умения в повседневной жизни для:

-понимание взаимосвязи учебного процесса с особенностями профессии и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету;

-формирование целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации и эволюции; формирования естественнонаучной картины мира.

Раздел I

Основы цитологии (38 ч)

Тема 1. Химическая организация клетки (10 ч)

      Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки.

       Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.

       Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.

       Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.

       Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.

       Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.

       Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.

       АТФ, макроэргические связи.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие: элементный состав клетки, строение молекул воды; молекул углеводов, липидов, белков, молекул ДНК, РНК и АТФ; строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Пространственная модель молекулы ДНК.

                           Требования к уровню подготовки учащихся.  

Знать/ понимать

  • Основные положения биологических теорий (клеточная);
  • Строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом.
  • Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение.
  • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

•        Биологическую терминологию и символику.
Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
    биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины
    мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
  • Решать элементарные биологические задачи;
  • Находить информацию о биологических объектах в различных источниках
    (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
    базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

Применять знания и умения в повседневной жизни для:

-понимание взаимосвязи учебного процесса с особенностями профессии и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету;

-формирование целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации формирования естественнонаучной картины мира.

Тема 2. Строение клетки (8 ч)

     Строение эукариотической клетки. Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.

       Мембранные органеллы. Ядро. Митохондрии. Пластиды.

Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы.

        Рибосомы. Клеточные включения.

Сходство и различия в строении клеток растений, животных, грибов.

Вирусы и бактериофги.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение плазматической мембраны, строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Динамическое пособие «Строение клетки».

                           Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать/ понимать

  • Основные положения биологических теорий (клеточная);
  • Строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом.
  • Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение.
  • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

•        Биологическую терминологию и символику.
Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
    биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины
    мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
  • Решать элементарные биологические задачи;
  • Находить информацию о биологических объектах в различных источниках
    (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
    базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

Применять знания и умения в повседневной жизни для:

-понимание взаимосвязи учебного процесса с особенностями профессии и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету;

-формирование целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации; формирования естественнонаучной картины мира.

Тема 3. Метаболизм  (10 ч)

      Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма.

       Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы.

       Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

       Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.

       Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

Биосинтез белка. Транскрипция. Трансляция. Регуляция биосинтеза в клетках прокариот и эукариот.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие: обмен веществ и превращения энергии в клетке; строение хлоропласта; процесс фотосинтеза; строение митохондрии; процесс хемосинтеза. Выделение кислорода водорослями (в аквариуме) на свету.

Тема 4. Размножение и индивидуальное развитие организмов (10 ч)

      Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.

       Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений.

       Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет.

       Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез.

       Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение тканей растений и животных; способы бесполого размножения; оплодотворение у растений и животных; стадии развития зародыша позвоночного животного; постэмбриональное развитие. Динамические пособия «Деление клетки. Митоз и мейоз», «Гаметогенез у животных».

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать/ понимать

  • Строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом.
  • Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение.
  • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

•        Биологическую терминологию и символику.
Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
    биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины
    мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
    отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
    зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины
    наследственных заболеваний, мутаций.
  • Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и
    бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения.
  • Находить информацию о биологических объектах в различных источниках
    (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
    базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

Применять знания и умения в повседневной жизни для:

-понимание взаимосвязи учебного процесса с особенностями профессии и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету;

-формирование целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации и эволюции; формирования естественнонаучной картины мира.

- Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).

Тема 5 . Основы генетики  (16 ч)

      Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности.

       Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.

       Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

       Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей.

       Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.

       Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом.

Виды наследственной изменчивости. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие: моногибридное и дигибридное скрещивания и их цитологические основы; перекрест хромосом; неполное доминирование; сцепленное наследование; взаимодействие генов. Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые). Динамические пособия «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание».

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать/ понимать

-  об истории развития генетики, основных понятиях генетики, раскрыть сущность гибридологического метода

- о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности, уметь раскрывать цитологические основы закона независимого комбинирования признаков

- сущность явления сцепленного наследования – закона Моргана

- о хромосомном механизме определения , об особенностях половых хромосом, аутосом, - - об основных положениях хромосомной теории наследственности

- основные понятия и законы темы.

- особенности комбинативной изменчивости, уметь  приводить примеры комбинативной изменчивости

- о разных видах мутаций и причинах, их вызывающих, уметь называть способы  и приемы получения мутаций, знать об опасности загрязнения природной среды мутагенами

- о геномных мутациях, уметь сравнивать их с другими видами

-  о цитоплазматической наследственности иной форме наследственности

-  о причинах и закономерностях проявления изменчивости

Уметь:

- решать задачи на моногибридное скрещивание

- решать задачи на  дигибридное и полигибридное  скрещивание

- объяснять влияние взаимодействия генов на формирование признаков

- объяснять влияние взаимодействия генов на формирование признаков

- обосновывать статистическую природу закона независимого наследования признаков

- уметь раскрывать сущность явления сцепленного наследования – закона Моргана

- решать задачи на    сцепленное с полом наследование

- решать задачи по генетике разной степени сложности

-- экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции

- объяснять роль фенотипической изменчивости в управлении развитием организма, знать о наследственной и фенотипической изменчивости

Применять знания и умения в повседневной жизни для:

-понимание взаимосвязи учебного процесса с особенностями профессии и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету;

- формирование целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации и эволюции; формирования естественнонаучной картины мира.

Тема 6. Генетика человека (6 ч)

      Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие исследования в области биотехнологии. Динамические пособия «Генетика групп крови», «Наследование резус-фактора».

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать/ понимать

- об особенностях и методах изучения генетики человека

- о генетических картах человека

- о генеалогическом методе изучения генетики человека,

- о близнецовом методе изучения генетики человека

- о наследственных болезнях человека, о генных и хромосомных болезнях, о мерах профилактики наследственных болезней человека

Уметь

- анализировать родословные и составлять схемы родословных

- использовать полученные ранее знания об особенностях и методах изучения генетики человека, о наследственных болезнях человека

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

-понимание взаимосвязи учебного процесса с особенностями профессии и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету;

-Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно-тематический план.

2часа в неделю, 68 часов в год.

Наименование

раздела

Всего

часов

Перечень контрольных мероприятий

Практические и лабораторные

работы

Контрольные

работы

1

   Введение

3

2

Основы цитологии

28

2

Тест

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

10

Тест

4

Основы генетики

16

3

Тест

5

Генетика и человек

6

1

Проект

6

7

Повторительно-обобщающий урок

1

8

Заключительный урок

1

Контрольная работа

9

Резерв. Подготовка к ЕГЭ

5

Итого:

70

6

1/3

Тематическое планирование по биологии в 10 классе

2часа в неделю, 68 часов в год

Учебник: А.А.Каменский,  Е.В.Криксунов, В.В.Пасечник  Биология. Общая биология. 10-11 классы, Дрофа. 2012

п/п

Темы уроков

Кол.

час.

Дата

Виды

и формы контроля

Примеча

ния

По

плану

Факт

Введение

3

1

Биология как наука. Основные методы исследования в биологии.

1

2

Свойства живого  

1

3.

Уровни организации живой материи.

1

Раздел 1. Основы цитологии

28

Химическая организация клетки

10

4

Предмет, задачи и методы цитологии. Клеточная теория.

1

5

Химические элементы и вещества клетки.

1

6

Вода. Ее роль и свойства.

1

7

Минеральные вещества клетки. Их роль.

1

8

Углеводы: классификация, функции.

1

9

Липиды: классификация, функции.

1

10

Строение и классификация белков.

1

11

Функции белков. Ферменты и их роль.

1

12

Типы нуклеиновых кислот. Строение ДНК и РНК.

1

13

АТФ. Строение. Функции. Витамины.

1

Строение клетки

8

14

Строение эукариотической клетки. Цитоплазматическая мембрана. Ядро и ядерные компоненты.

1

1. Строение эукариотической клетки. 2. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза

15

Цитоплазма и ее органоиды: цитоскелет, клеточный центр, рибосомы.

1

16

Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи лизосомы включения.

1

17

Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

1

18

Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

1

19

Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов.

1

20

Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

1

Строение клеток растений и животных

21

Зачет по теме «Строение клетки».

1

Метаболизм

10

22

Обмен веществ и энергии в клетке.

1

23

Этапы энергетического обмена.

1

24

Способы питания клетки

1

25

Автотрофное питание. Космическая роль фотосинтеза.  

1

26

 Фазы фотосинтеза.

1

27

Автотрофное питание. Хемосинтез. Значение.

1

28

Биосинтез белков. Понятие о гене. Генетический код.

1

29

Матричный принцип биосинтеза белка. Трансляция.

1

30

Регуляция биосинтеза в клетках прокариот и эукариот.

1

31

Зачет по теме «Метаболизм».

1

.

Раздел 2 Размножение и индивидуальное развитие организмов

10

32

Жизненный, или клеточный, цикл. Митоз, фазы митоза, значение.

1

33

Мейоз. Механизм мейоза, его биологическое значение.

1

  34

Размножение. Виды бесполого размножения.

1

35

Половое размножение.

1

36

Сперматогенез. Овогенез.

1

37

Оплодотворение и его типы. Оплодотворение у цветковых растений.

1

38

Онтогенез. Типы онтогенеза

1

39

Эмбриональный период онтогенеза.

1

  40

 Постэмбриональный период.

1

41

Обобщение по теме «онтогенез».

1

Раздел 3. Основы генетики

16

42

Основные понятия генетики.

1

43

Моногибридное скрещивание.

1

44

Цитологические основы при моногибридном скрещивание.

1

45

Анализирующее скрещивание. Множественные аллели.

1

46

Дигибридное и полигибридное скрещивание.

1

47

Урок- практикум.

1

П. Р. Решение генетических задач.

48

Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана.

1

  49

Взаимодействие неаллельных генов

1

50

Цитоплазматическая наследственность.

1

51

Генетическое определение пола.

1

52

Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

53

Основные формы изменчивости. Модификационная изменчивость.

1

3. Описание фенотипов комнатных растений.

54

Статистические закономерности модификациионной изменчивости.

1

4. Построение вариационного ряда.

55

Виды наследственной изменчивости.

1

56

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

1

57

Обобщение по теме «Основы генетики»

1

Раздел 4. Генетика и человек

6

  58

Методы исследование генетики человека.

1

59

Урок- практикум

1

5. Составление родословных.

60

Генетические основы здоровья. Наследственные заболевания

1

61

Характер наследование некоторых признаков у человека.

1

62

Генетика и здоровье.

1

63

Семинар по теме «Генетика и человек».

1

64

Повторительно-обобщающий урок

1

Итоговая контрольная работа

65

Заключительный урок

1

Презентации

66-70

Резерв. Подготовка к ЕГЭ

5

ИТОГО:

70

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии  ученик должен

знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • решать задачи разной сложности по биологии;
  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-грамотного оформления результатов биологических исследований;

-обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

-оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

-определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

-понимания взаимосвязи учебного процесса с особенностями профессии и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; части 1и 2. – М.; Просвещение. - 2006.

  1. Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень

Методические пособия и дополнительная литература

                                      Для учителя

  1.   Сборник нормативных документов. Биология \ составитель Э.Д. Днепров, А. Г.  

  Аркадьев. – М.; Дрофа, 2006

2.     Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. – М.; «Оникс 21 век», - 2005

3.    А.В. Пименов. Уроки биологии в 10 – 11 классах, развёрнутое планирование (в 2  

        частях. – Ярославль, - Академия развития, 2006

4.      Медников Б.М. Аксиомы биологии. – М.: Знание, 1982

5.     Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.

         Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.

6.     Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2005.

7.    Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. Биология: Программы элективных курсов: 10-11

       классы: Профильное обучение - М: Дрофа, 2005 - 128 с.

8.    Спрыгин С.Ф. Биология: Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие - Саратов:

       Лицей, 2005. - 128 с.  

9.    Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для

       школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004.

10.  Валовая М.А., Соколова Н.А., Каменский А.А. Биология: Полный курс

        общеобразовательной средней школы: Учебное пособие для школьников и  

       абитуриентов - М: Экзамен, 2002. - 448 с.

                                      Для учащихся

1.      А.А.Акулов, А.В.Клинов, К.А.Князев. Методические рекомендации по ис­пользованию информационно-коммуникативных технологий в школе есте­ственнонаучного профиля// ВНИК на базе ПГУ. Биология. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004.

2.      А.А.Акулов, А.В.Клинов, К.А.Князев. Методические рекомендации по ис­пользованию информационно-коммуникативных технологий в цикле естест­веннонаучных дисциплин в общеобразовательной школе// ВНИК под науч­ным руководством Е.К. Хеннера. - Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004.

3.      Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. В 3-х томах. – М.: Мир, 1987.

4.      Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника: Учеб. пособие для учащихся (Элективный курс для старшей профильной школы).  - Самара: Федоров: Учебная литература, 2005. - 304 с.

5.      Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 175с.

6.      Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Фуралев В.А. Общая биология: Учебник для 10-го класса средней школы. Ч. 2. – М.: МИРОС, 1999.

7.      Биология: Общие закономерности: книга для учителя / Сивоглазов В.И., Сухова Т.А., Козлова Т.А. – М.: Издательский дом “ГЕНЖЕР”, 1999. – 184с.

8.      Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. – М.: Наука, 1996.

9.      Высоцкая М.В. Биология: 5-11 классы: Исследование, интегрирование, моделирование. Нетрадиционные уроки.- Волгоград: Учитель, 2004. - 80 с.

10.  Готовимся к экзамену по биологии / Сергеев Б.Ф., Добровольский А.А., Никитина В.Н., Бродский А.К., Харазова А.Д., Краснодембрийский Е.Г. Под ред. Батуева А.С. – М.: Рольф. 1999. – 416с.

11.  Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. – М.: Мир, 1996.

12.  Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов - СПб: Тригон,  2005. - 128 с.

13.  Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности: Учебник для 10–11 кл. – М.: Школа-Пресс, 1996.

14.  Инге – Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. -  М.: Высшая школа, 1989.

15.  Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах: 6-11 классы: Справочное пособие. - М: Дрофа, 2005. - 240 с.

16.  Леви Э.К. Руководство к работе над курсом «Дарвинизм». – М.: Просвещение, 1986. – 96с.

17.  Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Л.Д. Биология в вопросах и ответах. - М.: Рольф. 1999. – 496с.

18.  Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1992.

19.  Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования. -  М.: Просвещение, 1992.

20.  Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994.

21.  Одум Ю. Экология. В 2-х томах.  – М.: Мир, 1986.

22.  Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. – Ростов - на - Дону: Феникс. –1996. – 576с.

23.  Программно-методические материалы. Биология. 6-11 кл. М.: Дрофа, 1999. – 157 с.

24.  Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 класс. М.: Дрофа, 1999. – 224 с.

25.  Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 96с.

26.  Флинт Р. Биология в цифрах. – М.: Мир, 1992.

27.  Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). – М.: Мир, 1990.

28.  Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии. – М.: Рольф, 2001. – 384с.

29.  Экологические очерки о природе и человеке / Под. ред. Б. Гржимека. – М.: Прогресс, 1988.

30.  Юркова И.И., Шимкевич М.Л Общая биология: 10 класс: Поурочные тесты: Тематический контроль. Учебно-методическое пособие - Мн: Юнипресс, 2004. - 192 с.

31.  Юркова И.И., Шимкевич М.Л Общая биология: 11 класс: Поурочные тесты: Тематический контроль. Учебно-методическое пособие - Мн: ЮНИПРЕСС, 2004. - 192 с.

32.  Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 1989.

33.  С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. Основы биологии (курс для    .

        самообразования). – М.; Просвещение, 1992

34.  О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11.  таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007

35.  Г.М Дымшиц, О.В. Саблина. Новейшая биология. Учебное пособие для 10 -11 классов

        общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Новосибирск, 2007

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии

Multimedia – поддержка курса «Общая биология»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 классы (учебное электронное пособие.    

     Республиканский мультимедиа центр, 2004

  1. Открытая биология (версия 2,6). Физикон, 2006
  2. «Кирилл и Мефодий. 10 кл. Общая биология»
  3. «Кирилл и Мефодий. 11 кл. Общая биология»
  4. Основы общей биологии, 9 класс («1С: Образование», 2007)
  5. Биология, 10 класс («1С: Образование», 2008)
  6. Электронные учебники А.В.Пименова
  7. Электронное учебное издание « Общая биология 10 класс»

Интернет-ресурсы

  1. http://www.bio.1september.ru – газета «Биология», приложение к «1 сентября»
  2. http://www.bio.nature.ru – научные новости биологии
  3. http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования
  4. http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  5. http://school-collection.edu.ru/catalog/search  - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  6. http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.
  7.  http://window.edu.ru/window/  - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
  8. http://www.5ballov.ru/test  - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
  9.  http://bio.1september.ru/  - Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии».
  10. http://www.informika.ru/text/database/biology/  - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.

  1. http://school.holm.ru/predmet/bio/  - Школьный мир. Биология. Ссылки на Ресурсы Интернет в области биологии. К сожалению, не все ссылки работают.
  2.  http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/  - бесплатные обучающие программы по биологии.

  1. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm  - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
  2.  http://www.bril2002.narod.ru/biology.html  - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.
  3. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html  -тесты по биологии.

  1. Другие интернет- ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...