Конструирование технологической карты
проект по биологии по теме
Использую при проведении уроков ЭОР и ИКТ, что позволяет представить учебный материал как мультемедийную систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. Формирую мотивацию к учению в целом, развиваю интерес к предмету. Учащиеся создают свои проэкти и презентации, при этом они учатся искать самостоятельую информацию, её анализировать и применять на практике,
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Зеленые листостебельные растения
Класс: 5
Цели: сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.
Основное содержание темы. Существенные признаки представителей мхов; их строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизни человека.
Планируемые результаты
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение растений, интеллектуальных умений (строить рассуждения).
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая литературные произведения, электронные носители; использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний, понимания роли мхов в природе и жизни человека.
Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Предметные: выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто утроенных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений; объяснение роли мхов в природе и жизни человека.
Оборудование и организация образовательного пространства: учебники; электронное приложение; гербарии мхов, живой сфагнум; презентация учителя; компьютеры, наличие Интернета.
Ход урока
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемые метапредметные результаты |
| Приветствие учащихся. Контроль посещаемости | Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку | Готовность к учебному действию |
| Обсуждение с учащимися следующих вопросов:
| Беседа-рассуждение, решение задач | Использование теоретических знаний на практике, развитие логического мышления |
| -Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Слышим птичий гомон. Нам хорошо и радостно. (Демонстрируется слайд с картинкой природы.) А далее предлагает отправиться в «путешествие»: -Для того, чтобы узнать, куда будет это «путешествие» , предлагаю отгадать загадку: «Ни море, ни земля, корабли не плавают, и ходить нельзя». (Демонстрируется слайд с изображением болота.) На болоте можно найти много интересного. Формулирует тему урока: «Мхи». -Закончите предложение: «Сегодня на уроке я хочу узнать…» Дополняет ответы учеников, чтобы прозвучали все планируемые им аспекты темы, а именно: строение мхов; сравнение строения сфагнума и кукушкина льна и сопоставление общей характеристики мхов; практическое применение мхов | Слушают, смотрят, составляют представление Отгадывают загадку Отвечают | Эмоциональная настроенность на дальнейшую часть урока Умение видеть проблему, высказывать предположения. Умение ставить учебные цели и задачи |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ожидаемые метапредметные результаты |
| Организуя изучение общей характеристики отдела Моховидные, формулирует задание классу: -Просмотрите фрагмент 1 электронного приложения и скажите, почему мхи относят к высшим растениям. Где их можно найти? Учитель подчеркивает, что Моховидные-обширная группа растений, очень разнообразных по внешнему строению. Во всем мире их насчитывается около 27 тыс. видов. Среди высших растений по количеству видов они занимают второе место после цветковых. Наука, изучающая мхи, называется бриология. Моховидные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Древнейшие ископаемые формы мхов известны с каменноугольного периода. Почти все они многолетние растения. Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это неудивительно. Ведь мхи - наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм да 5-7 см. Лишь те из них, которые обитают в местах с теплым и влажным климатом, достигают 60 см. У мхов нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Зато они играют очень важную экологическую роль. Дает учащимся следующее задание (работа с текстом учебника(с.73)): найти в тексте особенности строения моховидных. Затем предлагает выполнить лабораторную работу «Изучение строения мхов: сфагнума и кукушкина льна». Инструкция
в электронном приложении к учебнику (фрагмент 2).
Поглощает ли мох воду? Каковы особенности внутреннего строения листа. Какое это имеет значение? Растет ли данный мох в нашей местности? -Продолжите выполнение лабораторной работы. Инструкция
| Слушают учителя. Смотрят фрагмент 1 электронного приложения. Работают с текстом, выписывают особенности строения моховидных. Выполняют лабораторную работу и начинают заполнять таблицу (приложение 1). Отвечают на вопросы. Выполняют лабораторную работу. | Выстраивание цепочки доказательств и рассуждений Умение выделять необходимую информацию из текста учебника. Умение проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. Развивается умение совместной деятельности между сверстниками. Умение работать в заданном темпе. Умение аргументировать свои высказывания. Умение выполнять учебное задание по алгоритму действий. Развитие умения сравнивать, делать выводы. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ожидаемые метапредметные результаты |
| Организация дальнейшей работы учащихся по заполнению таблицы.
Предлагает учащимся ответить на вопросы и решить задачи:
Организует обсуждение значения мхов в природе: - Посмотрите материал фрагментом 3 и 4 электронного приложения. Заполните в таблице графы «Значение мха «+» и «Значение мха «-». Подготовьте устный рассказ о значении мхов. | Сравнивают сфагнум и кукушкин лен. Делают вывод. Отвечают на вопросы, решают задачи. Заполняю соответствующие графы в таблице. Составляют устный рассказ по записям в таблице | Поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация объектов. Умение делать выводы и заключения. Умение оценить свои знания и вносить необходимые коррективы. Отражение в устной форме результатов своей деятельности. Умение использовать речевые средства для представления результата. |
|
| Выполняют тестирование. Слушают стихотворение, высказывают свое мнение в ходе беседы. | Соотнесение полученного результата с поставленной целью. Оценивание своих учебных достижений. Развитие экологического сознания, признание ценности жизни во всех ее проявлениях. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
| -Выполнить задание 9 на странице 75 учебника. При подготовке к сообщению используйте текст параграфа, электронное приложение, ЦОРы, материалы Интернета. | Записывают задание в дневники | Использование информации из различных источников |
Приложение 1.
Характеристика мхов.
Признаки | Сфагнум | Кукушкин лен |
Встречается ли мох в нашей местности? Места произрастания | ||
Внешнее строение: стебель листья ризоиды | ||
Окраска растения | ||
Строение листа | ||
Значение мха «+» | ||
Значение мха «-» |
Приложение 2.
Тест по теме «Зеленые листостебельные мхи»
1. Кукушкин лен-это
а) многолетнее растение
б) двулетнее растение
в) однолетнее растение
2. По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим растениям?
а) есть ризоиды
б) есть хлорофилл
в) есть органы растений
г) по всем указанным признакам
3. Сфагнум отличается от кукушкина льна
а) отсутствием листьев
б) отсутствием стебля
в) отсутствием ризоидов
4. Благодаря мертвым клеткам сфагнум
а) фотосинтезирует
б) проводит питательные вещества
в) впитывает воду
г) вегетативно размножается
5. В чем заключается сходство сфагнума и кукушкина льна?
а) есть ризоиды
б) есть листья и стебли
в) есть корни
г) есть цветы
6. Отмершие части сфагнового мха образуют полезное ископаемое:
а) бурый уголь
б) каменный уголь
в) торф
7. В военное время сфагнум часто использовали:
а) вместо гипса
б) как перевязочный материал
в) как продукт питания
Предварительный просмотр:
Конструирование технологической карты урока |
Количество этапов урока определяется его задачами, оно не может быть заданным, постоянным.
Обратим внимание на субъектную симметричность таблицы-схемы: "действия учителя – действия учеников".
Организация работы учеников носит вариативный характер:
• действия, котрые выполняют все учащиеся;
• действия, которые на данном этапе урока выполняет группа учеников (например, лабораторный опыт);
• действия, которые на данном этапе урока выполняет отдельный ученик (например, работа по карточкам).
Каждое действие предполагает использование учителем и учениками элементов учебно-методического комплекса. В соответствующей графе таблицы-схемы (УМК) обозначаются раздел учебно-методического комплекса и порядковый номер необходимого элемента – отдельно для учителя, отдельно для учащихся.
Обратим внимание на синхронизацию действий учителя и учеников, их волновой, симметричный характер:
учитель-коммуникатор – прямое воздействие учителя на учеников (реципиентов);
учитель-реципиент обратной связи (диалогичность урока).
Обмен информацией, таким образом, цикличен: имеет субъектно-завершённую форму: учитель – ученик – учитель.
Завершена эта связь должна быть на каждом этапе. Вне этого условия учитель рискует оказаться в роли исполнителя монолога не "для", а в "присутствии". Поэтому мы настаиваем на рефлексивном завершении каждого этапа урока.
Каждое новое действие на уроке возможно лишь при продуктивном итоге предшествующего. Система индикаторов обратной связи – авторское детище учителя, её невозможно унифицировать и схематизировать. Некоторые их возможных элементов мы назвали выше.
Важным представляется этап диагностики результатов урока при подведении его итогов.
9. Диагностика результатов урока. Учитель использует самые разнообразные оперативне методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания.
На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика учеником знаний и умений, полученных на уроке, самостоятельное соотнесение с целью урока и вывод о задачах для самостоятельной работы.
Обратим внимание читателя этого методического материала на пункт 3: "Планируемый результат. Знания. Умения. Навыки".
На этапе диагностики результатов урока мы, таким образом, должны соотнести полученные результаты с названным целеполагающим компонентом. Учитель-творец найдёт разнообразнейшие приёмы оперативной оценки знаний, умений и навыков, полученных учениками на уроке: это и опрос письменный, опрос устный, тестирование, блиц-опрос, перекличка, цепочка ответов и вопросов и т.д.
Между названным этапом и завершающим этапом урока – домашним заданием – должна быть каузальная связь. Деятельность на уроке идёт к завершению; грядёт этап установок на самостоятельную работу ученика, следует то, что порой им не совсем любимо –
10. Домашнее задание.
В прошлое ушли скорописью написанные на доске под аккомпанемент пронзительного звонка с урока номер параграфа, перечень страниц и номера задач и заданий.
Заявившая о себе значимость самостоятельной работы в получении образования как ответ на вызов современности, требующий самоопределения, самоактуализации и самореализации, обнаружит себя в выполнении домашнего задания, где познавательное творчество ребёнка не обуздано взглядом учителя, движением хронометра и социальной ингибицией.
Домашнее задание логически определяется целью урока и результатами урока. Зазор между ними – вот один из пунктов домашнего задания. Но не единственный.
Закрепление знаний, умений и выработка навыков – таково предназначение домашнего задания в первую очередь.
НАВЫК – действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Интеллектуальный навык – автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи. (Психология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990).
По определению, навык формируется лишь при многократном повторении и поддерживается, не угасает, будучи постоянно востребованным. Вот в чём ценность домашнего задания. И не только. Простор для творчества: оснащённый соответствующими установками учителя молодой человек становится первооткрывателем велосипеда, вечного двигателя, бессмертия, способов возвращения в прошлое, средства Макропулоса, шапки-невидимки, ковра-самолёта …
Домашнее задание судьбоносно. Познавательные установки, которые предлагает учитель, оглашая домашнее задание:
• на закрепление знаний;
• на углубление знаний;
• на развитие творческого уровня знаний;
• на выработку умений;
• на выработку и закрепление навыков.
Учитель очерчивает эталоны оценивания уровня выполнения домашнего задания:
• обязательный;
• углублённый;
• творческий.
Примерная схема когнитивных установок:
• что нужно выполнить;
• почему это нужно выполнить;
• как это выполнить;
• для чего нужны эти знания, умения и навыки в жизни и на следующем уроке;
• какие могут быть сложности;
• что повторить;
• на что обратить внимание;
• какова будет следующая тема урока;
• кто из одноклассников готов стать консультантом (не для того, чтобы списать, а для того, чтобы объяснить).
В заключение перечислим структурные компоненты технологической карты урока.
І. Блок целеполагания.
• Тема урока.
• Цель урока.
• Планируемый результат: знания, умения, навыки.
• Личностноформирующая направленность урока.
ІІ. Блок инструментальный.
• Задачи урока.
• Тип урока.
• Учебно-методический комплекс.
ІІІ. Блок организационно-деятельностный.
• Таблица-схема "План урока".
• Диагностика результатов урока.
• Домашнее задание.
Литература
1. Анализ современного урока. – Мн., 2001.
2. Безрукова, В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения / В.С.Безрукова. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с.
3. Безрукова, В.С. Достоинства и недостатки современного урока / В.Безрукова // Директор школы. – 2004. – № 2. – С. 33 – 37.
4. Гринкевич, В.В. Педагогические технологии в современном лицее / В.В.Гринкевич // Народная асвета. – 2005. – № 3. – С. 34–37; № 11. – С. 7–11.
5. Гузеев, В.В. Инструменты преподавания как основа образовательных технологий / В.В.Гузеев // Библиотека журнала "Директор школы", 2005.
6. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
7. Древс, У. Организация урока (в вопросах и ответах) / У.Древс, Э.Фурман. – М., 1984.
8. Жук, Н. Личностно ориентированный урок: технология проведения и оценки / Н.Жук // Директор школы. – 2006. – № 2.
9. Зайцев, С. Личностно ориентированное обучение младших школьников / С.Зайцев // Директор школы. – 2005. – № 3.
10. Искакова, Г.Н. Из опыта внутришкольного повышения квалификации: общедоступные требования к проведению уроков / Г.Н.Искакова // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 2. – С. 21–32.
11. Каминский, В.Ю. Использование общеобразовательных технологий в учебном процессе / В.Ю.Каминский // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 3. – С. 4 – 14.
12. Карачи, А. Как повысить КПД обучения / А.Карачи // Директор школы. – 2005. – № 9. – С. 59 – 64.
13. Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.
14. Конаржевский, Ю.А. Система. Урок. Анализ / Ю.А.Конаржевский // Псков: ПОИПКРО, 1996. – 440 с.
15. Корнетов, Г.Б. Образовательные технологии: Технологии в педагогике и образовании. Современные подходы и интерпретации / Г.Б.Корнетов // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. С. 110 – 122.
16. Лаврентьев, В.В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением: методические рекомендации для учителя / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 89 – 95.
17. Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.
18. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.
19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1992.
20. Лукьянова, М.И. Методика комплексного анализа и самоанализа личностно-ориентированного урока / М.И.Лукьянова, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 22 – 34.
21. Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.
22. Лукьянова, М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока / М.И.Лукьянова // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 5 – 12.
23. Полякова, Н.В. Перспективные школьные технологии / Н.В.Полякова // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 5. – С. 38 – 56.
24. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1989.
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – Спб: Питер, 1999.
26. Степаненков, Н.К. Методология современных педагогических систем и технологий / Н.К.Степаненков // Адукацыя і выхаванне. – 2005. – № 2. – С. 60 – 66.
27. Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.
Источник: Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006. Автор: Н.Я.Мороз, доцент кафедры психологии, педагогики и частных методик УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", кандидат философских наук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование технологической карты урока
Здесь дана форма технологической карты урока, принятая в нашем образовательном учреждении....
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.План-конспект урока по учебнику «Физика-7». Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Строение вещества» ...
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС
План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. ПерышкинТема: «Сила трения»(Урок открытия новых знаний)Технологическая карта изучения темы...
Конструирование технологической карты в рамках ФГОС второго поколения по теме "Испарение. Конденсация"
Главной методической идеей является построение урока на деятельностной основе....
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА
Технологическая карта урока в отличии от плана или конспекта не отражает содержание учебного материала урока, однако в ней рассматривается более подробно методическая структура урока (методы обучения,...
Презентация -тренажер "Конструирование технологической карты урока"
Презентация представляет собой пошаговую инструкцию составления технологической карты урока. В ней дано описание отличий современного урока от традиционного и даны примеры оформления....
Презентация -тренажер "Конструирование технологической карты урока"
Презентация представляет собой пошаговую инструкцию составления технологической карты урока. В ней дано описание отличий современного урока от традиционного и даны примеры оформления.Скачать:...