открытый урок
по алгебре (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по алгебре в 8-м классе.
Тема: "Преобразование выражений, содержащих квадратные корни"
Мирошникова Регина Александровна, учитель математики
Цели урока:
- Повторить определение арифметического квадратного корня, свойства арифметического квадратного корня.
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по этой теме.
- Закрепить навыки и умения решения примеров на тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни.
- Дать возможность каждому ученику как можно более полно раскрыть свои возможности.
- Расширять кругозор и познакомить учащихся с математиками средних веков.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование урока: раздаточный материал, цветной мел, графопроектор, портрет Рене Декарта, плакаты с формулами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Тема нашего урока «Преобразование выражений, содержащих арифметические квадратные корни». Сегодня на уроке мы будем повторять правила преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Это и преобразование корней из произведения, дроби и степени, умножение и деление корней, вынесение множителя за знак корня, внесение множителя под знак корня, приведение подобных слагаемых и освобождение от иррациональности в знаменателе дроби.
II. Устный опрос по теории.
- Дайте определение арифметического квадратного корня. (Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а).
- Перечислите свойства арифметического квадратного корня. (Арифметический квадратный корень из произведения неотрицательных множителей равен произведению корней из этих множителей. Арифметический квадратный корень из дроби, числитель которой неотрицателен, а знаменатель положителен, равен корню из числителя, делённому на корень из знаменателя).
- Чему равно значение арифметического квадратного корня из х2? (|х|).
- Чему равно значение арифметического квадратного корня из х2, если х≥0? х<0? (х. –х).
III. Устная работа. (Записано на доске).
1.
Найдите значение корня: | Ответ |
(11); | |
(); | |
(1,6); | |
(6). |
2.
Найдите значение выражения: | Ответ |
(30) | |
(20) | |
= ? | (11) |
3.
Вынесите множитель за знак корня: | Ответ: |
= 0,8|а | = 0,8а, если а≥0 | |
(3х) – Какое по знаку х3 ? |
4.
Внесите множитель под знак корня: | Ответ: |
-2 | (-) |
() |
5.
Сравните: | Ответ: |
и 2 | (22<28) |
IV. Отработка знаний по данной теме. (На партах у каждого листок с заданиями).
1. Выполните действия.
- Как будем решать примеры а и б? (Раскроим скобки, приведём подобные слагаемые).
- Как будем решать примеры в и г? (Применим формулу разности квадратов).
- Как будем решать примеры д и е? (Вынесем множитель за знак корня и приведём подобные слагаемые).
| Задание |
|
|
| Ответ |
|
|
| Буква |
а) | 3 (2 - 5) - 2 |
|
|
| -120 |
|
|
| Д |
б) | - ( - 3) |
|
|
| 15 - 3 |
|
|
| Е |
в) | (1 + 3)(3- 1) |
|
|
| 17 |
|
|
| К |
г) | (5 - )(+ 5) |
|
|
| 64 |
|
|
| А |
д) | 2 + 0,3- 4 + 0,01 |
|
|
| - 8 |
|
|
| Р |
е) | 3 + 0,5 - 2 + 0,01 |
|
|
| 4 - 2 |
|
|
| Т |
(Ученики по вариантам выполняют примеры в тетрадях, 6 учеников по 1 примеру решают у задней доски).
– Проверка через графопроектор. Каждому ответу соответствует определённая буква. В результате получаются слово: Декарт.
V. Историческая справка.
Ученик выступает с небольшим сообщением.
В 1626 году нидерландский математик А.Ширар ввел близкое к современному обозначение корня V. Если над этим знаком стояла цифра 2, то это означало корень квадратный, если 3 – кубический. Это обозначение стало вытеснять знак Rx. Однако долгое время писали Vа+в с горизонтальной чертой над суммой. Лишь в 1637 году Рене Декарт соединил знак корня с горизонтальной чертой, применив в своей «Геометрии» современный знак корня . Этот знак вошёл во всеобщее употребление лишь в начале XVIII века. (На доске – портрет Рене Декарта, рисунок).
VI. Отработка знаний по теме.
2. Разложите на множители.
– Как будем выполнять это задание? (а и б – разложим по формуле разности квадратов, в и г – используя определение арифметического квадратного корня, заменим 7 и 13 квадратами из квадратных корней, а потом вынесем за скобки общий множитель).
а) а – 9, а≥0 |
|
|
| (- 3)(+ 3) |
б) 16 – в , в≥0 |
|
|
| (4 -)(4 + ) |
в) 13 + 3 |
|
|
| (+ 3) |
г) 7 - 2 |
|
|
| (- 2) |
Ученики решают в тетрадях по вариантам, 2 человека (по одному от каждого варианта) решают у доски.
– Проверка.
3. Сократите дробь.
– Как будем выполнять это задание? (Разложим на множители или числитель, или знаменатель, а потом сократим).
а) |
|
|
| а - |
б) |
|
|
| |
в) |
|
|
| |
г) |
|
|
| |
д) |
|
|
| |
е) |
|
|
|
Ученики решают в тетрадях по вариантам, 4 человека решают у доски. Примеры д и е решают дополнительно, кто успеет.
– Проверка.
4. Освободитесь от иррациональности в знаменателе дроби.
– Что будем делать в этом задании? (Преобразуем дробь так, чтобы знаменатель не содержал квадратного корня: а и б будем домножать и числитель, и знаменатель на квадратный корень, записанный в знаменателе; в и г будем домножать на сумму или разность выражения, записанного в знаменателе для того, чтобы получилась разность квадратов).
а) |
|
|
| |
б) |
|
|
| |
в) |
|
|
| |
г) |
|
|
| 2( - 1) |
Ученики решают по вариантам, 2 человека решают по 2 примера у доски.
– Проверка.
VII. Написание теста.
У каждого на парте листок с заданиями теста. Подписали листок и выполнили задания в этом же листке. После написания работы сдали, проверили ответы и разобрали, почему так, через графопроектор.
VIII. Домашнее задание. с. 109 № 503 (а–г), 504.
IX. Итоги урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...