ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Изучение строения сердца
учебно-методический материал

Евгения Григорьева

Методические рекомендации к ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ по Анатомии и физиологии человека Изучение строения сердца 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_izuchenie_stroeniya_serdtsa.docx475.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Изучение строения сердца

Цель: изучить топографию и строение сердца, функции его клапанов, проводящей системы. Запомнить фазы сердечного цикла, тоны сердца, систолический и минутный объемы.

Задачи занятия: научиться находить и показывать на плакатах, муляжах и столе Пирогова сердце и его составные части.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Задание №1 Используя муляжи, плакаты, скелет человека и стол Пирогова, рекомендованную литературу закрепите знания о плане строения сердца, функции его клапанов, проводящей системы.

В ходе изучения найдите основание сердца, обращенное кверху и кзади, верхушку, направленную вниз, влево и вперед; поверхности: грудино-реберную (переднюю), диафрагмальную (нижнюю), легочные (боковые), правый и левый края; борозды: венечную, отделяющую предсердия от желудочков, переднюю и заднюю межжелудочковые, разделяющие желудочки; правые и левые предсердия и желудочки, правое и левое ушки, охватывающие спереди основание аорты и легочного ствола. Запомните, что масса сердца взрослого человека составляет в среднем 250-350 г ( от массы тела), а объем сердца - 250-350 мл. Далее рассмотрите предсердно-желудочковые отверстия, прикрывающие их трехстворчатый клапан справа, двустворчатый (митральный) клапан слева, устья аорты и легочного ствола с полулунными клапанами, состоящими из трех полулунных заслонок каждый, отверстия верхней и нижней полых вен в правом предсердии, четырех легочных вен - в левом предсердии. Обратите особое внимание на наличие на внутренней поверхности желудочков сосочковых мышц (по числу створок клапанов) и мясистых трабекул (мышечных перекладин) с отходящими от них к створкам клапанов сухожильными хордами (нитями), которые при сокращении желудочков натягиваются и удерживают створки клапанов в закрытом положении, препятствуя обратному току крови в предсердия. При некоторых заболеваниях: ревматизме, сифилисе, атеросклерозе и других клапаны сердца (предсердно-желудочковые и полулунные) не могут достаточно плотно закрываться. В таких случаях работа сердца нарушается, возникают пороки сердца.

Рассмотрите строение стенки сердца. Выделите в ней следующие 3 слоя:

  1. внутренний - эндокард, выстилающий изнутри все полости сердца и плотно сращенный с подлежащим мышечным слоем, покрывая сосочковые мышцы с их сухожильными хордами (нитями);
  2. средний - миокард (мышечный слой), являющийся сократительным аппаратом сердца. При этом мускулатура предсердий полностью отделена от мускулатуры желудочков при помощи фиброзных колец, которые вместе с другими скоплениями фиброзной ткани составляют своеобразный мягкий скелет сердца. Поэтому предсердия и желудочки сокращаются неодновременно;
  3. наружный - эпикард, являющийся частью фиброзно-серозной оболочки, охватывающей сердце (перикарда). Перикард изолирует сердце от окружающих органов, предохраняет сердце от чрезмерного растяжения, а серозная жидкость (до 50 мл) между его пластинками уменьшает трение при сердечных сокращениях.

После этого изучите проводящую систему сердца, состоящую из атипических проводящих кардиомиоцитов. Запомните название центров проводящей системы: 1) синусно-предсердный узел (синоатриальный, синусный, узел А.Киса - М.Флека), находящийся в стенке правого предсердия между отверстием верхней полой вены и правым ушком. Состоит из клеток первого типа - пейсмекерных клеток, или водителей ритма, способных к самопроизвольным сокращениям с частотой 60-80 в минуту (синусовый ритм) и отдающих ветви к миокарду предсердий; 2) предсердно- желудочковый узел (атриовентрикулярный, узел А.Ашоффа - С.Тавары), лежащий в толще нижнего отдела межпредсердной перегородки вблизи места впадения нижней полой вены. Состоит из клеток второго типа - переходных клеток, передающих возбуждение от синусно-предсердного узла на предсердно-желудочковый пучок и к рабочему миокарду. Книзу этот узел переходит в предсердно-желудочковый пучок (пучок В.Гиса), который связывает миокард предсердий с миокардом желудочков. В межжелудочковой перегородке этот пучок делится на правую и левую ножки, отдающие веточки к миокарду каждого желудочка (волокна Я.Пуркинье). Клетки пучка и его ножек составляют третий тип клеток, которые в функциональном отношении являются передатчиками возбуждения от переходных клеток предсердно-желудочкового узла к клеткам рабочего миокарда желудочков.

Затем изучите основные свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, удлиненный рефрактерный период и автоматизм. Увяжите последнее свойство с деятельностью проводящей системы, поскольку миокард функцией автоматизма не обладает. Подчеркните, что центром автоматизма первого порядка (60-80 импульсов в минуту) является синусно-предсердный узел (синусовый ритм), второго порядка (40-60 импульсов в минуту) - зона перехода предсердно-желудочкового узла в пучок В.Гиса (атриовентрикулярный ритм), третьего порядка (25- 45 импульсов в минуту) - нижняя часть пучка В.Гиса, его ветви и волокна Я.Пуркинье (идиовентрикулярный ритм). Запомните, что при структурных изменениях в проводящей системе при заболеваниях сердца, при различных вегетативных, эндокринных, электролитных и других метаболических нарушениях, токсических и некоторых лекарственных воздействиях могут возникать аритмии сердца - нарушения частоты, ритмичности и последовательности сокращений отделов сердца. Аритмии диагностируются главным образом по ЭКГ, но большинство из них может быть заподозрено и по клиническим признакам.

Задание №2

Изучите фазы сердечного цикла, верхушечный толчок, сердечные тоны, ЭКГ, систолический и минутный объемы, законы сердечной деятельности, регуляцию работы сердца. Рассмотрите три фазы сердечного цикла: систолу предсердий, систолу желудочков, общую паузу (одновременную диастолу предсердий и желудочков) и дайте им временную характеристику (по длительности). Запомните, что при учащении сердцебиений ускорение сердечного цикла (в норме с) происходит за счет сокращения общей паузы (в норме с), т.е. времени отдыха сердечной мышцы, а длительность систолы предсердий ( с) и желудочков ( с) почти не меняется.

Далее определите, что такое систолический, или ударный, объем сердца (крови), минутный объем, их величины в покое и при тяжелой физической нагрузке.

После этого изучите характеристики нормальной электрокардиограммы. Найдите в ней зубцы Р, Q, R, S и Т и интервалы между ними. Обратите внимание на то, что зубцы Р, R и Т направлены, как правило, вверх (положительные зубцы), Q и S - вниз (отрицательные зубцы). Запомните, что зубец Р отражает процесс возбуждения в предсердиях и длится с. Интервал P-Q - время в течение которого возбуждение распространяется от предсердия до желудочков (предсердно-желудочковый интервал), равен с. Зубцы Q, R и S отражают процесс возбуждения миокарда желудочков. Поэтому комплекс QRS показывает скорость распространения возбуждения по мышцам желудочков и равен с. Зубец Т связан с восстановительными процессами в миокарде желудочков после его возбуждения, т.е. с реполяризацией, равен в среднем с. Интервал Q-T(QRST) соответствует деполяризации и реполяризации желудочков и называется электрической систолой желудочков. Интервал Т-Р характеризует отсутствие разности потенциалов (общую паузу) и представляет собой изоэлектрическую линию. С нею сравнивают уровни интервалов Р-Q и Q-Т. Зарисуйте в альбомы кривую ЭКГ и обозначьте названные зубцы, интервалы и их продолжительность.

Отметьте большое значение в рефлекторной регуляции деятельности сердца раздражения барорецепторов (прессорецепторов) и хеморецепторов сосудистого русла (дуги аорты, сонных синусов) и самого сердца. От них возникающее возбуждение по афферентным волокнам чувствительных нервов передается в ЦНС (в продолговатый мозг), а оттуда по центробежным эфферентным нервам - блуждающим или симпатическим передается сердцу. Если возбуждение поступило по блуждающим нервам, работа сердца тормозится, если по симпатическим - усиливается. В качестве примеров рефлекторной регуляции деятельности сердца ознакомьтесь с двумя законами сердечной деятельности: законом О.Франка - Э.Старлинга и законом сердечного ритма (рефлексом Ф.Бейнбриджа). Первый закон гласит, что чем больше растянуто сердечное мышечное волокно, тем сильнее оно сокращается, второй - при повышении кровяного давления в устьях полых вен происходит рефлекторное увеличение частоты и силы сердечных сокращений. Укажите также на роль медиато ров, гормонов и минеральных веществ в гуморальной регуляции деятельности сердца. Например, ацетилхолин, избыток ионов калия подобно блуждающему нерву урежают и ослабляют работу сердца, вплоть до полной его остановки. Норадреналин, адреналин, избыток ионов кальция подобно симпатическому нерву, наоборот, учащают и усиливают деятельность сердца, стимулируя обменные процессы в сердце и повышая расход энергии (норадреналин, адреналин). Адреналин одновременно вызывает расширение венечных сосудов и способствует улучшению питания миокарда.

Задание 3

Запомните латинское и греческое название сердца (cor, cardia), его слоев: внутреннего - эндокарда, среднего - миокарда, наружного - эпикарда, околосердечной сумки - перикарда, а также синоним острой ишемической болезни сердца - инфаркт миокарда.

Задание 4

Вставьте в предложения пропущенные слова:

Масса сердца взрослого человека _______________ грамм.

Внутренний слой сердца – это _______________________.

Средний слой сердца – миокард образован _________________________

_____________________________________________ тканью.

Околосердечная сумка – это ___________________________.

Между правым предсердием и правым желудочком расположен ___________

_________________________________ клапан.

Между левым предсердием и левым желудочком расположен ______________

__________________________ или _____________________________ клапан.

В основании аорты и легочного ствола расположены ______________________

клапаны.

В правой половине сердца кровь всегда _________________________________.

Кровь из малого круга кровообращения возвращается в сердце по ___________

________________________ венам.

Задание 5

Рассмотрите строение сердца. Используя учебную литературу, плакаты, муляжи, назовите его составные части, подпишите цифровые обозначения рисунка. Изучите строение проводящей системы сердца. Отметьте основные части проводящей системы на рисунке.

Контрольные вопросы

  1. Размеры, масса и объем сердца. Камеры сердца.
  2. Строение стенки сердца. Предсердно-желудочковые клапаны сердца и их работа.
  3. Проводящая система сердца. Сосочковые мышцы и сухожильные хорды (нити).
  4. Клапаны аорты и легочного ствола и их работа.
  5. Топография сердца.
  6. Назовите и покажите на наглядных пособиях оболочки и камеры сердца.
  7. Перечислите сосуды, входящие в сердце и выходящие из него.
  8. Какое образование проводящей системы сердца является водителем ритма I порядка?
  9. Какова частота сердечных сокращений в состоянии покоя? Какова продолжительность общей паузы?
  10. Каково влияние блуждающего нерва на сердечную деятельность?
  11. Свойства сердечной мышцы. Проводящая система сердца.
  12. Фазы сердечного цикла

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая краеведческая конференция "Их имена мы в сердце сохраним"

Областная научно-практическая конференция, проводилась среди студентов Барышского индустриально-технологического техникума и Жадовского сельскохозяйственного техникума. Были подготовлены рефераты об у...

Практическое занятие Анатомия сердца

Методическая разработка практического занятия  "Анатомия  сердца" для студентов медицинских училищ и колледжей...

Практическое занятие "Физиология сердца"

Методическая разработка практического занятия по теме  "Физиолгия сердца" предназначена для проведения открытого занятия по дисциплине "Анатомия и физиология человека" и содержит ряз авторских на...

Технологическая карта урока биологии на тему "Строение и работа сердца"

Цель урока: формирование ценностного отношения к своему здоровью через осмысление строения и работы сердца...

Методическая разработка практического занятия "Изучение физиологии сердца"

Методическая разработка предназначена для организации практического занятия по теме "Изучение физиологии сердца". Предназначена для специальности 34.02.01. Сестринское дело...

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Строение сердца. Круги кровообращения"

Методическая разработка предназначена для организации изучения темы "Строение сердца. Круги кровообращени" на теоретическом занятии по анатомии и физиологии человека...

11. Храпугин Д.О., Смыслова О.А. Роль маркера NT-proBNP для диагностики хронической сердечной недостаточности // Заочная городская студенческая научно-практическая конференция «Сердце, тебе не хочется покоя!», Москва, 2020

Нами были изучены статистические данные лаборатории медицинских анализов по определению специфического биомаркера хронической сердечной недостаточности NT-proBNP за последние 5 лет на территории РФ. О...