ДПП ПК «Медицинский массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ»
рабочая программа

Галкин Евгений Викторович

АННОТАЦИЯ

к  ДПП ПК «Медицинский массаж при заболеваниях

желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ»

 

         Актуальность ДПП ПК «Медицинский массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ» обусловлена тем, что медицинская сестра/брат по массажу должны владеть как можно большим объемом знаний, как теоретического, так и практического характера выполняя пациентам массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ.       

          Программа рассчитана для повышения квалификации по специальности «Медицинский массаж», основной целью которой является лечение, сохранение и поддержания здоровья, лиц, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ.

          При разработке программы учтены основные направления деятельности медицинских сестер по массажу в структуре лечебных учреждениях. Знания и умения, полученные после изучения программы, способствуют приобретению новых навыков для работы с пациентами при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ.

          Контингент обучающихся:

       - по специальности:  медицинская сестра/брат по массажу.

          Особенности реализации программы

 

Обучение по программе проводится в очной форме,  с  применением  симуляционного  обучения.

        Теоретический материал предоставлен в форме учебно-методического обеспечения и реализуется путем проведения лекционных занятий, а закрепление умений проводится в форме симуляционного обучения.

Учебный план рабочей программы включает разделы:

- техника и методики массажа при заболеваниях желудочно-кишечного тракта; - техника и методики массажа при нарушении обмена веществ и раздел; -  медицинская помощь, СЛР, необходимые для выполнения массажа пациентам при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ, в том числе  при оказании первой медицинской помощи.

        Обучение завершается итоговой аттестацией в форме тестирования и зачета по практическим навыкам.

 

Разработчик:

Галкин  Е.В. - преподаватель отделения ДПО, Ессентукского филиала ФГБОУ  ВО  СтГМУ  Минздрава России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение                                                    высшего образования                                                «Ставропольский государственный медицинский университет»                      Министерства здравоохранения Российской Федерации

          Ессентукский филиал

                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                         Директор

                                                                                  ____________В.И. Братусь

                                                                         «___» ____________20____г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Специальность: «Медицинский массаж»

«Медицинский массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ»

Форма  обучения:  

очная,  с  применением  симуляционного  обучения  -  36 часов.

Ессентуки, 2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Дополнительная профессиональная программа (ДПП) повышения квалификации (ПК) по специальности «Медицинский массаж» «Медицинский массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ» составлена на основании:

            - Федерального Закона РФ от 21.11.2011 М: 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ››;

-  приказа  Минздрава России от 24 мая 2019 г. № 326-н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»;

- приказа Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам;

- приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 № 66-н « Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путём обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»;

- приказа Минздрава РФ от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

          - приказа Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183Н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

           - приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 ноября 2018 года N 744н  «Об утверждении  профессионального стандарта "Специалист по медицинскому массажу».

В   соответствии с единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, Медицинская сестра по массажу (ОКПДТР)  код 23791- Массажист; код 24272 - Медицинская сестра по массажу.

Описание трудовых функций.

1.1 Трудовые

функции

Проведение обследования пациента с целью определения методики проведения медицинского при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ.

1.2

Трудовые действия

Сбор жалоб, анамнеза у пациентов. Осмотр и функциональное обследование пациента с целью выявления медицинских показаний и медицинских противопоказаний к медицинскому массажу при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ,  на момент проведения медицинского массажа. Составление плана проведения процедуры и курса медицинского массажа в соответствии с назначением врача или фельдшера.

2.1 Трудовые

функции

Выполнение медицинского массажа при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ, с учетом индивидуальных особенностей и возраста пациента и контроль его эффективности.

2.2 Трудовые действия

Выполнение различных видов медицинского массажа при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ, согласно выбранной методике проведения медицинского массажа и составленному плану, в соответствии с назначением врача или фельдшера

Соблюдение правил сочетания медицинского массажа с лечебной физической культурой, физиотерапией, мануальной терапией

Динамическое наблюдение и сравнительная оценка функционального состояния пациента во время процедуры медицинского массажа.

3.1 Трудовые функции

Оказание медицинской помощи в экстренной форме.

3.2

Трудовые действия

Оценка состояния, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме. Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме.

Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти.

       

       Программа рассчитана для повышения квалификации по специальности «Медицинский массаж», основной целью которой является лечение, сохранение и поддержания здоровья, лиц, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ.

Актуальность программы

       Актуальность программы «Медицинский массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ» обусловлена тем, что медицинская сестра/брат по массажу должны владеть как можно большим объемом знаний, как теоретического, так и практического характера выполняя пациентам массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ.

Цель программы

       Усовершенствование общих и профессиональных компетенций, теоретических и практических знаний и умений выполняя пациентам массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Задачи программы

       Задачи программы: повышение квалификации лиц, деятельность которых связана с проведением медицинского массажа пациентам при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ.

       Обучение по программе проводится в очной форме обучения. Теоретический материал предоставлен в форме учебно-методического обеспечения и реализуется путем проведения лекционных занятий, а закрепление умений проводится в форме симуляционного обучения.

        Учебная программа построена по модульной системе. Каждый модуль делится на разделы, разделы на темы и охватывает весь объем теоретических знаний и практического опыта, необходимых специалисту по медицинскому массажу.

       Учебный план программы включает модули:

           1.  «Медицинский массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта».    

           2.  «Медицинский массаж при нарушении обмена веществ».

           3.  «Первая медицинская помощь».

        В процессе освоения рабочей  программы используются следующие формы организации учебного процесса: лекции, симуляционное обучение.

        Манекены и тренажеры, используемые для симуляционного обучения:

   - манекен полноростовой взрослого человека со сгибаемыми конечностями (предназначен для отработки навыков спасения и оказания первой помощи);

   -  манекен взрослого для обучения сердечно-легочной реанимации с возможностью компьютерной оценки результатов (предназначен для отработки навыков проведении базовой сердечно-легочной реанимации и оказания первой помощи);  

-  манекен полноростовый взрослого для отработки навыков наложения повязок, кровоостанавливающего жгута, иммобилизации (предназначен для отработки навыков наложения повязок на конечности, туловище, голову пострадавшего, отработки навыков наложения жгута при венозном и артериальном кровотечениях, отработки навыков иммобилизации при различных видах травм);

   -  робот-тренажер многофункциональный (предназначен для отработки навыков оказания первой помощи, навыков проведения базовой сердечно-легочной реанимации);

        Структура ДПП ПК содержит требования к результатам освоения программы, требования к итоговой аттестации, учебный план, учебно-тематический план, календарный учебный график, содержание программы, план проведения лекций, план проведения симуляционного обучения, формы текущего контроля, формы промежуточного контроля, форму итогового контроля, паспорт оценочных средств, оценочные материалы, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение обучения.  

       При разработке программы учтены основные направления деятельности медицинских сестер по массажу в структуре лечебных учреждениях. Знания и умения, полученные после изучения программы, способствуют приобретению новых навыков для работы с пациентами  при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ.

       По окончанию изучения каждого модуля проводится промежуточный контроль в форме тестирования.

       Обучение завершается итоговой аттестацией. Итоговая аттестация проводится в форме зачета в виде тестирования и оценки практических навыков обучающихся.    

       Программа реализуется поэтапно:

1 этап – теоретическое обучение в объеме 16 часов, форма обучения     –     очная.

2 этап – практическое обучение в объеме 18 часов, форма обучения – симуляционная.

3 этап – итоговая аттестация в форме зачета – 2 часа (теоретические часы).

       По окончании обучения выдается документ установленного образца, подтверждающий освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Медицинский массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ».

      Разработчик:

Галкин Е.В. – преподаватель отделения ДПО, Ессентукского филиала ФГБОУ  ВО  СтГМУ  Минздрава России.

   

Контингент обучающихся

        Дополнительная профессиональная программа (ДПП) повышения квалификации (ПК) «Медицинский массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ» предназначена  для специалистов со средним специальным медицинским образованием по основной специальности «Медицинский массаж».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 «МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА И НАРУШЕНИИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ»

Общепрофессиональные компетенции (ОК):

1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

2. Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной противопожарной безопасности.

Профессиональные компетенции (ПК):

1. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

2. Выполнять основные и вспомогательные приемы массажа.

3. Дозировать темп, глубину, кратность повторения массажных приемов.

4. Определять показания и противопоказания к массажу.

5. Владеть техникой массажа при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ.

знать (ЗН):

1. Методику сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей) при состояниях, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме, правила применения лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме.

2. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Порядки оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации по вопросам оказания медицинской помощи.

3. Методы оценки общего объективного и субъективного состояния пациента перед процедурой медицинского массажа.

4.Медицинские показания и медицинские противопоказания к медицинскому массажу при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ.

5. Классификация и характеристика систем, видов и методик проведения медицинского массажа при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ.

6. Способы дозирования медицинского массажа при различных заболеваниях с учетом функционального состояния пациента, анатомо-физиологических, индивидуальных психофизических особенностей, возраста пациента.

7. Особенности проведения медицинского массажа при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ.

8. Правила сочетания медицинского массажа с пассивными и активными упражнениями лечебной физической культуры, физиотерапией, мануальной терапией.

9. Порядок динамического наблюдения за состоянием пациента во время процедуры медицинского массажа.

уметь (УМ):

1. Оказывать первую медицинскую помощь при клинической смерти;

2. Оказать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

3. Пользоваться различными видами медицинского массажа при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ.

4.  Выполнять манипуляции в соответствии с назначением врача, с учетом функционального состояния пациента, анатомо-физиологических, индивидуальных психофизических особенностей, возраста пациента в соответствии с выбранной массажной методикой.

5. Соблюдать правила сочетания медицинского массажа с пассивными и активными упражнениями лечебной физической культуры, физиотерапией, мануальной терапией.

6. Производить профилактику возможных нежелательных ответных рефлекторных реакций организма пациента на медицинский массаж.

7. Проводить динамическое наблюдение и сравнительную оценку ощущений и состояния пациента во время медицинского массажа, при необходимости вносить изменения в выбранную методику проведения массажа и составленный план.

8. Производить оценку эффективности проведенной процедуры (курса) медицинского массажа.

9. Распознавать состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания.

10 .Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни.  

владеть навыками (ВД):

1. Оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях

2. Проведения сердечно-легочной реанимации.

3. Выполнения манипуляции в соответствии с назначением врача с учетом функционального состояния пациента, анатомо-физиологических, индивидуальных психофизических особенностей, возраста пациента в соответствии с выбранной массажной методикой при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ.

4. Проведения динамического наблюдения и сравнительную оценку ощущений и состояния пациента во время медицинского массажа, при необходимости вносить изменения в выбранную методику проведения массажа и составленный план.

Трудовые действия:

1. Сбор жалоб, анамнеза у пациентов. Осмотр и функциональное обследование пациента с целью выявления медицинских показаний и медицинских противопоказаний к медицинскому массажу при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ,  на момент проведения медицинского массажа. Составление плана проведения процедуры и курса медицинского массажа в соответствии с назначением врача или фельдшера.

2. Выполнение различных видов медицинского массажа при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ, согласно выбранной методике проведения медицинского массажа и составленному плану, в соответствии с назначением врача или фельдшера. Соблюдение правил сочетания медицинского массажа с лечебной физической культурой, физиотерапией, мануальной терапией. Динамическое наблюдение и сравнительная оценка функционального состояния пациента во время процедуры медицинского массажа.

3. Оценка состояния, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме. Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме. Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти.

ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

       Итоговая аттестация курса повышения квалификации « Медицинский массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ » проводится в виде зачета в форме тестирования и выявляет уровень теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с требованиями дополнительной профессиональной программы.

       Обучающиеся допускаются к итоговой аттестации после освоения теоритического и практического (симуляционного) курса обучения, предусмотренных рабочей программой.

       Лица, освоившие программу курса повышения квалификации « Медицинский массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ», получают документы установленного образца.

       Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительную оценку, отчисленным из образовательного учреждения, выдается справка об обучении или о периоде обучения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДПП ПК

 «МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА И НАРУШЕНИИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ»                                                

Категория обучающихся: медицинская сестра (брат) по массажу

Срок обучения: 36 часов (неделя).

Режим занятий: 6 академических часов в день.

Форма обучения: очная, с применением симуляционного обучения.

Наименование модуля

Всего

часов

в том числе

Форма

контроля

лекции

симуляционное обучение

Медицинский массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

14

6

8

Зачет

Медицинский массаж при нарушении обмена веществ.  

12

6

6

Зачет

Первая медицинская помощь.

8

4

4

Зачет

Итоговое занятие

2

2

Итого:

36

18

18

        

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДПП ПК

«МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА И НАРУШЕНИИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ»

        

Наименование модулей и разделов и тем

Всего

часов

в том числе

Форма

контроля

лекции

симуляционное обучение

1.

Медицинский массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

14

6

8

Зачет

1.1

Техника и методики массажа при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

-

-

-

1.1.1

Массаж при хроническом гастрите. Массаж при колитах.

6

2

4

1.1.2

Массаж при гастроптозе.

4

2

2

1.1.3

Массаж при рубцах на брюшной стенке и спайках  в брюшной полости.

4

2

2

2.

Медицинский массаж при нарушении обмена веществ.  

12

6

6

Зачет

2.1

Техника и методики массажа при нарушении обмена веществ. 

-

-

-

2.1.1

Массаж при ожирении.

4

2

2

2.1.2

Массаж при сахарном диабете.

4

2

2

2.1.3

Массаж при подагре  и подагрическом артрите.

4

2

2

3.

Первая медицинская помощь.

8

4

4

Зачет

3.1

Медицинская помощь, СЛР.

-

-

-

3.1.1

Медицинская помощь в экстренной форме.

4

2

2

3.1.2

Базовая  сердечно-легочная реанимация.

4

2

2

Итоговое занятие

2

2

-

Зачет

Итого

36

18

18

         При обучении слушателей по предлагаемой программе  предусмотрено симуляционное обучение в условиях симуляционного центра с использованием роботов-тренажеров, манекенов, фантомов, предназначенных для отработки навыков оказания первой медицинской помощи, базовой сердечно-легочной реанимации и техникам медицинского массажа при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушении обмена веществ.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ДПП ПК

 «МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА И НАРУШЕНИИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ»

Дни цикла

Часы

Лекция,

симуляционное обучение

Тема

1

2

лекция

Массаж при хроническом гастрите. Массаж при колитах.

2

лекция

Массаж при гастроптозе.

2

лекция

Массаж при рубцах на брюшной стенке и спайках  в брюшной полости.

2

2

лекция

Массаж при ожирении.

2

лекция

Массаж при сахарном диабете.

2

лекция

Массаж при подагре  и подагрическом артрите.

3

2

лекция

Медицинская помощь в экстренной форме.

2

лекция

Базовая  сердечно-легочная реанимация.

2

симуляционное обучение

Массаж при хроническом гастрите. Массаж при колитах.

4

6

симуляционное обучение

Массаж при хроническом гастрите. Массаж при колитах. Массаж при гастроптозе.  Массаж при рубцах на брюшной стенке и спайках  в брюшной полости.

5

6

симуляционное обучение

Массаж при ожирении. Массаж при сахарном диабете. Массаж при подагре  и подагрическом артрите.

6

4

симуляционное обучение

Медицинская помощь в экстренной форме. Базовая  сердечно-легочная реанимация.

2

Итоговое занятие

СОДЕРЖАНИЕ ДПП ПК

 «МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА И НАРУШЕНИИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ»

Модуль 1. Медицинский массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Наименование тем, содержание

Раздел 1.1 Техника и методики массажа при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Тема 1.1.1 Массаж при хроническом гастрите. Массаж при колитах.

Методика массажа при гастрите с пониженной секрецией. Методика массажа при гастрите с повышенной секрецией. Техника и методика массажа при колитах спастических и атонических. Приемы массажа при колитах  и энтероколитах  неинфекционной природы. Показания и противопоказания к проведению массажа.

Тема 1.1.2  Массаж при гастроптозе. Причины развития гастроптоза. Техника выполнения приемов массажа при гастроптозе. Противопоказания к проведению массажа при гастроптозе.

Тема 1.1.3  Массаж при рубцах на брюшной стенке и спайках  в брюшной полости.

Методика выполнения приемов массажа при неокрепших рубцах на брюшной стенке. Особенности  выполнения массажа при спаечном процессе в брюшной полости. Противопоказания к массажу.

Модуль 2. Медицинский массаж при нарушении обмена веществ.

Наименование тем, содержание

Раздел 2.1 Техника и методики массажа при нарушении обмена веществ.

Тема 2.1.1 Массаж при ожирении. Формы ожирения. Техника и методика массажа при ожирении. Противопоказания к проведению массажа при ожирении.

Тема 2.1.2 Массаж при сахарном диабете. Причины возникновения сахарного диабета. Методика и дозировка массажа при сахарном диабете. Противопоказания к проведению массажа при сахарном диабете.

Тема 2.1.3  Массаж при подагре  и подагрическом артрите. Подагра – общее заболевание. Методика массажа при подагре  и подагрическом артрите. Роль массажа пораженных суставов. Противопоказания к массажу при подагре  и подагрическом артрите.

Модуль 3. Первая медицинская помощь.

Наименование тем, содержание

Раздел 3.1 Медицинская помощь, СЛР.

Тема 3.1.1 Медицинская помощь в экстренной форме.

Угрожающие жизни неотложные состояния и острые заболевания. Диагностические критерии,  первая  медицинская помощь и дальнейшая тактика.  Объем помощи на І этапе лечебно-эвакуационного обеспечения при развитии угрожающих жизни неотложных состояниях в условиях ЧС.

Тема 3.1.2 Базовая  сердечно-легочная реанимация. Определение понятия «сердечно-легочная реанимация». Показания, противопоказания к проведению реанимации. Методика сердечно-легочной реанимации по программе АВС. Приемы восстановления проходимости дыхательных путей. Техника искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Критерии эффективности реанимации. Продолжительность реанимации. Особенности проведения реанимационных мероприятий при экстремальных условиях.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИЙ

Часы

Тема лекции

Содержание лекции

Формируемые знания, умения

1

2

Массаж при хроническом гастрите. Массаж при колитах.

Методика массажа при гастрите с пониженной секрецией. Методика массажа при гастрите с повышенной секрецией. Техника и методика массажа при колитах спастических и атонических. Приемы массажа при колитах  и энтероколитах  неинфекционной природы. Показания и противопоказания к проведению массажа.

ПК 2-5

ЗН 3-9

УМ 3-9

2.

2

Массаж при гастроптозе.

Причины развития гастроптоза. Техника выполнения приемов массажа при гастроптозе. Противопоказания к проведению массажа при гастроптозе.

ПК 2-5

ЗН 3-9

УМ 3-9

3

2

Массаж при рубцах на брюшной стенке и спайках  в брюшной полости.

Методика выполнения приемов массажа при неокрепших рубцах на брюшной стенке. Особенности  выполнения массажа при спаечном процессе в брюшной полости. Противопоказания к массажу.

ПК 2-5

ЗН 3-9

УМ 3-9

4

2

Массаж при ожирении.

Формы ожирения. Техника и методика массажа при ожирении. Противопоказания к проведению массажа при ожирении.

ПК 2-5

ЗН 3-9

УМ 3-9

5

2

Массаж при сахарном диабете.

 Причины возникновения сахарного диабета. Методика и дозировка массажа при сахарном диабете. Противопоказания к проведению массажа при сахарном диабете.

ПК 2-5

ЗН 3-9

УМ 3-9

6

2

Массаж при подагре  и подагрическом артрите.

Подагра – общее заболевание. Методика массажа при подагре  и подагрическом артрите. Роль массажа пораженных суставов. Противопоказания к массажу при подагре  и подагрическом артрите.

ПК 2-5

ЗН 3-9

УМ 3-9

7

2

Медицинская помощь в экстренной форме.

Угрожающие жизни неотложные состояния и острые заболевания. Диагностические критерии,  первая  медицинская помощь и дальнейшая тактика.  Объем помощи на І этапе лечебно-эвакуационного обеспечения при развитии угрожающих жизни неотложных состояниях в условиях ЧС.

ОК 1;2

ПК 1

ЗН 1;2

УМ 1;2;10

8

2

Базовая  сердечно-легочная реанимация.

Определение понятия «сердечно-легочная реанимация». Показания, противопоказания к проведению реанимации. Методика сердечно-легочной реанимации по программе АВС. Приемы восстановления проходимости дыхательных путей. Техника искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Критерии эффективности реанимации. Продолжительность реанимации. Особенности проведения реанимационных мероприятий при экстремальных условиях.

ОК 1;2

ПК 1

ЗН 1;2

УМ 1;2;10

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Часы

Тема  симуляционного обучения

Содержание  симуляционного обучения

Формируемые знания, умения

1

2

Массаж при хроническом гастрите. Массаж при колитах.

Методика массажа при гастрите с пониженной секрецией. Методика массажа при гастрите с повышенной секрецией. Техника и методика массажа при колитах спастических и атонических. Приемы массажа при колитах  и энтероколитах  неинфекционной природы. Показания и противопоказания к проведению массажа.

ПК 2-5

ЗН 3-9

УМ 3-9

2

6

Массаж при хроническом гастрите. Массаж при колитах. Массаж при гастроптозе.  Массаж при рубцах на брюшной стенке и спайках  в брюшной полости.

Методика массажа при гастрите с пониженной секрецией. Методика массажа при гастрите с повышенной секрецией. Техника и методика массажа при колитах спастических и атонических. Приемы массажа при колитах  и энтероколитах  неинфекционной природы. Показания и противопоказания к проведению массажа. Причины развития гастроптоза. Техника выполнения приемов массажа при гастроптозе. Противопоказания к проведению массажа при гастроптозе. Методика выполнения приемов массажа при неокрепших рубцах на брюшной стенке. Особенности  выполнения массажа при спаечном процессе в брюшной полости. Противопоказания к массажу.

ПК 2-5

ЗН 3-9

УМ 3-9

3

6

Массаж при ожирении. Массаж при сахарном диабете. Массаж при подагре  и подагрическом артрите.

Формы ожирения. Техника и методика массажа при ожирении. Противопоказания к проведению массажа при ожирении. Причины возникновения сахарного диабета. Методика и дозировка массажа при сахарном диабете. Противопоказания к проведению массажа при сахарном диабете. Подагра – общее заболевание. Методика массажа при подагре  и подагрическом артрите. Роль массажа пораженных суставов. Противопоказания к массажу при подагре  и подагрическом артрите.

ПК 2-5

ЗН 3-9

УМ 3-9

4

4

Медицинская помощь в экстренной форме. Базовая  сердечно-легочная реанимация.

Угрожающие жизни неотложные состояния и острые заболевания. Диагностические критерии,  первая  медицинская помощь и дальнейшая тактика.  Объем помощи на І этапе лечебно-эвакуационного обеспечения при развитии угрожающих жизни неотложных состояниях в условиях ЧС. Определение понятия «сердечно-легочная реанимация». Показания, противопоказания к проведению реанимации. Методика сердечно-легочной реанимации по программе АВС. Приемы восстановления проходимости дыхательных путей. Техника искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Критерии эффективности реанимации. Продолжительность реанимации. Особенности проведения реанимационных мероприятий при экстремальных условиях.

ОК 1;2

ПК 1

ЗН 1;2

УМ 1;2;10

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Формы контроля

Контролируемые

компетенции

1

Тестирование

ПК 2-5

ЗН 3-9

УМ 3-9

2

Устный, письменный опрос

ОК 1;2

ПК 1

ЗН 1;2

УМ 1;2;10

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

Формы контроля

Контролируемые

компетенции

1

Зачет в форме тестирования

ПК 2-5

ЗН 3-9

УМ 1-2

2

Зачет в форме собеседования

ПК 1

ЗН 1,2

УМ 3-5

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Итоговый контроль проводится в форме зачета, включающего  в себя тестирование и собеседование.

ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДПП ПК

«МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА И НАРУШЕНИИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ»

Виды оценочных средств 

Количество

1

Вопросы для собеседования

25

2

Тестовые задания

25

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Примеры тестовых заданий

1.Реанимация это:

а) раздел клинической медицины, изучающий терминальные состояния;
б) отделение многопрофильной больницы;
в) практические действия, направленные на восстановление жизнедеятельности.

2. Реанимацию обязаны проводить:

а) только врачи и медсестры реанимационных отделений;
б) все специалисты, имеющие медицинское образование;
в) все взрослое население.

3. Реанимация показана:

а) в каждом случае смерти больного;
б) только при внезапной смерти молодых больных и детей;
в) при внезапно развившихся терминальных состояниях.

4. Тремя главными признаками клинической смерти являются:

а) отсутствие пульса на лучевой артерии; б) отсутствие пульса на сонной артерии
в) отсутствие сознания;
г) отсутствие дыхания; д) расширение зрачков; е) цианоз

5. Непрямой массаж сердца проводится:

а) на границе верхней и средней трети грудины;
б) на границе средней и нижней трети грудины;
в) на 1 см выше мечевидного отростка.

6. Сжатие грудной клетки при непрямом массаже сердца у взрослых производится с частотой

а) 40-60 в мин;         б) 60-80 в мин;       в) 80-100 в мин;       г) 100-120 в мин

7. Первая медицинская помощь при механических повреждениях предусматривает:

а) обезболивание, иммобилизация ;                б) щелочное питье, согревание,

в) щелочное питье, холод;                                 г) наложение лигатуры.

8. Обострение хронического гастрита с пониженной секрецией возникает при:

а) нарушениях диеты, после физического или психического перенапряжения;

б) перемене погоды.

9. При хроническом гастрите с пониженной секрецией применяют массаж:

а) брюшного пресса и области желудка;

б) брюшного пресса и области толстого кишечника;

в) брюшного пресса и области тонкого кишечника.

10. При хроническом гастрите с пониженной секрецией приемы массажа:

а) глубокие и энергичные;

б) поверхностные и медленные.

11. Массаж при хроническом гастрите с повышенной секрецией применяют:

а) после окончания острого периода заболевания;

б) во время острого периода заболевания.

12. При хроническом гастрите с повышенной секрецией массаж живота должен быть:

а) интенсивным;

б) легким.

13. Для общего воздействия на организм при хроническом гастрите с повышенной секрецией желательно дополнительно применять массаж:

а) области поясницы;

б) воротниковой зоны;

в) области спины.

14. При спастическом колите живот при пальпации может быть болезненным, особенно:

а) в правой подвздошной области;

б) в левой подвздошной области.

15. При атоническом колите необходимо применять массаж живота:

а) глубокий, энергичный;

б) поверхностный, легкий.

16. Прием «рубление» при атоническом колите применяют:

а) в области спины;

б) в области крестца;

в) в межлопаточной области.

17. При спаечном процессе в брюшной полости применяют массаж:

а) поверхностный, легкий;

б) глубокий, энергичный.

18. При гастроптозе для рефлекторного воздействия на моторную и секреторную функции желудка применяют прерывистую вибрацию в области остистых отростков:

а) Th VII ;   L I— V;

б) Th IV;   L II — IV;

в) Th V;   L I—III.

19. Продолжительность процедуры общего массажа при ожирении:

а) 60 минут;

б) 40 минут;

в) 50 минут.

20. Основные формы ожирения:

а) легкая и тяжелая;

б) экзогенную и эндогенную.

21. Продолжительность процедуры общего массажа при сахарном диабете в начале курса лечения:

а) 10-20 минут;

б) 20-30 минут;

в) 30-40 минут.

22. Продолжительность общего массажа при подагре и подагрическом артрите:

а) 40 минут;

б) 50 минут;

в) 60 минут.

23. Пациентам, страдающим сахарным диабетом, назначают:

а) общий массаж средней интенсивности;

б) местный массаж средней интенсивности;

в)  интенсивный массаж.

24. При атоническом колите массаж начинают:

а) с массажа тонкого кишечника;

б) с массажа брюшного пресса;

в) с массажа толстого кишечника.

25. При хроническом гастрите с пониженной секрецией массаж начинают:

а) с массажа брюшного пресса;

б) с массажа толстого кишечника.

в) с массажа области желудка.

Примерный перечень  вопросов к зачету

1. Роль  среднего медицинского персонала при оказании первой  медицинской помощи и обеспечению ухода в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф.

2. Современные принципы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях.

3. Показания, противопоказания к проведению реанимации.

4. Методика сердечно-легочной реанимации.

5. Приемы восстановления проходимости дыхательных путей.

6. Техника искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

7.. Критерии эффективности реанимации. Продолжительность реанимации.

8. Техника и методики массажа при гастрите с пониженной секрецией.

9. Массаж при  гастрите с повышенной секрецией.

10. Техника и методика массажа при колитах спастических и атонических.

11. Приемы массажа при колитах  и энтероколитах  неинфекционной природы.

12. Причины развития гастроптоза.

13. Техника выполнения приемов массажа при гастроптозе.

14. Методика выполнения приемов массажа при неокрепших рубцах на брюшной стенке. 15. Особенности  выполнения массажа при спаечном процессе в брюшной полости.

16. Формы ожирения.

17. Техника и методика массажа при ожирении.

18. Причины возникновения сахарного диабета.

19. Методика и дозировка массажа при сахарном диабете.

20. Противопоказания к проведению массажа при сахарном диабете.

21. Подагра – общее заболевание.

22. Методика массажа при подагре  и подагрическом артрите..

23. Роль массажа пораженных суставов.

24. Противопоказания к массажу при подагре  и подагрическом артрите.

25. Показания и противопоказания к проведению массажа  при гастрите с пониженной и повышенной секрецией.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

1.

Площадь в совместном пользовании

420 кв.м

2.

Наличие учебных помещений и специализированных кабинетов

4

3.

Технические средства, используемые в учебном и научном процессах (указать количество)

2

Оборудование отделения ДПО

п/п

Наименование оборудования

Из каких средств приобретено

1.

Мультимедийный комплекс стационарный

Средства СтГМУ Ессентукский филиал

2.

Мультимедийный комплекс мобильный

Средства СтГМУ Ессентукский филиал

3.

ПК

Средства СтГМУ Ессентукский филиал

     

        Кроме основных баз и учебных комнат Ессентукского филиала СтГМУ, занятия со слущателями проводятся в специализированных отделениях медицинских организаций Ставропольского края.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1. Дунаев И.В. , Основы лечебного массажа (техника и методики) ООО «Издательство ЮКЭА» Москва 2000г.

2. Васечкин В., Тихомирова И. Большая книга массажа и гимнастики для детей. Изд.дом «Питер» 2011г.

3. Должностные профессиональные требования для специалистов сестринского дела, работающих в должности медицинской сестры по массажу, в том числе и детскому.

4. Доктор Абигейл Эллсуорт, Пегги Олтман. Анатомия массажа. Москва 2012.

5. Дубровский В.И., Дубровская А.В. Лечебный массаж. Москва «МЕДпресс-информ», 2009.

6. Образовательный стандарт после дипломной подготовки по дисциплине «Медицинский массаж», должность: медицинская сестра по массажу, в том числе и детскому.

7. Программные вопросы к итоговому экзамену цикл «Медицинский массаж» - специализация.

8. Положение №16 утверждено. Приказ Минздрава России от 28.08.2001г. №337

9. Профессиональные требования по специальности «Медицинский массаж»

10. Гильермо Феррара. Энциклопедия массажа. Изд.дом «Контэнт» 2010г.

11. Лаптогуз С.И. «Руководство по технике массажа и мануальной терапии», изд.дом «Феникс» 2002г.

12. Новосельцев С.В. «Введение в остеопатию», мягкотканные и суставные техники 2009г.

13. Новосельцев С.В. «Остеопатия». Основные  приемы приемы лечения и самопомощи. С-П,Невский проспект, 2003г.

14. Рональд Сиги «Новая система исцеления позвоночника и других хронических болей», ЭКСМО-2003г.

15. Самелюк И.З., Лысенюк В.П. «Акупунктура», энциклопедия. АСТ-пресс (энциклопедия современного массажа).

16. Трипольская И.Л., «Соединительнотканный массаж», Москва, АНМИ 2000г.

17. Степина Е.Г., Суджок-терапия. Изд.дом «Феникс»,  2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка студенческой учебно-исследовательской конференции "Желудочно-кишечный тракт и его микрофлора: современный взгляд"

Студенческая учебно-исследовательская конференция «Желудочно-кишечный тракт и его микрофлора: современный взгляд» проводится для обучающихся 1-х курсов сестринского и фельдшерского отделен...

Методическая разработка теоретического занятия Тема 9. Сестринская помощь при заболеваниях органов пищеварения, нарушениях питания и обмена веществ

Предназначение: для преподавателей Профессионального модуля 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и студентов 2-3 курса специальности  34.02.01 Сестринское дело...

Презентация «Заболевания желудочно-кишечного тракта»

Презентация «Заболевания желудочно-кишечного тракта» содержит информацию о строении пищеварительной системы человека и о наиболее распространенных заболеваниях ЖКТ.Презентация используется...

ТЕМА: СЕСТРИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ.

Тема: Сестринская деятельность в реабилитации пациентов с нарушениями обмена веществ....

Презентация Общие нарушения обмена веществ

Презентация предназначенадля проведения теоретического занятия по дисциплине ОП.03 Основы патологи специальность Сестринское дело....

Роль медицинской сестры в подготовке пациента к инструментальным методам исследования органов желудочно-кишечного тракта

Современные инструментальные методы исследования имеют большое значение в диагностике заболеваний различных органов и систем организма человека, способствуют более раннему их выявлению, когда могут ещ...

Сестринская деятельность при нарушениях обмена веществ и заболеваниях мочевыделительной системы у лиц пожилого и старческого возраста

Леция по разделу "Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста"...