Информационный проект Безопасная больничная среда для пациентов и персонала
проект

Кондратюк Олеся Александровна

В современном мире безопасная больничная среда стала одной из актуальных проблем в профессиональной деятельности медсестры. Это среда, которая в наиболее полной мере обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и безопасности, позволяющие эффективно удовлетворять все свои жизненно важные потребности. Безопасная больничная среда является одной из самых сложных проблем для медицинского персонала и пациентов, так как именно она предупреждает возникновение инфекционных и профессиональных болезней, обеспечивает здоровье и долголетие работающим, а также благоприятный климат для пациентов. Безопасная больничная среда является одной из самых сложных проблем для медицинского персонала и пациентов, так как именно она предупреждает возникновение инфекционных и профессиональных болезней, обеспечивает здоровье и долголетие работающим, а также благоприятный климат для пациентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnyy_proekt_bezopasnaya_bolnichnaya_sreda.docx185.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

 «Медицинский колледж № 7»

 (ГБПОУ ДЗМ «МК № 7»)

 ПРОЕКТ

ИНФОРМАЦИОННО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЧАСА

«БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА ДЛЯ ПАЦИНТОВ И ПЕРСОНАЛА»

Специальность 34.02.01  

Сестринское дело https://www.kuka.com/-/media/swisslog-healthcare/images/healthcare-v1/products/swisslog-healthcare-products.jpg?rev=ff7d03f7c01446608bda93895049b654&w=1400&hash=476CE8E165F35DB78F97ED779855A635

 

Руководители:

Кондратюк О.А. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №7»

Сычёва О.Ю. - преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ ДЗМ «МК №7»

Москва

 2022


                                                         СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ        6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ        7

1.1. Понятие безопасной больничной среды        7

1.2.Характеристика безопасной больничной среды        8

ГЛАВА 2. БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТОВ И МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА………………………………………………………………………13

2.1. Мероприятия по обеспечению безопасной больничной среды        13

2.2. Режим инфекционной безопасности        13

2.3. Мероприятия, обеспечивающие личную гигиену пациента и медицинского персонала        16

2.4. Лечебно-охранительный режим        18

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ…………………………….........22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        47

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ        48


ВВЕДЕНИЕ

В современном мире безопасная больничная среда стала одной из актуальных проблем в профессиональной деятельности медсестры. Это среда, которая в наиболее полной мере обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и безопасности, позволяющие эффективно удовлетворять все свои жизненно важные потребности.

Актуальность выбранной нами темы исследования обоснована тем, что в условиях постоянного контакта медицинских работников с различными химическими, биологическими, физическими и психологическими факторами риска всегда существует вероятность оказаться в неблагоприятной среде, которая будет негативно сказываться как на медицинском персонале, так и на пациентах. Данная тема была выбрана нами в связи с необходимостью поиска наиболее оптимальных решений данной проблемы, которые помогли бы свести к минимуму или исключить риск возникновения заболеваний и травм медицинских сестер и пациентов.

Безопасная больничная среда является одной из самых сложных проблем для медицинского персонала и пациентов, так как именно она предупреждает возникновение инфекционных и профессиональных болезней, обеспечивает здоровье и долголетие работающим, а также благоприятный климат для пациентов.

Объект исследования – пациенты и медицинские сестры в МО

Предмет        исследования – безопасная больничная        среда.

Методы исследования, использованные в данной работе:

  • поисковый (теоретическое изучение научной и медицинской литературы и интернет-источников по теме проекта)
  • анализ и обобщение результатов исследования
  • творческий

Целью        данной        работы        является        изучение        особенностей организации безопасной среды для пациента и персонала в медицинской организации.

Задачи исследования:

1. Изучить        литературу        по        вопросам        безопасной        больничной среды        в     условиях медицинской организации.

2. Выявить        наиболее        опасные        факторы        риска        в профессиональной деятельности медицинской сестры.

3. Рассмотреть основные мероприятия по созданию безопасной больничной среды для пациента.

4. Проанализировать полученные сведения и составить на их основе рекомендации, которые будут направлены на устранение причин, снижающих удовлетворённость безопасной среды в лечебном учреждении.

Формируемые компетенции:

1. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

3. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

4. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

5. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

6. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

7. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

8. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

7. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

8. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Тип проекта – групповой, краткосрочный

Вид проекта – информационно- просветительский час

Количество участников проекта – 8 студентов

Состав проектной группы: студенты группы Т-33С, Т-30С

Результат проекта – мультимедийная презентация по теме

Необходимое оборудование и ресурсы - компьютер с доступом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, литературные источники.


ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

№ п/п

Название этапа

Деятельность учащихся

Деятельность руководителя

Сроки исполнения

Результат

I.

Подготовительный (мотивация, формирование проектной группы)

Выдвигают проблему, дискутируют, обсуждают

Мотивирует обучающихся. Распределяет по группам. Консультирует

09.11. –

15.11.2022 г.

Выполнено

II.

Поисковый (целеполагание, предварительное планирование)

Уточняют цели, задачи, продукт, решение проблемы. Составляют план выполнения проекта

Наблюдает и консультирует

16.11. – 19.11.2022 г.

Выполнено

III.

Аналитический (информационный)

Работают с литературой. Проводят синтез и анализ идей. Определяют наиболее оптимальный вариант

Наблюдает и консультирует

20.11. – 30.11.2022 г.

Выполнено

IV.

Практический (реализация проекта)

Выполняют и оформляют проект

Наблюдает. Советует (по просьбе)

01.12. – 08.12.2022 г.

Выполнено

V.

Контрольный

(оценка результатов проекта)

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо)

09.12. – 13.12.2022 г.

Выполнено

VI.

Презентационный (защита проекта)

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта

15.12.2022 г.

Выполнено


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для профилактики возникновения патологических состояний и других заболеваний, вызванных воздействием различных факторов больничной среды, организация работы медицинских организаций должна быть направлена в первую очередь на обеспечение безопасной больничной среды для медицинского персонала и пациентов.

  1. Понятие безопасной больничной среды

Безопасная больничная среда – это среда, в которой действие неблагоприятных факторов сведено к минимуму, что в полной мере обеспечивает пациенту и медицинскому работнику безопасность и комфорт и позволяет эффективно удовлетворять жизненно важные потребности.

Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия не превышают установленных нормативов. Критериями безвредных условий труда являются сохранение жизни, здоровья, функциональных способностей организма, предстоящей продолжительности жизни, здоровья будущих поколений.

Можно выделить следующие показатели правильной и рациональной организации безопасной больничной среды в медицинских организациях:

  • Показатели по состоянию здоровья медицинских работников;
  • Напряженность трудового процесса;
  • Статистика по количеству возникновений исключительно профессиональных заболеваний, травм;
  • Уровень возникновения внутрибольничных инфекций, количество пострадавших от них пациентов;
  • Наличие и качество проводимых инструктажей о технике безопасности среди медицинского персонала и многие другие показатели.

При оценке рациональности организации работы медицинских учреждений с точки зрения обеспечения безопасной больничной среды важное значение имеет специальная оценка условий труда – это совокупность мероприятий, последовательно и систематично осуществляемых по обнаружению поражающих условий производственной среды и трудового процесса и оценке оказываемого ими влияния на медицинский персонал с учетом отклонения их фактических показателей от установленных гигиенических нормативов.

  1. Характеристика безопасной больничной среды

На здоровье медицинских работников в частности могут оказывать патологическое влияние различные условия труда, которые принято считать вредными – их необходимо учитывать при оценивании организации больничной среды, так как их своевременное выявление и ликвидация могут оптимизировать работу медицинского персонала, а также свести к минимуму риск возникновения патологических реакций как у работников медицинских организаций, так и у самих пациентов.

Вредные условия труда – это условия трудовой среды и самого трудового процесса, которые неблагоприятно воздействуют на работающего человека, а при достаточной длительности или интенсивности работ вызывают развитие различных профессиональных заболеваний.

Вредные условия труда могут подразделяться на различные степени в зависимости от уровня оказываемого влияния на здоровье или самочувствие медицинских работников:

  1. Первая степень: под влиянием условий труда в организме медицинских работников происходят незначительные функциональные изменения, которые восстанавливаются после прерывания взаимодействия с поражающим фактором; (стресс, нервное истощение)
  2. Вторая степень: под влиянием различных условий труда в организме медицинских работников формируются стойкие функциональные изменения, которые не восстанавливаются после прерывания влияния поражающих факторов и вызывают профессиональные заболевания (при сроке работы непосредственно рядом с ними свыше 15 лет); (развитие варикозного расширения вен нижних конечностей у медицинского персонала хирургического отделения из-за длительного стояния на ногах во время выполнения своих профессиональных задач)
  3. Третья степень: воздействие неблагоприятных условий труда вызывает стойкие функциональные изменения, которые могут привести к возникновению профессиональных заболеваний и временной утрате трудоспособности, которая восстанавливается после прерывания влияния поражающих факторов;
  4. Четвертая степень: постоянное воздействие поражающих условий трудовой деятельности приводит к возникновению тяжелых форм хронических заболеваний и полной утрате трудоспособности. (тяжелая степень хронической лучевой болезни)

При оценке влияния поражающих условий труда принято выделять

следующие факторы, которые и являются определяющими:

  • Физические факторы: различные излучения (ультрафиолетовое, ионизирующее, лазерное), ультразвук, влажность и температура воздуха, недостаточное или избыточное освещение и т.д.;
  • Химические факторы: сенсибилизирующее действие при использовании различных лекарственных средств, средств для проведения дезинфекции, особенно опасна комбинированная химиотерапия, проводимая с использованием винкристина, преднизолона и других агентов в связи с их канцерогенным влиянием на организм;
  • Биологические: все виды бактерий, вирусов, грибов и других микроорганизмов, которые могут выступать возбудителями инфекционных заболеваний;
  • Психологические факторы: напряженность трудового процесса, профессиональные стрессы (особенно часто встречаются в работе медперсонала реанимационного и психиатрического отделений) – все это зачастую приводит к профессиональному выгоранию, что может оказать пагубное влияние на трудовую деятельность медицинских работников.

Также при оценке уровня патологического влияния организации больничной среды важно уделить внимание такому фактору как напряженность трудового процесса – это показатель, который отражает уровень эмоциональных нагрузок на медицинского работника при выполнении им своих должностных обязанностей. К нему можно отнести любое переживание медицинского работника, непосредственное связанное с его работой: ответственность за чужую безопасность, способность здраво оценивать результаты своих поступков, монотонность нагрузок, неблагоприятный режим работы и так далее.

Труд медицинских работников по степени напряженности можно оценить по следующим критериям:

Уровень интеллектуальной нагрузки, который зависит от характера выполняемой работы и ее сложности;

  1. Уровень эмоциональной нагрузки, который зависит от степени ответственности и значимости ошибки (может быть наиболее высок в реанимационных отделениях и операционных блоках), от уровня риска для собственного здоровья и здоровья и безопасности других людей;
  2. Нагрузка на анализаторы: нагрузка на зрение, которая определяется длительностью работой за экранами мониторов, число объектов одновременного наблюдения и так далее.

В связи с этими критериями труд медицинских работников можно подразделить на следующие классы:

  1. Оптимальный: условия трудовой деятельности наиболее благоприятны для здоровья медицинского персонала;
  2. Допустимый: условия трудовой деятельности приемлемы для здоровья медицинского персонала, однако есть риск возникновения патологических реакций;
  3. Напряженный: условия трудовой деятельности оказывают поражающее влияние на медицинский персонал и могут повлечь за собой патологические изменения в различных органах и системах организма.

Особенно важно обращать внимание на такой показатель как тяжесть труда – это такой показатель организации трудового процесса, который отражает нагрузку на опорно-двигательный аппарат и жизненно важные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и так далее). Оценка тяжести труда проводится по следующим показателям:

  • Физическая двигательная нагрузка;
  • Масса многократно поднимаемого вручную груза;
  • Однотипные рабочие движения;
  • Статистическая рабочая нагрузка;
  • Основная рабочая поза, ее удобство;
  • Характер наклонов корпуса;
  • Перемещение в пространстве.

Данные показатели позволяет разделить труд на следующие классы:

  1. Легкий: оптимальные для опорно-двигательного аппарата и других функциональных систем условия трудовой деятельности;
  2. Средней тяжести: допустимые условия трудовой деятельности, не приводящие к каким-либо патологическим изменениям в здоровье медицинских работников;
  3. Тяжелый: условия трудовой деятельности, оказывающие пагубное влияние на здоровье медицинских работников.

Оценка организаций деятельности медицинских учреждений по таким показателям как напряженность труда и тяжесть труда может помочь в своевременном выявлении факторов риска, а значит и в их устранении.

Что же касается безопасности пациентов в условиях медицинских организаций, патологические факторы риска для них можно разделить на следующие группы:

  1. Психосоциальные;
  2. Угрожающие безопасности жизнедеятельности пациентов.

К психосоциальным факторам риска для пациентов можно отнести:

  • Нарушение чувства собственного достоинства, его искажение в связи с заболеванием;
  • Синдром стресса перемещения;
  • Сниженная реакция на социальное взаимодействие;
  • Снижения        индивидуальная        способность        к        адаптации

к        новым условиям и к преодолению стрессовых ситуаций;

  • Измененная ролевая функция

Психологическое состояние пациента во время заболевания можно охарактеризовать, с одной стороны, физическими ощущениями, которые возникают непосредственно из-за заболевания (боль, лихорадка и др.), а с другой – определенным отношением к болезни. Обычные, привычные пациенту взаимоотношения нарушают свой ход, возникают новые отношения с близкими, с людьми, незнакомыми до возникновения заболевания. Все это оказывает непосредственное влияние на пациента, подрывает его психологическое состояние и может оказаться фактором, провоцирующим осложнение заболевания.

К факторам, угрожающим безопасности жизнедеятельности пациентов, можно отнести:

  • Снижение защитных функций организма в связи с заболеванием;
  • Высокий риск осложнений лекарственной терапии;
  • Высокий риск подверженности внутрибольничной инфекции;
  • Высокий риск травм, повреждений, ожогов и переохлаждений;
  • Риск        поражений        электрическим        током        во        время        проведения различных физиотерапевтических процедур;
  • Снижение физической активности в связи с заболеванием;
  • Недостаточный уровень самогигиены;


ГЛАВА 2.  БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТОВ И МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

2.1. Мероприятия по обеспечению безопасной больничной среды

Безопасная больничная среда создается и поддерживается правильной и рациональной организацией стационарного режима и проведением определенных мероприятий. Можно выделить следующие группы данных мероприятий, которые могут в полной мере обеспечивать и гарантировать безопасное нахождение пациентов в условиях медицинских организаций, а также работу медицинского персонала, при которой сведен к минимуму риск

возникновения различных профессиональных заболеваний и патологического влияния рабочих факторов на организм сотрудников:

  1. Режим инфекционной безопасности;
  2. Мероприятия,обеспечивающие        личную        гигиену        пациента        и медицинского персонала;
  3. Лечебно-охранительный режим.

Соблюдение данных мероприятий может способствовать созданию таких условий внутрибольничной среды, которые гарантировали бы удовлетворение всем требованиям нормативно-правовых документов, регламентирующих безопасность пациентов и сотрудников в условиях медицинских организаций.

2.2. Режим инфекционной безопасности

Режим инфекционной безопасности – это особый режим, который состоит их организационных, профилактических и противоэпидемических мер и обеспечивается в медицинских организациях с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний или заражением медицинского персонала инфекцией, связанной с оказанием медицинской помощи (ИСМП). Данный режим базируется на результатах, полученных в процессе диагностики эпидемической обстановки в медицинских организациях. Цель организации режима инфекционной безопасности – снижение до минимальных показателей уровня заболеваемости, летальных исходов и экономического ущерба от внутрибольничных инфекций.

Иммунокомпроментированный пациент – это пациент с иммунодефицитным состоянием. Данный термин применяется также к достаточно широкому списку лиц: иммунокомпроментированными считаются лица, проживающие в районах с экологически неблагоприятной обстановкой, пожилые лица, испытывающие физическое и психическое напряжение в связи с профессиональными особенностями, лица, переболевшие тяжелыми инфекционными заболеваниями, перенесшие травмы или оперативные вмешательства.   Иммунокомпроментированные пациенты        наиболее восприимчивы к ИСМП.

В медицинской практике часто непосредственно значимую роль играет такое понятие как инфекционный контроль – это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Инфекционный контроль основывается на результатах эпидемиологической диагностики и включает в себя:

  • Микробиологическое обеспечение инфекционного контроля;
  • Учет и регистрация ИСМП;
  • Разработку        инструкций        и        алгоритмов        наиболее        безопасных диагностических и лечебных процедур;
  • Непрерывное обучение персонала;
  • Охрана здоровья персонала;
  • Охрана здоровья пациентов.

В медицинской практике выделяют следующие составляющие режима инфекционной безопасности, которые могут помочь в полной мере обеспечить наиболее безопасные условия больничной среды как для пациентов, как и для персонала:

  1. Осуществление надлежащего контроля за внутрибольничными инфекциями, выявление наиболее часто встречающихся заболеваний: сбор статистических данных, классификация и учет всех ВБИ;
  2. Устранение возбудителей инфекций:
  • Дезинфекция – уничтожение патогенных и условно- патогенных микроорганизмов в окружающей среде (механическая, физическая, химическая, биологическая; очаговая, текущая, заключительная);
  • Дезинсекция – уничтожение насекомых и членистоногих, которые могут быть переносчиками инфекционных заболеваний;
  • Дератизация – уничтожение грызунов, опасных в эпидемиологическом плане.
  • Предстерилизационная очистка – удаление с медицинского инструментария и поверхностей белковых, жировых, остаточных лекарственных и механических загрязнений;
  • Стерилизация – полное уничтожение с медицинского инструментария и поверхностей всех видов микроорганизмов и их спор;
  1. Прерывание путей передачи:
  • Использование средств индивидуальной защиты;
  • Адекватное и соответствующее нормативам поведение медицинских работников в случае возникновения экстренных ситуаций;
  • Соблюдение правил гигиены;
  • Изоляция;
  1. Повышение устойчивости организма пациентов и персонала.

Выделяются следующие критерии оценки качества проводимых дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в условиях медицинских организаций:

  • Отрицательные результаты посевов проб с инструментария и любых поверхностей;
  • Показатели        обсемененности        воздуха,        не        превышающие установленные нормативы;
  • Отсутствие в МО грызунов и насекомых, подтвержденное применением объективных методов обнаружения.

Одним из наиболее значимых факторов обеспечения режима инфекционной безопасности в условиях медицинских организаций является соответствующая организация по удалению медицинских отходов – любых отходов, которые формируются в медицинских организациях при выполнении любой медицинской или фармацевтической деятельности. Существуют опасные медицинские отходы, которые регламентируются СанПиН: все отходы поделены на пять групп в зависимости от степени их патогенности, емкости для отходов по-разному маркируются и уничтожаются.

2.3. Мероприятия, обеспечивающие личную гигиену пациента и медицинского персонала

Личная гигиена – это определенные правила в поведении человека, направленные на гигиеническое содержание тела, одежды и окружающей среды; рациональное ведение личной гигиены является неотъемлемой частью здорового образа жизни, что является непосредственно значимым фактором обеспечения наиболее продуктивного лечение пациентов и безопасных условий труда медицинского персонала. В условиях медицинских организаций личная гигиена является не только фактором, определяющим физическое и психическое благополучие пациентов и персонала, но также и основным фактором, предотвращающим возникновение и распространение ВБИ. Грамотное и рациональное соблюдение личной гигиены пациента и персонала является значимым мероприятием по обеспечению безопасной больничной среды.

К мероприятиям по обеспечению личной гигиены медицинского персонала, в частности медицинской сестры, можно отнести:

  1. Тщательный контроль за состоянием рук, ногти должны быть коротко подстрижены, светлый лак допустим только для медицинских сестер, работающих в терапевтических отделениях; постоянная обработка рук надлежащим способом до и после кормления пациентов, до и после проведения различных манипуляций, до и после проведения уборок;
  2. Контроль за волосами: необходимо тщательно убирать их в медицинскую шапочку;
  3. Ежедневный душ перед работой, ношение хлопчатобумажной одежды и легко моющейся сменной обуви;
  4. Перед выходом на смену каждый раз надевать чистый медицинский халат; фартук необходим только в том случае, если существует вероятность того, что биологические жидкости пациента могут загрязнить одежду или кожу (постановка клизм, промывание желудка и другое);
  5. Хранение верхней личной одежды и спецодежды должно быть отдельным, запрещается стирать халаты дома (особенно при работе в инфекционных ЛПУ) и покидать в спецодежде территорию больницы;
  6. Необходима постоянная носка маски при работе в процедурном кабинете и в перевязочной, в операционном блоке, в родильном зале, в отделении реанимации в палате интенсивной терапии, а также в период эпидемий инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Маску необходимо менять по мере увлажнения, однако не реже, чем раз в два часа.
  7. Использование защитных очков при определенных процедурах, чтобы защитить глаза от попадания в них биологических жидкостей.

В каждом отделении любой медицинской организации существуют свои определенные нюансы в правилах личной гигиены, которые усложняются по мере увеличения риска возникновения ВБИ.

Довольно значительную роль в выздоровлении и реабилитации пациента играет рациональная организация его личной гигиены. Медицинской сестре необходимо прежде всего учитывать тот факт, что понятия о чистоте, а также общий  уровень чистоплотности у пациентов различны  и сугубо индивидуальны, поэтому при организации ухода за пациентом необходимо в первую очередь расспросить о его привычках по уходу за собой, оценить возможности и способности к самоуходу пациента, насколько он способе самостоятельно следовать предписанным правилам гигиены, обеспечивающим эффективное выздоровление.

Можно выделить следующие некоторые мероприятия по обеспечению личной гигиены пациентов в условиях медицинской организации:

  1. Уход за кожными покровами: ежедневные умывания два раза в сутки, принятие гигиенический ванны раз в неделю, уход за складками, за ротовой полостью, за ушными раковинами, полостью носа, профилактика пролежней;
  2. Контроль за качеством постельного белья: тщательное расправление всех складок, отсутствие швов и рубцов, смена по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю; обеспечение стерильным бельем в операционных и акушерских стационарах, возможно наличие пеленок;
  3. Контроль за качеством нательного белья: обеспечение поступающих на стационарное лечение комплектом чистого нательного белья, смена по мере загрязнения; в случаях, предусмотренных санитарными правилами, одежду необходимо подвергать камерной дезинфекции.

2.4. Лечебно-охранительный режим

В медицинской практике под лечебно-охранительным режимом принято понимать такой режим организации работы лечебно-профилактического учреждения, который направлен на обеспечение максимального физического и психологического комфорта и безопасности пациентов и медицинского персонала. Можно выделить следующие мероприятия по организации лечебно- охранительного режима:

  1. Соблюдение режима двигательной активности – активная мышечная деятельность для поддержания жизненных функций организма: для пациента – в рамках врачебного назначения, для медицинского персонала – в рамках правил биомеханики;

К наиболее значимым составляющим режима двигательной активности можно отнести эрогономику и биомеханику.

Эргономика – это раздел науки, изучающий приспособление рабочих мест и объектов труда в целях наиболее безопасного и эффективного труда работника. Цель эргономики – поиск способов перемещения пациентов настолько удобно и эффективно, насколько это возможно в условиях медицинских организаций, чтобы свести к минимуму риск возникновения у медицинского персонала или у самого пациента осложнений (травм, повреждений и т.д.).

Эрогономическое оборудование – это предметы труда и различная аппаратура, предназначенная для безопасной деятельности медицинских работников. Главный критерий эргономического оборудования – соответствие антропометрическим, биомеханическим и физиолого- гигиеническим требованиям, способность уменьшить нагрузку на пациентов и медицинских работников. К примерам эргономического оборудования можно отнести эргономическую лесенку, упоры для рук, флекси-диск, удерживающий пояс, скользящую доску, эргономические маты, подъемник для перемещения пациентов и другие.

Биомеханика – раздел науки, изучающий законы механического движения. Именно при помощи достижений в этой области в медицину были введены определенные правила и нормы поведения медицинского персонала при работе с пациентами: правила расположения рук, корпуса, ног, правила определения точки опоры и центра перемещения нагрузки.

Медицинская сестра играет значительно важную роль при соблюдении

режима двигательной активности, поскольку именно она должна собрать информацию о пациенте и оценить степень риска развития падений и травм у каждого поступающего, чтобы обеспечить индивидуальный подход и все необходимые профилактические мероприятия. Необходимо также обращать особое внимание на пациентов с высоким риском падения: пациенты в возрасте старше 65 лет, имеющие нарушения зрения, расстройства походки, спутанность сознания и получающее медикаментозное лечение седативными препаратами.

  1. Соблюдение правил внутреннего распорядка стационара – режим, способный обеспечить рациональное использование рабочего времени и комфортное самочувствие пациента, обеспеченное адекватным режимом дня; Правила распорядка дня в стационаре для обеспечения наилучшей организации рабочего процесса должны регламентировать следующее: время приема пищи, сна и отдыха, утреннего и вечернего туалета, врачебных обходов, время выдачи лекарственных средств, выполнения назначенных манипуляций и процедур, время посещения родственников. Медицинская сестра играет непосредственно значимую роль при организации данного режима, поскольку именно она знакомит вновь поступивших в отделение и их близких с распорядком дня в стационаре, участвует в проведении всех мероприятий и тщательно следит за выполнением установленного в отделении режима.
  2. Соблюдение режима эмоциональной безопасности – обеспечение в условиях стационара психологического комфорта.

Возникновение стресса или профессионального выгорания у медицинских работников – явление частое, поскольку их психика может нарушиться из-за смены суточных биоритмов (ночных смен). Постоянные проблемы со здоровьем пациентов, непредвиденные экстренные ситуации, проблемы при общении с родственниками, взаимодействие с тяжелобольными и умирающими эмоционально угнетают медицинскую сестру, а постоянный стресс    может    привести    к    эмоциональному    напряжению,    депрессии, раздражительности,   к   неврозам   и   другим   расстройствам   психики. Для исключения данных проблем необходимо знать свои обязанности, ограничить себя от постоянных угрызений совести, не принимать все близко к сердцу, оптимистически смотреть на жизнь, соблюдать режим отдыха, рационально питаться, соблюдать медицинскую этику.

Медицинская сестра не должна себя винить, в том, что что-то не успела сделать для пациента, ей не должно быть стыдно за результат своей деятельности, она должна уметь здраво и объективно оценивать свои поступки, свою работу и свое влияние на пациента, только в таком случае она сможет достичь эмоциональной стабильности. Медицинская сестра не должна отступать от своих прямых обязанностей из-за чувства неуверенности в своей компетентности, из-за страха ошибки или из-за страха перед страданиями пациента – в таком случае ее некачественное выполнение прямых обязанностей может повлечь осложнения заболевания, ухудшение состояния пациента или даже отягощение его эмоционального фона. В целях ограничения от эмоционально-психологических осложнений используется мышечная релаксация, психологическая помощь, аутотренинги, посещение комнаты психологической разгрузки, дни отдыха, занятия спортом, прогулки на улице и т.п.

Что же касается пациентов, то в их отношении основой поддержания стабильного эмоционального фона может являться терапевтическое общение. Задачей медицинской сестры в данном случае является поиск индивидуального подхода к пациенту, умение распознать его страхи и в доступной форме передать информацию о заболевании, научить правилам самоухода в условиях адаптации к новому образу жизни, а также, по возможности, привести для индивидуальной беседы людей с таким же заболеванием – видя живой пример перед глазами, пациент может в корне поменять свое отношение к заболеванию в лучшую сторону, он может убедиться, что его опасения были напрасны, и что правильно организованный и соблюдаемый уход может привести к полному или хотя бы частичному выздоровлению.


СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1

Слайд 1

Здравствуйте, дорогие гости!

Мы рады видеть Вас сегодня на нашем информационно - просветительском часе с говорящим названием «Безопасная больничная среда для пациентов и персонала» 

Ведущий 2

Слайд 2

Стационарные условия – специфически обусловленная среда пребывания находящихся в ней людей: пациентов и медперсонала.  Известно, что определённым гарантом эффективной профессиональной деятельности является наличие безопасной больничной среды.

Ведущий 1

Слайд 3

Каждый пациент в условиях стационара подвергается воздействию непривычной для себя больничной среды. Он должен подчиняться определенным установленным здесь правилам: режиму дня, графику выполнения лечебных и диагностических процедур, посещений близкими людьми и так далее. В больничной среде существует множество факторов риска, отрицательно влияющих на здоровье человека. Пребывание в стационаре всегда является стрессовой ситуации для пациента: сама болезнь, новая окружающая среда вынуждают человека изменить образ жизни и по-новому удовлетворять свои потребности.

Медсестра стремится адаптировать пациента не только к болезни, но и к факторам риска в условиях больничной среды. Она так же испытывает воздействие многих факторов риска, угрожающих ее здоровью и благополучию.

Ведущий 2

Слайд 4

Что такое безопасная больничная среда и ЛОР?

Безопасная больничная среда – среда, которая в наиболее полной мере обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия для эффективного удовлетворения потребностей «избегать опасности» и «быть здоровым». Лечебно-охранительный режим – это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психического комфорта пациентов и медперсонала. Но существуют факторы риска, которые негативно влияют на пациента.

Ведущий 1

Слайд 5

Факторы риска, негативно влияющие на пациента в МО, можно условно разделить на две группы:

1.    Психосоциальные факторы.

2. Факторы, угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.

1.1.  Психосоциальные факторы риска

Среди этой группы факторов риска для пациента в МО следует выделить следующие:

- стресс, в связи с заболеванием и госпитализацией;

- страх перед возможными медицинскими вмешательствами и за исход заболевания;

- страх перед выпиской и возможностью остаться с болезнью «один на один»;

- нарушение чувства собственного достоинства.

Ведущий 2

Слайд 6

Психология больного характеризуется, с одной стороны, ощущениями физического порядка, представлениями о болезни, а, с другой стороны, – установлением определенных отношений к болезни.

У больного нарушается обычный ход взаимоотношений, возникают новые отношения с близкими, появляются новые связи с незнакомыми до болезни людьми. Важная задача медсестры – проникнуть в психологию больного. Для правильной организации ухода за ним надо знать, как пациент реагирует на свою болезнь.

Ведущий 1

Чтобы устранить отрицательное влияние больничной среды на эмоциональную сферу пациента, ему надо дать больше положительных эмоций, что поможет в наилучшей и скорейшей адаптации к условиям стационара.

Мероприятия по предупреждению воздействия психосоциальных факторов:

А) поддерживать тишину, спокойную и доброжелательную обстановку в лечебном отделении;

Б) разговаривать негромко, используя только положительную интонацию голоса;

В) позаботиться об эстетике, продуманном интерьере, удобном размещении мебели, наличии помещений для отдыха и для посещений пациентов близкими;

Г) обеспечить организацию досуга пациентов, предоставить возможность заняться какой-либо доступной деятельностью, например, чтением, вязанием, просмотром телепередач;

Ведущий 2

Д) устранить отрицательные эмоции, которые могут быть вызваны у пациентов видом медицинских инструментов, предметов ухода, испачканных кровью и выделениями;

Е) не проявлять раздражения по поводу страхов и стеснительности пациента. Обеспечивать соответствующую обстановку и психологическую поддержку при проведении каждой манипуляции;

Ё) не следует разрешать пациентам громко включать радио и телевизор, устраивать шумные дискуссии;

Ж) позаботиться о рациональном заполнении палат: это поможет всем пациентам более полноценно удовлетворить свою потребность в общении;

   З) не допускать нарушения тишины во время дневного отдыха и ночного сна пациентов.

Ведущий 1

Слайд7

2.        Факторы, угрожающие безопасности жизнедеятельности пациента:

- снижение защитных функций организма;

- высокий риск осложнений лекарственной терапии;

- высокий риск радиационного поражения при лучевой терапии;

- высокий риск внутрибольничной инфекции;

- высокий риск травм, повреждений;

- высокий риск ожогов, переохлаждений;

- высокий риск поражений электрическим током во время процедур;

- пониженная физическая активность;

- обессиливание (общая слабость);

- недостаточная самогигиена.

Ведущий 2

Слайд 8

Для предотвращения возникновения ситуаций, приводящих к нарушению жизнедеятельности человека, медсестра, в первую очередь, должна ознакомить пациента с распорядком дня, режимом работы лечебного отделения и следить за их соблюдением. С целью снижения риска возникновения осложнений в результате проведенных манипуляций и процедур больной должен знать о возможных последствиях при несоблюдении правил поведения после них.        

Ведущий 1

Правила внутреннего распорядка состоят в соблюдении установленного в отделении режима дня, который обеспечивает пациентам своевременное питание, выполнение гигиенических и лечебно-диагностических мероприятий, полноценный отдых, а также способствует поддержанию соответствующего санитарного состояния в палатах (отделении).

Ведущий 2

Слайд 9

Сестринские вмешательства, направленные на снижение риска падений, травм, ожогов, пищевых отравлений и поражений электрическим током во время проведения процедур должны быть сконцентрированы на выявлении пациентов с высоким риском несчастных случаев. Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста. Для профилактики внутрибольничного инфицирования медсестра должна соблюдать режим инфекционной безопасности и личной гигиены пациента.        

Ведущий 1

Обеспечение безопасности больного, находящегося в МО – это многогранная проблема. И далеко не всегда можно предусмотреть возникновение тех или иных ситуаций, угрожающих безопасности жизнедеятельности больного.

Ведущий 2

Слайд 10

Высокий риск падений у пациентов:

1.        в возрасте старше 65 лет.

2.        Имевших случаи падений в прошлом.

3.        Имеющих:

•        физиологические проблемы: нарушение зрения, слуха; ограничение двигательной активности; нарушение равновесия шаткость при ходье; общая слабость в следствии болезни, истощение;

•        психологические проблемы: спутанность сознания, психологический стресс;

•        побочные эффекты лекарственной терапии: прием гипотензивных средств, средств, влияющих на ЦНС и слабительных.

Ведущий 1

Слайд 11

 Мероприятия по  предупреждению воздействия факторов, угрожающих безопасности жизнедеятельности:

  • кровать больного, санузел должны быть снабжены звонками для экстренного вызова;
  • для предупреждения падений в помещениях ЛПУ не должно быть высоких порогов, проводов и других предметов под ногами;
  • лестницы и коридоры должны быть хорошо освещены;
  • после попадания на пол жидкости ее необходимо немедленно вытирать, чтобы больной не поскользнулся на мокром полу;
  • обувь пациентов должна быть удобная, не растоптанная, с нескользящей подошвой. На разных покрытиях разные подошвы скользят по-разному;
  • периодически проверяйте качество работы слухового аппарата у плохо слышащих пациентов;

ведущий 2

  • приучайте ослабленных больных и пациентов с нарушениями координации пользоваться перилами, поручнями, опорными ручками, ходунками. Периодически проверяйте прочность закрепления перил и поручней. При использовании ходунков, костылей, тростей периодически проверяйте их прочность, целостность наконечников;
  • все средства передвижения больного, имеющие колеса: каталка, кресло-каталка, функциональная кровать и др. – должны иметь функционирующие тормоза. Перед использованием этих средств убедитесь, что они исправны. Во время пересаживания или перекладывания больного тормоза должны быть зафиксированы. Если Вы вынуждены оставить на время человека, находящегося на колесном средстве передвижения, то, прежде, чем отойти от больного, Вы должны зафиксировать тормоза;
  • периодически проверяйте качество очков (состояние стекол) и их соответствие потребностям пациента со сниженным зрением;

ведущий 1

  • ослабленные больные, престарелые должны пользоваться ванной комнатой и туалетом, не закрывая дверь на задвижку;
  • в больничной палате ночью должен гореть ночник, позволяющий проснувшемуся человеку сориентироваться в обстановке;
  • при угрозе падения больного с кровати пользуйтесь кроватями, имеющими боковые бортики;
  • больному необходимо избегать резких вставаний с постели или из кресла во избежание головокружения, потери сознания и падения;
  • при вставании или, наоборот, усаживании в ванной нельзя пользоваться в качестве поручня кранами или трубами водопровода. В случаях срыва крана или отрыва трубы  человек может получить ожоги;
  • в связи с сниженной температурной чувствительностью кожи пациента при ряде заболеваний, температуру воды в ванной нужно измерять не рукой, а с помощью водяного термометра;

Ведущий 2

  • во избежание электротравм нельзя пользоваться электрической грелкой пациентам, страдающим недержанием мочи и кала;
  • пить и есть пациенты с нарушениями глотания должны только в присутствии второго лица;
  • прячьте спички от больных, страдающих слабоумием;
  • нельзя курить и включать электроприборы рядом с больным, пользующимся кислородной подушкой;
  • обеспечить пациенту возможность своевременно осуществлять гигиенические процедуры;
  • лекарственные средства и дезинфицирующие вещества хранить в местах, недоступных для пациентов.

Ведущий 1

Безопасность необходимо обеспечить не только пациентам и их близким, но и сестринскому персоналу, осуществляющему уход в различных лечебных учреждениях.

Ведущий 2

Слайд 13

Одной из важнейших составляющих формирования безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала. Деятельность медсестры содержит несколько своеобразных профессиональных факторов, которые могут неблагоприятно действовать на состояние ее здоровья. Их можно условно разделить на 4 группы.

Ведущий 1

Слайд 14

1. Физические факторы риска

К физическим факторам риска для медсестры относятся:

- физическое взаимодействие с пациентом и перемещение тяжестей;

- воздействие высоких и низких температур;

- различные излучения;

- электротравмы.

Физическое взаимодействие с пациентом и перемещение тяжестей - это все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов, получением медикаментов, перемещение оборудования. Они являются основной причиной травм, возникновения боли в спине, развития остеохондроза у медсестер.

Ведущий 2

Мероприятия, направленные на предупреждение физического воздействия:

А) перемещайте пациента и другие тяжести в соответствии с правилами биомеханики тела;

Б) одежда должна быть свободной;

В) обувь должна плотно облегать ногу, подошва – минимально скользить по полу. Предпочтительна обувь из кожи или плотной х/б ткани, с широким каблуком высотой не более 4 – 5 см;

Ведущий 1

Г) при перемещении тяжестей привлекайте других сотрудников отделения;  

Д) используйте специальные приспособления для облегчения своей работы: опоры, транспортные доски, поворотные круги, подъемники для больных, скользящие пеленки и т.п.

Ведущий 2

Слайд 15

Избежать неблагоприятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алгоритму действий.

Высокие дозы радиоактивного облучения смертельны. Небольшие дозы приводят к заболеваниям крови, развитию опухолей (прежде всего костей и молочных желез), нарушению репродуктивной функции, развитию катаракты.

Ведущий 1

Источниками излучения в МО являются рентгеновские аппараты, сканеры и приборы сцинтиграфии, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине широко используются также препараты радиоактивных изотопов, применяемых с целью диагностики и лечения ряда заболеваний.

Ведущий 2

Слайд 16

Способы защиты от излучения:

А) расстояние (чем дальше от источника излучения, тем меньше доза облучения);

Б) применение индивидуальных средств защиты (ношение свинцового фартука, нахождение позади передвижного экрана снижают облучение);

 В) скорость выполнения манипуляций (чем меньше время нахождения рядом с источником, тем меньше получаемая доза).

Ведущий 1

В процессе работы медсестра часто пользуется различными электроприборами. Случаи поражений электрическим током (электротравмы) связаны с неправильной эксплуатацией или неисправностью оборудования.

Слайд 17

Техника безопасности при работе с электроприборами:

А) технические средства защиты от коротких замыканий (автоматические или пробочные предохранители) в электросети должны находиться в исправном состоянии. Категорически запрещается использовать для этой цели самодельные предохранители (куски провода, «жучки»);

Б) перед использованием электроприборов надо изучить инструкцию по его эксплуатации;

В) электроприборы должны содержаться в исправном состоянии и своевременно ремонтироваться. Их ремонт не должны осуществлять случайные люди;

Г) применяйте только заземленное оборудование;

Д) под постоянным контролем должно находиться состояние изоляции электропроводки, электрооборудования и прочих элементов электросети;

Ведущий 2

Е) ремонт и замена элементов электросети, электрооборудования и электроприборов должна производиться после их обесточивания;

Ё) не допускайте запутывания проводов, убедитесь в их целостности перед использованием;

Ж) прибор включается в электросеть в следующем порядке: сначала шнур подключается к электроприбору, а лишь затем к сети. Его отключение производится в обратном порядке. Не выдергивайте штепсель, потянув за шнур;

З) электроприборы должны использоваться в помещениях с непроводящими электрический ток полами. Их не следует эксплуатировать в влажных помещениях, вблизи ванн, раковин или на открытом воздухе;

И) не допускайте сетевой перегрузки, то есть не включайте в одну розетку несколько электроприборов.

Ведущий 1

Слайд 18

2.2. Химические факторы риска (токсические вещества)

В лечебном учреждении сестринский персонал подвергается воздействию различных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарственных препаратах, перчатках, отходах анестезирующих газов.

Ведущий 2

Наиболее частое проявление побочного действия токсичных веществ – профессиональный дерматит – раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо профессионального дерматита токсичные вещества вызывают повреждение других органов и систем. Токсичные и фармацевтические препараты могут воздействовать на органы дыхания, пищеварения, кроветворения, репродуктивную функцию. Особенно часты различные аллергические реакции вплоть до развития серьезных осложнений в виде приступов бронхиальной астмы, отека Квинке и т.п.

Ведущий 1

Слайд 19

Профилактические меры, уменьшающие воздействие токсичных веществ:

А) следует получить полное представление о применяемых препаратах: химическое название, фармакологическое действие, побочные эффекты, правила хранения и применения;

Б) по возможности потенциальные раздражители должны быть заменены на безвредные вещества. Химические вещества, обладающие дезинфицирующими свойствами можно заменить чистящими средствами и дезинфекцией с помощью высоких температур. Они имеют равную или даже большую эффективность и более дешевы;

В) используйте защитную одежду: перчатки, халаты, фартуки, защитные щитки и очки, бахилы, маски и респираторы. Если резиновые перчатки у людей с повышенной чувствительностью провоцируют дерматит, можно надевать силиконовые или полихлорвиниловые перчатки с подкладкой из хлопка. С порошками нужно работать только в хлопчатобумажных перчатках, однако они плохо защищают кожу при работе с жидкими химическими веществами;

Ведущий 2

Г) следует внимательно изучать методические рекомендации по использованию тех или иных средств защиты при работе с токсичными веществами;

Д) приготовление растворов дезинфицирующих средств должно осуществляться в специально оборудованных помещениях с приточно-вытяжной вентиляцией;

Е) не следует применять препараты местного действия незащищёнными руками. Надевайте перчатки или пользуйтесь шпателем;

Ё) тщательно ухаживайте за кожей рук, обрабатывайте все раны и ссадины. Лучше пользоваться жидким мылом, хорошо вытирать руки после мытья. Защитные и увлажняющие кремы могут помочь восстановить природный жировой слой кожи, утрачиваемый при воздействии некоторых химических веществ.

Ведущий 1

Слайд 20

При несчастных случаях немедленно:

•        промойте глаза большим количеством холодной воды – если препарат попал в глаза;

•        промойте рот водой – если препарат попал в рот;

•        смойте препарат с кожи – если препарат попал на кожу;

•        смените одежду (или спецодежду) – если препарат попал на одежду.

Ведущий 2

Слайд 21

2.3. Биологические факторы риска

К биологическим факторам риска следует отнести опасность заражения медицинского персонала внутрибольничными инфекциями. Предотвращение профессионального инфицирования достигается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в МО. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работающего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных и лабораториях, т. е. имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и т.д.).

Ведущий 1

Работа в этих функциональных помещениях и отделениях требует индивидуальной противоинфекционной защиты и соблюдения правил техники безопасности персоналом, обязательной дезинфекции перчаток, отработанного материала, одноразового инструментария и белья перед их утилизацией, регулярности и тщательности проведения текущих и генеральных уборок.

Ведущий 1

Слайд 22

В МО независимо от профиля должны выполняться три важнейших требования:

•        сведение к минимуму возможности заноса инфекции;

•        исключение внутригоспитальных заражений;

•        исключение выноса инфекции за пределы лечебного учреждения.

Ведущий 2

В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медперсоналу отводится основная, главенствующая роль – роль организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное, тщательное и неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ.

Ведущий 1

Слайд 23

А) Сопротивляться воздействию инфекции может только чистая здоровая кожа и слизистые оболочки.

Б) Около 99% возбудителей инфекционных заболеваний могут быть                удалены с поверхности кожи с помощью мытья рук с обычным мылом.

В) Ежедневно принимайте после окончания работы с больным гигиенический душ.

Г) Даже незначительные повреждения на коже рук (царапины, ссадины, задранные заусенцы) надо обрабатывать бриллиантовой зеленью и заклеивать водонепроницаемым пластырем.

Д) Оказывая помощь пациенту, медсестра должна использовать индивидуальные средства защиты согласно действующим правилам.

Е) Уборку помещения, где находится больной, следует проводить в резиновых перчатках.

Ё) Ручки умывальных кранов, ручки дверей, выключатели и трубку телефона как наиболее часто используемые предметы необходимо ежедневно мыть и протирать дезинфицирующими растворами.

Ведущий 2

Слайд 24

Ж) Прежде, чем закрыть умывальный кран после мытья рук, его необходимо вымыть так же, как и руки.

З) Если у пациента имеется инфекционное заболевание, передающееся воздушным путем, необходимо работать  в маске.  

И) В одной маске нельзя работать больше 4 часов, если Вы соблюдаете режим молчания и больше 1 часа, если Вам приходится говорить в маске.

К) При оправлении постели больного не следует взбивать подушки и встряхивать простыни. Это способствует поднятию и перемещению пыли, а вместе с ней – микробов и вирусов.

Л) Принимайте пищу в специально отведенном помещении и обязательно снимайте при этом рабочую спецодежду (халат).

М) При уходе за больным с инфекционным заболеванием, например, туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией и др. необходимо сделать профилактические прививки.

Ведущий 1

Слайд 25

4.        Психологические факторы риска

В работе медсестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психо-эмоционального состояния.

Ведущий 2

  1. Психо-эмоциональное напряжение связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов у медсестры, связанных со сменностью работы (день-ночь).

Слайд 26

2. Стресс и нервное истощение

Действие постоянного стресса ведет к развитию у медсестры нервного истощения, определяющееся как потеря интереса и отсутствие внимания к людям, с которыми она работает. Возникает нервное истощение, выражающееся в том, что медсестра не выражает никаких позитивных чувств, симпатий или уважения к пациенту.

Ведущий 1

Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

•        Физическое истощение: частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью).

•        Эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспомощности, раздражительность, замкнутость.

•        Психическое напряжение – негативное отношение к себе, работе, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассеянность.

Осуществлять меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше.

Ведущий 2

Слайд 27

Способы адаптации к стрессам

С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций в своей деятельности опирайтесь на следующие принципы:

А) изучите свои служебные обязанности. Их описание должно быть очень простым, четким и конкретным;

Б) планирование своего дня. Определите цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно»;

В) любовь к своей профессии, понимание ее важности и значимости;

Ведущий 1

Г) оптимизм – умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;

Д) здоровый образ жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, «переключаться»;

Е) рациональное питание;

Ё) соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

Ведущий 2

Слайд 28

Синдром профессионального выгорания

Работа медсестры, как правило, эмоционально насыщена. Сталкиваясь с негативными эмоциями, которыми пациенты выражают отношение к своему состоянию, медсестра и сама начинает испытывать повышенное эмоциональное напряжение.

Синдром профессионального выгорания – это целый комплекс психологических и физических симптомов, которые имеют существенные индивидуальные различия у каждого конкретного человека.

Ведущий 1

Выгорание очень индивидуальный процесс, поэтому все симптомы не появляются одновременно и у различных лиц могут проявляться с разной степенью выраженности. Среди ранних симптомов – общее чувство усталости, неприязни к работе, общего неопределенного чувства беспокойства. Часто у медсестры развивается подозрительность, которая выражается в убежденности, что сотрудники и пациенты не хотят с ней общаться.

Ведущий 2

Слайд 29

Профилактика развития профессионального выгорания

Достигается использованием методов мышечной релаксации и приемов аутогенной тренировки. Приемы аутогенной тренировки являются прекрасным средством преодоления стрессов, нервных напряжений и укрепления здоровья. Обучение этим приемам желательно проводить под руководством специалиста-психолога в кабинете психологической разгрузки.

Ведущий 3

Слайд 30

Давайте разберём подробнее режимы двигательной активности пациентов и положения в постели:

Режим назначается врачом при поступлении пациента с отметкой в листе назначения и в соответствии с его состоянием. С течением времени режим может меняться с более строго на менее строгий и наоборот. Суть режима – это максимально допустимые физические нагрузки, которые допустимы для пациента при его состоянии в данный момент. Несоблюдение режима двигательной активности может привести к тяжелым последствиям, вплоть до смертельного исхода.

Ведущий 4

Слайд 31

Существует четыре режима двигательной активности:

- Строгий постельный – пациенту категорически запрещаются активные движения в постели, даже поворачиваться с боку на бок

- Постельный – пациент не покидает постели, может сидеть, поворачиваться. Все мероприятия по осуществлению личной гигиены осуществляются в постели с помощью медицинского персонала.

- Полупостельный – пациент все время проводит в постели, но может садиться на кровать или стул для приема пищи, проведения утреннего туалета и может ходить в туалет с помощью медицинской сестры

- Палатный режим – пациент много времени проводит в постели, перемещения разрешены в пределах палаты. Все мероприятия по личной гигиене проводятся в пределах палаты.

- Общий или свободный режим – ограничений практически нет, кроме общих режимных требований. Разрешается ходьба по коридору, подъем по лестнице и прогулки по территории больницы.

Ведущий 3

Слайд 32

При заболеваниях пациент может принимать различные положения в постели:

- Активное положение – пациент легко и свободно выполняет движения;

- Пассивное положение – пациент не может выполнить произвольные движения, сохраняя то положение, которое ему придали (потеря сознания или запрещения по режиму физической активности в связи с состоянием)

- Вынужденное положение – пациент принимает сам с целью уменьшения боли и других патологических симптомов.

Положение не всегда совпадает с режимом двигательной активности!

Ведущий 4

Слайд 33

Эргономика – это наука, помогающая эффективно совершать работу с минимальными затратами энергии, не нанося вреда своему здоровью.

Медицинская эргономика- - изучает особенности трудовых процессов в медицине.

Цель медицинской эргономики - организация таких условий на рабочем месте, при которых повышается безопасность и эффективность деятельности.

Ведущий 3

Медицинская эргономика имеет следующие аспекты:

-состояние здоровья и профилактика заболеваний медицинских работников

-эргономические требования к проектированию оборудования, предметов, используемых медицинским персоналом в процессе работы

-создание безопасных и комфортных условий для пациентов с проблемами утраты здоровья и восстановления работоспособности

-эргономические требования к строительству и оснащению МО, создание безопасных для здоровья условий труда медицинских работников, разработка алгоритмов перемещения пациентов при выполнении медицинских манипуляций

Ведущий 4

Слайд 34

Виды эргономического оборудования

Удерживающий пояс  для перемещения пациента

Ведущий 3

Слайд 35

Флекси – диск – эффективное приспособление для поворотов пациента.

Показания к применению:

поворот пациента по оси в положении сидя;

поворот пациента по оси в положении стоя.

В качестве флекси – диска применяют гимнастический диск из метала отечественного производства.

Ведущий 4

Слайд 36

Мягкий круг для поворотов пациентов в постели

Ведущий 3

Слайд 37

Скользящая доска

- приспособление для облегчения перемещения пациента при различной высоте поверхностей за счёт гладкой и скользящей нижней поверхности доски.

Показания к применению:

  • перемещение с кровати на кресло – каталку, инвалидное кресло
  • с кровати на стул для различных процедур и смены положения
  • в салон автомобиля
  • к изголовью кровати

Ведущий 4

Слайд 38

Эластичная пластина - приспособление для перемещения пациента с ограниченными возможностями путём скольжения или плавного перемещения в положении сидя.

Показания к применению:      

  • с кровати на кресло – каталку (инвалидное кресло)
  • с кровати на стул для различных процедур, смены положения
  • в ванну, на унитаз
  • в салон автомобиля
  • к изголовью кровати
  • для других подобных целей

Ведущий 3

Слайд 39

Коврик для подъёма и перемещения больного – скользящее прочное мягкое изделие, изготовленное из специальных тканей и поролона, снабжённое с двух сторон ручками – креплениями.

Показания к применению:

  • с кровати на каталку в горизонтальном положении;
  • с каталки на стол для перевязок, процедур;
  • с каталки в ванну и из ванны на каталку;
  • на каталку с различных поверхностей, с пола.

Ведущий 4

Слайд 40

Мягкие эргономические носилки

- скользящее прочное мягкое изделие, изготовленное из специальной ткани и поролона, снабжённое с двух сторон ручками – креплениями.

Показания к применению:

  • с места происшествия в машину скорой помощи;
  • из дома в машину скорой помощи и использованием пассажирского лифта;
  • из дома в машину скорой помощи при перемещении пациента по лестницам в малогабаритных домах с узкими лестничными проёмами;
  • на каталку или кровать с пола при падении пациента;

при других подобных ситуациях

Ведущий 3

Слайд 41

Максислайд скользящие двухсторонние простыни
Минислайд   скользящие двухсторонние простыни  малых размеров

Ведущий 4

Слайд 42 Эргономическая лесенка

Ведущий 3

Слайд 43 Подъемник с гамаком

Ведущий 4

Слайд 44 Каталка медицинская

Ведущий 3

Слайд 45 Кресло каталка

Ведущий 4

Слайд 46 Эргономические приспособления для самостоятельного перемещения пациента с ограниченными  физическими возможностями

Ведущий 3

Слайд 47 Ходунки 

Слайд 48 Поручни

Ведущий 4

Слайд 49

Теперь поговорим о биомеханике. Биомеханика – наука, изучающая правила (законы) механического движения тела в пространстве.

   Медсестра должна знать правила биомеханики и использовать в своей работе,  по обучению пациентов и его родственников для эффективного удовлетворения потребности двигаться и избегать опасности травм, падений, повреждений.

 Ведущий 3

Правила биомеханики:

        Равновесие тела обеспечивает центр тяжести тела к площади опоры (стопы расставлены на ширине плеч, одна нога вытянута вперёд).

        Риск падения возможен при смещении центра тяжести относительно площади опоры.

Соблюдение правильной осанки сохраняет равновесие тела и снижает нагрузку на позвоночник

В положении стоя – давление между позвонками возрастает в нижней части поясничного отдела в 4 раза относительно положения лёжа.

Ведущий 4

Слайд 50

Профессиональные рекомендации (разгрузка поясничного отдела позвоночника):

        располагать ноги на ширине плеч

        равномерно распределить массу тела на обе ноги

        снимать физическое напряжение, перемещая центр тяжести с одной ноги на другую

        поддерживать правильную осанку: встать прямо, плечи и бёдра в одной плоскости, спина прямая, напрячь мышцы живота и ягодиц

        при повороте – вначале повернуть стопы, затем туловище (не начинать поворот с поясницы)

Ведущий 3

Слайд 51

В положении сидя – значительно возрастает давление между позвонками, если сестра сидит, наклонившись вперёд, опираясь на руки.

При выборе стула необходимо соблюдать следующие условия:

        спинка стула располагается под углом 3-5° по отношению к сидению;

        уровень верхней планки спинки расположен под лопатками;

        2/3 бедра расположены на сидении;

        колени находятся выше уровня бёдер;

        ноги достают до пола, стопы свободны, при необходимости использовать подставку.

  Ведущий 4

Следует избегать мягкой мебели, чтобы масса тела не вызывала напряжение позвоночника, туловище следует поддерживать седалищными буграми, используя эргономичность оборудования.

Ведущий 3

Слайд 52

А теперь вам нужно решить несколько задач. Внимательно слушайте задаччу и вопрос и дайте правильный ответ.

Задача 1

В травматологическом отделении находится пациентка С., 42 года, с переломом нижней конечности. Состояние удовлетворительное, адекватное лечение проводится в течение 4 недель. Пациентка необщительна, замкнута, переживает, что придется менять работу из-за травмы. Много и часто ходит по коридору на костылях одна. Даже влажный пол после уборки ее не останавливает.

Какие факторы риска действуют на пациентку? Что можно предпринять в данном случае?

Эталон ответа на задачу №1

Сниженная реакция на социальное взаимодействие – беседа с психологом.

Риск повторной травмы в результате завышенной самооценки – провести беседу о необходимости оценивать ситуацию и избегать  опасности в пределах возможного, сделав акцент на соблюдении предосторожности при передвижении на костылях.

Ведущий 4

Слайд 53

Задача 2

Пациентка неврологического отделения предъявляет жалобы на повышенную слабость, головокружение, шаткость при ходьбе. Говорит: «Хожу как пьяная, шатает из стороны в сторону. Иногда прошу, чтобы меня провожали до туалета, боюсь упаду».

Какие факторы риска действуют на пациентку? Что можно предпринять в данном случае?

Эталон ответа на задачу №2

Синдром стресса перемещения; нарушение чувства собственного достоинства – беседа с психологом.

Риск травматизации на фоне неврологической симптоматики – провести беседу о соблюдении правил перемещения, контролировать перемещения пациентки, предложить использовать приспособления для ходьбы (ходунки, трость).

Ведущий 3

Слайд 54

Задача 3

Пациент К, 45 лет, руководитель фирмы, попал в кардиологическое отделение с жалобами на боли в сердце. Пациенту назначен строгий постельный режим. Даже находясь в кровати, пациент пытается всем указывать, что делать и очень обижается, когда сотрудники отделения не реагируют на его замечания.

Какие факторы риска действуют на пациента? Что можно предпринять в данном случае?

Эталон ответа на задачу №3

Измененная ролевая функция - общение с пациентом негромким голосом, только с положительной интонацией

Ведущий 4

Слайд 55

Обеспечение безопасной больничной среды – обязательное условие для качественного оказания медицинской помощи и входит в обязанности медицинского работника Знание эргономики и биомеханики тела позволит предотвратить травму в равной степени как для пациентов, так и для медицинского работника.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Грамотно скоординированная и обеспеченная в соответствии с нормативно-правовой базой безопасная больничная среда в любой медицинской организации является гарантией качественного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, а также обеспечивает выздоровление пациента в кратчайшие сроки. Сведение к минимуму факторов риска (психологических, физических, биологических и химических) является оптимальным решением проблемы для сокращения случаев внутрибольничной инфекции, а также различных осложнений или травм, полученных в ходе наблюдения за пациентами в условиях стационара. Отсутствие вредных факторов в ежедневной профессиональной деятельности медицинской сестры обеспечит ее полный психологический покой, доброжелательный настрой к пациентом и желание добросовестно выполнять свои обязанности, оградит от возникновения хронических заболеваний, потому как физическое состояние медицинского работника играет немаловажную роль в процессе лечения пациентов.

Подводя итог, можно сделать вывод: правильная организация безопасной больничной среды является одной из самых сложных и самых значимых проблем для медицинского персонала и пациентов, так как именно она предупреждает возникновение инфекционных и профессиональных болезней, обеспечивает здоровье и долголетие медицинским работникам, а также благоприятный климат для пациентов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2020 года);

2. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 N 15-ФЗ (последняя редакция);

3. Двойников, С.И. Младшая медицинская сестра по уходу за больными: учебник/ С.И. Двойников, С.Р. Бабаян, Ю.А. Тарасова и др. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019-252 с.

4. Касимовская, Н.А.  Атлас сестринских манипуляций/ Н.А. Касимовская, Е.А. Бояр, Т.Д. Антюшко, З.М. Загретдинова – Москва: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2017-153 с.

5. Лычев В.Г. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Руководство по проведению практических занятий: учебное пособие/ В.Г. Лычев, В.К. Карманов. – Москва: ФОРУМ: Инфра-М, 2020-282 с.

6. Антропова, О. В. Теория и практика сестринского дела. Курс лекций: учебное пособие / О. В. Антропова. — Санкт-Петербург: Лань, 2020.— ISBN 978-5-8114-4216-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/139314;

7. Двойников С.И.  Справочник главной медицинской сестры/ С.И. Двойников – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017-159 с.

8. Малкова Т.Ю., Рыжик В.М., Пилютина В.М., Шереметова Т.В. Эргономика при перемещении пациентов: учебное пособие / Т.Ю. Малкова, В.М. Рыжик, В.М. Пилютина, Т.В. Шереметова. – Санкт-Петербург: Лань, 2018;

9. Парахина, А. П. Алгоритмы манипуляций по основам сестринского дела. ПМ 04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»: учебно-методическое пособие / А. П. Парахина. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — ISBN 978-5-8114-5236-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/138178;

10. Шереметова Т.В., Малкова Т.Ю., Рыжик В.М., Пилютина В.М. Эргономика при перемещении пациентов. Сборник манипуляций: учебное пособие/ Т.В. Шереметова, Т.Ю. Малкова, В.М. Рыжик, В.М. Пилютина — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021.— ISBN 978-5-8114-7218-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156392 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс лекций по МДК "Безопасная среда для пациента и персонала"

Курс лекций составлен  с использованием литературы:Основные источники: 1.  Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела [Текст] / С.А Мухина, И. Тарновская. – М. : ГЭОТАР-М...

Перечень вопросов для подготовки к зачёту по МДК "Безопасная среда для пациента и персонала"

Перечень вопросов для подготовки к зачёту по МДК " Безопасная среда для пациента и персонала"ПМ. 04, ПМ. 07Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащ...

Контрольно-оценочные средства зачета по МДК 07.01 Теория и практика сестринского дела и МДК 07.02 Безопасная среда для пациента и персонала

В данном материале представлены разноуровневые задания в тестовой форме. и критерии оценок....

Безопасная больничная среда для пациентов и медицинского персонала

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения по специальностям 31.02.01 Леч...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ПМ 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала Тема занятия: Стерилизация: понятия и мет

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя составлена  в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессиональн...