Проект Формула здоровья нормализуй сон, борись с гиподинамией, гуляй на свежем воздухе
проект
Здоровье – это главная ценность человека, оно определяется рядом факторов, из которых главными являются: наследственность и образ жизни. Но если на первый фактор-наследственность, человек повлиять практически не может, то изменить свой образ жизни, чтобы достичь желаемых результатов способен каждый. Как сказал Н.М. Амосов «…добыть и сохранить здоровье может только сам человек…»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 7»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 7»)
ПРОЕКТ
ИНФОРМАЦИОННО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЧАСА
«ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ: НОРМАЛИЗУЙ СОН, БОРИСЬ С ГИПОДИНАМИЕЙ, ГУЛЯЙ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ!»
Специальность 34.02.01
Сестринское дело
Москва
2021
ОДОБРЕНА Методическим объединением кураторов учебных групп Протокол № ____________ от « » ___________ 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Начальник отдела профессионального воспитания __________/Г.Г.Стряпунина/ Подпись Ф.И.О. |
Авторы:
Кондратюк О.А. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №7»
Сычёва О.Ю. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №7»
Рецензент:
Г.Г.Стряпунина, начальник отдела профессионального воспитания
Коршак А.Н., педагог-организатор ГБПОУ ДЗМ «МК №7».
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – это главная ценность человека, оно определяется рядом факторов, из которых главными являются: наследственность и образ жизни. Но если на первый фактор-наследственность, человек повлиять практически не может, то изменить свой образ жизни, чтобы достичь желаемых результатов способен каждый. Как сказал Н.М. Амосов «…добыть и сохранить здоровье может только сам человек…»
Наша повседневная жизнь отягощена различными привычками, многие из которых являются вредными и способствуют разрушению здоровья – главной человеческой ценности. Сохранению и укреплению здоровья способствует здоровый образ жизни, что понимали еще наши далекие предки.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом. Здоровье человека на 60 % и более зависит от образа жизни (еда, режим питания, физическая активность, сон, уровень стресса, вредные привычки и разрушительное поведение).
Один из важнейших факторов здорового образа жизни – двигательный режим. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии студенты и школьники. Больше времени своего бодрствования они вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность подростков. Симптомы гиподинамии появляются постепенно. У студентов может наблюдаться снижение учебной активности, так как гиподинамия оказывает негативное влияние на работу мозга. Так же появляется общая утомляемость, бессонница и нарушение концентрации внимания, нестабильное эмоциональное состояние, быстрая утомляемость даже при небольших нагрузках. Мышцы постепенно атрофируются, слабеют, а впоследствии мышечные волокна сокращаются незначительно даже при большой стимуляции. Начинают хуже работать дыхательная и пищеварительная системы, возможны гормональные сбои. Мышцы ответственны за перекачивание крови к сердцу, а при гиподинамии они не способны работать нормально, в венах застаивается кровь, что приводит к кислородному голоданию.
Следующий фактор здорового образа жизни – здоровый сон. Одну треть нашей жизни мы проводим во сне. Сон необходим человеку так же, как вода и пища. Без пищи человек может прожить около месяца, а без сна человек не проживёт и двух недель.
Сон – это физиологическое состояние покоя и отдыха, наступающее через определённые промежутки времени, при котором полностью и частично прекращается работа сознания.
Таким образом, сон - это отдых нервных клеток коры головного мозга, это состояние, когда снижается двигательная и умственная активность. Сон – это отдых всего организма. Если человеку не давать спать, то иммунной системе наносится вред и организм подвергается воздействию вредных микроорганизмов и веществ, и он заболевает.
Прогулки на свежем воздухе. В чем их польза? Стэнфордский университет провел исследования, которые доказали: полуторачасовая прогулка на природе снижает активность той области мозга, которая отвечает за негативные эмоции. Ученые отметили, что люди, проживающие за городом, менее склонны к негативу и депрессиям. Если хочется стать умнее и повысить свою продуктивность, то нужно обязательно проводить больше времени на свежем воздухе. Короткие прогулки по паркам или лесам улучшают память и повышают концентрацию примерно на 20%. А свежий воздух для детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания вообще обязателен, т.к. это лучший способ заставить их сосредоточиться.
В индивидуальном плане соблюдение несложных правил является проявлением ответственности по отношению не только к своему собственному здоровью и благосостоянию, но и благосостоянию окружающих людей - родных, коллег и просто знакомых. В конце концов, приверженец ЗОЖ способен принести больше пользы как для себя, так и для окружающих, поскольку будет иметь больше возможностей для реализации собственного потенциала. Причём начальный уровень здоровья не имеет значения, главное вовремя понять ошибки, проанализировать свои возможности и начать новый день, руководствуясь разумным правилом «золотой середины», отрицая вредные и опасные привычки и соблюдая должные уровни физической активности.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Объект мероприятия – здоровый образ жизни.
Предмет мероприятия – факторы, определяющие здоровье студентов.
Цель мероприятия для преподавателя – мотивировать к углубленному изучению изучаемого вопроса и активизировать познавательную и творческую активность студентов в процессе самостоятельного изучения темы, повысить уровень знаний о ЗОЖ.
Цели мероприятия для студента – собрать материал по теме, проанализировать и обобщить данные по факторам, определяющим здоровье человека.
Задачи:
Воспитательные:
- Привлечь внимание учащихся к необходимости ЗОЖ.
- Воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Побудить учащихся анализировать свой уровень физической активности, сна, пребывания на свежем воздухе и быть ответственным за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Развивающие:
- Способствовать развитию желания соблюдать правила ЗОЖ.
Образовательные:
- Повысить уровень информированности подростков о ЗОЖ, при возможности изменить отношение учащихся к данной проблеме.
- Работать над сознательным усвоением материала.
- Исследовать основные факторы ЗОЖ.
- Разработать рекомендации по урегулированию воздействия неблагоприятных факторов.
Методы, используемые в подготовке и проведении мероприятия:
- поисковый (теоретическое изучение научной и медицинской литературы и интернет-источников по теме проекта)
- анализ и обобщение результатов исследования
- творческий
Формируемые компетенции:
1. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
3. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
4. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
5. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
6. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
7. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
8. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
7. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
8. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
Тип проекта – групповой, краткосрочный
Вид проекта – информационно- просветительский час
Количество участников проекта – 6 студентов
Состав проектной группы: студенты группы Т-20С, Т-21С, Т-23С
Результат проекта – мультимедийная презентация по теме
Необходимое оборудование и ресурсы - компьютер с доступом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, литературные источники.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
№ п/п | Название этапа | Деятельность учащихся | Деятельность руководителя | Сроки исполнения | Результат |
I. | Подготовительный (мотивация, формирование проектной группы) | Выдвигают проблему, дискутируют, обсуждают | Мотивирует обучающихся. Распределяет по группам. Консультирует | 09.11. – 15.11.2021 г. | Выполнено |
II. | Поисковый (целеполагание, предварительное планирование) | Уточняют цели, задачи, продукт, решение проблемы. Составляют план выполнения проекта | Наблюдает и консультирует | 16.11. – 19.11.2021 г. | Выполнено |
III. | Аналитический (информационный) | Работают с литературой. Проводят синтез и анализ идей. Определяют наиболее оптимальный вариант | Наблюдает и консультирует | 20.11. – 30.11.2021 г. | Выполнено |
IV. | Практический (реализация проекта) | Выполняют и оформляют проект | Наблюдает. Советует (по просьбе) | 01.12. – 08.12.2021 г. | Выполнено |
V. | Контрольный (оценка результатов проекта) | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо) | 09.12. – 13.12.2021 г. | Выполнено |
VI. | Презентационный (защита проекта) | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта | Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта | 20.12.2021 г. | Выполнено |
ВЫВОДЫ:
- Совместная работа студентов в группе над проектом способствовала углублению изучаемого материала, активизировала поисковую и творческую деятельность, сформировала элементарные навыки анализа и критического отбора материала (особенно в Интернет-ресурсе);
- Полученный в ходе поисковой деятельности материал обобщён, структурирован и подготовлен для создания мультимедийной презентации;
- Реализация проекта в форме Информационно- просветительского часа способствовала формированию у студентов четких представлений о требованиях к составлению презентаций, позволила получить практический опыт докладчика и обратную связь от аудитории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проект Информационно- просветительского часа активизирует познавательную деятельность студентов, позволяет приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов, стимулирует процесс критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать полученные знания, ориентироваться в информационном пространстве, способствует формированию общих и профессиональных компетенций, позволяет приобрести навыки эффективной коммуникации, выступает как фактор сплочения коллектива.
Мероприятие можно использовать как вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов, как форму проведения итоговых занятий по темам и разделам на профессиональных модулях и дисциплинах.
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий 1
Здравствуйте, дорогие гости!
Мы рады видеть Вас сегодня на нашем информационно - просветительском часе с говорящим названием «Формула здоровья: нормализуй сон, борись с гиподинамией, гуляй на свежем воздухе!»
Ведущий 2
В век научно-технического прогресса и нано-технологий, как вы думаете, что надо беречь в первую очередь? Конечно же здоровье! Не зря говорят – «Здоровье иметь – до ста лет не стареть!». Ну а как иначе? Ведь будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, радоваться жизни и добиваться успеха в намеченных целях.
Ведущий 1
Именно поэтому всегда и во все времена здоровье считалось огромной ценностью, залогом нормальной, полноценной жизни человека. Но как же его сохранить? Конечно, вести здоровый образ жизни!
Ведущий 2
Сегодня, беседуя о здоровом образе жизни, мы хотим затронуть три фактора, которые сохранят и преумножат наше здоровье, это:
1. Полноценный, достаточный сон
2. Физическая активность
3. Прогулки на свежем воздухе.
Ведущий 1
Но, прежде, чем приступить к рассказу, просим вас отгадать пару загадок! Готовы?
1. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. Что это? (Сон)
2. В Древнем Китае одной из страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. Что это за состояние? (Сон).
Правильно! Молодцы!
Ведущий 2
Как сон влияет на наше здоровье? Сейчас мы постараемся ответить на этот вопрос.
Ведущий 1
Древние греки считали, что сон – это особый дар, посылаемый человеку богом сна – Морфеем. И они были правы, сон – это действительно дар природы, значение, которого трудно переоценить.
Ведущий 2
Всем известно, что на сон человек тратит треть всей своей жизни. Если вы проживёте 90 лет, 30 из них вы проспите. Казалось бы, это слишком много, но здоровый сон жизненно необходим для нормальной жизнедеятельности организма. Полноценный отдых – залог крепкого здоровья. А сон – это основной вид отдыха.
Ведущий 1
Сон является предметом исследований множества учёных по всему миру. Всем интересно, сколько нужно спать? Как сон влияет на продуктивность? Что делать, если не можешь заснуть?
Ведущий 2
Сон — это особое состояние сознания, а также естественный физиологический процесс, характеризующийся пониженной реакцией на окружающий мир и специфичной мозговой деятельностью.
Ведущий 1
Во время ночного сна формируется и укрепляется иммунитет – поэтому, чтобы избежать сезонных простуд и гриппа, очень важно хорошо высыпаться. Сон улучшает память, возможность обучения и пробуждает креативность.
Ведущий 2
Когда мы спим, мозг может активно работать: он закрепляет в долгосрочной памяти все новое и отсеивает все ненужное, что человек узнал за день. Как великие открытия, так и решение простых насущных проблем могут совершаться во сне.
Ведущий 1
Сон наступает, когда клетки мозга нуждаются в отдыхе. Поэтому Павлов назвал сон охранительным торможением. Сон, как заметил Павлов, является «выручателем» нервной системы, он защищает организм от утомления. Вызывать сон могут ритмичные раздражения: мерные удары капель, тиканье часов, стук колёс вагона, монотонная песня.
Ведущий 2
У сна три основных функции:
1. Важнейшая — восстановление. Мозг очищается от токсинов, накопившихся метаболических отходов (их переизбыток приводит к неврологическим заболеваниям, например, к болезни Альцгеймера).
Ведущий 1
2. Формирование здорового обмена веществ. Многочисленные врачебные исследования доказали, что, если спать меньше восьми часов в сутки, энергия начинает сжигаться из углеводов и белка, а не из жира. Это приводит к негативным последствиям — набору веса и потере мышечной массы. Также недосыпание грозит повышением инсулина в крови, что чревато развитием диабета и заболеваний сердца.
Ведущий 2
3. Укрепление долговременной памяти. Кратковременный (или прерывистый) сон препятствует способности формировать воспоминания — как физические, так и эмоциональные.
Ведущий 1
Но главное, сон — это залог здоровья. Во время сна вырабатывается ряд важных гормонов, идёт регенерация тканей, восполняются физические силы. Мозг тоже не бездельничает: некоторые его области становятся даже активнее, чем в период бодрствования.
Ведущий 2
Структура сна человека включает в себя две фазы: медленный сон и быстрый сон. Медленный сон наступает сразу после засыпания. Состоит из четырёх стадий.
Ведущий 1
I стадия. При этом состоянии сна у человека в подсознании возникают интересные мысли и новые идеи. Он больше дремлет, чем спит. Данное состояние длится примерно 5–10 минут.
Ведущий 2
II стадия. На ней сознание человека полностью отключается, возникает полноценный сон. В этой фазе, которая длится примерно 20 минут, обостряются слуховые анализаторы. В это время можно легко проснуться от незначительного шума, шевеления в кровати и тому подобного.
Ведущий 1
III стадия. Она своего рода продолжение второй фазы и является более глубокой. В этом случае человека уже не будят незначительные шорохи и звуки. Стадия длится до 45 минут.
Ведущий 2
IV стадия. Характеризуется очень глубоким сном. Человека разбудить намного сложнее, чем на третьей стадии. Отмечаются яркие сны, некоторые люди страдают лунатизмом. Обычно человек, переходя в состояние бодрствования, не запоминает сновидений, увиденных в этой фазе. Данное состояние длится примерно 45 минут.
Ведущий 1
Общая продолжительность медленного сна — около 90 минут. Дыхание спокойное, ровное, давление понижается, глаза сначала совершают медленные движения, а потом неподвижны, мозг малоактивен, тело расслаблено. Вы отдыхаете, восстанавливаете физические силы.
Ведущий 2
Быстрый сон. Следует за медленным сном, считается пятой стадией сна, и длится от 10 до 20 минут. Температура и давление повышаются, сердце бьётся чаще. Тело обездвижено, за исключением мышц, отвечающих за сердцебиение и дыхание. Под сомкнутыми веками быстрые движения совершают глазные яблоки (отсюда название — БДГ). Мозг активно работает. Вы видите сны.
Ведущий 1
Фазы быстрого и медленного сна чередуются друг с другом. Сначала вы погружаетесь в медленный сон и проходите все его стадии. Это занимает порядка 90 минут. Затем наступает фаза быстрого сна. В первый раз она короткая, не больше 5 минут. Этот круг называется циклом сна. Циклы повторяются. При этом уменьшается доля медленного сна и увеличивается (до 1 часа) продолжительность быстрого.
Ведущий 2
Учеными доказано, что здоровому взрослому человеку желательно спать около 8 часов: 5 циклов по 100 минут (5x100/60=8).
Ведущий 1
Продолжительность сна зависит и от возраста. Чем младше человек, тем больше времени необходимо на рост тканей и восстановление. Новорожденные малыши спят больше половины суток, а возрастным людям требуется гораздо меньше времени для сна.
Ведущий 2
Длительность здорового сна взрослого человека – вещь сугубо индивидуальная. Кто-то высыпается за 6 часов, а кому-то недостаточно и 9. Но, все же, усредненным стандартом считается 8 часов сна в сутки.
Ведущий 1
Истории известны примеры великих деятелей, которые высыпались за несколько часов в сутки.
- Наполеон ложился в 22-24 часа ночи и спал до 2 ч ночи. Затем вставал, работал до 5 ч утра, затем засыпал до 7 ч утра,
- Уинстон Черчиль, премьер – министр Великобритании, работал до 3-4ч ночи, а в 8 ч. уже снова был на ногах
Ведущий 2
- Римский политик и полководец Гай Юлий Цезарь основал великую Римскую империю и навсегда изменил культуру будущей Европы. Он одержал победу в гражданской войне и стал единовластным правителем «Римского мира». Чтобы добиться всего этого, по воспоминаниям современников, Цезарь спал около 3 часов в сутки. При этом он не делал себе привилегий — во время военных походов Юлий Цезарь спал вместе со своими солдатами, прямо на земле под открытым небом.
Ведущий 1
К сожалению, в настоящее время, из-за быстрого ритма жизни, стрессов и тяжелой работы, большого потока информации, проблема недосыпа стоит особенно остро, современный человек не сможет полноценно отдохнуть за такой короткий сон.
Ведущий 2
А сколько спят студенты нашего колледжа? Мы провели опрос 76 студентов 2 курса и выяснили, что лишь 12 % опрошенных спят 8-9 часов, а 88% студентов спят от 4 до 7 часов, что, к сожалению, может привести к хронической бессоннице, а так же чревато тяжелыми последствиями.
Ведущий 1
Недостаток сна ухудшает работу отдельных участков головного мозга. Например, наблюдается торможение нейронных процессов в теменной доле, из-за чего могут возникать проблемы со скоростью реакции. А при замедлении работы префронтальной коры человеку сложно формулировать мысли, могут быть проблемы со зрением. Усталость мозга оборачивается целым букетом негативных последствий.
Ведущий 2
Последствия недосыпания
- Ухудшение когнитивных функций (памяти, внимания, мышления), координации, речи, ориентации, контроля и других. Нередко это приводит к аварийным ситуациям на производстве и дороге. По статистике, каждое пятое ДТП происходит из-за того, что водитель заснул за рулём.
Ведущий 1
- Уязвимость иммунитета. Исследования показывают, что недостаток сна повышает риск заболеть в три раза. Во время сна иммунная система синтезирует белки цитокины. Чем больше инфекций вокруг, тем больше их требуется. Но если человек мало спит, то цитокинам вырабатываться просто некогда. Не зря говорят, что сон лечит.
Ведущий 2
- Переедание и лишний вес. Недостаток сна стимулирует выработку грелина — гормона голода. Как следствие, человек переедает. Уставший мозг требует еды побольше да повкуснее.
Ведущий 1
- Снижение продуктивности. Когда человек хочет спать, он всё делает медленно и некачественно. То, что обычно занимает час, может отнять два, три и более. И не факт, что не придётся переделывать. КПД времени, украденного у сна, стремится к нулю.
Ведущий 2
- Падение мотивации. Постоянный недостаток сна разрушает мотивацию, как грунтовые воды размывают фундамент. С каждым днём всё меньше и меньше хочется двигаться вперёд к своим целям.
Ведущий 1
- Вредные привычки и плохое настроение. Недосып — серьёзное препятствие на пути формирования полезных привычек. Зато отличный катализатор вредных: при нехватке сна человек ищет внешние стимуляторы (никотин, кофеин и так далее). Невыспавшийся человек вспыльчив, раздражителен и обижен на весь мир.
Ведущий 2
- Плохой внешний вид. Недосыпание буквально отпечатывается на лице в виде синяков и мешков под глазами. Продолжительная нехватка сна провоцирует прежде всего быстрое старение кожи.
Ведущий 1
Как помочь себе заснуть?
1. Визуализация. Представляйте себе то, что ассоциируется у вас с покоем и умиротворением. Например — волны, морской берег или огонь в камине.
2. Аутотренинг. Медленно повторяйте про себя «я засыпаю, мои веки тяжелеют, я засыпаю».
3. Дыхательная гимнастика. Глубокий вдох, задержка дыхания и выдох.
4. Атмосфера. Обустройте спальное место — приятный запах, постельное белье, свежий воздух, расслабляющая обстановка.
5. Обратная последовательность. Попробуйте прогнать в голове все события дня от конца к началу.
Ведущий 2
Каждый сезон организм перестраивается на новый лад из-за изменения длины светового дня, температуры окружающей среды, питания. И меняется наше самочувствие не только в дневное время, но и сон также становится другим.
Ведущий 1
Почему летом мы бодрствуем до нескольких часов дольше, чем зимой, и как это отражается на здоровье?
Во-первых, это связано с изменениями циркадных ритмов (колебаний интенсивности биологических процессов в зависимости от времени суток), во-вторых, с синтезом мелатонина, гормона сна. Его уровень в организме резко повышается с наступлением темноты. (К слову, выработка мелатонина защищает организм от развития онкологических заболеваний.) Именно поэтому летом, когда темный период длится не более 3 — 4 часов в сутки, так важно иметь в спальне плотные шторы.
Ведущий 2
При ярком же свете (даже искусственном) в мозгу активизируется специальная железа — эпифиз, что не дает сну наступить. С другой стороны, в зимний период, когда естественного света не хватает, врачи советуют не экономить на яркости освещения: это напрямую сказывается не только на эмоциональном состоянии, сохранении работоспособности, но и на общем самочувствии
Ведущий 1
Если в спальне летом жарко даже с открытыми окнами, возможно, стоит задуматься о покупке кондиционера, который сможет поддерживать оптимальную температуру. Попутно это поможет решить вопрос с насекомыми, которые нередко докучают по ночам. Летом из-за увеличения светового дня, изменения биоритмов и выработки гормона сна мы спим приблизительно на час меньше, чем зимой. Но главная характеристика сна — это его качество, а не количество.
Ведущий 2
Мелатонин — виновник того, что зимой мы быстрее утомляемся и по утрам медленнее возвращаемся к активной жизни. Современное индустриальное общество почти не берет в расчет этот фактор: рабочее время — и, соответственно, время сна — практически не меняется в летний и зимний сезоны.
Ведущий 1
Когда же лучше спать - ночью или днём?
Ведущий 2
Люди, которые ведут ночной образ жизни (работа в ночную смену, ночные погружения в интернет, любители ночных клубов и другие, кто предпочитает бодрствовать ночью, а спать днём) подвергают свой организм огромному риску. Как было сказано выше, мы должны спать для того, чтобы восстановить силы и нормализовать работу внутренних органов.
Ведущий 1
Для глубокого и качественного сна рекомендуется:
• Небольшая прогулка.
• Расслабляющий теплый душ.
• Принимать пищу нужно не менее чем за 4 часа перед сном, можно выпить стакан теплого молока или чай с мятой.
• Перед сном не рекомендуется работа за компьютером, а также просмотр телевизора (остросюжетного кинофильма или программ).
Ведущий 2
Популярный американский приверженец правильного образа жизни и фитнес-тренер Крейг Баллантайн создал форму идеального сна – «10-3-2-1-0».
Каждая цифра несет определенное значение, а именно предполагает ограничение ряда действий за некоторый промежуток времени (в часах) до отхода ко сну:
Ведущий 1
10 часов перед сном: никакого кофеина;
3 часа перед сном: никакой еды и алкоголя;
2 часа перед сном: никакой работы;
1 час перед сном: никаких экранов;
0: количество нажатий на кнопку «Отложить» на будильнике утром.
Ведущий 2
Немало важную роль играет и поза в которой мы спим.
Исследователи заметили, что сон на левом боку наиболее благотворно влияет на самочувствие. Всё потому, что расположение внутренних органов не столь симметрично, как наша внешняя оболочка.
Ведущий 1
Преимущества сна на боку:
Облегчается пищеварение. Отходы из тонкого кишечника в толстый попадают через илеоцекальный клапан, который расположен в нижней правой части живота. Если во время сна он будет сверху, передвижения будут более естественными. Уменьшается изжога.
Ведущий 2
Современные исследования подтверждают идеи о том, что сон на правой стороне увеличивает вероятность изжоги. Предполагается, что, когда мы лежим на левом боку, желудок и его соки остаются ниже, чем пищевод.
Ведущий 1
Улучшается работа мозга. Удивительно, но в очищении от отходов нуждается не только наш кишечник, но и голова. Положение на боку помогает удалять временные связи, накопившееся за день, что снижает риск развития болезней Альцгеймера, Паркинсона и других неврологических заболеваний.
Ведущий 2
Уменьшается храп и апноэ. Поза на боку удерживает язык от попадания в горло и блокировки дыхательных путей. Если смена положения не облегчает ситуацию, лучше обратитесь к врачу.
Ведущий 1
Возможные минусы:
Боль в плече. Для профилактики можно менять сторону, на которой вы спите. Дискомфорт в челюсти. Если у вас проблемы с височно-челюстным суставом, давление на челюсть во время сна может привести к воспалению.
Ведущий 2
Классическая поза - сон на спине - поддерживает позвоночник в естественном положении, снимает давление с плеча и челюсти, что предотвращает самые разные виды болей. Показания ко сну на спине: боль в бедре или колене, артрит, бурсит, фибромиалгия, заложенность носа или насморк.
Ведущий 1
Инструкция от специалиста – сомнолога:
1. Положите одну подушку под колени, чтобы обеспечить позвоночнику наилучшую поддержку и защитить нижнюю часть спины.
2. Спите с раздвинутыми, как у вратаря, руками и ногами. Так вы равномерно распределите свой вес и избежите давления на суставы. К тому же, эта поза поможет удерживать себя на месте, если вы ещё только привыкаете спать на спине.
Ведущий 2
3. Выберите подушку, которая поддержит естественный изгиб шеи. Если ваш подбородок излишне кренится к груди, найдите модель пониже. Дополнительные подушки по бокам также помогут удерживать нужное положение.
4. Подвержены изжоге? Используйте клиновидную подушку или поднимите изголовье на 15 сантиметров. Также это поможет при заложенности носа, головных болях и излишнем лицевом напряжении.
Ведущий 1
Мы нашли преимущества в позах на боку и на спине, а вот от сна на животе больше минусов, чем плюсов. Такое положение часто становится причиной боли в спине: основная масса нашего тела концентрируется в районе живота и создаёт неправильную нагрузку на позвоночник. Единственное, что оправдывает позу на животе, — это то, что она сохраняет дыхательные пути максимально открытыми. Но всё же лучше предпочесть вариант на боку.
Ведущий 2
Инструкция от специалиста – сомнолога:
Если вы никак не можете переучить себя спать в другом положении, эти советы сведут вред к минимуму.
1. Используйте плоскую подушку или обойдитесь вообще без неё. Зато не помешает дополнительная поддержка под тазом, чтобы снять давление.
2. Чередуйте поворот головы в разные стороны, чтобы избежать скованности в шее.
Ведущий 1
3. Не сгибайте ноги в стороны — это только усилит вредное воздействие на вашу спину.
4. Не засовывайте руки под голову и подушку: чревато онемением рук, покалыванием, болью или раздражением плечевых суставов. Лучше разведите их по сторонам, как уже советовалось выше.
Ведущий 2
Поговорим о сновидениях, потому что они влияют на здоровье.
Сновидения важны для психологического и психического здоровья.
Во сне перерабатываются большие объемы информации, приходит вдохновение, гармонизируется эмоциональный фон. Слишком короткая фаза быстрого сна или отсутствие сновидений могут привести к умственному переутомлению и раздражительности. Ларри Пейдж, например, придумал идею Google благодаря сновидению.
Ведущий 1
И в заключении, факты о снах:
Стадия дремоты появляется у детей в возрасте 8-9 лет.
Хищники видят больше сновидений, чем их жертвы.
Нам снится только то, что мы видели.
Наши сновидения длятся от 5 до 30 минут.
За ночь мы видим, как минимум, 5 снов.
Мы забываем 90% сновидений.
Слепые видят сны.
Ведущий 2
Таким образом, сон – жизненная необходимость. Главная его роль – отдых организма. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней и делает нас жизнерадостными.
Ведущий 3
А у нас еще загадка для вас!
Чтобы не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день…(зарядку)
Ведущий 4
Правильно! И сейчас мы переходим к следующему фактору здорового образа жизни – физической активности! А точнее, мы расскажем, как недостаток физической активности отражается на нашем здоровьи!
Ведущий 3
- Гиподинами́я — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Это одна из наиболее острых проблем в современном мире. Болезни, называемой этим термином, в медицине не существует, однако это состояние способно привести к нарушению функций многих органов и систем. Именно поэтому врачи всего мира с каждым годом уделяют гиподинамии среди населения все больше внимания. О значении этого термина не трудно догадаться, «гиподинамия» означает «пониженная активность».
Ведущий 4
- Более половины случаев гиподинамии обусловлены неправильными поведенческими установками, а зачастую и обычной ленью. Отсутствие физической активности и пребывания на свежем воздухе объясняется длинным рабочим днем, наличием личного транспорта, усталостью и стрессами. На распространенность гиподинамии влияет урбанизация: вследствие развития системы городского транспорта у людей нет необходимости в пеших прогулках.
Ведущий 3
Среди других причин гиподинамии выделяют:
- Специфические условия труда. Некоторые профессии связаны с необходимостью длительно пребывать в одной позе: сидя или стоя. Вторым производственным фактором, способствующим гиподинамии, является вынужденное положение, которое провоцирует боли в мышцах, спине. Из-за плохого самочувствия люди избегают активного отдыха в свободное время.
Ведущий 4
- Патологические состояния. При тяжелых болезнях, требующих соблюдения постельного режима, создаются объективные причины для гиподинамии. Подобная ситуация встречается после хирургических операций, костных переломов, когда человек не может совершать активные движения.
Ведущий 3
- Развитие компьютерных технологий. Многие люди чрезмерно увлекаются социальными сетями и компьютерными играми, поэтому предпочитают провести время за использованием гаджетов, нежели совершить пешую прогулку. Тенденция к гиподинамии часто наблюдается среди детей и подростков.
Ведущий 4
- Избыточная масса тела. Ожирение является одновременно и причиной, и симптомом гиподинамии. Людям с лишним весом намного труднее выполнять физические упражнения, поэтому они избегают даже элементарной активности (спокойная ходьба, спортивные игры). В свою очередь, гиподинамия способствует усиленному накоплению жировых отложений.
Ведущий 3
- Низкая физическая активность в первую очередь сказывается на состоянии мышечной системы. При отсутствии нагрузок постепенно снижается мускульная сила, мышцы начинают атрофироваться. При гиподинамии ситуация усугубляется вследствие нарушения работы нервно-мышечных синапсов. При этом в ответ на активную стимуляцию мышечные волокна сокращаются очень слабо либо вообще не сокращаются, развивается дискоординация их работы.
Ведущий 4
При гиподинамии происходят негативные патофизиологические процессы в сердце и сосудах. Из-за слабости мышц снижается эффективность «мышечного насоса», и кровь депонируется в венах. Отрицательное влияние на уровень венозного возврата оказывает уменьшение объема дыхания и недостаточное присасывающее действие грудной клетки. Слабость миокарда проявляется снижением сердечного выброса, нарушением кровотока в периферических тканях.
Ведущий 3
- Гиподинамия не считается самостоятельной нозологической формой, поэтому патогномоничные признаки этого состояния отсутствуют. Люди, ведущие малоподвижный способ жизни, чаще других ощущают слабость и усталость. Полного восстановления сил не происходит даже после ночного сна или продолжительного отдыха. Зачастую беспокоят трудности с засыпанием и бессонница ночью, днем отмечается сильная сонливость.
Ведущий 4
При двигательной активности человек с гиподинамией ощущает, что мышцы «не слушаются». Даже при минимальных нагрузках наблюдается одышка и быстрая утомляемость. Характерны изменения пищевого поведения: люди отдают предпочтение перекусам, фастфуду, сладостям и отказываются от здоровой пищи. Эти факторы приводят к постепенному набору лишнего веса, жировые отложения, как правило, локализованы в области живота и бедер.
Ведущий 3
При гиподинамии нарушается работа всех органов, поэтому со временем появляются новые клинические симптомы. Наблюдаются частые психоэмоциональные расстройства — постоянная тревожность или нервозность, плохое настроение без видимых причин.
Ведущий 4
Некоторые люди жалуются на снижение либидо и отсутствие удовольствия от сексуальных контактов. У женщин с гиподинамией менструальный цикл становится нерегулярным, тяжелее протекает ПМС.
Ведущий 3
Основная «мишень» гиподинамии — сердечно-сосудистая система. У пациентов наблюдаются дислипидемии, атеросклеротические поражения сосудов, которые способствуют развитию ишемической болезни сердца. Вследствие кальцификации и ригидности сосудистой стенки возникает артериальная гипертензия. Уровень смертности от кардиальных причин (инфаркта, сердечной недостаточности) у больных с гиподинамией на 20-30% выше, чем в среднем по популяции.
Ведущий 4
Поражается опорно-двигательный аппарат. Развивается остеопороз, повышается частота переломов костей. Страдает функция суставов (остеоартроз) и позвоночного столба (остеохондроз). Установлена связь гиподинамии со старением: у пожилых женщин, которые уделяют физическим нагрузкам менее 40 минут в день, биологический возраст на 8-10 лет превышает паспортный. В конечном итоге все эти осложнения снижают продолжительности жизни.
Ведущий 3
В основном при гиподинамии применяются немедикаментозные методы лечения. Врачебная тактика предполагает постепенное увеличение длительности и интенсивности физических нагрузок. Согласно рекомендациям ВОЗ, взрослым людям необходимо не менее 150 минут активности в неделю (быстрая ходьба, бег трусцой, плавание), а также выполнение силовых упражнений для укрепления больших групп мышц 2-3 раза в неделю.
Ведущий 4
Вид двигательной активности подбирается исходя из состояния больного и наличия сопутствующих заболеваний. Людям, страдающим сердечно-сосудистыми или хроническими пульмонологическими патологиями, необходимы занятия с инструктором . Второй фактор лечения гиподинамии — ликвидация ожирения. Совместная работа терапевта, диетолога и тренера направлена на медленное снижение веса, повышение тренированности организма.
Ведущий 3
Медикаментозное лечение показано для коррекции осложнений гиподинамии. При атеросклерозе используют гиполипидемические препараты (фибраты, статины, секвестранты желчных кислот). Больным с болезнями сердца, сосудов кардиолог подбирает гипотензивные, антиаритмические средства. Для нормализации фосфорно-кальциевого обмена и ликвидации остеопороза применяют витамины, минеральные добавки.
Ведущий 4
При нормализации уровня физической активности значительно снижается риск сердечно-сосудистых осложнений и критических состояний. У пациентов, которые соблюдают все врачебные рекомендации, увеличивается продолжительность и улучшается качество жизни. Первичная профилактика гиподинамии предусматривает борьбу с факторами риска (сидячая работа, ожирение и др.), умеренные, но регулярные физические нагрузки.
Ведущий 5
А теперь мы переходим к следующему фактору здорового образа жизни, но прежде – для вас загадка!
Он вокруг, и он невидим, только всем необходим:
Людям, мячикам и шинам, водолазу под водой,
Птичке, рыбке, и машинам. Вот загадочный какой! (воздух)
Ведущий 6
Верно! Молодцы! А мы расскажем про необходимость прогулок на свежем воздухе!
Пешие прогулки на свежем воздухе очень полезны при плохом настроении, сильных стрессах, усталости. Это очень важно для современного человека. Приятный чистый запах способствует расслаблению, повышению настроения, а запах деревьев снижает чувство усталости и стресс.
Ведущий 5
При медленной прогулке человек начинает чувствовать себя спокойным и счастливым. Он остается наедине с красотой природы и своими мыслями, что позволяет извлечь максимум пользы для нервной системы. Лучше всего для пеших прогулок на свежем чистом воздухе подойдет какой-нибудь парк.
Ведущий 6
Наверняка Вы замечали, как, выбираясь из душного помещения на улицу, становитесь будто другим человеком. Улучшается самочувствие, возвращается острота ума и хорошее настроение, ощущается прилив сил. Понятно, почему так происходит: ведь свежий воздух необходим мозгу и каждой клетке тела.
Ведущий 5
- Улучшается пищеварение. Это преимущество очень помогает, если Вы хотите привести себя в форму и сбросить лишний вес, – конечно, при условии активности на свежем воздухе: прогулок, пробежек или физических упражнений.
Ведущий 6
- Если Вы обнаружите, что чашка кофе уже не помогает взбодриться – не удивляйтесь. Возможно, именно нехватка воздуха провоцирует сонливость.
Ведущий 5
Когда Вы дарите мозгу больше свежего воздуха, организм может функционировать эффективнее. Тогда Вы будете четко мыслить и молниеносно действовать.
Ведущий 6
- Такая щадящая физическая нагрузка, как обыкновенная ходьба, не отнимет много сил, а эффект все равно будет заметен.
- каждая прогулка – это новые эмоции! Вы можете забрести в удивительные места родного города, которых никогда раньше не видели, обдумать планы на будущее или познакомиться с интересными людьми.
Ведущий 5
- укрепляется иммунная система. Чтобы защитить организм от болезнетворных бактерий и вирусов, лейкоцитам требуется определенное количество кислорода, который как раз можно отыскать в свежем воздухе. Поэтому многие любители долгих прогулок, как правило, реже болеют простудными заболеваниями.
Ведущий 6
- Свежий воздух полезен для здоровья и укрепления всего организма в целом: он улучшает работу сосудов, легких, сердца и других органов.
- Если Вы остаетесь в закрытом непроветриваемом помещении в течение длительного периода времени, то снова и снова будете дышать одним и тем же воздухом. Будет повышаться уровень углекислого газа. У Вас могут проявиться головокружение, тошнота, головные боли, усталость или заболевания легких. Становится понятно, что влияние свежего воздуха на здоровье неоценимо – и для взрослых, и для детей.
Ведущий 5
Раздражительность, переутомление, безынициативность, лень, нервные срывы – все это исчезает, когда мы вдыхаем «правильный» воздух. Поэтому старайтесь наслаждаться временем, проведенным на прогулках, и получать от него максимальную пользу. Это может быть нелегко: ведь порой нам кажется, что мы не должны отвлекаться от важной работы на променад. Но очень важно делать хотя бы пятиминутные перерывы от дел и «проветриться». Это поможет вернуть прежнюю концентрацию внимания и позволит работать гораздо эффективнее.
Ведущий 6
* В каждой квартире, если в ней живет человек, происходит процесс его жизнедеятельности. На практике это значит, что от каждодневных действий любого человека возникают разные вещества - пыль, частицы бытовой химии и прочее, а также уменьшается содержание воздуха, для чего мы и открываем окна, чтобы проветрить помещение.
Ведущий 5
* Как бы ярко не горела лампочка, она не даст нам ультрафиолета, который дарит нам солнце. Благодаря его лучам в наших организмах и вырабатывается витамин Д.
* И, наконец, если перестать общаться с себе подобными в реальности, а делать это только через интернет - по скайпу, телефону или в сообщениях, можно впасть в уныние.
Ведущий 6
Итак, что будет с человеческим организмом, если месяц не выходить за пределы дома? Какие изменения начнут происходить в теле и в организме в целом?
Ведущий 5
Поначалу человек, проводящий время дома, будет счастлив. Еще бы! Он сыт, бежать никуда не нужно, есть интернет (фильмы, игры), мягкий диван. Но уже через 3-4 дня радостный энтузиазм замедлится, появится вялость, ухудшиться и уменьшится сон, настроение сменится унынием. Может быть, это от того, что размеренная и однообразная деятельность надоедает человеку? Может и так. НО, скорее всего, у него появились симптомы... отравления углекислым газом. И вот как это происходит.
Ведущий 6
Мы вдыхаем воздух, а выдыхаем углекислый газ. С каждым вдохом воздух в закрытом помещении становится менее свежим. Нет, нам его хватает, да и проветриваем мы помещение. Но каждый день, не выходя на прогулку, наши легкие перестраиваются на тот уровень кислорода, который присутствует в комнате. Вдыхая воздух, а потом выдыхая, мы, тем самым, увеличиваем концентрацию углекислого газ в помещении с каждым днем все больше. И углекислый газ увеличивает свою концентрацию в нашей крови тоже. Появляются первые симптомы кислородного голодания.
Ведущий 5
Если объяснить проще - это:
* головные боли
* сонливость
* одышка
* кашель
* аритмия
* учащенное сердцебиение
* слабость
* диарея
* тошнота.
Ведущий 6
Находящийся в закрытом помещении человек, привыкает к тому уровню кислорода, который есть и перестает ощущать его нехватку (а проще - не чувствует "спертый" воздух). Если человек не имеет болезней, связанных с сердцем, легкими, сосудами, кровью, то кислородная "диета" может пройти и без серьезных для него последствий. К сожалению, даже если вы будете проводить на воздухе по полчаса - утром и вечером - этого не хватит, чтобы очистить кровь от углекислого газа. Одного проветривания помещения тоже недостаточно.
Ведущий 5
Жизненно необходим свежий воздух для детей, а когда растущий организм не получает его в полном количестве, снижается иммунитет, могут появиться простуды и другие заболевания.
Ведущий 6
Сидя безвылазно дома, человек не будет видеть солнечный свет. Чем это ему грозит? Наш организм устроен так, что он может получить все витамины в виде добавок. Кроме одного - витамина Д. Нужное его количество невозможно получить с пищей, потому что в пище его совсем немного. НО только благодаря солнцу витамин Д вырабатывается в человеческом организме в достаточном количестве. Есть он - и организм может поглощать (усваивать) кальций.
Ведущий 5
А если витамин Д присутствует в организме в очень ограниченном количестве, начинают возникать проблемы - с костями, сердцем и сосудами. Также организму угрожает анемия, рассеянный склероз и диабет. Для того, чтобы восполнить витамин Д, достаточно полчаса побыть на солнечном свете, НО каждый день.
Ведущий 6
И последний вопрос. Что будет с человеком, если он не только останется в закрытом помещении, но и перестанет общаться с реальными, живыми людьми? К чему приведет его одиночество (изоляция)?
Ведущий 5
Аргументы, приведённые ниже, получены от людей, имеющих опыт нахождения в 4-х стенах по разным личным причинам. Итак, вот какие последствия происходили с одинокими людьми без общения:
Ведущий 6
* стало непросто общаться, появились изменения в построении предложений (замедлилась речь),
* апатия, сомнения в смысле жизни,
* трудности с засыпанием, "рваный" сон,
* депрессия, отсутствие желания приводить себя в порядок (гигиена, процедуры),
* нарушение биоритмов сна и бодрствования, приема пищи,
* панические атаки, обострение чувств (вздрагивание от каждого шороха) и запахов.
Ведущий 5
Рекомендации 1. Рыбалка 2. Игры с мячом 3. Эстафеты 4. Командные игры 5. Прогулка по лесу 6. Сбор различных листьев, грибов, цветов 7. Игры с домашними питомцами на улице 8. Йога 9. Занятия спортом 10.Велосипедная прогулка 11.Катание на санках,коньках 12.Катание на самокате и тому подобное.
Ведущий 6
Парк Горького. Здесь есть теннисный городок, баскетбольная площадка, пляж с сеткой и бесплатный скейт-парк. Обычно в московских скейт-парках ставят классический набор фигур, имитирующих городскую среду, но здесь площадку сделали полностью бетонной — в соответствии с общемировой практикой. Больше нет ни граней, ни наклонных перил, а грамотное расположение радиусов позволяет кататься без прыжков и потери скорости. Спортивный центр Парка Горького работает до конца сентября. В нем можно арендовать площадку для игры в пляжный волейбол, футбол, гандбол или бадминтон, взять напрокат спортивный инвентарь.
Ведущий 5
В «Сокольниках» сразу пять спортплощадок с современным оборудованием. Они подойдут для занятий кросс-тренингом, ОФП, а также боксом и другими бойцовскими видами спорта. Здесь есть классические разновысотные параллельные хваты для отжиманий, скамейки, каскадные переходы и разнообразные хваты.
Ведущий 6
Парк Олимпийской деревни Год назад в Олимпийской деревне построили площадку для кроссфита — в эти тренировки включены элементы тяжелой атлетики, пауэрлифтинга, борьбы, гимнастики, аэробики и других видов спорта. Также на территории обустроены беговые маршруты, велодорожка, есть веревочный городок и баскетбольная площадка. Наконец, здесь просто красиво — дизайном среды занимались авторы концепции развития Парка Горького, «Садовников» и Олимпийского парка в Лондоне.
Ведущий 5
Парк «Новодевичьи пруды» Парк с романтичным названием «Новодевичьи пруды» – тихая зеленая территория в центре Москвы, прилегающая к монастырскому подворью. Два пруда, составляющие доминанту парковой зоны, окружены склоняющимися к воде ивами. Здесь обитают утки, которые совершенно не боятся людей. Не случайно на мощеной пешеходной дорожке установлена миниатюрная скульптура «Дорогу утятам», точная копия композиции из парка в Бостоне. Отличительная особенность парковой зоны – отсутствие отвлекающей от созерцания природы инфраструктуры и внешних ограждений. Это популярное место для прогулок с детьми и проведения свадебных фотосессий.
Ведущий 6
Прямого влияния на жизнь в обществе прогулки не оказывают. Однако психологическое состояние, которое подвергается сильнейшему влиянию, как раз очень важно для отношений с окружающими. Если чаще бывать на свежем воздухе, то человеку станет намного проще общаться с близкими. Делать это можно вместе. Тогда польза свежего воздуха для здоровья дополнится еще более приятным времяпрепровождением с близкими.
Ведущий 5
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Ведущий 6
Помните: Здоровье, радость жизни в ваших руках! До свидания!
Ведущий 5
До новых встреч!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акумова Н.В., Ярмольчук В.Г. Уровень жизни личности на основе здорового образа жизни. // Бизнес в законе. №4. 2018. С. 275-278.
2. Бутырская Е.В., Зайцева Л.М. Педагогические аспекты формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста // Учитель и время. №8. 2018. С. 9-14.
3. Гаврилова М.А. Создание воспитательной ситуации на уроках биологии для реализации валеологического воспитания // Сибирский педагогический журнал. №11. 2017. С. 328-334.
4. Гаврилова М.А., Нестеров Ю.В. Формирование здорового образа жизни на уроках биологии // Естественные науки. №1. 2017. С. 31-37.
5. Гареева Р.Г., Хуснутдинова З.А., Хамитов Э.Ш. Мировозренчиские детерминанты здорового образа жизни и их роль в антинаркотическом воспитании // Вестник Башкирского университета. Т. 12. №3. 2017. С. 197- 199.
6. Ганьшина Г.В., Овчаренко В.А. Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни современной молодёжи // Сервис в России и за рубежом. №1. 2018. С. 45-50.
7. Губогло З.И. Формирование культуро-ценностной мотивации здорового образа жизни, что нужно делать в школе для формирования мотивации здорового образа жизни? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №6. 2018. С. 50-52.
8. Даутов Ю.Ю., Уракова Т.Ю., Ожева Р.Ш., Хакунов Р.Н., Тхакушинов Р.А. Научные основы здоровья и здорового образа жизни // Новые технологии. №3. 2019. С. 67-69.
9. Дедловская М. В. Физическая культура как дисциплина подготовки специалиста по формированию здорового образа жизни школьников // Интеграция образования. №3-4. 2017. С. 163-169.
10. Дорошенко А.Л., Соколов Е.Е. Основы здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. №2. 2019. С. 36-41.
11. Дыкин Р.В. Эффективность социальной рекламы: некоторые аспекты проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. №1. 2019. С. 141-149.
12. Зуева М.В. Ориентация на здоровый образ жизни, как профилактика злоупотребления психоактивными веществами // Известия Южного федерального университета. Технические науки. Т. 36. №1. 2019. С. 199.
13. Касимов И.Р. Здоровый образ жизни как социально-культурная проблема: культурологический и деятельностно-ориентированный подходы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. №1. 2018. С. 111-115.
14. Киселева Ю.С., Козликина О.Г., Чернецова О.О. Использование здоровьесберегающих технологий в общественно активной школе // Научно-методический электронный журнал "Концепт". №7. 2018. С. 21-25.
15. Корбукова Н.А., Подкопаева Е.Г. Технологии и продукты здорового питания в формировании культуры качества питания студентов // Педагогика и психология. Перспективы науки. №3 (42). 2019. С. 19-22.
16. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учеб. завидений. 3-е издание, стереотип. М.: Дрофа, 2019. 336 с.
17. Мандель Б.Р. Интеллектуальная игра социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) // Современные проблемы науки и образования. №2. 2019. С. 62-68.
18. Мандель Б.Р. Попытки объяснить принципы педагогической энтропии, или Генри Каттнер как апологет интеллектуальных игр // Вопросы культурологии. №4. 2017. С. 33-38.
19. Мирная А.В. Эффективность использования национальных подвижных игр Армении на занятиях по физическому воспитанию в ВУЗе // Физическое воспитание студентов. №3. 2019. С. 48-51.
20. Михайлова О.Н. Формирование потребностей здорового образа жизни // Вестник Самарского государственного университета. №1. 2018. С. 180-185.
21. Науменко Ю.В. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников. Образование личности. №3. 2018. С. 18-23.
22. Нежкина Н.Н., Иванова Е.В., Киселёва Н. В. Нормативно-правовое обеспечение здоровьеформирующей деятельности в школе // Народное образование. №2. 2019. С. 27-32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игры на свежем воздухе» . Спортивные игры на "День инвалида" для детей КДДИ с. Кировское
Игра- это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая важна тем людям, возможности которых ограничены.Наши волонтёры провели для ребят КДДИ спортивные игры, тем самым формируя у дете...
Влияние гиподинамии на уровень здоровья студентов медицинского колледжа. Профилактика гиподинамии.
Статья в сборнике публикаций межрегиональной студенческой конференции "Медицинская профилактика" 01.02.2017г. по результатам проектной работы студентов...
Консультация для родителей "Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период"
Родителям даются рекомендации о тех подвижных играх, которые можно проводить с детьми дома на прогулке в зимний период....
Осенние игры для детей на свежем воздухе.
Осенние игры для физического развития и на координацию движений....
"Подвижные игры на свежем воздухе" 4-5м.
В играх развивать ловкость, быстроту реакции....
Конспект досугового занятия «Зимние забавы на свежем воздухе»
Конспект досугового занятия«Зимние забавы на свежем воздухе» Цель: Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.Задачи:- Развивать ...
Проект информационно- просветительского часа "Формула здоровья: нормализуй сон, борись с гиподинамией, гуляй на свежем воздухе!"
Здоровье – это главная ценность человека, оно определяется рядом факторов, из которых главными являются: наследственность и образ жизни. Но если на первый фактор-наследственность, человек повлия...