Открытый урок по теме: "Внутренняя картина болезни".
методическая разработка

Булкина Н.Б.

Урок преследовал цель не только дать студентам новый материал по теме, но и научить работать со статьями на медицинские темы, находить в материалах ответы на поставленные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок по ВКБ99.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 7»

Технологическая карта открытого теоретического занятия

«Внутренняя картина болезни»

ОП.09 Психология

Специальность Сестринское дело

Курс 3, семестр 6

Автор: преподаватель психологии первой квалификационной категории ГБПОУ «МК№7» Булкина Н.Б.

Москва, 2023 год


Технологическая карта занятия

  1. Дисциплина: ОП.09 Психология, специальность Сестринское дело
  2. Курс 3 Семестр 6
  3. Раздел 4: Медицинская психология
  4. Тема : Психология больного
  5. Тема занятия №23: Внутренняя картина болезни
  6. Вид занятия: теоретическое
  7. Тип (урока): комбинированный
  8. Место и время проведения занятия

Место проведения – учебная аудитория на ул. Милашенкова, д.7а

Время проведения – дата и время проведения занятия согласно учебному расписанию: , продолжительность занятия – 90 мин.

  1. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Общая цель: дать знания о сложных психологических процессах, происходящих в психике пациента во время болезни.

В ходе занятия у обучающихся формируются общие и профессиональные компетенции:

Код/шифр компетенции

Содержание компетенции

Пути формирования компетенции

Общие компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

В диалоге со студентами, ставя их в позицию медицинской сестры

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Продумывать вопросы для беседы с пациентами в конкретных ситуациях (домашнее задание)

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Убеждать виртуального пациента в ситуациях, где его ВКБ не соответствует внешней картине болезни. Реализуется в беседе с пациентом по рисунку.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

При выполнении домашнего задания, ознакомительное изучение статей по сестринскому делу

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Использование народной мудрости, пословиц и поговорок в беседе с пациентами

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Оценивать свою ВКБ, ВКБ близких и пациентов и уметь проводить коррекцию их психологического состояния

ПК

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

Реализуется в домашнем задании «Азбука здоровья»

ПК

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

Реализуется в домашнем задании «Азбука здоровья»

ПК

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Реализуется в домашнем задании «Азбука здоровья»

ПК

Предоставлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

Изучить статьи (раздаточный материал)

ПК

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

Реализуется в задании «Беседа с пациентом»

ПК

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

В некоторых ситуациях знать, кому направить пациента на консультацию. В примере с проективным рисунком «Моя болезнь»

ПК

Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Реализуется в задании «Беседа с пациентом»

Конкретные цели (задачи):

Дидактические цели:

с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен знать:

- понятие ВКБ внутренней картины болезни;

- факторы, формирующие отношение к болезни;

- гендерные и возрастные особенности пациентов;

- влияние ВКБ на тип пациента.

с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь:

- с помощью беседы определять ВКБ пациента;

- с помощью беседы определить, какой компонент во внутренней картине болезни нуждается в коррекции;

- с помощью психотерапевтической беседы менять эмоциональный компонент ВКБ;

- убеждать в необходимости назначенного лечения;

- уметь кратко объяснить суть заболевания.

Развивающие цели:

- развитие у студентов наблюдательности в общении с пациентом;

- развитие у студентов интеллектуальной гибкости при общении с пациентом;

- развитие у студентов коммуникативных умений.

Воспитательные цели:

- воспитание профессиональной любознательности при общении с пациентами;

- воспитание потребности у студентов понять и помочь пациенту;

- развитие эмпатии.

  1. Уровень освоения:

1 - продуктивный (беседа с пациентом по рисунку (на уроке) и составление и проведение беседы с пациентом и составление доклада «Азбука здоровья» (дома));

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

  1. Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

Междисциплинарные связи:

Гигиена и экология человека. Гигиена окружающей среды Тема: «Гигиеническое обучение и воспитание населения», «Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования».

Философия. Тема. «Философия сознания», «Медицинская этика».

Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Тема: «Организация охраны здоровья в РФ».

История. Тема: «Развитие науки и культуры в современном обществе».

Основы микробиологии и имуннологии. Тема: «Имуннопрофилактика и имуннотерапия», «Изучение мер борьбы и профилактики внутрибольнтчных инфекций».

Внутридисциплинарные связи:

ОП.09 Психология, специальность Сестринское дело. Тема Личность и сознание; Тема Характер в структуре личности, акцентуации характера; тема Эмоционально-волевая сфера личности; тема Развитие личности; Темы Психология общения в медицинской среде.

Обеспечение занятия:

А. Методическое обеспечение:

#1056;абочая программа

#1050;алендарно-тематический план

#1058;ехнологическая карта занятия

4. Презентация

5. Лекционные материалы в электронном виде.

Б. Материально- техническое обеспечение:

  1. Доска для показа презентаций
  2. Парты и стулья.
  3. Доска с мелом.
  4. Бумага, карандаши, маркеры, фломастеры.

В. Раздаточный материал:

  1. Статья №1. «Роль медицинской сестры в профилактике госпитализма у детей» – 12 шт.
  2. Статья №2 «Ребенок и больница: особенности общения с маленьким пациентом» – 12 шт.
  3. Статья №3 «Психология пожилого возраста» Н. Творогова – 12 шт.
  4. Статья №4 «Особенности сестринского ухода за пациентами детского отделения психиатрической клиники» (таблица с протоколами сестринского наблюдения).
  1. Литература:

Основная:

  1. Психология. Учебник для медицинских училищ и колледжей
    Островская И.В. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 405-415 с.
  2. Журнал «Сестринское дело» №3, 2015г. «Роль медицинской сестры в профилактике госпитализма у детей».
  3. Журнала «Сестринское дело» №8 2012г. «Ребенок и больница: особенности общения с маленьким пациентом».
  4. Журнала «Сестринское дело» №10 2016г. Н. Творогова «Психология пожилого возраста».
  5. Журнала «Сестринское дело» №1 2005г. Особенности сестринского ухода за пациентами детского отделения психиатрической клиники (таблица с протоколами сестринского наблюдения)».

Дополнительная литература

  1. Психология: учебник для медицинских училищ и колледжей
    Полянцева О.И. Ростов на/Д.: Феникс, 2017.
  2. Психология для медицинских специальностей
    Петрова Н.Н. М.: Издательский центр "Академия", 2015
  3. Психология. Учебник для СПО
    Жарова М.Н. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.

14. Хронологическая карта занятия (ход занятия)

п/п

Этап занятия

Время

в мин.

Методы, приемы обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность студента

1.

Организационный момент.

3

Диалоговый метод

#1055;риветствует студентов.

#1054;тмечает присутствующих.

#1054;ценивает внешний вид и рабочий настрой, делает напоминание об отработках пропустивших занятие студентов.

#1043;руппа приветствует преподавателя и демонстрирует готовность к занятию.

2. Староста говорит об отсутствующих

#1059;страняет недостатки соответственно замечаниям преподавателя.

2.

Сообщение цели занятия, мотивация обучающихся к изучению темы.

3

Диалоговый метод, метод создания проблемной ситуации.

#1057;ообщает тему занятия, цели занятия.

#1053;азывает задачи занятия, мотивирует к предстоящей деятельности

#1057;лушают преподавателя.

#1047;адают уточняющие вопросы (при необходимости).

3.

Актуализация знаний по предыдущей теме (входной контроль)

15

Письменный и диалоговый фронтальный и индивидуаль- ный опрос

#1047;адаёт вопросы по ранее изученному материалу

#1054;ценивает уровень готовности студентов по данной теме.

3. Называет, исправляет и корректирует ошибки.

4. Устраняет дефицит информации, обобщает высказывания студентов.

#1054;твечает устно и письменно на вопросы.

#1042;ыслушивает и принимает коррективы преподавателя.

#1055;ринимает к сведению недостающую информацию.

4

Изучение новой темы

20

Диалоговый

наглядный

#1054;бъясняет новую

тему

#1047;адает вопросы по старым темам, подводя мысли студентов к теме ВКБ

#1057;лушают, делают схематичный конспект

#1044;умают, делятся своими догадками, делают выводы

5

Исследовательский этап

30

Диалоговый

Самостоятельная работа

#1044;ает задание по поиску основной информации в каждой из статей

2. Производит фронтальный опрос (по 1 вопросу)

3. Подводит студентов к пониманию того, как осуществлять индивидуальный подход в изучении ВКБ пациента в зависимости от его возраста

#1055;редлагает 1-3 студентам нарисовать болезнь от лица пациента

1. Студенты в парах изучают статьи, используя папки с раздаточным материалом.

2. Отвечают на вопросы педагога

3. Делают выводы

4. 1-3 студента рисуют

6

Практический этап

9

Имитационная беседа с пациентом

#1055;омогает провести беседу с пациентом по рисунку

2. Помогает сделать вывод о беседе

#1057;туденты проводят беседу с пациентом, опираясь на его рисунок.

#1044;елают выводы о том, что дает подобная беседа

7.

Заключительный этап

Итоги занятия.

5

Рефлексия.

Диалоговый

#1047;адаёт студентам вопросы по теме, выслушивает пожелания.

#1054;ценивает деятельность на уроке каждого студента.

#1042;ыставляет оценки за занятие в учебный журнал

#1054;твечает на его вопросы.

#1044;елает выводы и оценивает занятие.

3. Выслушивает оценку своей деятельности на занятии.

8.

Домашнее задание.

5

Диалоговый

#1047;адаёт задание на дом и внеаудиторную самостоятельную работу.

#1057;лушают и уточняет задание.

ИТОГО:

90

  1. Содержание учебного материала (дидактические единицы темы):
  1. Мотивация темы
  2. Объяснение нового материала и его обсуждение
  3. Самостоятельная работа студентов с раздаточным материалом
  4. Работа малыми группами с «пациентом»
  1. Домашнее задание:
  1. Л1 стр. 405-415 (прочитать)
  2. Составить беседу с пациентом для выяснения внутренней картины болезни со своим родственником или знакомым, имеющим хроническое заболевание.

15. Внеаудиторная самостоятельная работа:

Составить презентацию по теме: «Азбука здоровья». Выбрать одну тему по уходу за собой и целевую аудиторию, т.е. возрастную группу и подготовить беседу с презентацией.

16. Ориентировочное время выполнения ВСР: 2 часа


Приложение № 1.

Входной контроль знаний обучающихся

Вариант 1-индивидуальный устный опрос

Вопросы для индивидуального опроса:

  1. Дайте определение понятию здоровье?
  2. Что для вас значит быть здоровым?
  3. Перечислите, что входит в ваше понимание здорового образа жизни?
  4. Приведите примеры явлений (в стране, городе, микрорайоне, учебном заведении, группе), оказывающих положительное и отрицательное влияние на создание среды, способствующей здоровому образу жизни?
  5. Что может помогать, а что мешать деятельности медсестринского персонала по обучению пациентов ЗОЖ?
  6. Проанализируйте свои вредные привычки. Что мешает избавиться от них?
  7. Вспомните характеристики самоактуализирующихся личностей по А.Маслоу. Какие из них есть у вас? Чтобы вы хотели развить у себя в первую очередь?
  8. Как формируется отношение к здоровью и ЗОЖ?
  9. Как вы можете определить отношение другого человека к своему здоровью?
  10. По каким признакам вы можете определить, что человеку больно?

Эталоны ответов:

  1. Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
  2. Личный ответ студента. Например, «Здоровый, значит веселый, бодрый, легко справляешься со всеми поставленными задачами, все успеваешь. У тебя есть друзья, есть любовь, разные интересы, увлечения».
  3. Личный ответ студента. Например, «Для меня ЗОЖ – это такой распорядок дня, при котором ты высыпаешься, успеваешь нормально поесть 3 раза в день, когда есть время на спорт 2-3 раза в неделю, когда успеваешь сделать уроки. Когда на выходной можно запланировать поход в кино, театр, на выставку или встречу с друзьями без алкоголя».
  4. Положительное: наличие спортивных площадок, информации и передач о ЗОЖ, доступность информации о здоровье и заболеваниях, традиционные религиозные и культурные ценности, опыт родственников. Отрицательное: стрессы, недостаточность сна, наличие вредных привычек и т.д.
  5. Помогает: уверенность в своем здоровом образе жизни, знания, отсутствие вредных привычек, умения противостоять стрессовым нагрузкам. Мешает: неуверенность в себе, наличие своих вредных привычек.
  6. Незнание, что противопоставить вредной привычке, чем заменить.
  7. Личные ответы студентов (можно опираться на приложение №2).
  8. С детства, в процессе воспитания ребенка.
  9. Человек здоров, физически и социально активен, а если болеет, то лечится своевременно, занимается профилактикой. Определить можно с помощью беседы и наблюдения.
  10. По невербальным признакам: человек ведет себя отстраненно, зажимает больное место, мимика отражает страдание. Вербально: говорит, что болит или кричит, стонет, охает.

Входной контроль знаний обучающихся

Вариант 2-индивидуальный письменный опрос

Вопросы для индивидуального письменного опроса:

  1. Что лично для вас значит быть здоровым?
  2. Перечислите, что входит в ваше понимание здорового образа жизни?
  3. Что может помогать, а что мешать деятельности медсестринского персонала по обучению пациентов ЗОЖ?
  4. Проанализируйте свои вредные привычки. Что мешает избавиться от них?
  5. Как формируется отношение к здоровью и ЗОЖ?

В устном опросе участвуют 6 студентов (две тройки), каждый студент отвечает на 5 вопросов, правильный ответ на каждый вопрос оценивается согласно критериям от 0 до 2 баллов.

В письменном опросе участвуют все студенты и отвечают на 5 вопросов.

Критерии оценивания

Ответ правильный полный – 2 балла

Ответ правильный неполный – 1 балл

Ответ не правильный (или очень долго думает) – 0 баллов

Количество баллов

Оценка

8-10

5 (отлично)

6-7

4 (хорошо)

2-5

3(удовлетворительно)

1 и менее

2 (неудовлетворительно)

Оценивание индивидуальных ответов студентов на уроке по входному контролю

ФИО \ Вопросы №

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итог

1

2

3

4

5

6


Приложение № 2.

Ход занятия. 4 блок. Изучение новой темы: «ВКБ» 20 минут

По ходу урока преподаватель задает вопросы. В сценарии записаны предположительные ответы студентов, которые будет выделять преподаватель, как правильные.

Слайд 6. Отражение болезни в переживаниях человека принято определять понятием внутренняя картина болезни (ВКБ). Оно было введено отечественным терапевтом Александром Романовичем Лурия и в настоящее время широко используется в медицинской психологии. Это понятие, по определению ученого, объединяет в себе все то, «что чувствует и переживает больной, всю массу его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах – весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

Вывод: От внутренней картины болезни во многом зависит ее течение и исход, поскольку пациенты с различной ВКБ по-разному ведут себя, по-разному реагируют на болезнь и проявляют разную степень активности в лечении, по-разному выполняя одни и те же предписания врача.

Слайд 7. Как сложное структурированное образование, внутренняя картина болезни включает в себя несколько уровней:

1 – Ощущение болезни - сенситивный – т.е. все, что чувствует физическое тело человека из-за болезни (характер боли, температура, зуд, глухота, отсутствие обоняния, вкуса, трудности передвижения), и в связи с лечением (физически не приятные процедуры).

2 –Переживание болезни - эмоциональный - реагирование, переживание пациентом отдельных симптомов или болезни в целом;

3 – Концепция болезни – интеллектуальный - знание о болезни и ее реальная оценка, глубина осознания остроты, тяжести, последствий заболевания; отношения к болезни, мотивация к возвращения здоровья.

4- Реакция на болезнь - поведенческий (мотивационный, волевой, рациональный). Возникновение новых мотивов и перестройка доболезненной мотивационной структуры

ВКБ определяется личностью человека, она также индивидуальна и динамична, как и внутренний мир каждого из нас. Выделение уровней ВКБ весьма условно. В качестве методов исследования ВКБ могут служить беседы с пациентом, анкеты, опросники, интервью и др.

? Может ли меняться ВКБ? Ответ – да

? В связи с чем могут происходить изменения ВКБ?

Ответы студентов:

1. В связи с улучшением или ухудшением состояния человека;

2. В результате поддержки пациента родными и медиками, соседями по палате.

3. После объяснения пациенту сути его болезни и характера лечения.

? Может ли медицинский персонал изменить картину болезни пациента? Ответ: ДА!

? Должен ли он это делать? Ответ: Да! Почему? Ответ: Чтобы пациент стал союзником медика в борьбе со своим заболеванием; Чтобы снять излишние переживания, чтобы отвлечь пациента от минорных мыслей…

? Что может сделать медицинская сестра для изменения ВКБ пациента в лучшую сторону?

Ответ: побеседовать с пациентом, объяснить ему все сложности заболевания, о которых он должен знать, успокоить его, отвлечь, объяснить суть назначенных процедур и ход их выполнения, побеседовать на отвлеченные темы…

Слайд 8. Представление о субъективной тяжести заболевания складывается из социальных и конституциональных характеристик, к числу которых относятся пол, возраст и профессия индивида. Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболевания – своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.

Слайд 9. К индивидуально-психологическим характеристикам, или преморбидным особенностям личности, оказывающим влияние на специфику переживания заболевания, относятся особенности темперамента в отношении следующих критериев: эмоциональность, переносимость боли, как признак эмоциональности, и ограничения движений и обездвиженности, а также особенности характера человека, его личности (мировоззренческие установки, уровень образования).

Слайд 10. 1 мировоззренческая установка базируется на вере в связь между поведением человека, его нравственностью и возникновением болезни и включает в себя следующие представления о болезни:

Болезнь как кара (послана за мои грехи);

Болезнь как испытание (болезнь, как путь духовного очищения),

Болезнь как назидание другим (учитесь, не повторяйте моих ошибок, чтобы не прийти к такому же плачевному результату),

Болезнь как расплата за грехи предков (кто-то в роду согрешил, и был проклят и теперь болезнь передается из поколения в поколение).

Все перечисленные трактовки происхождения болезней основаны на вере в связь между поведением человека, его нравственностью и возникновением у него недуга. При этом подчеркивается пассивная роль индивида. Он не способен противостоять болезни за исключением возможности кардинально изменить свое поведение и искупить вину и замолить грех.

? Кто-нибудь сталкивался с такими установками? Ответ: да.

? Как узнать у человека его установку на болезнь? Ответ: побеседовать, спросить напрямую, ка он считает, в чем причина его заболевания. Сам говорит о причине.

? Насколько они сильны? Ответ: они сильные, переубедить человека практически невозможно, т.к. для этого надо перестроить всю картину мира. Но если у человека есть сомнения, то, значит, можно попробовать переубедить, если это поможет в лечении.

Слайд 11 Другой мировоззренческой установкой является представление о болезнях как вызванных наследственными или средовыми причинами, это рациональный подход к болезни:

- болезнь как неизбежность;

- болезнь как стечение обстоятельств;

- болезнь как собственная ошибка.

Третья мировоззренческая платформа оценки происхождения заболеваний базирует на мистицизме:

- болезнь вследствие зависти;

- болезнь вследствие ревности.

В рамках подобного подхода источники болезней видятся в предвзятом отношении близких окружающих (соседей, знакомых, родственников, сослуживцев) к человеку.

? Подумайте, какие установки на болезнь есть у вас? Вопрос больше риторический, требует времени. Но, если кто готов поделиться, пожалуйста!

Ход занятия. 5 блок. Исследовательский этап. 30 минут.

А теперь у нас по плану работа со статьями.

Это самостоятельная исследовательская работа с печатными материалами журнала «Сестринское дело». Всего есть три статьи, но каждому из вас надо хорошо изучить одну и ответить устно на все поставленные вопросы. Вопросы даны в начале раздаточного материала. Через 10-15 минут начнется опрос по 1 статье (она самая короткая), в течение которого все ответят на 1 вопрос. Затем мы перейдем к разбору 2 и 3 статьи.

Ход занятия. 6 блок. Подготовка практического этапа.

А в это время попрошу (1-3) студентов побыть в роли пациента и нарисовать свою болезнь (выбираю желающих). Можно придумать болезнь самому, можно выбрать из списка:

  1. Язвенная болезнь желудка;
  2. Ангина;
  3. Гайморит;
  4. Отит;
  5. Перелом руки;
  6. Перелом тазобедренного сустава;
  7. Артрит.

Рисующим студентам можно познакомиться с симптоматикой заболевания, используя интернет. Определить возраст своего пациента, от лица которого он будет отвечать группе на вопросы по рисунку.

В течение 10-15 минут помогаю студентам сориентироваться в материалах и организоваться между собой для непрерывных ответов по изучаемым материалам.


Приложение № 3.

Статья 1

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
В ПРОФИЛАКТИКЕ ГОСПИТАЛИЗМА У ДЕТЕЙ

Задание:

Внимательно прочитайте статью и подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. Что такое госпитализм и каковы его проявления?
  2. Какие факторы приводят к госпитализму?
  3. Как выражается госпитализм в разных возрастных группах? И какие методы психотерапии используются в каждой группе?
  4. Как противостоят развитию госпитализма у детей в противотуберкулезных учреждениях Забайкальского края?

Детский госпитализм в настоящее время является широко распространенной проблемой в сохранении здоровья подрастающего поколения не только в Забайкальском крае, но и в других территориях страны. Условия больничной среды негативно сказываются на психологическом состоянии ребенка. Кроме того, маленькие пациенты, получая лечение в противотуберкулезных учреждениях (их в системе государственного здравоохранения Забайкалья - 5), в результате лекарственной терапии испытывают токсическое действие препаратов на организм. Все это значительно ухудшает как психическое, так и физическое состояние ребенка.

Основным фактором, приводящим к госпитализму, является недостаток человеческого внимания к ребенку. Так как значительное количество времени маленький пациент проводит в обществе медицинских сестер, формирование благоприятного психологического климата на 80% зависит именно от их навыков и умений.

В результате анализа работы детского отделения были сделаны следующие выводы:

- дети, находящиеся на лечении, испытывают состояние тревоги, тоски;

- одни дети немногословны, склонны к уединению;

- другие, напротив, неусидчивы, обращаются за разъяснением к окружающим, ищут сочувствия, поддержки;

- некоторые дети вялы, недостаточно активны, истощены и бледны, плохо едят и спят, выглядят несчастными.

Проблему госпитализма, которым в том числе страдают и наши пациенты, медицинским сестрам удалось решить при помощи локальной программы, которая была разработана на базе нашей медицинской организации.

В первую очередь мы в корне изменили подход к подбору и методике обучения кадров. Так, при приеме на работу персонала в лечебное учреждение, особенно в детское отделение, будущий сотрудник проходит обязательное собеседование, которое проводит главный врач совместно с заместителями, главной медицинской сестрой, психологом и старшей медицинской сестрой отделения. Только после положительного результата собеседования сотрудник, пройдя обучение на рабочем месте, приступает к работе с детьми.

Вторая по важности задача, которую нам удалось решить, — это снижение факторов риска развития стресса, который испытывает не только ребенок при госпитализации в стационар, но и его родственники. Также для большинства детей, независимо от возраста, негативным фактором госпитализации является страх перед проведением предстоящих лечебных процедур. Поэтому родителям было разрешено посещение детей в любое удобное для них время, после проведения предварительного обследования. Медицинские сестры совместно с психологом и воспитателями ведут Школу родителей, проводят в отделении еженедельные родительские собрания, совместные мероприятия с детьми, для которых также работает Школа маленького пациента с туберкулезом. Обязанность медицинской сестры — сделать все возможное для того, чтобы родители были уверены: их ребенок получает надлежащий уход и заботу.

Всех пациентов детского отделения мы разделили на возрастные группы:

  1. дети первого года жизни;
  2. дети от 1 до 3 лет;
  3. дети от 3 до 6 лет;
  4. дети от 6 до 12 лет;
  5. дети от 12 до 15 лет.

В палате находятся дети из одной возрастной группы.

В разные возрастные периоды признаки госпитализма у детей выражены по-своему. Для детей первого года жизни характерны потеря веса, вялость, сонливость, мышечный гипотонус, отказ откон- такта с окружающими. Однако эти дети быстрее других адаптируются к больничной среде. За палатой для малышей закреплены несколько медицинских сестер, которые постоянно находятся рядом с детьми. В этой палате мы используем музыкальную терапию. Несколько раз в сутки, в определенное время включаем спокойную, мелодичную, тихую музыку, которая успокаивает малышей. Это благотворно влияет на психическое здоровье детей, успокаивает их нервную систему.

У детей от 1 до 3 лет наибольший страх вызывает разлука с родителями.

Пациенты от 3 до 6 лет также очень скучают по родителям. Стоит отметить, что именно в этом возрасте реакция на госпитализацию наиболее тяжелая, а адаптация ребенка к условиям больницы — более длительная.

Дети 6—12 лет реагируют на госпитализацию более адекватно, но не всегда понимают суть того, что с ними происходит. Они очень нуждаются в поддержке родителей.

Дети с 12 до 15 лет реагируют на госпитализацию в основном спокойно, активно сотрудничают с медицинским персоналом.

Для повышения качества ухода за детьми мы сделали памятки, в которых указаны признаки госпитализма у детей разного возраста. Так, каждый медицинский работник сразу может заметить изменения в состоянии маленького пациента и своевременно принять меры для их устранения. Такие памятки для возрастных групп детей до года и от 1 года до 3 лет прикреплены к кроваткам пациентов. Памятки для остальных возрастных групп детей находятся на посту медицинской сестры.

Нами были разработаны и динамические листы, в которых медицинская сестра фиксирует все изменения в состоянии здоровья ребенка, режим его пребывания в стационаре, все посещения, возрастные особенности, антропометрические показатели, особенности физического и психического развития и ежедневно докладывает эту информацию лечащему врачу и заведующему отделением.

В отделении проходят выставки детских рисунков и поделок. За лучшие работы дети получают поощрительные подарки, которые предоставляют наши волонтеры.

С нашими пациентами работают студенты Забайкальского государственного университета, которые наравне с медицинским персоналом прошли собеседование и обучение. К этой работе подключаются и учащиеся старших курсов Читинского медицинского колледжа. Это стало возможным благодаря помощи наших коллег, которые обучаются на вечернем отделении колледжа по целевому направлению.

Статья 2

Задание:

Внимательно прочитайте статью и подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. Какие требования предъявляются медицинской сестре, работающей в детской нейрохирургии?
  2. С какими заболеваниями лежат дети в нейрохирургическом стационаре?
  3. Как определяется понятие госпитализм в данной статье?
  4. Какие стадии есть у госпитализма? О каком возрасте едет речь?
  5. Как противостоять госпитализму?
  6. Какие особенности контакта медицинской сестры с маленьким пациентом обозначены в статье?
  7. Какие факторы влияют на хорошую переносимость операций?
  8. Как должна происходить работа с родителями маленьких пациентов? Какие родители являются самыми сложными и требуют дополнительных усилий со стороны лечащего персонала?

Ребенок и больница: особенности общения с маленьким пациентом

Болезнь сама по себе ломает привычный ритм жизни ребенка, но госпитализация в стационар с чуждым окружением оказывает на душу маленького пациента еще более глубокое и травмирующее воздействие. Чтобы предотвратить пагубные последствия госпитализации, сделать лечебный процесс более эффективным, создать в лечебном учреждении благоприятную психологическую атмосферу, от медсестры требуется не только умение проявить любовь и заботу, но и знание особенностей детской психологии, основных принципов общения с детьми.

Об этом статья медицинской сестры Педиатрического центра Национального центра медицины Республики Саха (Якутия) Е.О. ЖАНДИНОЙ.

НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ДЕТСКУЮ НЕЙРОХИРУРГИЮ

Нейрохирургия представляет собой сложную науку, в которой сосредоточились несколько разделов медицины: неврология, общая хирургия, нейрорентгенология, нейроофтальмология, нейроотиартрия, электрофизиология и рентгенорадиология, которые позволяют сформировать нейрохирургический лечебно-диагностический комплекс.

Педиатрический центр РБ № 1 — НЦМ располагает нейрохирургическим стационаром, в котором получают помощь больные с самыми различными заболеваниями нервной системы, а именно: опухолями головного и спинного мозга, сосудистыми заболеваниями головного мозга, врожденными пороками развития головного и спинного мозга, травматическими повреждениями центральной и периферической нервной системы и др.

Детское нейрохирургическое отделение Центра охраны материнства и детства НЦМ было создано 22 марта 1999 г. ,

Стоит особо отметить, что подобных детских отделений не было ранее в республике, да и сейчас нет во многих регионах России. Основал и организовал его заслуженный врач Якутии, главный внештатный нейрохирург PC (Я) Прокопий Николаевич Семенов. Сейчас отделение обслуживает по нейрохирургии все детское население республики.

С момента открытия этого отделения в республике впервые начали проводить нейрохирургические операции детям с врожденными пороками и аномалиями развития головного и спинного мозга в первые часы и дни жизни, активно начали оказывать помощь маленьким больным с внутрижелудочковыми кровоизлияниями с последующей коррекцией ликворостмуляции. В отделении проводятся нейрохирургические операции высшей категории сложности в околостволовых структурах с использованием микронейрохирургии. Внедряются новые методы малоинвазивной хирургии при мальформациях сосудов головного и спинного мозга, нейроэндоскопическая хирургия у новорожденных.

Больные нейрохирургического профиля нередко страдают опасными для жизни заболеваниями и нуждаются в самом гуманном отношении, происходящем от глубокого понимания сестрой угрозы, нависшей над ее пациентом. В отличие от других специальностей, в нейрохирургическом стационаре концентрируются настолько сложные и тяжелые больные, что медицинская сестра должна знать и о психических расстройствах, могущих возникнуть при поражении головного мозга. Эти расстройства варьируют от сниженного настроения до сумеречных расстройств сознания и попыток суицида. Поэтому постоянная бдительность, внимание, умение держать все в поле зрения являются залогом безопасности пациента. Работа в нейрохирургическом стационаре сталкивает медицинскую сестру с самым широким кругом лечебных вопросов: от катетеризации мочевого пузыря до дренирования желудочков головного мозга. В отличие от хирургических стационаров, в нейрохирургии больные после операции часто находятся на очень долгом постельном режиме, что требует со стороны персонала поддержки, облегчения тяжелого состояния больного, внушения всеми способами надежды на выздоровление. Сестра нейрохирургического отделения должна отличаться неутомимым желанием облегчить страдания больного, уметь находить контакт даже с самыми тяжелыми из них, тонко чувствовать настроение больного, быть расторопной и точной при выполнении назначений.

Ведущая роль принадлежит медицинской сестре в создании ухода, благоприятной психологической обстановки в нейрохирургическом учреждении. Внимание и теплое отношение медицинской сестры обеспечивает адаптацию детей к новым условиям. Медицинская сестра, находясь среди больных и наблюдая за их поведением и реакциями, должна видеть индивидуальные особенности пациентов, характер взаимоотношения. Такая медицинская сестра способствует созданию здоровой атмосферы в отделении.

Ребенок, поступая на лечение в стационар, не ждет от медицинских работников профессиональных действий, в отличие от взрослого пациента. Он хочет видеть в работе медиков какие-то дополнительные, чисто человеческие качества, доброту, ласку, родительскую заботу, которые, обогащая лечебно-диагностический процесс, приносили бы уверенность в выздоровлении, облегчали бы ему страдания, повышали бы его жизненный тонус.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С МАЛЕНЬКИМ ПАЦИЕНТОМ

Опасности госпитализации

Серьезную проблему имеет отрыв от матери ребенка до пятилетнего возраста, а еще более — до трехлетнего возраста. Расставание с матерью, незнакомая среда, чувство оставленности могут причинять как преходящие, так и стойкие, непреходящие травмы. Госпитализм — это вредность госпитализации.

Госпитализм — довольно широкое понятие, включающее в себя неблагоприятные, в первую очередь психические, условия больничной среды и результаты их действия на психическое и физическое состояние больного.

Госпитализм у детей более выражен в связи с их психической и вегетативно-соматической незрелостью и неуравновешенностью. Однако он поражает также и взрослых.

При приеме в больницу ребенок может плакать, кричать, отказываться отпустить мать или зло протестовать абсолютно против всего и всех. Выделяют три стадии:

Протест (от нескольких часов до нескольких недель) — ребенок громко плачет, беспокоен, ищет мать. Он не желает ни с кем иным иметь дело.

Отчаяние — ребенок монотонно, постоянно или временами, периодически плачет, зовет мать. Он может замкнуться в себе (депрессивное состояние). Обычно в этой стадии ребенок держится тихо, не плачет.

Отрыв от матери — успокоение. Ребенок не отворачивается от медицинской сестры, играет с ней, более того, может с ней подружиться.

Однако после пребывания в больнице могут проявляться и более длительные травмы: расстройство сна, ночные страхи, ночное недержание мочи и кала, страх смерти, тики, ипохондрические страхи, задержка развития и др.

Нужно избегать излишних перемен среды, смены персонала в детских лечебных учреждениях, стремиться к формированию личных контактов с ребенком и его связи с новой средой, к стабилизации этих связей. Поступление детей до пяти (особенно до трех лет) рекомендуется с родителями.

Медицинская сестра обязана сделать все возможное для формирования хороших отношений с ребенком, никогда не забывать о значении эмоциональных факторов. Создав хорошую связь с маленьким пациентом, можно сделать многое в борьбе против вредностей госпитализации.

Хорошая атмосфера в детском отделении необходима. Она должна быть дружеской, соответствовать поведению и взглядам детей, помочь им чувствовать себя как дома, облегчить привыкание к новой среде. Игры, занятия, дружески, тепло встречающие ребенка сестры должны помочь ему легче перенести, отрыв от семьи и дома, сделать как можно менее тягостным его пребывание в больнице.

Контакт с ребенком в больнице

Установление связи, контактов с ребенком зависит от его возраста и личности. Одно из важнейших правил — обращение к вновь поступившему ребенку не должно быть шаблонным, схематизированным. Цасмешливые прозвища обидны так же, как часто и уменьшительно-ласкательные (малыш, пупсик) наименования. Вместо таких обращений, как «мальчик», «девочка», обязательно нужно пользоваться настоящими именами детей.

Хорошие отношения между ребенком и медицинским персоналом облегчают, пребывание детей в лечебных учреждениях, помогают им преодолеть все неприятности, связанные с лечением.

Врач и медсестра привыкли к пользованию медицинским инструментарием, часто им непонятна боязнь ребенка перед простым обследованием, страх при виде шприца. В таких случаях пресловутое «успокаивание» не дает результатов, гораздо полезнее реальное объяснение, соответствующее возрасту ребенка, степени его подготовки. Привычные фразы «не бойся, ничего страшного не будет», «не будет больно», «какой же из тебя будет солдат?» и т.д. не очень-то помогают. Гораздо полезнее осторожно подготовить ребенка, сообщив ему о том, что он будет чувствовать, сказав, если нужно, что «действительно немножко будет больно», или попросив его сказать, если будет очень больно.

Большое значение имеет и ослабление беспокойства, стесненности, переживания страха у ребенка. Нужно узнать, чего боится ребенок. Простым изложением фактов в беседе с ребенком можно достичь очень многого. Чего же он боится? Нас? Операции? Обследования? Испытывает страх уже только от пребывания здесь, боится боли, боится последствий обследования, операций?

Огромное значение для дальнейшей работы имеет то, сумеет ли медицинская сестра найти, что отличает подобные переживания именно у данного ребенка. Для борьбы со страхами очень полезно просто, обычными словами назвать причину, что их вызывает.

Ребенок и хирургическая операция

В детском возрасте часто возникают проблемы с психологической стороны в связи с хирургическим лечением. Маленький пациент не в состоянии понять необходимость и неизбежность хирургического вмешательства. Наряду с тщательным взвешиванием фактов перед отправкой в больницу детей до 5 лет необходимо быть особенно осмотрительным и в вопросе об операции. Очень полезно соответственно подготовить ребенка, по возможности объяснить ему необходимость вмешательства, его суть. Детей дошкольного возраста не следует предупреждать о предстоящей операции. Подростков нужно постепенно приучать к мысли о необходимости хирургического лечения, успокоив заранее, что операция будет безболезненной. Не менее важно устранить и страх перед операцией.

Хирургические вмешательства в 20% случаев причиняют психические травмы.

Факторы, влияющие на хорошую переносимость операций:

  1. Хороший контакт с врачами и медицинскими сестрами.
  2. Восприятие предстоящей операции как вмешательства, поправляющего здоровье, с помощью которого они потом смогут быстрее расти.
  3. Готовность к контакту, к коллективной деятельности с другими детьми.
  4. Сосредоточение внимания детей на играх и игрушках, отвлечение их от мыслей об операции и о самих себе.
  5. Непосредственные эмоциональные проявления — плач, крик, гневливость — облегчают состояние.
  6. Реалистический подход преобладает над фантазиями, связанными с операцией в период ее ожидания.

При хорошей подготовке к операции с детьми и их родителями беседуют обо всем, что связано с предстоящей операцией, не забывают об анестезии и других подобных вопросах.

Особую проблему представляют собой беспокойные, истеричные родители, особенно матери, серьезно мешающие поддержанию спокойной обстановки в хирургическом отделении. С такими родителями помогают в общении спокойная речь, уважительные интонации, тихий голос.

Предварительная беседа с родителями с описанием тяжести заболевания ребенка, серьезности предстоящего хирургического вмешательства, разъяснением

возможных осложнений и прогноза обязательна накануне операции (данную информацию родителям предоставляет лечащий доктор).

Если пребывание родителей в стационаре невозможно или не является жизненно необходимым (например, для детей старшего возраста), то в любом случае важно, чтобы ближайшие родственники могли посещать ребенка в любое время. При длительном пребывании в больнице необходимо создать условия для игр, соответствующих возрасту ребенка, и для учебы.

Медсестры не только ухаживают за ребенком, но также благодаря тесному ежедневному общению с маленьким пациентом они оказываются в состоянии заметить и понять его неразрешенные вопросы и скрытое отчаяние. В больнице следует обращаться с болезнью по-деловому, без фальшивых недомолвок и сентиментального выражения сострадания. Часто дети благодарны, когда с ними не говорят о болезни, а ведут себя так, «как будто все нормально», отвлекают их и читают им вслух. Ни телевизор, ни радио не способствуют выздоровлению и не помогают ребенку в процессе «самостановления». Напротив, они мешают этим процессам. Живой интерес и человеческое внимание, а также творческая активность (например, рисование картинок к услышанной сказке или истории) действуют исцеляюще.

Хорошо, если имеется возможность при помещении ребенка в больницу подобрать ему таких соседей по палате, которые имеют примерно такой же уровень развития и соответствуют друг другу по характеру личности. Часто дети могут гораздо лучше успокоить друг друга, чем взрослые. Поразительно, с какой готовностью дети 7—10 лет помогают друг другу, заменяя сестру и терпеливо ухаживая за соседями по палате.

Ведущая роль в создании ухода, благоприятной психологической обстановки в любом лечебном учреждении принадлежит медицинской сестре.

В последнее время требования к медицинской сестре возросли. Широкая профессиональная самостоятельность, которой она наделена, предполагает соответствующий уровень знаний, мышления, практических навыков. Совершенствование в профессии невозможно без анализа современного положения дел, обсуждения сильных и слабых сторон медсестер, четкого определения профессиональных требований, постоянного непрерывного повышения квалификации.

В работе педиатрической медицинской сестры важное место занимают педагогические и воспитательные функции. Поэтому так важно проводить занятия со средним медицинским персоналом по педагогике и психологии общения с маленьким пациентом (занятия в виде лекций, чтения рефератов и др.). Следует добавить в план тематических конференций следующие темы:

Психологическая работа с родителями маленьких пациентов. Этика и деонтология при общении с ухаживающими. Некоторые обучающие вопросы по уходу.

Психологическая подготовка пациентов к операции. Психологическая помощь и подготовка родителей детей, готовящихся к оперативному лечению.

Особенности разъяснения сущности некоторых диагностических и лечебных процедур.

Рекомендации родителям по предупреждению побочных эффектов от лекарственных препаратов.


Статья 3

Задание:

Внимательно прочитайте статью и подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. Дайте краткую характеристику понятию возраст.
  2. Что такое психологический возраст, что он отражает?
  3. Дайте определение понятию возрастной кризис.
  4. Дайте характеристику периода поздней зрелости. О каком возрасте речь?
  5. Какие факторы влияют на старение?
  6. Что происходит с человеком после резкого выхода на пенсию? Используйте данные статистики, в том числе нашей.
  7. Что можно предложить человеку, выходящему на пенсию? Как научить его стареть?
  8. Как нужно относиться к пожилым?
  9. Какие чувства может вызвать зависимость от других у пожилого пациента?
  10. Как медитация влияет на человека?
  11. Назовите положительные стороны старости, о которых можно напомнить пациенту.
  12. Назовите положительные факторы, замедляющие старение.

ПСИХОЛОГИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

«Люди больше всего опасаются сделать новый шаг,

произнести новое слово».

Ф. Достоевский

ЧТО ТАКОЕ ВОЗРАСТ?

Возрастные особенности человека — это наиболее типичные возможности его возраста, указывающие на общее направление развития человека в данных возрастных границах. Возраст — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Специфику возраста, как качественно особого этапа развития человека, определяют следующие условия: физиологические (совокупность определенных физиологических особенностей), психологические (индивидуальные личностные особенности, уровень развития знаний, мышления и др.), социальные (особенности условий жизни и требований общества на данном этапе развития, особенности взаимоотношений с окружающими).

Возраст можно разделить на хронологический, биологический и психологический. Хронологический возраст определяет длительность существования индивида с момента его рождения. Биологический — это состояние организма (биологический возраст показывает, насколько старо тело с точки зрения основных жизненных признаков и клеточных процессов). Психологический возраст отражает специфику свойств личности индивида, его психики, включает познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие психологические характеристики субъекта (психологический возраст отражает, насколько старым человек себя чувствует). Не всегда обнаруживается жесткая связь между психологическим возрастом и возрастом согласно метрическому свидетельству.

Выделяют определенные возрастные стадии психического развития, отражающие такие преобразования в психике большинства представителей данной культуры или субкультуры, которые происходят при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях. Так, в индуистских трактатах были описаны четыре ступени жизни, каждая из которых вызывает последующую: обучающийся, владелец дома, уединенная жизнь, завершающая ступень («человек равнодушен, ничего не любит»). Первым психологом, который разделил жизненный цикл на ступени, была Эльза Френкель- Брунсвик (работала в этом направлении начиная с 30-х годов этого столетия).

Приведем наиболее часто используемые в настоящее время стадии психосоциального развития, предложенные Э. Эриксоном: орально-сенсорная (от рождения до года), мышечно-анальная (от года до трех лет), локомоторно-генитальная (от трех до шести лет), латентная (от шести до двенадцати лет), подростковая (от двенадцати до девятнадцати лет), ранняя зрелость (от двадцати до двадцати пяти лет), средняя зрелость (от двадцати шести до шестидесяти четырех лет), поздняя зрелость (от шестидесяти пяти до смерти).

Каждая стадия психосоциального развития наступает в определенное время («критический период», возраст) и сопровождается кризисом. Кризис — это не катастрофа, а поворотный момент в жизни индивидуума, возникающий как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых социальных требований. Психическое развитие личности происходит в процессе прохождения через критические точки. «Критическая точка» характеризует моменты принятия прогрессивных или регрессивных решений. В этих точках человек добивается достижений или терпит неудачу, но в любом случае его будущее изменяется. В переходные моменты образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех направлениях:

1) внутреннее ощущение себя по отношению к другим;

2) чувство безопасности и опасности;

3) восприятие времени;

4) ощущение физического спада. Чтобы расти, необходимо изменить что-то в себе. Если конфликт разрешен удовлетворительно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем, возможность подойти к следующей стадии развития как более зрелая личность.

Осуществляя сестринский уход за больным, несомненно, необходимо учитывать не только его метрический, но и психологический возраст.

ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ

Это возраст, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают об успехах и неудачах (семья, дети, внуки, карьера, достижения). Для этой стадии характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько интеграция и оценка всех прошлых стадий развития. По Э. Эриксону, только в старости может прийти настоящая зрелость и мудрость, «осознание безусловного значения жизни перед лицом смерти». У многих людей характер в старости даже улучшается. Все мелочное, неважное отпадает, на передний план выходит главное, «вечное».

Э. Эриксон считает, что пожилые люди, если они хотят сохранить жизнедеятельность в преддверии снижения физических способностей, а не только размышлять о своем прошлом, должны продолжать участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, оздоровительные и культурные программы, другие виды деятельности, которые им по силам и доставляют удовольствие.

В среднем и пожилом возрасте могут расцвести и стать делом всей жизни интересы, которые раньше были вторичными. Но пожилому человеку придется непросто, если в середине жизни он не почувствовал потребности развивать параллельные интересы.

То, как человек видит самого себя, больше, чем что-либо иное определяет достоинства и недостатки пожилого возраста. Знания и опыт противодействуют биологическому упадку. Современный пожилой человек совсем не обязательно ощущает себя больным. Психосоматические жалобы, выражающиеся в «неясном смешанном чувстве усталости и апатии», сегодня воспринимаются в контексте проблемы самореализации и удовлетворения.

Концепция «чем больше мы используем, тем меньше потеряем» подтверждается жизнью. Чем интенсивнее мы развиваем свой мозг, тем дольше он на нас работает. Восприятие с годами обычно улучшается: после пятидесяти лет человек теряет скорость, но не качество восприятия. Способность к обучению у взрослого человека, в общем, не снижается, но в более позднем возрасте он хуже усваивает незнакомый материал.

Центральный вопрос развития в каждый возрастной период — это основа, которую личность может обрести или потерять. Если в период средней зрелости главным вопросом является «производительность» (процесс, при котором индивидуум становится творческой личностью в новом смысле, принимая на себя добровольное обязательство передавать опыт новому поколению), то в период поздней зрелости главным вопросом является это достижение «цельности», которая позволяет успешно разрешить кризис среднего возраста.

С возрастом снижается желание сравнивать себя с другими. Люди больше заняты своей внутренней жизнью. В качестве награды они получают две наиболее яркие характеристики зрелости: понимание и философское созерцание. Человек приобретает возможность быть независимым от стандартов и мнений других людей. «Объединение» — это состояние, которое описывает такой уровень развития взрослого человека, когда он может благословить свою собственную жизнь. Если человек уважает себя, то этого уже достаточно.

Если же человек продолжает считать физическую силу и удовлетворение чувств наивысшими ценностями жизни и тем самым отрицает в себе все, что находится за границами молодости, например, ценность своего опыта, то он культивирует неспособность быть счастливым в зрелом и пожилом возрасте.

СОЦИОПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

В конце тридцатых годов русские ученые пришли к заключению, что причиной старения является нарушение обмена веществ, в результате чего клетки организма не получают достаточного количества необходимых веществ. Позже многочисленные исследования доказали, что на процесс старения влияют генетический фактор, окружающая среда и личностные особенности человека (в частности, умение справляться с жизненными сложностями).

В любом возрасте и организм, и социальные контакты претерпевают разного рода изменения. Если взрослый человек осознает это и не пытается повернуть время вспять, признавая важность каждого возрастного периода, то такой взгляд отражается на его настроении, опосредованно влияет и на состояние его организма. Поэтому так важно реалистически смотреть на свое настоящее, наслаждаться своими возможностями, признавать неизбежность изменений. Одни из изменений могут вам нравиться, другие будут неприятны. В чем-то жизнь остается прежней, от чего-то придется отказаться. Многому придется научиться, и надо суметь компенсировать то, что приходится терять.

То, как мы себя воспринимаем, влияет на состояние нашего тела. Для примера: в США и в Англии пенсионный возраст равен 65 годам. За день до того, как рабочему исполнится 65, он трудится на своем рабочем месте. На следующий день он уже попадает в другое социальное положение. В первые же годы после выхода на пенсию резко возрастает количество инфарктов и раковых заболеваний. Ранняя смерть после выхода на пенсию, как называют этот синдром, обусловлена тем, что в восприятии человека кончились дни, когда он мог быть полезен. Это всего лишь представление, но для того, кто в этом убежден, оно оборачивается болезнью и смертью. Медицина только начинает использовать связи тела и разума в лечебных целях. Наше тело само способно производить любую биохимическую реакцию, а толчок к этому дает разум. Убеждение преобразуется в реакции организма, направленные на самоисцеление. Сейчас проводятся исследования по влиянию данной телу установки не стареть на маркеры биологического возраста.

Если у пожилых людей возобновится намерение жить активно, появится цель, есть вероятность, что им удастся улучшить координацию движений, силу, ловкость и реакцию. Упадок сил в старости может быть следствием ожидания этого упадка. Система «тело — разум» автоматически проводит в жизнь веру в неизбежное. В народной мудрости: «Каждый настолько стар, насколько сам себя таковым считает», — бесспорно, есть смысл в свете современных психосоматических представлений. То, каким — молодым или старым — видит себя человек, прямо сказывается на процессе старения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Умение стареть неотделимо от умения жить. Умению стареть учит жизнь, однако было бы неплохо, чтобы и медсестра могла оказать в этом направлении хотя бы первичную психологическую помощь своим пациентам.

Большое внимание следует уделить вопросам трудовой активности лиц пожилого и старческого возраста. Отказ от использования труда пожилых людей Э.Россет метко назвал «общественным расточительством». Выплата пенсий и сохранение

заработной платы работающим пенсионерам не увеличивает, а наоборот, снижает расходы государства на содержание пенсионеров. Сам выход на пенсию может принять характер «пенсионной» болезни, ведь он означает смену одной социальной роли на другую, для чего обязательно потребуется перестройка сознания и поведения. Адаптация к новой роли протекает легче у тех, кто занимается физическим трудом, причем лучше в сельской (а не в городской) местности.

Старость пугает людей не столько болезнями, сколько одиночеством. По данным отечественных демографов, каждый четвертый пожилой человек проживает одиноко. Среди пожилых число одиноких женщин намного превышает число одиноких мужчин. Причем уровень одиночества у женщин начинается намного раньше и с возрастом становится все больше. Еще в начале века С.А. Новосельский доказал, что смертность среди пожилых и старых людей, состоящих в браке, ниже, чем одиноких, и особенно у мужчин. Материалы ООН свидетельствуют, что среди пожилых вдов и вдовцов в первый год после смерти одного из супругов смертность оказывается в 10 раз выше, чем среди лиц такого же возраста, состоящих в браке.

Родные и друзья могут создать общую для себя и пожилого человека атмосферу дружеского взаимодействия, которая может и не иметь внешнего проявления, зато будет способствовать бодрому настроению пожилого человека, согревать его и делать прочными его отношения с окружающими. Работа с семьей — один из важнейших аспектов сестринского ухода за пожилым человеком.

Если в качестве критерия здоровья брать показатели, характеризующие сохранность физических возможностей и способность к самообслуживанию, то одиноко живущие старики обладают большими компенсаторными возможностями, хотя и относятся к группе риска.

Важную роль для самоутверждения пожилого человека играет материальная независимость. Со снижением доходов у престарелых людей обычно падает и социальный престиж.

Таким образом, надо помочь престарелым людям организовать условия их труда и быта, вовлекать в общественную жизнь, ориентировать на деятельную старость. Необходимо всячески поддерживать желание пожилого человека сохранять активные контакты с окружающими и пытаться быть полезным им. В семье ему нужна своя роль и обязанности. Полезно почаще напоминать пожилому человеку, что он не безразличен окружающим, нужен им.

Ввиду своей растущей беспомощности старые люди как никто другой нуждаются в теплом и внимательном подходе, а всякое пренебрежение или ущемление становится причиной их отчуждения и нежелания сотрудничать. Чтобы не провоцировать у пожилых людей чувство ущербности, надо относиться к ним не с жалостью, а с пониманием принимать их такими, какие они есть, не навязывать свою помощь, а оказывать ее только по необходимости и как бы исподволь. Важно избегать всего, что может быть воспринято как насмешка или сарказм. Один намек на такое отношение будет для пожилого пациента унижением и оскорблением.

Зависимость от других у некоторых пациентов вызывает чувство приниженности, собственной неполноценности, отсюда нередки внутренний протест, раздражительность, конфликтность. Требуется много такта, терпения и «мягкой твердости», чтобы переломить подобные настроения.

Следует учитывать, что внутренний мир пожилого человека отличается от мира молодых, что многие его оценки и привычки взяты из прошлого. Резкие перемены стариков пугают, им трудно к ним приспособиться. Поэтому полезно знать предпочтения пожилого человека, создавать привычные условия жизни.

Важно развивать позитивное мышление, поддерживать хорошее настроение. Не думайте, что тело постоянно стареет, оно каждый миг обновляется.

Полезно преодолеть в своем сознании отчуждение от мира, от других людей. Возможность восприятия единства имеет огромное значение для старения: если человек находится в гармоничных отношениях с миром, то он чувствует себя бодрым, здоровым и молодым. Страх порожден одиночеством, утверждают древние индийские мудрецы. Страх неизбежно пробуждает насилие, попытки заставить других быть тем, каким ты их хочешь видеть.

Время не абсолютно. Впрочем, мы не можем почувствовать, как оно замедляется и убыстряется. Мы воспринимаем себя существующим во времени, так как наше тело слагается из изменений. Когда наше внимание сосредоточено на прошлом или на будущем, то мы попадаем в поле времени, создающее старение. Один индийский учитель, который казался удивительно молодым для своих лет, объяснил это так: «Большинство людей проводят свою жизнь либо в прошлом, либо в будущем; мне же удалось отлично сосредоточиться на настоящем». Когда жизнь сконцентрирована на настоящем, она наиболее реальна. В повседневной жизни полезнее концентрироваться на текущем моменте. Этому способствуют занятия медитацией. Специальные исследования показали, что в физиологическом состоянии медитирующих происходят значительные сдвиги, улучшающие функции организма. Уменьшается потребление кислорода, замедляются метаболические процессы, преодолевается нарушение гормонального равновесия, связанное со стрессом и, как известно, способствующее старению. Биологический возраст людей, в течение длительного времени практикующих медитацию, обычно на 5—12 лет меньше хронологического.

Полезно обсуждать с пациентами их состояние, опираясь

не на пессимистический пересмотр прошлого, а на жизнеутверждающее проживание настоящего. Конечно, возраст привносит в жизнь много неприятного и это необходимо признавать, не обесценивать негативные переживания пациента. Но необходимо подчеркнуть, что старость дает определенные преимущества: свободу от профессиональных обязанностей и материальных целей, от телесных желаний и мнения окружающих. В старости есть время жить активной внутренней жизнью, позволить своему знанию, опыту превратиться в мудрость. Можно обрести внутреннюю красоту, свободную от времени. Полезно уяснить смысл своего прошлого и извлечь из него уроки. Есть возможность простить непрощенное, сделать то, что еще возможно, что раньше все время откладывалось. Есть возможность помогать детям, внукам, другим старикам и использовать старость как шанс для «духовного рождения».

Психолог Луиза Хей предлагает следующие утверждения, с которыми она советует поработать в течение месяца, чтобы избавиться от негативных стереотипов мышления: «У меня сейчас самый лучший возраст. Мне дорог каждый год жизни — ведь прожить его можно только один раз. Каждый год — с младенческих лет до старости — наполнен присущими только ему чудесами. Пожилой возраст так же уникален, как и детство. Я хочу испытать все. Я выбираю мысли, которые помогают мне спокойно стареть. Я с удовольствием жду событий каждого нового года моей жизни. Я люблю и ценю мой замечательный возраст!»

Биологический возраст связан с психологическим. Изменение своего психологического возраста требует пересмотра личных и социальных факторов. Вот положительные факторы, замедляющие старение (основные факторы даны в начале списка):

Счастливый брак.

Удовлетворенность работой.

Чувство личного счастья.

Регулярность повседневной жизни.

Регулярность в работе.

Смешливость.

Удовлетворенность половой жизнью.

Способность заводить и поддерживать близкую дружбу.

Наличие отпуска в работе.

Ощущение власти над своей личной жизнью.

Отдых, приносящий радость, хобби, дающее удовлетворение.

Способность легко выражать свои чувства.

Оптимистический взгляд на будущее.

Ощущение финансовой уверенности, жизнь по средствам.


Приложение № 4

Беседа с пациентом по проективному рисунку «Моя болезнь»

Предложить студентам (1-3), умеющим рисовать или просто добровольцам, принять участие в творческом задании. Надо от лица пациента нарисовать «свою болезнь». Можно придумать болезнь самому, можно выбрать из списка:

  1. Язвенная болезнь желудка;
  2. Ангина;
  3. Гайморит;
  4. Отит;
  5. Перелом руки;
  6. Перелом тазобедренного сустава;
  7. Артрит.

Рисующим студентам можно познакомиться с симптоматикой заболевания, используя интернет. Определить возраст своего пациента, от лица которого он будет отвечать группе на вопросы по рисунку.

Приблизительная схема беседы с пациентом по рисунку.

  1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С чем ты лежишь в больнице?
  2. Покажи, что ты нарисовал? (оцените рисунок, скажите, что вы видите).
  3. Задайте уточняющие вопросы по рисунку, проясняя страхи, тревоги, опасения пациента.
  4. Поблагодарите пациента за рассказ, сделайте ему комплимент, пожелайте скорейшего выздоровления.


Приложение № 5.

Домашняя работа

Беседа с пациентом по выяснению ВКБ (внутренней картины болезни).

Составьте несколько вопросов для терапевтической беседы с пациентом по выяснению ВКБ. Вопросы должны выяснить:

  1. Эмоциональное состояние человека, связанное с болезнью и лечением;
  2. Знание о болезни, возможных осложнениях, трудностях, длительности лечения;
  3. Болевые ощущения и физические неудобства, связанные с болезнью;
  4. Настрой на выздоровление, когда обратились ко врачу, занимались ли самолечением, как выполняет человек все назначения и рекомендации.
  5. С какими проблемами, связанными с болезнью, столкнулся.
  6. Какие изменения, связанные с болезнью, стали происходить в жизни человека.

Проведите беседу с кем-то из ближайшего окружения, укажите И.О., возраст и болезнь и, сделайте вывод о том, какую коррекцию ВКБ может провести медик. Беседу нужно запротоколировать (записать вопросы и полученные ответы).

Критерии оценивания беседы с пациентом о ВКБ

  1. Беседа проведена и оформлена.
  2. В ходе беседы сформировались доброжелательные отношения.
  3. Были получены интересные ответы, позволившие оценить ВКБ.
  4. В беседе была проведена коррекция хотя-бы одного уровня ВКБ. Сенситивный: человеку стало легче физически (проветрили помещение, сделали чай, умыли, обработали пациента);

Эмоциональный: проведена успокоительная терапевтическая беседа, выявлены основные переживания и страхи, настроение у пациента улучшилось, он стал улыбаться и мечтать… Даны рекомендации для поддержания эмоционального тонуса.

Интеллектуальный: дали общую характеристику болезни и его состояния, объяснили суть лечения и назначений врача. При необходимости разобрали аннотации к лекарствам, диету, рекомендации врача т.д.

Поведенческий (мотивационный): после вашей беседы пациент настроился на выздоровление, на правильное, ответственное лечение. Возможно, вы показали ему, как вести дневник лечения (АД, запись приема лекарств, процедур, посещений врача). Вопросы, на которые вы не смогли ответить, вы рекомендовали записать и задать лечащему врачу).

  1. Написан вывод.

За каждый выполненный пункт дается 1 балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» тема: «Внутреннее устройство системного блока компьютера» для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»

Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» предназначена для проведения урока «Внутреннее устройство системного блока компьютера». В данной разработке раскрывают...

Клинико-психологические особенности внутренней картины болезни (ВКБ) больных сердечно-сосудистыми заболеваниями

На основании анализа клинико-психологических особенностей  внутренней картины болезни (ВКБ) больных сердечно-сосудистыми заболеваниями сформулированы основные направления психологической коррекци...

Понятие о внутренней картине болезни

Представлен информационный материал к практическому занятию "Понятие о внутренней картине болезни". Раскрыты особенности психологического взаимодействия медсестра-пациент у пациентов с разли...

Открытый урок на тему "Болезни деревьев и декоративных кустарников"

Тема программы:Болезни цветочных и декоративных растенийТема урока:Болезни деревьев идекоративных кустарниковЦель урока:Дать первичное представлениео болезнях деревьев идекоративных кустарниковЧтобы о...

Презентация "Внутренняя картина болезни"

В лечебной деятельности формируются особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, имеющие решающее значение в улучшении не только психологического, но и физического состояния боль...

Методическая разработка на тему Внутренняя картина болезни

Методическая разработка практического занятия...

Презентация по теме медицинской психологии "Внутренняя картина болезни"

Данная презентация отражает ход открытого занятия по теме медицинской психологии "Внутренняя картина болезни". В занятие включен исследовательский блок: студенты самостоятельно изучают стать...