Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая Астра»
статья

Городской конкурс педагогического мастерства

« Золотая Астра»

ЭССЕ

Моя роль в подготовке медицинских работников- взгляд в будущее

 

 

 

Номинация: « Лучший преподаватель»

ФИО: Шараева Оксана Валерьевна

Должность: преподаватель

Преподаваемые дисциплины, ПМ:

Дисциплина ОП.02. Анатомия и физиология человека».

 ОП.03. « Основы патологии».

Педагогический стаж: 20 лет

Стаж в данном образовательном учреждении: 5 лет

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №6»

Городской конкурс педагогического мастерства

« Золотая Астра»

ЭССЕ

Моя роль в подготовке медицинских работников- взгляд в будущее

Номинация: « Лучший преподаватель»

ФИО: Шараева Оксана Валерьевна

Должность: преподаватель

Преподаваемые дисциплины, ПМ:

Дисциплина ОП.02. Анатомия и физиология человека».

 ОП.03. « Основы патологии».

Педагогический стаж: 20 лет

Стаж в данном образовательном учреждении: 5 лет

Москва

2019

Моя роль в подготовке специалистов-медиков среднего звена в области социально-медицинской реабилитации пожилых людей – взгляд в будущее!

В современный период очень часто говорят о реализации приоритетных национальных проектов. Пожалуй, наиболее животрепещущий касается медицины, т.к. он нацелен на приумножение самого ценного богатства человека – его здоровья.  Мы хотим акцентировать внимание на оказании медицинских услуг людям пожилого и старческого возраста.

Старость – это закономерно наступающий заключительный этап деятельности человека, являющийся следствием процесса старения. Старение – это разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом в результате нарастающего повреждающего действия экзогенных факторов и ведущий к недостаточности физиологических функций организма. Старение приводит к уменьшению приспособительных возможностей организма, снижению его надёжности, развитию возрастной патологии и увеличению вероятности смерти.

Продление активной жизни пожилых и престарелых людей особенно актуально сейчас, т. к. во всем мире и в нашей стране происходит процесс демографического старения общества. А у старого человека существует множество проблем, которые отягощают его жизнь. Это проблемы, связанные с сохранением и укреплением здоровья, когда в организме в результате старения органов и систем накапливаются качественные изменения. С возрастом происходит своеобразное «накопление» болезней. Некоторые медицинские работники патологию старшего возраста сравнивают с айсбергом, более 6/7 которого скрыто под водой. Происходит это потому, что у лиц пожилого и старческого возраста клиническая картина заболевания нередко стёртая даже при обострении болезни. Кроме того, многие больные в связи с особенностями или нарушениями психики, связанными с возрастом, с церебральным атеросклерозом, не могут чётко изложить свои жалобы, забывают последовательность возникновения симптомов. Снижаются и случаи обращения старых людей за медицинской помощью.

Вторая наиболее значимая для лиц пожилого возраста  социальная проблема – прекращение профессиональной деятельности и выход на пенсию, связанные с  этим экономические трудности, а также проблемы в семье и одиночество. В результате, как о том свидетельствуют исследования, у людей, ощущающих себя социально изолированными, повышается риск умереть от тяжелых заболеваний[1].

Помочь пожилым людям адаптироваться к изменившимся условиям жизни должны не только родные и близкие, но и специально подготовленный медицинский персонал.

Цель работы медицинских сестер с данной категорией пациентов - это формирование у себя и у населения представления о старости не как о «втором, но более тяжёлом детстве с кучей болячек», а как об итоге жизни гармоничной личности.

В большинстве европейских стран существуют специалисты (медсёстры) по уходу за пожилыми людьми. Считаю, что в России медико-социальная помощь пожилым людям, рассматриваемая преимущественно в качестве ухода, находится на стадии развития. Помощь пациентам должна оказывать специально подготовленная медсестра. Было бы идеально, если бы при поступлении на работу она проходила отбор в виде собеседования, тестирования, имела стаж медицинской работы, жизненный опыт. Медсестра должна обладать профессиональными знаниями, умениями, а также внимательностью, ответственностью, доброжелательностью, самокритичностью, уважением к личности, умением выслушать, заботливостью, уверенностью, приветливостью. Эти качества определены в результате сравнения мнений пациентов, медсестер и врачей.

Участие сестринских кадров в профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи не только в условиях стационара и поликлиники, но и на дому у пациентов позволит обеспечить большую доступность медико-социальной помощи пожилым и старикам.  Для организации такой службы необходимы высококвалифицированные медсёстры, способные принимать компетентные решения, в том числе и по ряду вопросов, ранее не входивших в сферу их деятельности.

В медицинских колледжах РФ сложилась система подготовки медицинских сестер в данном направлении. Существует предмет, который за рубежом называется Health Promotion, у нас называется «Здоровый человек и его окружение», один из разделов которого посвящен лицам пожилого и старческого возраста. В рамках этой дисциплины будущие медсестры знакомятся и с особенностями лиц пожилого и старческого возраста. Они получают необходимые знания и навыки консультирования, учатся анализировать состояние здоровья, оценивать факторы риска и проводить санитарно-просветительскую работу.

На заключительном курсе обучения будущие медицинские сестры изучают специальную дисциплину: «Сестринское дело в гериатрии». Преподаватели колледжа знакомят студентов с особенностями клинических проявлений, осложнениями и профилактикой повреждений и заболеваний в пожилом и старческом возрасте. Выпускники должны знать процессы старения организма, особенности диетики и фармакотерапии. Конечно, общие рекомендации по питанию может дать и врач. Однако, именно квалифицированные медсестры имеют достаточно времени и навыков, чтобы детально составить необходимую диету, посоветовать реальные меры по изменению привычек, исходя из особенностей жизни и личности пациента.

Медицинскую сестру учат подготовить пациента к лечебно-диагностическим процедурам, поддерживать безопасную среду, уметь оказать первую медицинскую помощь.

Ввиду своей растущей беспомощности старые люди как никто другой нуждаются в теплом и внимательном подходе. Чтобы не провоцировать у пожилых людей чувство ущербности, мы учим своих студентов относиться к ним не с жалостью, а с пониманием, принимать их такими, как есть. Зависимость от других у некоторых пациентов вызывает чувство приниженности, собственной неполноценности, отсюда нередки внутренний протест, раздражительность, конфликтность. Требуется много такта, терпения и «мягкой твёрдости», чтобы переломить подобные настроения.

Умения эффективно общаться с гериатрическими пациентами, учитывать этический аспект при контактах со старыми и пожилыми людьми вырабатываются и на  занятиях психологии в колледже. Это лишь малая толика той информации, которую преподаватели предоставляют студентам на занятиях. Мы проводим также внеаудиторные мероприятия, чтобы воспитывать такие качества, как милосердие, сострадание, стремление понять другого человека. Конечно, хотелось бы, чтобы в будущем как можно больше  функционировали специальные центры и отделения здоровья, но моя роль педагога и моих коллег значима в том, что каждая медсестра, которая получает необходимые знания ещё в процессе учёбы, должна понимать важность просветительской деятельности, могла бы консультировать и обучать своих пациентов, где бы она ни работала.  В идеале ситуацию нужно изменить так, чтобы наши граждане начинали ценить своё здоровье не тогда, когда оно потеряно, а гораздо раньше. Если эти вопросы будут решаться, то в любой период жизни: и на заре – в юности, и на закате – в зрелости, у человека будет бесценное счастье восприятия окружающего и осознания нужности людям!


[1] Перспективы интеграции медицинского, социального и гуманитарного образования для здравоохранения и социальной защиты населения: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. мед. академии, 2015. - 328 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра»-2018.

Эссе. Мотивировать студента на профессиональный успех и воспитать порядочного человека - вот вершина труда классного руководителя....

Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра» - 2019 Эссе «Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее»

Медицинский работник - это не профессия, а образ жизни.  Еще великий философ Древней Греции Сократ говорил, что все профессии в мире - от людей и только три - от бо...

Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра»

Конкурс «Золотая астра» позволяет всем участникам включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход к своему профессиональному и...

Протокол отборочного этапа городского конкурса педагогического мастерства «Золотая астра 2022» Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 6»

Протокол  отборочного этапа городского конкурса педагогического мастерства «Золотая астра 2022»   Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Д...

Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра 2021»

Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра 2021», отборочный этап (Протокол от 06.10.2021 №1)...

Протокол отборочного этапа городского конкурса педагогического мастерства " Золотая астра 2021"

Протокол I этапа "Золотая астра 2021"  МК №1  - в номинации " Лучший прподаватель образовательных дисциплин", стр. 2...