Практическое занятие "Холинергические средства"
рабочие листы
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №6» (ГБПОУ ДЗМ «МК №6» СП 4) ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 8
по теме 2.2. ИЗУЧЕНИЕ ХОЛИНЕРГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОП. 07. Фармакология Специальность: 34.02.01 Сестринское дело На базе: среднего общего образования Форма обучения: очно-заочная Курс _2_Семестр _4_ Москва 2024 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
ТЕМА: ИЗУЧЕНИЕ ХОЛИНЕРГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: закрепление теоретических знаний и приобретение умений в области применения холинергических лекарственных препаратов для эффективной фармакотерапии
Студент должен знать:
- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия холинергических средств
-лекарственные формы, пути введения холинергических средств
- побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;
Студент должен уметь:
- ориентироваться в номенклатуре холинергических средств
выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;
- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
- применять лекарственные средства по назначению врача;
- давать рекомендации пациенту по применению различных холинергических средств
ПОВТОРЕНИЕ
Ответьте на вопросы:
- Дайте краткую характеристику анатомо-физиологическим особенностям вегетативной нервной системы.
- Представьте схематично строение холинергического синапса.
- Представьте схематично локализацию холинергических и адренергических рецепторов.
- Расскажите классификацию средств, действующих на холинергические синапсы.
- Охарактеризуйте М-холиномиметические вещества
- Назовите показания к применению Н-холиномиметиков
- Какой механизм действия антихолинэстеразных средств
- Назовите препараты группы М-холиноблокаторы и их показания к применению
- Дайте характеристику Н-холиноблокаторов
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Вам следует усвоить, что….
стимулируют М- или Н-х/р идентично ацетилхолину, поэтому эффекты соответствуют, эффектам возбуждения парасимпатической нервной системы: - зрачок суживается (миоз), - брадикардия, - понижение АД - тонус бронхов усиливается (спазм бронхов увеличивается) - тонус ЖКТ повышается, - секреция желез увеличивается
угнетают М- или Н– холинорецепторы, в результате чего уменьшается парасимпатическая иннервация внутренних органов, усиливается влияние симпатической нервной системы - зрачок расширяется, - тахикардия, - повышение АД - тонус бронхов расслабляется - тонус ЖКТ уменьшается, - секреция желез уменьшается
|
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Методические указания к практическому занятию № 8
Тема: Изучение холинергических средств
Выполните задания письменно в тетради
Задание №1. Заполнить таблицу. Классификация холинергических средств
Группа | Прозерин | Бензогексоний | Цититон | Атропина сульфат | Дитилин | Пилокарпина гидрохлорид | Ипратропия бромид |
М-холиномиметик | |||||||
Н-холиномиметик | |||||||
Антихолинэстеразные | |||||||
М-холиноблокатор | |||||||
Ганглиоблокатор | |||||||
Миорелаксант |
- Критерии оценки: каждый пункт задания (по вертикали) оценивается в 1 балл (если нет ошибок), неверный ответ – минус 1 балл, максимальное количество -6 баллов
Задание №2. Подобрать синонимы и аналоги
Препараты | Синонимы | Аналоги |
Ипратропия бромид | ||
Гастроцепин |
- Критерии оценки: каждый пункт задания оценивается в 1 балл (если нет ошибок), если допущена хотя бы 1 ошибка – 0 баллов, максимальное количество -2 балла
Задание №3. Заполнить таблицу. Показания к применению холиномиметиков
Показания к применению | Лобелина гидрохлорид | Ацеклидин | Прозерин | Пилокарпина гидрохлорид | Анабазин |
Атония кишечника | |||||
Асфиксия новорожденного | |||||
Глаукома | |||||
Стимуляция дыхания при удушье | |||||
Лечение никотиновой зависимости |
- Критерии оценки: каждый пункт задания (по вертикали) оценивается в 1 балл (если нет ошибок), неверный ответ – минус 1 балл, максимальное количество -5 баллов
Задание №4. Заполнить таблицу. Показания к применению холиноблокаторов
Показания к применению | Бензогексоний | Атропина сульфат | Дитилин | Ипратропия бромид |
Бронхиальная астма | ||||
Гипертонический криз | ||||
Эндартериит | ||||
Исследование глазного дна | ||||
Расслабление скелетных мышц при вывихах |
- Критерии оценки: каждый пункт задания (по вертикали) оценивается в 1 балл (если нет ошибок), неверный ответ – минус 1 балл, максимальное количество -5 баллов
Задание №5. Заполнить таблицу. Групповая принадлежность. Латинское название. Форма выпуска и путь введения холинергических средств
Препараты | Латинское название | Форма выпуска | Путь введения |
| |||
Ацеклидин | |||
| |||
Лобелина гидрохлорид | |||
| |||
Прозерин | |||
| |||
Атропина сульфат | |||
| |||
Бензогексоний | |||
| |||
Дитилин |
- Критерии оценки: каждый пункт задания оценивается в 1 балл (если нет ошибок), если допущена хотя бы 1 ошибка – 0 баллов, максимальное количество -6 баллов
Задание №6. Выписать в рецепте (препараты в рецептах не должны повторяться)
1. Холинергическое средство для лечения бронхиальной астмы
2. Холиномиметик для лечения глаукомы
3. Холинергическое средство для экстренной терапии гипертонического криза
4. Холинергическое средство для стимуляции дыхания при асфексии новорожденного
5. Антидот при отравлении М-холиномиметиками и антихолинэстеразными препаратами
- Критерии оценки: каждый рецепт оценивается в 2 балла (если нет ошибок), если не верно выбран препарат минус 1 балл, если допущена хотя бы 1 ошибка – 0 баллов, если не выписаны рецепты – минус 2 балла за каждый рецепт, максимальное количество -10 баллов
Задание №7. Решение ситуационной задачи
№ 2. Больному для купирования гипертонического криза был введен Бензогексоний. Давление снизилось, пациент почувствовал себя лучше и попытался встать с постели. При изменении положения тела больной потерял сознание и упал.
Объясните причину осложнения.
О чем должна была предупредить медицинская сестра пациента?
- Критерии оценки: Задание оценивается в 4 балла (если правильный ответ и даны рекомендации пациенту), неверный ответ – 0 баллов, ошибки в рекомендации – минус 2 балла
Критерии итоговой оценки за работу на занятии: За выполнение всех заданий на занятии Вы можете набрать 38 баллов. Оценка 5 «отлично» - 38-34 баллов Оценка 4 «хорошо» - 33-29 баллов Оценка 3 «удовлетворительно» - 28-20 баллов Оценка 2 «неудовлетворительно» - менее 20 баллов |
При выполнении заданий использовать справочную литературу: Машковский М.Д. "Лекарственные средства", Видаль, аннотации к препаратам.
Литература: Аляутдин Р.Н., Фармакология: учебник. / Аляутдин Р.Н., Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020, стр.54-71, конспект лекции
Домашнее задание: К следующему занятию: проработать материал конспекта лекции по теме "Адренергические средства»
учебник. Фармакология: Аляутдин Р.Н., Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020, стр.75-86
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Задание №1. Заполнить таблицу. Групповая принадлежность. Латинское название. Форма выпуска и путь введения адренергических средств
Препараты | Латинское название | Форма выпуска | Путь введения |
| |||
Адреналина гидрохлорид | |||
| |||
Небиволол | |||
| |||
Эфедрина гидрохлорид | |||
| |||
Сальбутамол | |||
| |||
Нафтизин | |||
| |||
Лабеталол |
- Критерии оценки: каждый пункт задания оценивается в 1 балл (если нет ошибок), если допущена хотя бы 1 ошибка – 0 баллов, максимальное количество -6 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа «Расчет показателей использования основных средств и оборотных средств»
Практическая работа по экономике организации для студентов СПО....
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЕДИНСТВО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.
Структура деятельности и личности преподавателя, учителя приобретает гармоничность в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность...
Практическая работа «Создание таблиц средствами СУБД MS Access2007»
Практическая работа для студентов 2 курса по дисциплине "Основы проектирования баз данных"http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&refresh=1&cnf=e2c6b7&url=http%3A%2F%2Fmetod-kopilka.ru%2Fpag...
Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка
Педагогический проект на тему: Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка ...
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Программма-отладчик как средство практического изучения организации ЭВМ
Системный отладчик DEBUG является утилитой MS DOS и используется для:- отладки загpузочных модулей пpогpамм;- выполнения опеpаций с памятью и поpтами компьютеpа....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на дыхательную систему.
Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или гр...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -
Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...