Лекция 6
план-конспект занятия
Лекция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_6._sotsialnoe_partnyorstvo_v_profilakticheskoy_deyatelnosti.docx | 90.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное партнёрство в профилактической деятельности
План
1. Социальное партнёрство.
2. Сотрудничество в укрепления здоровья и усиление профилактики заболеваний.
3. Профилактические медицинские осмотры.
4. Организация первичной медицинской помощи.
1.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития всех сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. «Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничто».
Медицинские работники практически не могут повлиять на социально-экономические факторы или же изменить среду обитания человека. Однако путем пропаганды и обучения населения здоровым привычкам (здоровьесберегающим технологиям) можно пытаться скорректировать образ и стереотипы жизни отдельных лиц или же определенных групп населения.
Основная задача при этом состоит в информировании и обучении определенным навыкам поведения; цель - в повышении ответственности индивидуума за собственное здоровье и изменение мотивации поведения. Подобная работа может проводиться средним медицинским работником самостоятельно и/или совместно с врачом или другим заинтересованным специалистом. Подобная практика совместной деятельности, совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности между сотрудничающими людьми и подразумевает - социальное партнерство.
Главная задача социальных партнёров – создать условия и убедить население сделать здоровый образ жизни неотъемлемой частью их существования, побудить их более внимательно относиться к своему здоровью.
2.
Привлечение к сотрудничеству для укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний различных предприятий и организаций.
В основе этой деятельности лежит разумное сочетание санитарно-просветительной, профилактической работы, оздоровительных мероприятий, формирование у каждого человека индивидуального сознательного отношения к своему здоровью, здоровью всех членов семьи.
В качестве социальных партнёров для пропаганды здорового образа жизни среди сотрудников различных организаций, в первую очередь служат руководители предприятий.
Порядок и объём проведения профилактических мероприятий и дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных, муниципальных учреждениях различных сфер, субсидируется государством, в соответствии с Приказом № 188 от 22.03.2006г.
Проведение подобных мероприятий в коммерческих организациях проводится за счёт предприятия, в соответствии с нормативами затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина (в размере 500-800 руб).
Отношение затрат на оказание профилактических медицинских услуг к полученному результату, который определяется по положительному медицинскому, социальному и экономическому балансу в стране и является эффективностью профилактической деятельности.
Программы профилактики, применяемые для работы в общественных организациях, могут быть: популяционные, групповые и индивидуальные.
Примеры популяционных программ. Реклама для привлечения всех желающих к участию в спортивно-массовых мероприятиях. Пропаганда рационального питания, отказа от курения. Публичные советы регулярно измерять артериальное давление.
В некоторых группах населения воздействие факторов риска может быть особенно выражено. Также некоторые группы населения могут быть особенно чувствительны к определенным программам укрепления здоровья. Программы, реализуемые для заданной части населения, называются групповыми.
Многие групповые программы реализуются в образовательной среде. Это связано с тем, что дети и подростки наиболее восприимчивы к новой информации и еще не имеют устоявшихся неблагоприятных для здоровья привычек. Подобные программы - введение уроков физической культуры, организация питания школьников и т.д.
Если человек имеет несколько факторов риска, то для него необходимы индивидуальные программы профилактики. Например, для человека с избыточной массой тела, артериальной гипертензией могут быть подобраны гипотензивные средства, назначены статины, рекомендована специальная диета и физическая нагрузка.
Если программы профилактики реализуются для здоровых лиц, то их целью является предотвращение развития возможных заболеваний. Подобная профилактика называется первичной. Первичная профилактика чаще всего бывает популяционной и групповой.
Если индивидуум (группа лиц) имеет факторы риска развития тех или иных заболеваний, то программы профилактики должны быть направлены на изменение модели поведения. Такую профилактику принято называть вторичной. Вторичная профилактика не может быть популяционной; она бывает групповой и индивидуальной.
Для лиц, имеющих хронические заболевания, профилактика проводится с целью уменьшения числа рецидивов, их продолжительности, тяжести, замедления сроков прогрессирования заболевания. Это так называемая третичная профилактика. Она бывает только индивидуальной.
При планировании и проведении профилактических программ следует придерживаться следующего алгоритма (Рис. 1.7):
1. Ситуационный анализ. В чем заключается проблема. Какие имеются факторы риска. К развитию какой патологии (каких патологий) могут привести эти факторы риска.
2. Определение целевых групп. Для кого реализуется профилактическая программа. Будет ли она индивидуальной, групповой или популяционной.
3. Определение цели. Что будет достигнуто.
4. Определение задач. Как будет достигаться заданная цель,
5. Определение методов. Какими способами будет реализовываться программа.
6. Оценка эффективности (мониторинг). Как будет оцениваться достижение заданной цели
7. Поиск финансовой поддержки. За счет каких средств будет реализовываться программа
8. Правовые аспекты. Как законодательно регулируется данный вид деятельности.
9. Непосредственная реализация конкретной программы
В идеале этот алгоритм в той или иной степени повторяется в процессе реализации программ укрепления здоровья.
Привлечение к сотрудничеству для укрепления здоровья учебных учреждений
Известно, что одним из эффективных методов реализации программ укрепления здоровья является реализация обучающих и психологических программ по проблемам, связанным со здоровьем, в учебных учреждениях. С одной стороны, это связано с тем, что здоровый образ жизни предполагает формирование целого ряда привычек и стереотипов в поведении, которые легче правильно выработать в детском и подростковом возрасте, чем в дальнейшем исправлять во взрослом.
С другой стороны, через образовательную среду проходят практически все дети и подростки на территории Российской Федерации.
Школьные программы укрепления здоровья должны быть комплексными (Рис. 1.8) и включать в себя информирование, обучение, воспитание, мониторинг, формирование здорового образа жизни. В зависимости от содержания и задач программы в нее могут входить те или иные компоненты.
Обязательной составляющей профилактических программ является развитие личностных ресурсов и поведенческих навыков, следовательно, возникает необходимость в участии психологов в подобных программах.
Планируя и проводя образовательные программы по формированию здорового образа жизни школьников, необходимо привлекать к ним не только сверстников, но и родителей и других значимых взрослых.
Любые программы профилактики неэффективны без изменения окружающей школьников среды (Рис. 1.9). Если не изменить окружение школьников, то оно будет оказывать на них давление. Зачастую это давление негативно и не способствует формированию здорового образа жизни.
Следует помнить, что еще на этапе планирования профилактические программы должны проходить обязательное согласование. Какими бы безобидными ни казались программы формирования здорового образа жизни, все они направлены на изменения стиля поведения детей и подростков и, значит, затрагивают его психологическую сферу.
Педагогический коллектив рассматривает возможность проведения профилактической программы в данном учебном учреждении, выделяет материально-технические средства для реализации профилактической программы (аудитории, часы и т.д.).
3.
Профилактический медицинский осмотр – это обязательный вид медицинского обследования, который установлен для определенных предприятий приказом № 302 Н Минздравсоцразвития от 12.04.2011г. Этот приказ со всеми приложениями на сегодняшний день является нормативной базой для проведения профосмотров.
Различают три вида профилактических медицинских осмотров:
а) предварительный - проводится лицам, поступающим на работу или учебу с целью определения соответствия (пригодности) рабочих и служащих выбранной ими работе и выявлении заболеваний, которые могут явиться противопоказанием для работы в данной профессии.
б) периодический - проводится по плану в установленные сроки с определенным объемом исследований и определенной кратностью отдельным контингентом населения с целью раннего выявления заболеваний.
в) целевой - проводится с целью раннего выявления больных отдельными заболеваниями (туберкулезом, злокачественными новообразованиями, венерическими болезнями и т.д.)
4.
ПМСП - основа системы оказания медицинской помощи, включающая мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичную доврачебную медико-санитарную помощь оказывают фельдшеры, акушеры и другие медицинские работники со средним медицинским образованием.
Первичную врачебную медико-санитарную помощь оказывают врачи-терапевты, в том числе участковые, врачи-педиатры, в том числе участковые, и ВОП [врачи общей (семейной) практики].
Первичную специализированную медико-санитарную помощь оказывают врачи-специалисты, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в том числе ВМП.
ПМСП оказывают в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.
Ниже перечислены основные медицинские учреждения, в которых оказывают ПМСП:
• поликлиники (взрослые, детские, стоматологические);
• женские консультации;
• центры общей врачебной (семейной) практики;
• диспансеры.
Основные принципы оказания первичной медико-санитарной помощи
ПМСП - самый массовый вид медицинской помощи, которую получают около 80% всех больных, обращающихся в организации
здравоохранения. Организация деятельности учреждений, оказывающих ПМСП, базируется на 4 основополагающих принципах (рис. 5.1).
Участковость
Большая часть учреждений, оказывающих ПМСП, работает по участковому принципу: за ними закреплены определенные территории, которые, в свою очередь, разделены на территориальные участки. Участки формируют в зависимости от численности населения. За каждым из них закреплены участковые врач (терапевт, педиатр) и медицинская сестра. При формировании участков для обеспечения равных условий работы врачей следует учитывать не только численность населения, но и протяженность, тип застройки, удаленность от поликлиники, транспортную доступность и др.
Доступность
Реализацию этого принципа обеспечивает широкая сеть амбулаторно-поли-клинических учреждений, действующих на территории Российской Федерации. В 2011 г. в России функционировало более 13 тыс. амбулаторно-поликлиничес-ких учреждений, в которых медицинская помощь была оказана более 50 млн человек. Любой житель страны не должен иметь препятствий для обращения в учреждение, оказывающее ПМСП, как по месту жительства, так и на территории, где в настоящее время находится. Доступность и бесплатность ПМСП населению обеспечивает ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Преемственность и этапность лечения
ПМСП - первый этап единого технологического процесса оказания медицинской помощи «поликлиника — стационар — учреждения восстановительного лечения». Как правило, пациент вначале обращается к участковому врачу поликлиники. В случае необходимости он может быть направлен в консультативно-диагностический центр (КДЦ). диспансер (онкологический, противотуберкулезный, психоневрологический и др.), больничное учреждение, центр медицинской и социальной реабилитации. Между этими звеньями оказания медицинской помощи должна существовать преемственность, позволяющая исключать дублирование диагностических исследований, ведения медицинской документации, тем самым обеспечивая комплексность профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных. Одним из направлений в достижении этой цели служит внедрение электронной истории болезни (электронного паспорта больного).
Профилактическая направленность
Учреждения, оказывающие ПМСП, призваны играть ведущую роль в формировании здорового образа жизни как комплекса мер, позволяющего сохранять и укреплять здоровье населения, повышать качество жизни.
Приоритетное направление деятельности этих учреждений — диспансерная работа. Диспансеризация - направление в деятельности медицинских учреждений, включающее комплекс мер по формированию здорового образа жизни, профилактике и ранней диагностике заболеваний, эффективному лечению больных и их динамическому наблюдению.
В профилактической деятельности учреждений, оказывающих ПМСП, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.
Диспансерный метод прежде всего используют в работе с определенными группами здоровых людей (дети, беременные, спортсмены, военнослужащие и др.), а также с больными, подлежащими диспансерному наблюдению. В процессе диспансеризации эти контингента берут на учет с целью раннего выявления заболеваний, комплексного лечения, проведения мероприятий по оздоровлению условий труда и быта, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности.
Важное направление профилактической работы учреждений, оказывающих ПМСП, - прививочная работа. Детскому населению профилактические прививки проводят по соответствующему календарю, взрослому - по желанию и показаниям.
Дальнейшее развитие ПМСП должно быть направлено на решение следующих задач:
• обеспечение доступности этого вида медицинской помощи для всех групп населения, проживающих в любых регионах страны;
• полное удовлетворение потребности населения в квалифицированной лечебно-профилактической и медико-социальной помощи;
• усиление профилактической направленности в деятельности учреждений, оказывающих ПМСП;
• повышение эффективности работы учреждений, оказывающих ПМСП, совершенствование управления;
• повышение культуры и качества медико-социальной помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция по педагогической психологии
Материал для проведения занятий по педагогической психологии...
Информационный материал для лекции по теме "Планирование семьи"
Лекционный материал для дисциплины "СД в акушерстве и гинекологии"...
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ КУРС ЛЕКЦИЙ
Курс лекций по предмету "Введение в педагогическую деятельность"...
ЛЕКЦИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Данная исследовательская работа предназначена для преподавателей. Цель данного материала – познакомить преподавателей с нетрадиционными формами лекций, помочь им освоить активную методику....
лекция по Word"Команды меню Вставка"
описание материала, описание работы в текстовом редакторе Word...