Публикации в сборнике
статья

Мхитарян Любовь Севановна

В сборнике опубликована моя совместная статья на тему инклюзивного образования на примере нашего колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ В ГБПОУ ДЗМ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ No 6»

Светлана Владимировна Полоса

Председатель методического совета колледжа, Методист высшей квалификационной категории, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж No6» – ГБПОУ ДЗМ «МК No 6», г. Москва, РФ polosasv@mail.ru

Любовь Севановна Папян

Преподаватель профессиональных модулей первой квалификационной категории Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж No6» – ГБПОУ ДЗМ «МК No 6», г. Москва, РФ lubanya_papyan@mail.ru

Аннотация. Развитие системы инклюзивного образования для лиц с ограниченными воз- можностями здоровья по зрению по специальности 34.02.02 Медицинский массаж в ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж No 6».

Ключевые слова: инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями, пе- дагогические технологии, социализация, люди с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

В настоящее время в России происходят существенные изменения в профессиональ- ном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Они направлены на рас- ширение перечня доступных специальностей, повышение уровня и улучшения качества профессионального образования для этой категории обучающихся. Исходя из положений Концепции развития Среднего профессионального образования в России до 2024 одним из приоритетных направлений деятельности учреждений СПО является – реализация инклю- зивного профессионального образования, предоставляющего равные возможности обу- чающимся с ОВЗ и инвалидностью в получении качественного образования. Основная за- дача сформулирована премьер-министром Д.А. Медведевым: «Мы просто обязаны, со- здать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы ребята могли обучаться сре- ди сверстников в обычных образовательных учреждениях и не чувствовали себя изолиро- ванными от общества».

Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заклю- чаю, включаю) – процесс развития образования, который подразумевает доступность об- разования для всех, равное отношение ко всем обучающимся, но при создании специаль- ных условий для тех из них, кто имеет особые потребности.

Основные принципы инклюзивного образования:
 добровольность участия инвалидов, лиц с ОВЗ с согласия родителей

(законных представителей);
217

page219image53052352page219image53051776

BULLETIN OF THE MEDICAL INSTITUTE AFTER MEHRABYAN, VOL. 9, 2020

  •  €обеспечение условий обучающимся инвалидам, с ОВЗ для получения ими про- фессионального образования, социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
  •  €создание адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное вклю- чение обучающихся инвалидов, с ОВЗ в образовательный процесс, их личност- ную самореализацию;
  •  €создание материально-технической базы для беспрепятственного доступа обу- чающихся инвалидов, с ОВЗ к получению ими профессионального образова- ния.

В настоящее время в России одновременно применяются несколько подходов в обра- зовании обучающихся с особыми образовательными потребностями, одним из которых яв- ляется, дифференцированное обучение лиц с нарушениями зрения.

Сегодня инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулиру- ется следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон от 3 мая 2012 года No 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. No 181-ФЗ «О социальной защите инвали- дов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 No 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.;

Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. No597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. No 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию тру- доустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No 464 от 14.06.2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образова- ния»;

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. No 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

218

BULLETIN OF THE MEDICAL INSTITUTE AFTER MEHRABYAN, VOL. 9, 2020

Одним из секторов рынка труда, в котором, как показывает многолетняя практика, могут успешно трудоустраиваться лица с ограниченными возможностями здоровья, явля- ется здравоохранение. Основным условием конкурентоспособности инвалида по зрению на рынке медицинских услуг является наличие у него качественного, соответствующего требованиям работодателя профессионального образования.

С целью решения проблемы занятости лиц с ограниченными возможностями здо- ровья по зрению в октябре 2011 года в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Департамента здравоохранения города Москвы «Медицин- ский колледж No 6» началась подготовка специалистов по специальности 34.02.02 Меди- цинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями по зрению). Колледж имеет хорошую материальную базу, позволяющую готовить специалистов по медицинскому массажу. Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению были открыты 2 специализированных учебных кабинета, оснащенные новейшим оборудовани- ем, в частности каждый кабинет и каждая группа обеспечены диктофонами, оргтехникой, учебными пособиями в рельефном исполнении, муляжами и фантомами. Базой для произ- водственной практики стал ГБУЗ «Госпиталь для ветеранов войн No 3 Департамента здра- воохранения города Москвы». Библиотека колледжа, обслуживающая незрячих читателей, предлагает им электронные книги, журналы, газеты, доступ к электронной библиотеке «Консультант студента».

Известно, что при отсутствии зрения наиболее эффективным органом чувств, при помощи которого незрячий может определить предмет или объект на расстоянии, является слух. В многочисленных исследованиях ученых отмечено, что в большинстве случаев сле- пота стимулирует развитие слуха. Умение пользоваться слуховым анализатором является главной задачей при обучении. При должном усердии и помощи со стороны педагогов и окружения можно добиться впечатляющих результатов. В колледже создаются необходи- мые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Оказание ранней коррекционной по- мощи на основе специальных педагогических подходов, и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способству- ют получению образования определенного уровня и определенной направленности. А так- же социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Учебно-познавательная деятельность не может быть эффективной без использования средств обучения. Они являются источниками получения знаний, предназначены для ока-

219

BULLETIN OF THE MEDICAL INSTITUTE AFTER MEHRABYAN, VOL. 9, 2020

зания помощи в процессе познания, а так же выполняют контролирующую и управляю- щую функции.

При организации учебно-познавательной деятельности студентов широко применя- ются наглядные средства обучения (рельефно-графические наглядные пособия, муляжи и макеты изучаемых объектов), а так же тифлофлешплееры. Впоследствии, применение по- добной техники в ходе занятия, способствует активизации познавательной деятельности студентов, пробуждает интерес к новым знаниям и процессу их получения, развивает кри- тическое мышление, чувство ответственности за свои действия.

Анализ различных источников по вопросам обучения слабовидящих показывает, что общедидактические принципы построения учебно-воспитательного процесса и организа- ция обучения должны быть связаны со специфическими тифлопедагогическими принци- пами и приемами.

При реализации принципа связи педагогического процесса с жизнью и практикой, в процессе обучения массажистов, у обучающихся необходимо формировать установку, что слепой специалист должен работать полноценно, наравне со зрячим. Один из принципов тифлопедагогики гласит, что при работе с данным контингентом обучающихся необходи- мо формировать у них установку на то, что нельзя требовать «никаких льгот и скидок на слепоту». Обучающихся необходимо ориентировать на достижение всех необходимых ре- зультатов освоения программы, поскольку при трудоустройстве на открытом рынке труда работодателями к слепым и слабовидящим будут предъявляться такие же требования в отношении производительности и качества работы, как и к зрячим, занятым в той же профессии.

Целью обучения лиц с ограниченными возможностями по зрению в медицинском колледже является не только подготовка конкурентно-способных и высококвалифициро- ванных специалистов, но и их социальная реабилитация. Одним из принципов работы со слабовидящими в нашем колледже является активное вовлечение обучающихся с ограни- ченными возможностями по зрению в общественную жизнь колледжа (участие во всех мероприятиях, проводимых на базе колледжа – концерты, конференции, профессиональ- ные конкурсы, встречи с работодателями).

Результатом комплексной работы всего педагогического коллектива колледжа с обу- чающимися с ограниченными возможностями по зрению является успешное усвоение образовательной программы, участие в конкурсах профессионального мастерства в городе Кисловодск и московских чемпионатах «АБИЛИМПИКС», результаты первичной аккре- дитации специалистов, трудоустройство выпускников.

220

BULLETIN OF THE MEDICAL INSTITUTE AFTER MEHRABYAN, VOL. 9, 2020

ЛИТЕРАТУРА

1.КарлинаО.А. ФГОС СПО по специальности Медицинский массаж как средство со- циальной защищенности лиц с ограниченными возможностями здоровья // Среднее про- фессиональное образование: ежемес. теорет. и науч.-метод. журнал. – 2012. – No 8. – СС. 13–14.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No464 от 14.06.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

3.Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 No 1309 «Об утверждении Порядка обес- печения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

  1. Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. No 1921-р «О комплексе мер, на- правленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию тру- доустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образова- ния».
  2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. No 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе- дерации».

Информация о статье:
статья поступила в редакцию 04 ноября 2019 г., подписана к печати в номер 9 / 2020 – 25.08.2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикации в педагогических, методических изданиях, сборниках научно-практических конференций

Авторские публикации в педагогических, методических изданиях, сборниках научно-практических конференций...

Фрагмент сборника публикаций

Фрагмент сборника публикаций преподавателей колледжа...

Мои публикации статей в научно-методических сборниках

ВОПРОСЫ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА, Межвузовский сборник статей. Челябинск 2013МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: НАУКА,ПЕДАГОГИКА,ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО, материалы научно - методической конференции. Смоленск 2013...

Публикация в сборнике на тему: ПРЕДУПРЕДИТЬ. ЗАЩИТИТЬ. ПРИВИТЬ.

Всероссийская заочная студенческая научно-практическая конференция «Проблемы вакцинации в России» среди студентов средних медицинских образовательных организаций Приволжского федерального ...

Публикации в сборнике статей

В сборнике представлен опыт работы  на региональном уровне  статья по теме: Использование электронных ресурсов как один из путей оптимизации обучения неслышащих студентов по дисцип...

Публикация в сборнике " Жизнь на взлете"

Проблемы профессионально-личностного самоопределения обучающия с особыми образовательными потребностями в ПОУ...

Публикация в сборнике "Обучение, Воспитание, Развитие"

Реализация профессионально стандарта педагога в проффесиональном лицее как условие повышения качества образования...