Методическая разработка подготовка учащихся к трудовой деятельности в системе пред проф образования
тест

Винокурова Наталья Аркадьевна

Среди дру­гих способов оценки физического состояния человека (наблюдение, экспертные оценки) метод тестов (в нашем случае — двигательных или моторных) является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах («учении о движениях», теории и методике физического воспитания).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_dvigatelnoy_aktivnosti.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

 

ГБПОУ <Колледж Кулинарного Мастерства>

Тема: «методическая разработка по двигательной активности»

                       

                             Винокурова

                      Наталья

                            Аркадьевна

                                 Преподавателя физкультуры

                                                          ККМ (Колледжа Кулинарного Мастерства)

СПб 2021 год


Оглавление.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ  СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ГИБКОСТИ

ТЕСТЫ, МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ

(МОТОРНЫХ) ТЕСТОВ

Термин тест в переводе с английского языка означает проба, испытание.

Тесты применяются для решения многих научных и практических задач. Среди других способов оценки физического состояния человека (наблюдение, экспертные оценки) метод тестов (в нашем случае — двигательных или моторных) является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах («учении о движениях», теории и методике физического воспитания).

Тест — это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Таких измерений может быть очень много, в том числе на основе использования самых разнообразных физических упражнений. Однако далеко не каждое физическое упражнение или испытание можно рассматривать как тест. В качестве тестов могут использоваться лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальным требованиям:

должна быть определена цель применения любого теста (или тестов);

следует разработать стандартизированную методику измерения результатов в тестах и процедуру тестирования;

необходимо определить надежность и информативность тестов;

    результаты тестов могут быть представлены в соответствующей системе оценки.

    Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называется тестированием. Полученное в ходе измерений числовое значение — результатом тестирования (теста). Например, прыжок в длину с места — это тест; процедура проведения прыжков и измерение результатов — тестирование; длина прыжка — результат  теста.

 В основе тестов, используемых в физическом воспитании, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные гадания). Такие тесты называются двигательными или моторными.

В настоящее время еще не существует единой классификации двигательных тестов. Известна классификация тестов по их структуре и по их преимущественным показаниям.  

Различают единичный и комплексный тесты. Единичный тест служит для измерения и оценки одного признака (координационной или кондиционной способности). Поскольку, как видим, структура каждой координационной или кондиционной способности является сложной, то с помощью такого теста оценивается, как правило, только один компонент такой способности (например, способность к равновесию, быстрота простой реакции, сила мышц рук).

С помощью учебного теста оценивается способность к двигательному обучению (по разности окончательной и начальной оценок за определенный период обучения технике движений).

Тестовая серия дает возможность один и тот же тест использовать в течение длительного времени, когда измеряемая способность существенно улучшается. При этом задачи теста по своей трудности последовательно повышаются. К сожалению, эта разновидность единичного теста пока недостаточно используется как в науке, так и на практике.

С помощью комплексного теста оценивается несколько признаков или компонентов разных или одной и той же способности, например, прыжок вверх с места (со взмахом рук, без взмаха рук, на заданную высоту). На основании этого теста можно получить информацию об уровне скоростно-силовых способностей (по высоте прыжка), координационных способностей (по точности дифференцирования силовых усилий, по разности высоты прыжка со взмахом и без взмаха рук).

Тестовый профиль состоит из нескольких отдельных тестов, на основании которых оцениваются или несколько различных физических способностей (гетерогенный тестовый профиль), или несколько проявлений одной и той же физической способности (гомогенный тестовый профиль). Результаты теста могут быть представлены в форме профиля, что дает возможность быстро сравнивать индивидуаль-10 и групповые результаты.

   Тестовая батарея состоит также из нескольких отдельных тестов, результаты которых сводятся в одну окончательную оценку, рассматриваемую в одной из оценочных икал. Как и в тестовом профиле, различают гомогенную и гетерогенную батареи. Гомогенная батарея или гомогенный профиль находят применение в оценке всех компонентов комплексной способности (например, способности к реакции). При этом результаты отдельных тестов должны быть тесно взаимосвязаны (коррелировать).

 Гетерогенный тестовый профиль или гетерогенная батарея служат оценке комплекса совокупности различных двигательных способностей. Например, такие батареи тестов используются для оценки силовых, скоростных способностей и способностей к выносливости — это батареи тестов физической подготовленности.

     В тестах многоразовых задач испытуемые последовательно выполняют двигательные задания и за каждое решение двигательной задачи получают отдельные оценки. Эти оценки могут состоять в тесной связи друг с другом. Посредством соответствующих статистических расчетов можно получить дополнительную информацию об оцениваемых способностях. Примером могут служить последовательно решаемые задания прыжкового теста.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

При помощи тестов на выносливость определяется прежде всего функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Использование этих тестов позволяет дать количественную оценку способности этих систем выдерживать определенную физическую  нагрузку нормально функционировать в экстремальных условиях. При тестировании выносливости используются показатели частоты сердечных сокращений (измеряется пальпаторно) и кровяного давления (измеряется сфигмоманометром). Предполагается, что величина и характер изменений указанных переменных свидетельствует о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а это, в свою очередь, служит хорошим индикатором общей (аэробной) выносливости организма.

Мною для оценки уровня выносливости применяются следующие тесты.

1.   Бег или ходьба на 600, 800, 1000 м (дети 7 — 10 лет), 2000 м (11 — 14 лет), 3000 м (15 — 18 лет) и более метров (5000 — 42195 м) в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей.

Оборудование: Секундомер, свисток.

Результат: Время бега (абсолютный показатель выносливости).

2. Удержание в висе на согнутых руках. Тест для оценки показателя силовой выносливости рук.

Оборудование: перекладина, секундомер, свисток.

Процедура тестирования. Испытуемый с помощью партнера или стула принимает исходное положение — вис на согнутых руках (хват сверху), подбородок расположен над перекладиной. По сигналу учителя он стремится удержать это положение    как можно дольше. После того, как подбородок испытуемого опустится ниже жерди, секундомер останавливается.

Результат. Время удержания.


ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Как известно, различают два типа силы: статическую (изометрическую) и динамическую (изотоническую). Для измерения уровня развития статической силы различных мышечных групп используются динамометры.

1. Тесты, измеряющие силу кистей, сгибателей предплечья, сгибателей туловища, разгибателей туловища, разгибателей бедра и голени.

В средних школах разных стран для оценки уровня развития силы наиболее часто используются приведенные ниже тесты. Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования.

2.   Подтягивания.  Используются для оценки уровня развития силы и выносливости мышц-сгибателей локтя, кисти, пальцев, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса. Показатель силы — количество подтягиваний.

Упрощенный вариант подтягиваний используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовки.

Оборудование. Перекладина, свисток.

Процедура тестирования. Перекладина устанавливается на уровне груди испытуемого, он берется за нее хватом сверху (ладони от себя) и опускается под перекладину до тех пор, пока угол между вытянутыми руками и туловищем не составит 90°. После этого, сохраняя прямое положение туловища, учащийся выполняет подтягивание.

Результат. Количество отжиманий.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ  СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Эти тесты делятся на четыре основные группы:

для оценки быстроты простой и сложной реакции;

для оценки скорости одиночных движений;

для оценки максимальной частоты движений в разных суставах;

для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

1. Время реакции на свет, звук, прикосновение. определяется с помощью различных реакциомеров, измеряющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используется не менее 10 попыток, определяется среднее время реагирования из 10.

Как варианты применяется ловля различных гимнастических палок. Испытуемый должен поймать падающую палку за наиболее короткое время (определяется по наименьшему расстоянию).

2. Время удара, передачи, одного шага.

3. Частота движений рук и ног оценивается с помощью простейших приборов (теппинг-тестов).

Результат — число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5 — 20 с.

4. Бег на 30, 50, 60,100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Проводится по правилам легкой атлетики. Бег на 60 и 100 м рекомендуется учащимся с 11 лет.

Оборудование: Секундомер, свисток.

Результат: Время бега.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ГИБКОСТИ

Для измерения гибкости в школах разных стран используются, как правило, схожие тесты. Для выполнения отдельных контрольных испытаний «на гибкость» требуется определенный инвентарь (угломеры, линейки). Проведение тестирования не представляет для преподавателя особой трудности.

1. Наклоны туловища вперед в положении седа.

Оборудование: скамья, сантиметр.

Процедура тестирования. Испытуемый садится на пол, упирается ногами в линейку  (перпендикуляр), наклоняет туловище вперед - вниз.

Результат: Количество сантиметров.

ТЕСТЫ, МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 Основными методами оценки КС являются:

метод наблюдений, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.

Метод наблюдения — один из наиболее древних. Он многое может сказать, прежде всего, опытному и грамотному педагогу о степени развития КС воспитанников. Систематически проводя урочные и внеурочные занятия, учитель (тренер) имеет возможность неоднократно наблюдать, насколько успешно (легко и быстро) обучаются школьники различным двигательным действиям (гимнастическим, спортивно-игровым); как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах и подвижных играх;

насколько своевременно и находчиво перестраивают они двигательные действия в ситуациях внезапного изменения обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требования к КС человека.

Качество наблюдений можно повысить, если опираться при этом на разработанные нами критерии оценки КС: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики.

Однако данные качественные и количественные критерии, определяющие КС изолированно друг от друга, встречаются крайне редко. Более распространенными являются так называемые комплексные критерии. В этом случае школьник координирует свою двигательную деятельность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (ходьба на лыжах по пересеченной местности); по точности, быстроте и находчивости (в процессе спортивных игр  комплексных критериев оценки КС выступают показатели эффективности (результативности) выполнения  целостных  целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, в процессе осуществления которых человек проявляет КС.

Например, КС оценивают по результату челночного бега 3х10 или 15 м; по времени ведения мяча (руками, ногами) в беге с изменением направления движения; по эффективности выполнения атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх; по показателям быстроты перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки.

Проведенный анализ показывает, что все критерии оценки КС не являются простыми и однозначными. Напротив, каждый из них сложен и многозначен. Например, следует различать точность воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений, точность реакции на движущийся объект, целевую точность или меткость. Названные показатели являются самостоятельно существующими проявлениями точности, которые с разных сторон характеризуют КС человека.

Быстрота как критерий оценки КС выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий; быстроты перестройки их в условиях дефицита времени; скорости овладения новыми двигательными действиями; времени(быстроты) достижения заданного уровня точности или экономичности; быстроты реагирования в сложных условиях. То же можно сказать и про остальные критерии. Следует иметь в виду также, что одни из них характеризуют явные (абсолютные), а другие — латентные, или скрытые (относительные) показатели КС. В явных показателях не учитываются максимальные скоростные, скоростно-силовые возможности индивида, в латентных — учитываются.

Например, время челночного бега 3х10 м — это абсолютный показатель КС применительно к циклическим локомоциям (бегу), а разность во времени бега 3х10 м и 30 м по прямой — это латентный показатель КС, учитывающий скоростные возможности конкретного учащегося. Поскольку весьма разнообразны различные виды специальных и специфических КС, постольку много может

быть предложено явных и латентных показателей, определяющих эти способности. Это надо учитывать как при разработке соответствующих методов для оценки КС, так и при анализе показателей КС, полученных в результате тестирования.

Однако, если даже педагог будет вести наблюдение по разработанной программе, ориентируясь на данные нами критерии оценки КС, тем не менее таким путем он может получить только приблизительные, относительные характеристики развития КС, которые имеют преимущественно альтернативное распределение (у данного школьника КС либо есть, либо нет). Главный недостаток метода наблюдения состоит в том, что он не позволяет выявить точные, количественные оценки координационного развития и в связи с этим не дает возможности разработать сопоставительные нормы уровней развития различных КС детей с учетом возрастных, половых и индивидуальных различий. Представление о развитии КС можно получить также методом экспертных оценок, т.е. мнений опытных, сведущих специалистов, приглашенных для решения вопроса, который в силу своей сложности требует специальных знаний. Способы проведения экспертизы многообразны. Для условий школы наиболее подходящим является метод предпочтения (ранжирования) в соответствии с которым эксперты расставляют оцениваемых детей по рангам в порядке ухудшения или улучшения их КС. Место, занятое учащимся, определяется числом набранных баллов. Чем меньше (больше) сумма баллов, тем выше (ниже) занятое место и относительный уровень КС школьника в данной группе (классе). Однако, во-первых, для проведения экспертизы не всегда можно найти одного или нескольких лиц (экспертов), имеющих высокую квалификацию и опыт. Во-вторых, метод экспертных оценок страдает тем же основным недостатком, что и метод наблюдения: с его помощью можно получить лишь субъективную характеристику о степени развития КС, которая далеко не всегда совпадает с объективной, действительной оценкой. Использование аппаратурных, или инструментальных, методов позволяет получить точные качественные оценки уровня развития КС и их отдельных компонентов (признаков). Это преимущественно методы таких наук, как биомеханика, физиология, психология физического воспитания и спорта и методы их основных ветвей: психофизиологии и психобиомеханики. В связи с вышесказанным, основным методом диагностики КС является применение специально отобранных двигательных тестов. Разработка тестов для измерения КС включает в себя следующие этапы: 1) отбор тестов, пригодных для оценки явных и скрытых показателей КС школьников всех возрастно-половых периодов; 2) разработка методики тестирования; 3) проведение тестирования разных КС на большом количестве детей 7 — 17 лет; 4) математико-статистический анализ результатов тестирования и установление наиболее надежных и информативных показателей оценки КС;5) рекомендация отобранных тестов для применения в реальных условиях школы; 6) разработка нормативов по каждому из тестов.

  Перед проведением тестов учителю следует позаботиться об обеспечении необходимого уровня мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они могли показать свои оптимальные результаты. Учащихся информируют о целях проведения контрольных испытаний, им подробно объясняют и демонстрируют правильное выполнение тестов. На результаты контрольных испытаний, определяющих КС, сильное влияние оказывают внешние условия и помехи. В связи с этим для повышения надежности оценки необходимо давать несколько зачетных попыток (2 — 5), а для метаний на точность — 8 — 10. После каждой попытки должна следовать точная информация о достигнутом результате, которая способствует поддержанию мотивации учащегося и коррекции его двигательных действий. Испытуемым необходимо также предоставлять одну или несколько пробных попыток для того, чтобы облегчить разучивание или привыкание к опыту. Контрольные испытания следует проводить в начале основной части занятия после короткой разминки. Им не должна предшествовать большая физическая нагрузка, так как в этом случае сложно управлять движениями, требующими точности, экономичности, скорости, стабильности или их сочетаний. Контрольные испытания рекомендуется проводить один раз в первой половине учебного года (с 10 по 25 сентября) для определения исходного уровня КС и один раз во второй половине (с 10 по 25 мая) для выявления их изменения в течение года. Отдельные тесты можно использовать также до начала и после прохождения конкретного учебного материала, чтобы установить эффект его воздействия на показатели координационной подготовленности учащихся. В процессе занятий двигательные задания, лежащие в основе тестов, можно применять в измененной, вариативной форме. Сами тесты не рекомендуется использовать как специальные упражнения или как средства тренировок. В противном случае может возникнуть опасность, что контрольные испытания превратятся в прочный двигательный навык. Контрольные испытания наиболее целесообразно проводить в соревновательной форме (в парах или последовательно друг за другом). Приведенные в главе 4.4 тесты КС достаточно сложны в координационном отношении. Координационная сложность является одним из критериев отбора. Тесты рекомендуются для детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет. Отдельные из них можно использовать с 5 лет. Нет противопоказаний для проведения этих тестов и после 17 лет. Во всех контрольных испытаниях использована метрическая система мер, чтобы по возможности максимально избежать субъективизма при оценке КС. Рекомендуемую для массовых измерений батарею тестов «на КС» желательно проводить два дня: тесты, приведенные под номерами 1, 2, 5 — в первый день; тесты 3,4 — во второй. Эти тесты целесообразно проводить в сочетании с другими контрольными испытаниями, рекомендованными ранее для оценки кондиционных способностей.

1. Штрафной бросок.

Оборудование: Секундомер, свисток.

Процедура тестирования.  Учащиеся разбиваются по парам: один подает мяч, другой с линии штрафного броска выполняет броски в кольцо 10 раз подряд. Затем партнеры меняются ролями. Учащиеся 6-7 классов выполняют броски малыми мячами. При этом учащиеся 6 класса могут выполнять штрафной бросок, находясь на 30 см ближе к кольцу

Результат: Засчитывают каждый попавший в кольцо мяч.

2. Бросок в движении.

Оборудование: Секундомер, свисток.

Процедура тестирования.  Учащиеся строятся у средней линии с правой стороны щита. У каждого мяч. По команде учителя ученик начинает ведение, выполняет два шага и бросок в кольцо с отскоком от щита, затем возвращается на свое место, выполняет второй бросок и т.д. (всего— 10).

 Результат: Фиксируют количество точных попаданий в кольцо.

3. Передача мяча обеими руками от груди в стену.

Оборудование: Секундомер, свисток.

Процедура тестирования.  Учащиеся располагаются в 3 м от стены и по сигналу учителя в течение 30 сек. выполняют передачи в стену обеими руками от груди. По свистку передачи заканчивают. Задание можно выполнять двумя группами: одна группа учащихсявыполняет передачи, другая считает; затем группы меняются местами.

Результат: Подсчитывают количество выполненных передач за 30 сек.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль деловой игры в подготовке выпускников к трудовой деятельности

Выпускник среднего профессионального учреждения должен быть компетентным, адаптирован к реальной жизни. Добиться этого в процессе обучения поможет такой из активных методов, как деловая игра....

Методическая разработка подготовка учащихся к трудовой деятельности в системе пред проф образования

Цель    профессиональной    ориентации    учащихся следует рассматривать в общей связи с  более  широкими  целями  и   задача...

Методическая разработка подготовка учащихся к трудовой деятельности в системе пред проф образования

Пла́вание — вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций...

Методическая разработка подготовка учащихся к трудовой деятельности в системе пред проф образования

Длительный стресс, связанный с работой, может сильно повлиять на физическое здоровье. Постоянное рабочее беспокойство часто связано с нездоровым пищевым поведением и недостаточными физическими нагрузк...