Сборник опорных конспектов по дисциплине ОП 01. Здоровый человек и его окружение Специальность 31.02.01Лечебное дело
учебно-методический материал
Вы начинаете изучение нового предмета «Здоровый человек и его окружение». Цель предмета – знать возрастные особенности человека в различные периоды жизни и задачи среднего медицинского работника на каждом из этапов жизнедеятельности здорового человека. А какого человека можно считать здоровым? Только ли отсутствие болезни является признаком здоровья? Можно ли считать здоровой мать, тревожащуюся за больного ребенка? А пенсионера, только что закончившего трудовую деятельность и тяжело переживающего изменения социального положения?
По Уставу ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физического дефекта.
Поэтому, наряду с изучением жизненно важных потребностей человека и способов их удовлетворения в разные возрастные периоды, необходимо уделять внимание вопросам здорового образа жизни, влиянию факторов окружающей среды на физиологические параметры человека.
Знание изменений психосоматического состояния в организме человека в зависимости от возраста позволит медицинскому работнику лучше понимать пациентов, способствовать их душевному и социальному благополучию, как важным составляющим здоровья.
Задачи предмета
- Научить оказывать медицинские услуги здоровым людям на основе знания возрастных особенностей и потребностей.
- Научить проводить санитарно – просветительную работу по пропаганде гигиенических знаний и здорового образа жизни.
Человек во все периоды жизни сталкивается с медицинскими работниками среднего звена. Нередко, первым, кого видит появившийся на свет младенец в своей новой жизни, является акушерка. В последствии патронажные визиты к ребенку домой осуществляет участковая медицинская сестра. Медицинским обеспечением детей в дошкольных образовательных учреждениях также занимаются медсестры. Основной специалист отделения оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях поликлиник, работающий в школе, гимназии, ПТУ – это фельдшер.
Фельдшер женской консультации принимает действенное участие в подготовке женщины к родам и предстоящему материнству. Врачи общей практики, участковые терапевты, в том числе работающие в медико-санитарных частях, не могут обходиться в своей профессиональной деятельности без среднего персонала. И так продолжается вплоть до глубокой старости.
Высокое профессиональное мастерство медицинских работников среднего звена во многом определяет уровень оказания медицинской помощи различным группам населения. Уход за больным является необходимой и важнейшей составной частью лечения. Под уходом понимают комплекс лечебных, профилактических, гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, которые направлены на облегчение страданий больного, скорейшее выздоровление, а также на предупреждение осложнений заболевания.
Роль медработника в разные возрастные периоды отличается. В нормально протекающей жизнедеятельности человека она минимальна в средний отрезок жизни (кроме периода беременности женщины) и максимальна на “полюсах жизни” - при рождении и смерти. Это особенно характерно для одного из важнейших разделов деятельности медсестры – профилактической работы (патронажной деятельности).
Обязательным является проведение не менее 2 дородовых патронажей каждой беременной женщины (первый - в наиболее ранние сроки беременности). Важные компоненты профилактической работы – оказание совместно с участковым врачом, а в случае необходимости и социальными работниками, активного влияния на оздоровление окружающей беременных микросреды: активное выявление нарушений самочувствия беременных и своевременное оповещение об этом участкового педиатра и акушера-гинеколога женской консультации; привлечение беременных к посещению школы молодой матери в женской консультации, детской поликлинике и кабинета по воспитанию здорового ребенка, а также участкового педиатра в дни профилактических приемов.
В последующем профилактическая работа патронажной медсестры включает: проведение патронажа новорожденного ребенка в первые 2 дня после выписки из родильного дома (осуществляется совместно с врачом – педиатром); дальнейшее наблюдение за ребенком в период новорожденности должно проводиться только в домашних условиях 1 раз в 7 дней, а по показаниям и чаще.
При проведении профилактических патронажей анализируются материально – бытовые, культурные, гигиенические условия жизни семьи, её психологический климат. Необходимо в быт каждой семьи внедрять здоровый образ жизни, оптимальный режим дня ребенка, закаливание, двигательную активность, гимнастику, а также осуществлять контроль за питанием, рекомендованным врачом, и за выполнением всех назначений врача.
Фельдшер осуществляет работу с картотекой пациентов, состоящих на диспансерном учете, проводит лечебные и профилактические мероприятия, для чего она должна владеть техникой всех необходимых процедур.
Правильно организованная и целенаправленная санитарно-просветительская работа с населением значительно увеличивает эффективность профилактики заболеваний и их лечение.
На основании вышесказанного, можно подвести итог: одна из основных функций фельдшера– функция мотивированного ухода. Чтобы выполнять эту и другие функциональные обязанности фельдшер должна знать:
- анатомо-физиологические особенности (АФО) органов и систем детей в разные возрастные периоды;
- причины и сущность заболевания;
- клинические проявления заболевания и их особенности у детей;
- возможные осложнения заболевания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сборник опорных конспектов | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по дисциплине ОП.01 Здоровый человек и его окружение, раздел "Здоровый ребенок", тема "Периоды детского возраста. Антенатальный период"
Методическая разработка практического занятия "Периоды детского возраста. Антенатальный период"....
ФГОС 2022 ВОПРОСЫ к Комплексному Экзамену по дисциплине «ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ» специальность «Лечебное дело»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ»специальность «Лечебное дело» Для подготовки рекомендуется литература: 1. Кучма В.Р. Здоровый ...
Календарно-тематичекий план ПМ 01, МДК 01.01 здоровый человек и его окружение Специальность 34.02.01очн. отд
Календарно-тематичекий план ПМ 01, МДК 01.01 здоровый человек и его окружение Специальность 34.02.01очн. отд...
КТП по ПМ 01, МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение Специальность 34.02.01. очн. отд
КТП по ПМ 01, МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение Специальность 34.02.01. очн. отд...
Сборник опорных конспектов по дисциплине ОП 01. Здоровый человек и его окружение Специальность 31.02.01Лечебное дело
Вы начинаете изучение нового предмета «Здоровый человек и его окружение». Цель предмета – знать возрастные особенности человека в различные периоды жизни и задачи среднего медицинско...
Презентация "Фрагмент утреннего туалета новорожденного (умывание)" ПМ.01 МДК.01.01 Здоровый человек и его окружение, специальность Сестринское дело
Использование представленной презентации послужит вариантом формирования навыков самостоятельной работы для последующего непрерывного профессиональногообразования.Данное пособие закре...
Вопросники для подготовки к итоговым практическим занятиям по разделам и комплексному экзамену по дисциплинам 1 курса: "Здоровый человек и его окружение".
Вопросники представлены студентам 1 курса специальности "Лечебное дело" для подготовки к итоговым практическим занятиям по разделам и комплексному экзамену по дисциплинам 1 курса: "Здор...