Предложения по освоению элементов топографической анатомии при формировании клинического мышления учащихся медицинского колледжа.
статья

Предложения по освоению элементов топографической анатомии при формировании  клинического мышления учащихся медицинского колледжа.

Преподаватели  общепрофессиональных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учебном заведении медицинского профиля в своей деятельности сталкиваются с рядом особенностей. Во-первых, предметы «Анатомия и физиология человека» и «Основы патологии» ограничены во времени. Во-вторых, освоение студентами  названных куров время от времени прерывается прохождением учебной и профессиональной практики. В-третьих, обязательное согласование  с профессиональными требованиями, студенты должны осваивать соответствующие ПК (профессиональные компетенции).


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozheniya_top_anatomiya.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Предложения по освоению элементов топографической анатомии для при формировании  клинического мышления учащихся медицинского колледжа

Анненкова О.М. преподаватель. СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж», Санкт-Петербург

Преподаватели  общепрофессиональных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учебном заведении медицинского профиля в своей деятельности сталкиваются с рядом особенностей. Во-первых, предметы «Анатомия и физиология человека» и «Основы патологии» ограничены во времени. Во-вторых, освоение студентами  названных куров время от времени прерывается прохождением учебной и профессиональной практики. В-третьих, обязательное согласование  с профессиональными требованиями, студенты должны осваивать соответствующие ПК (профессиональные компетенции).

Предлагаю рассмотреть данный вопрос на примере изучения топографии области груди. Обсуждая строение грудной клетки, вижу необходимым обратить внимание студентов на особенности скелета человека в связи с прямохождением (сплюснутость в дорсо-вентральном направлении) и типом телосложения. Так, нормальные формы грудной клетки – нормостеническая (коническая) характерна нормостеникам , гиперстеническая форма характерна  макросоматикам, астеническая форма чаще встречается у астеников.. Желательно сразу обсудить и патологические формы грудной клетки - - эмфизематозную (бочкообразную) при эмфизематозной форме ХОБЛ, паралитическую при хроническом туберкулезе, рахитическую (килевидная, «куриная») при рахите, воронкообразную вследствие длительного сдавливания, ладьевидную при заболеваниях спинного мозга. Обратив внимание на нормальные изиологические лордозы и кифозы (грудной кифоз) привести следует привести примеры искривлений позвоночника в грудном отделе: сколиоз, патологические кифоз и  лордоз, кифосколиоз. Определение топографических границ легких -«анатомических часов» -позволяет не только перкутировать и аускультировать легкие., а также определить подвижность легких, места пункции плевральной полости при плеврите. Умения ориентироваться в зонах грудной клетки, студент определяет  область относительной тупости сердца, аускультирует тоны сердца в области верхушки сердца и тела грудины по второму межреберью.  В  области 12-ого  ребра ближе к позвоночнику студент находит зону пальпации почек.  А область реберной дуги – зона определения раздражимости брюшины  (синдром Щеткина), пальпации печени (при гепатите и циррозе), селезенки и поджелудочной железы.

Немаловажным является научить студента развивать причинно-следственные связи. Так, наличие высоких, скошенных в каудальном направлении, остистых отростков-грудных позвонков – доказательство мощного связочного сопровождения грудного отдела позвоночника, делающего этот отдел малоподвижным. Этот объясняет необходимость целостности диафрагмы, главной мышцы вдоха. О расположении ее говорит сближение остистых отростков 5-7-х  грудных позвонков. Наличие шероховатостей на верхних краях ребер связано с топографией начала наружных, внутренних и подреберных мышц груди, дополнительных в акте дыхания, а шероховатости на теле грудины – начало большой мышцы груди, приводящей плечо и участвующей в дыхании. Нижний край ребра имеет желоб для межреберных сосудов и грудных спинномозговых нервов. С обеих сторон тел позвонков можно определить топографию узлов симпатических стволов.

Желательно воспользоваться иллюстративным материалом анатомических музеев. Например, можно сравнить скелет пловца Лустало и балерины (музей  Национальной академии физкультуры и спорта им. П. Лесгафта).Отметив бугристость грудины и ребер Лустало в сравнении с гладкостью вышеназванных костей балерины, студенты делают вывод о первичной роль скелетных мышц в развитии костей. Это доказывает частная гистология  и возрастная анатомия. Таким образом, студенты делают выводы о необходимости массажа в ранний пренатальный период и могут обосновать жалобы детей на ночные боли в суставах в пубертатный период.

Таким образом, изучая любой раздел остеологии, логично не только связать эту тему с миологией, артросиндесмологией, ангиологией, неврологией, а также ознакомить студентов с элементами пропедевтики клинических дисциплин. Такие знания помогут студентам сформировать начала клинического мышления и увереннее ориентироваться в разнообразном биологическом материале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое мышление учащихся.Формы ,методы,технологии.

Методика развития творческого мышления должна опираться на следующие принципы:деятельностьиндивидуальностьпоследовательностьпоэтапностьцикличностьпсихологический комфортсотрудничество...

Тесты по химии на казахском языке для учащихся медицинских колледжей.

Джангалиева К.К. предлагает Вашему вниманию тесты по химии - № 5 и №6. Тесты предназначены для учащихся медицинских колледжей 1 курса....

Социально-психологическое сопровождение как путь совершенствования профессиональной адаптации учащихся медицинского колледжа

Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса "вхождения" школьника в систему среднего профессионального образования.   Сегодня, когда интерес и желание у большинств...

Мультимедийность в преподавании анатомии и физиологии человека студентам медицинского колледжа

ГБ ПОУ «Армавирский медицинский колледж»Мультимедийность в преподавании анатомии и физиологии человека студентам медицинского колледжаПреподавательМалахова.Ф.А....

Статья на тему: "Профессиональная мотивация и академическая успеваемость учащихся медицинских колледжей"

Данная статья содержит материал исследовательской работы, в ходе которой были использованы специально разработанные психологические методики для исследования уровня учебной мотивации у учащихся....

Дисциплина ОП.01 «Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии». специальность 34.02.02 «Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)»

Дисциплина ОП.01 «Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии».специальность 34.02.02 «Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоро...

2022 РП ОП.01 Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.01 Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии Специальность 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возмо...