пособие "Послеродовые заболевания"
методическая разработка

пособие для самостоятельной работы студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslerod.zabolevaniya.docx12.76 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное  государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего  образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Ессентукский филиал

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

  1. к практическому занятию

  2. по ПМ. 02 Лечебная  деятельность

                 МДК 02.03 Оказание акушерско-гинекологической помощи

               для  студентов 2 курса специальности «Лечебное дело»

 

                  Тема №3.1. Оказание акушерской помощи.

 Занятие №  12. Лечение послеродовых гнойно-септических заболеваний

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании ЦМК клинических дисциплин

протокол №____

от «_____» ____________ 20____ г.

Председатель:  _______________ Белякова Н.А..

Ессентуки, 2020

                             

Тема № 3.1. Оказание акушерской помощи.

Занятие №  12. Лечение послеродовых гнойно-септических заболеваний

Учебные вопросы занятия:

  1. изучить  причины инфекционных послеродовых заболеваний;
  2. определить этапы распространения инфекции;
  3. изучить пути проникновения, клинику, диагностику, лечение, особенности наблюдения и ухода за послеродовыми заболеваниями родильниц;
  4. рассмотреть правила ухода за родильницей с лактостазом и маститом, эндометритом, метроэндометритом, параметритом, тромбофлебитом;
  5. рассмотреть основные принципы лечения,  возможные осложнения;
  6. определить причины, классификацию, клинику, диагностику, лечение перитонита;
  7. изучить септический шок – причины, классификацию, клинику, диагностику, неотложную помощь, тактику, роль фельдшера в профилактике;
  8. рассмотреть сепсис: причины, клинику, диагностику, тактику фельдшера в профилактике, принципы современного лечения.

Место проведения занятия – кабинет акушерства и гинекологии

Оснащение занятия: акушерский фантом, наглядные пособия, стетоскоп, тазомер, сантиметровая лента,  муляж женского костного таза, истории болезни, технические средства обучения и т.д.

Цели занятия :

В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

знать:

  1. наиболее распространенные послеродовые заболевания;
  2. причины инфекционных послеродовых заболеваний;
  3. этапы распространения инфекции;
  4. мастит: пути проникновения, клиника, диагностика, лечение, особенности наблюдения и ухода правила ухода за родильницей;
  5. эндометрит: пути проникновения, клиника, диагностика, лечение, особенности наблюдения и ухода правила ухода за родильницей
  6. метроэндометрит: пути проникновения, клиника, диагностика, лечение, особенности наблюдения и ухода правила ухода за родильницей
  7. параметрит: пути проникновения, клиника, диагностика, лечение, особенности наблюдения и ухода правила ухода за родильницей
  8. тромбофлебит: пути проникновения, клиника, диагностика, лечение, особенности наблюдения и ухода правила ухода за родильницей
  9. причины, классификация, клиника, диагностику, лечение перитонита;
  10. септический шок – причины, классификация, клиника, диагностика, неотложную помощь, тактику, роль фельдшера в профилактике;
  11. сепсис: причины, клиника, диагностика, тактика фельдшера в профилактике, принципы современного лечения.

  уметь: 

  1. выявить группы риска;
  2. выявить причины;
  3. заподозрить или поставить диагноз;
  4. проконтролировать сцеживание молочных желез;
  5. проводить профилактику и лечить трещины сосков;
  6. обработать швы промежности;
  7. ухаживать за родильницей;
  8. владеть техникой снятия швов;
  9. оформить документацию;
  10.  взять материал на бактериологический посев;
  11. катетеризировать мочевой пузырь;
  12. оказать доврачебную помощь.

владеть набором компетенций:

     

      ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

      ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

Рекомендуемая литература:

1.Сивочалова О.В.  Гинекология. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

2.Славянова И.К. Акушерство и гинекология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

При подготовке к данному занятию

Проработайте учебный материал ранее изученных тем (послеродовый период, ведение родов)   Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на течение  родов. 

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине.     Обратите внимание на лекционный материал по этой теме.

   

  Ответьте на следующие вопросы:

  1. эндометрит: пути проникновения, клиника, диагностика, лечение, особенности наблюдения и ухода правила ухода за родильницей
  2. метроэндометрит: пути проникновения, клиника, диагностика, лечение, особенности наблюдения и ухода правила ухода за родильницей
  3. параметрит: пути проникновения, клиника, диагностика, лечение, особенности наблюдения и ухода правила ухода за родильницей
  4. тромбофлебит: пути проникновения, клиника, диагностика, лечение, особенности наблюдения и ухода правила ухода за родильницей
  5. причины, классификация, клиника, диагностику, лечение перитонита;
  6. септический шок – причины, классификация, клиника, диагностика, неотложную помощь, тактику, роль фельдшера в профилактике;

     7.  сепсис: причины, клиника, диагностика, тактика фельдшера

          в   профилактике, принципы современного лечения

Решите тесты и ситуационные задачи (См. приложение 1).

Данное занятие имеет особое место в работе по овладению методами оказания акушерской помощи  беременным.

Заблаговременно приготовьте униформу.

По выполнению программы учебного занятия

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.

При отработке  учебных  вопросов занятия воспользуйтесь лекцией  «диагностика и лечение послеродовых заболеваний », обратите внимание на технику наложения швов, зарисуйте,  найдите особенности, сопоставьте с теоретическими выкладками. Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания.

При отработке манипуляций воспользуйтесь инструментарием и акушерским фантомом, приготовленными к данному занятию. Отработайте технику выполнения манипуляции. Продумайте ответ на вопрос: как это пригодится фельдшеру в ее практике. Представьте отчет преподавателю. Приступите с  разрешения преподавателя к выполнению очередного задания.

 Приступите с  разрешения преподавателя к выполнению очередного задания.

По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.

Усвойте основные термины и понятия:

1.эндометрит

2.параметрит

3.перитонит

4.сепсис

5.септический шок

6.мастит

7.лактостаз

 При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания и ситуационные задачи (См. приложение 1и 2).

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.        

                                                                                        Приложение 1

Задача 1.

Фельдшера ФАП вызвали к родильнице, выписанной из родильного дома 5 дней назад. Жалобы на повышение температуры до 39 градусов, озноб, боль в правой молочной железе.

Анамнез: болеет шестой день, вначале появились трещины на сосках, затем боль в области молочной железы и повышение температуры.

Объективно: температура 39,2 , правая молочная железа увеличена, напряжена, горячая на ощупь. Кожа в верхнем наружном квадранте отечная, гиперемированная, при пальпации определяется плотный инфильтрат с размягчением в центре. Подмышечные лимфоузлы справа увеличенные, болезненные при пальпации.

  1. Задания

1. Сформулируйте диагноз и обоснуйте его.

2. Составьте алгоритм действий оказания доврачебной помощи.

Задача 2.

К фельдшеру ФАПа обратилась родильница Б., 23 года, с жалобами на повышение температуры тела до 38,9° С, озноб, головную боль, слабость, боли внизу живота.

Роды II, своевременные, осложнились дородовым излитием околоплодных вод, первичной слабостью родовых сил. Выписана из роддома на 5-тые сутки после родов, в удовлетворительном состоянии.

Дома у родильницы к вечеру поднялась температура тела до 38,3° С, был озноб, обильное потоотделение, беспокоит слабость, ночь спала плохо. К утру появились боли внизу живота, усилились кровянистые выделения из влагалища, их отличает неприятный запах. В связи с повышением температуры ночью приняла аспирин 0,5 и таблетку анальгина.

При осмотре: температура 38,8° С. Кожные покровы бледные. Зев не гиперемирован. Молочные железы безболезненные, трещин на сосках нет. Лактация достаточная, пульс 100 ударов в минуту, ритмичный, АД 120/80 мм рт. ст. Со стороны легких и сердца без особенностей. Синдром Пастернацкого отрицательный. Мочится свободно. Живот при пальпации мягкий, отмечается болезненность в нижних отделах, больше над лоном. Дно матки пальпируется на 4 см выше лона, симптомов раздражения брюшины нет. Лохии кровянисто-гнойные с неприятным запахом.

Задания:

1. Диагноз, возможные осложнения в данной ситуации.

2. Составить алгоритм оказания доврачебной помощи с обоснованием каждого этапа.

  1. Эталон ответа к задаче 1.

1. Диагноз: послеродовый период (10 сутки), правосторонний инфильтративно- гнойный мастит. Правосторонний инфильтративно-гнойный мастит установлен на основании анамнеза: роды 10 дней назад, трещины на сосках, что является входными воротами для инфекции. Инфильтративно- гнойная форма мастита подтверждается наличием клинических симптомов: температуры, боли и напряжения в правой молочной железе. Кожа в наружно-верхнем квадранте отечная, гиперемированная, при пальпации определяется плотный, болезненный инфильтрат с размягчением в центре и все эти симптомы характерны для гнойно - инфильтративного мастита.

2. Алгоритм действий фельдшера:

  • внутримышечно ввести 50%р-р анальгина 2мл,1%р-р димедрола 1 мл, ампициллина 500000 ЕД.
  • наложить фиксирующую повязку на правую молочную железу.
  • срочно госпитализировать в хирургическое отделение для оперативного лечения.

Эталон ответа к задаче 2:

1. Диагноз: послеродовой метроэндометрит. На основании анамнеза, истории настоящего заболевания и данных объективного исследования, можно предположить наличие у родильницы послеродового осложнения, а именно: послеродового метроэндометрита, о чем говорит начало заболевания на 8-9 сутки послеродового периода с характерными симптомами: повышение температуры, озноб, обильное потоотделение, боли внизу живота, лохии кровянистые с неприятным запахом, симптомы интоксикации - слабость, головная боль, плохой сон, наличие субъинволюции матки и болезненность ее при пальпации.

2. Целью действий фельдшера в данной ситуации является не допустить ухудшения состояния роцильницы и предупредить дальнейшее распространение инфекции. Для этого нужно как можно быстрее госпитализировать родильницу в гинекологическое отделение, где ей будет проведена комплексная интенсивная терапия.

До госпитализации фельдшер обязан:

 -успокоить родильницу и ее родственников;

- помочь решить вопрос вскармливания ребенка;

- с целью снятия болевого симптома и предупреждения распространения инфекции положить на низ живота пузырь со льдом;

- бережно транспортировать родильницу в гинекологическое отделение;

- при возможности, начать дезинтоксикационную терапию, можно начинать антибактериальную терапию, например, цефалоспоринами третьего поколения. Это особенно актуально при длительной транспортировке. Применить литическую смесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активная иммунизация детей. Значение вакции для профилактики инфекционных заболеваний. Поствакцинальные осложнения и их профилактика. Профилактика наиболее распространенных заболеваний органов дыхания и туберкулеза.Туберкулинодиагностика.

АКТИВНАЯ ИММУНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ. ЗНАЧЕНИЕ ВАКЦИНАЦИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА. ПРОФИЛАКТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХ...

МДК «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности.»

Занятие проводится с целью формирования у студентов общих и профессиональных компетенций в соответствии с видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном пр...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 4. МДК 02.01 Сестринский уход при инфекционных заболеваниях

Рабочая тетрадь  составлена для студентов 4 курса специальности  060501 Сестринское дело  для организации работ по прохождению  учебной практики по ПМ 02. Участие в лечебно – диагн...

Конспект учебного занятия по ПМ 02 " Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных " на тему «Патологоанатомический метод диагностики заболеваний»

В данном конспекте учебного занятия представлена разработка урока по модулю "Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных" на тему "Патологоанатомический метод диагностики...

Контроль знаний: ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".

Контроль знаний: ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестриский уход при инфекционных заболевания...

Задания в тестовой форме по теме: "Сестринская помощь при заболеваниях ЛОР органов, глаза и его придаточного аппарата" по профессиональному модулю ПМ.02, МДК 02.01."Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях"

Задания в тестовой форме по теме: "Сестринская помощь при заболеваниях ЛОР органов, глаза и его придаточного аппарата" по профессиональному модулю ПМ.02, МДК 02.01."Сестринский уход при...

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздела 1. «Пропедевтика и диагностика заболеваний терапевтического профиля» МДК 01.01 «П

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы»  и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздел...