Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Фармакология
учебно-методический материал

Проскунина Ольга Сергеевна

Методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 31.02.01 Лечебное дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Фармакология. В методических рекомендациях разрабтаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

31.02.01  Лечебное дело

          ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФАРМАКОЛОГИЯ

Касимов, 2019г.


РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК по специальности 31.02.01 Лечебное дело

и специальности 33.02.01 Фармация

Протокол № 9 от 27.02.2019 г.

ОДОБРЕНО

Методическим советом

Протокол № 9 от 28.02.2019 г.

РАЗРАБОТЧИК: преподаватель Проскунина О.С.

Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 31.02.01 Лечебное дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Фармакология.

В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.


Содержание

Введение        4

1.        Методические  рекомендации по подготовке тезисного плана        6

2.        Методические  рекомендации по составлению глоссария темы        8

3.        Методические  рекомендации по оформлению рецептов        10

4.        Методические рекомендации по составлению кроссворда        11

5.        Методические рекомендации по составлению опорного конспекта        14

6.        Методические рекомендации по составлению графологической структуры темы        16

7.        Методические рекомендации по составлению классификации лекарственных средств        18

8.        Методические рекомендации по составлению тестового задания        20

9.        Методические рекомендации по составлению таблицы        23

10.        Методические рекомендации по составлению алгоритма первой помощи        25

Задания для самостоятельной работы        27

Литература        41

Приложения        42


Введение

Настоящие методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 31.02.01 Лечебное дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине Фармакология.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся должен получить инструктаж (консультацию) у преподавателя с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.

Согласно требованиям ФГОС СПО и плана учебного процесса каждый обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.

Цель настоящих методических рекомендаций: оказание помощи обучающимся в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Фармакология.

Настоящие методические рекомендации содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, опытом творческой и исследовательской деятельности.

В результате выполнения самостоятельной работы обучающиеся должны уметь:

  • проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме специальных заданий;
  • применять знания в решении практических задач.

В соответствии с рабочим планом на внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине Фармакология отводится 49 часов.

Распределение часов самостоятельной работы по темам

Тема

Количество часов

Введение в рецептуру. Лекарственные формы

1

Твердые и мягкие лекарственные формы.

3

Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций.

3

Общая фармакология.

3

Антисептические и дезинфицирующие
средства.

2

Антибиотики.

4

Синтетические противомикробные средства.

1

Противотуберкулезные, противоспирохетозные,
противопротозойные, противомикозные,
противовирусные, противоглистные средства

2

Лекарственные средства, влияющие на
афферентную нервную систему.

2

Лекарственные средства, влияющие на
эфферентную нервную систему.

4

Лекарственные средства, влияющие на
центральную нервную систему.

3

Лекарственные  средства, влияющие на
функции органов дыхания.

2

Лекарственные  средства, влияющие на
сердечно-сосудистую систему.

6

Мочегонные лекарственные средства. Лекарственные средства, влияющие на
функцию миометрия.

2

Лекарственные  средства, влияющие на
функции органов пищеварения.

2

Лекарственные средства, влияющие на
систему крови.
 Плазмозамещающие растворы.

2

Лекарственные препараты гормонов, их
синтетические аналоги.
 Витаминные препараты.

3

Противоаллергические средства. Иммунотропные средства.

2

Противоопухолевые  средства. Осложнения
медикаментозной терапии и их лечение

2

Итого:

49

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной дисциплине Фармакология по специальности 31.02.01 Лечебное дело.


  1. Методические  рекомендации по подготовке тезисного плана

План–это взаимное расположение частей, краткая программа изложения какого-либо текста.

План может быть использован в тех случаях, когда требуется передать содержание трудного исходного текста.

Пункты плана должны быть связаны внутренней логикой (второй пункт должен вытекать из первого, третий –из второго ит.д.).

По способу выражения план может быть:

  • Номинативный.
  • Вопросительный.
  • Цитатный.
  • Тезисный.

Формулировка плана только называет то, о чем нужно сказать при анализе текста. А вот то, что нужно сказать, какие главные мысли и позиции исследователя нужно подчеркнуть, сформулировано кратко и сжато в тезисах.

Тезисы–это сжато сформулированные основные положения, мысли исследователя, которые автор тезисов считает необходимым выделить в анализируемом исследовании по указанной проблеме.

Как и в плане, вторая мысль тезисов должна следовать из первой, третья –из второй и т.д.; т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, следовательно, развивать тему или основную мысль главы или параграфа.

Тезисный план объединяет свойства плана и тезисов, т.е. пункты плана могут передавать основную мысль либо словами текста, либо словами составителя тезисов, либо объединять оба способа.

В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем, в котором необходимо изложить все основные идеи.

Пример тезисного плана текста по теме: «Общая фармакология»
Общая фармакология состоит из 2 разделов: 1 – фармакокинетика; 2 – фармакодинамика.

Фармакокинетика – раздел фармакологии о путях введения, всасывании, распределении в организме, метаболизме и выведении вещества.

Фармакодинамика – раздел фармакологии о биологических эффектах веществ, локализации и механизме их действия.

Пути введения лекарственных веществ: 1. Энтеральный – через ЖКТ; 2. Парентеральные – минуя ЖКТ:а) инъекционные: б) неинъекционные.

Основные механизмы всасывания: простая диффузия: а) пассивная диффузия, б) фильтрация; облегченная диффузия, активный транспорт, пиноцитоз.

Два основных вида превращения лекарственных веществ: метаболическая трансформация и конъюгация.

Основные пути выведения (экскреция) – с мочой и желчью (калом).

Основные параметры фармакокинетики: биодоступность и биоэквивалентность. Математическое моделирование процессов фармакокинетики.

«Мишени» для лекарственных веществ – рецепторы, ионные каналы, ферменты, транспортные системы, гены.

Виды действия лекарственных веществ: местное и резорбтивное; прямое и косвенное; общее и избирательное; главное и побочное; обратимое и необратимое, терапевтическое и токсическое.

Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику

1. Обусловленные свойствами лекарственных веществ и особенностями их применения.

2.Обусловленные физиологическими особенностями и функциональным состоянием организма (внутренние факторы).

3. Обусловленные воздействием внешней среды.

Повторное применение лекарственных веществ может вызвать следующее: кумуляция: а) материальная, б) функциональная; сенсибилизация; привыкание; пристрастие (лекарственная зависимость) – а) психическая, б) физическая.

При комбинированном применении: фармакологическое и фармацевтическое взаимодействие лекарственных веществ.

Виды нежелательного действия: побочное действие неаллергической и аллергической природы; токсическое действие; проявление специфических и токсических эффектов (эмбриотоксическое, фетотоксическое, мутагенное, тератогенное и канцерогенное действия); генетически обусловленные эффекты (идиосинкразия и т.д.).

Требования к оформлению.

  • тезисный план оформляется в  ученической тетради;
  • обучающийся составляет план в соответствии с указанным примером.
  • работа представляется в обозначенные преподавателем сроки.

Форма контроля и критерии оценки:

Оценка 5 «Отлично»: 50- 45 баллов;

Оценка 4 «Хорошо»: 44- 30 баллов;

Оценка 3 «Удовлетворительно»: 29 - 20 баллов;

Тезисы требуют доработки: менее 20 баллов.

Критерии оценки:

  • содержательность тезисов - максимально 10 баллов;
  • точная передача основных положений первоисточника - 10 баллов;
  • соответствие оформления требованиям- 10 баллов;
  • грамотность изложения- 10 баллов;
  • тезисы сданы в срок- 10 баллов.
  1. Методические  рекомендации по составлению глоссария темы

Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.

Вам понадобятся:

1.Учебная литература,

2. Тетрадь

3.Карандаш и линейка

4.Выделители текста.

Этапы работы над глоссарием:

1. Для начала внимательно прочитайте и ознакомьтесь со своей работой. Наверняка, вы встретите в ней много различных терминов, которые имеются по данной теме.

2. После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.

3. После этого начинается работа по составлению статей глоссария.

Статья глоссария – это определение термина. Она состоит из двух частей:

1. точная формулировка термина в именительном падеже;

2. содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.

При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:
         - стремитесь к максимальной точности и достоверности информации

- старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;

- излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций.

Глоссария - это всего лишь констатация имеющихся фактов;

- также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;

при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

Требования к оформлению глоссария темы:
- титульный лист (Приложение 1);
- словарь терминов, относящихся к выбранной теме (не менее 5 терминов);
- приведены примеры, свидетельствующие об общем владении ситуацией.


Пример составления глоссария по теме: «Современные модифицированные твердые лекарственные формы»:

Лекарственные формы пролонгированные (от лат. prolongare - удлинять, longus - длинный, длительный) - лекарственные формы с модифицированным высвобождением, обеспечивающие увеличение продолжительности действия лекарственного вещества путем замедления его высвобождения.

Лекарственные формы с модифицированным действием – это лекарственные формы, характеризующиеся измененными по сравнению с обычной формой временем наступления эффекта, продолжительностью и выраженностью действия лекарственных средств. 

Лекарственные формы рапид (от лат. rapidus - скорый, быстрый, сильный) - лекарственные формы с модифицированным (ускоренным) наступлением действия лекарственного средства

Таблетки многофазные — таблетки пролонгированные, получаемые путем прессования смеси гранулятов, имеющих обычно различный цвет и разную скорость высвобождения одного и того же ЛВ.

Таблетки рапид ретард — таблетки с двухфазным высвобождением, содержащие смесь микрогранул с быстрым и с
пролонгированным высвобождением ЛВ. Обеспечивают быстрое
наступление эффекта и длительное действие ЛВ (Адалат СЛ).

Таблетки двухслойные — таблетки, полученные из раздельно
приготовленных гранулятов, образующих два отчетливо видных
слоя (часто различного цвета), обычно с целью разделения несовместимых ЛВ. Разновидностью двухслойных таблеток являются таблетки с прессованным покрытием. Могут предназначаться для обеспечения двухфазного высвобождения ЛВ.

Таблетки плавающие — таблетки, образующие в организме
гидродинамически стабилизированную систему. Таблетки «плавают» в содержимом желудка 2—3 ч, постепенно распадаясь и
равномерно высвобождая ЛВ.

Таблетки с микрокапсулами — пероральные таблетки с контролируемым высвобождением ЛВ, представляющие собой прессованную многослойную таблетку, средний слой которой состоит из микрокапсул, содержащих ЛВ. Внешние слои состоят из
гранул вспомогательного вещества, предохраняющего микрокапсулы от механического разрушения (удар, сжатие). (Нифелат 20, Нитронг, Сустак Мите, Сустак Форте).

Критерии оценки:

  • соответствие терминов теме;
  • многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;
  • соответствие оформления требованиям;
  • работа сдана в срок.

Оценка 5 «отлично» выставляется, если глоссарий содержит не менее 20 терминов, содержание соответствуют теме, имеется точная формулировка термина в именительном падеже; представлена содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина; приведены примеры, эстетически оформлен; представлен на контроль в срок.

Оценка 4 «хорошо» выставляется, если глоссарий содержит менее 20, но более 15 терминов; все термины соответствуют теме; имеется точная формулировка термина в именительном падеже; имеется содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина; приведены примеры, эстетически оформлен; представлен на контроль в срок.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если глоссарий содержит менее 15 терминов, 50% из них соответствуют теме, содержательная часть представлена кратко, доступно для читателя, не приведены примеры; оформлен небрежно; не представлен на контроль в срок.

        Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется, если глоссарий содержит менее 10 терминов, менее 50% из них соответствуют теме, содержательная часть представлена кратко, не доступно для читателя, не приведены примеры; оформлен небрежно; не представлен на контроль в срок. Та же оценка ставится, если работа не выполнена.

  1. Методические  рекомендации по оформлению рецептов

Общая рецептура – это раздел лекарствоведения о правилах выписывания в рецептах лекарственных форм.

В результате освоения учебной дисциплины Фармакология обучающийся должен уметь выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы и знать лекарственные формы.

        Правила выписывания лекарственных форм указаны в учебных пособиях «Твёрдые лекарственные формы», «Мягкие лекарственные формы», «Жидкие лекарственные формы», «Лекарственные формы для инъекций».

Требования к оформлению.

  • по заданию преподавателя обучающийся самостоятельно выписывает рецепты в ученической тетради с использованием учебных пособий и с указанием темы занятия;
  • работа представляется в обозначенные преподавателем сроки.

Критерии оценки:

  • соответствие рецептов заданию преподавателя;
  • соблюдение правил выписывания лекарственных форм;
  • соответствие оформления требованиям;
  • работа сдана в срок.

Оценка 5 «отлично» выставляется, если рецепты соответствует заданной теме, рецепты выписаны правильно, работа оформлена аккуратно и

представлена  на контроль в срок.

Оценка 4 «хорошо» выставляется, если рецепты соответствует заданной теме, в прописях рецептов допущены две-три ошибки, работа оформлена аккуратно и представлена  на контроль в срок.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если выписаны не все рецепты, в прописях допущены существенные ошибки, работа оформлена небрежно и не представлена  на контроль в срок.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется, если рецепты не соответствует заданной теме, обучающийся не смог выполнить задание, работа оформлена небрежно, не представлена на контроль в срок. Та же ставится оценка, если рецепты не выписаны.

  1. Методические рекомендации по составлению кроссворда

Кроссворд (англ. «cross» — пересечение и «word» — слово) и переводится как «крест-слово», отсюда и другое название кроссворда — «крестословица».

Учебный кроссворд - это дидактическая игра, своеобразная самопроверка, занимательный тест.

Самостоятельное составление кроссвордов способствует развитию умений ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать в печатном и электронном варианте, а также развитию творческих возможностей студентов.

Кроссворд по учебной дисциплине представляет собой сформированный в определенном виде перечень ответов на вопросы.

Кроссворд — это задача-головоломка; ее суть в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов.

        Общие требования при составлении кроссвордов

 Составляются кроссворды по тексту учебной литературы и конспектов.

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

1.Не допускается наличие «плашек» (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

3.Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

4.Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

5.Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

6.Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (табл. и др.).

7.Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.

Требования к оформлению (Приложение 2):

1. Кроссворд сдаётся в напечатанном виде

2. Рисунок кроссворда должен быть четким.

3. Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах: 1-й экз. - с заполненными словами; 2-й экз. - только с цифрами позиций.

4. Грамотно сформулированные задания к кроссворду.

5. Ответы на кроссворд публикуются отдельно

 Создание кроссвордов с применением Microsoft Word,Microsoft Excel.

Первый способ.

Создание кроссворда в MS Word.

Основные приемы.

 Создание сетки графическим методом; при этом все элементы должны быть сгруппированы

  • Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются
  • Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками
  • Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде выносок к соответствующим клеткам.

Требования к созданию кроссворда в MS Word.

  • Наличие сетки.
  • Наличие нумерации.
  • Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду.
  • Наглядное оформление и расположение кроссворда на странице

Второй способ.

Создание кроссворда в Microsoft Excel.

Основные приемы

  • Сетка кроссворда создается путем обозначения границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы они получились квадратными.
  • Задания к кроссворду могут быть расположены обычным образом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация.
  • Проверка правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования (например, если в ячейку введена правильная буква, то ячейка заливается определенным цветом или идет подсчет верных букв в словах).

Требования к созданию кроссворда в Microsoft Excel.

  • Наличие сетки.
  • Наличие нумерации.
  • Наличие грамотного сформулированных заданий к кроссворду.
  • Наглядное оформление и расположение кроссворда на рабочем листе.
  • Наличие проверки правильности решения кроссворда.

 

Требования, предъявляемые к оформлению кроссворда

Объект унификации

Параметры унификации

Параметры страницы

Формат листа бумаги А4 Поля (мм)

Левое – 30 мм, Верхнее и Нижнее – 20 мм , Правое – 10 мм

Шрифт

Размер шрифта –14 пунктов

Название шрифта –Times New Roman Начертание – Обычный

Цвет – Чёрный

Абзац

Междустрочный интервал –Полуторный Отступ первой строки – 1,25 см (5 знаков)

Общий вид

1 лист – титульный

 2 лист – пустой кроссворд

3 лист – вопросы к кроссворду

4 лист – заполненный кроссворд

Общий объём

Кроссворд содержит 20-25 слов

На титульном листе внизу - справа указать ФИО и № группы.

Кроссворд сложить в файл.

Критерии оценивания

  1. Оценивание кроссвордов осуществляется малой группой (двумя студентами).
  2. Студент передаёт свой незаполненный кроссворд напарнику, который решает его.
  3. После решения кроссворда, студенты получают ответы и производят самопроверку.
  4. В результате самопроверке студент выставляет оценку по критериям.
  5. А так же студент выставляет оценку своему напарнику, который
    составлял кроссворд согласно критериям

 Критерии оценивания задания для студента, решающего кроссворд.

Критерии оценивания задания для студента, составившего кроссворд

Показатель

Баллы

Соответствие кроссворда тематике

5

Легкость понимания вопросов и ответов

2

Лаконичность

2

Правильность оформления

5

Максимально составитель кроссворда может набрать 14 баллов

Количество баллов

Оценка

13 -14

5 (отлично)

10-12

4 (хорошо)

7 - 9

3 (удовлетворительно)

Менее 7

2 (неудовлетворительно)

Из итоговой оценки вычитаются баллы, если

Приведён неправильный ответ

-1 балл

Задан некорректный вопрос или ответ

-1 балл

  1. Методические рекомендации по составлению опорного конспекта

Конспект, план-конспект – это работа с другим источником.

Цель – зафиксировать, переработать тот или иной учебный, научный текст.

Вам понадобятся: 

1.Учебная литература

2.Тетрадь

3. Карандаш и линейка

4. Выделители текста.

Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта.

 План-конспект представляет собой более детальную проработку источника: составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные. К каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.

Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.

Опорный конспект должен содержать все то, что обучающийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.

Основные требования к содержанию опорного конспекта

                1.Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.

        2.Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта 

        1.Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.

        2.По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса.

        3.Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.

        4.Не должен содержать сплошного текста.

        5.Должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

Методика составления опорного конспекта 

        1.Разбить текст на отдельные смысловые пункты.

        2.Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.

        3.Придать плану законченный вид (в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).

        4.Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.

Критерии оценки самостоятельной работы по составлению опорного конспекта:

соответствие материала конспекта заданной теме;

четкая структура конспекта;

правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по законспектированному материалу;

правильность оформления конспекта.

Оценка 5 «отлично» выставляется, если материал конспекта соответствует заданной теме, конспект имеет четкую структуру, ответы на вопросы четкие, правильные, лаконичные, конспект оформлен аккуратно и

представлен  на контроль в срок.

Оценка 4 «хорошо» выставляется, если материал конспекта соответствует заданной теме, в структуре конспекта допущены две-три ошибки, ответы на вопросы правильные, лаконичные, конспект оформлен аккуратно и представлен  на контроль в срок.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если материал конспекта частично соответствует заданной теме, в структуре и ответах конспекта допущены существенные ошибки, конспект оформлен небрежно и не представлен  на контроль в срок.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется, если материал конспекта не соответствует заданной теме, обучающийся не смог дать правильные лаконичные ответы, оформлен небрежно, не представлен на контроль в срок. Та же оценка ставится, если опорный конспект не составлен.

  1. Методические рекомендации по составлению графологической структуры темы

Составление графологической структуры – это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках логической схемы с наглядным графическим ее изображением.

В отличие от других способов графического отображения информации (таблиц, рисунков, схем) графологическая структура делает упор на логическую связь элементов между собой, графика выступает в роли средства выражения (наглядности).

Для того чтобы составить графологическую схему студенту необходимо:

изучить информацию по теме;

провести системно-структурный анализ содержания, выделить главное (ядро), второстепенные элементы и взаимную логическую связь;

выбрать форму (оболочку) графического отображения;

собрать структуру воедино (покрыть ядро оболочкой);

критически осмыслить вариант и попытаться его модифицировать (упростить в плане устранения избыточности, повторений);

провести графическое и цветовое оформление;

составить краткий логический рассказ о содержании работы и озвучить его на занятии, либо работу сдать в срок преподавателю.

Требования к составлению логических схем

  • простота (минимальное количество схемных элементов и их связей)
  • целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т. д.)
  • наглядность схемы (цветовое решение и т.д.)

Образец графологической структуры темы: «Адренергические лекарственные средства»

Критерии оценки: 

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • соответствие оформления требованиям;
  • аккуратность и грамотность изложения и представления работы;
  • работа сдана в срок.

Оценка 5 «отлично» выставляется, если содержание материала соответствует заданной теме, представлена правильная структурированная информация, имеется логическая связь изложенной информации, работа оформлена аккуратно и представлена  на контроль в срок.

Оценка 4 «хорошо» выставляется, если материал соответствует заданной теме, в структуре допущены две-три ошибки, имеется логическая связь изложенной информации, работа оформлена аккуратно и представлена  на контроль в срок.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если материал частично заданной теме, в структуре допущены существенные ошибки, работа оформлена небрежно и не представлена  на контроль в срок.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется, если материал не соответствует заданной теме, обучающийся не смог представить правильную структурированную информацию по теме, работа оформлена небрежно, не представлена на контроль в срок. Та же оценка ставится, если графологическая структура темы не составлена.

  1. Методические рекомендации по составлению классификации лекарственных средств

Лекарственное средство (далее ЛС) – это фармакологическое  средство, разрешенное к применению уполномоченными органами страны с целью лечения, профилактики и диагностики заболевания.

Единой, универсальной классификации лекарственных средств   не существует. Исторически сложились классификации, предусматривающие разделение лекарственных средств по следующим принципам:

  • по химическому строению (стероиды, барбитураты, бензодиазепины, гликозиды и т.д.);
  • по фармакологическому действию (антиаритмики, бронхолитики, вазодилататоры и т.д.);
  • по механизму действия (угнетающие холинергическую передачу в ЦНС; анорексигенные, т.е. подавляющие аппетит); центрального действия и т.д.;
  • по месту приложения эффекта (бета-адреноблокаторы, селективные блокаторы кальциевых каналов, агонисты опиоидных рецепторов и т.д.);
  • по терапевтической направленности действия или по нозологическим формам (для лечения сахарного диабета, артериальной гипертензии, обезболивающие и т.д.).

Для составления классификации ЛС Вам понадобятся: 

1.Учебная литература или конспект теоретического материала

2.Тетрадь

3. Ручка

4. Выделители текста.

Для того чтобы составить классификацию ЛС студенту необходимо:

  • изучить информацию по теме;
  • провести системно-структурный анализ содержания, выделить главное;
  • составить классификацию по заданной теме.

Требования к оформлению.

  • классификация ЛС  составляется в  ученической тетради;
  • работа оформляется  в соответствии с указанным примером.
  • работа представляется в обозначенные преподавателем сроки.

Пример составления классификации лекарственных средств «Антибиотики»:

1. В зависимости от происхождения.

  1. Природные (натуральные).
  2. Полусинтетические – на начальной стадии производства вещество получают из натурального сырья, а затем продолжают искусственно синтезировать препарат.
  3. Синтетические.
  1. В зависимости от воздействия.
  1. Антибактериальные.
  2. Противоопухолевые.
  3. Противогрибковые.
  1. По типу действия:
  1. бактериостатические - задерживают рост и размножение микроорганизмов (тетрациклины, левомицетин, эритромицин, олеандомицин)
  2. бактерицидные – вызывают  гибель микроорганизмов (пенициллины, цефалоспорины, полимиксин, противогрибковые антибиотики).
  1. По спектру действия:
  1. узкого спектра: антибиотики, действующие преимущественно на грамположительные микроорганизмы ( пенициллины, эритромицин, олеандомицин, новобиоцин, ристомицин, линкомицин), на грамотрицательные микроорганизмы (полимиксины).
  2. антибиотики широкого спектра действия, т. е. активные против грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов (тетрациклины, левомицетин, стрептомицин, цефалоспорины, аминогликозиды).
  3. антибиотики, подавляющие рост патогенных грибов. К этой группе относятся нистатин, леворин, гризеофульвин и др.
  1. По химической структуре:

Содержащие в структуре бета-лактамное кольцо:

  • пенициллины
  • цефалоспорины
  • карбапенемы
  • монобактамы.

Макролиды и азалиды: эритромицин, азитромицин.

Тетрациклины: тетрациклин и др.

Группа левомицетина.

Аминогликозиды: стрептомицин, гентамицин и др.

Циклические полипептиды (полимиксины).

Линкозамиды: линкомицин, клиндамицин и др.

Гликопептиды: ванкомицин и др.

Рифампицины.

Полимиксины.

Разные: фузидиевая кислота, фузафунжин и др.

Форма контроля и критерии оценки:

Оценка 5 «Отлично»: 50- 45 баллов;

Оценка 4 «Хорошо»: 44- 30 баллов;

Оценка 3 «Удовлетворительно»: 29 - 20 баллов;

Классификация требует доработки: менее 20 баллов.

Критерии оценки:

  • содержательность терминов - максимально 10 баллов;
  • точная передача основных положений первоисточника - 10 баллов;
  • соответствие оформления требованиям- 10 баллов;
  • грамотность изложения- 10 баллов;
  • работа сдана в срок- 10 баллов.
  1. Методические рекомендации по составлению тестового задания

Педагогический тест — это инструмент оценивания обученности обучающихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Составление тестов и эталонов ответов к ним - эго вид самостоятельной работы по закреплению изученной информации путем её дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа).

Вы должны знать, что существуют различные виды тестов. Прежде чем составлять свой тест, определите его вид, т.к. от этого будет зависеть техника построения теста.

Виды тестовых заданий:

  1. тестовые задания закрытого типа - каждый вопрос сопровождается готовыми  вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных:

Варианты тестовых заданий закрытого типа:
множественный выбор - испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка;
альтернативный выбор - испытуемый должен ответить «да» или «нет»;
установление соответствия - испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков;

установление последовательности - испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности;

2) тестовые задания открытого типа - на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и
т.д.).

Варианты тестовых заданий открытого типа:

свободное изложение - испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на ответы в задании не накладываются;

дополнение - испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение).

Тестовые задания в одном тесте могут быть как одного вида, так и представлять собой комбинацию разных видов.

При составлении тестов необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к тестовым заданиям.

К ним относят:

  • Действенность теста - это четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний.
  • Определенность теста - это означает, что, читая его. Вы хорошо понимаете, какую деятельность должны выполнить испытуемые, какие знания продемонстрировать и в каком объеме.
  • Простота теста - означает наличие в нем четкой и прямой формулировки задания на деятельность. Используйте в заданиях такие формулировки как «укажите», «перечислите», «сформулируйте» и т.п.
  • Однозначность теста - предполагает, что правильный ответ существует только один (несколько вариантов ответа может быть в заданиях с множественным выбором).

Алгоритм самостоятельной работы по составлению тестов:

  1. Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме.
  2. Проведите системный анализ содержания изучаемой темы. Выделите наиболее существенные вопросы учебного материала, разбейте каждый вопрос на понятия, подлежащие усвоению.
  3. Составьте вопросы теста и варианты ответов к ним.
    Особое внимание обратите на грамотное правописание тестовых заданий, на правильное употребление профессиональной лексики.
  4. Создайте эталоны ответов к тесту (лист правильных ответов, ключ к тесту).
  5. В листе правильных ответов указывается номер задания и цифровое, буквенное или словесное обозначение правильного ответа.
  6. Оформите тест (Приложение 3)

Пример составления тестовых заданий закрытого типа:

        В предложенном вопросе выберите один правильный ответ:

  1. Укажите побочное действие гипотиазида:
  1. Канцерогенность
  2. Гипокалиемия
  3. Коллапс
  4. Бронхоспазм
  1. Установите соответствие между фармакологической группой  и  лекарственным средством:
  1. Блокаторы рецепторов ангиотензина II                                А. Лозартан
  2. Блокаторы кальциевых каналов                                            Б. Нифедипин
  3. Ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента      В. Эналаприл
  4. β- адреноблокаторы                                                       Г. Метопролол
  1. Расположите в порядке увеличения  дозы лекарственных средств:
  1. 0,0075
  2. 0,000125
  3. 0,1
  4. 0,05

Пример оформления эталона ответов

  1. Б
  2. 1- А; 2 –Б; 3-В; 4-Г
  3.  Б, А, Г, В

Пример составления тестовых заданий открытого типа:

В предложенном вопросе допишите слово или словосочетание:

  1. Феназепам, сибазон, хлозепид, тофизопам являются ____________
  2. Морфин, промедол, омнопон, фентанил являются __________________

Пример оформления эталона ответов

  1. транквилизаторами
  2. наркотическими анальгетиками

Критерии оценки самостоятельной работы по составлению тестов:

соответствие содержания тестовых заданий теме:

включение в тестовые задания наиболее важной информации;

разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;

наличие правильных эталонов ответов;

качество оформления теста (аккуратность, эстетичность, оригинальность);

тесты представлены на контроль в срок.


         Оценка  5 «отлично»  выставляется, если тестовые задания содержат не менее 19- 20 слов информации; эстетически оформлены; содержание соответствует теме; грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены без ошибок; представлены на контроль в срок.

Оценка 4 «хорошо» выставляется, если тестовые задания содержит не менее 19-20 слов информации; эстетически оформлены; содержание соответствует теме; не достаточно грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены с незначительными ошибками; представлены на контроль в срок.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если тестовые задания содержат менее 15 слов информации; оформлены небрежно; содержание поверхностно соответствует теме; не совсем грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены с ошибками; не представлены на контроль в срок.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется, если тестовые задания содержат менее 10 слов информации; оформлены небрежно; содержание не соответствует теме; не грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены с ошибками; не представлены на контроль в срок.

  1. Методические рекомендации по составлению таблицы

Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме - это вид самостоятельной работы по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы.

В рамках сводной таблицы могут наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал).

1) Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме.

2) Проанализируйте учебный материал, выявите необходимые и достаточные для заполнения сравнительной таблицы сведения (характерные признаки, черты, виды и т.д.).

3) Ознакомьтесь с образцом оформления таблицы (при наличии).

4) Таблице присваивается название. Продумайте и начертите сетку таблицы. Обозначьте заголовки граф таблицы.

5) Заполните таблицу.

Содержание таблицы полностью должно соответствовать заданной теме.

Не следует вносить излишнюю информацию, не принадлежащую рассматриваемой  теме.

Представленный материал должен быть кратко и лаконично сформулирован.

Не допускайте пустых незаполненных граф.

  1. Проверьте структурированность материала, наличие логической связи изложенной информации.

Требования к оформлению.

  • таблица составляется в  ученической тетради, можно воспользоваться  программами WORD и EXEL (Приложение 4)
  • работа оформляется  в соответствии с указанным примером.
  • работа представляется в обозначенные преподавателем сроки.


Пример составление таблицы

Таблица 1

Сравнительная характеристика сердечных гликозидов

Группы Препаратов

Физ-хим. свойства

Адсорбция в киш-ке

Связь с белками

Биотранс- формация

Кумуля-ция

Экскреция

Начало эффекта

Продолж. действия

1. Дигитоксин, ацедоксин, кордигит

Неполяр-ные

Пол-ностью

Прочная

В печени почти полностью

Выражена

С желчью, мочой, фекалиями

2 часа (per os)

2-3 недели  

2. Дигоксин, целанид, медилазид, адонизид, настой травы горицвета, лантозид, клифт

Умерен-но поляр-ные

Частично

Менее прочная

Частично в печени

Менее выражено

В основном с мочой, фекалиями

2 часа (per os) 5-30 минут (при введении в вену)

2-7 дней

Строфантин, коргликон

Поляр-ные

Плохая, разру-шаются

Не связывается

Не превращаются

Нет

С мочой

3-10 минут

1-3 дня

К критериям оценки самостоятельной работы по составлению сводной (обобщающей) таблицы относятся:

  • соответствие содержания изучаемой теме;
  • логичность структуры таблицы;
  • правильный отбор информации;
  • наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
  • аккуратность выполнения работы;
  • работа сдана в срок.

Оценка 5 «отлично» выставляется, если содержание материала соответствует заданной теме, представлена правильная структурированная информация, представлен обобщающий характер изложения информации, работа оформлена аккуратно и представлена  на контроль в срок.

Оценка 4 «хорошо» выставляется, если содержание материала соответствует заданной теме, в представленной информации допущены две-три ошибки, имеется логическая связь изложенной информации, работа оформлена аккуратно и представлена  на контроль в срок.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если материал частично соответствует заданной теме, в представленной информации допущены существенные ошибки, работа оформлена небрежно и не представлена  на контроль в срок.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется, если материал не соответствует заданной теме, обучающийся не смог представить правильную информацию по теме, работа оформлена небрежно, не представлена на контроль в срок. Та же оценка ставится, если таблица темы не составлена.

  1.  Методические рекомендации по составлению алгоритма первой помощи

Алгоритм – это инструкция о том, в какой последовательности нужно выполнить действия при переработке исходного материала в требуемый результат.

Основные свойства алгоритма:

1.Результативностьозначает возможность получения результата после выполнения конечного количества операций.

2.Определенностьсостоит в совпадении получаемых результатов независимо от пользователя и применяемых технических средств.

3.Массовостьзаключается в возможности применения алгоритма к целому классу однотипных задач, различающихся конкретными значениями исходных данных.

4.Дискретность— возможность расчленения процесса вычислений, предписанных алгоритмом, на отдельные этапы, возможность выделения участков программы с определенной структурой.

На практике получили известность два способа изображения алгоритмов: 1) в виде пошагового словесного описания: при словесно-формульном способе алгоритм записывается в виде текста с формулами по пунктам, определяющим последовательность действий.

2) в виде блок-схем: при блоксхемномописании алгоритм изображается геометрическими фигурами (блоками), связанными по управлению линиями (направлениями потока) со стрелками. В блоках записывается последовательность действий.

Пример составления алгоритма первой помощи при интоксикации м-холиноблокаторами:

1. При пероральном отравлении — промывание желудка через зонд, обильно смазанный вазелиновым маслом. Форсированный диурез.

2. В коматозном состоянии при отсутствии резкого возбуждения — пилокарпин (1 мл 1%-ного раствора) повторно, прозерин (1 мл0, 05%-ного раствора) под кожу повторно.

3. При возбуждении — аминазин (2 мл 2,5%-ного раствора), лучше тизерцим (2 мл 2,5%-ного раствора), димедрол (2мл 2%-ного раствора),
промедол (2 мл 1%-ного раствора) под кожу
или барбитураты короткого действа тиопентал-натрий (2,5%-ный раствор), гексенал (3-4 мл 2,5%-ного раствора) внутривенно с перерывом по 30 с (до 10-15 мл). При резкой гипертермин — амидопирин (10-20 мл 4%-ного раствора), анальгин (1-2 мл 50%-ного раствора) или реопирин (5 мл) внутримышечно, пузырь со льдом на голову и паховые области, обертывание влажной простыней и обдувание вентилятором

Источник: Фармакология: учебник / Н. И. Федюкович, Э. Д. Рубан. — Изд. 9-е, перераб. и доп. — Ростов н /Д: Феникс, 2012. — 700 с. : ил. — (Среднее профессиональное образование). ISBN 978-5-222-19112-5

Требования к оформлению.

  • алгоритм первой помощи составляется в  ученической тетради;
  • работа оформляется  в соответствии с указанным примером.
  • работа представляется в обозначенные преподавателем сроки.

Критерии оценки самостоятельной работы по составлению алгоритма первой помощи:

  • соответствие материала написанного алгоритма заданной теме;
  • четкая структура алгоритма;
  • правильная и  четкая последовательность действий;
  • правильность оформления алгоритма;
  • работа сдана с срок.

Оценка 5 «отлично» выставляется, если алгоритм соответствует заданной теме, имеет четкую структуру, составлена правильная и  четкая последовательность действий,  оформлен аккуратно и представлен  на контроль в срок.

Оценка 4 «хорошо» выставляется, если алгоритм соответствует заданной теме, в алгоритме допущены две-три ошибки, составлена правильная и  четкая последовательность действий,  оформлен аккуратно и представлен  на контроль в срок.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если содержание алгоритма частично соответствует заданной теме, в алгоритме допущены существенные ошибки, оформлен небрежно и не представлен  на контроль в срок.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется, если содержание алгоритма не соответствует заданной теме, обучающийся не смог составить правильную  и  четкую последовательность действий, оформлен небрежно, не представлен на контроль в срок. Та же оценка ставится, если алгоритм не составлен.


Задания для самостоятельной работы

Тема 1.1. Введение в рецептуру. Лекарственные формы

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме тезисного плана

Норма времени: _1_час

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка тезисного плана

Задание 1 . Подготовка тезисного плана на темы:

  • Значение работ И.П.Павлова в области фармакологии
  • Особенности дозирования лекарств в детском и пожилом возрасте

Формат выполненной работы: тезисный план

Критерии оценки тезисного плана: содержательность тезисов, точная передача основных положений первоисточника, соответствие оформления требованиям, грамотность изложения, тезисы сданы в срок.

Контроль выполнения: защита тезисного плана на учебных занятиях

Тема 1.2. Твердые и мягкие лекарственные формы

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме рецептов и глоссария, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _3_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Оформление рецептов по заданию преподавателя с использованием учебных пособий, составление глоссария темы

Задание 1. Оформление рецептов по заданию преподавателя с использованием учебных пособий по теме

Формат выполненной работы: рецептурные прописи

Критерии оценки рецептов: соответствие рецептов заданию преподавателя, соблюдение правил выписывания лекарственных форм, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Составление глоссария на темы:

  • «Современные модифицированные твердые лекарственные формы»
  • «Современные модифицированные мягкие лекарственные формы»

Формат выполненной работы: глоссарий

Критерии оценки глоссария: соответствие терминов теме, многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 1.3. Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме рецептов и глоссария, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _3_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Оформление рецептов по заданию преподавателя с использованием учебных пособий, составление глоссария темы

Задание 1. Оформление рецептов по заданию преподавателя с использованием учебных пособий по теме

Формат выполненной работы: рецептурные прописи

Критерии оценки рецептов: соответствие рецептов заданию преподавателя, соблюдение правил выписывания лекарственных форм, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Составление глоссария на тему:

  • «Современные модифицированные жидкие лекарственные формы»

Формат выполненной работы: глоссарий

Критерии оценки глоссария: соответствие терминов теме, многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 2.1. Общая фармакология

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме глоссария и кроссворда, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _3_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Составление глоссария темы, составление кроссворда по теме

Задание 1. Составление глоссария темы:

  • Факторы, влияющие на действие лекарственных средств в организм
  • Комбинированное применение лекарственных средств
  • Виды лекарственной терапии

Формат выполненной работы: глоссарий

Критерии оценки глоссария: соответствие терминов теме, многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Составление кроссворда по теме:

  • Факторы, влияющие на действие лекарственных средств в организм
  • Комбинированное применение лекарственных средств
  • Виды лекарственной терапии

Формат выполненной работы: кроссворд

Критерии оценки кроссворда: указаны выше

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 3.1. Антисептические и дезинфицирующие лекарственные средства

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме рецептов и глоссария, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Оформление рецептов по заданию преподавателя с использованием учебных пособий, составление глоссария темы

Задание 1. Оформление рецептов по заданию преподавателя с использованием учебных пособий по теме

Формат выполненной работы: рецептурные прописи

Критерии оценки рецептов: соответствие рецептов заданию преподавателя, соблюдение правил выписывания лекарственных форм, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Составление глоссария на темы:

  • Производные нитрофурана. Применение препаратов фурацилина и фуразолидона.
  • Щелочи: особенности действия и применения растворов аммиака, растворов натрия гидрокарбоната.
  • Неорганические кислоты: салициловая, борная, бензойная, особенности действия, показания к применению.

Формат выполненной работы: глоссарий

Критерии оценки глоссария: соответствие терминов теме, многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 3.2. Антибиотики

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме рецептов, опорного конспекта, глоссария, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _4_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорного конспекта,  

выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой; составление глоссария темы

Задание 1. Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой по теме

Формат выполненной работы: рецептурные прописи

Критерии оценки рецептов: соответствие рецептов заданию преподавателя, соблюдение правил выписывания лекарственных форм, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Составление опорного конспекта на темы:

  • История открытия антибиотиков
  • Полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, оксациллин, ампиокс, карбенициллин), спектр и тип действия, кратность введения, разведение,  побочные эффекты.
  • Хлорамфеникол (левомицетин), тип и спектр действия, механизм действия, показания к применению,  побочные эффекты.
  • Левомицетины (левомицетин, синтомицин), спектр и тип действия, особенности применения, побочные эффекты, противопоказания.

Формат выполненной работы: опорный конспект

Критерии оценки конспекта: соответствие материала конспекта заданной теме, четкая структура конспекта, правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по законспектированному материалу, правильность оформления конспекта.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 3. Составление глоссария на темы:

  • История открытия антибиотиков
  • Полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, оксациллин, ампиокс, карбенициллин), спектр и тип действия, кратность введения, разведение,  побочные эффекты.
  • Хлорамфеникол (левомицетин), тип и спектр действия, механизм действия, показания к применению,  побочные эффекты.
  • Левомицетины (левомицетин, синтомицин), спектр и тип действия, особенности применения, побочные эффекты, противопоказания.

Формат выполненной работы: глоссарий

Критерии оценки глоссария: соответствие терминов теме, многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 3.3. Синтетические противомикробные средства

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме опорного конспекта, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _1_час

Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорного конспекта

Задание 1. Составление опорного конспекта на тему: «Открытие сульфаниламидных препаратов»

Критерии оценки конспекта: соответствие материала конспекта заданной теме, четкая структура конспекта, правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по законспектированному материалу, правильность оформления конспекта.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 3.4. Противотуберкулезные, противоспирохетозные, противопротозойные, противомикозные, противовирусные,
противоглистные средства

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме рецептов и классификации, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Составление классификации химиотерапевтических средств по  химической структуре, по спектру и типу действия, по очередности применения; Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой.

Задание 1. Составить классификацию химиотерапевтических средств по  химической структуре, по спектру и типу действия, по очередности применения на темы:

  • Противовирусные средства: (ремантадин, оксолин, арбидол, интерферон-альфа человеческий лейкоцитарный)
  • Особенности применения противовирусных средств, противопоказания к применению.
  • Противогельминтные средства (левамизол, никлозамид (фенасал), левамизол (декарис).

Формат выполненной работы: классификация лекарственных средств

Критерии оценки классификации: содержательность терминов, точная передача основных положений первоисточника, соответствие оформления требованиям, грамотность изложения, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой по теме

Формат выполненной работы: рецептурные прописи

Критерии оценки рецептов: соответствие рецептов заданию преподавателя, соблюдение правил выписывания лекарственных форм, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 3.5. Лекарственные средства, влияющие на афферентную нервную систему

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме графологической структуры, рецептов, опорного конспекта, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Составление графологической структуры темы;  Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой; Составление опорного конспекта

Задание 1. Составить графологическую структуру темы

Формат выполненной работы: графологическая структура темы

Критерии оценки: соответствие содержания теме, правильная структурированность информации, наличие логической связи изложенной информации, соответствие оформления требованиям, аккуратность и грамотность изложения и представления работы, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой на лекарственные средства, влияющие на афферентную нервную систему

Формат выполненной работы: рецептурные прописи

Критерии оценки рецептов: соответствие рецептов заданию преподавателя, соблюдение правил выписывания лекарственных форм, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 3. Составление опорного конспекта на темы:

  • Лекарственные растения, обладающие вяжущим действием,
  • Вещества, возбуждающие чувствительные нервные окончания: раздражающие средства: препараты, содержащие эфирные масла (ментол, валидол, масло эвкалиптовое, терпентинное, гвоздичное, камфора, горчичники)
  • Препараты, содержащие яды пчел (апизартрон) и яды змей (випросал, випратокс)

Критерии оценки конспекта: соответствие материала конспекта заданной теме, четкая структура конспекта, правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по законспектированному материалу, правильность оформления конспекта.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 3.6. Лекарственные средства, влияющие на эфферентную нервную систему

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме графологической структуры, рецептов, опорного конспекта, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _4_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Составление графологической структуры темы;  Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой; Составление опорного конспекта

Задание 1. Составить графологическую структуру по холинотропным и адренотропным лекарственным средствам

Формат выполненной работы: графологическая структура темы

Критерии оценки: соответствие содержания теме, правильная структурированность информации, наличие логической связи изложенной информации, соответствие оформления требованиям, аккуратность и грамотность изложения и представления работы, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой по теме

Формат выполненной работы: рецептурные прописи

Критерии оценки рецептов: соответствие рецептов заданию преподавателя, соблюдение правил выписывания лекарственных форм, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 3. Составление опорного конспекта на темы:

  • Понятие об эфферентной иннервации, о синапсе и медиаторах.
  • Отравление беленой, дурманом, мухомором
  • Токсикология никотина.

Критерии оценки конспекта: соответствие материала конспекта заданной теме, четкая структура конспекта, правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по законспектированному материалу, правильность оформления конспекта.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 3.7. Лекарственные средства, влияющие на центральную нервную систему

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме графологической структуры, рецептов, опорного конспекта, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _3_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Составление графологической структуры темы;  Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой; Составление опорного конспекта

Задание 1. Составить графологическую структуру темы

Формат выполненной работы: графологическая структура темы

Критерии оценки: соответствие содержания теме, правильная структурированность информации, наличие логической связи изложенной информации, соответствие оформления требованиям, аккуратность и грамотность изложения и представления работы, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой по теме

Формат выполненной работы: рецептурные прописи

Критерии оценки рецептов: соответствие рецептов заданию преподавателя, соблюдение правил выписывания лекарственных форм, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 3. Составление опорного конспекта на темы:

  • Социальные аспекты наркомании среди молодежи
  • Современные средства для наркоза,
  • Лекарственные средства, улучшающие мозговое кровообращение
  • Этанол (спирт этиловый): резорбтивное действие, острое отравление, алкогольная зависимость, средства ее лечения (тетурам, эспераль)

Критерии оценки конспекта: соответствие материала конспекта заданной теме, четкая структура конспекта, правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по законспектированному материалу, правильность оформления конспекта.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 3.8. Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме графологической структуры, рецептов, опорного конспекта, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Составление графологической структуры темы;  Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой; Составление опорного конспекта

Задание 1. Составить графологическую структуру темы

Формат выполненной работы: графологическая структура темы

Критерии оценки: соответствие содержания теме, правильная структурированность информации, наличие логической связи изложенной информации, соответствие оформления требованиям, аккуратность и грамотность изложения и представления работы, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой по теме

Формат выполненной работы: рецептурные прописи

Критерии оценки рецептов: соответствие рецептов заданию преподавателя, соблюдение правил выписывания лекарственных форм, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 3. Составление опорного конспекта на темы:

  • Современные бронхолитики
  • Фитотерапия заболеваний верхних дыхательных путей

Критерии оценки конспекта: соответствие материала конспекта заданной теме, четкая структура конспекта, правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по законспектированному материалу, правильность оформления конспекта.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 3.9. Лекарственные средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме графологической структуры, рецептов, опорного конспекта, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _6_часов

Самостоятельная работа обучающихся: Составление графологической структуры темы;  Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой; Составление опорного конспекта

Задание 1. Составить графологическую структуру темы

Формат выполненной работы: графологическая структура темы

Критерии оценки: соответствие содержания теме, правильная структурированность информации, наличие логической связи изложенной информации, соответствие оформления требованиям, аккуратность и грамотность изложения и представления работы, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой по теме

Формат выполненной работы: рецептурные прописи

Критерии оценки рецептов: соответствие рецептов заданию преподавателя, соблюдение правил выписывания лекарственных форм, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 3. Составление опорного конспекта на темы:

  • Современные антигипертензивные средства
  • Современные формы выпуска нитроглицерина  и способы применения
  • Фитотерапия гипертонической болезни
  • Современные модифицированные гипотензивные средства

Критерии оценки конспекта: соответствие материала конспекта заданной теме, четкая структура конспекта, правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по законспектированному материалу, правильность оформления конспекта.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 3.10. Мочегонные лекарственные средства. Лекарственные средства, влияющие на функцию миометрия

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме графологической структуры, рецептов, опорного конспекта, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Составление графологической структуры темы;  Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой; Составление опорного конспекта

Задание 1. Составить графологическую структуру темы

Формат выполненной работы: графологическая структура темы

Критерии оценки: соответствие содержания теме, правильная структурированность информации, наличие логической связи изложенной информации, соответствие оформления требованиям, аккуратность и грамотность изложения и представления работы, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой по теме

Формат выполненной работы: рецептурные прописи

Критерии оценки рецептов: соответствие рецептов заданию преподавателя, соблюдение правил выписывания лекарственных форм, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 3. Составление опорного конспекта на теме: «Фитотерапия отеков разного происхождения»

Критерии оценки конспекта: соответствие материала конспекта заданной теме, четкая структура конспекта, правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по законспектированному материалу, правильность оформления конспекта.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 3.11. Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме тестового задания, рецептов, опорного конспекта, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Составление тестовых заданий;  Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой; Составление опорного конспекта

Задание 1. Составить тестовые задания по теме

Формат выполненной работы: тестовые задания

Критерии оценки:  соответствие содержания тестовых заданий теме, включение в тестовые задания наиболее важной информации, разнообразие тестовых заданий по уровням сложности, наличие правильных эталонов ответов, качество оформления теста (аккуратность, эстетичность, оригинальность), тесты представлены на контроль в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой по теме

Формат выполненной работы: рецептурные прописи

Критерии оценки рецептов: соответствие рецептов заданию преподавателя, соблюдение правил выписывания лекарственных форм, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 3. Составление опорного конспекта на темы:

  • Современные гепатопротекторы
  • Лекарственные растения для лечения заболеваний печени

Критерии оценки конспекта: соответствие материала конспекта заданной теме, четкая структура конспекта, правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по законспектированному материалу, правильность оформления конспекта.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 3.12. Лекарственные средства, влияющие на систему крови. Плазмозамещающие растворы

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме кроссворда, рецептов, опорного конспекта, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Составление кроссворда;  Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой; Составление опорного конспекта

Задание 1. Составить кроссворд по теме

Формат выполненной работы: кроссворд

Критерии оценки:  указаны выше

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой по теме

Формат выполненной работы: рецептурные прописи

Критерии оценки рецептов: соответствие рецептов заданию преподавателя, соблюдение правил выписывания лекарственных форм, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 3. Составление опорного конспекта на темы:

  • Лекарственные растения, влияющие на свертываемость крови
  • Гирудотерапия
  • Современные плазмозамещающие средства

Критерии оценки конспекта: соответствие материала конспекта заданной теме, четкая структура конспекта, правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по законспектированному материалу, правильность оформления конспекта.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 3.13. Лекарственные препараты гормонов, их синтетические аналоги. Витаминные препараты

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме опорного конспекта, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _3_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорного конспекта

Задание 1. Составление опорного конспекта на темы:

  • Препараты гормонов гипофиза,  щитовидной железы, женских и мужских половых гормонов
  • Первые витамины. История открытия витаминов
  • Витамин С и другие витамины у нас на столе

Критерии оценки конспекта: соответствие материала конспекта заданной теме, четкая структура конспекта, правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по законспектированному материалу, правильность оформления конспекта.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 3.14. Противоаллергические средства. Иммунотропные средства

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме рецептов, опорного конспекта, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой; Составление опорного конспекта

Задание 1. Выписать  рецепты по заданию, пользуясь справочной литературой по теме

Формат выполненной работы: рецептурные прописи

Критерии оценки рецептов: соответствие рецептов заданию преподавателя, соблюдение правил выписывания лекарственных форм, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Составление опорного конспекта на темы:

  • Противоаллергические средства
  • Современные антигистаминные препараты

Критерии оценки конспекта: соответствие материала конспекта заданной теме, четкая структура конспекта, правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по законспектированному материалу, правильность оформления конспекта.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Тема 3.15. Противоопухолевые средства. Осложнения медикаментозной
терапии и их лечение

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме алгоритма и таблицы, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Составление алгоритма первой помощи, Составление таблицы

Задание 1. Составление алгоритма первой помощи на темы:

  • Интоксикация барбитуратами
  • Интоксикация наркотическими анальгетиками
  • Интоксикация сердечными гликозидами
  • Интоксикация М-холиноблокаторами

Формат выполненной работы: алгоритм первой помощи

Критерии оценки алгоритма:  соответствие материала написанного алгоритма заданной теме, четкая структура алгоритма, правильная и  четкая последовательность действий, правильность оформления алгоритма,  работа сдана с срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях

Задание 2. Составление таблицы на темы:

  • Современные антибластомные средства
  • Интоксикация барбитуратами
  • Интоксикация наркотическими анальгетиками
  • Интоксикация сердечными гликозидами
  • Интоксикация М-холиноблокаторами

Формат выполненной работы: таблицы

Критерии оценки таблицы: соответствие содержания изучаемой теме, логичность структуры таблицы, правильный отбор информации, наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации, аккуратность выполнения работы, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: защита работы на учебных занятиях


Литература

Основные источники:

Фармакология [Текст]: учебник/ Н. И. Федюкович, Э. Д. Рубан.– Изд. 14 –е. – ростов н/ Д: Феникс, 2016. – 702 с. : ил. – (Среднее медицинское образование). ISBN 978-5-222-26274-0

Дополнительные источники:

1. Гаевый М.Д., Гаевая Л.М. Фармакология с рецептурой. [Текст]: - 8- е
изд.стер М. : КНОРУС, 2011. – 384 с. ISBN 978-5-406-01363-2

2. Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. Фармакология с рецептурой [Текст]:  Учебник для медицинских и фармацевтических училищ и колледжей. – СПБ.: СпецЛит, 2000. – 831 с . ил. – ISBN 5 -299 -00026 X

3. Захаревский А.С. Фармакология с рецептурой [Текст]: Учебник / А.С.Захаревский, Б.Б. Кузьмицкий, Л.Д. Курлович. – Ми.: Выш. шк., 2004. – 304с.: ил. - ISBN 985-06-0886-2

4. Лекарственные средства[Текст]: под ред.Клюева. - Книжный дом Локус.2005-с768- ISBN 5-87791-022-1

5. Косарев В.В., Бабанов С.А.. Общая и клиническая фармакология [Текст]: учебник для медицинских училищ и колледжей /– Ростов н / Д: Феникс, 2010. – 477 с. –ISBN 978-5-222-17231-5

6. Крыжановский С.А., Вититнова М.Б.. Современные лекарственные
средства [Текст]: М. РИПОЛ. 2000-с1040- ISBN 5-7905-0304-7

7. Никитин Н.П.. Краткий фармацевтический справочник для врачей и
фельдшеров скорой и неотложной помощи [Текст]– Ростов н / Д: Феникс 2009. – 252, [1]с. – (Справочник) - ISBN 978-5-222-14946-1

8. Павлов Н.А., Борисова О.А.. Современные лекарственные средства.
[Текст]- М.-СП. Сова. 2005- с 576 - ISBN 5-17-030228-2

9. Сиолева Э.В., Аподиакос Е.Л. Рецептурный справочник фельдшера [Текст]: Ростов н / Д: изд – во « Феникс», 2008 – с 320 ISBN 978-5-222-14239-4

10. Федюкович Н.И. Фармакология. [Текст]: – Ростов н / Д: изд – во «
Феникс», 2008. – 698 с. (Серия « учебники ХХI века») -ISBN 978-5-222-13886-1

11. Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой. [Текст]:– М.:
Медицинское информационное агентство, 2005. – 440 с.: ил., табл. - ISBN 5 -89481-271-2

Интернет-ресурсы:

http:// www. biophage. ru /

http:// www. pharmacologia. narod . ru /

http:// www. farmakologija. ru /


Приложения

Приложение 1

Образец титульного листа

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

Глоссарий темы

Современные модифицированные мягкие лекарственные формы

Выполнил:

 _______________________________________________

Проверил:

_______________________________________________

 2019 г.

Приложение 2

Образец титульного листа

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

КРОССВОРД

Общая фармакология

Выполнил:

 _______________________________________________

Проверил:

_______________________________________________

 2019 г.


Приложение 3

Образец титульного листа

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

Тестовые задания

Современные гепатопротекторы

Выполнил:

 _______________________________________________

Проверил:

_______________________________________________

 2019 г.


Приложение 4

Образец титульного листа

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

Таблица по учебной дисциплине Фармакология

Современные антибластомные средства

Выполнил:

 _______________________________________________

Проверил:

_______________________________________________

 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Методические рекомендации по выполнению  внеаудиторной самостоятельной работыучебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной о...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине: ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Структура данного пособия включает следующие разделы:−       Система органов дыхания;−       Пищеварительная система;−...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине "Энергосбережение технологических процессов"

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.08 «Энергосбережение технологических процессов», разработанной на основе Федерального государственного об...

«Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика» для студентов колледжа»

Данная работа является методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которая предусмотрена рабочей программой дисциплины «Математи...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Физическая культура»

В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самос...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Фармакология

Методические указания предназначены для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 1 курса специальности 31.02.01 Лечебное дело. Методические рекомендации позволяют обучающимся получить необходи...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов УД Фармакология для специальности 34.02.01. Сестринское дело

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной  работы студентов УД Фармакология для специальности 34.02.01. Сестринское дело...