Открытое занятие по теме "Десмургия"
статья
При проведении открытых занятий ставлю перед собой цели и задачи, при достижение которых использую все свои знания и опыт.
Цели занятия:
- Образовательная цель:
- Научить студентов правильно и грамотно выполнять манипуляции и работать с пациентами.
- Воспитательная цель:
- Формировать интерес к будущей профессии, воспитывать чувство ответственности, внимательности, аккуратности, терпеливости.
- Прививать любовь к чистоте, порядку, здоровью.
- Воспитывать в студентах гордость за будущую профессию.
- Работать в коллективе и команде.
- Развивающая цель:
- Развивать уверенность в своих силах.
- Развивать навыки групповой работы.
- Расширять знания о роли медицинской сестры в уходе за пациентом.
- Развивать логическое мышление, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать память, умение выделить главное, умение сравнивать и умение анализировать полученную информацию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО «Медицинский колледж №6, г. Михайловка»
Методическая разработка открытого практического занятия
по дисциплине:
Сестринское дело в хирургии
Специальность Сестринское дело
Тема: «Десмургия»
Составила: Огнева Н.С.
преподаватель дисциплины
«Сестринское дело в хирургии»
Согласовано.
Протокол заседания ЦМК
спец. дисциплин
№________от__________
г. Михайловка
Тема: «Десмургия»
Цели занятия:
- Образовательная цель:
- Ознакомить студентов с техникой наложения повязок на различные участки тела.
- Научить студентов правильно выбирать вид повязки.
- Повторить со студентами общие принципы и правила наложения мягких повязок.
- Научиться оценивать правильность наложения мягких повязок и состояние пациента после их наложения.
- Воспитательная цель:
- Формировать интерес к будущей профессии, воспитывать чувство
ответственности, внимательности, аккуратности, терпеливости.
- Воспитывать сознательное усвоение темы.
- Прививать любовь к чистоте, порядку, здоровью.
- Воспитывать в студентах гордость за будущую профессию.
- Учить осознавать роль медицинской сестры в восстановлении и удовлетворении основных потребностей пациента.
- Работать в коллективе и команде.
- Развивающая цель:
- Развивать уверенность в своих силах.
- Развивать навыки групповой работы.
- Расширять знания о роли медицинской сестры в уходе за пациентом.
- Развивать логическое мышление, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать память, умение выделить главное, умение сравнивать и умение анализировать полученную информацию.
Тип занятия: практическое занятие
Место проведения: ГОУ СПО «Медицинский колледж №6, г.
Михайловка», аудитория № 16
Время: 90 мин.
Дидактическая база занятия: методическая разработка «Десмургия», алгоритмы манипуляций , бинты, ножницы , перевязочный материал , перчатки , антисептические средства, почкообразный лоток , лекционный материал, фантом человека, фантом конечности.
Межпредметные связи:
- Анатомия и физиология: «Общие вопросы анатомии и физиологии»,
«Анатомия и физиология мышц и костной системы конечностей».
- Медицинская психология « Подготовка пациента к манипуляциям »
- Основы реаниматологии « Оказание неотложной помощи »
- Медицина катастроф : « Иммобилизация »
- Латинский язык: «Анатомическая терминология», «Медицинская
терминология».
- ОСД: «Уход за больным ».
Хронокарта занятия:
- Организационный момент - 2 минуты
- Сообщение темы, целей практического занятия - 2 минуты
-- Работа с дневниками - 5 минут
- Контроль исходного уровня знаний
- фронтальный опрос - 5 минут
- тесты - 10 минут
- выполнение манипуляций на оценку - 20 минут
- подведение итогов - 3 минуты
4. Практическая часть
- Изучение нового материала (демонстрация преподавателем наложения повязок на конечности ) - 8 минут
- Самостоятельная работа студентов - 25 минут
- Закрепление изученной темы - 5 минут
- Подведение итогов занятия - 2 минуты
- Задание на дом - 3 минуты
Ход занятия:
Действия преподавателя | Действия учащихся | Обоснование методических приемов |
1.Организационный момент: - Приветствует студентов - Обращает внимание на внешний вид студентов - Проверяет готовность студентов к занятию - Отмечает отсутствующих | - Приветствуют преподавателя - Занимают рабочие места | С целью: 1. Организует и дисциплинирует студентов, настраивает на рабочую обстановку 2. Воспитывает аккуратность, ответственность, требовательность к себе и товарищам, самоконтроль 3. Создаёт рабочую обстановку: активизирует внимание, настраивает на целенаправленную деятельность |
2. Сообщение темы, целей занятия. - Сообщает и предлагает записать тему, план занятия - Отмечает роль данного занятия при изучении темы в будущей практической деятельности студентов - Студенты записывают тему и цель в тетрадь | - Слушают преподавателя - Записывают в дневник дату, тему, план - Осмысливают план занятия - Ставят перед собой цели | С целью: 1.Побуждает к самостоятельной учебной деятельности 2. Формирует познавательный интерес к учебной деятельности, к занятию и к данному предмету, настраивает на осознанное восприятие темы 3. Разъясняет значимость применения на практике различных видов повязок 4. Краткая информация по этапам урока настраивает на рациональную и плодотворную работу |
3.Контроль исходного уровня знаний а) Фронтальный устный опрос: -Что такое «десмургия»? -Отличие понятий «повязка » и «перевязка» ? -Перечислите основные правила наложения мягких повязок . - Какие виды мягких повязок знаете? -Какие осложнения могут возникнуть при наложении слишком тугой и слабой повязки? Какие действия необходимо предпринять? -Какие специальные повязки вы знаете? ( по Маштафарову , бандаж, суспензорий и т.д. ) б) Тест – опрос по пройденному материалу - Преподаватель раздает тестовые задания студентам - Даёт указания к письменной работе - Следит за самостоятельной работой студентов -в)Далее предлагает повторить манипуляцию «Наложение повязок на голову» - преподаватель в это время проверяет тесты - Сдают манипуляцию на оценку г) Подведение итогов контроля. -Отмечает, все ли студенты в равной степени справились с заданием - Разбирает допущенные ошибки и пути их устранения | - Студенты отвечают на поставленные вопросы - Студенты получают тестовые задания - Готовят листочки для написания теста - Осмысливают вопросы вариантов теста - Пишут ответы - Студенты друг на друге отрабатывают технику наложения повязок (работа в парах) - Анализируют допущенные ошибки | С целью: 1.Выявить уровень теоретической подготовки 2. Выявить умения оперировать знаниями 3. Определить уровень логического и клинического мышления 4. Определить уровня мыслительной деятельности 5. Реализуются дидактические принципы активности, систематичности, последовательности и прочности. 6. Активизировать мыслительную деятельность, позволяет оценить уровень знаний студентов по предыдущей теме. 7. Воспроизвести ранее изученный материала. Подвести итоги изученной темы. Реализовать дидактические принципы систематичности и последовательности 8. Воспитывать ответственное отношение к работе |
5.Изучение нового материала а) Преподаватель демонстрирует технику наложения повязок на конечности : *Восьмиобразная на голеностопный сустав - Обращает внимание на правила наложения данных повязок, физиологическое положение - Обращает внимание студентов на практическую значимость этого материала для дальнейшей профессиональной деятельности - Преподаватель приводит примеры практического применения теории в медицинской практике, обучает умению связно рассказывать с опорой на наглядность - Предлагает студентам самостоятельно отрабатывать технику наложения повязок -Преподаватель предлагает зарисовать в тетради отдельные виды повязок | - Студенты слушают и анализируют слова преподавателя - Осмысливают сказанное преподавателем, запоминают и записывают - Задают вопросы - Студенты работают в парах и учатся накладывать повязки на конечности -Преподаватель помогает | С целью: 1.Раскрыть значение применения повязок 2. Формировать самостоятельность 3. Активизировать познавательную деятельность учащихся 4. Развивать зрительную память 5. Развивать умение излагать свои мысли 6. Развивать логическое мышление 7. Умение работать в парах 8. Формировать последовательность умственных процессов при выполнении алгоритма действий 9. Развивать познавательный интерес к выполнению практических действий 10. Повышать степень восприятия нового материала 11. Формировать интерес к будущей профессии 12. Развивать уверенность в своих силах 13. Воспитывать сознательное усвоение темы |
6.Закрепление изученной темы - Преподаватель предлагает вспомнить назначение изученных повязок - Преподаватель предлагает продемонстрировать как студенты научились выполнять данную манипуляцию - Просит студентов самостоятельно перечислить проблемы при нарушении техники наложения повязок - тугая, слабая | - Студенты демонстрируют повязки -Отвечают на вопросы - Оказывают помощь отвечающему студенту при затруднении - Анализируют допущенные ошибки | С целью: 1. Определить уровень усвоения и понимания нового материала; 2.Отработать манипуляции, умение анализировать; 3.Развивать умения выявлять главное в учебном материале; 4.Развивать внимания и клинического мышления; 5.Выявлять слабые места в прохождении темы. 6.Развивать профессиональное клиническое мышление 7.Активизировать мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение 8.Воспитывать ответственность в отношении к работе 9.Настроить учащихся на целенаправленную деятельность 10.Формировать самостоятельность
|
7.Подведение итогов занятия - Подводятся итоги урока, комментируется работа и ответы студентов, отмечаются наиболее активные студенты. - Преподаватель анализирует (комментирует) работу студентов - Отмечает положительные и отрицательные моменты в работе студентов - Говорит о подготовленности учащихся - Оценивает активность учащихся - Определяет степень достижения целей, задач занятия | - Слушают и анализируют слова преподавателя, обращают внимания на замечания - Намечают пути устранения ошибок - Оценивают свою работу и работу товарищей | С целью: 1.Развивать умения самостоятельно находить ошибки, намечать пути их устранения 2. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи 3. Воспитывать самокритичности, справедливости и выдержки 4. Формировать умения выслушивать критику 5.Систематизировать данные всего урока 6.Оценить понимание и запоминание студентами 7.Оценить активности студентов. |
8.Задание на дом: Преподаватель предлагает записать домашнее задание: 1. Студенты повторяют пройденный материал. Дается задание для ВСРС ( зарисовать основные виды повязок ). стр. учебника: Аванесьянц. 2. Дает методические рекомендации по изучению конспекта занятия, изучений понятий по теме 3. Дает рекомендации по выполнению домашнего задания | - Студенты записывают тему домашнего задания, литературу - Слушают методические рекомендации по изучению пройденного материала | С целью: 1.Активизировать самоподготовку 2. Воспитывать интерес к домашней (учебной) работе 3. Развивать творческую активности (творческое мышление) 4. Формировать поисковые умения 5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность, самостоятельность 6.Активизировать самоподготовку 7.Формировать умение самостоятельно работать с книгой 8.Развивать поисковые умения 9.Воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполнению домашнего задания. |
9. Заключительная часть. Объявление об окончание занятия. Напоминает дежурным об уборке помещений, проветривании. | - студенты приводят аудиторию в порядок (проветривание, доска ) | - поэтапное прохождение урока; - прививать любовь к чистоте, порядку, здоровью; - развивать чувства ответственности за порученное дело. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЛЮБЕРЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК Председатель ЦМК _____________ /А.Г.Тельнова/ |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практического занятия
Тема: «Проведение предстерилизационной очистки»
по профессиональному модулю
ПМ 04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ
34.02.01 Сестринское дело
(базовая подготовка)
Составитель:
Огнева Н.С., преподаватель
первой квалификационной категории
Люберцы 2020
Содержание
стр | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Введение…………………………………………………………… Аналитическая часть……………………………………………… Технологическая карта занятия……….………………………….. Литературные источники ………………………………………... Заключение………………………………………………………… Приложение………………………………………………………… | 3 4 7 14 15 16 |
ВВЕДЕНИЕ
Стратегической задачей здравоохранения является обеспечение качества медицинской помощи и создание безопасной среды пребывания для пациентов и персонала в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность. Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП), являются важнейшей составляющей этой проблемы в силу широкого распространения, негативных последствий для здоровья пациентов, персонала и экономики государства.
Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи регистрируют повсеместно, в виде вспышек или спорадических случаев. Практически любой пациент стационара или работник предрасположен к развитию инфекционных процессов.
XXI век отмечен всевозрастающей агрессией микроорганизмов. Известно более 300 возбудителей, которые могут обусловить возникновение инфекционного процесса у пациентов в ЛПУ.
Дезинфекционные и стерилизационные мероприятия являются важнейшими в комплексе мероприятия по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), и направлены на разрыв механизма передачи возбудителей.
Стерилизация изделий медицинского назначения (ИМН) является одним из важнейших направлений практической деятельности ЛПУ, неотъемлемой частью всего лечебного процесса, т. к. обеспечивает предупреждение парентеральных заражений при инвазивных вмешательствах, связанных с внедрением во внутренние среды организма, контактом с раневой и слизистой поверхностями, обязательным условием которых является использование стерильного инструмента.
Стерилизация изделий медицинского назначения в ЛПУ – сложный многоступенчатый процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых определяет качество стерилизации: предварительной дезинфекция и обработки изделий на местах использования (в процедурных, операционных, перевязочных и пр.); предстерилизационной очистки изделий; упаковки; стерилизации; хранения и транспортировки к местам использования стерильных изделий. Каждым из этапов стерилизации сестринский персонал должен быть обучен и должен понимать важность качественного выполнения каждого этапа.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Актуальность представленной разработки
Изучение нового материала должно быть направлено на понимание сущности процесса обработки многоразового инструментария, предметов медицинского назначения и предметов ухода за пациентами с целью профилактики ИСМП.
Необходимо установить связь трех этапов обработки многоразового инструментария: дезинфекции, ПСО, стерилизации.
Следует отметить, что предстерилизационная обработка инструментария является неотъемлемой частью в данном процессе.
- Тип практического занятия: урок изучения нового материала с использованием проблемных ситуаций.
- Цель практического занятия: обобщить и систематизировать знания о процессе обработки многоразового инструментария, сформулировать выводы о необходимости, значимости и неотъемлемости этапа во всем процессе, обсудить проблемы современной медицины, связанные с этим процессом.
- Форма занятия: урок с применением технологий проблемного обучения, игровых технологий.
- Задачи занятия:
- Познавательные:
Изучить процесс предстерилизационной очистки инструментов, как один из этапов обработки изделий многоразового использования.
- Регулятивные:
Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность.
- Коммуникативные:
Развивать учебные навыки по поиску и систематизации
информации, умения перерабатывать полученную информацию.
- Личностные:
Формировать культуру умственного труда, развивать монологическую
речь.
- Планируемый результат
6.1 Учебные цели
После изучения темы студент должен
знать:
- понятие «предстерилизационная очистка»;
- значение предстерилиационной очистки изделий медицинского назначения в профилактике внутрибольничной инфекции;
- этапы предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения;
- моющие комплексы, моющие растворы, приготовление и критерии использования;
- контроль качества предстерилизационной очистки (пробы на кровь, моющие средства, жир, хлорсодержащие средства);
- нормативные документы, регламентирующие способы, режимы и средства предстерилизационной очистки.
уметь:
- использовать защитную одежду (халат, маску, очки и щитки, перчатки, фартук) в практической деятельности;
- готовить моющие комплексы;
- готовить растворы современных дезинфицирующих средств для проведения ПСО;
- осуществлять предстерилизацинную очистку изделий медицинского назначения;
- осуществлять контроль качества ПСО;
- готовить азопирамовый реактив и рабочий раствор азопирама.
- заполнять журнал контроля качества ПСО.
6.2. Воспитательные цели
Изучение данной темы способствует воспитанию:
- формирования ответственного отношения к труду;
- формированию способности адекватно оценивать ту или иную производственную ситуацию;
- чувства профессиональной гордости.
6.3. В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
6.4. Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций, соответствующих основному виду профессиональной деятельности:
Решение проблем пациента посредством сестринского ухода
ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
- В процессе изучения темы происходит формирование связей:
Предметные связи:
- должны знать материал по темам: «Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи», «Инфекционный процесс, факторы и способы передачи инфекции», «Инфекционный контроль и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи», «Дезинфекция».
Личностные связи: воспитание культуры общения, любознательность, объективность.
Метапредметные связи: использование, полученных знаний при изучении профессиональных дисциплин
Технологическая карта занятия
ФИО: Огнева Наталья Сергеевна
Дисциплина: МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала
Группа 292 А (292Б) специальность 34.02.01 «Сестринское дело» курс 2-ой
Тип занятия: изучение учебного материала с использованием проблемных ситуаций
Тема занятия | Проведение предстерилизационной очистки |
Цель занятия | обобщить и систематизировать знания о процессе обработки многоразового инструментария, сформулировать выводы о необходимости, значимости и неотъемлемости этапа в процессе, обсудить проблемы современной медицины, связанные с этим процессом. |
Задачи занятия | Познавательные: Изучить процесс предстерилизационной очистки инструментов, как один из этапов обработки многоразовых изделий медицинского назначения. Регулятивные: Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию. Личностные: Формировать культуру умственного труда, развивать монологическую речь. |
Планируемые результаты | Предметные связи: должны знать материал по темам: «Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи», «Инфекционный процесс, факторы и способы передачи инфекции», «Инфекционный контроль и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи», «Дезинфекция». Личностные связи: воспитание культуры общения, любознательность, объективность. Метапредметные связи: использование, полученных знаний при изучении профессиональных дисциплин. |
Основные понятия | Предстерилизационая очистка, дезинфекция, моющие растворы, контроль качества, азопирамовая проба, фенолфталеиновая проба. |
Ресурсы | Мухина, С. А., Тарновская, И. И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» [Текст] : учебное пособие / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – М.: Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2015. – 506 с. Приложения, ответы студентов |
Формы занятия | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально. |
Методы | Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный. |
Ход урока
№ п/п | Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Время (мин.) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Организационный этап. | Преподаватель приветствует студентов. Отмечает присутствующих, проверяет внешний вид (халат, шапочки, волосы собраны). | Сформировать мотив для необходимости дальнейшего изучения данной темы, активизи-ровать познавательную деятельность студентов. | 5 | |||
2 | Контроль и коррекция исходного уровня знаний. |
| Проверить исходный уровень знаний студентов. | 40 | |||
3 | Педагогический показ и углубление знаний по теме. |
(приложение 4). | Исключить ошибки студентов в самостоятельной работе, развивать наблюдательность, углубить знания студентов, активизировать познавательную деятельность, развить коммуникативные компетенции. | 30 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
4 | Самостоятельная работа студентов. |
| Сформировать и закрепить умения. | 55 | |||
5 | Заключение. Закрепление материала. |
| Выявить степень достижения цели занятия, закрепить приобретённые знания. | 40 | |||
6. | Подведение итогов и задание на дом. | Преподаватель оценивает активность и качество ответов каждого студента, обсуждаются ошибки и трудности в работе, даёт задание на дом и пояснения к его выполнению. Тема: «Стерилизация. Принципы работы централизованного стерилизационного отделения». | Закрепить мотив к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы для будущей успешной деятельности. Сконцентрировать внимание студентов на необходимость изучения следующей темы. | 10 |
Тема занятия: Проведение предстерилизационной очистки.
Цель занятия
обобщить и систематизировать знания о процессе обработки многоразового инструментария, сформулировать выводы о необходимости, значимости и неотъемлемости этапа в процессе, обсудить проблемы современной медицины, связанные с этим процессом.
Задачи занятия
Познавательные:
Изучить процесс предстерилизационной очистки инструментов, как один из этапов обработки многоразовых изделий медицинского назначения.
Регулятивные:
Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
Развивать учебные навыки по поиску и систематизации
информации, умения перерабатывать полученную информацию.
Личностные:
Формировать культуру умственного труда, развивать монологическую речь.
Тип занятия: изучение учебного материала с использованием проблемных ситуаций
Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа, тестирование, решение ситуационных задач, выполнение манипуляций.
Оборудование: доска, раздаточный материал приложение 1, 2, 3, 4, 5, 6
Оснащение: контейнеры для всех этапов ПСО, многоразовые изделия медицинского назначения, моющее средство, водный термометр, мерная емкость, пипетки, салфетки, реактивы (Азопирам, фенолфталеин), ерш, мандрен, часы.
План урока
- Организационный момент
- Приветствие. Проверка готовности к занятию, внешнего вида.
- Сообщение темы урока
- Сообщение целей занятия.
- Контроль исходного уровня знаний.
- Углубление знаний по теме.
- Демонстрация оснащения и этапов ручного способа ПСО.
- Демонстрация техники проведения контроля качества ПСО
- Демонстрация документации этапа.
- Решение тренирующих ситуационных задач.
- Самостоятельная работа студентов.
- Заключение. Закрепление материала.
1. Проведение фронтального блиц-опроса (приложение 5).
2. Решение контролирующих ситуационных задач.
3. Выполнение заданий в тестовой форме.
4. Работа над ошибками.
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Литературные источники
- Мухина, С. А., Тарновская, И. И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» [Текст] : учебное пособие / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – М.: Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2015. – 506 с.
- Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела. / Курс лекций, сестринские технологии. / Ростов н/д.: Феникс, 2018г- 716с.
- Обуховец, Т.П., Склярова, Т.А., Чернова, О.В. Основы сестринского дела [Текст] : учебное пособие / Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова. - Ростов н/д.: Феникс, 2016. - (Медицина для вас). – 375 с.
- Осипова, В.Л. Дезинфекция. [Текст] : учебное пособие / В.Л. Осипова. – М.: Москва Издательская группа «Гэотар - Медиа» 2009 г. – 471 с.
- Осипова, В.Л. Внутрибольничная инфекция [Текст] : учебное пособие / В.Л. Осипова. – М.: Москва Издательская группа «Гэотар- Медиа», 2013 г. – 524 с.
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Электронный ресурс] : Федеральный закон. : [от 30.03.1999г. №52-ФЗ (ред. от 28.09.2010г.) принят ГД ФЗ РФ 12.03.1999г.] //Консультант плюс. – 2011г. – 08 февраля. – заглавие с экрана; Закон Кемеровской области от 17 февраля 2004 г. N 7-ОЗ «О здравоохранении» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 28 января 2004 г. N 264) (с изменениями и дополнениями).
- «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» [Электронный ресурс] : ФЗ: [(ред. от 28.09.2010 г.) утв. ВС РФ 22.07.1993г. №5487-1] //Консультант плюс. – 2011г. – 08 февраля. – заглавие с экрана;
- “Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы” [Электронный ресурс] : ОСТ 42-21-2-85 : [утв. Приказом Минздрава СССР от 10.06.1985г. №770] //Консультант плюс. – 2011г. – 08 февраля. – заглавие с экрана;
- СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность [Электронный ресурс] : приказ. : [18.05.2010г, №58, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ]//Гарант Эксперт. – 2011г. – 25.01. – заглавие с экрана;
- Правовая база данных «Консультант»
- Правовая база данных «Гарант»
- Профильные web – сайты Интернета:
- Министерство здравоохранения и социального развития РФ – http//www.minzdravsoc.ru
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – http//www.rospotrebnadzor.ru
- ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – http//www.fcgsen.ru
- Информационно – методический центр «Экспертиза» – http//www.crc.ru
- Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения – http//www.mednet.ru
Заключение
Проведение таких занятий у студентов при помощи активных форм работы позволяет развивать большой интерес к дисциплине и способствует развитию творческих возможностей студентов.
В процессе подготовки такого занятия повторяется большой объём изученного материала. Раздаточный материал и аудирование делает урок насыщенным, а за студентами оставляет право добровольного выбора участия. На таких занятиях неактивные студенты, неуверенные в своих знаниях, включатся в работу сразу и эффект бывает положительным.
Домашнее задание, подготовленное студентами, подвергаются анализу со стороны преподавателя и самих студентов, что способствует воспитанию ответственности.
Такая работа повышает ответственность студента за результаты своего труда и подготавливает его к будущей профессиональной деятельности.
Приложение 1
Тест по теме: Внутрибольничная инфекция
1. СРОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАСКИ ПРОЦЕДУРНОЙ, ПЕРЕВЯЗОЧНОЙ МЕДСЕСТРЫ (ЧАС):
а) 6 часов или по мере загрязнения
б) 4 часов или по мере загрязнения
в) 2 часов или по мере загрязнения
г) 1 часов или по мере загрязнения
2. МЕСТО СТИРКИ СПЕЦОДЕЖДЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ:
а) дома
б) химчистка
в) прачечная больницы
г) отделение
3. РЕЖИМ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ В ЛПУ С ЦЕЛЬЮ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВБИ ...(***)
4. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУР И МАНИПУЛЯЦИЙ МЕДСЕСТРА ПРОВОДИТ ДЕКОНТОМИНАЦИЮ РУК:
а) перед процедурой
б) после всех процедур
в) в начале и в конце процедуры
г) после нескольких процедур
5. БАКТЕРИЦИДНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ ОБЕЗЗАРАЖИВАЕТ:
а) воздух
б) помещение
в) посуду
г) вещи
6. СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ:
а) функциональный
б) диагностический
в) пылевой
г) контактный
7.СПОСОБ МЫТЬЯ РУК, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПЕРЕД НАДЕВАНИЕМ СТЕРИЛЬНЫХ ПЕРЧАТОК:
а) специальный
б) социальный
в) гигиенический
г) хирургический
8. СПЕЦОДЕЖДУ, ОБИЛЬНО ЗАГРЯЗНЕННУЮ КРОВЬЮ, НЕОБХОДИМО:
а) снять и замочить в дезинфицирующем растворе
б) отправить в прачечную
в) обработать место загрязнения тампоном, смоченным в дезинфицирующем растворе
г) снять и место загрязнения застирать с мылом
9. НЕДОСТАТОЧНО ОБРАБОТАННЫЕ РУКИ МЕДПЕРСОНАЛА:
а) источник инфекции
б) источник и фактор передачи инфекции
в) фактор передачи инфекции
г) очаг инфекции
10. ДЕЗИНСЕКЦИЯ – УНИЧТОЖЕНИЕ … (******)
11. ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ ПЕРЕДАЧИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ:
а) прием пищи из одной посуды
б) укусы насекомых
в) рукопожатие с инфицированным
г) переливание инфицированной крови
12. УНИЧТОЖЕНИЕ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ПАТОГЕННЫХ МИКРООРГАНИЗМОВ:
а) дератизация
б) дезинфекция
в) стерилизация
г) дезинсекция
13. В АВАРИЙНОЙ АПТЕЧКЕ ДЛЯ ПЕРВИЧНОЙ ОБРАБОТКИ КОЖИ И СЛИЗИСТЫХ В СЛУЧАЕ ИНФЕКЦИОННОГО КОНТАКТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ:
а) 70% спирт
б) 0,15 % раствор карбофоса
в) 0,02 % фурацилин
г) дистиллированная вода
14. УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ ХЛОРСОДЕРЖАЩИХ ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИХ СРЕДСТВ:
а) не имеют значения
б) на свету
в) в темном, сухом помещении
г) во влажном помещении
15. МЕТОД ДЕЗИНФЕКЦИИ:
а) химический
б) рациональный
в) очаговый
г) заключительный
16. АНТИСЕПТИКА – ЭТО МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА:
а) предупреждение попадания микробов в рану
б) уничтожение или уменьшение количества микробов в ране или организме в целом
в) уничтожение патогенных и условно-патогенных микробов на эпидемиологически значимых объектах больничной среды
г) уничтожение всех микробов и их спор на изделиях медицинского назначения
17. БАКТЕРИОСТАТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ДЕЗИНФЕКТАНТОВ:
а) задерживают рост микроорганизмов
б) усиливают рост микроорганизмов
в) разлагают микроорганизмы
г) не оказывают действия на микроорганизмы
18. МЕТОД ДЕЗИНФЕКЦИИ МЯГКОГО ИНВЕНТАРЯ ПОСЛЕ ВЫПИСКИ ПАЦИЕНТА:
а) сжигание
б) кипячение
в) обеззараживание
г) проветривание
19. К РАБОТЕ С ДЕЗИНФЕКТАНТАМИ ДОПУСКАЮТСЯ:
а) несовершеннолетние
б) беременные женщины
в) с повышенной чувствительностью к химическим веществам
г) совершеннолетние, прошедшие инструктаж
20. ЦЕЛЬ ТЕКУЩЕЙ ДЕЗИНФЕКЦИИ:
а) предупредить возможное заражение
б) предупредить распространение инфекции
в) уничтожить микроорганизмы, оставшиеся на предметах после смерти пациента
г) уничтожить все формы микроорганизмов
Время выполнения теста – 10 минут.
Критерии оценки:
1 ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»
Приложение 2
«Контроль качества предстерилизационной обработки»
1.Методика постановки азопирамовой пробы.
Цель: контроль качества предстерилизационной обработки.
Показания: определение остаточного количества крови, ржавчины, окислителей на обработанных инструментах многоразового использования.
Противопоказания: нет.
Оснащение: раствор азопирама (изготовленный в аптеке или промышленным способом); 3 % раствор перекиси водорода; ёмкость для смешивания; пипетка; марлевая салфетка; нестерильные перчатки; предметное стекло с мазком крови; журнал учёта качества предстерилизационной обработки; песочные часы (или часы с секундной стрелкой); контролируемые изделия.
Алгоритм манипуляции:
Этапы | Обоснование |
1. Подготовка к процедуре | |
1.1. Приготовить все необходимое для проведения пробы. | Обеспечение эффективности работы. |
1.2. Обработать руки гигиеническим способом. Надеть перчатки. | Соблюдение техники безопасности. |
1.3. Смешать раствор азопирама и 3% раствор перекиси водорода в равных количествах (по 2-3 мл) в ёмкости (реактив можно хранить не более двух часов при температуре не выше 25оС). | Обеспечение эффективности проведения контроля. |
1.4. Проверить активность реактива, капнув несколько капель на предметное стекло с мазком крови (реактив должен изменить цвет). | Достоверность результатов пробы (контроль пригодности и активности раствора). |
1.5. Предметное стекло с мазком крови погрузить в дезраствор. | Проведение дезинфекции. |
2. Выполнение процедуры | |
2.1. На марлевую салфетку нанести реактив и убедиться, что цвет его не изменился. | Достоверность результатов пробы. |
2.2. Холодное контролируемое изделие протереть марлевой салфеткой смоченной реактивом или нанести 2-3 капли реактива на изделия с помощью пипетки. В шприц внести 3-4 капли раствора реактива и несколько раз подвигать поршнем и оставить реактив в шприце на 1 минуту, затем вытеснить его на марлевую салфетку. При проверке игл реактив набрать в проверенный шприц, не имеющий следов коррозии. Последовательно меняя иглы, пропускать через них реактив, вытесняя 3-4 капли на марлевую салфетку. Проверку качества очистки катетеров и других полых изделий проводить путем введения реактива внутрь изделия с помощью проверенного шприца или пипетки. Реактив оставлять внутри изделия на 1 минуту, после чего сливать на марлевую салфетку. | Обеспечение эффективности проведения контроля. |
2.3. Оценить результаты пробы: - цвет реактива не изменился - проба отрицательная (следы крови отсутствуют); - цвет реактива изменился на фиолетовый, розово-сиреневый, бурый, в течение 1 минуты - проба положительная (окрашивание наступившее позднее, чем через 1 минуту не учитывается); | Достоверность результатов пробы. |
3. Окончание процедуры | |
3.1.
|
|
3.2. Снять перчатки. | Соблюдение техники безопасности. |
3.3. Обработать руки гигиеническим способом. | |
3.4. Результаты пробы занести в журнал «Учета качества ПСО». | Учет и преемственность в работе. |
ЗАПОМНИ:
1. При проведении пробы на горячем изделии может проявиться ложноположительный результат.
2. Исходный раствор азопирама хранится в плотно закрытом флаконе, в темном месте:
1. При +4 оС – 2 месяца (в холодильнике);
2. При комнатной температуре – 1 месяц.
3. Рабочий раствор НЕ ХРАНЯТ, готовят непосредственно перед применением и используют в течение 1-2 ч при температуре не выше 25 оС.
4. Для контроля ПСО берут 1% инструментария, но не менее 3-5 шт. каждого наименования.
2. Методика постановки фенолфталеиновой пробы.
Цель: контроль качества предстерилизационной обработки.
Показания: определение остатков щелочных компонентов моющего раствора.
Противопоказания: нет.
Условия: применение моющих средств, рабочие растворы которых рН более 8,5.
Оснащение: 1 % спиртовой раствор фенолфталеина; пипетка; марлевая салфетка; нестерильные перчатки; журнал учёта качества предстерилизационной обработки; контролируемые изделия.
Алгоритм манипуляции:
Этапы | Обоснование |
1. Подготовка к процедуре | |
1.1. Приготовить все необходимое для проведения пробы. | Обеспечение эффективности работы. |
1.2. Обработать руки гигиеническим способом. Надеть перчатки. | Соблюдение техники безопасности. |
2. Выполнение процедуры | |
2.1. На вымытое изделие нанести 2 -3 капли реактива с помощью пипетки или протереть марлевой салфеткой. | Обеспечение эффективности проведения контроля. |
2.2. Оценить результаты пробы: - цвет реактива не изменился - проба отрицательная (следы моющего средства отсутствуют); - цвет реактива изменился на розовый, проба положительная; | |
3. Окончание процедуры | |
3.1.
|
|
3.2. Снять перчатки. Вымыть и осушить руки. | Соблюдение техники безопасности. |
3.3. Результаты пробы занести в журнал «Учета качества ПСО». | Учет и преемственность в работе. |
ЗАПОМНИ: Раствор фенолфталеина выпускается в готовом виде.
Хранится 1 месяц в холодильнике.
3.Судановая проба (на остатки жира).
Если реакция положительная - появление жёлтых пятен. Проводится крайне редко для определения качества отмывки медицинского инструментария от жировых загрязнений, соприкасавшегося в процессе применения с лекарственными препаратами на жировой основе. При положительной пробе на жир всю партию контролируемых изделий подвергают повторной обработке до получения отрицательных результатов.
Контроль качества предстерилизационной очистки проводят в ЦСО проводят ежедневно. Старшая медицинская сестра регулярно осуществляет контроль работы медицинских сестер- 1 раз в неделю выборочно проводит контроль ПСО.
Результаты контроля регистрируют в журнале «Журнал учета качества предстерилизационной обработки.
Приложение 3
Приложение 4
Вниманию студентов предлагаются ситуационные задачи. Необходимо оценить действия сестры, указать на ошибки, если они есть. Предложить свой альтернативный выход из сложившейся проблемной ситуации, тактику медсестры. Также объяснить, каким образом можно было избежать проблемы (где это необходимо).
Ситуационные задачи
- При проверке качества предстерилизационной обработки процедурная медсестра обнаружила положительную фенолфталеиновую пробу. Какие дальнейшие действия медицинской сестры?
- Медсестра для приготовления рабочего раствора азопирама использовала 6% перекись водорода. При проведении пробы на готовность и функционирование реактива на кровяном пятне не получила нужного результата. Почему? Оцените действия медсестры.
- Медсестра погрузила инструменты в комплекс многократного применения комнатной температуры, затем подогрела его до 50 оС. Оцените действия медсестры.
- Медсестра, работая в перевязочном кабинете, заметила, что у нее нет дезинфицирующего раствора, поэтому она погрузила инструменты сразу в моющий комплекс, подогрев до 45оС. Оцените тактику медсестры.
- При проверке качества предстерилизационной обработки процедурная медсестра обнаружила положительную азопирамовую пробу в виде розово-сиреневого окрашивания. Какие дальнейшие действия медицинской сестры?
Эталон ответа к ситуационным задачам
- Положительная фенолфталеиновая проба свидетельствует о наличии остатков моющих средств на материале.
Тактика. Необходимо отправить его на повторную предстерилизационную обработку на этап промывание под проточной водой.
- Медсестра допустила ошибку. Для приготовления рабочего раствора азопирама необходимо использовать 3% перекись водорода.
- Медсестра допустила ошибку, инструменты погружают в заранее подогретый раствор.
- Медсестра допустила ошибку, она нарушила этапы обработки мединструментария, не выполнив один из основных этапов обработки – дезинфекцию.
- Положительная азопирамовая проба свидетельствует о наличии остатков крови на материале.
Тактика. Необходимо отправить всю партию на повторную предстерилизационную обработку на 1 этап –замачивания, и далее провести все этапы ПСО.
Приложение 5
Вопросы к блиц-опросу
по теме: «Предстерилизационная очистка инструментов»
Студентам зачитываются утверждения с которыми можно согласиться или не согласиться. Студенты отвечают «да» или «нет».
Время выполнения блиц-опроса – 5 минут
- Срок хранения рабочего раствора азопирама 2 дня?
- Исходный раствор азопирамовой пробы может храниться в плотно закрытом флаконе в темном месте в холодильнике два месяца?
- Исходный раствор азопирамовой пробы может храниться в плотно закрытом флаконе в темном месте при комнатной температуре 18-23 °С не более одной недели?
- При проведении предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения на последнем этапе – обязательное проводится сушка горячим воздухом при температуре 70-75°С?
- Для приготовления исходного раствора азопирама используют 70% спирт?
- Фенолфталеиновую пробу проводят на остаток крови на инструментах?
- Контроль качества ПСО м/с проводят один раз в неделю?
- В случае положительной пробы всю группу изделий, из которой отбирали контроль, подвергают повторной очистке до получения отрицательных результатов?
- Контроль качества ПСО проводят после этапа стерилизации?
- Азопирамова проба – определяет качество обработки инструментов от крови, а фенолфталеиновая от моющего раствора?
Критерии оценки:
1 ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К БЛИЦ-ОПРОСУ
по теме: «Предстерилизационная очистка инструментов»
- нет
- да
- нет
- нет
- нет
- нет
- нет
- да
- нет
- да
Приложение 6
Задание в тестовой форме
по теме: «Предстерилизационная очистка инструментов»
Вариант № 1
Допишите правильный ответ:
- Удаление белковых, жировых, механических __________ и остаточных количеств лекарственных препаратов называется ________ _________.
Выберите правильный ответ:
2. Основные этапы обработки медицинского инструментария отражены в нормативных документах:
а) Сан ПиН 3.1.5.2826-10
б) приказе 16/9
в) ОСТе 42-21-2-85
3. Пригодность рабочего раствора азопирама проверяют нанесением 2-3 капель раствора на:
а) стерильный ватный шарик
б) стерильную салфетку
в) тампон с кровяным пятном
4. Азопирамовая проба определяет наличие:
а) жира,
б) моющего средства
в) крови
5. Контроль предстерилизационной очистки старшая медсестра проводит:
а) 1 раз в день
б) 1 раз в неделю
в) 1 раз в месяц
6. Укажите срок хранения рабочего раствора азопирама при комнатной температуре:
а) 2 месяца
б) 2-4 часа
в) 2 часа
7. Для проведения азопирамовой пробы берут:
а) 1% инструментов одного наименования
б) 3% инструментов одного наименования, но не менее трех инструментов
в) 1% инструментов одного наименования, но не менее трех инструментов
Заполните немые графы:
8. Перечислите виды проб, проводимых для контроля ПСО:
а) _____________________
б) _____________________
в) _____________________
9.
Реактив для проведения азопирамовой пробы | Химическое вещество | Химическое вещество |
Исходный раствор |
Установите соответствие:
10 . Цвет реактива при проведении азопирамовой пробы | Вид загрязнения |
А - Фиолетовый, переходящий в розово-сиреневый |
|
Б - Бурый |
|
| |
| |
Задание в тестовой форме
по теме: «Предстерилизационная очистка инструментов»
Вариант № 2
Допишите правильный ответ:
- Предстерилизационная очистка – удаление __________, жировых, механических загрязнений и остаточных количеств _________ _________.
Выберите правильный ответ:
- Основные этапы обработки медицинского инструментария отражены в нормативных документах:
а) ОСТ 42-21-2-85
б) приказ 720
в) приказ 16/9
- Ложноположительный результат при проведении азопирамовой пробы бывает:
а) при постановке пробы на горячем инструменте
б) при постановке пробы на старом инструменте
в) при постановке пробы на новом инструменте
- Медицинские инструменты после моющего комплекса ополаскивают:
а) в дистиллированной воде
б) под проточной водой
в) в кипяченой воде
5. Контроль предстерилизационной очистки медсестра проводит:
а) 1 раз в неделю
б) ежедневно
в) 1 раз в месяц
6. Укажите срок хранения исходного раствора азопирама при температуре +4С:
а) 1 месяц
б) 2 недели
в) 2 месяца
7. Какое количество инструментов берут для постановки азопирамовой пробы (всего 200 инструментов):
а) 2 инструмента
б) 3 инструмента
в) 10 инструментов
Заполните немые графы:
8. Перечислите компоненты на которые реагирует раствор азопирама.
а) _____________________
б) _____________________
в) _____________________
9.
Реактив для проведения азопирамовой пробы | Химическое вещество | Химическое вещество |
Рабочий раствор |
Установите соответствие
10 . Цвет реактива при проведении азопирамовой пробы | Вид загрязнения |
А - Фиолетовый, переходящий в розово-сиреневый | 1.Ржавчина |
Б - Бурый | 2. Кровь |
| 3. Дез.средства |
4. Моющие средства | |
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
на задания в тестовой форме
по теме: «Предстерилизационная обработка».
I вариант | II вариант |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9. одна часть исходного раствора азопирама и одна часть 3% перекись водорода. |
Б – 2,3,4 | 10. А – 3 Б – 1,3,4 |
Время выполнения теста – 10 минут.
Критерии оценки:
1 ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка открытого занятия по английскому языку "Ткани" в 402 группе
Данная учебно-методическая разработка открытого занятия "Ткани" предназначена для преподавателей английского языка для студентов 4го курса специальности "Технология швейного производства" в СПО...
Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...
Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...
2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий (4 открытое занятие)
4 открыте занятие - игра "Психологическая баталия"...
2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий (3 открытое занятие)
3 открытое занятие - викторина "Психология - это интересно!"...
2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий (2 открытое занятие)
2 открытое занятие - "Я и мое здоровье"...
2.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий (1 открытое занятие)
1 открытое занятие - круглый стол "Азбука здоровья"...