Методическая разработка учебно-методической конференции
методическая разработка
Методическая разработка учебно-методической конференции для студентов 3 курса по подготовке, оформлению, презентации курсовых работ с участием студентов 4 курса в качестве наставников на тему: «Медико-социальные аспекты реабилитации и профилактики в педиатрии» по профессиональному модулю «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» составлена в соответствии с требованиями ФГОС по освоению ППССЗ для специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледжей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uchebno-prakticheskoy_konferentsii.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателей
учебно-методической конференции для студентов 3 курса по подготовке, оформлению, презентации курсовых работ с участием студентов 4 курса
тема: «Медико-социальные аспекты реабилитации и профилактики в педиатрии»
Профессионального модуля
«Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
(базовый уровень подготовки)
Курс 3
семестр 6
2017
Авторы-составители: Бакирова З.А., Бехметьева Г.М., преподаватели профессиональных модулей филиала № 1 ГБПОУ СПО «МК № 6»
4
Пояснительная записка
Данная методическая разработка учебно-методической конференции для студентов 3 курса по подготовке, оформлению, презентации курсовых работ с участием студентов 4 курса в качестве наставников на тему: «Медико-социальные аспекты реабилитации и профилактики в педиатрии» по профессиональному модулю «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» составлена в соответствии с требованиями ФГОС по освоению ППССЗ для специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледжей.
Целью данной конференции является создание у целевой аудитории - студентов 3 курса должной мотивации к качественной подготовке при выполнении предстоящей курсовой работы на 4 курсе.
Особенностью данной модели учебно-методической конференции является использование принципов "взаимообучения" и "преемственности в передаче опыта", при которой в качестве докладчиков выступили студенты старшего - 4 курса, уже преодолевшие данный этап обучения и имеющие личный опыт подготовки, оформления и презентации курсовой работы, оцененной на "отлично".
В то же время для студентов старшего 4 курса важно выступить в роли наставников "младшекурсников", что способствует личностному становлению, повышает уровень осознанности при выполнении предстоящей выпускной квалификационной работы.
В целом данная форма студенческой деятельности способствует достижению соответствующего уровня подготовки обучающихся, создающего необходимую теоретическую и практическую базу для освоения общих и профессиональных компетенций ПМ 02.
5
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
1.1.ЦЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ
ПМ. 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
Курс: 3 Семестр: 6
Вид занятия: учебно-методическая конференция.
Тема: «Медико-социальные аспекты реабилитации и профилактики в педиатрии»
Продолжительность занятия: 90 минут.
Место проведения: аудитория Филиала № 1 ГБПОУ ДЗМ «МК № 6".
Мотивация темы: данная тема актуальна для освоения общих и профессиональных компетенций ПМ 02.
Цели занятия.
При рассмотрении целей занятия следует выделить самостоятельных 2 блока:
1. для студентов 3 курса
2. для студентов 4 курса.
Цели занятия для студентов 3 курса.
Общие цели занятия: формировать общие и профессиональные компетенции:
ПК.2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Конкретные цели занятия:
1. Образовательные
Студент должен уметь:
- Воспринимать и структурировать новую информацию;
- Уметь работать в команде единомышленников.
Студент должен знать:
- Особенности и этапы подготовки к выступлению на конференции;
- Особенности изложения теоретического материала по этиологии, факторам риска, клиническим особенностям течения заболеваний академическим языком.
2. Развивающая цель занятия:
Развивать способность анализировать, структурировать учебный материал, излагать академическим языком теоретический материал при представлении его слушателям, формировать ораторское мастерство, дикцию, коммуникативные, навыки работы со студентами в процессе совместного обучения.
3. Воспитательная цель занятия:
Воспитывать способность к коллегиальному взаимодействию, к деловому общению, самообладанию, выдержку..
Цели занятия для студентов 4 курса.
Общие цели занятия: формировать общие и профессиональные компетенции:
ПК.2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК.2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК.2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК.2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК.2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Конкретные цели занятия:
1. Образовательные
Студент должен уметь:
- Доступно изложить студентам младшего курса теоретический материал по теме курсовой работы.
Студент должен знать:
- Особенности и этапы подготовки курсовой работы;
- Структуру и содержание курсовой работы;
- Особенности изложения теоретического материала академическим языком.
2. Развивающая цель занятия:
Развивать способность анализировать, структурировать учебный материал, проявлять наблюдательность в работе с коллегами, излагать академическим языком теоретический материал, формировать ораторское мастерство, дикцию, коммуникативные, педагогические способности, навыки работы с коллегами в процессе их обучения.
3. Воспитательная цель занятия:
Воспитывать способность установить доверительное общение с коллегами; создать атмосферу взаимопонимания; самообладание, выдержку, деликатность.
Междисциплинарные связи
Предшествующие | Последующие специальность «Сестринское дело» |
Анатомия и физиология Теория и практика с/дела Технология оказания медицинских услуг Фармакология Психология Основы профилактики Сестринское дело в ПСМП | ПМ. 0? Реабилитация и профилактика ПМ.03 «Оказание помощи при неотложных и экстремальных состояниях» |
Обеспечение занятия
Методическое обеспечение:
- методическая разработка для преподавателя по данной теме;
- курсовые работы студентов 4 курса с презентацией;
- мультимедийное сопровождение.
Технические средства:
- компьютер;
- видеопроектор;
- экран.
1.2. ПОДГОТОВКА К КОНФЕРЕНЦИИ
В связи с необычной структурой предстоящей конференции при подготовке к нему необходимо уделить пристальное внимание тщательной подготовке докладчиков - студентов 4 курса:
1. Студенты должны осознать педагогический аспект своего выступления;
2. Следует должным образом переформатировать презентацию и устное сообщение, опробированное ранее студентами при представлении своих курсовых работ.
1.3. ХОД КОНФЕРЕНЦИИ
№ п/п | Этап занятия | Время в мин | Методы, приемы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1 | Организационный момент. | 3 | Проверяет готовность докладчиков, студентов, присутствующих на конференции. | ||
2 | Сообщение темы конференции, цели, мотивация изучения темы. | 7 | Методика «интервью», с использованием жизненного опыта студентов | Выступает с вводной речью, мотивирует слушателей к восприятию новой информации. | Докладчики готовятся к выступлению. Слушатели готовятся воспринимать содержание докладов, участвуют в беседе. |
3 | Сообщение новых знаний. | 60 | Объяснительно-иллюстративный видеометод. | Представляет поочередно докладчиков, темы сообщений. | Докладчики (студенты 4 курса) выступают с напутственным словом, после чего переходят к представлению своего доклада, сопровождая его презентацией. Студенты 3 курса (слушатели) слушают, смотрят презентацию, осмысливают и запоминают материал, делают записи в тетради. |
4 | Рефлексия | 10 | Организует рефлексию у слушателей методом "интервью". | Слушатели оценивают полученные знания и умения, по желанию высказывают свое мнение и впечатления о прослушанных докладах. | |
5 | Итоги занятия. | 5 | Подводит итоги занятия. Благодарит докладчиков за подготовку и участие в конференции, желает им успехов в подготовке к ВКР. | Оценивают качество проведенной конференции. | |
6 | Домашнее задание. | 5 | Задает задание на дом, дает инструкцию по выполнению. | Записывают домашнее задание. | |
ИТОГО: | 90 |
Домашнее задание после завершения занятия:
1. Подготовиться к изучению новой темы: "Сестринская помощь при остром и хроническом бронхите у детей".
2. СЦЕНАРИЙ КОНФЕРЕНЦИИ
1. Вступительное слово преподавателя
1.1. Выступление Бакировой З.А.
1.2. Выступление Бехметьевой Г.М.
2. Выступление докладчиков.
2.1. Ильченко Н., студентка 301 гр.
Сестринская деятельность в профилактике плоскостопия у детей
2.2. Малеваная В., студентка 41 гр.
Деятельность школьной медицинской сестры по формированию культуры питания у подростков.
2.3. Слесаревич В., студентка 41 гр.
Роль медицинской сестры в профилактике и реабилитации ожирения у подростков
2.4. Канищева А., студентка 41 гр.
Роль медсестры при сахарном диабете первого типа у детей.
2.5. Шереметьева В., студентка 41 гр.
Сестринская деятельность в профилактике остеохондроза у подростков
2.6. Федорова В., студентка 41 группы
Роль медицинской сестры в профилактике железодефицитной анемии у детей
3. Подведение итогов занятия
4. Заключительное слово преподавателей
4.1. Выступление Бакировой З.А.
4.2. Выступление Бехметьевой Г.М.
Литература для студента:
- Двойников С.И. и др. Проведение профилактических мероприятий.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2017.-448с.
- Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2016.-560с.
- Крымская И.Г. Гигиена и экология человека.-4-е изд.- Ростов-на-Дону:Феникс.2014.-351с.
- Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела.-6-е изд.- Ростов-на-Дону:Феникс.2015.-733с.
- Кучма В.Р., Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-544с.
- Методические рекомендации по подготовке курсовых работ.
- Островская И.В. Психология.-2-е изд.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2014.-480с.
- Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Учебное пособие для образовательных учреждений среднего профессионального образования.-Ростов-на-Дону:Феникс,2016
- Физическая культура: учебник для студентов учреждений спо/ Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. и др..-16-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2016.-176с.
- Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-284 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тезисы доклада Федоровой В.
Цель курсовой работы: изучение особенностей сестринской деятельности при ЖДА
Задачи исследования:
- изучение и составление обзора литературы по теме курсовой работы
- определить основные проблемы пациентов с ЖДА
- изучение сестринской деятельности, направленной на обследование, диагностику и лечение пациентов с ЖДА
- заполнить карту сестринского обследования и построить план сестринской деятельности для пациента с данным заболеванием.
Объект исследования являются: сестринский процесс у пациентов с железодефицитной анемией, проблемы пациентов с ЖДА.
Предмет исследования – особенности сестринской деятельности при ЖДА.
Методы исследования: опрос в виде беседы; наблюдение и фиксация протоколов наблюдений; анализ, обобщение и структурирование имеющихся в научной литературе данных по заболеванию.
Железодефицитная анемия
- клинико–гематологический синдром, характеризующийся нарушением синтеза гемоглобина в результате дефицита железа, развивающегося на фоне различных патологических (физиологических) процессов, и проявляющийся признаками анемии и сидеропении.
ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ
1. Анемический:
- слабость, сонливость;
- одышка, сердцебиение;
- головокружение, головная боль;
- ортостатические симптомы;
- потемнение в глазах.
2. Тканевой сидеропенический:
- ломкость ногтей;
- выпадение волос;
- сухость кожи и слизистых;
- извращения вкуса и обоняния.
ДИАГНОСТИКА
I этап-выявление гипохромной анемии. Гипохромный характер анемии является ключевым признаком, позволяющим определить дальнейшее направление диагностического поиска.
II этап-диагностика железодефицитного характера. Дифференциальный диагноз между ЖДА и другими анемиями.
III этап-установление причины. Является конечным этапом диагностического поиска.
Ведущую роль при постановке диагноза играют:
Клиническая картина
Лабораторные методы исследования: общий
и биохимический анализы крови, исследование
содержания гемоглобина в эритроцитах.
ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТОВ С ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИЕЙ
Настоящие:
- снижение или отсутствие аппетита;
- неустойчивый стул;
- слабость, утомляемость, сонливость;
- головокружение;
- головная боль;
- одышка, боли в области сердца;
- выпадение волос;
- трещины на коже, сухость и шелушение;
- сухость во рту, затруднение глотания;
- трещины уголках рта;
- ломкость ногтей;
- беспокойство по поводу своего состояния и внешнего вида.
Потенциальные:
- снижение памяти;
- анемическая кома;
- мышечная слабость;
- лихорадка;
- травматизация вследствие головокружения;
СЕСТРИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ
1. В зависимости от тяжести состояния-обеспечение ухода. При тяжелом состоянии-компенсирующий общий уход.
2. Предоставить специальное питание-пациенту необходима высоко витаминизированная пища, богатая железом.
3. В случае, если пациент не в состоянии-уход за кожей и слизистыми.
4. Оказание психологической поддержки-проведение профилактической беседы.
5. Контроль состояния пациента в динамике-наличие жалоб и осложнений.
6. Участие в диагностике-забор крови для исследования.
7.Своевременная выдача лекарственных препаратов, проведение инъекций и постановка капельниц согласно назначениям врача.
8. Осуществление контроля за приемом лекарств пациентом.
ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ПАЦИЕНТОВ
У детей:
-тщательнее обследовать анамнез;
-в зависимости от возраста-подвергать обследованию и лечению мать пациента;
-рассказать о правилах рационального вскармливания;
-снабдить родителей памятками.
У лиц пожилого возраста:
-соблюдать правила этики и деонтологии, учитывая особенности геронтопсихологии;
-при коррекции рациона-учитывать особенности работы ЖКТ;
-уделить особое внимание коже и слизистым.
Приложение 2.
Тезисы доклада Малеваной В.
Цель курсовой работы:
Изучить особенности сестринской деятельности по формированию рационального питания у подростков
Задачи курсовой работы:
- Изучить принципы рационального питания.
- Проанализировать современное представление о формировании рационального питания у подростков.
- Рассмотреть основные направления сестринской деятельности по организации рационального питания подростков.
- Изучить современные технологии решения проблемы рационального питания.
Объект исследования: организация рационального питания у подростков.
Предмет исследования: сестринская деятельность по организации рационального питания у подростков.
Методы исследования: теоретический анализ, опрос, обобщение данных, наблюдение, описание.
Рациональное питание
– это питание человека, которое учитывает его физиологические потребности в энергетической ценности, полезных питательных веществах и основывается на данных о возрасте, заболеваниях, активности, и окружающей среде.
Основные принципы рационального питания
1. Принцип количественной характеристики питания.
2. Принцип качественной характеристики питания.
3. Принцип сбалансированности питания.
4. Принцип режимности питания.
5. Принцип безвредности и легкоусвояемости пищи.
Режим питания у подростков
В подростковом возрасте также сохраняется 4-5 кратное питание, когда между основными приемами пищи проходит не более 4 часов. Питание в школе желательно сочетать с домашним питанием, чтобы рацион не был однообразным или недостаточным. В первую половину дня лучше съедать богатые животным белком продукты, а на ужин – молочно-растительные блюда.
В образовательных учреждениях используются новые формы организации обслуживания учащихся:
- организация питания по типу «шведского стола»;
- использование скомплектованных рационов питания по типу рационов бортового питания пассажиров авиарейсов;
- использование современных способов приготовления пищи;
- быстрого снижения температуры приготовленной пищи до +4 °С.
К основным направлениям индустриализации питания детей и подростков в образовательных учреждениях относятся:
- использование при производстве полуфабрикатов;
- использование при производстве кулинарной продукции, булочных, кондитерских и других изделий для питания детей и подростков специализированной технической документации;
- совершенствование системы производственного контроля, в том числе с использованием лабораторно-инструментальных методов контроля;
- обеспечение предприятий школьного и дошкольного питания квалифицированными специалистами (технологами, врачами).
Особенности сестринской деятельности в диагностике и выявлении проблем пациента
Прежде всего медицинская сестра должна оценивать:
- уровень физического развития подростка
- сбалансированность его питания
- особенности пищевого поведения.
Возможные проблемы ребенка и его родственников:
- Отставание в физическом развитии или избыток веса из-за нерационального питания
- Дефицит двигательной активности
- Чрезмерная двигательная активность
- Дефицит знаний у ребенка и его родственников о рациональной организации режима питания, рациональном питании
- Формирование вредных привычек
- Дефицит знаний у ребенка и его родственников об особенностях развития организма и особенностях питания
- Формирование заболеваний внутренних органов
- Развитие патологии нервно-психической сферы
- Снижение школьной успеваемости
Содержание сестринской деятельности
1. Особенности сестринской деятельности при организации школьного питания
2. Особенности сестринской деятельности при организации питания подростка вне дома
3. Сестринская деятельность по обучению подростков и членов их семей по вопросам рационального питания
4. Сестринская деятельность по формированию культуры питания
Приложение 3
Тезисы доклада Слесаревич В.
Объект исследования — Сестринская деятельность
Предмет исследования – Особенности деятельности медицинской сестры при работе с подростками, страдающими ожирением.
Цель: Изучить особенности сестринской деятельности при ожирении у подростков
Задачи:
- Проанализировать научные и учебные литературные источники по теме исследования.
- Выявить основные направления сестринской деятельности при подростковом ожирении.
- Провести сестринское обследование пациента подросткового возраста с ожирением.
- Составить план сестринской деятельности при данной патологии.
Методы исследования: теоретический анализ, опрос, наблюдение, описание.
Практическая значимость – результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности среднего медицинского персонала.
Ожирение - хроническое многофакторное гетерогенное заболевание, которое характеризуется избыточным накоплением жировой ткани в организме.
Обзор основных направлений и мероприятий сестринской деятельности при ожирении
Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели).
- Медицинская сестра обучает подростка и его родственников здоровому образу жизни, который должен будет вести ребенок. Назначает диету №8, а так же рассказываем ка ее соблюдать. Рассказывает, какие физические упражнения надо выполнять ежедневно. Предостерегает, что при не соблюдения этих мероприятий подросток не добьется поставленной цели и его проблемы могут усугубиться.
- Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, направлены на предотвращение заболевания, осложнений, их профилактику и приобретение медицинских знаний. При ожирении цель это снижение веса у пациента.
- Медицинская сестра отслеживает динамику веса. Каждую неделю подросток должен приходить на контрольное взвешивание, для оценки его результатов с таблицей индекса массы тела, разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения - см. Приложение E: . Медицинская сестра проводит психологические беседы и оказывает поддержку. Действуя, таким образом, ориентируя пациента на успех, доказывая достижимость целей и совместно определяя пути их достижения.
- Лечение ожирения должно начинаться с внесения разумных изменений в образ жизни пациента, в его рацион питания. Необходимо, чтобы пациент стремился к реализации следующего терапевтического алгоритма поведения:
- - самоконтроль количества употребленной пищи;
- При ожирении назначают пациенту стол №8
- Для данной диеты характерен дробный режим питания (5—6 раз в день) с объемом, достаточным для чувства насыщения. Достаточный объем формируется за счет низкокалорийной пищи (сырых овощей, фруктов), при этом отсутствует чувство голода. Это позволяет избежать стресса и соблюдать предложенную диету длительное время.
- Кулинарная обработка блюд — варение, тушение, запекание. Мясо перед обжариванием обязательно отваривают. Следует ограничить потребление жареных, протертых и рубленых изделий.
- При диете № 8 также следует ограничить количество свободной жидкости до 1,5-1,8 л (супа на 1 прием не более половины тарелки и 3—4 стаканов жидкости в виде молока, чая, компота, всего около 5—6 стаканов свободной жидкости в день).
- Ограничение поваренной соли до 3-5 г и возбуждающих аппетит продуктов и блюд (перца, горчицы, чеснока).
- Дать рекомендации по двигательной активности подростку.
- Ежедневная двигательная активность должна соответствовать среднему и умеренно-высокому уровню интенсивности. Большая часть физических упражнений должна приходиться на аэробные нагрузки.
Примеры видов деятельности, обеспечивающих средний уровень
интенсивности физической нагрузки:
- Пешие прогулки продолжительностью не менее 1 часа со средней скоростью 5-7 км/ч (для контроля можно использовать шагомер);
- Подъем по лестнице не менее 15-20 мин;
- Бег трусцой не менее 30 мин;
- Уборка снега не менее 15-20 мин;
- Игра в футбол 45-60 мин;
- Игра в баскетбол 30-45 мин;
- Спортивные и современные танцы 30-45 мин;
- Аква аэробика 30-45 мин;
- Плавание брасом или кролем не менее 20 мин, или 500 м для детей и 1 км - для подростков.
Активными видами спорта рекомендуется заниматься не менее 45 мин 3-5 раз в неделю, дополнительно к 1 часу пеших прогулок ежедневно.
Пациенту нужна поддержка, причем эта поддержка должна исходить не только со стороны близких и родных, но и со стороны медицинских специалистов.
Эффективным лечением считается снижение веса больного не менее 5% от общей массы тела за три месяца терапии. Если вес перестает снижаться, необходимо вносить коррективы в терапевтический процесс, а в некоторых случаях полностью менять выбранный метод лечения.
В их основу снижения веса входят три основных фактора:
- постановка цели (за определенный период времени сбросить определенное количество кг);
- фаза активного снижения веса;
- фаза закрепления результата.
В идеальном варианте такая программа реализуется в течение года, однако при отсутствии у пациента силы воли это лечение может продолжаться на протяжении всей его жизни.
Приложение 4
Тезисы Шереметьевой В.
Целью курсовой работы являлось определение роли медицинской сестры, в осуществлении сестринского процесса при работе с пациентами молодого возраста, имеющих остеохондроз позвоночника. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1.Изучена научная литература, связанная с данной патологией;
2.Проведен анализ особенностей сестринской деятельности при работе с пациентами;
3.Оформлена карта сестринского наблюдения пациента;
4. Составлен подробный план сестринской деятельности по уходу за пациентом.
Объектом изучения являлась сестринская деятельность.
Предметом изучения: особенности сестринской деятельности по уходу за пациентами с остеохондрозом позвоночника в молодом возрасте.
В ходе исследования были применены следующие методы: теоретический анализ, опрос, наблюдение и сравнение.
Остеохондроз позвоночника – это полифакториальное дегенеративное заболевание позвоночно-двигательного сегмента, поражающее первично межпозвонковый диск, а вторично – другие структуры позвоночника, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистую и нервную системы.
Возникновению ОХП в молодом возрасте способствуют следующие факторы: несбалансированное питание, избыточная масса тела, профессиональный спорт, несоблюдение осанки и распределения осевых нагрузок, вредные привычки, гиподинамия, наследственность, травмы позвоночника, повышенная физическая нагрузка, врожденные дефекты позвоночника.
Классификация остеохондроза
1-ая стадия доклиническая. Изменения в области позвоночника минимальны, отмечается незначительное нарушение пульпозного ядра. Пациентов беспокоит ограниченная боль в области позвоночника и напряжение мышц спины.
Во 2-ой стадии нарастают изменения в студенистом ядре и фиброзном кольце, что способствует уменьшению межпозвонковой щели, приводящее к нестабильности сегмента позвоночника. Пациенты ощущают постоянное напряжение мышц спины, боль возникает при кашле, чихании, наклонах с иррадиацией в различные области.
3-я стадия полного разрушения фиброзного кольца. При полном разрыве фиброзного кольца образовывается межпозвонковая грыжа. В результате этого возникает сильная боль в области пораженного сегмента, нарушение чувствительности и двигательные расстройства.
4-я стадия регенерации тканей межпозвонкового диска. Студенистое ядро на данной стадии замещается соединительной тканью. Возможно нарушению кровотока в крупнейших корешковых артериях. Основные жалобы при этом синдроме – слабость и онемение ног, возникающие при ходьбе, но проходящие после отдыха.
К основные методам диагностики относятся: осмотр врачом-специалистом, рентгенографическое исследование, МРТ, КТ и вспомогательные_лабораторные методы исследования крови.
Медикаментозное лечение при ОХП включает в себя следующие группы препаратов: НПВП, препараты нормализующие кровообращение и стимулирующие питание тканей, миорелаксанты, хондропротекторы, Витаминно-минеральные комплексы, седативные препараты. К немедикаментозному лечению относят: ЛФК, физиотерапию, мануальнаую терапию, лечебный массаж, рефлксотерапию, вытяжение.
Первый этап сестринского процесса - обследование пациента. На данном этапе проводиться субъективное и объективное обследование пациента. Субъективное включает : данные пациента, его жалобы, анамнез болезни, анамнез жизни. Объективное обследование включает: видимые деформации, состояние кожи и слизистых, антропометрические данные.
Второй этап – сестринская диагностика. На данном этапе выявляются проблемы пациента. Выделяют: настоящие - все проблемы, беспокоящие пациента. При данной патологии - это боли в области спины различного характера, мышечные боли напряжения, головные боли, бессонница, общее недомогание. Приоритетной проблемой из вышеперечисленных является болевой синдром. К потенциальным проблемам относят возможные осложнения: хронический болевой синдром, прогрессирование деформации позвоночника, межпозвонковые грыжи, ограничение подвижности в области позвоночника.
Третий этап сестринского процесса – планирование сестринского ухода. На данном этапе проанализировав и выявив приоритетные проблемы, устанавливаются цели. Краткосрочной целью будет являться купирование болевого синдрома. Долгосрочные заключаются в улучшение общего состояния пациента и оказания помощи в пределах компетенций медицинской сестры.
Четвертый этап – осуществление сестринского ухода. Данный этап включает наблюдение, уход, контроль за пациентом, а также обучение самого пациента и его родственников манипуляциям. Достижение краткосрочной цели заключается во введении пациенту, испытывающему болевой синдром, анальгезирующего препарата. Достижение долгосрочных целей требует больше времени и более тщательного контроля.
Пятый этап – оценка эффективности сестринского процесса. Оценка проводиться относительно достижения поставленных целей. В данном случае, если речь идет об улучшении состояния пациента, то цель можно считать достигнутой. В случае если состояние усугубляется, необходимо меня тактику действий и планировать сестринский уход заново.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока – конференции Тема: «Экономическое содержание и классификация материально-производственных запасов»
Методическая разработка составлена для проведения открытого урока-конференции по ПМ. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации, МДК.01.01 Практ...
Методическая разработка на ученическую конференцию «Наш дом – Земля»
Разработка посвящена заповедным местам Белогорья....
Методическая разработка научно-практической конференции по теме: «Инфекции передающиеся половым путем»
Методическая разработка рекомендована преподавателю для подготовки и проведения студенческой научно-практической конференции по актуальной теме....
Методическая разработка научно-практической конференции по теме: «О туберкулѐзе вслух и громко»
Методическая разработка рекомендована преподавателю для подготовки и проведения студенческой научно-практической конференции по актуальной теме....
Методическая разработка учебно-практической конференции «Что мы знаем о туберкулезе?»
Представленная учебно-практическая конференция «Что мы знаем о туберкулезе?» проводимая в День Всемирной борьбы с туберкулезом 23 марта - это хорошее средство ознак...
Методическая разработка научно-практической конференции "История конституции РФ"
Учебно-практическая конференция проводится в конце III семестра для студентов IIкурса, обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, как один из вариантов за...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова
В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...