Методическая разработка учебно-методической конференции
методическая разработка

Методическая разработка учебно-методической конференции для студентов 3 курса по подготовке, оформлению, презентации курсовых работ с участием студентов 4 курса в качестве наставников на тему: «Медико-социальные аспекты реабилитации и профилактики в педиатрии» по профессиональному модулю «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» составлена в соответствии с требованиями ФГОС по освоению ППССЗ  для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»  и предназначена  для преподавателей медицинских училищ и колледжей. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей

учебно-методической конференции для студентов 3 курса по подготовке, оформлению, презентации курсовых работ с участием студентов 4 курса

тема: «Медико-социальные аспекты реабилитации и профилактики в педиатрии»

Профессионального модуля  

«Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

(базовый уровень подготовки)

Курс  3

семестр 6

2017

Авторы-составители: Бакирова З.А., Бехметьева Г.М., преподаватели профессиональных модулей филиала № 1 ГБПОУ СПО «МК № 6»


4

Пояснительная записка

        Данная методическая разработка учебно-методической конференции для студентов 3 курса по подготовке, оформлению, презентации курсовых работ с участием студентов 4 курса в качестве наставников на тему: «Медико-социальные аспекты реабилитации и профилактики в педиатрии» по профессиональному модулю «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» составлена в соответствии с требованиями ФГОС по освоению ППССЗ  для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»  и предназначена  для преподавателей медицинских училищ и колледжей.

        Целью данной конференции является создание у целевой аудитории - студентов 3 курса должной мотивации к качественной подготовке при выполнении предстоящей курсовой работы на 4 курсе.

        Особенностью данной модели учебно-методической конференции является использование принципов "взаимообучения" и "преемственности в передаче опыта", при которой в качестве докладчиков выступили студенты старшего - 4 курса, уже преодолевшие данный этап обучения и имеющие личный опыт подготовки, оформления и презентации курсовой работы, оцененной на "отлично".

        В то же время для студентов старшего 4  курса важно выступить в роли наставников "младшекурсников", что способствует личностному становлению, повышает уровень осознанности при выполнении предстоящей выпускной квалификационной работы.

        В целом данная форма студенческой деятельности способствует достижению соответствующего уровня подготовки обучающихся, создающего необходимую теоретическую и практическую базу для освоения общих и профессиональных компетенций ПМ 02.

        

        

5

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1.1.ЦЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ

ПМ. 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»  

Курс: 3  Семестр: 6

Вид  занятия:  учебно-методическая конференция.        

Тема: «Медико-социальные аспекты реабилитации и профилактики в педиатрии»

Продолжительность занятия: 90 минут.

Место проведения: аудитория Филиала № 1 ГБПОУ ДЗМ  «МК № 6".

Мотивация темы: данная тема актуальна для освоения общих и профессиональных компетенций ПМ 02.

Цели занятия.

При рассмотрении целей занятия следует выделить самостоятельных 2 блока:

        1. для студентов 3 курса

        2. для студентов 4 курса.

Цели занятия для студентов 3 курса.

Общие цели занятия: формировать общие и профессиональные компетенции:

ПК.2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Конкретные цели занятия:

1. Образовательные

Студент должен уметь:

  • Воспринимать и структурировать новую информацию;
  • Уметь работать в команде единомышленников.

Студент должен знать:

  • Особенности и этапы подготовки к выступлению на конференции;
  • Особенности изложения теоретического материала по этиологии, факторам риска, клиническим особенностям течения заболеваний академическим языком.

2. Развивающая цель занятия:

        Развивать способность анализировать, структурировать учебный материал, излагать академическим языком теоретический материал при представлении его слушателям, формировать ораторское мастерство, дикцию, коммуникативные, навыки работы со студентами в процессе совместного обучения.

3. Воспитательная цель занятия:

        Воспитывать способность к коллегиальному взаимодействию,  к деловому общению,  самообладанию, выдержку..

Цели занятия для студентов 4 курса.

Общие цели занятия: формировать общие и профессиональные компетенции:

ПК.2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК.2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК.2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК.2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК.2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Конкретные цели занятия:

1. Образовательные

Студент должен уметь:

  • Доступно изложить студентам младшего курса теоретический материал по теме курсовой работы.

Студент должен знать:

  • Особенности и этапы подготовки курсовой работы;
  • Структуру и содержание курсовой работы;
  • Особенности изложения теоретического материала академическим языком.

2. Развивающая цель занятия:

        Развивать способность анализировать, структурировать учебный материал, проявлять наблюдательность в работе с коллегами, излагать академическим языком теоретический материал, формировать ораторское мастерство, дикцию, коммуникативные, педагогические способности, навыки работы с коллегами в процессе их обучения.

3. Воспитательная цель занятия:

        Воспитывать способность установить доверительное общение с коллегами; создать атмосферу взаимопонимания; самообладание, выдержку, деликатность.

Междисциплинарные связи

Предшествующие

Последующие

специальность «Сестринское дело»

Анатомия и физиология

Теория и практика с/дела

Технология оказания медицинских услуг

Фармакология

Психология

Основы профилактики

Сестринское дело в ПСМП

ПМ. 0? Реабилитация и профилактика

ПМ.03 «Оказание помощи при неотложных

и экстремальных состояниях»

Обеспечение занятия

Методическое обеспечение:

- методическая разработка для преподавателя по данной теме;

- курсовые работы студентов 4 курса с презентацией;

- мультимедийное сопровождение.

Технические средства:

- компьютер;

- видеопроектор;

- экран.

1.2. ПОДГОТОВКА К КОНФЕРЕНЦИИ

        В связи с необычной структурой предстоящей конференции при подготовке к нему необходимо уделить пристальное внимание тщательной подготовке докладчиков - студентов 4 курса:

1. Студенты должны осознать педагогический аспект своего выступления;

2. Следует должным образом переформатировать презентацию и устное сообщение, опробированное ранее студентами при представлении своих курсовых работ.

        1.3. ХОД КОНФЕРЕНЦИИ

№ п/п

Этап занятия

Время

в мин

Методы, приемы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

Организационный момент.

3

Проверяет готовность докладчиков, студентов, присутствующих на конференции.

2

Сообщение темы конференции, цели, мотивация изучения темы.

7

Методика «интервью», с использованием  жизненного опыта студентов

Выступает с вводной речью, мотивирует слушателей к восприятию новой информации.

Докладчики готовятся к выступлению.

Слушатели готовятся воспринимать содержание докладов, участвуют в беседе.

3

Сообщение новых знаний.

60

Объяснительно-иллюстративный

видеометод.

Представляет поочередно докладчиков, темы сообщений.

Докладчики (студенты 4 курса) выступают с напутственным словом, после чего переходят к представлению своего доклада, сопровождая его презентацией.

Студенты 3 курса (слушатели) слушают, смотрят презентацию, осмысливают и запоминают материал, делают записи в тетради.

4

Рефлексия

10

Организует рефлексию у слушателей методом "интервью".

Слушатели оценивают полученные знания и умения, по желанию  высказывают свое мнение и впечатления о прослушанных докладах.

5

Итоги занятия.

5

Подводит итоги занятия.

Благодарит докладчиков за подготовку и участие в конференции, желает им успехов в подготовке к ВКР.

Оценивают качество проведенной конференции.

6

Домашнее задание.

5

Задает задание на дом, дает инструкцию по выполнению.

Записывают домашнее задание.

ИТОГО:

90

                Домашнее задание после завершения занятия:

1. Подготовиться  к изучению новой темы: "Сестринская помощь при остром и хроническом бронхите у детей".

2. СЦЕНАРИЙ КОНФЕРЕНЦИИ

1. Вступительное слово преподавателя

1.1. Выступление Бакировой З.А.

1.2. Выступление Бехметьевой Г.М.

2. Выступление докладчиков.

2.1. Ильченко Н., студентка 301 гр.

        Сестринская деятельность в профилактике плоскостопия у детей

2.2. Малеваная В., студентка 41 гр.

        Деятельность школьной медицинской сестры по формированию культуры питания у подростков.

2.3. Слесаревич В., студентка 41 гр.

        Роль медицинской сестры в профилактике и реабилитации ожирения у подростков

2.4. Канищева А., студентка 41 гр.

        Роль медсестры при сахарном диабете первого типа у детей.

2.5. Шереметьева В., студентка 41 гр.

        Сестринская деятельность в профилактике остеохондроза у подростков

2.6. Федорова В., студентка 41 группы

        Роль медицинской сестры в профилактике железодефицитной анемии у детей

3. Подведение итогов занятия

4. Заключительное слово преподавателей

4.1. Выступление Бакировой З.А.

4.2. Выступление Бехметьевой Г.М.

Литература для студента:

  1. Двойников С.И. и др. Проведение профилактических мероприятий.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2017.-448с.
  2. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2016.-560с.
  3. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека.-4-е изд.- Ростов-на-Дону:Феникс.2014.-351с.
  4. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела.-6-е изд.- Ростов-на-Дону:Феникс.2015.-733с.
  5. Кучма В.Р., Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-544с.
  6. Методические рекомендации по подготовке курсовых работ.
  7. Островская И.В. Психология.-2-е изд.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2014.-480с.
  8. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Учебное пособие для образовательных учреждений среднего профессионального образования.-Ростов-на-Дону:Феникс,2016
  9. Физическая культура: учебник для студентов учреждений спо/ Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. и др..-16-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2016.-176с.
  10. Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-284 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тезисы доклада Федоровой В.

Цель курсовой работы: изучение особенностей сестринской деятельности при ЖДА

Задачи исследования:

  1. изучение и составление обзора литературы по теме курсовой работы
  2. определить основные проблемы пациентов с ЖДА
  3. изучение сестринской деятельности, направленной на обследование, диагностику и лечение пациентов с ЖДА
  4. заполнить карту сестринского обследования и построить план сестринской деятельности для пациента с данным заболеванием.

Объект исследования являются: сестринский процесс у пациентов с железодефицитной анемией, проблемы пациентов с ЖДА.

Предмет исследования – особенности сестринской деятельности при ЖДА.

Методы исследования: опрос в виде беседы; наблюдение и фиксация протоколов наблюдений; анализ, обобщение и структурирование имеющихся в научной литературе данных по заболеванию.

Железодефицитная анемия

- клинико–гематологический синдром, характеризующийся нарушением синтеза гемоглобина в результате дефицита железа, развивающегося на фоне различных патологических (физиологических) процессов, и проявляющийся признаками анемии и сидеропении.

ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ

1. Анемический:

  • слабость, сонливость;
  • одышка, сердцебиение;
  • головокружение, головная боль;
  • ортостатические симптомы;
  • потемнение в глазах.

2. Тканевой сидеропенический:

  • ломкость ногтей;
  • выпадение волос;
  • сухость кожи и слизистых;
  • извращения вкуса и обоняния.

ДИАГНОСТИКА

I этап-выявление гипохромной анемии. Гипохромный характер анемии является ключевым признаком, позволяющим определить дальнейшее направление диагностического поиска.

II этап-диагностика железодефицитного характера. Дифференциальный диагноз между ЖДА и другими анемиями.

III этап-установление причины. Является конечным этапом диагностического поиска.

Ведущую роль при постановке диагноза играют:

Клиническая картина

Лабораторные методы исследования: общий

и биохимический анализы крови, исследование

содержания гемоглобина в эритроцитах.

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТОВ С ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИЕЙ

Настоящие:

  • снижение или отсутствие аппетита;
  • неустойчивый стул;
  • слабость, утомляемость, сонливость;
  • головокружение;
  • головная боль;
  • одышка, боли в области сердца;
  • выпадение волос;
  • трещины на коже, сухость и шелушение;
  • сухость во рту, затруднение глотания;
  • трещины уголках рта;
  • ломкость ногтей;
  • беспокойство по поводу своего состояния и внешнего вида.

Потенциальные:

  • снижение памяти;
  • анемическая кома;
  • мышечная слабость;
  • лихорадка;
  • травматизация вследствие головокружения;

СЕСТРИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ

1. В зависимости от тяжести состояния-обеспечение ухода. При тяжелом состоянии-компенсирующий общий уход.

2. Предоставить специальное питание-пациенту необходима высоко витаминизированная пища, богатая железом.

3. В случае, если пациент не в состоянии-уход за кожей и слизистыми.

4. Оказание психологической поддержки-проведение профилактической беседы.

5. Контроль состояния пациента в динамике-наличие жалоб и осложнений.

6. Участие в диагностике-забор крови для исследования.

7.Своевременная выдача лекарственных препаратов, проведение инъекций и постановка капельниц согласно назначениям врача.

8. Осуществление контроля за приемом лекарств пациентом.

ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ПАЦИЕНТОВ

У детей:

-тщательнее обследовать анамнез;

-в зависимости от возраста-подвергать обследованию и лечению мать пациента;

-рассказать о правилах рационального вскармливания;

-снабдить родителей памятками.

У лиц пожилого возраста:

-соблюдать правила этики и деонтологии, учитывая особенности геронтопсихологии;

-при коррекции рациона-учитывать особенности работы ЖКТ;

-уделить особое внимание коже и слизистым.


Приложение 2.

Тезисы доклада Малеваной В.

Цель курсовой работы:

Изучить особенности сестринской деятельности по формированию рационального питания у подростков

Задачи курсовой работы:

  1.  Изучить принципы рационального питания.
  2.  Проанализировать современное представление о формировании рационального питания у подростков.
  3.  Рассмотреть основные направления сестринской деятельности по организации рационального питания подростков.
  4. Изучить современные технологии решения проблемы рационального питания.

Объект исследования: организация рационального питания у подростков.

Предмет исследования: сестринская деятельность по организации рационального питания у подростков.

Методы исследования: теоретический анализ, опрос, обобщение данных, наблюдение, описание.

Рациональное питание 

– это питание человека, которое учитывает его физиологические потребности в энергетической ценности, полезных питательных веществах и основывается на данных о возрасте, заболеваниях, активности, и окружающей среде.

Основные принципы рационального питания

1. Принцип количественной характеристики питания.

2. Принцип качественной характеристики питания.

3. Принцип сбалансированности питания.

4. Принцип режимности питания.

5. Принцип безвредности и легкоусвояемости пищи.

Режим питания у подростков

В подростковом возрасте также сохраняется 4-5 кратное питание, когда между основными приемами пищи проходит не более 4 часов. Питание в школе желательно сочетать с домашним питанием, чтобы рацион не был однообразным или недостаточным. В первую половину дня лучше съедать богатые животным белком продукты, а на ужин – молочно-растительные блюда.

В образовательных учреждениях используются новые формы организации обслуживания учащихся:

  1. организация питания по типу «шведского стола»;
  2. использование скомплектованных рационов питания по типу рационов бортового питания пассажиров авиарейсов;
  3. использование современных способов приготовления пищи;
  4. быстрого снижения температуры приготовленной пищи до +4 °С.

К основным направлениям индустриализации питания детей и подростков в образовательных учреждениях относятся:

  • использование при производстве полуфабрикатов;
  • использование при производстве кулинарной продукции, булочных, кондитерских и других изделий для питания детей и подростков специализированной технической документации;
  • совершенствование системы производственного контроля, в том числе с использованием лабораторно-инструментальных методов контроля;
  • обеспечение предприятий школьного и дошкольного питания квалифицированными специалистами (технологами, врачами).

Особенности сестринской деятельности в диагностике и выявлении проблем пациента

Прежде всего медицинская сестра должна оценивать:

  • уровень физического развития  подростка
  • сбалансированность его питания
  • особенности пищевого поведения.

Возможные проблемы ребенка и его родственников:

  • Отставание в физическом развитии или избыток веса из-за нерационального питания
  • Дефицит двигательной активности
  • Чрезмерная двигательная активность
  • Дефицит знаний у ребенка и его родственников о рациональной организации режима питания, рациональном питании
  • Формирование вредных привычек
  • Дефицит знаний у ребенка и его родственников об особенностях развития организма и особенностях питания
  • Формирование заболеваний внутренних органов
  • Развитие патологии нервно-психической сферы
  • Снижение школьной успеваемости

Содержание сестринской деятельности

1. Особенности сестринской деятельности при организации школьного питания

2. Особенности сестринской деятельности при организации питания подростка вне дома

3. Сестринская деятельность по обучению подростков и членов их семей по вопросам рационального питания

4.  Сестринская деятельность по формированию культуры питания

 

Приложение 3

Тезисы доклада Слесаревич В.

Объект исследования — Сестринская деятельность

Предмет исследования – Особенности деятельности медицинской сестры при работе с подростками, страдающими ожирением.

Цель: Изучить особенности сестринской деятельности при ожирении у подростков

Задачи:

  1. Проанализировать научные и учебные литературные источники по теме исследования.
  2. Выявить основные направления сестринской деятельности при подростковом ожирении.
  3.  Провести сестринское обследование пациента подросткового возраста с ожирением.
  4. Составить план сестринской деятельности при данной патологии.

Методы исследования: теоретический анализ, опрос, наблюдение, описание.  

Практическая значимость – результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности среднего медицинского персонала.

Ожирение - хроническое многофакторное гетерогенное заболевание, которое характеризуется избыточным накоплением жировой ткани в организме.

Обзор основных направлений и мероприятий сестринской деятельности при ожирении

Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели).

  1. Медицинская сестра обучает подростка и его  родственников здоровому образу жизни, который должен будет вести ребенок. Назначает диету №8, а так же рассказываем ка ее соблюдать. Рассказывает, какие физические упражнения надо выполнять ежедневно. Предостерегает, что при не соблюдения этих мероприятий подросток не добьется поставленной цели и его проблемы могут усугубиться.
  2. Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, направлены на предотвращение заболевания, осложнений, их профилактику и приобретение медицинских знаний. При ожирении цель это снижение веса у пациента.
  3. Медицинская сестра отслеживает динамику веса. Каждую неделю подросток должен приходить на контрольное взвешивание, для оценки его результатов с таблицей индекса массы тела, разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения - см. Приложение E: . Медицинская сестра проводит психологические беседы и оказывает поддержку. Действуя, таким образом, ориентируя пациента на успех, доказывая достижимость целей и совместно определяя пути их достижения.
  4. Лечение ожирения должно начинаться с внесения разумных изменений в образ жизни пациента, в его рацион питания. Необходимо, чтобы пациент стремился к реализации следующего терапевтического алгоритма поведения:
  5. - самоконтроль количества употребленной пищи;
  6. При ожирении назначают пациенту стол №8
  7.  Для данной диеты характерен дробный режим питания (5—6 раз в день) с объемом, достаточным для чувства насыщения. Достаточный объем формируется за счет низкокалорийной пищи (сырых овощей, фруктов), при этом отсутствует чувство голода. Это позволяет избежать стресса и соблюдать предложенную диету длительное время.
  8. Кулинарная обработка блюд — варение, тушение, запекание. Мясо перед обжариванием обязательно отваривают. Следует ограничить потребление жареных, протертых и рубленых изделий.
  9. При диете № 8 также следует ограничить количество свободной жидкости до 1,5-1,8 л (супа на 1 прием не более половины тарелки и 3—4 стаканов жидкости в виде молока, чая, компота, всего около 5—6 стаканов свободной жидкости в день).
  10. Ограничение поваренной соли до 3-5 г и возбуждающих аппетит продуктов и блюд (перца, горчицы, чеснока).
  11. Дать  рекомендации по двигательной активности подростку.
  12. Ежедневная двигательная активность должна соответствовать среднему и умеренно-высокому уровню интенсивности. Большая часть физических упражнений  должна приходиться на аэробные нагрузки.

 Примеры видов деятельности, обеспечивающих средний уровень

интенсивности физической нагрузки:

  • Пешие прогулки продолжительностью не менее 1 часа со средней скоростью 5-7 км/ч (для контроля можно использовать шагомер);
  • Подъем по лестнице не менее 15-20 мин;
  • Бег трусцой не менее 30 мин;
  • Уборка снега не менее 15-20 мин;
  • Игра в футбол 45-60 мин;
  • Игра в баскетбол 30-45 мин;
  • Спортивные и современные танцы 30-45 мин;
  • Аква аэробика 30-45 мин;
  • Плавание брасом или кролем не менее 20 мин, или 500 м для детей и 1 км - для подростков.

        Активными видами спорта рекомендуется заниматься не менее 45 мин 3-5 раз в неделю, дополнительно к 1 часу пеших прогулок ежедневно.

        Пациенту нужна поддержка, причем эта поддержка должна исходить не только со стороны близких и родных, но и со стороны медицинских специалистов.

        Эффективным лечением считается снижение веса больного не менее 5% от общей массы тела за три месяца терапии. Если вес перестает снижаться, необходимо вносить коррективы в терапевтический процесс, а в некоторых случаях полностью менять выбранный метод лечения.

        В их основу снижения веса входят три основных фактора:

- постановка цели (за определенный период времени сбросить определенное количество кг);

- фаза активного снижения веса;

- фаза закрепления результата.

                В идеальном варианте такая программа реализуется в течение года, однако при отсутствии у пациента силы воли это лечение может продолжаться на протяжении всей его жизни.


Приложение 4

Тезисы Шереметьевой В.

Целью курсовой работы являлось определение роли медицинской сестры, в осуществлении сестринского процесса при работе с пациентами молодого возраста, имеющих остеохондроз позвоночника.  Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1.Изучена научная литература, связанная с данной патологией;

2.Проведен анализ особенностей сестринской деятельности при работе с пациентами;

3.Оформлена карта сестринского наблюдения пациента;

4. Составлен подробный план сестринской деятельности по уходу за пациентом.

     Объектом изучения являлась сестринская деятельность.

Предметом изучения: особенности сестринской деятельности по уходу за пациентами с остеохондрозом позвоночника в молодом возрасте.

В ходе исследования были применены следующие методы: теоретический анализ, опрос, наблюдение и сравнение.

Остеохондроз позвоночника – это полифакториальное дегенеративное заболевание позвоночно-двигательного сегмента, поражающее первично межпозвонковый диск, а вторично – другие структуры позвоночника, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистую и нервную системы.

Возникновению ОХП в молодом возрасте способствуют следующие факторы: несбалансированное питание, избыточная масса тела, профессиональный спорт, несоблюдение осанки и распределения осевых нагрузок, вредные привычки, гиподинамия, наследственность, травмы позвоночника, повышенная физическая нагрузка, врожденные дефекты позвоночника.

Классификация остеохондроза

1-ая стадия доклиническая. Изменения в области позвоночника минимальны, отмечается незначительное  нарушение пульпозного ядра. Пациентов беспокоит ограниченная боль в области позвоночника и напряжение мышц спины.

Во 2-ой стадии нарастают изменения в студенистом ядре  и фиброзном кольце, что способствует уменьшению межпозвонковой щели, приводящее к нестабильности сегмента позвоночника. Пациенты  ощущают постоянное напряжение мышц спины, боль возникает при кашле, чихании, наклонах с иррадиацией в различные области.

3-я стадия полного разрушения фиброзного кольца. При полном разрыве фиброзного кольца образовывается межпозвонковая грыжа. В результате этого возникает сильная боль в области пораженного сегмента, нарушение чувствительности и двигательные расстройства.

4-я стадия регенерации тканей межпозвонкового диска. Студенистое ядро на данной стадии замещается соединительной тканью. Возможно нарушению кровотока в крупнейших корешковых артериях.  Основные жалобы при этом синдроме – слабость и онемение ног, возникающие при ходьбе, но проходящие после отдыха.

К основные методам диагностики относятся: осмотр врачом-специалистом, рентгенографическое исследование, МРТ, КТ и вспомогательные_лабораторные методы исследования крови.

Медикаментозное лечение при ОХП включает в себя следующие группы препаратов: НПВП, препараты нормализующие кровообращение и стимулирующие питание тканей, миорелаксанты, хондропротекторы, Витаминно-минеральные комплексы, седативные препараты. К немедикаментозному лечению относят: ЛФК, физиотерапию, мануальнаую терапию, лечебный массаж, рефлксотерапию, вытяжение.

Первый этап сестринского процесса - обследование пациента. На данном этапе проводиться  субъективное и объективное обследование пациента. Субъективное включает : данные пациента, его жалобы, анамнез болезни, анамнез жизни. Объективное обследование включает: видимые деформации, состояние кожи и слизистых, антропометрические данные.

Второй этап – сестринская диагностика. На данном этапе выявляются проблемы пациента. Выделяют: настоящие - все проблемы, беспокоящие пациента. При данной патологии - это боли в области спины различного    характера, мышечные боли напряжения, головные боли, бессонница, общее недомогание. Приоритетной проблемой из вышеперечисленных является болевой синдром. К потенциальным проблемам относят возможные осложнения: хронический болевой синдром, прогрессирование деформации позвоночника, межпозвонковые грыжи, ограничение подвижности в области позвоночника.

Третий этап сестринского процесса – планирование сестринского ухода. На данном этапе проанализировав и выявив приоритетные проблемы, устанавливаются цели. Краткосрочной целью будет являться купирование болевого синдрома. Долгосрочные заключаются в  улучшение общего состояния пациента и оказания помощи в пределах компетенций медицинской сестры.

Четвертый этап – осуществление сестринского ухода. Данный этап включает наблюдение, уход, контроль за пациентом, а также обучение самого пациента и его родственников манипуляциям. Достижение краткосрочной цели заключается во введении пациенту, испытывающему болевой синдром,  анальгезирующего препарата. Достижение долгосрочных целей требует больше времени и более тщательного контроля.

Пятый этап – оценка эффективности сестринского процесса. Оценка проводиться относительно достижения поставленных целей. В данном случае, если речь идет об улучшении состояния пациента, то цель можно считать достигнутой. В случае если состояние усугубляется, необходимо меня тактику действий и планировать сестринский уход заново.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока – конференции Тема: «Экономическое содержание и классификация материально-производственных запасов»

Методическая разработка составлена для проведения открытого урока-конференции по ПМ. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации, МДК.01.01 Практ...

Методическая разработка на ученическую конференцию «Наш дом – Земля»

Разработка посвящена заповедным местам Белогорья....

Методическая разработка научно-практической конференции по теме: «Инфекции передающиеся половым путем»

Методическая разработка рекомендована преподавателю для подготовки и проведения студенческой научно-практической конференции по актуальной теме....

Методическая разработка научно-практической конференции по теме: «О туберкулѐзе вслух и громко»

Методическая разработка рекомендована преподавателю для подготовки и проведения студенческой научно-практической конференции по актуальной теме....

Методическая разработка учебно-практической конференции «Что мы знаем о туберкулезе?»

Представленная учебно-практическая  конференция «Что мы знаем о туберкулезе?» проводимая в День Всемирной борьбы с туберкулезом  23 марта -  это  хорошее средство ознак...

Методическая разработка научно-практической конференции "История конституции РФ"

Учебно-практическая конференция  проводится в конце III семестра для студентов IIкурса, обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, как один из вариантов за...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова

В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...