ЛЕКЦИЯ 2 История развития гигиены
презентация к уроку
Презентация по теме История развития гигиены
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_2._istoriya_razvitiya_gigieny.ppt | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трактат Гиппократа “ О воздухе, водах и местностях “ вплоть до Х V ІІІ сто л етия был единственной книгой по профилактической медицине. Гиппократ призывал врачей заботиться о здоровых людях, чтобы они не болели.
Основы гигиенических навыков были заложены в Древней Руси. «Домострой» (литературный памятник времен Ивана Грозного) предписывал порядок мытья посуды. В Москве с 1633 г. жители начали пользоваться водопроводом, сточные воды удаляли через канавы, была служба ассенизации. СЛАВЯНЕ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ БАНЕЙ, ПОТОМУ ЧТО ГОСПОДСТВОВАЛО ВСЕОБЩЕЕ УБЕЖДЕНИЕ, ЧТО МЫТЬЕ ИЗГОНЯЕТ ИЗ ТЕЛА БОЛЕЗНИ И ПРОДЛЕВАЕТ ЖИЗНЬ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ СУЩЕСТВОВАЛИ ЕЩЕ В ДОХРИСТИАНСКИЕ ВРЕМЕНА В ГОРОДАХ, НЕБОЛЬШИХ ГОРОДКАХ И В СЕЛАХ. ПРАВИЛА ПРЕДПИСЫВАЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ БАНЕЙ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ, ОБЫЧНО РАЗ В НЕДЕЛЮ, ЗА СЧЕТ ГОРОДСКОЙ КАЗНЫ.
По одной из версий, первый туалет был построен на острове Крит задолго до начала нашей эры. «Продвинутые» жители Крита уже тогда делали внутренние туалеты со смывом. С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется.
башенки с отверстиями и соломой.
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.
Но наконец впереди забрезжило будущее без запаха. В 1775 году британец Александр Каммингс предложил согнуть отводную трубку унитаза в виде буквы «V», чтобы небольшое количество воды не выпускало запах испражнений. Каммингс — тот самый человек, перед которым за изобретение современного туалета со смывом человечество должно склонить голову.
Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и б лохи. Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком – для дезинфекции. Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы.
Защита голов и париков от помоев и экскрементов— широкополые шляпы мушкетеров. А реверанс, изначально своей целью всего лишь убрать вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы?
Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке.
Джузеппе Мариа Креспи, ~1709 г. Женщина, ищущая блох. Эрмитаж
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ГИГИЕНОЙ ОБОШЛОСЬ ЕВРОПЕ ОЧЕНЬ ДОРОГО: В XIV ВЕКЕ ОТ ЧУМЫ («ЧЕРНОЙ СМЕРТИ») ФРАНЦИЯ ПОТЕРЯЛА ТРЕТЬ НАСЕЛЕНИЯ, А АНГЛИЯ И ИТАЛИЯ – ДО ПОЛОВИНЫ.
Русские ученые Основоположники отечественной клинической медицины (Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин) были сторонниками профилактики, считали гигиену важнейшей отраслью медицинских знаний в борьбе за здоровье населения. Известный представитель русской школы клиницистов Г. А. Захарьин (1829-1897) говорил: "Мы считаем гигиену не только необходимой частью школьного медицинского образования, но и одним из важнейших, если не важнейшим предметом деятельности практического врача. Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения. Кто не знает, что самые губительные и распространенные болезни, против которых пока бессильна терапия, предотвращаются гигиеной. Самые успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены".
Алексей Петрович Доброславин Федор Федорович Эрисман - создатели гигиенической науки в России. А.П. Доброславин (1842–1889) возглавил первую в России кафедру гигиены при Петербургской военно-медицинской академии, создал первый русский учебник по гигиене Ф.Ф. Эрисман (1842–1915) создал и возглавил кафедру гигиены в Московском университете и городскую санитарную станцию (на ее базе впоследствии возник Научно-исследовательский институт гигиены, носящий его имя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История развития сварки
Конкурс для учащихся по профессии "Сварщик"...
Тесты по истории развития информатики
Тесты по теме "История развития информатики и вычислительной техники"...
История развития языков программировани
План - конспект открытого урока. Включает в себя основной тематический материал и сценку по данной теме. ...
История развития вычислительной техники
Слово «компьютер» означает «вычислитель», т.е. устройство для вычислений. Потребность в автоматизации обработки данных, в том числе вычислений, возникла очень давно. Более 1500 лет тому назад для счет...
Лекция История СД в России
История СД в России...
История развития ЭВМ и перспективы их развития
Приводится история развития ЭВМ, поколения ЭВМ и перспективы развития электронно-вычислительных машин...
Учебная презентация «История развития метрополитена» К образовательной программе «ШКОЛЬНИК-ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ», 2 год обучения Р.3.Т.6. История развития метрополитена.
В работе представлена Учебная презентация «История развития метрополитена» К образовательной программе «ШКОЛЬНИК-ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ», 2 год обучения Р.3.Т.6. История развит...