Рабочая тетрадь по дисциплине Анатомия и физиология человека, часть 1 (специальность 33.02.01 Фармация)
методическая разработка

Козлукова Татьяна Васильевна

Рабочая тетрадь по  дисциплине  Анатомия и физиология человека, часть 1  (специальность 33.02.01 Фармация) содержит методические рекомендации по подготовке и проведению практических занятий .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_po_anatomii_i_fiziologii_fm_chast_1_2.docx901.02 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения Воронежской области

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Борисоглебский медицинский колледж»

                                                                       «УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

                                                                                       по учебной работе

_________Ким А.Ю.

«____»______2019 г.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине
ОП. 02. Анатомия и физиология человека
для специальности 33.02.01 ФАРМАЦИЯ

                                                                часть 1.

2019-2020 уч. г.

«РАССМОТРЕНО»

Цикловой методической комиссией

Общепрофессиональных дисциплин

Протокол №  1 « 02 » 09. 19 г.

Председатель ЦМК ОПД

__________ /Козлукова  Т.В./

                «ОДОБРЕНО»

                 Методическим  советом

                 колледжа

                 Протокол №  1 «18»  09. 19г.

             Председатель методического                            совета

__________________ /Ким А.Ю./

Рабочая тетрадь по дисциплине ОП.02. Анатомия и физиология человека для специальности 33.02.01 Фармация ( часть 1) составлена на основе рабочей программы дисциплины ОП.02. Анатомия и физиология человека для специальности 33.02.01 Фармация.

Составитель:

Козлукова Т. В., Преподаватель БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»

Пояснительная записка.

Рабочая  тетрадь  предназначена  для  оказания  помощи   обучающимся   при    изучении   анатомии   и   физиологии человека    на   практических   занятиях   и   в  ходе   самостоятельной работы (аудиторной и внеаудиторной), т. е. содержит методические рекомендации для упорядочивания самостоятельной работы  при изучении данной дисциплины.  

Целями самостоятельной работы обучающихся являются:

  •  получение новых знаний, систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умений использовать справочную документацию, специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности обучающихся, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • развитие исследовательских умений.

Использование    рабочей    тетради   на   занятии    экономит   время,   помогает   рационально    организовать   учебную   деятельность,  делает   практическую    работу   более   точной  и  понятной,   организует  внеаудиторную   работу   студентов.

 Организация  самостоятельной работы  предусматривает использование различных форм:

- основанных на компетентностном подходе, т.е. ориентированных на формирование общих и/или профессиональных компетенций;

- определенных рабочей программой  дисциплины с учетом требований    к уровню подготовки  обучающихся, сложности и объема изучаемого материала;

- направленных на  оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс  информационных и интерактивных педагогических технологий:

  • составление таблиц для систематизации учебного материала;
  • поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ, подготовка мультимедийных презентаций;
  • подготовка сообщения по заданной теме;
  • решение морфофункциональных и ситуационных задач;
  • работа с тестовыми заданиями;
  • подготовка или составление тематических web-квестов.

Рабочая   тетрадь   во введении   отражены     требования   программы   по   анатомии   и    физиологии  человека  к   уровню   знаний   и   умений    обучающихся по  специальности 33.02.01 ФАРМАЦИЯ.

В   основной   части   указаны темы занятий и перечислены     задания для самостоятельной работы (аудиторной и внеаудиторной). Тесты  задачи,   помещенные   по    теме,   помогают    закрепить   и   проконтролировать   уровень   приобретенных   знаний, освоенных умений практически применять  эти знания.

Введение.

 Требования   программы   по    дисциплине ОП.02 «Анатомия   и    физиология человека»   к   уровню   знаний   и   умений   обучающихся по   специальности  СПО 33.02.01 ФАРМАЦИЯ.

Освоенные умения:

  • ориентироваться в топографии и функциях органов и систем, включая в себя:
  • определять и различать виды тканей по таблицам и в атласе;
  • обоснованно определять, называть и показывать на скелете основные части костей, их анатомические образования с функциональной оценкой;
  • демонстрировать на муляжах и планшетах мышцы различных функциональных групп;
  • определять, называть и показывать отделы нервной системы, детали их анатомического строения;
  • демонстрировать в атласе и на муляжах анатомические структуры органов чувств;
  • называть и показывать железы внутренней секреции на муляжах и таблицах;
  • показывать на муляжах и таблицах структуры сердечно-сосудистой системы;
  • исследовать пульс, измерять АД;
  • различать форменные элементы и группы крови по таблицам;
  • определять, называть и показывать на планшетах органы дыхательной системы и детали их анатомического строения;
  • определять частоту дыхания и жизненную емкость легких;
  • определять, называть и показывать на планшетах органы пищеварительной системы, их топографию и анатомические образования;

-        демонстрировать проекцию органов пищеварительного тракта на переднюю брюшную стенку на человеке;

  • оценивать состав, свойства и значение пищеварительных соков и ферментов в них содержащихся;
  • обоснованно составлять режим питания, распределять суточный рацион;

-        определять, называть и показывать на планшетах детали анатомического строения органов мочевой системы и объяснять их функции;

  • определять, называть и показывать на плакатах органы половой системы, анатомические образования с анализом  функции.

Усвоенные знания:

  • основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
  • строение тканей, органов и систем, их функции, включая в себя:
  • основные термины, определяющие положение органов, их частей в теле;
  • анатомическое строение, местоположение, функции различных видов тканей;
  •  анатомическое строение скелета, его определение и функции;
  • анатомическое строение мышц, классификация, функциональная характеристика мышц отдельных областей тела человека;
  • значение, принципы строения, функциональная анатомия отделов центральной, периферической  и вегетативной нервной системы;
  • структура, представляющие отделы сенсорных систем человека;
  • функциональная анатомия органов чувств;
  • анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль желез внутренней секреции;
  • анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов сердечно-сосудистой системы;
  • анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов лимфатической системы;
  • состав и функции крови;
  • анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов иммунной системы;
  • анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов дыхания;
  • анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль и физиология органов пищеварения;
  • обмен веществ: белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей, витаминов;
  • анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов мочевой системы;

анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов      половой системы.

Памятка для обучающихся 

по оценке результатов освоения дисциплины

ОП. 02. Анатомия и физиология человека

Специальность: 33.02.01 Фармация.

Изучение дисциплины ОП. 02. Анатомия и физиология человека закладывает основы для дальнейшего освоения будущими специалистами фармации профессиональных модулей ПМ.01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, ПМ. 02 Изготовление и лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля.

     Дисциплина Анатомия и физиология  человека представлена теоретическими и практическими занятиями и изучается в течение 3 и 4  семестров.

По завершению изучения  дисциплины Вы должны:

  •  уметь ориентироваться в топографии и функциях организма;
  •  знать основные закономерности развития и жизнедеятельности    

организма, строение тканей, органов и систем органов, их функции, как   в норме, так и при патологии;

  • освоить составные  элементы профессиональных компетенций (ПК) и            

  продолжить формирование общих компетенций (ОК), которые Вы    

  будете осваивать на протяжении всего периода обучения.

П К 1.6.

Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

П К 2.4

Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

П К 1.7.

Оказание первой медицинской помощь.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

О К 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Оценка освоения знаний, умений будет проводиться на протяжении изучения всей дисциплины в формах текущей, рубежной  и итоговой  аттестации.

Текущий контроль будет проводиться на учебных занятиях преподавателем по мере освоения каждой темы  дисциплины. Текущие оценки заносятся в журнал учебных занятий по теоретическому  и практическому курсам обучения.

Рубежная  аттестация предусматривает проведение компьютерного тестирования в конце первого (третьего) семестра. Оценка за тестирование  выставляется по пятибалльной системе.

Итоговая аттестация проводится в  4 семестре в форме  устного экзамена  по  дисциплине Анатомия и физиология человека. Экзамен проводится  по билетам, содержащим 2 вопроса и  ситуационную задачу. По итогам экзамена выставляется оценка (по 5-балльнй системе), заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку.

        В процессе изучения дисциплины Анатомия и физиология человека собирайте свидетельства освоения Вами ОК и ПК - это  входит в папки по самостоятельной работе обучающегося.


Практическая работа № 1.

Тема: «Клетка. Эпителиальная и соединительная ткани».

ЦЕЛЬ: - углубление и  расширение теоретических знаний;

            - развитие познавательных способностей, активности    

             самостоятельности, ответственности и организованности  

            обучающихся;

          -формирование умений работать с микроскопом и микропрепаратами.  

Обучающийся должен:

Знать: строение микроскопа, определение клетки, строение клетки, функции клетки, химический состав клетки, жизненный цикл клетки, возбудимые клетки, обмен веществ в клетке. Определение ткани, классификацию тканей, расположение и функции тканей :эпителиальной, соединительной, гистологические термины.

Уметь: работать с микроскопом, распознавать на таблицах и в атласе структурные элементы клетки, отличать разновидности клеток (эпите-лиальная, секреторная и т.д.) при микроскопии. Различать разновидности тканей на таблицах, в атласе, использовать гистологическую терминологию.

Задание №1.

Зарисуйте схему строения клетки.

Задание №2.

Зарисуйте схему разновидностей клеток.

Задание №3.

Изучите строение эпителиальной ткани по таблицам, атласу, микропрепаратам

''Однослойный эпителий почки''. Обратите внимание на правила выполнения рисунка в методических указаниях к практике.

Задание № 4.

Изучите строение многослойного эпителия. Запишите названия слоев многослойного эпителия:

1.__________________

2.__________________

3.__________________

4.__________________

5.__________________

Задание № 5.

Зарисуйте схему строения рыхлой неоформленной соединительной ткани.

Задание №6.

Зарисуйте  схему строения видов хрящевой ткани.

Задание № 7.

Зарисуйте схему строения пластинчатой костной ткани.

Обозначьте составные части.

Внеаудиторная самостоятельная  работа:

Задание №1

Определите, о какой ткани речь идет в описании. Ответы дайте с помощью условного кода.

                       Условный код:

А- однослойный плоский эпителий

Б- однослойный кубический эпителий

В- однослойный цилиндрический эпителий

Г- мерцательный эпителий

Д- многослойный неороговевающий эпителий

Е- многослойный ороговевающий эпителий

Ж- рыхлая не оформленная ткань

З- плотная оформленная ткань

И- жировая ткань

К- пигментная ткань

Л- ретикулярная ткань

М- слизистая ткань

Н - гиалиновый  хрящ

О- эластический хрящ

П-коллагено-волокнистый хрящ

Р- грубоволокнистая костная ткань

С- пластинчатая костная ткань

1.Ткань покрывает поверхность сустава-

2.Ткань выстилает дыхательные пути-

3.Клетки в ткани объединены в группы по3-4, полупрозрачное основное вещество-

4.Клетки и ткани плотно прилежат друг к другу, и все касаются базальной мембраны-

5.Ткань выстилает канальцы почки-

6.Ткань выстилает изнутри желудок, кишечник-

7.Ткань содержит много разных по форме и функции клеток, переплетающиеся волокна двух видов, далеко расположенные друг от друга-

8.Ткань содержится в пупочном канатике у плода-

9.Ткань содержит «пустые» клетки, заполненные большой прозрачной вакуолью, ядро смещено к периферии. Клетки плотно прилегают друг к другу-

10.Ткань содержит клетки трех видов, волокна, расположенные упорядочено, основное вещество содержит кальций-

11.Ткань образует  связки, перепонки, фасции-

12.Клетки в тканях плотно прижаты друг к другу, первый ряд лежит на базальной мембране,  верхний – содержит отмирающие  клетки-

13.Ткань образует стенки носовой  полости, ушную раковину –

14.Клетки в тканях плотно прилегают друг к другу, первый ряд лежит на  базальной мембране-

15.Ткань образует межпозвоночные диски, содержат много волокон, способных впитывать воду и набухать-

16.Ткань содержит клетки с отростками, которые переплетаясь, образуют сеточку. Ткань образует лимфатические узлы, селезенку и т.д.-

17.В тканях находятся клетки, содержащие темное вещество. Ткань защищает от ультрафиолетовых  лучей-

18.Ткань образует серозные оболочки органов -

19Ткань обладающая способностью вырабатывать секреты   -

20.Ткань образует скелет плода-

Проверьте правильность своих ответов по учебнику. Проведите самооценку своих знаний по теме с помощью нижеприведенных критериев.

Критерии оценки:

«5» - 1 -10%  ошибок, «4» – 11-20%  ошибок, «3» – 21-30%  ошибок,

«2» - более 30% ошибок.

Практическая работа № 2

Тема: « Нервная и мышечная ткани».

ЦЕЛЬ: - систематизация и закрепление теоретических знаний и получен-

ных умений  обучающихся;

            - развитие познавательных способностей, активности    

             самостоятельности, ответственности и организованности  

            обучающихся;

           -формирование умений работать с микроскопом и микропрепаратами.

Обучающийся  должен

Знать: строение мышечной и нервной тканей, определение органа, системы органов, гистологические термины.

Уметь: работать с микроскопом, распознавать на таблицах и в атласе структурные элементы клетки, отличать разновидности клеток  нервная, мышечная ) при микроскопии. Различать разновидности тканей на таблицах, в атласе, использовать гистологическую терминологию.

Задание №1

Изучите строение видов мышечной ткани. Зарисуйте схемы и обозначения эпителия и трех видов мышечной ткани:

Неисчерченная мышечная ткань

Исчерченная мышечная ткань

Исчерченная сердечная мышечная ткань

Задание №2

Дайте сравнительную характеристику свойств различных видов мышечной ткани:

Свойства

Гладкая

Скелетная

Сердечная

Скорость сокращения

Утомляемость

Управление

Потребление энергии

Тип сокращения

Особенности сердечной ткани

Задание №3.

Изучите строение нервной ткани.

Зарисуйте схему строения мультиполярного нейрона.

Задание №4.

Изучите общие принципы строения полых и паренхиматозных органов. Рассмотрите макропрепараты, барельефные модели. Определите, к каким органам они относятся. Заполните таблицу «Органы», определив в нужную колонку все органы которые вам известны.

Полые органы

Паренхиматозные органы

Внеаудиторная самостоятельная  работа:

Задание №1

Тест

ИНСТРУКЦИЯ: Выберите вариант  правильного ответа.

1. Структурной единицей гладкой мышечной ткани является:

  1. миоцит;
  2. мышечное волокно;
  3. кардиомиоцит;
  4. миофибриллы.

2. Структурной единицей скелетной мышечной ткани является:

  1. миофиламенты;
  2. мышечное волокно;
  3. миофибриллы;
  4. миоцит.

3. Вставочные диски имеют:

  1. скелетная мышечная ткань;
  2. гладкая мышечная ткань;
  3. сердечная ткань.

4. Произвольно сокращается:

  1. скелетная мышечная ткань;
  2. сердечная мышечная ткань;
  3. гладкая мышечная ткань.    

5. Среднюю оболочку полых органов образует:

  1. мышечная ткань;
  2. соединительная ткань;
  3. эпителиальная ткань;
  4. костная ткань.

6. Внутреннюю оболочку полых органов образует:

  1. соединительная ткань;
  2. эпителиальная ткань;
  3. мышечная ткань;
  4. хрящевая ткань.    

7.Строму органов образует:

  1. жировая ткань;
  2. мышечная ткань;
  3. эпителиальная ткань;
  4. соединительная ткань.

8.Паренхиму органов образует:

  1. слизистая ткань;
  2. мышечная ткань;
  3. соединительная ткань;
  4. эпителиальная ткань.

9.Наружной оболочкой органов является:

  1. адвентиция;
  2. серозная оболочка;
  3. паренхима;
  4. строма.

10.Пресинаптическая мембрана расположена:

  1. на окончания аксона;
  2. на дендрите;
  3. на рецепторе;
  4. на теле нейрона.

11.Импульсы от тела клетки идут по:

  1. аксону;
  2. дендриту;
  3. нейрофибриллами.

Правильность ответов проверьте по учебнику, конспекту лекции.

Оцените ответ

Критерии оценки: «5» - 1 -10%  ошибок, «4» – 11-20%  ошибок,

                                «3» – 21-30%  ошибок. «2» - более 30% ошибок.

Практическая работа №3

Тема: «Скелет туловища».

ЦЕЛЬ: - систематизация и закрепление теоретических знаний и получен-

ных умений  обучающихся;

            - развитие познавательных способностей, активности    

             самостоятельности, ответственности и организованности  

            обучающихся;

          -формирование умений работать с  муляжами, моделями, наборами

           костей  туловища.  

Обучающийся  должен

Знать:

-особенности строения скелета  туловища человека в разные возрастные периоды жизни (новорожденный ребенок, грудной возраст, зрелый возраст, старческий возраст);

- структурные образования, составляющие скелет туловища- позвоночный столб: отделы, изгибы;

- строение тел позвонков в шейном, грудном, крестцовом отделах, строение копчика, особенности соединения;

- скелет грудной клетки, особенности строения в различные возрастные периоды, апертуры, строение грудины, ребер, их соединение, соединение ребер с позвоночником.

Уметь: применять латинскую терминологию;  показывать в атласе и на муляжах особенности строения костей туловища.

  • Задание №1. Запишите латинские названия:
  • позвонок-
  • позвоночный столб-

  • крестец-                    
  • копчик-
  • ребро-
  • ключица-
  • грудина-
  • грудная клетка-

Задание №2

Изучите строение типичного позвонка и особенности разных групп позвонков. Заполните таблицу «Особенности различных групп позвонков»

Позвонок

Тело

Позвоночное отверстие

Остистый отросток

Поперечный отросток

С1

С2

С7

Th1-12

L1-5

S1-5

Со

Задание №3

Заполните таблицу «Суставы скелета туловища»

Название сустава

Кости

Форма

Особенности

Движение

Атланто –затылочный

Осевой

Межпозво–ночный

Грудино – рёберный

Рёберно – позвоночные

Крестцово – подвздошные

Задание  № 4

Определите вид костей в предложенном вам комплекте (трубчатые, губчатые, плоские, короткие, длинные, воздухоносные, смешанные, сесамовидные).

            Название   кости                      

                     Вид  кости

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

Внеаудиторная  самостоятельная работа:

Задание №1

Работа с тестовыми заданиями («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека», стр.1-4,  №№ 1-33).

Задание №2

Опишите и укажите на рисунке  «Скелет грудной клетки» основные линии грудной клетки, используемые для определения границ органов.

http://anatomy.tj/images/12.jpg

Задание №3

Подготовка сообщений   по темам «Здоровый позвоночник – залог здоровья»,  «Влияние осанки на здоровье человека»

Практическая работа № 4

Тема: «Скелет верхней  конечности».

ЦЕЛЬ: - систематизация и закрепление теоретических знаний и получен-

ных умений  обучающихся;

            - развитие познавательных способностей, активности    

             самостоятельности, ответственности и организованности  

            обучающихся;

          -формирование умений работать с  муляжами, моделями, наборами

           костей  верхней конечности.  

Обучающийся  должен

Знать: отделы скелета верхней конечностей, строение костей плечевого пояса, строение костей верхней конечностей, движения в них.

Уметь: использовать латинскую терминологию, показать оси движения в суставах верхней  конечности, показать в атласе, на муляжах, на макропрепаратах кости конечности, типичные места переломов конечности.

Задание №1

По таблицам и макропрепаратам разобрать строение костей верхней конечности.

Внеаудиторная самостоятельная  работа:

Задание №1.

 Запишите латинские термины:

Ключица-

Лопатка-

Плечевая кость-

Локтевая  кость-

Кисть-

Задание №2.

Работа с тестовыми заданиями  («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека», стр.4-5, №№ 34 – 41).

Задание №3

Решение задач («Сборник  морфофункциональных и ситуационных задач анатомии и физиологии», стр. 4-5).

Задание №4

Составить графологические структуры «Скелет верхней конечности»,

для Портфолио).

Практическая работа №5

Тема:  «Скелет нижней конечности».

ЦЕЛЬ: - систематизация и закрепление теоретических знаний и получен-

              ных  умений  обучающихся;

            - развитие познавательных способностей, активности    

             самостоятельности, ответственности и организованности  

            обучающихся;

          -формирование умений работать с  муляжами, моделями, наборами

           костей  нижней  конечности.

Обучающийся должен

Знать: отделы скелета нижней конечности, скелет тазового пояса, скелет свободной нижней конечности, соединения костей, костные границы большого и малого таза, половые различия в строении таза.

Уметь: использовать латинскую терминологию, показать оси движения в суставах нижней  конечности, показать в атласе, на муляжах, на макропрепаратах кости нижней  конечности, типичные места переломов костей нижней конечности.

Задание №1

По таблицам и макропрепаратам разобрать строение костей нижней конечности.

Задание №2

Заполните таблицу «Половые особенности таза»

Признаки

Женский таз        

Мужской таз

Форма и размеры        

        

Положение крыльев                 

Форма входа в малый таз                

Соотношение между входом и выходом                

Форма малого таза                

Мыс крестца

                

Лобковый угол                

Задание №3

Заполните   таблицу   «Суставы нижней конечности»

Название                        

Форма

Движения

Особенности

Тазобедренный

Коленный        

Голеностопный        

Шопара

Лисфранка        

Внеаудиторная самостоятельная  работа:

Задание №1 .

Запишите латинские термины:

Тазовая кость-

Таз-

Подвздошная кость-

Лобковая кость-

Седалищная кость-

Бедренная кость-

Большеберцовая кость-

Малоберцовая кость-

Стопа-

        Задание №2 .

Составить графологические структуры «Скелет нижней конечности» (для Портфолио).

Задание №3.

Работа с тестовыми заданиями («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека», стр. 5, №№ 42 - 46).

Задание № 4

Подготовка сообщения по теме «Стопа и наше здоровье»

Практическая работа №6

Тема: «Скелет головы».

ЦЕЛЬ: - систематизация и закрепление теоретических знаний и получен-

               ных умений  обучающихся;

            - развитие познавательных способностей, активности    

             самостоятельности, ответственности и организованности  

            обучающихся;

          -формирование умений работать с  муляжами, моделями, наборами

           костей  черепа.

Обучающийся должен

Знать:

-отделы черепа и кости их образующие, соединения костей черепа, черепные ямки, стенки глазницы, воздухоносные кости черепа, полость носа, полость рта, половые различия черепа;

Уметь: применять латинскую терминологию;  показывать в атласе и на муляжах особенности строения костей черепа.

Задание №1.

По таблицам, атласу и наборам костей разобрать отделы черепа, кости образующие  мозговой и лицевой отделы, строение отдельных костей черепа.

Задание № 2

Заполните таблицу «Глазница»

Отделы

Чем образованы

Верхняя стенка

Латеральная стенка

Нижняя стенка

Верхняя глазничная щель

Нижняя глазничная щель

Зрительный канал

Задание  № 3

Заполните таблицу «Носовая полость»

   Отделы                    

       Чем образованы

Верхняя стенка

Латеральная стенка

Нижняя стенка

Перегородка

Верхний носовой

ход

Средний носовой

ход

Нижний носовой

ход

Задание № 4

Заполните таблицу «Роднички черепа новорождённого»

Название родничка

 Какими костями ограничен

Сроки закрытия

Передний( большой)

Задний (малый)

Клиновидный

Сосцевидный

Задание №5

Заполните  таблицу «Швы черепа»

Название шва

Какие кости соединяет

Венечный

Лямбдовидный

Сагитальный

Чешуйчатый

Плоские

Внеаудиторная самостоятельная  работа:

Задание № 1.

Запишите латинские термины:

Череп –

Лобная кость –

Затылочная кость-

Теменная кость-

Решётчатая кость-

Височная кость-

Клиновидная кость –

Верхняя челюсть-

Нижняя челюсть-

Носовая полость-

Глазница-      

Задание № 2.

Решение задач («Сборник  морфофункциональных и ситуационных задач анатомии и физиологии», стр. 5- 6)

Практическая работа №7

Тема: «Мышцы головы и шеи.  Мышцы туловища».

ЦЕЛЬ: - углубление и расширение  теоретических знаний обучающихся;

            - развитие активности, самостоятельности, ответственности и    

              организованности    обучающихся;

          -формирование умений работать с  муляжами, моделями, планшетами

            и торсами мышц головы и шеи, мышц туловища.

Обучающийся должен

Знать:

  • мимические и жевательные мышцы, мышцы шеи: поверхностные, средние, глубокие;
  • основные группы мышц туловища, их функцию;
  • фасции и топографические образования мышц туловища: пупочное кольцо, паховый канал, треугольники диафрагмы, белую линию живота.

Уметь:

  • применять латинскую терминологию;
  • показывать в атласе и на муляжах
  •  жевательные  мышцы,
  • мимические мышцы,
  • мышцы шеи,
  • мышцы туловища.

Задание № 1

По таблицам, атласу и планшетам разобрать  мышцы головы, шеи, туловища.

Задание № 2

Обозначьте  мимические  и  жевательные мышцы.

thieme-facial-muscles

Задание № 3

Обозначьте мышцы шеи.

Глуб мышцы шеи_331_пустой

Задание № 4

Обозначьте мышцы туловища.

 А

000070

 Б

мышцы спины_пустой

Внеаудиторная самостоятельная  работа:

Задание №1.

Решение задач («Сборник  морфофункциональных и ситуационных задач анатомии и физиологии», стр.7-9).

Задание № 2

Заполните таблицу «Движения головы»

Движение

Мышца (или группа мышц)

Наклон головы вперед

Запрокидывание головы назад

Наклон головы в сторону

Поворот головы

Движение н/ч вниз

Выдвижение н/ч вперед

Движение н/ч вверх

Движение н/ч в сторону

Смыкание век

Прижимание щек к зубам

Оттягивание углов рта в стороны

Вытягивание губ вперед

Движение подъязычной кости вверх

Движение подъязычной кости вниз  

Задание  № 3.

Составить схему «Основные области передней брюшной стенки»

Практическое занятие №8

Тема: «Мышцы и фасции  верхней конечности.

Мышцы и фасции нижней конечности».

ЦЕЛЬ: - углубление и расширение  теоретических знаний обучающихся;

            - развитие активности, самостоятельности, ответственности и    

             организованности    обучающихся;

           -формирование умений работать с  муляжами, торсами,планшетами

            мышц верхней и нижней конечностей.

Обучающийся должен

Знать:

  • основные группы мышц верхней конечности: мышцы плечевого пояса, мышцы свободной верхней конечности (плеча, предплечья, кисти), их представители;
  • основные группы мышц нижней конечности: мышцы тазового пояса, мышцы свободной нижней конечности (бедра, голени, стопы), их представители.

Уметь:

показывать по таблицам и планшетам расположение групп мышц и отдельных мышц верхних конечностей, расположение топографических образований мышц  верхней и нижней  конечностей.

Задание №1

По таблицам и планшетам разобрать мышцы верхней конечности.

Задание №2

Обозначьте мышцы верхней конечности.

мышцы руки 1_355_пустой

Задание №3

По таблицам и планшетам разобрать мышцы нижней конечности.

Задание №4

Обозначьте  на рисунке мышцы таза.

                   А

Мышцы таза (зад)_408_пустой

                 

Задание №5

Мышцы бедра (мед)_401_пустойОбозначьте мышцы бедра

Задание №6

Обозначьте  на рисунке мышцы голени.

Мышцы голени (перед)_415_пустойА

БМышцы голени_421

Внеаудиторная самостоятельная  работа:

Задание №1.

 Составить графологические структуры «Мышцы верхней конечности» (для Портфолио).

Задание №2.

Составить графологические структуры «Мышцы нижней конечности» (для Портфолио).

Задание №3.

Составить схему на отдельные мышцы верхней и нижней конечностей. Например:

Дельтовидная   мышца

начало

прикрепление

функция

Задание №4.

Заполните таблицу «Движение верхней конечности»

Движение

Мышца или группа мышц

Приближение лопатки к

позвоночнику

Сгибание плеча

Разгибание плеча

Пронация плеча

Супинация плеча

Разгибание предплечья

Пронация предплечья и кисти

Супинация предплечья и кисти

Сгибание кисти и пальцев

Разгибание кисти и пальцев

Разведение пальцев

Сближение пальцев

Отведение руки

Задание №5.

Заполните таблицу   «Движения   нижней   конечности»

Движение

Мышца  или  группа  мышц

Вращение бедра наружу

Вращение бедра  внутрь

Сгибание   бедра

Разгибание  бедра

Отведение  бедра

Приведение  бедра

Сгибание  бедра

Разгибание  бедра

Сгибание  стопы

Разгибание стопы

Пронация  стопы

Супинация   стопы

Задание №6.

Решение задач («Сборник  морфофункциональных и ситуационных задач анатомии и физиологии», стр.9-10).

Практическая работа №9

Тема: «Функциональная анатомия спинного мозга».

ЦЕЛЬ: -систематизация и закрепление   теоретических знаний        обучающихся;

            - развитие активности, самостоятельности, ответственности и    

             организованности    обучающихся;

           -формирование самостоятельности  мышления.

Обучающийся должен

Знать:

  • расположение и строение спинного мозга, оболочки спинного мозга, полость спинного мозга, микроскопическое строение спинного мозга, понятие сегмента спинного мозга, приводящие пути спинного мозга, основные центры спинного мозга, функции спинного мозга, рефлексы спинного мозга, рефлекторные дуги:
  •  строение спинномозговых нервов, их количество, ветви спинномозгового нерва, сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, зоны иннервации, строение и особенности иннервации задних ветвей спинномозговых нервов, медицинскую терминологию.

Уметь:

  • показать в атласе и на муляжах основные структуры спинного мозга, применять медицинскую терминологию, отобразить (на память) звенья рефлекторной дуги;
  • показать основные нервы сплетений передних ветвей спинномозговых нервов на муляжах и таблицах, показать зоны иннервации верхних и нижних конечностей, туловища различными парами спинномозгового нервов в атласе и таблицах.

Задание № 1

Разберите планшет «Строение спинного мозга»  и дайте характеристику строения спинного мозга.

Задание № 2

Составить таблицу «Сухожильные и кожные рефлексы,наиболее часто определяемые в клинической практике».

№ п/п

Название рефлекса

Способ обнаружения

Двигательный эффект

Центр рефлекса

Задание №3.

Зарисовать схему образования спинномозговых нервов

Внеаудиторная самостоятельная  работа:

Задание  №1.

Работа с тестовыми заданиями  («Сборник тестовых заданий по                      анатомии и физиологии человека», стр. 35, №№ 1-16,

  1. стр. 44 – 45, №№ 95 -103).

Задание  №2.

                     Решение задач («Сборник  морфофункциональных и ситуационных задач анатомии и физиологии», стр. 26-30).

Задание  №3.

Составить графологические структуры на шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое сплетение (для Портфолио).

Задание  №4.

Составить таблицу «Топография и области  иннервации нервов плечевого сплетения».

Название нерва

Расположение

Область иннервации

Задание №5

Составить таблицу ''Топография и области иннервации нервов поясничного, крестцово-копчикового  сплетений».

Название нерва

Расположение

Область иннервации

Перечень используемой литературы

Основные источники:

1. Гайворонский  И.В.  Анатомия и физиология человека. Учеб. – М., Академия, 2014 г.

2. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека.- М.: ООО «Издательство ОНИКС»: ООО «Мир и образование», 2008

Дополнительная литература:

1. Смольянинова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология. Учебник для медицинских колледжей – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2008 г.

2. Горелова Л.В. Анатомия в схемах и таблицах – Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.

3. Барышников С.Д. Практикум по анатомии и физиологии человека с основами патологии. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2006 г.

4. Семенов Э.В. Атлас  анатомии человека. – М.: «СЭВ-ПРЕСС»,1998 г.

Интернет – ресурсы, электронные учебные пособия и учебники:

1.www.e-anatomy.ru

2.www.anatomus.ru

3.Электронная библиотека «ГЭОТАР-Медиа»,2016г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь дисциплина Анатомия и физиология человека "Морфофункциональная характеристика сердечно-сосудистой системы"

Рабочая тетрадь  для самостоятельной аудиторной работы студентов по учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека»  разработана на основе Федерального государственного образовательного ...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2012-2013г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Обраовательного Станда...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2012-2013г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государтсвенного Образовательного Стандарт...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2013-2014г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Образовательного Станд...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2013-2014г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарт...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 34.02.01. Сестринское дело за 2014-2015г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 34.02.01. Сестринское дело Федерального Государственного Образовательного...

Рабочая тетрадь по дисциплине Анатомия и физиология человека, часть 2 (специальность 33.02.01 Фармация)

Рабочая тетрадь по  дисциплине   Анатомия и физиология человека,  часть 2  (специальность 33.02.01 Фармация) содержит методические рекомендации по организации самостоятельной ...