ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
методическая разработка
Программа специальной дисциаплины "Сестринский уход в терапии"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Тверской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Тверской медицинский колледж»
ГБПОУ ТМК
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Сестринский уход в терапии»
ПМ. 02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном
процессах
МДК. 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и
состояниях
Дисциплина 1 Сестринский уход в терапии
Специальность 34.02.01 - Сестринское дело
г. Тверь
20___ г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
34.02.01 Сестринское дело
Организация - разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тверской медицинский колледж» (ГБПОУ ТМК)
Разработчик:
Кулакова О. В. - преподаватель терапии ГБПОУ ТМК.
Рецензенты: Покровская И.В., преподаватель дисциплин ГБПОУ ТМК _______________________________________
Рассмотрена на заседании ЦМК клинических дисциплин №1
Протокол № __ от _______ 20__ г. Председатель ____________
ГБПОУ «Тверской медицинский колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 7 29 30 37 |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Сестринский уход в терапии»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина профессионального цикла. ПМ.02 Диагностическая деятельность. МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел 1: Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской помощи.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели: обучение уходу за пациентами при различных терапевтических состояниях, обучение подготовке пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам, обучение распознаванию различных симптомов заболеваний внутренних органов, пониманию их происхождения, оценка значения симптомов и синдромов в диагностике важнейших заболеваний внутренних органов, обучение консультированию пациента и его окружения по применению лекарственных средств, обучение осуществлению паллиативной помощи пациентам, обучение ведению утвержденной медицинской документации.
Задачи: овладеть такими методами исследования, как: расспрос; осмотр пациента; чтение анализов: мочи, крови, мокроты, плевральной жидкости, кала; расшифровкой ЭКГ; научиться распознавать симптомы различных заболеваний, изучив их механизм, овладев методами обследования больных, познакомившись с их клиникой; научиться оказывать первичную медицинскую помощь при неотложных состояниях в терапии.
В результате освоения данной дисциплины студент должен:
уметь:
- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
- проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;
- проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
- осуществлять паллиативную помощь пациентам;
- вести утвержденную медицинскую документацию;
знать:
- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;
- пути введения лекарственных препаратов;
- виды, формы и методы реабилитации;
- правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией;
ия
иметь практический опыт :
- обследования пациента:
- расспрос больного, сбор анамнеза;
- общий осмотр;
- антропометрические исследования (термометрия тела, регистрация и интерпретация температурных кривых);
- исследование артериального пульса;
- определение артериального давления по методу Короткова;
- чтение и трактовка анализа мокроты;
- чтение и трактовка клинического анализа крови;
- чтение и трактовка биохимического анализа крови;
- чтение и трактовка анализов мочи (общего, по Нечипоренко, по Зимницкому, по Аддис-Каковскому);
- чтение и трактовка копрологического анализа;
- техника записи ЭКГ в 12 отведениях;
- расшифровка ЭКГ и трактовка найденных изменений;
- оценки результатов обследования, постановки предварительного сестринского диагноза.
- заполнения медицинской документации.
4.Овладеть компетенциями
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
ОК 14. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Код | Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде. объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.5. | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия. |
ПК 2.8. | Оказывать паллиативную помощь. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 426 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 284 |
теоретические занятия | 50 |
учебная практика | 234 |
самостоятельная работа студента | 142 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
"Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской помощи".
Наименование разделов и тем | Содержание дисциплины | Количество часов | Уровни усвоения |
Раздел 1. Тема 1.1 «Сестринский уход в терапии. Цели и задачи медицины. Основы медицинской этики и деонтологии. Понятие о первичной медико- санитарной помощи. Модели сестринского дела». Тема 1.2 «Субъективные и объективные методы обследования пациента. Схема сестринской истории болезни. Анамнестический метод обследования. Общий осмотр пациента. Клиническая антропометрия. Термометрия. Обследование опорно-двигательного аппарата». Тема 1.3. «Дополнительные методы обследования пациентов. Основные лабораторные и функциональные методики диагностики терапевтических заболеваний. Подготовка пациента к инструментальным методам обследования . | Теоретические занятия – 6 часов. Краткая характеристика курса сестринского ухода в терапии. Краткий исторический очерк. Роль отечественных терапевтических школ. Основы медицинской этики и деонтологии в работе медицинской сестры. Понятие о паллиативной помощи. Существующие модели сестринского дела. Принципиальность субъективных и объективных методов обследования. Изложение плана обследования больных. Схема сестринской истории болезни. Значение анамнестического метода исследования. Методика общего осмотра больного. Оценка общего состояния больного, его положения в постели. Телосложение и конституциональные типы. Оценка кожи и видимых слизистых. Исследование подкожной клетчатки, лимфатической системы, опорно-двигательного аппарата. Знакомство с основными методами лабораторной и функциональной диагностики заболеваний. Нормативы наиболее часто используемых клинических и биохимических показателей. Подготовка пациента к дополнительным инструментальным и функциональным методам обследования.
Учебная практика – 18 часов. Основы медицинской этики и деонтологии. Изучение схемы сестринской истории болезни. Методика обследования больного: основные разделы субъективного обследования условия и последовательность сбора анамнеза больного, система объективного осмотра пациента. Проведение антропометрических измерений. Термометрия. Характеристика температурных кривых. Самостоятельная работа. Подготовка рефератов на темы: «Вклад в развитие диагностики отечественных клиницистов» (М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, А.А. Остроумов); «Современные направления в дополнительных инструментальных методах обследования пациента» Составление глоссария медицинской терминологии; Проведение субъективных и объективных методов исследования на родственниках или друзьях. | 24 часа. |
I-II II-III |
Раздел 2. Сестринский уход и оказание первичной медицинской помощи при заболеваниях дыхательной системы. | 54 часа. | ||
Тема 2.1 «Сестринский уход при бронхитах». | Теоретическое занятие – 2 часа. Определение бронхита. Классификация по МКБ-10. Главные жалобы при заболевании. Механизм их возникновения, клиническая характеристика. Лабораторная и функциональная диагностика бронхитов. Основные направления лечения. Учебная практика – 6 часов. Выявление главных жалоб больных. Проведение сестринского обследования пациента. Диф/диагностика простых и обструктивных бронхитов. Подготовка и направление на дополнительные функциональные обследования по заболеванию дыхательной системы. Оформление сестринской истории болезни. Самостоятельная работа. Проведение субъективных и объективных методов исследования на родственниках или друзьях. | 8 часов | I-II II-III |
Тема 2.2 «Сестринский уход при бронхиальной астме». | Теоретические занятия – 2 часа. Определение нозологии. Классификация по МКБ-10.Основные жалобы, субъективные и объективные изменения при бронхиальной астме. Особенности развития приступа астмы. Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы. Условия развития осложнения астмы- астматического статуса. Стадии статуса и постадийная первичная медицинская помощь. Учебная практика – 6 часов. Правила проведения первичной медицинской помощи при неотложных состояниях у больных бронхиальной астмой. Правила пользования карманными ингаляторами, небулайзерами и спейсерами. Интерпретация результатов спирометрии и рентгенографии больного с БА. Определение частоты дыхательных движений. Самостоятельная работа. Проведение обследования пациента с диагнозом «бронхиальная астма». Теоретические занятия – 2 часа. Определение нозологии. Классификация по МКБ-10.Основные жалобы, субъективные и объективные изменения при пневмонии. Особенности развития крупозной пневмонии. Условия развития осложнений различных форм пневмоний. Основные направления в диагностике и лечении. Учебная практика – 6 часов. Диф/ диагностика пневмоний с бронхитами затяжного течения. Правила сбора мокроты и дезинфекция плевательниц. Расшифровка рентгенограмм. Правила работы с антибиотиками. Самостоятельная работа. Проведение обследования пациента с диагнозом «очаговая пневмония». Проведение внутримышечных инъекций антибиотиков. Теоретические занятия – 2 часа. Группа заболеваний объединенных в одну группу нагноительных заболеваний. Определение нозологии. Классификация по МКБ-10.Основные жалобы, субъективные и объективные изменения. Неотложная помощь при различных вариантах осложнений нагноительных заболеваний. Учебная практика – 6 часов. Клинический разбор больных по соответствующей нозологической группе. Выявление приоритетных и потенциальных проблем пациента. Решение ситуационных задач. Самостоятельная работа. Отработка навыков неотложной медицинской помощи при соответствующих ургентных состояниях. Теоретические занятия – 2 часа. Актуальность вопроса заболеваемости туберкулезом в современном мире. Особенности течения заболевания, формы туберкулеза. Современные направления в терапии данной нозологии. Неотложные состояния, развивающиеся при длительно существующей болезни. Учебная практика – 12 часов. Разбор основных форм туберкулеза человека, знакомство с современными методами лечения и диагностики данного заболевания. Разбор рентгенологических снимков больных туберкулезом, разбор снимков компьютерной томограммы. Самостоятельная работа. Подготовка реферативных сообщений и проведение бесед с пациентами по актуальным вопросам данной нозологии. Теоретические занятия – 2 часа. Виды рака легких объединенных в одну группу заболеваний. Определение нозологии. Классификация по МКБ-10.Основные жалобы, субъективные и объективные изменения. Неотложная помощь при различных вариантах осложнений развивающихся при раке легких. Учебная практика – 6 часов. Клинический разбор больных по соответствующей нозологической группе. Выявление приоритетных и потенциальных проблем пациента. Решение ситуационных задач. Самостоятельная работа. Отработка навыков неотложной медицинской помощи при соответствующих ургентных состояниях. Подготовить и провести в пульмонологическом отделении беседы с больными на темы: «Как бросить курить»; «Курение и рак»; | 8 часов 8 часов 8 часов 14 часов. 8 часов | I-II II-III I-II II-III I-II II-III I-II II-III I-II II-III |
Тема 2.3 «Сестринский уход при пневмониях». Тема 2.4 «Сестринский уход при нагноительных заболеваниях легких». Тема 2.5 «Сестринский уход при туберкулезе легких» Тема 2.6 «Сестринский уход при раке легких, сестринский процесс при плевритах» | |||
Раздел 3. Сестринский уход и оказание первичной медицинской помощи при заболеваниях сердечно- сосудистой системы. Тема 3.1 «Сестринский уход при ревматизме». Тема3.2 «Сестринский уход при пороках сердца» Тема 3.3 «Сестринский уход при артериальной гипертензии» Тема 3. 4 «Сестринский уход при атеросклерозе и стенокардии напряжения» Тема 3.5 «Сестринский уход при инфаркте миокарда» Тема3.6 «Сестринский уход при острой и хронической сердечно- сосудистой недостаточности» Тема 3.7 «Сестринский уход при нарушения сердечного ритма» | Теоретическое занятие – 2 часа. Особенности обследования системы органов. Особенности нозологии. Классификация. Характеристика заболевания и его форм в соответствии с сестринской историей болезни. Современные аспекты в лечении и диагностики заболевания Учебная практика – 12 часов. Клинический разбор больных по соответствующей нозологической группе. Выявление приоритетных и потенциальных проблем пациента. Решение ситуационных задач. Разбор методики и отработка навыков по электрокардиограмме Самостоятельная работа. Проведение обследования пациента с диагнозом ревматизм. Решение ситуационных задач. Регистрация ЭКГ. Теоретическое занятие – 2 часа. Особенности нозологии. Классификация. Характеристика заболевания и его форм в соответствии со схемой. Современные аспекты в лечении и диагностики заболевания. Учебная практика – 6часов. Повторение анатомического строения клапанного аппарата сердца. Клинический разбор больных по соответствующей нозологической группе. Выявление приоритетных и потенциальных проблем пациента. Решение ситуационных задач. Самостоятельная работа. Изучение медицинской документации (истории болезни) по данным заболеваниям. Решение ситуационных задач. Регистрация ЭКГ. Теоретическое занятие – 2 часа. Особенности нозологии. Классификация по МКБ-10. Характеристика заболевания и его форм в соответствии со схемой. Разбор возможных осложнений. Методика оказания неотложной медицинской помощи при развитии ургентных состояний. Современные аспекты в лечении и диагностики заболевания. Учебная практика – 6часов. Правила проведения первичной медицинской помощи при неотложных состояниях у больных артериальной гипертензией. Отработка практических навыков измерения артериального давления и пульса с частотой сердечных сокращений. Клинический разбор больных по соответствующей нозологической группе. Выявление приоритетных и потенциальных проблем пациента. Решение ситуационных задач. Самостоятельная работа. Изучение медицинской документации (истории болезни) по данному заболеванию. Решение ситуационных задач. Отработка навыков измерения АД и пульса. Теоретическое занятие – 2 часа. Особенности нозологии «Атеросклероз» «стенокардия напряжения». Классификация по МКБ-10. Характеристика заболевания и его форм в соответствии со схемой. Разбор возможных осложнений. Методика оказания неотложной медицинской помощи при развитии ургентных состояний. Современные аспекты в лечении и диагностики заболевания. Учебная практика – 6часов. Клинический разбор больных по соответствующей нозологической группе. Выявление приоритетных и потенциальных проблем пациента. Решение ситуационных задач. Самостоятельная работа. Изучение медицинской документации (истории болезни) по данному заболеванию. Решение ситуационных задач. Подготовить и провести в кардиологическом отделении беседы с больными на темы: «Здоровый образ жизни»; «Рациональное питание и атеросклероз»; Теоретическое занятие – 2 часа. Особенности нозологии «Инфаркт миокарда». Классификация по МКБ-10. Характеристика заболевания и его форм в соответствии со схемой. Разбор возможных осложнений. Методика оказания неотложной медицинской помощи при развитии инфаркта миокарда. Современные аспекты в лечении и диагностики заболевания. Учебная практика – 6часов. Клинический разбор больных по соответствующей нозологической группе. Выявление приоритетных и потенциальных проблем пациента. Отработка практических навыков при оказании неотложной медицинской помощи. Решение ситуационных задач. Самостоятельная работа. Изучение медицинской документации (истории болезни) по данному заболеванию. Решение ситуационных задач. Подготовить и провести в кардиологическом отделении беседы с больными на темы: «Здоровый образ жизни и Инфаркт. миокарда»; «Рациональное питание и ИМ»; Теоретическое занятие – 2 часа. Особенности нозологии. Классификация по МКБ-10. Характеристика заболевания и его форм в соответствии со схемой. Разбор возможных осложнений. Методика оказания неотложной медицинской помощи. Современные аспекты в лечении и диагностики заболевания. Учебная практика – 6часов. Клинический разбор больных по соответствующей нозологической группе. Выявление приоритетных и потенциальных проблем пациента. Отработка практических навыков при оказании неотложной медицинской помощи. Решение ситуационных задач. Самостоятельная работа. Изучение медицинской документации (истории болезни) по данной нозологии. Решение ситуационных задач. Теоретическое занятие – 2 часа. Особенности нозологии. Классификация по МКБ-10. Характеристика заболевания и его форм в соответствии со схемой. Разбор возможных осложнений. Современные аспекты в лечении и диагностики заболевания. Учебная практика – 6часов. Клинический разбор больных по соответствующей нозологической группе. Выявление приоритетных и потенциальных проблем пациента. Разбор электрокардиограмм при соответствующей патологии . Решение ситуационных задач. Самостоятельная работа. Изучение медицинской документации (истории болезни) по данной нозологии. Решение ситуационных задач. | 62 часа 14 часов 8 часов 8 часов 8 часов 8 часов 8 часов 8 часов | I-II II-III I-II II-III I-II II-III I-II II-III I-II II-III I-II II-III I-II II-III |
Раздел 4. Сестринский уход и оказание первичной медицинской помощи при заболеваниях пищеварительной системы | 46 часов | ||
Тема 4.1 «Сестринский уход при гастритах, язвенной болезни желудка и 12 п/кишки. Сестринский уход при раке желудка». | Теоретическое занятие – 4 часа. Главные жалобы больных при заболеваниях пищеварительной системы. Болевой синдром, механизм его возникновения, клинические особенности, диагностическое значение. Особенности нозологии. Классификация по МКБ-10. Характеристика заболевания и его форм в соответствии со схемой. Разбор возможных осложнений. Современные аспекты в лечении и диагностики заболевания. Методика оказания неотложной медицинской помощи. Учебная практика – 12часов. Выявление главных жалоб больных. Методика общего осмотра пациентов с заболеваниями желудочно- кишечного тракта. Сестринское обследование пациентов с разбираемыми заболеваниями. Дифференциальная диагностика язв желудка и 12 п/ кишки. Отработка навыков подготовки пациента к функциональным исследованиям по ЖКТ. Отработка навыков оказания неотложной медицинской помощи при осложнениях язвенной болезни и раке желудка. Самостоятельная работа. Решение ситуационных задач. Подготовка реферативных сообщений по теме занятий. | 16 часов | I-II II-III |
Тема 4.2 «Сестринский уход при заболеваниях печени и желчного пузыря. Сестринский уход при хронических гепатитах и циррозах печени. Сестринский уход при заболеваниях кишечника». | Теоретическое занятие – 4 часа. Особенности нозологий. Классификация по МКБ-10. Характеристика заболеваний и их форм в соответствии со схемой. Разбор возможных осложнений. Методика оказания неотложной медицинской помощи. Современные аспекты в лечении и диагностики заболеваний. Учебная практика – 18 часов. Клинический разбор больных по соответствующей нозологической группе. Выявление приоритетных и потенциальных проблем пациента. Отработка практических навыков при оказании неотложной медицинской помощи. Решение ситуационных задач. Самостоятельная работа. Изучение медицинской документации (истории болезни) по данной нозологии. Решение ситуационных задач Теоретическое занятие – 2 часа. Особенности нозологии. Классификация по МКБ-10. Характеристика заболевания и его форм в соответствии со схемой. Разбор возможных осложнений. Методика оказания неотложной медицинской помощи при развитии ургентных состояний. Современные аспекты в лечении и диагностики заболевания. Учебная практика – 6часов. Правила проведения первичной медицинской помощи при неотложных состояниях у больных с острыми аллергическими состояниями. Отработка практических навыков по оценки тяжести состояния и методики оказания неотложной помощи. Клинический разбор больных по соответствующей нозологической группе. Выявление приоритетных и потенциальных проблем пациента. Решение ситуационных задач. Самостоятельная работа. Изучение медицинской документации (истории болезни) по данному заболеванию. Решение ситуационных задач. | 22 часа 8 часов | I-II II-III I-II II-III |
Тема 4.3 «Сестринский уход при острых аллергических состояниях». | |||
Раздел 5. Сестринский уход и оказание первичной медицинской помощи при заболеваниях костно- мышечной системы . | 8 часов | ||
Тема 5.1 «Сестринский уход при заболеваниях костно- мышечной системы и соединительной ткани». | Теоретическое занятие – 2 часа. Главные жалобы больных при заболеваниях костно- мышечной системы. Болевой синдром, механизм его возникновения, клинические особенности, диагностическое значение. Особенности нозологии. Классификация по МКБ-10. Характеристика заболевания и его форм в соответствии со схемой. Разбор возможных осложнений. Современные аспекты в лечении и диагностики заболевания. Учебная практика – 12часов. Выявление главных жалоб больных. Методика общего осмотра пациентов с заболеваниями костно- мышечной системы. Сестринское обследование пациентов с разбираемыми заболеваниями. Дифференциальная диагностика ревматоидной и воспалительной патологии. Отработка навыков подготовки пациента к функциональным исследованиям. Самостоятельная работа. Решение ситуационных задач. Подготовка реферативных сообщений по теме занятий. | 14 часов | I-II II-III |
Раздел 6. Сестринский уход и оказание первичной медицинской помощи при заболеваниях моче-выделительной системы | 16 часов | ||
Тема 6.1 «Сестринский уход при гломерулонефритах». Тема6.2 «Сестринский уход при пиелонефритах, мочекаменной болезни. Сестринский уход при хронической почечной недостаточности» | Теоретическое занятие – 2 часа. Главные жалобы при заболеваниях мочевыделительной системы, механизм их возникновения. Внешний вид больного с заболеванием почек. Причины увеличения почек, их смещения. Симптом Пастернацкого.. Дополнительные методы исследования мочевыделительной системы (рентгенологические, ультразвуковые, лабораторные), их диагностическое значение. Основные синдромы (болевой, дизурический, нефротический, мочевой, артериальной гипертензии, уремический). Особенности нозологии. Классификация по МКБ-10. Характеристика заболевания и его форм в соответствии со схемой. Разбор возможных осложнений. Современные аспекты в лечении и диагностики заболевания. Учебная практика – 6 часов. Выявление главных жалоб при заболеваниях мочевыделительной системы. Механизм возникновения и клинические проявления основных синдромов. Общий осмотр больных. Симптом Пастернацкого, его диагностическое значение. Инструментальные и лабораторные методы исследования, интерпретация полученных результатов. Самостоятельная работа. Курация пациента по данной нозологии. Самостоятельно составить словарь терминов употребляемых при различных нарушениях мочеотделения (диурез положительный и отрицательный, дизурии, полиурия, олигурия, анурия и т.п.). Теоретическое занятие – 2 часа. Главные жалобы больных при заболевании пиелонефритом, МКБ. Болевой синдром, механизм его возникновения, клинические особенности, диагностическое значение. Особенности нозологии. Классификация по МКБ-10. Характеристика заболевания и его форм в соответствии со схемой. Разбор возможных осложнений. Современные аспекты в лечении и диагностики заболевания. Учебная практика – 6часов. Выявление главных жалоб больных. Методика общего осмотра пациентов с данными заболеваниями. Сестринское обследование пациентов с разбираемыми патологиями. Отработка навыков подготовки пациента ф функциональным методам обследования. Отработка навыков оказания неотложной медицинской помощи при почечной колике. Дифференциальная диагностика гломеруло- и пиелонефрита. Самостоятельная работа. Решение ситуационных задач. Подготовка реферативных сообщений по теме занятий. | 8 часов 8 часов | I-II II-III I-II II-III |
Раздел 7. Сестринский уход и оказание первичной медицинской помощи при заболеваниях кровеносной системы . | 16 часов | ||
Тема 7.1 «Сестринский уход при заболевании анемией и геморрагическими диатезами». Тема7.2 «Сестринский уход при лейкозах» | Теоретическое занятие – 2 часа. Главные жалобы при заболеваниях кроветворной системы. Общий осмотр больных, осмотр полости рта. Лабораторные исследования (периферическая кровь, стернальная пункция), их диагностическое значение. Понятие об основных симптомокомплексах анемий, геморрагических диатезов. Учебная практика – 6 часов. Выявление главных жалоб больных. Факторы риска: отягощенная наследственность, облучение, хроническая экзогенная интоксикация. Осмотр больных: состояние кожи, видимых слизистых, опорно-двигательного аппарата. Дополнительные методы исследования, их диагностическое значение. Основные виды анемий клинические синдромы: анемический, геморрагический, язвенно-некротический, гиперпластический, лихорадочный, присоединения вторичной инфекции и др. Самостоятельная работа. изучение анализа крови при анемиях. Теоретическое занятие – 2 часа. Главные жалобы при заболеваниях лейкозами . Нозологические формы. Характеристика заболевания и его форм в соответствии со схемой. Разбор возможных осложнений. Методика оказания неотложной медицинской помощи. Современные аспекты в лечении и диагностики заболевания Учебная практика – 6 часов. Выявление главных жалоб больных. Факторы риска: отягощенная наследственность, облучение, хроническая экзогенная интоксикация. Осмотр больных: состояние кожи, видимых слизистых, опорно-двигательного аппарата. Дополнительные методы исследования, их диагностическое значение. Основные виды гемобластозов, агранулоцитоза клинические синдромы: анемический, геморрагический, язвенно-некротический, гиперпластический, лихорадочный, присоединения вторичной инфекции и др. Самостоятельная работа. изучение анализа крови при анемиях. | 8 часов 8 часов | I-II II-III I-II II-III |
Раздел 8. Сестринский уход и оказание первичной медицинской помощи при заболеваниях эндокринной системы | 30 часов | ||
Тема 8.1 «Сестринский уход при заболеваниях щитовидной железы». Тема 8.2 «Сестринский уход при сахарном диабете. Сестринский уход при ожирении и болезнях гипофиза.» | Теоретическое занятие – 2 часа. Главные жалобы больных при заболеваниях щитовидной железы, Общий осмотр больных. Инструментальные и лабораторные методы исследования, их диагностическое значение Особенности нозологии. Классификация по МКБ-10. Характеристика заболевания и его форм в соответствии со схемой. Разбор возможных осложнений. Учебная практика – 6 часов. Выявление главных жалоб. Общий осмотр больных при заболеваниях щитовидной железы. Дополнительные методы исследования (инструментальные, лабораторные), их диагностическое значение. Самостоятельная работа. Подготовить и провести в отделении эндокринологии беседы на темы: «Рациональное питание». Теоретическое занятие – 4 часа. Главные жалобы больных при заболевании сахарным диабетом. Общий осмотр больных. Инструментальные и лабораторные методы исследования, их диагностическое значение Особенности нозологии. Классификация по МКБ-10. Характеристика заболевания и форм его осложнений в соответствии со схемой. Разбор возможных осложнений и оказания неотложной медицинской помощи при различных видах ком. Учебная практика – 18 часов. Выявление главных жалоб. Общий осмотр больных при заболеваниях: сахарным диабетом, патологией гипофиза, ожирением.. Дополнительные методы исследования (инструментальные, лабораторные), их диагностическое значение. Отработка практических навыков при оказании неотложной помощи при развитии диабетических ком. Самостоятельная работа. Подготовить и провести в отделении эндокринологии беседы на темы: «Рациональное питание». «СД не диагноз, а образ жизни!» | 8 часов 22 часа | I-II II-III I-II II-III |
Раздел 9. Сестринский уход в поликлинике и офисе врача ОП | 36 часов | ||
Тема 9.1 «Организация сестринской помощи в поликлинике. Сестринский уход в офисе врача общей практики. Диспансеризация». | Учебная практика – 12 часов. Функционал медицинской сестры при работе с врачом в поликлинике. Функционал сестры при работе в офисе врача общей практики. Ведение медицинской документации. Роль медицинской сестры в процессе диспансеризации.. Самостоятельная работа. Решение диагностических задач. Работа на приеме с участковым терапевтом. Работа на приеме в офисе врача общей практики. | 12 часов | II-III |
Тема 9.2 «Инфекционная безопасность процедурного кабинета». Тема 9.3 «Сестринский уход при ВИЧ-инфекции» |
Учебная практика – 18 часов. Основные понятия «асептики» и «антисептики». Знакомство с функционалом медицинской сестры процедурного кабинета. Работа на приеме в процедурном кабинете в поликлинике. Самостоятельная работа. Решение диагностических задач. Подготовка реферативных сообщений по теме занятия. Учебная практика – 6 часов. Условия работы с ВИЧ- больными. Этические аспекты при работе с данной категории пациентов. Условия инфекционной безопасности при контакте с данной группой больных. | 18 часов 6 часов | II-III II-III |
Раздел 10. Итоговые занятия. «Сестринский процесс при неотложных состояниях в терапии» | Учебная практика – 6 часов. Заключительная аттестация владения навыками ухода за терапевтическими больными с заболеваниями по дыхательной, сердечно- сосудистой, пищеварительной системам. Оказание неотложной медицинской помощи по соответствующим ургентным состояниям. Учебная практика – 6 часов. Заключительная аттестация владения навыками ухода за терапевтическими больными с заболеваниями по мочевыделительной, кровеносной, эндокринной системам. Оказание неотложной медицинской помощи по соответствующим ургентным состояниям. | 12 часов | III |
итого: - обязательная аудиторная учебная нагрузка 284 часа. - самостоятельная работа студента 142 часа |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Изучение данной дисциплины осуществляется на теоретических и практических занятиях, которые проводятся в кабинетах доклинической практики колледжа и на базах лечебно-профилактических учреждений.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Сестринский уход в терапии » и рабочих мест кабинета:
- фонендоскопы;
- тонометры;
- электрокардиограф;
- подборка электрокардиограмм;
- подборка анализов крови;
- подборка анализов мочи;
- аудио- и видеоматериалы по физикальным методам исследования;
- таблицы, схемы, диаграммы;
- презентации;
- медицинская документация;
- методические пособия, рекомендации для студентов;
- весы напольные для измерения массы тела;
- ростомеры;
- сантиметровая лента;
- муляжи, фантомы.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор (интерактивная доска);
- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или
маркеры.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемой литературы:
I . Основная литература:
1. Федюкович Н.И., «Внутренние болезни»- Феникс, 2005.
2. Лычев В.Г., Корманов В.К., «Сестринское дело в терапии с купсом первичной медицинской помощи»- Москва, Форум- Инфра- М, 2007.
II . Дополнительная литература:
3. Ройтберг Г.Е., Струтынский А.В. «Лабораторная и инструментальная диагностика заболеваний внутренних органов»: Руководство для студентов. - М.: Бином, 2000.
4. Ройтберг Г.Е., Струтынский А.В. «Внутренние болезни. Система органов дыхания» - М.: Бином, 2005.
5. Ройтберг Г.Е., Струтынский А.В. «Внутренние болезни. Сердечно-сосудистая система» - М.: Бином, 2007.
6. Ройтберг Г.Е., Струтынский А.В. «Внутренние болезни. Система органов пищеварения» - М.: Бином, 2007.
7. Эндокринология. / Пер. с англ., под ред. Н.Лавина. - М: Практика, 1999.
8. Подымова С.Д. «Болезни печени» - М.: Медицина, 2005.
9. Струтынский А.В. «Электрокардиография. Анализ и интерпретация» -М.: Медпресс, 1999.
10. Мурашко В.В., Струтынский А.В. «Электрокардиография» - М.: Медпресс, 2000 (4-е издание).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
ПК 1.1 Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. |
| Контроль и коррекция исходного уровня знаний студентов: а) тестовый контроль; б) коррекция преподавателем теоретических знаний студентов. Демонстрация преподавателем практических навыков и/или тематических больных. Оценка преподавателем самостоятельной работы студентов у постели больного. Решение ситуационных клинических задач. |
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования
|
| Устный опрос Контроль и коррекция исходного уровня знаний студентов: а) тестовый контроль; б) коррекция преподавателем теоретических знаний студентов. Демонстрация преподавателем практических навыков и/или тематических больных. Оценка преподавателем самостоятельной работы студентов у постели больного. Контроль сформированных практических навыков и умений при разборе больных, обследованных студентами. Решение ситуационных клинических задач. Аттестация владения навыками исследования больного |
ПК 1.7 Оформлять медицинскую документацию |
| Проверка заполнения медицинской документации на практическом занятии. Оценка преподавателем правильности оформления. |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
| Экспертная оценка на практике. Улучшение качественных показателей аудиторной и внеаудиторной работ студента. |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
| Оценка преподавателя теоретических занятий и учебной практики. Решение ситуационных задач. |
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
| Оценка правильности решения. |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. |
| Экспертная оценка найденной информации на практических занятиях , научно-практических студенческих конференциях, заседаниях СНО. |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
| Экспертная оценка использования студентами информационно-коммуникационных технологий на практических занятиях и внеаудиторных мероприятиях. |
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
| Оценка результатов анкетирования молодых специалистов и студентов. Изучение отзывов общих и непосредственных руководителей практик о работе студентов. |
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
| Наблюдение за эффективностью работы лидера и группы. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. |
| Оценка портфолио. |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
| Оценка преподавателя учебной практики. Оценка методического руководителя производственной практики. |
ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные отличия. |
| Оценка преподавателя учебной практики. Оценка методического руководителя производственной практики. |
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
- милосердия; - чувства такта; - гражданственности. | Оценка преподавателя учебной практики. Оценка методического и непосредственного руководителей производственной практики. |
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
| Оценка соблюдения соответствующих инструкций и требований при работе в кабинетах доклинической практики и на базах практики. |
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
| Оценка портфолио. |
ОК 14 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
| Контроль отдела кадров ТМК за постановкой юношей на воинский учет. |
Приложение 1.
Примеры оценочных средств для текущего контроля
успеваемости.
1. Контроль исходного уровня знаний студентов на каждом практическом занятии:
ПРИМЕР.
Вопрос: Укажите ведущий механизм жесткого дыхания (дать один ответ):
Ответы:
а) турбулентные потоки воздуха при вдохе и выходе в гортани, трахеи и крупных бронхах;
б) турбулентные потоки воздуха в мелких бронхах и бронхиолах во время вдоха и выдоха;
в) колебания стенок альвеол во время вдоха и выдоха;
г) расправления и спадания стенок альвеол во время вдоха и выдоха.
2. Контроль теоретических знаний студентов на семинарах:
ПРИМЕР 1.
Вопрос: Перечислите 5 признаков развития печеночной недостаточности у больного с хроническим гепатитом или циррозом печени:
Ответы:
а) гепатомегалия;
б) спленомегалия;
в) снижение в сыворотке концентрации альбумина, фибриногена, протромбина, холестерина;
г) расширение вен портокавальных анастомозов;
д) наличие «сосудистых звездочек», печеночных ладоней и гинекомастия у мужчин;
е) кожный зуд;
ж) наличие симптомов печеночной энцефалопатии;
з) асцит
и) геморрагический синдром;
к) увеличение остаточного азота сыворотки за счет аммиака и аминокислот;
л) увеличение остаточного азота сыворотки за счет мочевины.
ПРИМЕР 2. Клиническая задача.
Больной С, 60 лет, Страдает бронхиальной астмой. В последнее время приступы удушья стали появляться чаще. Постоянно пользуется карманным ингалятором. На момент осмотры больной возбужден, мечется по палате. Кожные покровы влажные, цианотичные, АД 180/110 мм рт ст, пульс 110, дыхание поверхностное, ЧДД 38. Неоднократно при Вас использовал ингалятор, без эффекта.
О какой патологии легких можно подумать?
Какие действия привели к развитию данного состояния?
Механизм оказания неотложной медицинской помощи?