«Суицид – серьезная проблема среди подростков»
методическая разработка
Цели и задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни, профилактика подросткового суицида, сокращение его случаев.
- Формировать позитивные отношение к жизни, дать советы подросткам.
- Выделить основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_suitsid.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГПОУ ЯО Ярославский торгово-экономический колледж
Методическая разработка
Круглый стол
«Суицид – серьезная проблема среди подростков»
Разработал старший воспитатель:
Спиридонова Елена Александровна
2018-2019 учебный год
«Суицид – серьезная проблема среди подростков»
(Профилактика суицидального поведения)
Цели и задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни, профилактика подросткового суицида, сокращение его случаев.
- Формировать позитивные отношение к жизни, дать советы подросткам.
- Выделить основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида
Вопросы для рассмотрения:
- Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида
- Статистические данные.
- Причины суицидального поведения у подростков
- Меры для профилактики суицидального поведения.
Методы: беседа, диалог, рассказ, общественное мнение, пример.
Форма: групповая.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек.
Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Сегодня в процессе общения мы поговорим о нашей с вами жизни, наших способностях и возможностях, выборе, который нам приходится делать в жизни.
В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутригрупповые взаимоотношения.
70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода конфликты. Но причиной является как правило неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют ситуации в учебном заведении, поскольку учебное заведение — это место, где обучающийся проводит значительную часть своего времени.
Мозговой штурм.
Какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни, людей вашего возраста? Каковы типичные способы поведения людей в данных ситуациях? (Ответы записывает ведущей на листе бумаги).
Как я обычно веду себя в критической ситуации? (Вопрос для самоанализа).
Распределение всех названных способов на конструктивные и неконструктивные.
Последствия неконструктивных способов (употребление алкоголя, психоактивных веществ, суицид): сохраняется и накапливается напряжение; есть уход от проблемы, но нет решения, могут возникнуть и негативные последствия; употребление ПАВ - это болото, из которого не выбраться; самоуничтожение не ведет к разрешению проблемы.
Тренинг разрешения проблемной ситуации
Проблема (Нет взаимопонимания в группе со сверстниками)
Работа идет в группе, команда должна за 3 минуты придумать сценку. В сценке необходимо отразить суть влияния проблемной ситуации на жизнь человека. Команда показывает сценку.
Рассмотрение путей решения проблем с разных позиций:
Пассивная позиция: «Меня заставили; так получилось; все пошли, и я пошел; он сказал, и я сделал; меня все достали».
Активная позиция, принятие ответственности по отношению к проблеме способствуют ее решению. Важна оценка собственных ресурсов, принятие ответственности на себя, переформулирование причины случившегося в контексте ответа на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ситуация разрешилась?».
Алгоритм разрешения проблемы (на данном примере):
- Ориентация в проблеме.
- Точное знание того, что проблема возникла.
- Понимание, что проблемы в жизни — нормальное неизбежное явление.
- Формирование уверенности в том, что существуют эффективные способы решения проблемы.
- Понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменение.
- Определение и формулирование проблемы.
- Поиск всей доступной информации о проблеме, разделение информации на объективную и субъективную / непроверенную.
- Определение факторов и обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной, то есть препятствуют достижению целей.
- Постановка реалистичной цели решения проблемы с описанием деталей желательного исхода.
- Формулирование различных вариантов решения проблемы — важно сформулировать как можно больше альтернативных вариантов (мозговой штурм по способам разрешения выбранной проблемы).
- Принятие решения — анализ имеющихся возможностей разрешения проблемы, выбрать из них наиболее эффективные, приводящие к полному разрешению проблемы и к положительным последствиям (кратковременным — долговременным, направленным на себя — направленным на окружающих), выбор способов решения из предложенных, анализ предполагаемых последствий.
- Выполнение решения и проверка — изучение последствий решения, оценка эффективности решения, самопоощрение.
Одной из причин, как причина приводящую к суициду, является недопонимание между взрослыми и подростками, между подростками, сплетни.
Ведущий:
Я предлагаю выполнить упражнение, которое называется « Передача информации».
Упражнение « Передача информации».
Студенты объединяются в 2 группы. Члены первой группы выполняют роль телефонистов, которые передают важное сообщение, члены другой – эксперты. Телефонисты выходят за двери, им зачитывают сообщение. Потом они по очереди заходят в Актовый зал и говорят свою версию сообщения. Эксперты оценивают, насколько точно каждый передает содержание информации. После этого группы могут поменяться ролями (Ведущий готовит новое сообщение).
Текст:
Утром из докладной записки директор колледжа узнал, что вчера пять студентов группы 01Т пропустили урок физкультуры у молодой преподавательницы Петровой Анны Ивановны, протестуя против оскорбления их товарища из группы 1С преподавателем истории Ивановым Петром Васильевичем, с которым у преподавателя физкультуры сложились дружеские отношения.
Ведущий: проводит обсуждение
Вопросы для обсуждения:
Тяжело ли было передавать информацию?
- Была ли информация передана точно?
- Что мешало передавать информацию достоверно?
Почему информация искажалась?
- Какие факты влияли на процесс передачи информации?
- Чувствовали ли вы ответственность за достоверность информации, передаваемой вами?
- К чему может привести такая ситуация в реальной жизни?
Ведущий:
А, сейчас учимся повышать самооценку, и получению возможности позитивной обратной связи от сверстников. Выполняем
Упражнение «Похвались соседом».
Не обязательно обладать психологическим или медицинским образованием для того, чтобы внимательно относиться друг к другу и поддерживать в трудной ситуации. Студенты по кругу говорят о своем соседе справа все самое замечательное, что знают о нем, хвалятся своим соседом перед остальными. Сосед выслушивает, молча и потом дает обратную связь о том, принимает ли он то, что услышал о себе или нет.
Ведущий:
Продолжим развивать навыки взаимодействия, и формировать адаптивное отношение к жизни, повышем стрессоустойчивость.
Упражнение «Способы улучшения настроения»
Участники объединяются в несколько пар
Задание:
Перечислить как можно больше способов улучшения настроения. (Рисование, танцы, пение, музыка, хобби, прогулка, разговор с другом ит. п)
После выполнения задания каждая группа презентует свою работу.
Обсуждение.
Каким из перечисленных методов вы пользуетесь?
Какие помогают лучше?
Ведущиий:
Я буду считать, что сегодняшнее занятие прошло успешно, если вы запомните для себя одну-единственную вещь: Человек - очень сильное существо! Мы с вами способны преодолеть все жизненные невзгоды, которые на нас свалятся! Главное - пытаться найти выход, делать для этого все и даже больше! У вас есть внутренние силы, а еще есть люди, которые готовы нам помочь. Ищите! Боритесь! И удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика суицида среди подростков
Презентация предназначена для педагогов в целях предотвращения суицида среди подростков...
ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Формирование ценностей, альтернативных наркотику, обращение к ресурсам личности подростка - вот та область, где усилие педагогов и психологов могут принести наиболее ощутимые результаты. Специалист, з...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Проблемы социализации подростков в современном обществе»
1. Отобрать примеры использования приемов инновационных педагогических технологий в воспитательном процессе.2. ...
Семинар для педагогов. Суицид в подростковой среде: как предотвратить беду.
Цель: Профилактика суицидального поведения у учащихся школыЗадачи:Формирование представлений об особенностях и причинах появления суицидального поведения у детей и подростковРазвитие навыков кон...
Профилактика суицидов среди подростков
Материал представляет собой доклад на круглом столе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике суицидов в подросткой среде...
Круглый стол «Хочу Жить!» Суицид – серьезная проблема среди подростков.
Цели и задачи:Пропаганда здорового образа жизни, профилактика подросткового суицида, сокращение его случаев.Формировать позитивные отношение к жизни, дать советы подросткам.Выделить основные социологи...
Профилактика суицидов в подростковой среде
Проблема распространенности суицидального поведения среди подростков и поиска мер его эффективной профилактики остается чрезвычайно актуальной. Помочь детям и подросткам, имею...