Методический материал для занятий Школы начинающего преподавателя : занятие "Технокарта"
методическая разработка
Одним из видов подготовки преподавателя к занятию, является составление технокарты.
Цели занятия:
слушатели будут знать что такое технологическая карта,
слушатели будут уметь заполнять технологическую карту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.materialy_dlya_shnp_tehnokarta.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента Здравоохранения города Москвы «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для проведения занятий в «Школе начинающего преподавателя»
Занятие «Технокарта»
Методист ГБПОУ ДЗМ «МК№5»
Я.А. Бирюкова
2018
«Технокарта»
Цели:
слушатели будут знать что такое технологическая карта,
слушатели будут уметь заполнять технологическую карту.
Основные понятия темы: технокарта, типы и виды проведения занятия.
Вступительное слово методиста:
Уважаемые преподаватели, сегодня мы продолжим разговор о планировании занятий. На прошлом занятии вы узнали, что одним из видов подготовки преподавателя к занятию, является составление технокарты.
Технологическая карта учебного занятия - вид методической продукции, обеспечивающей эффективное преподавание и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ.
Технологическая карта учебного занятия
Обобщенно-графическое выражение проекта занятия, позволяющее структурировать его по определенным параметрам: цели занятия; содержание учебного материала; формы, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся; виды деятельности педагога и обучающихся; используемые образовательные ресурсы и др.
Дидактическая сущность технокарты
В дидактическом контексте технологическая карта представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата.
Технологическая карта имеет несколько особенностей:
1.Позволяет преподавателю более четко спланировать работу на занятии.
2. Способствует рациональному формулированию заданий.
3.Определяет, какие умения необходимо сформировать у студентов.
4. Позволяет увидеть систему работы по подготовке к экзамену.
5. Позволяет осуществлять самоанализ занятия и видеть перспективы деятельности.
Форма записи занятия в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и эффективность выбранных содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе.
I. Этапы работы над технологической картой
1.Определение места занятия в изучаемой теме, его тип и вид.
2.Формулировка цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные).
3.Обозначение этапов занятия в соответствии с его типом и видом.
4.Формулировка цели каждого этапа занятия.
5.Определение результатов каждого этапа (формируемые ОК, ПК, продукт).
6.Выбор технологий, форм и методов работы на занятии.
7.Разработка характеристики деятельности преподавателя и студентов.
Тип занятия определяется по основному виду деятельности
Вид занятия определяется по используемым технологиям и методам.
II. Основные типы учебных занятий
1. По основной дидактической цели:
* занятие (урок) ознакомления с новым материалом
* Занятие (урок) закрепления изученного
* Занятие (урок) применения знаний и умений
* Занятие (урок) обобщения и систематизации знаний
* Занятие (урок) проверки и коррекции знаний и умений
* комбинированный урок
2. По основному способу проведения
* лекции
* семинары
* тренинги
* самостоятельная работа обучающихся
* лабораторные работы
* практические работы
3. По основным этапам учебного процесса
* вводные, первичного ознакомления с материалом,
* образования понятий, установления законов, правил
* применения полученных знаний (умений) на практике
* повторения и обобщения
* контрольные
* комбинированные
III. Виды учебных занятий
1. Занятия в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, КВН, деловая игра, ролевая игра, викторина и т.д.).
2. Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (исследование, анализ первоисточников, мозговая атака, интервью и т.д.).
3. Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости и т.д.).
4. Занятия, напоминающие публичные формы общения (пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, круглый стол и т.д.).
5. Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (следствие, патентное бюро, фирма и т.д.).
6. Занятия, основанные на имитации трудовых действий, трудовых функций по видам профессиональной деятельности
7. Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении культурных мероприятий (заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.).
8. Занятие, основанное на использовании традиционных форм внеклассной работы («следствие ведут знатоки», спектакль, диспут, проект и т.д.).
9. Интегрированные (бинарные) занятия.
10. Трансформация традиционных способов организации занятий: парный опрос, экспресс-опрос, занятия-защита оценки, занятие-консультация, занятие-практикум, занятие-семинар и т.д.).
IV. Структура технологической карты
*блок целеполагания
*инструментальный блок
*блок организационно-деятельностный (по сути, план занятия)
*блок диагностический
Технологическая карта – это:
- способ графического проектирования учебного занятия, таблица, позволяющая структурировать занятие по выбранным педагогом параметрам.
- это форма планирования учебного занятия, организационный инструмент, который позволяет педагогу достичь максимального образовательного результата и
эффективно управлять учебной деятельностью обучающихся.
V. Использование технокарт позволяет:
*осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
*выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на каждом этапе освоения учебного материала;
*соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;
*системно формировать ОК и ПК;
*реализовать преемственно требования ФГОС ;
*повысить качество общего образования на каждой ступени общего образования.
Заключительное слово методиста:
В приложении 3. представлена матрица технокарты, я предлагаю вам заполнить технокарту последнего занятия преподаваемой дисциплины в приложении 1,2 представлена информация структурированная в таблицы, которая поможет вам в заполнении технологической карты (Основные этапы занятия, Методический конструктор для проектирования технологической карты занятия.
Использованные источники:
1. Пастухова И.П.,к.п.н, доцент «Разработка технологической карты учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС» 2018г.
2. Тимофеева Е.В. «Комплект методических материалов для проведения занятий в «Школе начинающих преподавателей» 2010г.
3. Лебедев М.К. «Методика разборки технологической карты учебного занятия, в соответствии с требованиями ФГОС СПО» 2017
Приложение 1
Основные этапы занятия
Этап | Дидактические задачи этапа | Возможные показатели результата решения |
Организация начала занятия | Подготовка обучающихся к работе на занятии | Полная готовность группы и оборудования, быстрое включение обучающихся в деловой ритм |
Проверка выполнения домашнего задания | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция | Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов |
Начальная мотивация учебной деятельности | Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний |
Усвоение новых умений, знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция | Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений |
Закрепление умений, знаний и способов действий | Обеспечение усвоения новых умений, знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях |
Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей | Активная и продуктивная деятельность обучающихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и междисциплинарных связей |
Контроль и самопроверка знаний | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися планируемых результатов обучения |
Подведение итогов занятия | Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспектив последующей работы | Адекватность самооценки обучающегося оценке преподавателя |
Рефлексия | Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися |
Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЗАНЯТИЯ (УРОКА)
Образовательные задачи | Возможные методы и приёмы реализации образовательных задач |
Организационный этап | |
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания | Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих в журнале и др. |
Проверка выполнения домашнего задания | |
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы | Тестирование, фронтальная беседа, «уплотненный опрос», разноуровневые самостоятельные работы и др. |
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | |
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта | Сообщение темы и цели (проблемное задание, эвристический вопрос, демонстрация конечных результатов и др.) |
Этап усвоения новых знаний и способов действий | |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала | Работа с определениями, понятиями. Использование научных и жизненных аналогий. Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах: сравнительные и классификационные таблицы, рассказ, объяснение, лекция, сообщение, использование ЭОР, проблемное изложение, работа в малых группах, парах сменного состава, построение структурно-логической схемы, интеллект-карты и др. |
Первичная проверка понимания изученного | |
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Работа с опорными конспектами, интеллект-картами, беседа, подготовка обучающимися своих вопросов и примеров по содержанию нового материала |
Этап закрепления новых знаний и способов действий | |
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Использование взаимообразных задач, беседа, конструирование обучающимися своих заданий, выполнение тренировочных упражнений и пр. |
Применение знаний и способов действий | |
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных практико-ориентированных ситуациях | Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, решение учебных задач-ситуаций, групповая работа, дискуссия и др. |
Обобщение и систематизация | |
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний и умений обучающихся в контексте внутридисциплинарных и междисциплинарных связей | Построение «дерева» темы, графа логических структур, блок-формул; работа с кейсами |
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий | |
Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий | Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тестирование, задания на выделение существенных признаков (глубина усвоения); задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость мышления), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
Коррекция знаний и способов действий | |
Провести коррекцию выявленных пробелов в знаниях и способах действия | Выполнение упражнений, заданий с пропусками, заполнение структурно-логических схем с пропусками |
Информация о домашнем задании | |
Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Три уровня домашнего задания: стандартный минимум, повышенный, творческий |
Подведение итогов занятия | |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся | Сообщение преподавателя, подведение итогов самими обучающимися |
Рефлексия | |
Инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации деятельности и взаимодействия с преподавателем и членами группы | Незаконченное предложение, координаты, цветопись, беседа, смайлики, синквейн и пр. |
Приложение 3
Технологическая карта учебного занятия
ФИО преподавателя:
Специальность, группа:
Дата
Учебная дисциплина (МДК)
Тема занятия
Номер занятия в разделе (теме):
Тип занятия:
Цель занятия:
Прогнозируемые результаты.
Профессиональные компетенции (объем освоения и уровень владения компетенциями):
Общие компетенции (объем освоения и уровень владения компетенциями):
Используемая педагогическая технология:
Образовательный ресурс.
Дидактические средства:
для преподавателя
для обучающихся:
Характеристика этапов занятия
Этапы занятия | Дидактические задачи этапа занятия | Виды работ, педагогические формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Показатели решения дидактических задач (результаты) | ||
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | ПК | ОК |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий "Школа начинающего педагога"
Программа занятий "Школа начинающего педагога"...
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАБАРОВСКОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Школа начинающего преподавателя, являясь составной частью сложившейся в техникуме системы методов и форм повышения профессиональной компетентности преподавателя, призвана обеспечить прохождение этапа ...
Презентация к занятию Школы начинающего преподавателя на тему «Современные образовательные технологии: общая характеристика, особенности применения»
Презентация выполнена к занятию Школы начинающего преподавателя второго года обучения на тему «Современные образовательные технологии: общая характеристика, особенности применения». Занятие проводится...
Презентация к занятию Школы начинающего преподавателя на тему "Методика написания научной статьи"
Презентация выполнена для использования на занятии Школы начинающего преподавателя второго года обучения на тему "Методика написания научной статьи". Занятие предназначено для преподавателей, пробующи...
Выступление на Школе начинающего преподавателя с докладом "Культура речи"
По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело, мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.Д.С. Лихачёв...
Учебно-методический материал к занятиям
Материалы теоретических, практических занятий, самостоятельной работы...
Школа начинающего преподавателя
18.04.2018...