Программа "Линия жизни"
рабочая программа
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы…………………………………………………........ | 3 |
2. Пояснительная записка………………………………………………….. | 7 |
2.1. Обоснование актуальности……………………………………………… | 9 |
2.2. Целевая группа…………………………………………………………... | 10 |
2.3. Цель программы…………………………………………………………. | 10 |
2.4. Задачи программы……………………………………………………….. | 10 |
2.5. Ожидаемые результаты, целевые индикаторы и методы их оценки.... | 11 |
3. Механизм реализации программы «Семья без насилия»…………... | 13 |
3.1. Этапы и сроки реализации программы………………………………… | 13 |
3.2. Формы и методы работы………………………………………………… | 14 |
3.3. Ресурсы...…………………………………………………………………. | 15 |
3.4. Направление деятельности и их содержание………………………….. | 19 |
3.5. План мероприятий……………………………………………………..… | 21 |
3.6. Контроль и управление……………………………………………..….. | 23 |
3.7. Оценка результатов программы……………………………………..…. | 24 |
Список литературы……………………………………………………….... | 25 |
Приложение 1……………………………………………………………...... | 27 |
Приложение 2……………………………………………………………..…. | 32 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pav_liniya_zhizni.docx | 66.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РБ
ГБУ РБ ЗАПАДНЫЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ЦЕНТР
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
«Согласовано» Заместитель директора ГБУ РБ Западный МЦСПСД _____________Э.Р. Шангареева «____» __________2016г. | «Утверждаю» Директор ГБУ РБ Западный МЦСПСД ______________Р.Н. Ахметзянова «____»____________2016г. |
«Линия жизни»
Программа профилактике ПАВ
Автор-составитель:
Камалова А.Г.
педагог-психолог
Руководитель:
Залютдинова Г.Г.
зав.отделением
социальной помощи семье и детям
ОКТЯБРЬСКИЙ
2016 г.
1.Паспорт программы
Наименование программы | «Линия жизни» |
Автор программы | Камалова А.Г. |
Территориальная реализация программы | г. Октябрьский РБ |
Учреждение, реализующее программу | ГБУ РБ Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям |
Руководитель программы | Залютдинова Г.Г. |
Актуальность проблемы | Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди детей и подростков должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания. Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие. Важнейшим в профилактической работе является:
Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему. Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление ПАВ приходится на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ ориентирована на подростков 13 лет и старше. |
Целевая группа | Дети в возрасте 8-17 лет и их родители |
Цель программы | Предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками |
Задачи программы | 1.Предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах; 2.Способствовать формированию положительного «образа — Я»; 3.Сформировать навыки сопротивления социальному давлению. 4.Оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ |
Ожидаемые результаты |
|
Целевые индикаторы | Значение индикатора (показателя) в 2015 году и в 2016 году: - число несовершеннолетних состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства; - число семей состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства; - общее число детей, взрослых участвующих в мероприятиях программы; |
Этапы и сроки реализации | Организационный (подготовительный) – 20-25 дней; практический (основной) – 2 года; итоговый (аналитический) – 2 месяца. |
Формы и методы работы | Формы работы (групповые, подгрупповые и индивидуальные). Методы работы: организационные, исследовательские, практические. |
Ресурсы | Кадровые, материально-технические, нормативно-правовые документы, методические пособия при разработке программы, наглядный и раздаточный материал подготовленный для деятельности а рамках программных мероприятий, диагностический инструментарий. |
Направления и их содержание | Направление деятельности программы психолого-педагогическое. Основные направления деятельности и формы работы:
- анкетирование и тестирование учащихся; - изучение положения ребёнка в семье, классе, школе; - определение круга общения подростка.
- школой и инспекцией по делам несовершеннолетних; - городской детской поликлиникой; - КДН и ЗП; - родителями детей и подростков.
- выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей; - обеспечение участия в работе с неблагополучными семьями инспектора по делам несовершеннолетних и членов КДНиЗП; - организация консультаций специалистов (психолога, социального педагога, медицинских работников, педагогов) для родителей; - посещение на дому детей из семей, состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства; - организация тематических встреч, тренингов, лекций с родителей и детьми с привлечением работников образования, правоохранительных органов, учреждения здравоохранения; - участие на общешкольных и классных родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ и других инфекций; - патронаж неблагополучных семей. 4.Коррекционно-развивающая деятельность. Оказание социальной помощи детям, имеющим поведенческие проблемы, склонным к употреблению ПАВ.
Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д. В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии. Известно, что референтная группа для подростков – сверстники. Зачастую, подростки негативно воспринимают поступающую от взрослых информацию, действуя по принципу: «Выслушай взрослого и сделай наоборот». Считаем, что в этом возрасте целесообразно действовать через волонтеров из среды самих подростков. Предполагается поощрение наиболее активных из них (путевки, подарки, грамоты и т.д.) |
Мероприятия программы | -Тренинг с подростками «Скажи «нет!» ПАВ» -Встреча с родителями «О вреде алкоголизма и наркотической зависимости. Мероприятия проводятся ежеквартально по намеченному плану и разработанным сценариям. |
- Пояснительная записка.
Необходимость ведения работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде обусловлено современным состоянием проблемы наркозависимости. Актуальность проблемы профилактики ПАВ определяется изменением наркоситуации в нашей стране, области, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, злоупотребляющих ПАВ, прежде всего, среди детей и подростков. Экономическая нестабильность, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, утрата молодежью ясных жизненных перспектив, несформированностью здорового образа жизни как ценности, отсутствие негативных установок на употребление ПАВ и неспособность усилиями только правоохранительных органов противостоять активизации деятельности наркомафии в стране оказывают негативное влияние на сознание молодого поколения. Алкоголизм, токсикомания, наркомания становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры. Все это требует консолидации всех сил общества для решения этой проблемы.
Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность реабилитационных программ. Социальные последствия в результате изменений личности, вызванных приемом ПАВ, затрагивают не только их потребителей, но и окружающих их людей и общество.
Поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы с детьми и подростками. В последние несколько лет очевидно, что знания о наркотиках должны быть подкреплены осознанным негативным отношением к их употреблению. Современный взгляд на данную проблему подразумевает, что стратегическим приоритетом профилактики является создание системы причинно ориентированной позитивной профилактики. Современная профилактика ориентируется в своем воздействии на причины употребления психоактивных веществ человеком. Причины эти связаны с личностью, со средствами, вызывающими удовольствие и привыкание (средства зависимости), а также с общественными условиями, нормами и ценностями. Позитивный же аспект имеет направленность не на борьбу с наркоманией (предотвращением употребления наркотиков), а на деятельность по укреплению здоровья и пропаганде ценностей, которые человечество считает важными.
Работу по профилактике употребления ПАВ целесообразно начинать с младшего школьного возраста и охватывать весь период обучения в школе.
Именно возраст 7-10 лет является временем первых проб наркотических и психоактивных веществ с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым «повзрослеть» и как бы уравнять себя со взрослыми.
С другой стороны, в младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действия, начинает развиваться способность к рефлексии. Именно поэтому ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего состояния и поведения, а также состояния и поведения других людей. Поэтому, профилактика злоупотребления ПАВ среди детей 7-10 лет с опорой на их возрастные особенности будет достаточно эффективной в формировании у детей внутриличностных антинаркотических барьеров.
Подростковый возраст является основным возрастом приобщения к ПАВ и формирования различных форм девиантного поведения. Работа с подростками должна опираться на психологические особенности подростков, и направлена на наиболее значимые для этого возраста факторы риска и защиты по отношению к возможной наркотизации.
- Обоснование актуальности.
Актуальность исследования определяется там, что на современном этапе развития общества молодое поколение переживает кризисную психологическую ситуацию. На фоне экономической и социальной депривации подрастающего поколения все большую сторону приобретает их приобщение к употреблению психоактивных веществ.
Распространение наркомании, особенно среди молодого поколения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив привели к тому, что в употреблении наркотиков началось массовое вовлечение самой уязвимой перед этим злом части-детей и подростков. Подростки оказались наиболее подверженной частью общества к употреблению психоактивных веществ.
Изучение специальной литературы показало, сто проблема употребления ПАВ детьми подросткового возраста привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов , педагогов.
Таким образом, становится очевидным, что проблема наркомании чрезвычайно актуальна. Отсутствие в мировой практике действенных методов лечения наркомании, низкая эффективность существующих реабилитационных программ, особенно в отношении несовершеннолетних с зависимость от ПАВ, - все это не дает оснований надеяться на успешное противодействие наркозависимости исключительно лечебными и реабилитационными методами. Поэтому, особое внимание нужно уделять профилактике этой проблемы в воспитании молодого поколения с раннего детства.
Актуальность исследования в том, что за последнее десятилетие особенно остро встала проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них. В связи с этим отмечается рост подростковой преступности и суицидов детей подросткового возраста. В последние годы число совершенных самоубийств подростками составляет более 40 на 100 тыс. населения.
Исследованию проблемы влияние ПАВ на развитие детей подросткового возраста посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: А.Е.Личко, Ц.П. Короленко, Б.Г.Херсонский, Н.С.Курек, В.Файн, Г.Штилер, А. Эйчхорн и др.
Таким образом, анализ психолого - педагогической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью профилактики употребления ПАВ среди детей подросткового возраста и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса в теории и практике психолого-педагогической помощи детям данной категории.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста.
Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: изучить психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста.
2.2. Целевая группа.
Дети в возрасте 8-17 лет (младшие подростки) и их родители.
2.3.Цель программы.
Предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками
2.4.Задачи программы.
- Предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах;
- Способствовать формированию положительного «образа — Я»;
- Сформировать навыки сопротивления социальному давлению.
- Оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ
2.5.Ожидаемые результаты,
целевые индикаторы и методы их оценки.
1.Увеличение числа семей, снятых с учета как находящиеся семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом в связи с улучшением ситуации в семье.
2.Сформированность системы профилактической деятельности и команд ее осуществляющих;
3.Сформированность позитивной жизненной позиции, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление ПАВ;
4.Усвоение основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ
4.Вовлечение общественности города в работе с детьми из семей, состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства.
5.Сокращение численности несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, улучшение психологического состояния у детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, подвергшихся преступным посягательствам.
Таблица 1
Целевые индикаторы
№ п/п | Значение индикатора (показателя) | 2015 год | 2016 год 1 квартал |
1. | численость несовершеннолетних состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства | 257 чел. | 210 чел. |
2. | численность семей состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства | 121 семья | 96 семей |
3. | общая численность детей, участвующих в мероприятиях программы | 209 чел. | 124 чел. |
4. | общая численность взрослых (родители, опекуны, попечители и другие лица, непосредственно связанные с несовершеннолетними), принимающих участие в программе | 80 чел. | 65 чел. |
5. | численность добровольцев, спонсоров принимающих участие в программе | 18 чел. | 21 чел. |
6. | число специалистов, заинтересованных организаций | 33 чел. | 45 чел. |
7. | количество мероприятий | 10 шт. | 9 шт. |
8. | количество изданных материалов (буклеты, брошюры, рекомендаций, пособий) | 7 буклетов | 4 буклета |
9. | число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации программы | 5 шт. | 5 шт. |
10. | число публикаций по тематике программы, размещенных на Интернет-ресурсах | 10 шт. | 9 шт. |
3.Механизм реализации программы «Линия жизни»
3.1.Этапы и сроки реализации программы.
Процесс реализации программы состоит из трех этапов представленных в Таблице 2.
Таблица 2
Этапы реализации программы
№ Мероприятия Направление деятельности | Сроки. Ответственные исполнители | Форма отчетности/срок ее предоставления |
Организационный (подготовительный) | 10-15 дней; Заведующий отделением, специалисты отделения. | Предупредительный контроль. В течении 5 дней. |
Практический (основной) – | 2 года; Специалисты отделения | Текущий контроль. В течении всего периода каждой подпрограммы. |
Итоговый (аналитический) – | 1 месяца. Заведующий отделением, специалисты отделения. | По завершению деятельности. В течении 10 дней. |
Организационный (подготовительный) – 10-15 дней. На организационном этапе определяется состав участников клуба, мероприятия.
В нашем случае это: семьи, состоящие на учете межведомственного совета по вопросам материнства, отцовства и детства; семьи, оказавшие в трудной жизненной ситуации; граждане города обратившие за помощью к специалистам отделения помощи семье и детям; специалисты (педагог – психолог, социальный педагог, специалисты КДНиЗП, специалисты органов опеки и попечительства) учреждения.
1. Заседания со специалистами ОСПСД, о ходе проведении заседания клуба, мероприятий.
2. Диагностика, анкетирование, опрос родителей и детей.
3. Подбор материала по результатам диагностических данных, анкет и опросников к выбору тем встреч, мероприятий. Разработка и оформление сценария, конспекта, памяток для родителей и детей.
3. Привлечение спонсоров к участию данного мероприятия и оказанию благотворительности в виде подарков, призов для детей и др.
4. Привлечение городских средств массовой информации.
5.Информирование родителей и участников о встречи через приглашения и объявления, информационный стенд «Все для родителей и детей».
6. Подготовка помещения, рабочих мест, оборудования, материалов (по количеству семей участвующих в мероприятии).
Практический (основной) – 2 года. Проведения заседаний, встреч, консультаций, тренингов, занятий с детьми и подростками.
Итоговый (аналитический) – 2 месяца. Подведение итогов работы программы «Линия жизни»: оценка эффективности сформированности навыков сопротивления социальному давлению; осознания ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ; усвоение основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ. В анализе о проделанной работы по программе «Линия жизни» используются следующие методы и приемы: анкетирование, опрос, тестирование родителей, диагностика, обследование детей по результатам работы программы.
3.2.Формы и методы работы.
Формы работы (групповые и индивидуальные)
Индивидуальные: занятия, консультирование, арт. терапия, патронаж, ролевые игры, сказкотерапия и др.
Групповые и подгрупповые: семинары, праздники, круглый стол, мероприятия, лекции, консультации и др.
Методы работы:
Организационные: | Исследовательские: | Практические: |
регламентирование планирование оформление прогнозирование | диагностирование тестирование анкетирование опрос наблюдение | просвещение консультирование тренинги информирование беседа патронирование арт терапия игры лекции |
3.3.Ресурсы.
Кадровые:
- педагог-психолог высшей категории использует исследовательские и практические методы, проводит и организует психолого-педагогические встречи, консультации, заседания клуба, мероприятия, обследования, диагностику, анкетирование, опрос, тестирование, индивидуальные и групповые занятия с родителями и детьми, вовлекает спонсоров, аниматоров и волонтеров;
- специалисты по социальной работе организуют и проводят организационные мероприятия
Материально-технические:
- Аппаратно-программный психодиагностический комплекс
- «Мультипсихометр» 139 626.67 руб.
- Проектор EPSON EB-S04 29 490. 00 руб.
- Экран на штативе 4 490.00 руб.
Нормативно-правовые документы:
Целью работы по предупреждению употребления психоактивных веществ детьми и подростками является не замена родителей, которые не в состоянии нести ответственность за воспитание своих детей, а оказание помощи семье в установке позитивной жизненной позиции, ценностных ориентаций, исключающих употребление ПАВ;
Данная программа направлена на работу с несовершеннолетними, разработана на основе Международной Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Гражданского кодекса (1994г.), Семейного кодекса Российской Федерации 29.12.1995 г. №223 - ФЗ, Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании".
Основными актами признания государством своих обязательств перед детьми стали Федеральные законы: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» устанавливающие основные гарантии прав и законные интересы ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, 1993г., Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)
Методические пособия при разработке программы:
- Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц. Практики/Н.В. Вострокнутов; Министерство образования и науки Рос. Федерации.- М.: московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004 - 182 с.
- Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М., 2006.
- Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. М., 2005.
- Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании: Методическое пособие/Под ред. В. В. Аршиновой. - М.: ТЦ Сфера, 2004.-128 с.
Наглядный и раздаточный материал подготовленный для деятельности а рамках программных мероприятий:
1.Информационный стенд «Все для родителей и детей».
2.Памятка для родителей «Профилактика употребления психоактивных веществ».
3.Памятка для подростков «Да здравствует жизнь».
4.Советы родителям «Как уберечь детей от зла».
5.Буклет для родителей «Защитим детей от зла».
Информация в СМИ:
1.Сайт учреждения: праздник для детей в антикафе «Город»; тренинг с подростками «В кругу друзей»; всеобуч для родителей «На пути к взаимопониманию»; встреча с родителями и детьми «Я и мой ребенок»; встреча с многодетными мамами в «Клубе заботливых родителей»; праздник для пап и детей «Мой папа самый лучший»; совместное мероприятие для детей и мам «Весна талантами красна»; арт терапия «Игры с песком»; игровой тренинг с подростками «Как уберечь своего ребенка от употребления ПАВ»; выездное мероприятие с семьями для детей с ограниченными возможностями здоровья в оздоровительный комплекс Уязы-Тау «Конные прогулки»; выезд для малообеспеченных семей в Драмтеатр г. Туймазы на представления «Кот в сапогах», «Теремок»; выезд на природу с неполными и многодетными семьями «Отдыхаем всей семьей»; выездное мероприятие для семей с неблагоприятным микроклиматом в спортивную базу Спартак «Зимние забавы»
2. Публикации в периодических изданиях: Газета «Октябрьский нефтяник» тренинг с подростками «В кругу друзей»; выездное мероприятие с семьями в спортивную базу Спартак «Зима прощай»; Газета «Туган як»: статья «Минем атием – ин айбате!»; «Яз-талантлар белэн бойек»
Публикации в журналах, сборниках:
1.Публикация статьи в сборнике «Алгоритм взаимодействия доверенных лиц с детьми по профилактике жестокого обращения и сексуального насилия» (в рамках реализации республиканской подпрограммы «Мы защитить сумеем детство!»)
2.Публикация статьи в сборник материалов интернет-конференции «Детство без насилия» Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» -«Эмоциональное насилие в неблагополучных семьях»;
Телевидение:
Телеканал Utv, «В отделение социальной помощи семье и детям прошел праздник «Мой папа самый лучший»; Телеканал «Студия -1» «Конные прогулки»;
Радио:
«Милицейская волна», выступление психолога на тему: «Профилактика жестокого обращения в семье».
Диагностический инструментарий:
1.Методики оценки свойств личности: 16-факторный личностный опросник Р. Кэттела; личностный опросник г. Айзенка; методика диагностики темперамента Я. Стреляу.
2.Методики оценки психического состояния: тест цветовых выборов; методики самооценки психического состояния; методики определения актуального психического состояния; состояния стресса.
3.Методики оценки психического здоровья: методика «Субъективная оценка межличностных отношений»; оценки социальной тревожности; личностной тревожности Спилбергера/Ханина; оценки акцентуации характера.
4.Методики оценки семейных отношений: опросник родительского отношения; детский вариант индивидуально типологического опросника Л. Собчик; методика оценки детской и подростковой тревожности; опросник Леонгарда –Шмишека подростковый вариант; опросник удовлетноренности браком; диагностика родительства Р.В. Овчаровой; диагностика родительско-детских отношений.
5.Методики оценки внутригрупповых отношений: методики оценки социально-психологического климата; методика оценки делового и эмоционального лидерства; методика диагностики межличностных конфликтов.
Методические разработки:
- Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М., 2006.
- Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. М., 2005.
3.4.Направления деятельности и их содержание.
Психолого-педагогическое направление деятельности программы
Основные направления деятельности и формы работы:
- Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:
- анкетирование и тестирование учащихся;
- изучение положения ребёнка в семье, классе, школе;
- определение круга общения подростка.
- Организация взаимодействия между:
- школой и инспекцией по делам несовершеннолетних;
- городской детской поликлиникой;
- КДН и ЗП;
- родителями детей и подростков.
- Работа с семьёй:
- выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
- обеспечение участия в работе с неблагополучными семьями инспектора по делам несовершеннолетних и членов КДНиЗП;
- организация консультаций специалистов (психолога, социального педагога, медицинских работников, педагогов) для родителей;
- посещение на дому детей из семей, состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства;
- организация тематических встреч, тренингов, лекций с родителей и детьми с привлечением работников образования, правоохранительных органов, учреждения здравоохранения;
- участие на общешкольных и классных родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ и других инфекций;
- патронаж неблагополучных семей.
4.Коррекционно-развивающая деятельность.
Оказание социальной помощи детям, имеющим поведенческие проблемы, склонным к употреблению ПАВ.
- Консультирование.
- Оказание помощи и поддержки школьникам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в состоянии стресса, что может быть причиной употребления наркотических веществ. Консультирование родителей подростков.
Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д.
В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.
Известно, что референтная группа для подростков – сверстники. Зачастую, подростки негативно воспринимают поступающую от взрослых информацию, действуя по принципу: «Выслушай взрослого и сделай наоборот». Считаем, что в этом возрасте целесообразно действовать через волонтеров из среды самих подростков. Предполагается поощрение наиболее активных из них (путевки, подарки, грамоты и т.д.)
Алгоритм подготовки и проведения встречи в клубе выглядит следующим образом:
- заседания со специалистами ОСПСД, о ходе проведении занятий, встреч и т.д.
- диагностика, анкетирование, опрос родителей и детей;
- подбор материала по результатам диагностических данных, анкет и опросников к выбору тем встреч, мероприятий. Разработка и оформление сценария, конспекта, памяток для родителей и детей;
- привлечение спонсоров к участию данного мероприятия и оказанию благотворительности в виде подарков, призов для детей и др.;
- привлечение городских средств массовой информации;
- информирование родителей и участников о встрече через приглашения и объявления, информационный стенд «Все для родителей и детей»;
- подготовка помещения, рабочих мест, оборудования, материалов (по количеству семей участвующих в мероприятии);
- проведение тематической встречи, занятия, мероприятия.
3.5.План мероприятий
Основные мероприятия по реализации программы
№ п/п | Номер занятия | Наименование мероприятие | Форма проведения | Сроки проведения | Ответственный |
1 | 1 занятие | Занятие. «Первый шаг. С чего начать» (1 часть) Анкетирование при входе в программу. | занятие анкетирование | 1 квартал 2015 г. | педагог-психолог |
2 | 2 занятие | Тренинг для родителей « Мы в ответе за тех, кого воспитали». | тренинг | 2 квартал 2015 г. | педагог-психолог |
3 | Проведение круглого стола с социальными педагогами школ, с Сузами, здравоохранением на тему: «Проблемы вовлечение в потребление наркотиков» | круглый стол | 3 квартал 2015 г. | педагог-психолог | |
4 | Беседы с родителями по теме: «Алкоголь и курение, как вредная привычка», «Стрессы и выход из стрессовых ситуаций» | беседы | в течении года | педагог-психолог | |
5 | 3 занятие | Тренинг «Скажи « нет!» ПАВ!». | тренинг | 1 квартал 2016 г. март | педагог-психолог, специалист КДНиЗП |
6 | 4 занятие | Занятие. «Первый шаг. С чего начать» (2 часть) | занятие | 2 квартал 2016г. май | педагог-психолог, классные руководители школ |
7 | 5 занятие | Тренинг «Курить – здоровью вредить» | тренинг | 3 квартал 2016 г. август | педагог-психолог, специалист КДНиЗП |
8 | Лекции и встречи с родителями на тему «Как влияет курение на молодой организм»; «О вреде алкоголизма и наркотической зависимости» | лекции | 4 квартал 2016 г. сентябрь 2 квартал 2016 г. июнь | педагог-психолог |
3.6.Контроль и управление
Технологии контроля основаны на сравнении того, что есть, с тем, что должно быть, и используют три аксиомы:
1)непрерывное отслеживание точности плана и его «привязка» к текущим условиям – обязательное условие эффективного гибкого планирования;
2)предусмотренные систем экстренных мер, которые при необходимости могут быть быстро применены.
3)отметка первых проявлений успеха и воздать должное тем, кто способствовал успеху.
Имеются три вида контроля.
1.Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работы по программе. Его назначение – заранее проверить план, конспект, содержание мероприятия, встреч. Проанализировать насколько имеется материально - техническое обеспечение, подготовка к мероприятиям кадрового состава, привлечение спонсоров, волонтеров, наглядное и практическое оснащение.
2.Текущий контроль. Оценка эффективности проведенных мероприятий, встреч, занятий в соответствии с планом программы, в срок исполнения. Разработка рекомендации, пожелания для дальнейшей успешной работы по программе.
3.Заключительный контроль. Он проводится при завершении реализации программы. Дается оценка достигнутого результата в ходе реализации программы. Разрабатываются рекомендации для распространения и обобщения опыта работы через СМИ, публикации в журналах, методических пособий.
3.7.Оценка результатов программы.
Таблица 3
Оценка результатов программы
№ п/п | Ожидаемые результаты | Целевые индикаторы | Методы оценки | |
До реализации программы | После реализации программы | |||
1 | Увеличение числа семей, снятых с учета как находящихся с неблагоприятным психологическим микроклиматам в связи с улучшением ситуации в семье. | 23 (снятых с учета с улучшением ситуации в семье) | Анализ документов | |
2 | Сформированность навыков ответственного родительства и нетерпимого отношения общественности к различным проявлениям насилия над детьми. | 80 (участие родителей в мероприятиях) | Анкетирование, опрос | |
3 | Повышение резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия с семьями, включение их в воспитательный процесс через систему родительских всеобучей, мероприятий с детьми и родителями. | 23 (снятых с учета с улучшением ситуации в семье) | Тестирование, диагностика | |
4 | Вовлечение общественности города в работе с детьми из семей, состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства. | 51 (учреждения, организации, волонтеры города) | Анализ документов | |
5 | Сокращение численности несовершеннолетних, пострадавших от насилия и жестокого обращения в семье. | 18 (не благоприятный микроклимат в семье) | Тестирование, опрос, анализ документов |
Список литературы.
- Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2004г. – с.210
- Михайлина М. Ю., Павлов М. А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги. - Волгоград: Учитель, 2009г.с.207
- Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М., 2004г. с. 237
- Посысоева Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М., 2004г. с. 220
- Прикуль Л. В. Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе. – Волгоград: Учитель, 2009 г. с. 217
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? Издание 2-е. М.: ЧеРО, 1998 г. с. 105
- Крэри Э. Не разбрасывайте носки.. Или чего ещё должен уметь ребёнок: Советы родителям. М.: Айрик-пресс, 1999 г. с. 245
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992 г. с. 267
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. Книга для будущих родителей. – М.; Детская литература, 1989г. с. 120
- Фромм А. Азбука для родителей. – Лениздат, 1991г. с. 220
- Материалы из газеты «Школьный психолог».
- Козлов Н.И. Как относится к себе и людям.- М.; Новая школа. 1994г. с. 230
- Лихачев П. Педагогика – М.; Прометей, 1998 Рахматшаева В. Грамматика общения.- М.; 1995г. с. 305
- Аванесова Г.А. Культурно – досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М.: Аспект Пресс, 2006г.- 236с.
- Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. - Кострома: РЦ НИТ «Эврика - М», 1999г. - 288с.
- Белянкова Н., Чупаева К. Игра? Не только… // Воспитание школьников. – 2002г. - №7. - с.19-20.
- Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. – М.: Флинта, 1998г. – с. 240
- Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Б.Н. Ширвиндт. – М., 1995г. – 288с.
- Галигузова Л. Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребёнка и детских домах// Вопр. психологии. 1990г. с.17 – 25.
- Гапонова Н.Л, Поспелова Н.Л. Организаторам летнего отдыха детей // Практика административной работы в школе. – 2005г. - №4. – с.12-14.
- Горбушин А. За интернатскими стенами //Народное образование. 1995г.№ 9. с.114 – 119.
- Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. - М., 2002г. – с. 320
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция, посвящённая Всемирному дню хосписной и паллиативной помощи: «Дом, где творят добро» Девиз: «Если невозможно прибавить дней к жизни, прибавьте жизни к дням»
Многочисленные исследования последних лет доказывают, что население стареет, увеличивается доля лиц пожилого и старческого возраста. В перспективе численность пожилого возраста будет неуклонно расти. ...
Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".
Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...
Урок "Жизнь - это вода, в воды - это жизнь"
Урок предлагается для 6-7 классов. Целью урока является развить у обучающихся интерес к химии, биологии, географии; расширить их знания о свойствах, пприменении воды; формировать у школьников чувство ...
Сценарий конференции , посвященной здоровому образу жизни по теме: «Правильное питание – основа здорового образа жизни»
Сегодня наше мероприятие посвящена вопросам здорового питания просим вам слушать внимательно в конце нашего представления будет викторина со сладкими призами.Всемирный День здоровья в 2019 году традиц...
Программа проекта по здоровому образу жизни на тему: «Здоровье – образ жизни»
Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у подростков - важнейшая соц...
Тема 6.5 Раздел 4 "Происхождение и развитие жизни на Земле" Тема урока "Происхождение и развитие жизни на Земле"
Среди множества теорий возникновения жизни на Земле рассмотрим основные: 1) жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время (креационизм); 2)...
Психологическая игра-аукцион "Ценности жизни: на что мы тратим свою жизнь?"
Данная разработка может быть полезна педагогам при проведении классных или кураторских часов на тему "Жизненные ценности"...