Методическая разработка урока физической культуры по разделу программы «Спортивные игры» для учащихся Iго курса (волейбол).
методическая разработка на тему

Владимирович Светлана Михайловна

Спортивные игры входят в базовую часть рабочей программы учебной дисциплины физическая культура.

Спортивная игра является комплексным средством развития. Игровые упражнения с мячом содействуют развитию координации (ориентирование в пространстве, быстрота реакции двигательных действий); формируют волевые и лидерские качества личности, воспитывает нравственные качества, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий спортивной игры.

Большое значение в физическом воспитании студентов СПО имеет материал 1го курса.

Подобранный материал раздела «Спортивные игры» оказывает влияние на развитие психических процессов обучающегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), помогает студентам в какой-то степени сплотиться и раскрепоститься, не смотря на возрастные, гендерные, социальные различия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта урока физической культуры по разделу программы «Спортивные игры» для учащихся Iго курса (волейбол).

Преподаватель Колледжа туризма Санкт-Петербурга Владимирович Светлана Михайловна.

ТЕМА УРОКА: Передача сверху двумя руками

ЦЕЛЬ УРОКА:

Обеспечить овладение занимающимися техническим действием «Передача сверху двумя руками».

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Углубить знания о командных видах спорта;
  2. Углубить знание техники игровых действий и приемов;
  3. Дать понятие: «передача сверху двумя руками»;
  4. Развить навык техничного выполнения передачи сверху двумя руками;
  5. Формировать умение использовать навык техничного выполнения передачи сверху двумя руками;
  6. Формировать умение к самостоятельному принятию решений в групповых и командных технико-тактических действиях;
  7. Способствовать воспитанию настойчивости в игровых упражнениях в различных условиях.

Предметные:

  1. Формировать представление техники передачи сверху двумя руками;
  2. Формировать представление о понятии «передачи сверху двумя руками»;
  3. Приобретённые умения и навыки использовать в игре волейбол.

Метапредметные:

регулятивные

  1.  Ставить и адекватно формулировать учебную задачу, прогнозировать этапы учебной деятельности и результат;
  2.  Следовать требованиям инструкции, работая в паре и команде;
  3.  Осуществлять самоконтроль;

познавательные

  1.  Анализировать материал по теме урока;
  2.  Извлекать актуальную информацию из теоретического материала занятия и использовать;

коммуникативные

  1.  Работать в команде, адекватно понимая цель учебной деятельности.

Использование технологий:

  1. Здоровьесберегающие технологии
  2. Технологии коллективного обучения
  3. Технологии разноуровнего обучения
  4. Технология игрового обучения
  5. Компьютерные технологии

Место проведения: спортивный зал (24х12) Колледжа туризма Санкт-Петербурга, пр. Луначарского 66.

Инвентарь: волейбольные мячи (13 шт.), ТСО – музыкальный центр с дисками МР3, мультимедийный проектор – 1 шт.


Частные задачи

Средства

Дозировка

Методические приёмы обучения, воспитания и организации

Подготовительная часть 13-14 минут

1. Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию.

Организованный вход в зал в колонне по-одному. Построение в шеренгу, приветствие, сдача рапорт.

30 сек.

Построение в правом верхнем углу зала, команды: ровняйся, смирно.

2. Добиться осмысленного и ответственного отношения к деятельности.

Сообщение задач занятия учащимся с разъяснением правил техники безопасности при выполнении упражнений.

1 мин.

Сообщить задачи урока, напомнить Т.Б.

Обратить внимания занимающихся на необходимость выполнения всех передвижений и размыканий с сохранением правильной осанки, а также на необходимость выполнения ОРУ в «гимнастическом стиле».

3. Активировать функциональное состояние организма для обеспечения высокой работоспособности.

1. Ходьба:

а) на носках, руки на поясе

б) на пятках, руки – за головой

в) перекатом с пятки на носок, руки – в стороны

2. Бег.

1 мин.

30 сек

Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении, а также обратить внимание на осанку: плечи опущены, взгляд направлен вперёд, при ходьбе на пятках ногу ставить мягко.

Смену направления движения и способа передвижения выполнять по команде учителя. Использовать музыкальное сопровождение.

4. Добиться увеличения быстроты развёртывания дыхательных процессов.

1. Ходьба, руки через стороны вверх – вдох, руки вниз – выдох.

30 сек

Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении, обратить внимание на правильное дыхание: вдох – через нос, выдох – через рот. Смену направления движения и способа передвижения выполнять по команде учителя. Использовать музыкальное сопровождение.

5. Развивать способность ориентироваться в пространстве в условиях согласования своих действий с действиями других.

1. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре.

2. Размыкание в четыре шеренги.

30 сек

Выполнить перестроение по команде учителя («налево по 4, марш!»). Ориентировать учащихся на размыкание на дистанции и интервалы в три шага.

6. Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани шеи и головы и подвижности в шейном отделе позвоночника

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс:

На 1 – наклон головы вперед;

На 2 –и.п.;

На 3 – наклон головы вправо;

На 4 –и.п.;

На 5-6 – повторить счет «1-2»;

На 7-8 – повторить счет «3-4» влево.

4-6 раз

Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр.

7. Содействовать увеличению эластичности плечевого пояса.

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки -вниз:

На 1-3 – круговые вращения рук вперед;

На 4 –и.п.;

На 5-7 – круговые вращения рук назад;

На 8 –и.п.

4-6 раз

Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. в гимнастическом стиле.

8. Содействовать подвижности в суставах.

1. И.п. – стойка, руки в стороны:

На 1 – согнуть пальцы в кулак;

На 2 – разогнуть пальцы в и.п.

8 раз

Акцентировать внимание на широко расставленные пальцы в исходном и конечном положениях.  

9. Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища и ног и подвижности в суставах

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс:

На 1-3 – наклон туловища направо, левая рука вверх;

На 4 – и.п.;

На 5-7 – наклон туловища влево, правая рука вверх;

На 4 – и.п.

4-6 раз

Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. в гимнастическом стиле.

1. И.п. – основная стойка:

На 1 – наклон туловища вперед-книзу, руки вверх;

На 2 – упор-присев;

На 3 – наклон туловища вперед-книзу, руки вверх;

На 4 – и.п.

4-6 раз

Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. в гимнастическом стиле.

10. Развивать способность ориентироваться в пространстве в условиях согласования своих действий с действиями других.

1. Перестроение из шеренг в две колонны

30 сек

Выполнить перестроение по команде учителя, ориентируя на соблюдение дистанции.

11. Содействовать увеличению силовой выносливости мышц рук и груди.

1. Л/а упражнения:

а) приставные шаги правым боком, руки имитируют «передачу сверху»

б) приставные шаги левым боком, руки имитируют «передачу сверху»

2. ОФП и ОРУ (в движении) упражнения в парах:

в) ходьба на руках, партнер держит ноги

г) сгибание/разгибание рук из упора от пола, партнер держит ноги (юноши);

сгибание/разгибание рук из упора-лежа (девушки)

1 мин:

30 сек

30 сек

1,5 мин:

45 сек

45 сек:

8х4

8х4

Команда: «приставными шагами марш!». Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении, правильной осанки.

Акцентировать внимание занимающихся на необходимость соблюдения Т.Б., и выполнения упр. с правильной техникой.

В качестве технологии разноуровнего обучения используем «отжимания» из упора-лежа на коленях для девушек, для юношей поддержка напарника хватом за бедра.

Основная часть 25-27 минут

12. Создать представление о технике передачи сверху двумя руками.

1. Рассказ с демонстрацией материала.

1 мин

Акцентировать внимание занимающихся на необходимость соблюдения Т.Б., и выполнения упр. с правильной техникой.

13. Развивать способность ориентироваться в пространстве в условиях согласования своих действий с действиями других.

1. Перестроение в две шеренги.

30 сек

Ученики выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Одной шеренге раздать мячи.

14. Содействовать подвижности в суставах, совершенствование техники постановки рук для передачи сверху двумя руками.

1. Упражнение:

а) Набивание мяча в пол двумя руками с места (с максимальным контролем мяча).

б) Набивание мяча в пол двумя руками с места: поочередно каждым пальцем (с максимальным контролем мяча).

в) Набивание мяча в пол двумя руками с места «пианино»: от большого пальца к мизинцу (с максимальным контролем мяча).

5 мин

(2 мин)

(1,5 мин)

(1,5 мин)

Исходная позиция — стоя ровно, на присогнутых ногах, с вынесенными вперёд книзу руками, согнутыми в локтях.

Начинаем с большого пальца. По свистку выполняем смену пальца, двигаясь к мизинцу.

Начинаем с большого пальца и с каждым набиванием выполняем смену пальца, двигаясь к мизинцу и обратно.

Акцентировать внимание учащихся на Т.Б., на правильной постановку пальцев на мяче. Следить, чтобы набивание мяча выполнялось с одной траекторией в одну «точку».

По свистку смена шеренг.

15. Формирование технически правильного навыка передачи мяча сверху двумя руками.

1. Упражнение:

Передача мяча сверху двумя руками над собой.

2. Упражнение в парах:

а) передачи сверху двумя руками 

б) И.П. стойка на одном колене (напарники – лицом друг к другу)

передачи сверху двумя руками 

в) И.П. сед, ноги вместе (напарники – стопа к стопе)

передачи сверху двумя руками 

6,5 мин:

1мин

10 раз

1мин

2 мин

2,5 мин

Исходная позиция — стоя ровно, на присогнутых ногах, с вынесенными вперёд и вверх руками, согнутыми в локтях.

Во время приёма мяча кисти поворачиваются ладонями вверх, пальцами друг к другу.

Подача принимается чуть напряжёнными пальцами кистей, плотно охватывающими мяч. Приём мяча происходит на уровне лица.

Для выталкивания мяча в нужном направлении происходит распрямление коленных, локтевых и запястных суставов.

Акцентировать внимание учащихся на Т.Б.

16. Совершенствование навыка передачи сверху двумя руками.

1. Упражнение в парах:

а) один из напарников выполняет наброс мяча через сетку, а второй выполняет передачу сверху двумя руками в руки напарника.

б) передачи сверху двумя руками через сетку

6 мин

3 мин

(10 раз)

3 мин

(10 раз)

Напарник, выполняющий наброс, после пятого раза усложняет упр., меняя траекторию наброса (вправо/влево, вперед/назад). Задача принимающего мяч выполнить передачу сверху двумя руками точно в руки набрасывающему. По свистку смена напарников.

Акцентировать внимание занимающихся на необходимость соблюдения Т.Б., и выполнения упр. с правильной техникой.

2. Упражнение в группах:

передачи сверху двумя руками в кругу

6 мин

Ученики делятся на две равные группы (по количеству или по физ. способностям) и выстраиваются в два круга.

Акцентировать внимание занимающихся на необходимость соблюдения Т.Б., и выполнения упр. с правильной техникой.

Главная задача выполнить как можно больше передач сверху двумя руками за 6 минут. Выигрывает та команда, которая выполнит больше передач без потери мяча.

Использовать музыкальное сопровождение.

Заключительная часть 2-4 минуты

17. Добиться снижения частоты и увеличения глубины дыхания.

1. Упражнение в двух группах:

И.П. сед ноги врозь в колонне по-одному лицом к баскетбольному кольцу. Мяч у последнего сидящего.

Передача сверху двумя руками через каждого игрока к первому. Первый выполняет передачу в кольцо. После чего переходит в конец.

1-2 мин

(Каждому по 1 разу)

Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции (0,5-1м), правильного положения рук и осанки.

Использовать музыкальное сопровождение.

Упражнение выполняется качественно, в спокойном темпе.

18. Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности.

1. Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока:

а) выявление мнений учащихся о результативности их деятельности.

б) обобщение высказываний учащихся.

в) оценка степени решения задач.

г) выделение самых активных занимающихся.

1-2 мин

Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся.

Использование наблюдения (за качеством выполнения технических элементов), самоконтроля.

Использование современных образовательных технологий в уроке:

Здоровьесберегающие технологии: внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья, применение упражнений с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной), формирование умения сохранять правильную осанку в процессе разнообразных видов двигательной деятельности на уроке;

Технологии коллективного обучения: обучение посредством организации групп учащихся для обучения в сотрудничестве, работающих совместно над решением какой-либо задачи, в процессе которой возникает необходимость адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся, устанавливая социальные контакты (во время подготовки инвентаря для занятий с волейбольными мячами и его последующей уборке по окончании);

Технологии разноуровнего обучения: обеспечение свободы в выборе средств обучения посредством создания условий для выполнения учебных заданий различного уровня сложности с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для освоения учебного материала. Например, при выполнении сгибания/разгибания рук из упора от пола, партнер держит ноги (юноши), а девушки выполняют сгибание/разгибание рук из упора-лежа. В качестве технологии разноуровнего обучения используем «отжимания» из упора-лежа на коленях для девушек, для юношей поддержка хватом за бедра; 

Технология игрового обучения: игровая форма занятия создана на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Совершенствование передачи мяча сверху двумя руками в двух командах, построенных в два круга, за заданный временной интервал; передача мяча сверху в колонне из положения сед с последующим броском в баскетбольное кольцо.

Компьютерные технологии: использование ЭОР в рамках урока (демонстрация слайдов с последующим выполнением их содержания: передача сверху двумя руками).

Информационное обеспечение

Бишаева А.А. Физическая культура [Текст]: учебник /А.А.Бишаева. -8-е изд.,стер. -М.:Издательский центр"Академия",2015. -304с.

дополнительные:

  1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2-e изд., перераб. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=432358.- (Дата обращения: 13.02.2018)
  2. Караулова Л.К. Физиология физкультурно-оздоровительной деятельности [Электронный ресурс]: учебник/Л.К. Караулова.- М.: ИНФРА-М, 2017.- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=567347.- (Дата обращения:13.02.2018)
  3. Чертов Н.В. Физическая культура [Электронный ресурс]: учебное пособие/Н.В.Чертов.- Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ, 2012.- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=551007.- (Дата обращения: 13.02.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по физической культуре по разделам программы для студентов освобожденных от практических занятий.

Представлены тесты по физической культуре по разделам программы: Легкая атлетика, Баскетбол, Волейбол, Лыжная подготовка, Гимнастика...

Методическая разработка по физической культуре МБОУ Казаковской СОШ Фитбол- аэробика для девушек 10-11 классов. (Вариативная часть комплексной программы В.И.Лях-2012г)

Фитбол- традиционное направление в фитнес-тренировке, мало подверженное моде и прошедшее многолетнюю апробацию в лечебной физической культуре. Программы с мячом представляют собой эстетически р...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...

Конспект урока физической культуры в начальных классах "Подвижные игры"

Тема: Веселые старты с элементами игрыЦель: Развитие физических качеств учащихся на основе подвижных игр.Задачи:Образовательные задачи(предметные результаты):* закрепить умение играть в раннее изученн...

Методическая разработка ,,Методика обучения тактике нападения" раздел программы ,,Волейбол\'\'

Волейбол – командная спортивная игра с мячом. В настоящее время один из популярных видов спорта в мире. Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как и...

Методическая разработка по физической культуре

Физическая подготовка является основой любого вида спорта, – своеобразным фундаментом, базой, на которой покоятся техника и мастерство.ОФП – общая физическая подготовка – это укрепле...