Методическая разработка урока физической культуры по разделу программы «Спортивные игры» для учащихся Iго курса (волейбол).
методическая разработка на тему
Спортивные игры входят в базовую часть рабочей программы учебной дисциплины физическая культура.
Спортивная игра является комплексным средством развития. Игровые упражнения с мячом содействуют развитию координации (ориентирование в пространстве, быстрота реакции двигательных действий); формируют волевые и лидерские качества личности, воспитывает нравственные качества, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий спортивной игры.
Большое значение в физическом воспитании студентов СПО имеет материал 1го курса.
Подобранный материал раздела «Спортивные игры» оказывает влияние на развитие психических процессов обучающегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), помогает студентам в какой-то степени сплотиться и раскрепоститься, не смотря на возрастные, гендерные, социальные различия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта урока физической культуры по разделу программы «Спортивные игры» для учащихся Iго курса (волейбол).
Преподаватель Колледжа туризма Санкт-Петербурга Владимирович Светлана Михайловна.
ТЕМА УРОКА: Передача сверху двумя руками
ЦЕЛЬ УРОКА:
Обеспечить овладение занимающимися техническим действием «Передача сверху двумя руками».
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Углубить знания о командных видах спорта;
- Углубить знание техники игровых действий и приемов;
- Дать понятие: «передача сверху двумя руками»;
- Развить навык техничного выполнения передачи сверху двумя руками;
- Формировать умение использовать навык техничного выполнения передачи сверху двумя руками;
- Формировать умение к самостоятельному принятию решений в групповых и командных технико-тактических действиях;
- Способствовать воспитанию настойчивости в игровых упражнениях в различных условиях.
Предметные:
- Формировать представление техники передачи сверху двумя руками;
- Формировать представление о понятии «передачи сверху двумя руками»;
- Приобретённые умения и навыки использовать в игре волейбол.
Метапредметные:
регулятивные
- Ставить и адекватно формулировать учебную задачу, прогнозировать этапы учебной деятельности и результат;
- Следовать требованиям инструкции, работая в паре и команде;
- Осуществлять самоконтроль;
познавательные
- Анализировать материал по теме урока;
- Извлекать актуальную информацию из теоретического материала занятия и использовать;
коммуникативные
- Работать в команде, адекватно понимая цель учебной деятельности.
Использование технологий:
- Здоровьесберегающие технологии
- Технологии коллективного обучения
- Технологии разноуровнего обучения
- Технология игрового обучения
- Компьютерные технологии
Место проведения: спортивный зал (24х12) Колледжа туризма Санкт-Петербурга, пр. Луначарского 66.
Инвентарь: волейбольные мячи (13 шт.), ТСО – музыкальный центр с дисками МР3, мультимедийный проектор – 1 шт.
Частные задачи | Средства | Дозировка | Методические приёмы обучения, воспитания и организации |
Подготовительная часть 13-14 минут | |||
1. Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию. | Организованный вход в зал в колонне по-одному. Построение в шеренгу, приветствие, сдача рапорт. | 30 сек. | Построение в правом верхнем углу зала, команды: ровняйся, смирно. |
2. Добиться осмысленного и ответственного отношения к деятельности. | Сообщение задач занятия учащимся с разъяснением правил техники безопасности при выполнении упражнений. | 1 мин. | Сообщить задачи урока, напомнить Т.Б. Обратить внимания занимающихся на необходимость выполнения всех передвижений и размыканий с сохранением правильной осанки, а также на необходимость выполнения ОРУ в «гимнастическом стиле». |
3. Активировать функциональное состояние организма для обеспечения высокой работоспособности. | 1. Ходьба: а) на носках, руки на поясе б) на пятках, руки – за головой в) перекатом с пятки на носок, руки – в стороны 2. Бег. | 1 мин. 30 сек | Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении, а также обратить внимание на осанку: плечи опущены, взгляд направлен вперёд, при ходьбе на пятках ногу ставить мягко. Смену направления движения и способа передвижения выполнять по команде учителя. Использовать музыкальное сопровождение. |
4. Добиться увеличения быстроты развёртывания дыхательных процессов. | 1. Ходьба, руки через стороны вверх – вдох, руки вниз – выдох. | 30 сек | Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении, обратить внимание на правильное дыхание: вдох – через нос, выдох – через рот. Смену направления движения и способа передвижения выполнять по команде учителя. Использовать музыкальное сопровождение. |
5. Развивать способность ориентироваться в пространстве в условиях согласования своих действий с действиями других. | 1. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. 2. Размыкание в четыре шеренги. | 30 сек | Выполнить перестроение по команде учителя («налево по 4, марш!»). Ориентировать учащихся на размыкание на дистанции и интервалы в три шага. |
6. Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани шеи и головы и подвижности в шейном отделе позвоночника | 1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс: На 1 – наклон головы вперед; На 2 –и.п.; На 3 – наклон головы вправо; На 4 –и.п.; На 5-6 – повторить счет «1-2»; На 7-8 – повторить счет «3-4» влево. | 4-6 раз | Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. |
7. Содействовать увеличению эластичности плечевого пояса. | 1. И.п. – стойка ноги врозь, руки -вниз: На 1-3 – круговые вращения рук вперед; На 4 –и.п.; На 5-7 – круговые вращения рук назад; На 8 –и.п. | 4-6 раз | Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. в гимнастическом стиле. |
8. Содействовать подвижности в суставах. | 1. И.п. – стойка, руки в стороны: На 1 – согнуть пальцы в кулак; На 2 – разогнуть пальцы в и.п. | 8 раз | Акцентировать внимание на широко расставленные пальцы в исходном и конечном положениях. |
9. Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища и ног и подвижности в суставах | 1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс: На 1-3 – наклон туловища направо, левая рука вверх; На 4 – и.п.; На 5-7 – наклон туловища влево, правая рука вверх; На 4 – и.п. | 4-6 раз | Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. в гимнастическом стиле. |
1. И.п. – основная стойка: На 1 – наклон туловища вперед-книзу, руки вверх; На 2 – упор-присев; На 3 – наклон туловища вперед-книзу, руки вверх; На 4 – и.п. | 4-6 раз | Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. в гимнастическом стиле. | |
10. Развивать способность ориентироваться в пространстве в условиях согласования своих действий с действиями других. | 1. Перестроение из шеренг в две колонны | 30 сек | Выполнить перестроение по команде учителя, ориентируя на соблюдение дистанции. |
11. Содействовать увеличению силовой выносливости мышц рук и груди. | 1. Л/а упражнения: а) приставные шаги правым боком, руки имитируют «передачу сверху» б) приставные шаги левым боком, руки имитируют «передачу сверху» 2. ОФП и ОРУ (в движении) упражнения в парах: в) ходьба на руках, партнер держит ноги г) сгибание/разгибание рук из упора от пола, партнер держит ноги (юноши); сгибание/разгибание рук из упора-лежа (девушки) | 1 мин: 30 сек 30 сек 1,5 мин: 45 сек 45 сек: 8х4 8х4 | Команда: «приставными шагами марш!». Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении, правильной осанки. Акцентировать внимание занимающихся на необходимость соблюдения Т.Б., и выполнения упр. с правильной техникой. В качестве технологии разноуровнего обучения используем «отжимания» из упора-лежа на коленях для девушек, для юношей поддержка напарника хватом за бедра. |
Основная часть 25-27 минут | |||
12. Создать представление о технике передачи сверху двумя руками. | 1. Рассказ с демонстрацией материала. | 1 мин | Акцентировать внимание занимающихся на необходимость соблюдения Т.Б., и выполнения упр. с правильной техникой. |
13. Развивать способность ориентироваться в пространстве в условиях согласования своих действий с действиями других. | 1. Перестроение в две шеренги. | 30 сек | Ученики выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Одной шеренге раздать мячи. |
14. Содействовать подвижности в суставах, совершенствование техники постановки рук для передачи сверху двумя руками. | 1. Упражнение: а) Набивание мяча в пол двумя руками с места (с максимальным контролем мяча). б) Набивание мяча в пол двумя руками с места: поочередно каждым пальцем (с максимальным контролем мяча). в) Набивание мяча в пол двумя руками с места «пианино»: от большого пальца к мизинцу (с максимальным контролем мяча). | 5 мин (2 мин) (1,5 мин) (1,5 мин) | Исходная позиция — стоя ровно, на присогнутых ногах, с вынесенными вперёд книзу руками, согнутыми в локтях. Начинаем с большого пальца. По свистку выполняем смену пальца, двигаясь к мизинцу. Начинаем с большого пальца и с каждым набиванием выполняем смену пальца, двигаясь к мизинцу и обратно. Акцентировать внимание учащихся на Т.Б., на правильной постановку пальцев на мяче. Следить, чтобы набивание мяча выполнялось с одной траекторией в одну «точку». По свистку смена шеренг. |
15. Формирование технически правильного навыка передачи мяча сверху двумя руками. | 1. Упражнение: Передача мяча сверху двумя руками над собой. 2. Упражнение в парах: а) передачи сверху двумя руками б) И.П. стойка на одном колене (напарники – лицом друг к другу) передачи сверху двумя руками в) И.П. сед, ноги вместе (напарники – стопа к стопе) передачи сверху двумя руками | 6,5 мин: 1мин 10 раз 1мин 2 мин 2,5 мин | Исходная позиция — стоя ровно, на присогнутых ногах, с вынесенными вперёд и вверх руками, согнутыми в локтях. Во время приёма мяча кисти поворачиваются ладонями вверх, пальцами друг к другу. Подача принимается чуть напряжёнными пальцами кистей, плотно охватывающими мяч. Приём мяча происходит на уровне лица. Для выталкивания мяча в нужном направлении происходит распрямление коленных, локтевых и запястных суставов. Акцентировать внимание учащихся на Т.Б. |
16. Совершенствование навыка передачи сверху двумя руками. | 1. Упражнение в парах: а) один из напарников выполняет наброс мяча через сетку, а второй выполняет передачу сверху двумя руками в руки напарника. б) передачи сверху двумя руками через сетку | 6 мин 3 мин (10 раз) 3 мин (10 раз) | Напарник, выполняющий наброс, после пятого раза усложняет упр., меняя траекторию наброса (вправо/влево, вперед/назад). Задача принимающего мяч выполнить передачу сверху двумя руками точно в руки набрасывающему. По свистку смена напарников. Акцентировать внимание занимающихся на необходимость соблюдения Т.Б., и выполнения упр. с правильной техникой. |
2. Упражнение в группах: передачи сверху двумя руками в кругу | 6 мин | Ученики делятся на две равные группы (по количеству или по физ. способностям) и выстраиваются в два круга. Акцентировать внимание занимающихся на необходимость соблюдения Т.Б., и выполнения упр. с правильной техникой. Главная задача выполнить как можно больше передач сверху двумя руками за 6 минут. Выигрывает та команда, которая выполнит больше передач без потери мяча. Использовать музыкальное сопровождение. | |
Заключительная часть 2-4 минуты | |||
17. Добиться снижения частоты и увеличения глубины дыхания. | 1. Упражнение в двух группах: И.П. сед ноги врозь в колонне по-одному лицом к баскетбольному кольцу. Мяч у последнего сидящего. Передача сверху двумя руками через каждого игрока к первому. Первый выполняет передачу в кольцо. После чего переходит в конец. | 1-2 мин (Каждому по 1 разу) | Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции (0,5-1м), правильного положения рук и осанки. Использовать музыкальное сопровождение. Упражнение выполняется качественно, в спокойном темпе. |
18. Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности. | 1. Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока: а) выявление мнений учащихся о результативности их деятельности. б) обобщение высказываний учащихся. в) оценка степени решения задач. г) выделение самых активных занимающихся. | 1-2 мин | Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии. |
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся.
Использование наблюдения (за качеством выполнения технических элементов), самоконтроля.
Использование современных образовательных технологий в уроке:
Здоровьесберегающие технологии: внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья, применение упражнений с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной), формирование умения сохранять правильную осанку в процессе разнообразных видов двигательной деятельности на уроке;
Технологии коллективного обучения: обучение посредством организации групп учащихся для обучения в сотрудничестве, работающих совместно над решением какой-либо задачи, в процессе которой возникает необходимость адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся, устанавливая социальные контакты (во время подготовки инвентаря для занятий с волейбольными мячами и его последующей уборке по окончании);
Технологии разноуровнего обучения: обеспечение свободы в выборе средств обучения посредством создания условий для выполнения учебных заданий различного уровня сложности с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для освоения учебного материала. Например, при выполнении сгибания/разгибания рук из упора от пола, партнер держит ноги (юноши), а девушки выполняют сгибание/разгибание рук из упора-лежа. В качестве технологии разноуровнего обучения используем «отжимания» из упора-лежа на коленях для девушек, для юношей поддержка хватом за бедра;
Технология игрового обучения: игровая форма занятия создана на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Совершенствование передачи мяча сверху двумя руками в двух командах, построенных в два круга, за заданный временной интервал; передача мяча сверху в колонне из положения сед с последующим броском в баскетбольное кольцо.
Компьютерные технологии: использование ЭОР в рамках урока (демонстрация слайдов с последующим выполнением их содержания: передача сверху двумя руками).
Информационное обеспечение
Бишаева А.А. Физическая культура [Текст]: учебник /А.А.Бишаева. -8-е изд.,стер. -М.:Издательский центр"Академия",2015. -304с.
дополнительные:
- Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2-e изд., перераб. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=432358.- (Дата обращения: 13.02.2018)
- Караулова Л.К. Физиология физкультурно-оздоровительной деятельности [Электронный ресурс]: учебник/Л.К. Караулова.- М.: ИНФРА-М, 2017.- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=567347.- (Дата обращения:13.02.2018)
- Чертов Н.В. Физическая культура [Электронный ресурс]: учебное пособие/Н.В.Чертов.- Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ, 2012.- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=551007.- (Дата обращения: 13.02.2018)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/03/picture-414712-1393875601.jpg)
Тесты по физической культуре по разделам программы для студентов освобожденных от практических занятий.
Представлены тесты по физической культуре по разделам программы: Легкая атлетика, Баскетбол, Волейбол, Лыжная подготовка, Гимнастика...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-841825-1478088550.jpg)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА. Здоровье сберегающие технологии на уроке физической культуры по разделу программы "Гимнастика"
гимнастические упражнения, исправление осанки...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/06/picture-1007970-1517885911.jpg)
Методическая разработка по физической культуре МБОУ Казаковской СОШ Фитбол- аэробика для девушек 10-11 классов. (Вариативная часть комплексной программы В.И.Лях-2012г)
Фитбол- традиционное направление в фитнес-тренировке, мало подверженное моде и прошедшее многолетнюю апробацию в лечебной физической культуре. Программы с мячом представляют собой эстетически р...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/13/picture-637848-1439455487.jpg)
Конспект урока физической культуры в начальных классах "Подвижные игры"
Тема: Веселые старты с элементами игрыЦель: Развитие физических качеств учащихся на основе подвижных игр.Задачи:Образовательные задачи(предметные результаты):* закрепить умение играть в раннее изученн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/25/picture-1366764-1637827194.jpg)
Методическая разработка ,,Методика обучения тактике нападения" раздел программы ,,Волейбол\'\'
Волейбол – командная спортивная игра с мячом. В настоящее время один из популярных видов спорта в мире. Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как и...
Методическая разработка по физической культуре
Физическая подготовка является основой любого вида спорта, – своеобразным фундаментом, базой, на которой покоятся техника и мастерство.ОФП – общая физическая подготовка – это укрепле...