Методическая разработка урока физической культуры по разделу программы «Спортивные игры» для учащихся Iго курса (волейбол).
методическая разработка на тему
Спортивные игры входят в базовую часть рабочей программы учебной дисциплины физическая культура.
Спортивная игра является комплексным средством развития. Игровые упражнения с мячом содействуют развитию координации (ориентирование в пространстве, быстрота реакции двигательных действий); формируют волевые и лидерские качества личности, воспитывает нравственные качества, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий спортивной игры.
Большое значение в физическом воспитании студентов СПО имеет материал 1го курса.
Подобранный материал раздела «Спортивные игры» оказывает влияние на развитие психических процессов обучающегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), помогает студентам в какой-то степени сплотиться и раскрепоститься, не смотря на возрастные, гендерные, социальные различия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта урока физической культуры по разделу программы «Спортивные игры» для учащихся Iго курса (волейбол).
Преподаватель Колледжа туризма Санкт-Петербурга Владимирович Светлана Михайловна.
ТЕМА УРОКА: Передача сверху двумя руками
ЦЕЛЬ УРОКА:
Обеспечить овладение занимающимися техническим действием «Передача сверху двумя руками».
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Углубить знания о командных видах спорта;
- Углубить знание техники игровых действий и приемов;
- Дать понятие: «передача сверху двумя руками»;
- Развить навык техничного выполнения передачи сверху двумя руками;
- Формировать умение использовать навык техничного выполнения передачи сверху двумя руками;
- Формировать умение к самостоятельному принятию решений в групповых и командных технико-тактических действиях;
- Способствовать воспитанию настойчивости в игровых упражнениях в различных условиях.
Предметные:
- Формировать представление техники передачи сверху двумя руками;
- Формировать представление о понятии «передачи сверху двумя руками»;
- Приобретённые умения и навыки использовать в игре волейбол.
Метапредметные:
регулятивные
- Ставить и адекватно формулировать учебную задачу, прогнозировать этапы учебной деятельности и результат;
- Следовать требованиям инструкции, работая в паре и команде;
- Осуществлять самоконтроль;
познавательные
- Анализировать материал по теме урока;
- Извлекать актуальную информацию из теоретического материала занятия и использовать;
коммуникативные
- Работать в команде, адекватно понимая цель учебной деятельности.
Использование технологий:
- Здоровьесберегающие технологии
- Технологии коллективного обучения
- Технологии разноуровнего обучения
- Технология игрового обучения
- Компьютерные технологии
Место проведения: спортивный зал (24х12) Колледжа туризма Санкт-Петербурга, пр. Луначарского 66.
Инвентарь: волейбольные мячи (13 шт.), ТСО – музыкальный центр с дисками МР3, мультимедийный проектор – 1 шт.
Частные задачи | Средства | Дозировка | Методические приёмы обучения, воспитания и организации |
Подготовительная часть 13-14 минут | |||
1. Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию. | Организованный вход в зал в колонне по-одному. Построение в шеренгу, приветствие, сдача рапорт. | 30 сек. | Построение в правом верхнем углу зала, команды: ровняйся, смирно. |
2. Добиться осмысленного и ответственного отношения к деятельности. | Сообщение задач занятия учащимся с разъяснением правил техники безопасности при выполнении упражнений. | 1 мин. | Сообщить задачи урока, напомнить Т.Б. Обратить внимания занимающихся на необходимость выполнения всех передвижений и размыканий с сохранением правильной осанки, а также на необходимость выполнения ОРУ в «гимнастическом стиле». |
3. Активировать функциональное состояние организма для обеспечения высокой работоспособности. | 1. Ходьба: а) на носках, руки на поясе б) на пятках, руки – за головой в) перекатом с пятки на носок, руки – в стороны 2. Бег. | 1 мин. 30 сек | Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении, а также обратить внимание на осанку: плечи опущены, взгляд направлен вперёд, при ходьбе на пятках ногу ставить мягко. Смену направления движения и способа передвижения выполнять по команде учителя. Использовать музыкальное сопровождение. |
4. Добиться увеличения быстроты развёртывания дыхательных процессов. | 1. Ходьба, руки через стороны вверх – вдох, руки вниз – выдох. | 30 сек | Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении, обратить внимание на правильное дыхание: вдох – через нос, выдох – через рот. Смену направления движения и способа передвижения выполнять по команде учителя. Использовать музыкальное сопровождение. |
5. Развивать способность ориентироваться в пространстве в условиях согласования своих действий с действиями других. | 1. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. 2. Размыкание в четыре шеренги. | 30 сек | Выполнить перестроение по команде учителя («налево по 4, марш!»). Ориентировать учащихся на размыкание на дистанции и интервалы в три шага. |
6. Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани шеи и головы и подвижности в шейном отделе позвоночника | 1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс: На 1 – наклон головы вперед; На 2 –и.п.; На 3 – наклон головы вправо; На 4 –и.п.; На 5-6 – повторить счет «1-2»; На 7-8 – повторить счет «3-4» влево. | 4-6 раз | Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. |
7. Содействовать увеличению эластичности плечевого пояса. | 1. И.п. – стойка ноги врозь, руки -вниз: На 1-3 – круговые вращения рук вперед; На 4 –и.п.; На 5-7 – круговые вращения рук назад; На 8 –и.п. | 4-6 раз | Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. в гимнастическом стиле. |
8. Содействовать подвижности в суставах. | 1. И.п. – стойка, руки в стороны: На 1 – согнуть пальцы в кулак; На 2 – разогнуть пальцы в и.п. | 8 раз | Акцентировать внимание на широко расставленные пальцы в исходном и конечном положениях. |
9. Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища и ног и подвижности в суставах | 1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс: На 1-3 – наклон туловища направо, левая рука вверх; На 4 – и.п.; На 5-7 – наклон туловища влево, правая рука вверх; На 4 – и.п. | 4-6 раз | Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. в гимнастическом стиле. |
1. И.п. – основная стойка: На 1 – наклон туловища вперед-книзу, руки вверх; На 2 – упор-присев; На 3 – наклон туловища вперед-книзу, руки вверх; На 4 – и.п. | 4-6 раз | Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. в гимнастическом стиле. | |
10. Развивать способность ориентироваться в пространстве в условиях согласования своих действий с действиями других. | 1. Перестроение из шеренг в две колонны | 30 сек | Выполнить перестроение по команде учителя, ориентируя на соблюдение дистанции. |
11. Содействовать увеличению силовой выносливости мышц рук и груди. | 1. Л/а упражнения: а) приставные шаги правым боком, руки имитируют «передачу сверху» б) приставные шаги левым боком, руки имитируют «передачу сверху» 2. ОФП и ОРУ (в движении) упражнения в парах: в) ходьба на руках, партнер держит ноги г) сгибание/разгибание рук из упора от пола, партнер держит ноги (юноши); сгибание/разгибание рук из упора-лежа (девушки) | 1 мин: 30 сек 30 сек 1,5 мин: 45 сек 45 сек: 8х4 8х4 | Команда: «приставными шагами марш!». Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении, правильной осанки. Акцентировать внимание занимающихся на необходимость соблюдения Т.Б., и выполнения упр. с правильной техникой. В качестве технологии разноуровнего обучения используем «отжимания» из упора-лежа на коленях для девушек, для юношей поддержка напарника хватом за бедра. |
Основная часть 25-27 минут | |||
12. Создать представление о технике передачи сверху двумя руками. | 1. Рассказ с демонстрацией материала. | 1 мин | Акцентировать внимание занимающихся на необходимость соблюдения Т.Б., и выполнения упр. с правильной техникой. |
13. Развивать способность ориентироваться в пространстве в условиях согласования своих действий с действиями других. | 1. Перестроение в две шеренги. | 30 сек | Ученики выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Одной шеренге раздать мячи. |
14. Содействовать подвижности в суставах, совершенствование техники постановки рук для передачи сверху двумя руками. | 1. Упражнение: а) Набивание мяча в пол двумя руками с места (с максимальным контролем мяча). б) Набивание мяча в пол двумя руками с места: поочередно каждым пальцем (с максимальным контролем мяча). в) Набивание мяча в пол двумя руками с места «пианино»: от большого пальца к мизинцу (с максимальным контролем мяча). | 5 мин (2 мин) (1,5 мин) (1,5 мин) | Исходная позиция — стоя ровно, на присогнутых ногах, с вынесенными вперёд книзу руками, согнутыми в локтях. Начинаем с большого пальца. По свистку выполняем смену пальца, двигаясь к мизинцу. Начинаем с большого пальца и с каждым набиванием выполняем смену пальца, двигаясь к мизинцу и обратно. Акцентировать внимание учащихся на Т.Б., на правильной постановку пальцев на мяче. Следить, чтобы набивание мяча выполнялось с одной траекторией в одну «точку». По свистку смена шеренг. |
15. Формирование технически правильного навыка передачи мяча сверху двумя руками. | 1. Упражнение: Передача мяча сверху двумя руками над собой. 2. Упражнение в парах: а) передачи сверху двумя руками б) И.П. стойка на одном колене (напарники – лицом друг к другу) передачи сверху двумя руками в) И.П. сед, ноги вместе (напарники – стопа к стопе) передачи сверху двумя руками | 6,5 мин: 1мин 10 раз 1мин 2 мин 2,5 мин | Исходная позиция — стоя ровно, на присогнутых ногах, с вынесенными вперёд и вверх руками, согнутыми в локтях. Во время приёма мяча кисти поворачиваются ладонями вверх, пальцами друг к другу. Подача принимается чуть напряжёнными пальцами кистей, плотно охватывающими мяч. Приём мяча происходит на уровне лица. Для выталкивания мяча в нужном направлении происходит распрямление коленных, локтевых и запястных суставов. Акцентировать внимание учащихся на Т.Б. |
16. Совершенствование навыка передачи сверху двумя руками. | 1. Упражнение в парах: а) один из напарников выполняет наброс мяча через сетку, а второй выполняет передачу сверху двумя руками в руки напарника. б) передачи сверху двумя руками через сетку | 6 мин 3 мин (10 раз) 3 мин (10 раз) | Напарник, выполняющий наброс, после пятого раза усложняет упр., меняя траекторию наброса (вправо/влево, вперед/назад). Задача принимающего мяч выполнить передачу сверху двумя руками точно в руки набрасывающему. По свистку смена напарников. Акцентировать внимание занимающихся на необходимость соблюдения Т.Б., и выполнения упр. с правильной техникой. |
2. Упражнение в группах: передачи сверху двумя руками в кругу | 6 мин | Ученики делятся на две равные группы (по количеству или по физ. способностям) и выстраиваются в два круга. Акцентировать внимание занимающихся на необходимость соблюдения Т.Б., и выполнения упр. с правильной техникой. Главная задача выполнить как можно больше передач сверху двумя руками за 6 минут. Выигрывает та команда, которая выполнит больше передач без потери мяча. Использовать музыкальное сопровождение. | |
Заключительная часть 2-4 минуты | |||
17. Добиться снижения частоты и увеличения глубины дыхания. | 1. Упражнение в двух группах: И.П. сед ноги врозь в колонне по-одному лицом к баскетбольному кольцу. Мяч у последнего сидящего. Передача сверху двумя руками через каждого игрока к первому. Первый выполняет передачу в кольцо. После чего переходит в конец. | 1-2 мин (Каждому по 1 разу) | Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции (0,5-1м), правильного положения рук и осанки. Использовать музыкальное сопровождение. Упражнение выполняется качественно, в спокойном темпе. |
18. Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности. | 1. Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока: а) выявление мнений учащихся о результативности их деятельности. б) обобщение высказываний учащихся. в) оценка степени решения задач. г) выделение самых активных занимающихся. | 1-2 мин | Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии. |
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся.
Использование наблюдения (за качеством выполнения технических элементов), самоконтроля.
Использование современных образовательных технологий в уроке:
Здоровьесберегающие технологии: внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья, применение упражнений с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной), формирование умения сохранять правильную осанку в процессе разнообразных видов двигательной деятельности на уроке;
Технологии коллективного обучения: обучение посредством организации групп учащихся для обучения в сотрудничестве, работающих совместно над решением какой-либо задачи, в процессе которой возникает необходимость адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся, устанавливая социальные контакты (во время подготовки инвентаря для занятий с волейбольными мячами и его последующей уборке по окончании);
Технологии разноуровнего обучения: обеспечение свободы в выборе средств обучения посредством создания условий для выполнения учебных заданий различного уровня сложности с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для освоения учебного материала. Например, при выполнении сгибания/разгибания рук из упора от пола, партнер держит ноги (юноши), а девушки выполняют сгибание/разгибание рук из упора-лежа. В качестве технологии разноуровнего обучения используем «отжимания» из упора-лежа на коленях для девушек, для юношей поддержка хватом за бедра;
Технология игрового обучения: игровая форма занятия создана на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Совершенствование передачи мяча сверху двумя руками в двух командах, построенных в два круга, за заданный временной интервал; передача мяча сверху в колонне из положения сед с последующим броском в баскетбольное кольцо.
Компьютерные технологии: использование ЭОР в рамках урока (демонстрация слайдов с последующим выполнением их содержания: передача сверху двумя руками).
Информационное обеспечение
Бишаева А.А. Физическая культура [Текст]: учебник /А.А.Бишаева. -8-е изд.,стер. -М.:Издательский центр"Академия",2015. -304с.
дополнительные:
- Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2-e изд., перераб. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=432358.- (Дата обращения: 13.02.2018)
- Караулова Л.К. Физиология физкультурно-оздоровительной деятельности [Электронный ресурс]: учебник/Л.К. Караулова.- М.: ИНФРА-М, 2017.- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=567347.- (Дата обращения:13.02.2018)
- Чертов Н.В. Физическая культура [Электронный ресурс]: учебное пособие/Н.В.Чертов.- Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ, 2012.- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=551007.- (Дата обращения: 13.02.2018)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по физической культуре по разделам программы для студентов освобожденных от практических занятий.
Представлены тесты по физической культуре по разделам программы: Легкая атлетика, Баскетбол, Волейбол, Лыжная подготовка, Гимнастика...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА. Здоровье сберегающие технологии на уроке физической культуры по разделу программы "Гимнастика"
гимнастические упражнения, исправление осанки...
Методическая разработка по физической культуре МБОУ Казаковской СОШ Фитбол- аэробика для девушек 10-11 классов. (Вариативная часть комплексной программы В.И.Лях-2012г)
Фитбол- традиционное направление в фитнес-тренировке, мало подверженное моде и прошедшее многолетнюю апробацию в лечебной физической культуре. Программы с мячом представляют собой эстетически р...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...
Конспект урока физической культуры в начальных классах "Подвижные игры"
Тема: Веселые старты с элементами игрыЦель: Развитие физических качеств учащихся на основе подвижных игр.Задачи:Образовательные задачи(предметные результаты):* закрепить умение играть в раннее изученн...
Методическая разработка ,,Методика обучения тактике нападения" раздел программы ,,Волейбол\'\'
Волейбол – командная спортивная игра с мячом. В настоящее время один из популярных видов спорта в мире. Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как и...
Методическая разработка по физической культуре
Физическая подготовка является основой любого вида спорта, – своеобразным фундаментом, базой, на которой покоятся техника и мастерство.ОФП – общая физическая подготовка – это укрепле...