МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Лабораторные работы на практических занятиях» по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
учебно-методический материал на тему
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Лабораторные работы на практических занятиях по дисциплине «Анатомия и физиология человека» предназначена для приобретения у студентов навыков экспериментальных исследований, их анализу и сравнению с теоретическими положениями; такая форма проведения занятия способствует более качественному усвоению материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
labor_raboty.docx | 99.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРЯЧЕКЛЮЧЕВСКОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Лабораторные работы для проведения практических занятий»
по дисциплине
«Анатомия и физиология человека»
г. Горячий Ключ
2018 г
Тема Общее строение организма
Лабораторная работа№1
Проведение антропологических измерений
Цель: научиться измерять и оценивать показатели физического развития.
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.
ХОД РАБОТЫ
1. Измерение роста
Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат.
2. Измерение окружности грудной клетки
Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе.
Определите экскурсию грудной клетки – разность между величинами окружности груди на выдохе и вдохе. Полученный результат запишите.
3. Определение массы тела
Измерение проводится с помощью медицинских весов.
Примечание: Исследование должно быть проведено не менее чем на 5 испытуемых различных возрастов (дошкольник, школьник, взрослый человек). Сделайте вывод об изменении показателей физического развития человека с возрастом.
Полученный результаты оформляются в следующей форме:
Оборудование:
Ход наблюдения:
Испытуемый | Рост | Окружность грудной клетки | Масса тела |
1 | |||
2 | |||
3 |
Результаты и выводы:
Задание 1.2. Письменно ответьте на вопрос: Почему организм человека – это открытая система?
Тема Рост и развитие человека. Возрастная периодизация.
Лабораторная работа№2
Проведение антропологических измерений
Задание 2.1. Письменно ответьте на вопросы:
2.1.1. Выявите критические периоды в развитии зародыша. Назовите причины их возникновения.
2.1.2. Охарактеризуйте системный принцип организации адаптивного реагирования.
2.1.3. Заполните таблицу:
Основные структурно-функциональные блоки организма человека
Структура | |
датчики (рецепторы) | |
центральный процессор и блок управления | |
эффекторные органы | |
энергетический блок | |
гомеостатический блок | |
оболочка |
2.1.4. Заполните таблицу
Период | Возраст | Характеристика |
1 . Внутриутробный эмбриональный плодный | ||
2. Новорожденный | ||
3. Грудной возраст | ||
4. Раннее детство | ||
5. Первое детство | ||
6. Второе детство | ||
7. Подростковый возраст | ||
8. Юношеский возраст | ||
9. Зрелый возраст 1-й период 2-й период | ||
10. Пожилой возраст | ||
11 . Старческий возраст | ||
12. Долгожители |
- Письменно расскажите о сенситивном и критическом периодах развития.
- Чем определяется пол будущего ребенка?
Тема: Клетка
Лабораторная работа№3
Изучение животной клетки
3.1. Рассмотрите рисунок. Заполните соответствующие строки таблицы «Клетка»:
№ | Название компонентов и органоидов клетки | Строение | Функции |
3.2. Заполните таблицу:
Структурная система ядра
Структуры | Строение | Функции |
3.3. Сравните диаграммы распространения элементов в земной коре и их содержание в живых организмах. Почему наиболее распространенные в природе элементы, кроме кислорода, в живых организмах представлены в очень незначительном количестве (менее 0,1%)?
Распространение элементов в земной коре (А) и в живых организмах (Б)
Тема Опорно-двигательный аппарат
Лабораторная работа№4
Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре
Цель: определить местоположение костей и мышц.
Оборудование: таблицы костной и мышечной систем.
ХОД РАБОТЫ
Рассмотрите схемы.
Заполните таблицу
Ответьте на следующие вопросы.
- Что обеспечивает определенную форму тела?
- Каким образом фиксируются мышцы?
- Почему возможно движение отдельных частей тела друг относительно друга?
- Какие мышцы сгибают и разгибают кисть человека?
- Где находятся мышцы, сгибающие пальцы?
- Какая мышца поднимает пятку?
- В каком движении участвует дельтовидная мышца?
- Какие мышцы сгибают и разгибают ногу в коленном суставе?
- Какие мышцы позволяют поддерживать вертикальное положение тела?
Тема: Кровь. Система кровообращения.
Лабораторная работа. Функция венозных клапанов.
Предварительные пояснения.
Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.
Ход опыта.
Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол.
Задание: письменно ответьте на вопросы:
1) почему поднятая рука побледнела, а опущенная - покраснела;
2) в поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?
Лабораторная работа
Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение (по рисунку ).
Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.
Предварительные пояснения.
Перетяжка затрудняет отток крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам. Расширение кровеносных капилляров и вен приводит к покраснению, а затем и к посинению части органа, изолированной перетяжкой. В дальнейшем эта часть органа становится белой из-за выхода плазмы крови в межклеточные промежутки, поскольку давление крови возрастает (так как нет оттока крови), а отток лимфы по лимфатическим сосудам также заблокирован. Тканевая жидкость накапливается, сдавливая клетки. Орган становится плотным на ощупь. Начинающееся кислородное голодание тканей субъективно ощущается как "ползание мурашек", покалывание. Работа рецепторов нарушается, снижается чувствительность.
Ход опыта
Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой. Обратите внимание на изменение цвета пальца. Почему он делается сначала красным, потом фиолетовым, а затем белым? Почему ощущаются признаки кислородной недостаточности? Как они проявляются у вас?
Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-либо предмета. Палец кажется каким-то ватным.
Почему нарушена чувствительность? Почему ткани пальца уплотнены?
Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу.
Что достигается этим приемом?
Задание: письменно ответьте на вопросы:
1) почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную обувь;
2) почему вышли из моды корсеты, которыми затягивались дамы XIX столетия?
Лабораторная работа
Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого
ложа .
Оборудование: секундомер; если его нет, время удобно отсчитывать словами "раз секунда", "два секунда" и т. д., что примерно соответствует указанному времени.
Предварительные замечания.
Сосуды ногтевого ложа включают не только капилляры, но и мельчайшие артерии, называемые артериолами. Для определения скорости кровотока в этих сосудах надо узнать длину пути - 5, которую пройдет кровь от корня ногтя до его вершины, и время - t, которое ей для этого потребуется. Тогда по формуле V = S/t мы сможем узнать среднюю скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Ход опыта.
Измерим длину ногтя от основания до верхушки, исключив прозрачную часть ногтя, которую обычно срезают: под ней нет сосудов.
Определим время, которое необходимо крови для преодоления этого расстояния. Для этого указательным пальцем нажмем на пластинку ногтя большого пальца так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Теперь можно узнать время кровенаполнения сосудов. Освобождаем сжатый ноготь большого пальца и измеряем время, за которое он покраснеет. Этот момент и укажет нам время, за которое кровь до конца проделала свой путь.
После этого по формуле рассчитываем скорость кровотока. Полученные данные сравните со скоростью кровотока в аорте.
Задание: письменно объясните разницу, которую вы выявили.
Лабораторная работа
Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови.
Ход опыта.
Найдите пульс на лучевой артерии, например, выберите участок ВА. Прощупайте пульс четырьмя пальцами. Наметьте точку А, ближайшую к большому пальцу исследуемой руки, и точку В, наиболее удаленную от большого пальца. Кровь течет от точки В к точке А.
Если зажать артерию в точке А, движение крови на участке ВА будет остановлено. Однако стенка артерии в точке В будет продолжать колебаться, и пульс в этой точке будет прощупываться.
Теперь зажмите артерию в точке В. В результате вы не только остановите кровь, но и прекратите распространение пульсовой волны, которая не сможет пройти через участок В. В этом случае в точке А пульс ощущаться не будет.
Задание: письменно объясните, каким образом передается пульсовая волна и как она зависит от наличия или отсутствия кровотока
Лабораторная работа
Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Предварительные пояснения.
Цель этой работы - познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца. Для этого измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозированной нагрузки. На большом статистическом материале выяснено, что у здоровых подростков (после 20 приседаний) ЧСС возрастает на 1/3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спустя 2-3 минуты после окончания работы. Зная эти данные, можно проверить состояние своей сердечно-сосудистой системы.
Ход опыта.
1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте 3-4 измерения за
10 с и среднее значение умножьте на 6.
2. Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измерьте ЧСС за 10 с.
3. Повторите замеры через каждые 20 с. Определите ЧСС за 10 с. (При замерах 20 с отсчитывается от конца предшествующего измерения.)
4. Свои результаты оформите в виде таблицы, приведенной ниже. В ней даны примерные величины, которые могут не совпадать с вашими.
Протокол сердечно-сосудистой функциональной пробы
ЧСС в состоянии покоя | Динамика восстановления ЧСС в секундах после работы (20 приседаний) | |||||||||
за 10 с | среднее за 10 с | за 1 мин | ||||||||
13 | (13+11+12+12):4=12 | 12*16=72 | ||||||||
в мин |
Проведите оценку результатов.
Примечание: Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину - результаты средние, а если больше чем наполовину - результаты неудовлетворительные.
Лабораторная работа
Определение кровенаполнения капилляров ногтевого ложа
Цель: научиться экспериментально определять движение крови по сосудам.
Оборудование: сантиметровая линейка, секундомер (часы с секундной стрелкой).
ХОД РАБОТЫ
Измерьте длину ногтя большого пальца от корня до места, где кончается его розовая часть и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается. Нажмите указательным пальцем на ноготь так, чтобы он побелел. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начинает краснеть. Повторите опыт, зафиксируйте по секундомеру время до полного покраснения ногтя.
Форма отчетности
Скорость наполнения капилляров ногтевого ложа кровью определите по формуле: V = S/t, где V — скорость кровенаполнения, t — время наполнения капилляров кровью, S — длина капилляров ногтевого ложа.
Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах и в капиллярах ногтевого ложа.
Задание: Объясните, почему скорость движения крови по этим сосудам разная.
Лабораторная работа
Выявление зависимости движения крови по венам от работы мышц
Цель: определить зависимость между физической нагрузкой и скоростью кровотока.
Оборудование: резиновая трубка, секундомер (часы с секундной стрелкой).
ХОД РАБОТЫ
Экспериментатор перетягивает предплечье испытуемого резиновой трубкой примерно в средней его части. Время начала эксперимента фиксируется с помощью секундомера. Когда четко обозначится рельеф вен, экспериментатор вновь фиксирует время.
При повторении опыта испытуемый сжимает кисть в кулак и разжимает ее (работа выполняется в среднем темпе).
Форма отчетности
Результаты эксперимента занесите в таблицу. Решите, в каком случае наполнение кровью будет идти более интенсивно.
ТАБЛИЦА. Время кровенаполнения вен предплечья в разных условиях
Лабораторная работа
Проведение инструментальных измерений и функциональных проб
Цель: отработать методику измерения артериального давления, навык подсчета пульса в разных условиях.
Оборудование: тонометр, фонендоскоп, секундомер или часы с секундной стрелкой.
ХОД РАБОТЫ
7.8.1. Определение пульса
В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. В состоянии покоя пульс можно считать в течение 10-, 15-, 30- или 60-секундных интервалов. После физической нагрузки пульс считают 10-секундными интервалами.
Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний.
Форма отчетности
Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса.
Оценка результатов
Частота пульса в возрасте 15 — 20 лет в норме составляет 60 — 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 — 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 — 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 — 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 — 170 ударов в минуту — нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 — 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.
7.8.2. Артериальное давление
Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого разогнута и под локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150 — 170 мм рт. ст. Затем воздух из манжетки медленно выпускается и прослушиваются тоны. В момент первого звукового сигнала шкала прибора показывает величину систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии). Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления. Экспериментатор фиксирует и эту величину. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз.
Форма отчетности
1. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.
2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.
Артериальное (АД):
АДсист. = 1,7 х возраст + 83
АДдиаст. = 1,6 х возраст + 42
Пульсовое (ПД):
ПД = АДсист. — АДдиаст.
Среднее артериальное (АДср):
Адср. = (АДсист. — АДдиаст.)/3 + АДдиаст.
Оценка результатов
Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.
Сделайте вывод
Письменно ответьте на вопросы:
- Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление?
- В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?
7.9. Задание:
Впервые сердце человека было оживлено спустя 20 ч после смерти пациента в 1902 г. русским ученым Алексеем Александровичем Кулябко (1866-1930). Ученый направил питательный раствор, обогащенный кислородом и содержащий адреналин, в сердце через аорту.
1) Мог ли раствор попасть в левый желудочек?
2) Куда он мог проникнуть, если известно, что вход в венечную артерию находится в стенке аорты и во время выброса крови прикрывается полулунными клапанами?
3) Почему помимо питательных веществ и кислорода в раствор был включен адреналин?
4) Какая особенность сердечной мышцы позволила оживить сердце вне организма?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости лицевого отдела черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"
Причина написания методической разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс будет проводиться на прак...
Методическая разработка практического занятия по теме: "Почки. Мочевыводящие пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"
Причина написания методический разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс проводится на практическо...
Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости свода черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060501 "Сестринское дело"
Причина написания методической разработки - систематизация и углубление знаний и умений студентов по данной теме, используя в своей практике занятие-конкурс. Входной контроль проводится с целью выявле...
Тестовые задания для итогового занятия по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2012-2013г.
Итоговая проверка знаний студентов за учебный год...
Вопросы к зачетному занятию по дисциплине "Анатомия и физиология человека"
Вопросы к зачетному занятию по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для обучающихся 1 курса сспециальность Сестринское дело, очно-заочная форма обучения, по темам: «Анатоми...
Методический материал по теме: "Спинномозговые и черепномозговые нервы" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")
Методический материал по теме: "Спинномозговые и черепномозговые нервы" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 «Анатомия и физиология человека», Раздел 3. «Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата. Осевой скелет. Добавочный скелет. Соединения костей»
Практическое занятие относится к основным видам учебных занятий и направлено на формирование учебных и профессиональных умений, освоение общих и профессиональных компетенций. Состав и содержание практ...