История сестринского дела
план-конспект занятия на тему

Гусева Валерия Владимировна

В данном материале размещена краткая история сестринского дела

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тезисы лекции

Тема: «История сестринского дела»

Память – это история.

Ф. Бэкон

Развитие сестринского дела за рубежом

В Европе издавна существовали добровольные объединения людей, посвятивших себя уходу за больными и ранеными. Такую миссию взяла на себя христианская церковь с начала своего существования. Обязанность по уходу за больными странниками, нищими, сиротами лежала на дьяконах (в переводе с греческого – служители).

В 1617 году французский священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. При общине была открыта первая школа для сестер. Викентий Поль ввел в сестринском деле такие термины, как «сестра милосердия», «старшая сестра». Его опыт в дальнейшем распространился по странам Европы.

Флоренс Найтингейл (1820 – 1910 г.г.) – английская сестра милосердия, считается во всём мире основоположницей сестринского дела. Впервые ее имя прозвучало 1854г., когда Флоренс и с нею 38 сестер милосердия  прибыли к месту военных действий на Турецкой войне. Ф.Н. доказала насколько важен правильно организованный уход за ранеными, снизив смертность в госпиталях с 40% до 2,2%. Вернувшись в Лондонв 1860г., она открыла школу для подготовки сестер милосердия. Система обучения в ней послужила основой современного преподавания сестринского дела.В своей книге «Записки об уходе» Ф. Найтингейл впервые:

  • охарактеризовала сестринское дело как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению»;
  • выделила в сестринском деле две области – уход за больными и уход за здоровыми. Уход за здоровыми она определила, как «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными как «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение»;
  • провела анализ влияния санитарно-гигиенических факторов на состояние здоровья;
  • высказала убеждение, что С.Д. как профессия требует специальных, отличных от врачебных знаний;

Ф.Н. разработала такие нравственные ориентиры, как милосердие, безграничная преданность делу, уважение личности пациента,соблюдение профессионального долга, которые не изменились и сегодня.

Взгляды и убеждения Ф.Н. получили широкое признание во многих странах мира. Современные исследователи рассматривают ее работы в качестве первой модели С.Д. Идея помощи раненым силами сестер милосердия во время Крымской войны явилась предпосылкой для создания Общества Красного Креста. Основоположником стал швейцарец Анри Дюнан. Эмблемой общества стал красный крест на белом полотне.Международное Общество Красного креста в 1912 г. учредило медаль ФлоренсНайтингейл. Ею награждают медсестёр, проявивших героизм в ходе военных действий. В годы ВОВ ею впервые были награждены 46 медсестёр в нашей стране.

После открытия в начале   70-х годов XVIII века в США первых сестринских школ по модели школы Ф.Н., инициатива развития С.Д. постепенно сместилась из Европы в Америку. В 1886г. там создается первое Общество медицинских сестер – первая в мире профессиональная сестринская организация. Позже там был издан первый сестринский журнал – «AmericanJournalofNorsing» - и сегодня самый популярный сестринский журнал в мире. В начале XX века медицинская сестра Колумбийского университета Нуттинг получила звание профессора С.Д.

В развитии С.Д.за рубежом большое влияние сыграл врачебный бизнес. Распространился принцип «техницизма», дегуманизации. Сестры – последователи традиций Ф.Н. активно включились в формирование независимой сестринской практики в больницах, на дому, в домах сестринского ухода. Они стремились к развитию комплекса знаний, составляющих основу их профессии. Наибольшую известность получила теория В. Хендерсон, основанная на удовлетворении 14-ти базовых потребностей пациента.

История сестринского дела в России

        На Руси необходимое лечение и уходв периоды эпидемий и войн проводились в монастырских больницахмонахами – «лечцами».

        В XVIII век Россия вступила с Петром I.  Именно тогда произошли значительные преобразования в организации медицинской помощи. В 1715г. вышел указ о службе женщин в воспитательных домах для ухода за больными детьми. Это был первый шаг для официального привлечения женщин к лечебной работе.

        При Екатерине II появилась служба «сердобольные вдовы» - в Петербурге, затем в Москве. Вдовы солдат привлеклись наблюдать за порядком, раздавать пищу и медикаменты, следить за чистотой.  Началось их обучение по вышедшему в 1822г. учебнику Опеля, где  давались основы деонтологии, особенности ухода за тяжелобольными, ранеными, младенцами. Уделялось внимание гигиеническому содержанию больных, выполнению основных процедур.

        В 40-х годахXIX века в Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны открылась Свято – Троицкаяобщина. В сестры принимали вдов и девиц 20-40 лет. В течение года они проходили курсы обучения уходу, перевязкам, рецептуре, проявляли свои душевные качества. В торжественной обстановке их посвящали в сестры милосердия. В дальнейшем подобные заведения стали создаваться и других крупных городах.

Особое место принадлежит Петербургской Кресто – Воздвиженскойобщине. Во время Крымской войны(1853 – 1856гг) её члены первыми в мире начали оказывать сестринскую помощь в действующей русской армии во главе с великим русским хирургом Н.И. Пироговым. Всего в войне приняли участие 200 сестёр, из которых 17 погибли. С героизмом сёстры сопровождали обозы, ухаживали за ранеными, работали в операционных. Пирогов впервые разделил сестёр разного профиля, разработав для них инструкции. Членами Кресто–Воздвиженской общины были женщины разных сословий и в целяхих поощрения был учрежден позолоченный крест, которым были награждены 158 сестер. Прославилась на передовой сестра Дарья Севастопольская, открывшая перевязочный пункт. Прибыв по зову сердца на фронт, она в труднейших условиях оказывала помощь раненым.  За героизм  была награждена медалью «За усердие» на Владимирской ленте и 500 рублями серебром.

        В 1867 г. Россия присоединилась к Женевской конвенции, создавшейОбщество Красного креста. В его формировании большую роль сыграли великие русские врачи Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, Н.Н. Бурденко.  Основные функции общества: подготовка сестёр милосердия и оказание бесплатной медицинской помощи.         

1914г. – начало 1 Мировой войны. Большую роль в движении сестёр милосердия сыграли императрица Александра Фёдоровна и её дочери Татьяна и Ольга, которые открывали лазареты и работали в них сами. В этой войне участвовали уже более 2 500 сестёр милосердия.

        После Октябрьского переворота движение Красного креста и сестры сыграли большую роль не только в медицинском обеспечении Красной армии и в борьбе с эпидемиями. Они боролись с неграмотностью, поднимая общую культуру населения. В связи с большой потребностью в сестрах были организованы краткосрочные курсы.

В 1917г. создано Всероссийское общество сестер милосердия. С января 1918г. стал выходить «Первый вестник Сестры милосердия».

В 1920г. начали открываться школы по подготовке сестер, позже техникумы.  С 1926 г. сестёр милосердия начали называть медицинскими сестрами. Годы социализма полностью уничтожили деятельность православных общин сестер милосердия. Главным достижением этого периода отечественного здравоохранения было насыщение сестринскими кадрами медицинских служб в стране. К 1940г. обеспеченность сестринскими кадрами по сравнению с 1913 г. выросла в 8 раз. Но престиж профессии был невысоким. Наркомздрав определил среднего медработника как помощника врача, работающего по его указаниям и под его наблюдением.  Все принципиальные вопросы решались не самими сёстрами, а врачами. Государственная система лишала сестёр гражданской инициативы, творчества. Не смотря на то, что уход в значительной степени определяет успех лечения, статус медицинской сестры того времени был занижен.

В период Великой Отечественной войны Общество Красного Креста проводило массовую подготовку санитарных и сестринских кадров, обучение населения. В 1942 г начал выходить журнал «Медицинская сестра». За проявленный героизм во время Великой отечественной войны  46 сестёр были награждены медалью Ф. Найтингейл, а 17 получили звание Героя Советского Союза.

С 1953г. средние медицинские учебные заведения стали именоваться медицинские училища. Сестринская помощь в России до 1989г. имела основательную теоретическую, практическую и организационную базу. Имелись и недостатки, в т.ч. отрыв от международных сообществ.

С 1991 года началась подготовка медицинских сестер в колледжах, стали открываться факультеты высшего сестринского образования в медицинских вузах. Значительным стимулом для развития сестринского дела на современном этапе стали интенсивные контакты с зарубежными коллегами. Состоялось переосмысление роли медсестры в профессиональном сообществе.

В 1993г. в Голицыно был проведен семинар «Новые сестры для новой России» по реформе сестринского образования и сестринской практики.

Сущность реформы заключается в организации сестринского дела как самостоятельной сферы медицинской деятельности, приобретение сёстрами профессиональной независимости, расширение их роли в лечебном процессе как партнёра и помощника пациента.

Основные направления реформы сестринского дела

  1. Изменения в системе образования, т.е. подготовке и переподготовке:
  • внедрение нового образовательного стандарта;
  • переход на многоуровневое сестринское образование;
  • обучение новым технологиям с позиции  новой философии С.Д.
  1. Изменения в трудовой сфере:
  • повышение престижа профессии - возможность профессионального роста;
  • мотивация медсестёр к самостоятельной научно – исследовательской работе;
  • пересмотр обязанностей, тарифных сеток, нагрузок, перечня должностей;
  • внедрение стандартов сестринской деятельности.
  1. Создание нормативно-правовой базы сестринского дела.

В 1994году создана Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России».Президент - Саркисова Валентина Антоновна.

Задачи ассоциации:

  • активное участие в Государственной политике в здравоохранении;
  • поддержка научных исследований в сестринском деле;
  • разработка и издание методической литературы;
  • управление внедрением новых сестринских технологий;
  • осуществление юридической защиты медицинских сестёр;
  •  отстаивание профессиональных интересов медсестер в системе здравоохранения;
  • улучшение условий труда и повышение заработной платы;
  • расширение информационного пространства в сестринском деле;
  • возрождение традиций сестринского милосердия;
  • международное сотрудничество.

Ассоциация медицинских сестер России в течение 10 лет является членом Европейского форума сестринских, акушерских ассоциаций и ВОЗ, а в 2005 году была принята в Международный Совет медицинских сестер. С этого момента Ассоциация принимает активное участие как в формировании глобальной, мировой политики в области сестринского дела, так  и реализует стратегические планы политики здравоохранения в России.

1998г. – состоялся 1 Всероссийский съезд средних медицинских работников в Санкт-Петербурге, на котором был одобрен проект Государственной программы развития сестринского дела в РФ. Внедрена многоуровневая подготовка специалистов сестринского дела– базовый, повышенный, высшее сестринское образование (ВСО).

Современное состояние сестринского дела в Российской Федерации

В настоящее время подготовка медицинских сестер ведется в 453 учреждениях СПО.Внедряются государственные образовательные стандарты нового поколения. Утверждена Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Р.Ф., успешно реализуется Отраслевая программа развития С.Д. в Р.Ф.. Она призвана обеспечить повышение эффективности и усиление роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению.

С каждым годом растет количество экспериментальных площадок по внедрению новых сестринских технологий: сестринский процесс, периоперативный процесси др.

Развивается сеть палат, отделений, больниц сестринского ухода и паллиативной службы.

Расширяется участие сестринского персонала в новых организационных формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, службах ухода на дому,  в «Школах пациентов» и др.

Возросла активность сестринского персонала в проведении санитарного просвещения населения.

В настоящее время в системе здравоохранения работает более 1 336,1 тыс. специалистов со средним медицинским образованием. Укомплектованность сестринским персоналом составляет 69,7%. Соотношение врач – средний медицинский персонал составляет 1: 2,2 , что ограничивает возможности долечивания, патронажа, реабилитации. Это связано с объективными причинами: низкая заработная плата, уравнительные подходы к оплате труда, низкий уровень социальной защищенности.

Опыт реализации национального проекта «Здоровье» показал, что сестринский персонал (в частности, первичного звена) не всегда соответствует требованиям времени и это касается не только качества предоставляемых услуг, но и взаимоотношений сестер и пациентов.

Здравоохранение как отрасль в последние годы получило мощные финансовые вливания для развития материально-технической базы. Это коснулось и сестринского персонала: сформирован фонд средств малой механизации, что расширяет возможности качественного обслуживания пациентов. Разработаны и утверждены региональные программы развития С.Д. В органах управления введены должности главных специалистов по С.Д. Разработаны программы взаимодействия медицинских образовательных и лечебных учреждений.

        

Философия сестринского дела»

        В 1993г. на Голицынской научно-практической конференции был принят программный документ «Философия сестринского дела», отражающий взгляды российских медсестер на профессию.

Философия (от греч. – любовь к мудрости) – это мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека.

Философия сестринского дела – часть общей философии, она представляет собой систему взглядов на профессию медицинской сестры. Основные принципы философии сестринского дела:

  • уважение к жизни;
  • уважение достоинства пациента;
  • уважение прав.

Философия сестринского дела базируется на 4-х основных понятиях.

  1. В центре - пациент (человек, индивид), который нуждается в сестринском уходе и получает его. Это личность с определёнными психологическими, биологическими, социальными потребностями и проблемами, рассматривающаяся как единое целое (холистический подход).
  2. Сестринское дело – искусство, требующее воображения, творческого подхода, понимания мыслей и чувств пациента, в сочетании с научным обоснованием.
  3. Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических факторов, которые затрагиваются активностью человека. Это – важный фактор в предупреждении заболевания. Включает в себя также веру, определённое поведение людей, их традиции.
  4. Здоровье –динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации (определение дано на Голицынской конференции). Это - умение личности заботиться о себе, адаптация к стрессам, цель, к которой нужно стремиться.

Сестринское дело – часть системы здравоохранения, наука и искусство, специфическая профессиональная деятельность, направленная на решение уже существующих и потенциальных проблем пациента со здоровьем в меняющихся условиях окружающей среды.

Цель СД - через сестринский процесс обеспечивать квалифицированный сестринский уход за пациентом.

Сестринское дело не имеет ограничений по национальности, расовым признакам, возрасту, полу, политическим и религиозным убеждениям, социальному положению. Потребность в сестринском деле уникальна, необходима человеку от рождения до смерти.

Медицинская сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую практику.

Медсестра несёт ответственность перед обществом в т. ч. перед пациентом, в свою очередь общество несет ответственность перед медсестрой, признавая важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентирует, поощряет ее деятельность посредством издания законодательных актов. Медсестра действует из принципа не причинения вреда пациенту, уважения его права на самостоятельность. Она должна уметь сотрудничать, быть преданной профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История развития сестринского дела за рубежом, становление Международного Красного Креста

История развития сестринского дела за рубежом, становление Международного Красного Креста...

Рабочая программа по дисциплине: "История" для специальности: 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа по дисциплине: "История" для специальности: 34.02.01 Сестринское дело...

Рабочая программа по дисциплине: "История" для специальности: 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа по дисциплине: "История" для специальности: 34.02.01 Сестринское дело...

Банк электронных лекций для студентов по дисциплине: «История» по теме: «400 лет дому Романовых» 06.05.01 Сестринское дело

Банк электронных лекций для студентов по дисциплине: «История» по теме: «400 лет дому Романовых» 06.05.01 Сестринское дело...

Задания для контрольной работы за 1 семестр по дисциплине: «История» 06.05.01 Сестринское дело

Задания для контрольной работы за 1 семестр по дисциплине: «История»  06.05.01  Сестринское дело...

Комплект контрольно- оценочных материалов для проведения «Среза знаний» по дисциплине: «История» 34.02.01 Сестринское дело; 31.02.01 Лечебное дело

Комплект контрольно- оценочных материалов для проведения «Среза знаний» по дисциплине: «История» 34.02.01 Сестринское дело; 31.02.01 Лечебное дело...

МДК 02.01 «Сестринская уход при различных заболеваниях состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) «Сестринское дело в терапии» Специальность Сестринское дело Тема: «Профилактика гипертензивной (гипертонической) болезни»

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями терапии в качестве вспомогательного материала в работе. Задания, предлагаемые конкурсантам, могут наполняться новым содержанием и...