ВБИ
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План Понятие ухода, его составляющие. 2.Особенности ухода за инфекционными больными. 3. Уход за кожными покровами и слизистыми оболочками. 4. Уход при нарушении функции пищеварения. 5. Сестринский процесс: определение, этапы. 6. Сестринское обследование: субъективное и объективное. 7. Проблемы пациента. Сестринский диагноз. 8. Планирование сестринского ухода. 9. Реализация плана ухода. Виды сестринских вмешательств. 10. Оценка сестринских вмешательств.
«Уход» это наблюдение за физиологическими функциями организма и помощь при их нарушении .
Основные составляющие ухода: Общее состояние больного его самочувствие; 2. Состояние кожи и слизистых; 3. Состояние основных функций организма: пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, мочевыделительной, нервной и т.д. 4. Личная гигиена; 5. Участие в лабораторном обследовании пациента; 6. Выполнение простейших физиотерапевтических действий: постановка горчичников и т.д.
При осуществлении ухода медицинская сестра должна учитывать: основные клинические проявления, осложнения, особенности течения инфекционных заболеваний; место проведения сестринского процесса и ухода (стационар или поликлиника, на дому) требования инфекционной безопасности; изменение социального статуса пациента, связанное с его изоляцией или потенциальной угрозой для общества; - степень осознания пациентом необходимости следовать режиму дня, диете, ограничению общения, необходимости выполнения процедур; - отношение пациента, а также членов его семьи к своему заболеванию; - желание и готовность пациента к самообслуживанию; - наличие и доступность медицинской помощи и финансовых средств.
Особенности ухода за инфекционными больными. Изоляция больных в боксах и полубоксах. Ограничение контактов (отсутствие общих столовых, комнат отдыха, свиданий с родственниками). Проведение физиотерапевтических процедур в палатах. Проведение очаговой (текущей и заключительной) дезинфекции у постели больного. Строгое соблюдение лечебно-охранительного режима.
Лечебно-охранительный режим Это комплекс мероприятий, направленных на восстановление и сохранение состояния физического и психического покоя пациента, необходимый для скорейшего выздоровления пациента
виды больничных режимов строгий постельный, при котором больному запрещается даже самостоятельно двигаться в постели и менять положение тела; постельный, при котором больной не должен самостоятельно приподниматься, садиться и вставать; полупостельный, при котором больной должен большую часть суток находиться в постели и ему разрешается вставать только для посещения туалета или приема пищи; общий, при котором больной в зависимости от желания и самочувствия может лежать, сидеть, ходить.
Персонал обслуживающий инфекционных больных обязан приходя на работу снимать личную одежду, обувь и надевать спецодежду; - размещать домашнюю одежду и спецодежду в разных шкафах; - при возникновении очага ООИ и работе в нем, проходить санитарную обработку; - периодически обеззараживать свой шкаф; - во время ухода за больными следить за чистотой рук (ногти должны быть коротко подстрижены) и спецодежды, осуществлять первый (социальный) и второй (гигиенический) уровни обработки рук; - при наличии на руках порезов, ссадин, а также при работе связанной с приготовлением мазков, разборкой белья - надевать перчатки; - при входе в боксы для больных с воздушно-капельной инфекцией надевать маски; -
При уходе за инфекционными больными запрещается: садиться на кровать больных; появляться в отделении без спецодежды; - выходить в спецодежде за пределы инфекционной больницы; - надевать верхнюю одежду на спецодежду; - уносить спецодежду домой; - появляться в буфете или столовой в спецодежде; - принимать пищу в коридорах, палатах; - переходить из одного отделения в другое или входить в боксы, палаты без особой на то надобности.
Уход за кожными покровами и слизистыми оболочками. Профилактика пролежней должна проводиться в соответствии с отраслевым стандартом «Протокол ведения больных. Пролежни». №91500. 11. 0001 – 2002г.
Уход при нарушении функции пищеварения Инфекционным больным в зависимости от характера, тяжести и периода болезни назначают различные пищевые рационы. Используют следующие столы (диеты) лечебного питания: № 2,4.5.13.15.
Цель назначения питьевого режима у инфекционных пациентов снятие интоксикации, снижение температуры. С этой целью назначают щелочное, потогонное питье (чай с медом, плодами, травами) в объеме 1,5 – 2 литра; восполнение потерянной жидкости и солей при рвоте, диареи. Назначают солевое питье («Регидрон», Оралит», «Цитроглюкосолан», «Глюкосоль», минеральная вода) в объеме 1,5 – 3 литров; - повышение защитных сил организма. Используется витаминизированное питье (соки, морсы, отвары трав, ягод) в объеме 1,5 – 2 литра.
Условия назначения питьевого режима: - легкая или среднетяжелая форма заболевания; - подогрев жидкостей (на водяной бане) до температуры 38-40 С; - прием жидкости небольшими порциями (глотками); - контроль суточного диуреза.
Сестринский процесс это научный систематический метод организации и практического осуществления медицинской сестрой своих обязанностей по обслуживанию пациентов. Его цель: поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма
Сестринский процесс 1) обследование пациента; 2) диагностирование состояния пациента – выявление проблем пациента (установление сестринского диагноза); 3) планирование профессиональной помощи, направленной на удовлетворение нарушенных потребностей пациента; 4) реализация плана сестринских вмешательств; 5) оценка полученных результатов.
Квалифицированная медицинская сестра должна: - обладать профессиональной компетентностью; - иметь навыки наблюдения, общения; - уметь анализировать полученные данные и интерпретировать их в сестринские диагнозы; - соблюдать конфиденциальность; - уметь создать доверительные отношения с пациентом, его родственниками; - объяснять необходимость и ход каждого элемента ухода и получать на это согласие пациента; - в случае необходимости, привлечь помощь других медицинских специалистов.
Основные потребности пациента (по Маслоу) Самовыражение Достижение Состоятельность Личное отличие Самоуважение и уважение окружающих Поощрение Уважение Самоуважение Успех Владение имуществом
Основные потребности пациента (по Маслоу) Социальные потребности Одобрение Понимание Любовь Привязанность Семья и друзья
Основные потребности пациента (по Маслоу) Безопасность Помощь Одежда Защита Надежность Кров
Основные потребности пациента (по Маслоу) Физиологические потребности Воздух Пища Вода Выделение продуктов жизнедеятельности Сон Движение Прикосновение Секс
Этапы сестринского обследования: Первый этап сестринского процесса заключается в сестринском обследовании - это сбор информации о состоянии здоровья пациента и ее анализ.. Методы обследования, необходимые для сбора информации, могут быть субъективными , объективными , дополнительными .
Этапы сестринского обследования: Субъективный метод - это беседа, из которой медицинская сестра узнает сведения о самочувствии, ощущениях, реакциях, тех или иных потребностях, которые человек описывает сам, или члены его семьи, сопровождающие медработники Данные эпиданамнеза в ряде случаев позволяют установить вероятные сроки инкубационного периода, определить характер противоэпидемических мероприятий
Объективные данные медицинская сестра получает в результате его осмотра, наблюдения и обследования: 1) Общее состояние (от удовлетворительного до тяжелого). 2) Выражение лица (живое, вялое, безучастное, тоскливое, страдальческое и т. д.), мимика, одутловатость, гиперемия и т. д. 3) Масса тела. 4) Положение в постели (активное, пассивное, вынужденное и т. д.). 5) Состояние кожи и видимых слизистых (цвет, тургор, влажность, дефекты, отеки и т. д.). Осмотр кожных покровов и видимых слизистых оболочек следует проводить при естественном или приближенном к нему освещении, полностъю раздев пациента. 6) Состояние лимфатических узлов, доступных для пальпации (болезненность, подвижность, размер). 7) Костно-мышечная система (деформации скелета, суставов, атрофия мышц и т. д.).
8) Дыхание (ЧДЦ, боли при дыхании, кашель, изменение голоса, одышка, аускультация органов дыхания и т. д.). 9) Сердечно-сосудистая система (АД, характеристика пульса, аускультация сердца и т. д.). 10) Органы пищеварения: - (состояние аппетита); - осмотр полости рта (состояние языка, зубов); - глотание; - характер рвотных масс; - характер стула (цвет, консистенция, запах, объем, наличие патологических примесей); - живот (увеличение в объеме, болезненность, напряжение, пальпация). - 11) Мочевыделительная система: характер мочи (цвет, прозрачность, количество и т. д.); - симптом Пастернацкого. 12) Нервная система: - характер головной боли; - сон; - нарушение походки, парезы, параличи, тремор и т. д.
13) Органы чувств: (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). 14) Психическое состояние пациента: - состояние сознания (сохранено, нарушено). 15) Вербалъные формы поведения: - манера говорить (быстро, медленно, тяжело, обрывками и т. д.); - голос (тихий, громкий); - логично ли строится рассказ; 16) Невербальные формы выражения: - зрительный контакт (смотрит ли пациент Вам в лицо, или мимо Вас и т.п.); - мимика (маскообразное лицо и т.п.); - позиция (пациент сидит, стоит, ходит во время беседы, принимает ли, с вашей точки зрения, живое участие в происходящем); - моторика (импульсивная, скованная, замедленная, активная и т.п.)-
17) Настроение (оценка пациентом жизненной ситуации в целом): - печальное (плачет и т.п.); - мрачное (пациент выражает неблагоприятное отношение к своей ситуации); - энергичное (пациент выражает благоприятное отношение к своей ситуации); - веселое (пациент выражает радость своей ситуации). 18) Чувства (оценка пациентом определенных явлений внешнего мира): - недобрые (выражает злость к чему-либо); - тревожные (реагирует со страхом); - ранимые; - беспокойные (нетерпеливо реагируют на что-либо); - озабоченные (беспокоится об определенных вещах).
19) Ориентация: - время (знает ли пациент, который час, какое число, месяц, год, сколько ему лет); - личность (знает ли пациент, кто он и каковы функции медсестры); - выясняя социально-экономические данные о пациенте, медсестра обращает внимание на: - семейное положение и отношения в семье, - социально-экономические условия, - отношение к госпитализации в инфекционный стационар.
Этапы сестринского процесса Второй этап сестринского процесса - диагностирование состояния пациента, определение на основании обследования проблем пациента и установление сестринского диагноза.
Сестринский диагноз – состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства медицинской сестры.
Отличия сестринского диагноза от врачебного - врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский – ответные реакции организма в связи с болезнью; - врачебный диагноз остается неизменным, сестринский – меняется по мере того, как изменяется реакция организма на болезнь; - врачебный диагноз предполагает лечение в рамках врачебной практики, сестринский – сестринские вмешательства в рамках её компетенции и практики; - врачебный диагноз связан с патофизиологическими изменениями в организме , сестринский – с представлениями пациента о состоянии его здоровья.
По приоритетности проблемы классифицируют на: - первичные, связанные с риском для жизни и здоровья и требующие неотложной помощи; - промежуточные, не представляющие опасности для здоровья пациента, поэтому они могут быть отсрочены на какое-то время; - вторичные - это те проблемы, которые не имеют отношения к прогнозу заболевания.
Сестринский диагноз это клиническое суждение медицинской сестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответ ной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с желательным указанием: топологии, локализации, суждения.
Банк сестринских проблем (сестринских диагнозов) А). Биологические: - нарушение комфортного состояния из-за тенезмов и болей в животе; - нарушение опорожнения кишечника - частый стул; - головная боль из-за бессонницы; - головная боль, связанная с интоксикацией; - нарушение комфортного состояния из-за озноба; - нарушение комфортного состояния вследствие жара; - нарушение аппетита из-за поражения ЖКТ; - нарушение адекватного питания из-за тошноты и рвоты;
- отсутствие аппетита, связанное с нежеланием принимать блюда определенной диеты; - отсутствие аппетита, связанное с поражением ЖКТ; - тошнота, предшествующая рвоте; - снижение массы тела из-за…, - изменение кожных покровов в перианальной области, вследствие частых загрязнений и травматизации; - нарушение опорожнения кишечника - диарея; - нарушение комфортного состояния из-за рвоты; - нарушение комфортного состояния из-за тошноты; - постоянная тошнота, связанная с интоксикацией; - обезвоживание из-за частых водянистых испражнений; - снижение массы тела из-за обезвоживания;
- жажда из-за потери жидкости с рвотой и поносом; - дискомфорт из-за ощущения урчания и переливания жидкости в животе; - дефицит самоухода; - невозможность самостоятельной смены белья; - нарушение сна из-за частых дефекаций; - невозможность самостоятельного прием пищи и жидкости; - дискомфорт из-за необходимости осуществлять физиологические оправления в постели; - невозможность самостоятельно осуществлять личную гигиену в области гениталий и ануса; - слабость из-за потери большого количества жидкости за короткий срок;
- риск развития пролежней; - изменение кожных покровов в перианальной области вследствие частых фекальных загрязнений; - не понимает необходимости постельного режима; - не понимает необходимости в приеме большого количества жидкости; - желтуха, связанная с инфекционным поражением печени; - нарушение комфортного состояния из-за чувства тяжести в эпигастрии; - нарушение комфортного состояния из-за болей в правом подреберье; - чувство тяжести в правом подреберье из-за увеличения печени; - слабость, обусловленная интоксикацией
Б).Психологические и социальные: - трудности психологической адаптации к условиям инфекционного стационара; - подавленность настроения, обусловленная заболеванием; - потеря возможности общаться вследствие заболевания; - потеря заработка; - возможность утраты работы (для декретированных лиц);
- раздражительность из-за неудовлетворенной потребности спать и отдыхать; - дефицит общения из-за осиплости голоса; - дефицит общения из-за изоляции; - невозможность заниматься любимым занятием; - нарушение комфортного состояния из-за отсутствия свежей прессы.
Этапы сестринского процесса Планирование сестринского ухода – это третий этап сестринского процесса. Планирование сестринской помощи заключается в: - определении целей (ожидаемый результат) для каждой проблемы; - определении характера и объема сестринского вмешательства, необходимого для достижения поставленных целей.
Определяя цели, сестра обязательно указывает а) конкретные действия, с помощью которых она планирует достичь результата; в) дату ожидаемого результата.
Этапы сестринского процесса На четвертом этапе сестринского процесса медицинская сестра приступает к реализации намеченного плана, каждое действие которого должно быть документировано в сестринской истории пациента, в листе динамического наблюдения.
Виды сестринских вмешательств 1) независимые действия , осуществляемые медицинской сестрой, в соответствии с ее самостоятельными профессиональными решениями без назначений и указаний врача. К независимым относятся действия по наблюдению за реакцией на лечение и адаптацией пациента к болезни, оказанию доврачебной помощи, осуществлению мероприятий по личной гигиене, профилактике внутри-больничной инфекции, организации досуга. В нашем примере - действия 1-6.
Виды сестринских вмешательств 2) зависимые действия медицинской сестры заключаются в выполнении назначений врача (действие 7). 3) взаимозависимые действия медицинская сестра осуществляет в сотрудничестве с другими работниками, родственниками пациента с целью оказания помощи, ухода. К ним относятся действия медсестры по подготовке и участию в инструментальных исследованиях (ректороманоскопия, УЗИ, ФГС, рентген-исследования, и др.), в консультировании: инструктора ЛФК, диетолога, психолога и др. (действие 8).
Этапы сестринского процесса Заключительным - пятым этапом сестринского процесса является оценка реакции пациента на сестринские вмешательства , эффективности и качества сестринской помощи, которая включает в себя: - сравнение достигнутого результата с запланированным; - ответную реакцию пациента на вмешательство.