Методическое пособие ПМ 02 МДк 02.01 тема 13 по теме: "Сестринская помощь при ботулизме"
методическая разработка на тему

Методическое пособие для проведения практического занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение   Департамента здравоохранения города Москвы

 «Медицинский колледж № 1»

                 

            Методическая разработка

              практического занятия

                              по теме:

           

              «Сестринская помощь

                     при ботулизме»

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

           МДК.02.01. Сестринский уход при различных

заболеваниях и состояниях

Специальность  34.02.01 Сестринское  дело

III курс 6 семестр

МОСКВА

2017


Одобрено        

Предметной цикловой комиссией

Протокол № __

от    «__05___»_03_2017 г.

Председатель ПЦК №8

Баталова Н.Е.

        

Разработчик:

       ГБПОУ ДЗМ МК № 1               преподаватель                 Л.А. Ермолаева

               (место работы)                        (занимаемая должность)            (инициалы, фамилия)

Рецензент:

      ГБПОУ ДЗМ МК № 1                 преподаватель                  И.Н. Назирбекова

              (место работы)                    (занимаемая должность)               (инициалы, фамилия)


Рецензия

на методическую разработку учебного занятия

по профессиональному модулю (ПМ) 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК. 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по теме:  

«Сестринская помощь при ботулизме»

для специальности 34.02.01Сестринское дело.

На рецензию представлена методическая разработка учебного занятия «Сестринская помощь при ботулизме» для специальности 34.02.01  Сестринское  дело.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, рабочей программой и предназначена для проведения практического занятия. Содержит перечень целей, отражающих знания и умения, которыми должен обладать обучающийся по окончании изучения темы.

Материалы методической разработки способствуют формированию общих и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.

Разработка содержит методический, информационный блоки, блок контроля исходного уровня знаний, блок закрепления и контроля усвоения полученных знаний и умений,  приложения.

В методическом блоке отражена актуальность темы, рекомендации по работе с методической разработкой, необходимые инструкции, список литературы, домашнее задание и задание для внеаудиторной работы студента. В технологической карте обозначены этапы занятия, отражена деятельность преподавателя и студентов на каждом этапе.

В информационном блоке представлен материал, где подробно раскрыты теоретические аспекты данной темы. Все материалы четко структурированы и имеют профессиональную направленность, отражают деятельность медицинской сестры при ботулизме.  

В блок контроля включены контрольные вопросы, позволяющие оценить исходный уровень знаний и повторить ранее изученный материал.

Блок закрепления и контроля усвоения полученных знаний и умений представлен ситуационной задачей, дающей возможность закрепить материал, полученный на занятии и оценить уровень его освоения.

Учебные методы, используемые в методической разработке, позволяют студентам и преподавателю выбрать наиболее оптимальные методы для эффективного усвоения знаний. Активное участие обучающихся и решение проблемно-ситуационной задачи способствуют раскрытию индивидуальных способностей и возможностей студентов, совершенствованию работы в коллективе и команде, развивают клиническое мышление и позволяют закрепить полученные знания. Использование мультимедийного обеспечения улучшает восприятие и усвоение изучаемого материала.

Данная методическая разработка практического занятия, созданная преподавателем ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 1» Ермолаевой Л.А., может быть рекомендована к использованию в учебном процессе.

Рецензент: Назирбекова И.Н., преподаватель высшей категории ГБПОУ ДЗМ    «МК №1».                                                                                  

 


СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Раздел

Страница

Рецензия

3-4

Содержание

5

Пояснительная записка

6

Мотивация

7

Методический блок (технологическая карта занятия)

8-13

Блок контроля исходного уровня знаний

14-17

Информационный блок

18-24

Блок контроля усвоения полученных знаний и умений

25-28

Приложения

29-72


     Методическое пособие разработано для проведения практического учебного занятия по теме «Сестринская помощь при ботулизме» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего специального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело и рабочей программой по профессиональному модулю ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

     Методическое пособие  структурировано и содержит:

1. методический блок, где даны рекомендации по работе с методическим пособием,  определены цели  занятия, актуальность темы, оснащение, указаны  междисциплинарные связи, домашнее задание, задание для  самостоятельной внеаудиторной работы обучающимся, представлена хронологическая карта занятия;

2. информационный блок включает теоретический материал, необходимый для изучения данной темы.

     С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации  с помощью мультимедийной  презентации, а так же рабочая тетрадь (представленные в разделе  приложения);

3.  блок контроля исходного уровня знаний  проводится в виде блиц опроса;

4. блок закрепления и контроля усвоения полученных знаний  и умений представлен ситуационной задачей для работы в малых группах.

     Материалы данной методической разработки способствуют формированию общих и профессиональных компетенций, развитию логического мышление, внимания, памяти, навыков самостоятельной работы, а так же воспитанию добросовестного отношения к работе и умения устанавливать контакт с пациентом, его окружением и коллегами в стандартных и нестандартных ситуациях.


     Ботулизм постоянно привлекает к себе внимание исследователей и клиницистов. Это связано с высокой заболеваемостью в РФ (ежегодно регистрируется 400-500 случаев) и высокой летальностью среди заболевших (3-10%).
   
В нашей стране, где традиционно широко пользуются консервированными продуктами домашнего приготовления (в том числе и мясными), без соблюдения соответствующей технологии производят соленую (в том числе тарань) рыбу, ботулизм приобретает особое значение. В последние годы появляются сообщения о вспышках ботулизма, которые возникают в результате употребления в еду соленой и копченой рыбы фабричного изготовления. В Тульской области в период с 2010-2016 г.г. зарегистрировано 11случаев ботулизма с числом пострадавших 12 человек, из них 3 – со смертельным исходом. Из 11-и случаев, 6 связаны с употреблением грибов консервированных в домашних условиях, 5 - с употреблением рыбы вяленой домашнего изготовления.

     Деятельность медицинской сестры при ботулизме крайне важна. Медсестра уже с первых минут обращения пациента в ЛПУ оказывает ему необходимую помощь. Она собирает эпидемиологический анамнез, составляет схему противоэпидемических мероприятий, а так же проводит диагностические и лечебные мероприятия по назначению врача


                

       

                   

                     

             


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ   № 9.

Профессиональный модуль ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

Междисциплинарный курс МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Тема занятия: Сестринская помощь при ботулизме

Вид занятия: практическое

Длительность занятия: 2 часа

Тип урока: 1. повторение и закрепление знаний, полученных на теоретическом

                          занятии

                      2. получение новых знаний и умений

Место проведения занятия: кабинет «Сестринское дело» ГБПОУ ДЗМ «МК № 1».

Цели занятия:

Образовательная цель – формирование общих и профессиональных компетенций при осуществлении сестринской помощи при ботулизме:

Код/шифр компетенции

Содержание компетенции

Общие компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

Профессиональные компетенции

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию

С целью формирования вышеуказанных компетенций, обучающийся в итоге занятия:

должен знать:

1. вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза ботулизма;

2. основные клинические симптомы ботулизма;

3. методы диагностики и лечения ботулизма;

4. основные проблемы пациента, возникающие при ботулизме;

5. особенности сестринского ухода за пациентом с ботулизмом;

6. противоэпидемические мероприятия в очаге ботулизма.

должен уметь:

1.  проводить сбор эпидемиологического анамнеза

2.  составлять план противоэпидемических мероприятий в очаге ботулизма

3. заполнять учетно-отчетную документацию (журнал учета инфекционных заболеваний – ф. 060/у; карта амбулаторного больного – ф. 025/у, экстренное извещение в ЦГСЭН – ф. 058/у, медицинская карта стационарного больного – ф. 003/y).

Развивающие цели: развивать логическое мышление, внимание, память, навыки самостоятельной работы

Воспитательные цели: воспитывать добросовестное отношение к работе, умение устанавливать контакт с пациентом, его окружением и коллегами в стандартных и нестандартных ситуация.

Обеспечение занятия: 

Методическое обеспечение:

1.   технологическая карта занятия (план занятия);

2. рабочая программа профессионального модуля 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».

3.  КТП профессионального модуля 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».

1.  содержание учебного материала (конспект лекции)

2.  мультимедийное сопровождение занятия;

3.  рабочая тетрадь

Материально-техническое обеспечение:

1.  ноутбук

2.  доска

3.  проектор

4.  дисковый накопитель

Раздаточный материал:

1.  рабочая тетрадь

2.  учетно-отчетная документация (журнал учета инфекционных заболеваний – ф. 060/у; карта амбулаторного больного – ф. 025/у, экстренное извещение в ЦГСЭН – ф. 058/у, медицинская карта стационарного больного – ф. 003/y).

Междисциплинарные связи (с указанием разделов):

Название ПМ, МДК (по КТП)

Название раздела, темы занятия (по КТП)

 ОП.01.  Основы латинского языка с медицинской терминологией

«Терминология»

«Словообразование»

ОП.02. Анатомия и физиология человека

«Анатомия желудочно-кишечного тракта»

 ОП.07. Фармакология

«Антибактериальные препараты»

«Дезинтоксикационная терапия»

ПМ.04 МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг

«Профилактика ВБИ»

ПМ.01 МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению 

«Профилактика инфекционных       заболеваний»

Внутридисциплинарные связи:

Название УД, ПМ, МДК по КТП

Название раздела, темы занятия по КТП 

ПМ.02 МДК.02.01. тема 13 «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии»

«Учение об инфекции. Основы

 эпидемиологии»    

ПМ.02 МДК.02.01 тема 13 «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии»

«Диагностика, лечение и сестринская помощь при инфекционных заболеваниях»

ПМ.02 МДК.02.01 тема 13 «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии»

«Кишечные инфекции»

Литература:

  1. Малов В.А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия, 2013. – 304 с.

ХОД ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Этап занятия

Время

(мин.)

Методы, приемы обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность студента

1.

Организационный момент.

3

Проверяет внешний вид, готовность к уроку, фиксирует в журнале  отсутствующих.

2.

Сообщение цели занятия. Мотивация.

2

Видеометод (мультимедийная презентация)

Сообщает студентам цели и задачи занятия и показывает их на слайдах. Мотивирует студентов к повторению пройденного и изучению нового материала по теме занятия.

Слушают, смотрят презентацию, записывают тему и цели занятия в тетрадь, участвуют в беседе.

Осознают важность изучаемой темы.

3.

Контроль исходного уровня знаний

15

Блиц-опрос

Озвучивает инструкцию по выполнению заданий,

оценивает работу каждого студента.

Устно дают отчет на поставленный вопрос, заносят баллы в лист рейтингового контроля.

4.

Изложение  и усвоение нового материала.

55

Объяснительно-иллюстративн-ый, проблемный  метод.

Кодирование информации (составление схем)

Рассказывает, объясняет, сопровождая рассказ демонстрацией презентации. Озвучивает инструкцию к выполнению заданий, помогает студентам в заполнении схем.

Слушают, смотрят презентацию, записывают в тетрадь,  осмысливают и запоминают материал. Активно участвуют в составлении схем. Заносят баллы в лист рейтингового контроля.

5.

Закрепление и контроль усвоения полученных знаний.

10

Работа малыми группами, решение ситуационных задач.

Дает инструкцию для выполнения задания.

Составляют план противоэпидемических мероприятий и вопросы для сбора эпидемиологического анамнеза.

7.

Подведение итогов занятия.

3

Рефлексия

Оценивает работу группы и каждого студента, выставляет отметки за занятие и комментирует их.

Рефлексия. Заносят баллы в лист рейтингового контроля.

9.

Домашнее задание.

2

Видеометод (мультимедийная презентация)

Задает задание на дом, дает инструкцию по выполнению.

Домашнее задание: 1. прочитать с. 217-224 учебника 1.

2. прочитать конспект лекции № 1, 2, 5

ВСР: подготовить презентацию по теме: «Ботулизм».

Записывают домашнее задание.

ИТОГО:

90


     

                   

 

                


ИНСТРУКЦИЯ: студенты делятся на 4 команды по 3-4 человека.

Преподаватель показывает слайды (приложение Б) и зачитывает вопросы. После чего командам дается 30 секунд на обсуждение. Затем каждая команда дает свой ответ на поставленный вопрос. А преподаватель показывает слайд с правильным ответом. Если ответ команды совпадает с ответом на слайде, то каждый студент это команды получает по 1 баллу. Если ответы не совпадают – по 0 баллов. Максимально за блиц-           опрос студент может получить 9 баллов.

ВОПРОСЫОшибка! Источник ссылки не найден.

Вопрос № 1.

Назовите микроорганизм, вызывающий ботулизм.

Вопрос № 2.

Охарактеризуйте Clostridium botulinum.

Вопрос № 3.

Назовите основной  метод уничтожения микроорганизма и его спор.

Вопрос № 4.

Назовите группу инфекций, к которой относится ботулизм.

Вопрос № 5.

Назовите механизм и путь передачи ботулизма.

Вопрос № 6.

При употреблении каких продуктов наиболее часто происходит заражение ботулизмом?

Вопрос № 7.

Назовите 2 основных метода диагностики ботулизма.

Вопрос № 8.

Назовите основные методы лечения ботулизма.

Вопрос № 9.

Назовите способы введения противоботулинической сыворотки.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Вопрос № 1.

Clostridium botulinum.

Вопрос № 2.

1. Грамм «-»;

2. Анаэроб;

3. Образует споры;

Вопрос № 3.

Кипячение:

1. вегетативные формы – 5 минут;

2. споры – 5 часов;

Вопрос № 4.

Пищевые токсико-инфекции.

Вопрос № 5.

Механизм передачи – фекально-оральный;                                
Путь передачи – пищевой.

Вопрос № 6.

При употреблении продуктов домашнего консервирования.

Вопрос № 7.

1.  Биологический (заражение лабораторных животных);

2. Бактериологический (посев на питательные среды кала, рвотных масс, промывных воды желудка, остатков пищи);

Вопрос № 8.

1. Введение противоботулинической сыворотки;

2. Промывание желудка и высокие сифонные клизмы;

3. Антибиотикотерапия;

4. Дезинтоксикационная терапия;

6. Витаминотерапия (витамины группы В).

Вопрос № 9.

1. По методу Безредки;

2. Внутривенно;


        

                

                

                           


ИНСТРУКЦИЯ: студенты слушают информацию, предоставляемую педагогом по теме занятия и  делают конспект  в рабочей тетради (приложение В). В пункте «Противоэпидемические мероприятия в очаге ботулизма» студенты помимо конспекта составляют блок-схему.

Клинические проявления ботулизма.

     Ботулинический токсин попадает с пищей в желудок человека, также попадают и сами клостридии, в желудке они продолжают размножаться и вырабатывать ботулотоксин. Соляная кислота, вырабатываемая в желудке человека, не разрушает токсин. Токсин всасывается в кровь в желудке и тонком кишечнике. Кровью он транспортируется по всему организму, в том числе, к спинному и головному мозгу. Ботулинический токсин поражает черепные нервы, особой чувствительностью к нему обладают двигательные нейроны продолговатого мозга и спинного мозга, это вызывает тяжелые последствия.
   
Инкубационный период при ботулизме составляет от 2-3 часов до 6 суток. Чем он короче, тем тяжелее отравление. Начало заболевания всегда острое и внезапное. При самых тяжелых случаях инкубационный период не более 24 часов. Симптомы быстро нарастают и без адекватно терапии может наступить летальный  исход.                                                                                      .                                                
    В клинической картине ботулизма выделяют несколько вариантов течения:

1. с преобладанием диспепсических расстройств;

2. с нарушением зрения (наиболее часто);

3.с нарушением дыхания. 

     Однако, независимо от варианта течения, у всех пациентов наблюдается синдром интоксикации, проявляющийся быстрой утомляемостью и прогрессирующей мышечной слабостью. Лихорадочная реакция при этом отсутствует.

     После интоксикационного синдрома, начинают появляются симптомы гастроэнтерита (гастроинтестинальный синдром):

1. схваткообразные боли в эпигастральной области;

2. тошнота;

3. рвота съеденной пищей;

4. диарея не более 5 раз в сутки;

5. вздутие живота, метеоризм.  

     Признаки гастроэнтерита продолжаются от нескольких часов до суток, после чего полностью исчезают и в клинической картине доминируют неврологические симптомы, то есть паралитический синдром.

Паралитический синдром при ботулизме может, как говорилось ранее протекать и нарушением зрения и нарушением дыхания:

     Паралитический синдром с нарушение зрения проявляется:

1. парезом аккомодации - нарушение способности глаза к четкому видению равноудаленных предметов;

 2. парезом конвергенции - нарушение способности к сведению осей обоих глаз для рассмотрения близкорасположенных предметов;

 3. парезом взора -  нарушение содружественного поворота глаз в сторону;

 4. мидриазом  - расширение зрачков;

 5. птозом - опущение верхнего века;

 6. сходящимся страбизмом - сходящееся косоглазие;

 7. горизонтальным нистагмом - непроизвольные движения глазных яблок из стороны в сторону;

     Паралитический синдром с нарушением дыхания проявляется:

1. чувством тяжести в груди;

2. чувством нехватки воздуха;

 3. поверхностным дыханием;                                                 

 4. одышкой.

     Нарушение дыхательной функции связано с парезами и параличами скелетных мышц.

     Так же возможны и другие проявления паралитичкеского синдрома, которые могут быть как изолированно, без признаков нарушения зрения и дыхания, так и протекать совместно с ними. К таким проявлениям относятся:

1. паралич мягкого неба

2.попёрхивание

3. дисфагия (нарушение глотания)

4. дизартрия (нарушение речи)

Противоэпидемические мероприятия в очаге ботулизма.

     Все противоэпидемические мероприятия в очаге ботулизма можно разделить на:

1. мероприятия в отношении больного;

2. мероприятия в отношении лиц, употреблявших продукт, явившийся фактором заражения;

3. мероприятия в отношении факторов передачи;

4. мероприятия общей направленности.

Мероприятия в отношении больного:

1.  Выявление.

Осуществляется на основании обращения за медицинской помощью, эпидемиологических данных. Диагностика основывается на характерной клинической симптоматике, эпидемиологических данных (употребление определенных продуктов, групповой характер заболевания).

2. Учет и регистрация.

Первичные документы учета информации:

а. карта амбулаторного больного (ф. 025/у);

б. история развития ребенка (ф. 112/у);

в. медицинская карта стационарного больного (ф. 003/y);

г. журнал учета инфекционных заболеваний (ф. № 060/у).

3. Экстренное извещение в ЦГСЭН.

ЛПУ, зарегистрировавшие случай заболевания, направляют в ЦГСЭН экстренное извещение (ф. №058/у). Внеочередное донесение подается в течение 12 часов с момента выявления ботулизма среди населения, заключительное –через 21 день.

4. Изоляция.

В инфекционном стационаре. Госпитализация необходима для лечебно-диагностических мероприятий, так как больной ботулизмом эпидемической опасности не представляет.

5. Выписка.

После клинического выздоровления.

6. Порядок допуска в коллективы.

 Без ограничений.

Мероприятия в отношении лиц, употреблявших продукт, явившийся фактором заражения.

1. Выявление.

Для выявления лиц, употреблявших продукт, явившийся фактором заражения, применяют метод опроса, в ряде случае прибегают к использованию средств массовой информации.

2. Клинический осмотр.

Осуществляет участковый врач. Включает опрос, оценку общего состояния, осмотр, измерение температуры тела. Уточняется наличие симптомов заболевания и дата их возникновения

3. Сбор эпидемиологического анамнеза.

Выясняют время и длительность употребления подозреваемого продукта питания.

4. Медицинское наблюдение.

Устанавливают на 12 дней.

5. Экстренная профилактика.

Вводят специфические сыворотки типа А, В, Е под наблюдением врача с соблюдением требований к введению гетерологичных препаратов.

Мероприятия в отношении факторов передачи.

1. Выявление.

Выявление продукта, послужившего причиной заражения, осуществляют на основании опроса заболевших и не заболевших, но находившихся в условиях, одинаковых по риску заражения.

2. Отбор проб пищевых продуктов.

Отбирают пробы подозрительных пищевых продуктов.

3. Уничтожение продуктов питания, послуживших причиной заболевания.

Пищевые продукты, послужившие причиной заражения ботулиническим токсином, подлежат уничтожению (сжигание, термическая обработка, обработка дезинфекционными средствами).

4. Заключительная дезинфекция.

Технологическое, кухонное оборудование, посуда и другие предметы, которые могли соприкасаться с продуктами, содержащими ботулинический токсин, подвергают дезинфекции с применение химических средств или кипячения.

Мероприятия общей направленности

1.Санитарное просвещение.

Проводится беседа о профилактике ботулизма в быту.

Особенности сестринской деятельности при ботулизме.

     Деятельность медицинской сестры при ботулизме крайне важна. Медсестра уже с первых минут обращения пациента в ЛПУ оказывает ему необходимую помощь. Она собирает эпид. анамнез, составляет схему противоэпидемических мероприятий, а так же проводит диагностические и лечебные мероприятия по назначению врача:

1. Наблюдение за состояние пациента, особенно за дыхательной и зрительной функцией;
2. Организация режима (строгий постельный с последующим расширением);

3. Осуществление зондового и парентерального питания или помощь при приеме пищи;

4. Осуществление или помощь в осуществлении личной гигиены;

5. Помощь при физиологических отправлениях;

6. Профилактика пролежней;

7. Смена или помощь при смене постельного и нательного белья;

8. Проведение лечебных мероприятий по назначению врача (внутривенные вливания, инъекции, промывание желудка, введение противоботулинической сыворотки и др.);

9. Ведение учетно-отчетной документации (журнал учета инфекционных заболеваний – ф. 060/у; карта амбулаторного больного – ф. 025/у, экстренное извещение в ЦГСЭН – ф. 058/у, медицинская карта стационарного больного – ф. 003/у).


        

               

        

                

                               


        

ИНСТРУКЦИЯ: студенты делятся на 4 команды по 3-4 человека. Преподаватель читает условие профессиональной задачи. После чего каждая команда получает свое задание. За правильное выполнение, которого каждый участник команды получает определенное количество баллов (приложение А).

ЗАДАЧА.

Вы – медицинская сестра кабинета инфекционных заболеваний поликлиники.

На приеме у врача пациент с жалобами на схваткообразные боли в животе, жидкий стул, тошноту, повторную рвоту.

Из анамнеза: вечером был на дне рождении у друга, где ел много различных салатов и других блюд и употреблял алкоголь.

Объективно: состояние относительно удовлетворительное. Кожные покровы обычной окраски и влажности. Температура – 36,9С. Птоз справа, мидриаз.

ЗАДАНИЯ (по одному для каждой команды)

1.Составьте вопросы для сбора эпидемиологического анамнеза.

2.Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге, направленных на заболевшего.

3.Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге, направленных на источник инфекции.

4.Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге в отношении лиц, употреблявших продукт, явившийся фактором заражения.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Составьте вопросы для сбора эпидемиологического анамнеза.

1.Употребляли ли Вы в пищу консервированные продукты или продукты домашнего приготовления (колбаса, сосиски и т.д.)?

2.Какие конкретно продукты употреблялись?

3.Сколько времени (максимально точно) прошло с момента употребления консерваций?

4.Кто еще употреблял данные продукты (список гостей с контактами)?

5.Место проведения мероприятия (дня рождения).

 

Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге, направленных на заболевшего.

1. Выявление.

Осуществляется на основании обращения за медицинской помощью, эпидемиологических данных.

2. Учет и регистрация.

Первичные документы учета информации:

а) карта амбулаторного больного (ф. 025/у);

б) история развития ребенка (ф. 112/у)

в) журнал учета инфекционных заболеваний (ф. № 060/у);

г) медицинская карта стационарного больного (ф. 003/y).

3. Экстренное извещение в ЦГСЭН.

ЛПУ, зарегистрировавшие случай заболевания, направляют в ЦГСЭН экстренное извещение (ф. №058/у). в течение 12 часов с момента выявления ботулизма среди населения и заключительное –через 21 день.

4. Изоляция – госпитализация в инфекционный стационар для проведения лечебно-диагностических мероприятий.

5. Выписка и порядок доступа в коллектив – после клинического выздоровления/без особенностей.

Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге, направленных на источник инфекции.

1. Выявление – осуществляют на основании опроса заболевших и не заболевших, но находившихся в условиях, одинаковых по риску заражения.

2. Отбор проб пищевых продуктов.

3. Уничтожение продуктов питания, послуживших причиной заболевания – пищевые продукты, послужившие причиной заражения ботулиническим токсином, подлежат уничтожению (сжигание, термическая обработка, обработка дезинфекционными средствами).

4. Заключительная дезинфекция – технологическое, кухонное оборудование, посуда и другие предметы, которые могли соприкасаться с продуктами, содержащими ботулинический токсин, подвергают дезинфекции с применение химических средств или кипячения.

Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге в отношении лиц, употреблявших продукт, явившийся фактором заражения.

1. Выявление – осуществляется при опросе заболевшего, в ряде случае прибегают к использованию средств массовой информации.

2. Клинический осмотр – осуществляет участковый врач. Включает опрос, оценку общего состояния, осмотр, измерение температуры тела. Уточняется наличие симптомов заболевания и дата их возникновения.

3. Сбор эпидемиологического анамнеза – выясняют время и длительность употребления подозреваемого продукта питания.

4. Медицинское наблюдение – устанавливают на 12 дней.

5. Экстренная профилактика - вводят специфические сыворотки типа А, В, Е,  под наблюдением врача с соблюдением требований к введению гетерологичных препаратов.                                         .


                 


Приложение А.

Оценочный лист.

Оценочный лист входит в состав рабочей тетради (приложение С) и заполняется студентом в ходе занятия. Преподаватель определяет набранное студентом количество баллов и объявляет ему, после чего, обучающийся вносит их в оценочный лист.

1.Блок контроля исходного уровня знаний (блиц-опрос).

0 баллов (в случае неправильного ответа)  

1 балл (в случае неправильного ответа)

Максимальное количество баллов – 9.

2. Блок контроля усвоения полученных знаний и умений (профессиональная задача).

1,2 и 4 команды      

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ответ включает все элементы, не содержит ошибок

3

Ответ включает 4 из названных выше элементов и не содержит ошибок,

ИЛИ ответ включает 5 из названных выше элементов, но содержит негрубые ошибки

2.5

Ответ включает 3 из названных выше элементов и не содержит ошибок,

ИЛИ ответ включает 4 из названных выше элементов, но содержит негрубые ошибки

2

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит ошибок,

ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые ошибки

1.5

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит ошибок,

ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые ошибки

1

Ответ неправильный

0

3 команда

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ответ включает все элементы, не содержит ошибок

3

Ответ включает 3 из названных выше элементов и не содержит ошибок,

ИЛИ ответ включает 4 из названных выше элементов, но содержит негрубые ошибки

2

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит ошибок,

ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые ошибки

1.5

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит ошибок,

ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые ошибки

1

Ответ неправильный

0

Итоговая оценка

Задание

Баллы

1.Блок контроля исходного уровня знаний (блиц-опрос).

2.Блок контроля усвоения полученных знаний и умений (профессиональная задача)

ВСЕГО:

Таблица перевода рейтинговых баллов в оценку.

Оценка

Баллы

5 (отлично)

10-12 баллов

4 (хорошо)

7 – 9 баллов

3 (удовлетворительно)

3 – 4 балла

2 (неудовлетворительно)

5 баллов


Приложение 3.

Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №1»

Рабочая тетрадь

по теме: «Ботулизм»

ФИО Студента_______________________________

Группа________________________

Клинические проявления ботулизма.

Ботулизм – острое инфекционное заболевание из группы пищевых токсикоинфекций, характеризующееся поражением нервной системы с развитием парезов и параличей различных групп мышц.

Варианты течения: 1.____________________________________________________________                                  2.____________________________________________________________                                  3.____________________________________________________________

Инкубационный период -  __________________________________________

Начало - __________________________________________________________

Клинические проявления:

  1. Синдром интоксикации:    1)_____________________________________________________________

2)_____________________________________________________________

3)_____________________________________________________________

  1. Гастроинтестинальный синдром:

   1)___________________________________________________________

   2)___________________________________________________________

   3)___________________________________________________________

   4)___________________________________________________________

   5)____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Паралитический синдром:

1)с нарушением зрения                  

а)__________________________________ __________________________           б)__________________________________   __________________________           в)__________________________________ __________________________           г)__________________________________ __________________________           д)__________________________________Е                                                                е)__________________________________                                                                               ж)_________________________________   

Convergere_ocul_1

Парез аккомодации (рис.1) – ____________

______________________________________

______________________________________

Парез конвергенции (рис.1) – ___________

______________________________________

______________________________________        

                                                                                                     Рис. 1

Парез взора (рис. 2) –____________________

_______________________________________

_______________________________________

               

                                                                                                      Рис. 2

Страбизм (рис. 3) -_____________________________

______________________________________________

______________________________________________

                                                                                                       

                                                                                                        Рис. 3

Птоз (рис. 4) - _____________________________

__________________________________________

                                                                                         

                                                                                                      Рис. 4

        

Горизонтальный нистагм (рис. 5)- ___________

__________________________________________

                                                                                                           

                                                                                                 Рис. 5


2)с нарушением дыхания              

а)__________________________________ __________________________           б)__________________________________  __________________________           в)__________________________________                                                                                 г)_______________________________________________________________________________________________________________________________________

3) другие проявления                    

а) __________________________________  __________________________       б)__________________________________ __________________________       в)__________________________________                                                                     __________________________________                                                                                                               г)__________________________________                                                              __________________________________

Противоэпидемические мероприятия в очаге ботулизма.

     

               

                                                                                                                   

                                                             

                                                                                                                     

Мероприятия, направленные на больного:

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4._______________________________________________________________________________________________________________________________________5.___________________________________________________________________6.__________________________________________________________

Мероприятия, направленные на лиц, употреблявших продукт, явившийся фактором заражения:

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________________________4.___________________________________________________________________5.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мероприятия, направленные на факторы заражения:

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._______________________________________________________________________________________________________________________________________3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мероприятия общей направленности:

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности сестринской деятельности при ботулизме.

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________2._______________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________________________4._______________________________________________________________________________________________________________________________________5.___________________________________________________________________6.___________________________________________________________________7.___________________________________________________________________8.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________9.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Домашнее задание и ВСР.

________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист.

1. 1.Блок контроля исходного уровня знаний - блиц-опрос

 (нужное обвести).

0 баллов      1 балл        2 баллов     3 балла      

 4 балла      5 баллов     6 баллов     7 баллов    

8 баллов     9 баллов

3. Ситуационная задача.

0 баллов      1 балл       1,5 балла

2 балла      2,5 балла     3 баллов      

Итоговая оценка

Задание

Баллы

1.Блок контроля исходного уровня знаний (блиц-опрос).

2.Блок контроля усвоения полученных знаний и умений (профессиональная задача)

ВСЕГО:

Таблица перевода рейтинговых баллов в оценку.

Оценка

Баллы

5 (отлично)

10-12 баллов

4 (хорошо)

7 – 9 баллов

3 (удовлетворительно)

3 – 4 балла

2 (неудовлетворительно)

5 баллов

Оценка за занятие_________

Подпись преподавателя______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для самостоятельной работы по теме "Инфекционный контроль и безопасность медицинского персонала" для дисциплины "Иностранный язык"

Методическое пособие  разработано на основе рабочей программы по дисциплине Иностранный язык в соответвии Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профес...

Методические рекомендации для аудиторной самостоятельной работы студентов по теме Сестринская помощь в оториноларингологии

В данной методической рекомендации представлены манипуляции, которые студент должен освоить в процессе самостоятельной подготовки, чтобы успешно пройти итоговый контроль по данной теме....

Методическое пособие для самоподготовки студентов по теме "Рахит"

Методическое пособие по теме:"Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз Д" предназначено для самоподготовки студентов во внеаудиторное время по МДК 02.04 "Лечение пациентов детского возраста", ПМ 02. "Лечебн...

Методическое пособие для выполнения самостоятельной работы Тема: «Проект - мультимедийная презентация», «Эссе», «Доклад», «Личное письмо»,«Составление кроссворда»

Данное методическое пособие для выполнения самостоятельной работы по теме: «Мультимедийная презентация», «Эссе», «Доклад», «Личное письмо», «Составление кроссворда» составлено в соответствии с Рабочей...

Методическое пособие для проведения теоретического занятия Тема: «Образование Древнерусского государства»

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 1 курса обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»; тема – «Образование Дре...

Методическое пособие для теоретического занятия по теме "Репродуктивная система человека. Мужская половая система"

Методическое пособие по теме "Репродуктивная система человека. Мужская половая система" предназначено для проведения теоретического занятия по анатомии и физиологии человека со студентами сп...

Методическая разработка для практического занятия по теме " Обучение оказанию сестринской помощи при заболеваниях хрусталика, глаукоме"

Методическая разработка для практического занятия по теме "Обучение оказанию сестринской помощи при заболеваниях хрусталика, глаукоме" может быть использована преподавателями на занятии по п...