РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 34.02.01. Сестринское дело
рабочая программа на тему
1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 34.02.01 Сестринское дело дисциплина ОП. 02 Анатомия и физиология человека относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
В соответствии с результатами освоения программы подготовки специалистов среднего звена, медицинская сестра/медицинский брат (базовой подготовки) должен овладеть общими и профессиональными компетенциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aif_rp_sd_9-letka_ananeva_n.v.doc | 353 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
(наименование дисциплины)
34.02.01. Сестринское дело
на базе основного общего образования
Москва
2017г.
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией №2 Дисциплин общепрофессионального цикла наименование комиссии Протокол №1 от «31 » августа 2017 г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело____ код, наименование специальности |
Председатель предметной (цикловой) комиссии _________/М.Е. Майорова Подпись Ф.И.О. | Заместитель директора по учебной работе _____________/_____________ Подпись Ф.И.О. |
Составители: Ананьева Н.В. Преподаватель высшей квалификационной категории. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №2»
Илазарова Т.И. Преподаватель высшей квалификационной категории. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №2»
Кондакова Е.Н. Преподаватель высшей квалификационной категории. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №2»
Кулагина Т.В. Преподаватель высшей квалификационной категории. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №2»
Лебедева Т.Н. Преподаватель высшей квалификационной категории. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №2»
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
| 4 |
| 9 |
| 25 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 27 |
1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 34.02.01 Сестринское дело дисциплина ОП. 02 Анатомия и физиология человека относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
В соответствии с результатами освоения программы подготовки специалистов среднего звена, медицинская сестра/медицинский брат (базовой подготовки) должен овладеть компетенциями:
Компетенция | Содержание |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ПК 1.1. | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. |
ПК 1.2. | Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. |
ПК 1.3. | Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3. | Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.5. | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия. |
ПК 2.8. | Оказывать паллиативную помощь. |
ПК 3.1. | Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. |
ПК 3.2. | Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. |
ПК 3.3. | Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. |
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 240 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 160 часов;
самостоятельной работы обучающегося 80 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 240 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 160 |
в том числе: | |
Практические занятия: | 96 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 80 |
в том числе: | |
написание рефератов подготовка докладов составление конспекта по тексту учебника составление рисунка-схемы составление таблицы составление словаря терминов | 18 6 4 26 24 2 |
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 02 «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. Анатомия и физиология как науки | Т-2 ПР-0 СР-4 | ||
Тема 1.1. Анатомия и физиология как науки | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
РАЗДЕЛ 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии | Т-6 ПР-12 СР-6 | ||
Тема 2.1. Основы цитологии. Клетка | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Практические занятия:
Строение клетки. Функции органоидов клетки.
Неорганические и органические вещества клетки. Стадии митоза. Стадии мейоза. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Тема 2.2. Эпителиальная и соединительная ткани | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Практические занятия:
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 4. Составление сравнительной таблицы тканей. | 2 | ||
Тема 2.3. Мышечная ткань. Нервная ткань | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Практические занятия:
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
РАЗДЕЛ 3. Общие вопросы анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата | Т-12 ПР-24 СР-14 | ||
Тема 3.1. Морфофункциональная характеристика аппарата движения | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Тема 3.2. Кости, их соединения и мышцы головы | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Практические занятия:
| 6 | ||
Тема 3.3. Скелет и аппарат движения туловища | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Практические занятия:
| 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Тема 3.4. Скелет и аппарат движения верхних конечностей | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Практические занятия:
| 4 | ||
| |||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Тема 3.5. Скелет и аппарат движения нижних конечностей | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Практические занятия:
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Тема 3.6. Исследование двигательных функций методом активных и пассивных движений | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Практические занятия:
| 2 | ||
РАЗДЕЛ 4. Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы | Т-8 ПР-14 СР-18 | ||
Тема 4.1. Анатомия и физиология сердца | Содержание учебного материала:
| 2 | |
2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 6 | ||
Практические занятия:
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Тема 4.2. Процесс кровообращения Тема 4.2.1. Процесс кровообращения. | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Тема 4.2.2. Артерии и вены большого круга кровообращения. . | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Практические занятия:
| 8 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Тема 4.3. Функциональная анатомия лимфатической системы | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Практические занятия:
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 6 | ||
РАЗДЕЛ 5. Анатомия и физиология дыхательной системы | Т-2 ПР-6 СР-4 | ||
Тема 5.1. Анатомия и физиология органов дыхания | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Практические занятия:
| 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
РАЗДЕЛ 6. Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительной системы | Т-12 П-10 СР-4 | ||
Тема 6.1. Анатомия органов пищеварения | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Практические занятия:
| 6 | ||
Тема 6.2. Анатомия и физиология больших пищеварительных желез | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Тема 6.3. Физиология пищеварения Тема 6.3.1. Пищеварение в полости рта и желудке. | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Тема 6.3.2. Пищеварение в кишечнике. | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Тема 6.4. Обмен веществ и энергии в организме Тема 6.4.1. Обмен веществ и энергии в организме. | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Тема 6.4.2. Водно-солевой обмен. Витамины | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Практические занятия:
| 4 | ||
РАЗДЕЛ 7. Общие вопросы анатомии и физиологии мочевыделительной системы человека. | Т-2 ПР-4 СР-6 | ||
Тема 7.1. Анатомия и физиология мочевыделительной системы | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Практические занятия:
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
РАЗДЕЛ 8. Общие вопросы анатомии и физиологии репродуктивной системы | Т-6 ПР-6 СР-2 | ||
Тема 8.1. Анатомия и физиология репродуктивной системы Тема 8.1.1. Анатомия и физиология репродуктивной системы | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Тема 8.1.2. Женские половые органы | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Тема 8.1.3. Мужские половые органы | Содержание учебного материала:
Промежность: понятие, границы, мочеполовой и анальный треугольник, мужская и женская промежность. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Практические занятия:
| 6 | ||
РАЗДЕЛ 9. Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма | Т-12 ПР-20 СР-22 | ||
Тема 9.1. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Практические занятия:
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 6 | ||
Тема 9.2. Нервная регуляция процессов жизнедеятельности Тема 9.2.1. Спинной мозг. | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Тема 9.2.2. Головной мозг | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Тема 9.2.3. Вегетативная нервная система. | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Практические занятия:
| 10 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 6 | ||
Тема 9.3. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем Тема 9.3.1. Соматическая, зрительная сенсорные системы. | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Тема 9.3.2. Слуховая, вестибулярная, ноцицептивная, висцеральная сенсорные системы. | Содержание учебного материала:
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Практические занятия:
| 8 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 2 | ||
Итоговое занятие | Содержание учебного материала: | 2 | |
| 2 | ||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 160 часа | ||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 240 часов |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета анатомии и физиологии человека.
3.1. Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала
Классная доска
Стол и стул для преподавателя
Столы и стулья для студентов
Тумбочки для ТСО
Стеллажи для муляжей и моделей
Фонендоскоп
Тонометр
Термометр
Микроскопы с набором объективов
Спирометры
Динамометры
Дуоденальный и желудочный зонды.
Плакаты
Схемы
Рисунки
Фотографии
Рентгеновские снимки
Таблицы
Скелеты
Наборы костей
Модели
Фантомы
Муляжи
Влажные препараты
Микропрепараты
Электрокардиограф
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедийный проектор или интерактивная доска
- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или
маркеры
- экран (при отсутствии интерактивной доски)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология. Учебник для медицинских училищ и колледжей. - М.: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2017, 536 с.
2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г., Чава С.В. Анатомия человека. Атлас - М.: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2015, 373 с.
Дополнительные источники:
1. Большой атлас анатомии. - Харьков Белгород: Клуб семейного досуга, 2012
2.Малый атлас анатомии человека. - М: ООО "Дом славянской книги", 2013
3. Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. - Ростов-на-Дону "Феникс", 2012
Интернет-ресурcы:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: - строения человеческого тела - функциональных систем человека, - их регуляции и саморегуляции функциональных систем человека при взаимодействии с внешней средой | ОК 1-6, 8, 11 ПК 1.1-1-3, 2.1-2.8, 3.1-3.3 | Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися практических умений. Решение заданий в тестовой форме. Квалификационный экзамен в форме решения заданий в тестовой форме и демонстрации практических умений. |
Умения: - применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи | ОК 1-6, 8, 11 ПК 1.1-1-3, 2.1-2.8, 3.1-3.3 | Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися практических умений. Решение заданий в тестовой форме. Комплексный экзамен в форме решения заданий в тестовой форме и демонстрации практических умений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Акушерское дело
Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Акушерское дело составлена на основе требования ФГОС СПО . Программа разработана для применения в медициннских у...
Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Лечебное дело
Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Лечебное дело составлена на основании примерной программы по дисциплине и в соотвествии с требованиями ФГОС СПО....
Рабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология человека. Акушерское дело 2018г
Программа для СПО...
Рабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология человека 2018г. Сестринское дело
Рабочая программа для СПО...
Рабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология человека. Акушерское дело 2019г
Рабочая программа для СПО...