Методическая разработка практического занятия по теме: "Принципы лечения пациентов в наркологии. Алкоголизм"
методическая разработка на тему
По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель распространённости алкоголизма в высокоразвитых странах колеблется в пределах от 11 до 44 случаев на 1000 человек. Традиционно подавляющее большинство лиц, страдающих алкоголизмом, составляют мужчины. Однако в последнее время обозначилась тенденция роста алкоголизма среди женщин (соотношение женского и мужского алкоголизма сейчас составляет 1:6). Участились случаи злоупотреблением алкогольными напитками подростками и юношами, приводящие к развитию злокачественных быстро прогрессирующих форм алкоголизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 451.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
БУДЕННОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка практического занятия
для преподавателя
ПО ПМ 02 МДК 02.01. Лечение пациентов психиатрического профиля.
Специальность «лечебное дело»
ТЕМА:
«Принципы лечения пациентов в наркологии. Алкоголизм».
Разработала:
Преподаватель ПМ
Высшей квалификационной категории
Рудакова Н.В.
Буденновск, 2016 г
Рассмотрено и одобрено:
на заседании ЦМК
протокол № 2
«23» сентября 2016 г.
Председатель ЦМК _________Н.В. Рудакова
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка.
- Цели занятия.
3. Основные этапы занятия.
4. Карта модульных связей.
5. Стандарт по теме.
6. Теоретическая часть.
7. Практическая часть занятия.
8. Тестовый контроль.
9. Список литературы.
- Пояснительная записка
По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель распространённости алкоголизма в высокоразвитых странах колеблется в пределах от 11 до 44 случаев на 1000 человек. Традиционно подавляющее большинство лиц, страдающих алкоголизмом, составляют мужчины. Однако в последнее время обозначилась тенденция роста алкоголизма среди женщин (соотношение женского и мужского алкоголизма сейчас составляет 1:6). Участились случаи злоупотреблением алкогольными напитками подростками и юношами, приводящие к развитию злокачественных быстро прогрессирующих форм алкоголизма.
На протяжении всего XX столетия наблюдалась устойчивая тенденция к увеличению числа больных алкоголизмом. Например, средневзвешенный ежегодный показатель распространения алкоголизма в 15 экономически развитых странах составлял 0,3 на 1000 населения в 1900—1929 годах, 12,3 — в 1956—1975 годах; только с 1930 по 1965 годы число больных алкоголизмом увеличилось более чем в 50 раз. Первые исследования эпидемиологии алкоголизма в развитых странах показали, что алкоголизм наиболее распространён во Франции, далее следовали США, Швейцария и Швеция. Однако со временем показатели менялись; так, в США потребление алкоголя снизилось, а в странах бывшего СССР и Японии — возросло. К началу XXI века в мире производилось свыше 200 млрд. литров алкогольных напитков в год; во всех развитых странах большинство населения в возрасте старше 15 лет употребляло спиртные напитки, при этом около 1/6 мужчин и около 1/13 женщин употребляли алкоголь ежедневно.
Методическая разработка на тему: «Принципы лечения пациентов в наркологии. Алкоголизм.» предназначена для проведения практического занятия со студентами 3 курса по специальности 31.02.01 «Лечебное дело». Тема соответствует программе по ПМ 02 «Лечебная деятельность».
- Цели занятия:
- Обучающие:
Изучить:
- Этиологию хронического алкоголизма.
- Ведущие клинические симптомы и синдромы заболевания.
- Современные методы лечения алкоголизма.
- Клинические проявления и методы лечения алкогольных психозов.
- Воспитательные:
- Формировать интерес студентов к будущей профессии.
- Воспитывать чувство ответственности при оказании помощи.
- Формировать познавательную потребность студентов.
- Развивающие:
- Развивать умение воспринимать и осмысливать знания
- Делать обоснованный выбор в назначении лекарственных препаратов
- Активизировать мыслительную деятельность студентов
Тип занятия: практическое
Место проведения: кабинет доклиники на базе ПНД
Время занятия: 270 минут
Оснащение занятия:
- Медикаменты
- Стойка-штатив для в/в капельного вливания
- Лотки
- Стерильные ватные шарики
- Системы для в/в капельного вливания
- Ножницы
- Спирт 70%
- Перчатки
- Маски
Раздаточный материал:
- Тесты
- Таблицы
- Стандарты лечебных манипуляций
- Ситуационные задачи
ТСО
- Ноутбук
- Учебный фильм
3. Основные этапы занятия.
1. Организационный момент – 2 минуты
2. Изложение плана и методики проведения занятия – 5 минуты
3. Проверка готовности студентов по теме занятия – 40 минут
4. Демонстрационная часть – 25 минут
5. Самостоятельная работа – 170 минут
6. Закрепление материала – 20 минут
7. Подведение итогов занятия – 5 минуты
8. Задание на дом – 3 минуты
4. Карта модульных связей.
Внутримодульные связи:
- Лечение наркомании.
- Лечение эпилепсии.
Межмодульные связи:
- ПМ 01 – Диагностика психических болезней с курсом наркологии.
- ПМ 03 – Проведение реанимационных мероприятий.
- ПМ 04 – Профилактика хронического алкоголизма.
- ПМ 05 – Реабилитация пациентов с хроническим алкоголизмом.
- ПМ 07 – В/В капельное вливание лекарственных средств, в/м инъекция, в/в инъекция, промывание желудка.
- Дисциплина «Фармакология» - ноотропы, нейролептики, транквилизаторы.
- Дисциплина «Психология» - оказание психологической поддержки пациенту и его родственникам.
9. Дисциплина «Основы патологии» - органические поражения головного мозга.
5. Стандарт по теме.
Профессиональный модуль 02 является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): лечебно-диагностической деятельности. Изучение ПМ 02 ведется согласно рабочей программе и календарно – тематическому плану. В соответствии с этими документами студент после изучения темы должен овладеть профессиональными компетенциями:
ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.
И общими компетенциями:
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
ОК 14 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Студент должен уметь:
- проводить дифференциальную диагностику заболеваний;
- определять тактику ведения пациента;
- назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение;
- определять показания и противопоказания к применению лекарственных средств;
- применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;
Студент должен знать:
- принципы лечения и ухода в психиатрии и наркологии.
- фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов;
- показания и противопоказания к назначению лекарственных средств;
- побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;
- особенности применения лекарственных препаратов у разных возрастных групп.
Сформировать практический опыт:
• назначения лечения и определения тактики ведения пациента;
• выполнения и оценки результатов лечебных мероприятий;
• организации специализированного ухода за пациентами при различной патологии с учетом возраста;
• оказания медицинских услуг в психиатрии и наркологии.
- Теоретическая часть.
Конспект темы.
Принципы лечения пациентов в наркологии. Алкоголизм.
- Организация наркологической службы в РФ.
- Острая алкогольная интоксикация (опьянение).
- Хронический алкоголизм.
- Алкогольные психозы.
- Организация наркологической службы в РФ.
Наркология — это наука, изучающая действие психоактивных веществ на организм человека, а так же причины, клинические проявления, методы лечения и профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Наркологическая помощь осуществляется амбулаторно и стационарно.
Амбулаторная наркологическая помощь проводится в наркологических диспансерах, отделениях, кабинетах. Их задача состоит в выявлении и учете больных алкоголизмом и наркоманией. Наркологический диспансер оказывает постоянную лечебно-диагностическую и консультативную помощь.
Стационарная наркологическая помощь осуществляется наркологическими больницами и отделениями психиатрических больниц. В наркологических стационарах предусмотрены отделения для первичной и повторной госпитализации, а т. ж. палаты интенсивной терапии для больных с алкогольными психозами.
2. Острая алкогольная интоксикация (опьянение).
Опьянение вызывается действием этилового спирта. Клиника зависит от концентрации и дозы алкоголя.
Простое опьянение:
Легкая степень. В первые минуты после приёма алкоголя появляется чувство тепла, комфорта, повышается настроение, человек становится хвастливым, самоуверенным, активен, разговорчив. Однако суждения становятся неточными, снижается критичность. Концентрация алкоголя в крови 0,5-1,5 %.
Средняя степень. Проявляется эйфорией, двигательным возбуждением, раздражительностью или подавленным настроением. Речь однообразна, стереотипна, нарушается координация движений. Характерна перфорационная амнезия. Концентрация алкоголя в крови 1,5 -2,5 %.
Тяжелая степень. Расстройство сознания по типу оглушения, движения некоординированны, речь невнятна, возможны судорожные припадки, непроизвольное мочеиспускание, дефекация. Амнезия на весь период опьянения. Концентрация алкоголя в крови 2,5 -3 %.
При концентрации алкоголя свыше 5% наступает смерть.
Патологическое опьянение: Развивается у лиц перенесших ЧМТ, после длительного недосыпания, стресса. Развивается после приема небольшого количества алкоголя (50-100 мл) и сопровождается кратковременными психотическими расстройствами: сумеречным расстройством сознания, бредом, галлюцинациями. Период опьянения полностью амнезируется.
Помощь:
- вызвать рвоту, вплоть до исчезновения запаха алкоголя из рвотных масс
- внутрь стакан теплой воды с 10 кап. нашатырного спирта
- В/В физраствор, глюкоза в больших дозах, витамины В, С
- В/М кордиамин, кофеин, лобелин
- при патологическом опьянение дополнительно аминазин, седуксен
3. Хронический алкоголизм.
Хронический алкоголизм — это прогридиентное заболевание, которое характеризуется патологическим влечением к алкоголю, психической и физической зависимостью от него, наличием абстинентного синдрома и деградацией личности.
Этиология:
1. Биологический фактор — генетическая предрасположенность, дефицит серотонина, норадреналина.
2. Социальный фактор — стресс, семейная дезадаптация, снижение экономического уровня.
3. Психологический фактор — стремление к снижению уровня тревоги, улучшению коммуникации.
Клиника:
Заболевание развивается в три стадии, после многолетнего употребления алкогольных напитков.
1. Неврастеническая (психическая зависимость).
- рост толерантности (устойчивости) к алкоголю
- увеличение дозы и потеря контроля над ней
- алкогольная амнезия
- утрата защитного рвотного рефлекса
- изменение настроения: вместо желаемой эйфории появляется раздражительность, подавленность
- изменение личности: лживость, хвастливость, назойливость
2 . Наркоманическая (физическая зависимость).
- употребление алкоголя не зависит от жизненных ситуаций
- окончательная потеря контроля над дозой
- псевдозапои 2-3дня
- усугубление изменений личности
- появление абстинентного синдрома
Абстинентный синдром — синдром отмены. Появляется при прекращении употребления алкоголя. Проявляется соматическими нарушениями:тахикардия, повышение А/Д, головокружение, головная боль, сопровождается дисфорией тревожной депрессией, суицидальными попытками. Симптомы снижаются или проходят при приеме алкоголя.
3. Энцефалопатическая (алкогольная деградация).
- усиление абстиненции до 5-7 дней
- резкое падение толерантности
- появление истинных запоев 4-10 дней
- амнезия на весь период опьянения
- полная деградация личности: исчезают чувство такта, долга, ответственности, разрушаются родственные и социальные связи.
Детский и женский алкоголизм отличается злокачественным течением и приводит к полной деградации личности уже через 2-3 года от начала алкоголизации.
Лечение:
Дезинтоксикационная терапия — устранение абстинентного синдрома
- в/в глюкоза 5% в большом объеме, гемодез
- 10 ЕД инсулина п/к
- витамины группы В, С
- натрия тиосульфат 30% 10 мл в\в
- транквилизаторы (элениум, фенозепам)
- ноотропы ( ноотропил, пирацетам)
Условнорефлекторная терапия — выработка рвотного рефлекса не алкоголь. Больному дают выпить немного алкоголя, затем рвотное средство (апоморфин, эмитин, отвар чабреца). Количество процедур — 25, до закрепления рвотного рефлекса.
Сенсибилизирующая терапия — формирование повышенной чувствительности к алкоголю. Терапия основана на регулярном приеме препарата антабуса ( тетурам) или подкожная имплантация его аналога — эспираль. Прием алкоголя на фоне сенсибилизируещей терапии вызывает тяжелые соматические расстройства. Обязательно требуется согласие больного на лечение.
Психотерапия — один из наиболее действенных методов, всегда сочетается с медикаментозным лечением:
- гипноз
- кодирование
- аутотренинг
- групповая терапия
4. Алкогольные психозы.
На второй и третьей стадии хронического алкоголизма возможно развитие алкогольных психозов. Чаще всего встречаются следующие формы.
Алкогольный делирий ( белая горячка).
Алкогольный делирий или белая горячка - наиболее частая форма алкогольных психозов, составляющих около 80% от общего их количества. Этот вид психоза отмечается наибольшей остротой и кратковременностью течения. Возникает он обычно на фоне выраженного похмельного синдрома по окончании очередного запоя или при вынужденном прекращении длительного злоупотребления алкоголем, что бывает при помещении больного на стационарное лечение или при тюремной изоляции, но иногда делирий может начинаться у больных алкоголизмом и в условиях длительного непрерывного пьянства. Часто он провоцируется соматическими, инфекционными заболеваниями, оперативным вмешательством.
В типичных случаях началу психоза предшествует длящийся несколько дней продроминальный период, в течение которого нарастают беспричинные тревога, страх, суетливость, нарушение ночного сна с появлением кошмарных сновидений. Тревога и страх усиливаются в ночное время. Больные боятся темноты, ложась спать, оставляют в комнате включенный свет. Непосредственно перед началом психоза в течении 1-2 дней ночной сои может полностью отсутствовать. Больные жалуются на усиленную потливость, сердцебиение, общее недомогание, появляется и усиливается тремор рук, настроение постоянно меняется. Психоз начинается с гипногагических галлюцинаций. Ночью при закрывании глаз или легкой дремоте слышатся шаги, звонок в дверь, перед глазами возникают устрашающие образы («человек в черном», лица умерших родственников, «бандиты» в темном окне и т.д.). Вначале при открывании глаз эти явления исчезают, но затем становятся более частыми и стойкими, страх усиливается, больные с целью самозащиты часто вооружаются, убегают из дома, прячутся. Больные в этом состоянии перестают ориентироваться в окружающем, в собственной личности ориентированы правильно, преобладают зрительные галлюцинации неприятного содержания, связанные с профессией. Поведение больных соответствует содержанию галлюцинаций. Они возбуждены, агрессивны, в страхе обороняются от мнимых преследователей, угрожают, что-то ищут в одежде, стряхивают мнимых насекомых и т.д. Наряду с психическими расстройствами у больных наблюдаются сомато-вегетативиые нарушения: повышение температуры, гипергидроз, гиперемия склер, тахикардия, повышение артериального давления, тремор рук, языка, головы. Психоз продолжается от 2 до 5 дней, завершается наступлением продолжительного сна. Больные в основном помнят пережитые психотичные расстройства, иногда правильно оценивают их болезненный характер, но в некоторых случаях пережитое расценивают как реальность. Тяжелым осложнением делирия является отек мозга. При отсутствии интенсивной терапии может наступить летальный исход.
Лечение белой горячки
Больные с белой горячкой нуждаются в неотложной терапии в условиях психиатрической больницы. Но в условиях сельской местности при невозможности транспортировать больного в психиатрическую больницу мероприятия по оказанию неотложной помощи должны осуществляться в любом медицинском учреждении, включая районную или участковую больницу. Транспортировка больного в психиатрическую больницу также требует дополнительных мероприятий по купированию психомоторного возбуждения и профилактике соматических осложнений. Транспортировка производится санитарными машинами или в отдельном купе железнодорожного вагона. Использование воздушного транспорта не допускается. Сопровождать больного должны не менее 3-х человек, способных удержать больного в состоянии психомоторного возбуждения, врача или фельдшера. Медицинские работники должны иметь при себе стерильные шприцы и необходимые медикаментозные средства для оказания скорой помощи и купирования возбуждения,
С целью купирования возбуждения рекомендуется применять в/в 2-4 мл 0,5% р-ра седуксена (реланиума). В случае недостаточного седативного эффекта в/м водят 0,5 мл 0.5% р-ра галоперидола или 15-20 мл 20% р-ра оксибутирата натрия.
Дополнительно могут назначаться в/м инъекции димедрола (10-30 мг). Большую роль играет дезинтоксикационная терапия: гемодез, реополиглюкин. Необходима витаминотерапия, особенно введение больших доз витамина В (В1 – 3 мл 3 раза в день; В6 – 2 мл 2 раза в день; В12 - 200 мкг ч/день).
Острый алкогольный галлюциноз развивается чаще всего на фоне абстиненции, сопровождается слуховыми, галлюцинациями в форме диалога. В одних случаях голоса обсуждают больного и он упоминается в третьем лице, в других - они адресуются самому больному, постоянно меняется содержание слуховых галлюцинаций, Это разнообразные обвинения, угрозы, обсуждение его былых поступков и формы наказания, включая жестокую расправу, которую он заслужил, голоса то усиливаются, то ослабевают. Возникает тревога, страх, двигательное возбуждение, симптомы усиливаются в вечернее и ночное время. Длится состояние от 2 до 4 недель.
К подострым и хроническим галлюцинозам относят состояния, которые длятся от 1 до 6 месяцев и более полугода. Особенность затяжного и хронического алкогольного галлюциноза заключается в длительном течении, преобладании стойких вербальных галлюцинаций при отсутствии нарушений сознания и относительно упорядоченном поведении. Эта патология возникает у больных на фоне перенесенных ранее черепно-мозговой травмы, сосудистых, нейроинфекционных и других органических заболевании центральной нервной системы. Течение психоза волнообразное. Периоды ремиссии меняются периодами обострения, причиной которых чаще всего служит возобновление или усиление пьянства. Провоцирующими факторами служат соматические, инфекционные заболевания, психические травмы.
В случае полного и длительного прекращения алкоголизации галлюцинации постепенно затухают, обычно больные продолжают изредка слышать отдельные тихие голоса индифферентного содержания, временами по вечерам ими слышатся чьи-то шаги, тихая музыка. Больные обычно скрывают эти переживания и они не находят отражения в их поведении.
Лечение алкогольного галлюциноза
Больные должны быть в этом состоянии помещены в психиатрическую больницу, так как представляют социальную опасность. Затем проводится;
1. Дезинтоксикационная терапия (гемодез реополиглюкин).
2. Галоперидол по схеме.
3. Витаминотерапия (группа В).
Алкогольный параноид.
На фоне похмельного абстинентного синдрома или запоя возникает алкогольный бред преследования. Развивается внезапно, реже после непродолжительного периода тревожных опасений и бредовой настроенности. Бред преследования, физического уничтожения, ограбления сопровождается резко выраженной растерянностью, страхом, тревогой. Поступки больного носят импульсивный характер - они выпрыгивают из транспорта, внезапно бросаются бежать, обращаются за помощью к органам власти, могут совершать нападение на мнимых врагов, нанести себе тяжелые повреждения. Продолжительность психоза от нескольких дней до нескольких недель, иногда затягивается на несколько месяцев.
Алкогольный бред ревности
Эта форма заболевания возникает после 40 лет на фоне выраженных алкогольных изменений личности. Вначале ревность проявляется лишь в состоянии опьянения или похмелья. Со временем подозрения в неверности остаются и вне алкогольных эксцессов постепенно формируется систематизированный бред в узких границах. Больной начинает следить за женой и может применить в отношении нее жестокие насильственные действия.
Лечение алкогольного параноида
Больные должны быть помещены в психиатрическую больницу. Для обрыва этого состояния применяют сочетания галолперидола с тизерцином или аминазином.
Больные с систематизированным бредом ревности подлежат длительному и стационарному лечению с назначением активных антипсихотических средств
Фронтальный опрос.
Этиология хронического алкоголизма. (Биологический фактор — генетическая предрасположенность, дефицит серотонина, норадреналина. Социальный фактор — стресс, семейная дезадаптация, снижение экономического уровня. Психологический фактор — стремление к снижению уровня тревоги, улучшению коммуникации).
Назовите стадии алкоголизма. (неврастеническая, наркоманическая, энцефалопатическая).
В какой стадии алкоголизма формируется психическая зависимость? (в 1-ой стадии — неврастенической).
Для какой стадии алкоголизма характерен абстинентный синдром? (для 2-ой стадии — наркоманической).
В какой стадии алкоголизма утрачивается защитный рвотный рефлекс? (в 1-ой стадии — неврастенической).
Назовите личностные изменения в наркоманической стадии. (усиление раздражительности, огрубление эмоций, разрушение морально-этических барьеров).
Назовите характерные симптомы энцефалопатической стадии. (резкое падение толерантности к алкоголю, амнезия на весь период опьянения, появление истинных запоев 4-10 дней, судорожные припадки, увеличивается продолжительность абстиненции).
Общие принципы лечения больных с хроническим алкоголизмом. (дезинтоксикационная, условнорефлекторная, сенсибилизирующая).
Назовите формы алкогольных психозов. (алкогольный делирий, галлюциноз, параноид).
Какой алкогольный психоз развивается через 2-5 дней после прекращения приема алкоголя? (алкогольный делирий).
Какие галлюцинации встречаются чаще при алкогольном галлюцинозе? (слуховые галлюцинации, в форме диалога, грозящие расправой над больным, усиливаются в ночное и вечернее время).
Какая форма бреда характерна для алкогольного параноида? (бред преследования).
Какие галлюцинации характерны для алкогольного делирия? (зрительные и тактильные галлюцинации устрашающего характера, поведение больного соответствует содержанию галлюцинациям ).
Какой алкогольный психоз характерен для мужчин старше 35 лет? (алкогольный параноид).
Назовите соматические нарушения при алкогольном делирии. (тремор всего тела, мышечная гипотония, тахикардия, потливость, повышение температуры).
Под каким надзором находятся в стационаре больные с алкогольным делирием? (под строгим надзором).
Препараты применяемые для дезинтакционной терапии. (гемодез, глюкоза 5%, тиасульфат натрия, витамины группы В, транквилизаторы, ноотропы
Какие препараты применяются для лечения алкогольных психозов?(нейролептики с выраженным седативным эффектом: аминазин, тезерцин).
Фармакологический диктант.
Распределить препараты по группам:
- транквилизаторы
- нейролептики
- ноотропы
церебролизин
элениум
диезепам
трифтазин
пирацетам
реланиум
клопиксол
нитразепам
тизерцин
ноотропил
аминазин
кавинтон
Эталон ответов.
ноотропы | транквилизаторы | нейролепкики |
церебролизин | элениум | трифтазин |
пирацетам | диезепам | клопиксол |
ноотропил | реланиум | тизерцин |
кавинтон | нитразепам | аминазин |
Претест.
Найти соответствие.
ВАРИАНТ — 1.
1) 1стадия алкоголизма
2) 2 стадия алкоголизма
3) 3 стадия алкоголизма
А) рост толерантности
Б) приём алкоголя в виде запоев
В) энцефалопатическая
Г) абстинентный синдром
Д) неврастеническая
Е) усиливается раздражительность
Ж) утрата рвотного рефлекса
З) наркоманическая
И) судорожные припадки
Найти соответствие.
ВАРИАНТ — 2.
1) алкогольный делирий
2) алкогольный галлюциноз
3) алкогольный параноид
А) бред преследования
Б) галлюцинации устрашающего характера
В) бессонница, общий тремор
Г) развивается в последние дни запоя
Д) слуховые галлюцинации
Е) бред ревности
Ж) тактильные галлюцинации
З) «голоса» ругают, оскорбляют
И) симптомы усиливаются в вечернее и ночное время
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.
ВАРИАНТ – 1.
1 – А, Д, Ж
2 – Г, Е, З
3 – Б, В, И
ВАРИАНТ – 2.
1 – Б, В, Ж
2 – Д, З, И
3 – А, Г, Е
- Практическая часть занятия.
Демонстрационная часть.
- Преподаватель демонстрирует лечебную манипуляцию «Заполнение инфузионной системы».
- Демонстрация учебного фильма «Фиксация пациента в состоянии психомоторного возбуждения».
Самостоятельная работа студентов.
1. Отрабатывают лечебную манипуляцию «Заполнение инфузионной системы».
2. Выписывают рецепты.
3. Решают ситуационные задачи.
4. Решают тестовые задания.
Заполнение инфузионной системы
Цель: введение инфузионных и трансфузионных средств.
Показания: назначение врача.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственных средств.
Оснащение: стойка-штатив для системы капельного вливания, ножницы, не стерильный лоток, стерильный лоток, система для внутривенного капельного вливания инфузионных растворов однократного применения, спирт 70%, ватные шарики, не стерильные перчатки, маска, флакон с лекарственным средством.
Этапы | Обоснование |
1.Подготовка к манипуляции. Вымыть руки на гигиеническом уровне, осушить. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Подготовить оснащение. Проверить герметичность упаковочного пакета и срок годности. Проверить название, концентрацию лекарственного раствора, срок годности, сверить с назначением врача. Оценить визуально содержимое флакона или пакета (цвет, прозрачность осадок). | Профилактика постинфузионных осложнений. |
2.Выполнение манипуляции. Вскрыть центральную часть металлической крышки флакона с лекарственным веществом ножницами и обработать резиновую пробку флакона ватным шариком смоченным спиртом. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Вскрыть одноразовую систему. Осторожно взять систему, закрыть винтовой зажим, снять колпачок с капельницы и ввести ее во флакон с лекарственным препаратом, до упора. | Обеспечение поступления инфузионного раствора в систему во время процедуры. |
Флакон с лекарственным препаратом перевернуть вверх дном и установить на штативе. Сделать несколько сжимающих движений на капельницу, заполнить её до половины. | Обеспечение заполнение системы лекарственным средством. |
Открыть воздуховод, винтовой зажим, заполнить систему так, чтобы не было воздуха в системе. Закрыть винтовой зажим. | Профилактика воздушной эмболии. |
3.Окончание манипуляции. Приготовить и поместить на верхнюю часть стойки-штатива две полоски узкого (1 см) лейкопластыря, длиной 4-5 см. | Обеспечение фиксации иглы в вене. |
Фиксация пациента в состоянии психомоторного возбуждения.
Цель: обеспечение безопасности пациента и окружающих.
Показания: поведение пациента с признаками двигательного возбуждения, с эмоциональными расстройствами (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, интоксикационные и инфекционные психозы, психозы позднего возраста, эпилепсия, органические и сосудистые поражения ЦНС, послеоперационный, послеродовой период).
Оснащение: шприцы; полотенца, матрац.
Обязательные условия: наличие достаточного количества медперсонала (3-4 человека); медикаментозные средства использовать только по назначению врача.
Этапы | Обоснование |
1. подготовка к манипуляции. Перевести пациента в отдельную палату под наблюдение медперсонала. | Обеспечение постоянного наблюдения для предупреждения само повреждений, суицида, нападения на окружающих. |
Подойти к пациенту, держа матрац или одеяло. | Обеспечение смягчения ударов, которые может нанести пациент. |
2.Выполнение манипуляции. Поставить кровать на середину палаты. | Обеспечение доступа к пациенту. |
Фиксировать ноги выше колен, руки - ближе к кистям, плечи, избегать удержания пациента за грудь и давления на живот. | Обеспечение адекватной фиксации пациента. |
Удерживать голову, наложив на лоб полотенце и прижав его концы к подушке. | Профилактика травматизма. |
3. Завершение манипуляции. Поставить кровать с пациентом на место. Обеспечить постоянное наблюдение за пациентом. | Обеспечение безопасности пациента. |
Примечание: механическое стеснение применять только по согласованию с врачом, не более двух часов, с занесением записи в журнал.
Выписать рецепты на следующие препараты:
- Р-ор Пирацетама 20% 5 мл № 10
- Р-ор Гемодеза 200 мл № 5
- Р-ор Реланиума 0,5% 2мл № 5
- Р-ор Аминазина 2,5% 2мл № 10
Эталоны ответов:
Rp: Sol. Pyracetami 20% - 5 ml
D.t.d. N 10 in amp/
S. в/в, в/м.
Rp: Sol. Haemodesi 200 ml
D.t.d. N 5
S. в/в капельно
Rp: Sol. Relanii 0,5% - 2ml
D.t.d. N 5 in amp.
S. в/м.
Rp: Sol. Aminazini 2,5% - 2ml
D.t.d. N 10 in amp.
S. внутримышечно
Ситуационные задачи.
Задача № 1
Фельдшер ФАП вызван к больному М.,42 лет. Больной находится в состоянии двигательного возбуждения. Поведение неадекватное, дезориентирован в месте и времени, в страхе оглядывается, заглядывает под стол, что-то стряхивает с себя, отмахивается от кого-то, обращается к мнимому собеседнику. Кожные покровы гиперемированы, выраженная потливость, отмечается дрожь всего тела, тремор рук. Тахикардия 110 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст. Со слов родственников: больной в течение 7 лет злоупотребляет спиртными напитками, был длительный запой.
Задания
1. Определите развившееся состояние у пациента.
2. Тактика фельдшера.
Задача № 2
Гражданин К. обратился в отделение полиции за помощью. Сказал, что в течение нескольких дней слышит по вечерам, как его сосед с незнакомыми людьми ругают его, упрекают в пьянстве, угрожают убийством. Больной встревожен, испытывает страх за свою жизнь. Со слов жены, неделю назад закончился длительный запой (12 дней), злоупотребляет употреблением алкогольных напитков на протяжении 15 лет.
Задания
1. Определите развившееся состояние у пациента.
2. Тактика фельдшера.
Эталоны ответов
Задача № 1
1. У пациента алкогольный делирий (белая горячка), который развился на фоне абстиненции после резкого прекращения запоя. Для данного состояния характерны помрачение сознания, страхи, зрительные и слуховые иллюзии и галлюцинации, психомоторное возбуждение, вегетативные проявления (гиперемия кожных покровов, потливость, тахикардия, тремор).
2.Тактика фельдшера:
- учитывая, что поведение больного обусловлено устрашающими галлюцинациями, бредом, постараться создать обстановку безопасности: убрать острые, колющие, режущие предметы, привлечь помощников, расставив их у окна и двери; при необходимости фиксировать больного;
- с целью ликвидации двигательного возбуждения введение 2,5% р-ра аминазина 2-4 мл в/м или в/в (под контролем АД).
- госпитализация в психиатрический стационар.
Задача № 2
1.У пациента алкогольный галлюциноз, который развился на фоне абстиненции после резкого прекращения запоя. Для данного состояния характерны слуховые галлюцинации в форме диалога устращающего характера, которые усиливаются вечером и ночью.
2.Тактика фельдшера:
- В/м введение аминазина или тизерцина 2,0 мл.
- Госпитализация в психиатрический стационар.
8. Тестовый контроль.
Принципы лечения пациентов в наркологии. Алкоголизм.
1 Вариант
1. При легкой степени острого алкогольного опьянения концентрация алкоголя в крови составляет:
а) 1%
б) 2%
в) 3%
г) 5%
2. Биологические причины хронического алкоголизма:
а) семейная дезадаптация
б) генетическая предрасположенность
в) снижение уровня тревоги
3. Третья стадия алкоголизма называется:
а) наркоманическая
б) энцефалопатическая
в) неврастеническая
4. Для второй стадии алкоголизма характерен:
а) абстинентный синдром
б) утрата рвотного рефлекса
в) резкое падение толерантности
5. Изменение личности в виде хвастливости, болтливости, назойливости происходят:
а) в первой стадии алкоголизма
б) во второй стадии алкоголизма
в) в третьей стадии алкоголизма
6. Устранение абстинентных расстройств — это:
а) дезинтоксикационная терапия
б) условнорефлекторная терапия
в) сенсибилизирующая терапия
7. Самый часто встречающейся алкогольный психоз:
а) алкогольный параноид
б) алкогольный галлюциноз
в) алкогольный делирий
8. При алкогольном делирии преобладают галлюцинации:
а) слуховые
б) зрительные
в) обонятельные
г) вкусовые
9. При алкогольном галлюцинозе «голоса»:
а) ругают и угрожают больному
б) приказывают больному совершить какое-либо действие
в) поют песни больному
10. Для алкогольного параноида характерен бред:
а) изобретательства
б) самообвинения
в) преследования
г) богатства
Принципы лечения пациентов в наркологии. Алкоголизм.
2 Вариант
1. При тяжелой степени острого алкогольного опьянения концентрация алкоголя а в крови составляет:
а) 1%
б) 2%
в) 3%
г) 5%
2. Психологические причины хронического алкоголизма:
а) снижение социального уровня
б) генетическая предрасположенность
в) снижение уровня тревоги
3. Вторая стадия алкоголизма называется:
а) наркоманическая
б) энцефалопатическая
в) неврастеническа
4. Для первой стадии алкоголизма характерен:
а) абстинентный синдром
б) утрата рвотного рефлекса
в) резкое падение толерантности
г) прием алкоголя в виде запоев
5. Социальная деградация происходит:
а) в первой стадии алкоголизма
б) во второй стадии алкоголизма
в) в третьей стадии алкоголизма
6. Формирование повышенной чувствительности организма к алкоголю — это:
а) дезинтоксикационная терапия
б) условнорефлекторная терапия
в) сенсибилизирующая терапи
7. Алкогольный психоз может развиться при:
а) хроническом алкоголизме первой стадии
б) хроническом алкоголизме третьей стадии
в) остром алкогольном опьянении
8. Зрительные галлюцинации в виде животных, насекомых характерны для:
а) алкогольного делирия
б) алкогольного параноида
в) алкогольного галлюциноза
9. При алкогольном галлюцинозе чаще появляются галлюцинации:
а) зрительные
б) вкусовые
в) тактильные
г) слуховые
10. Для алкогольного параноида характерны:
а) галлюцинации
б) бред
в) иллюзии
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:
№ | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | А | В |
2 | Б | В |
3 | Б | А |
4 | А | Б |
5 | А | В |
6 | А | В |
7 | В | Б |
8 | Б | А |
9 | А | Г |
10 | В | Б |
9. Список литературы.
Основная:
1. Нервные и психические болезни с основами медицинской психологии / под ред. Г.В. Морозова – М.: Медицина, 1987г.
2. Смолева ,Э.В., Шутов, Ю.Э.Терапия для фельдшера / Э.В. Смолева, Ю.Э. Шутов.- Ростов-н/Д:Феникс, 2007.-213 с.
3.Зубахина Т.В. Психические болезни с курсом наркологии: учеб. пособие для студ. мед. колледжей и училищ / под общ. ред. Б.В.Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 510 с.
4.Незнанов, Н.Г.Психиатрия: учебник для студентов мед. вузов+ СD /Н.Г.Незнанов.-М.: ГЭОТАР МЕДИА,2009. -496 с.
5.Бортникова С.М. Нервные и психические болезни : учеб. пособие / С.М. Бортникова ( Цыбалова), Т.В.Зубахина. – Изд. 9-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 478 с. : ил. – ( Медицина ).
6.Косарев В.П. Общая и клиническая фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В.В.Косарев, С.А.Бабанов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 477 с.
7.Верткин, А.Л. Скорая помощь: руководство для фельдшеров и медсестер / А.Л.Верткин.-М.:Эксмо, 2010.- 528с.
Дополнительная:
- Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова, издательство МЕДИА СФЕРА 2006.
- http://bibliofond.ru/view.aspx?id=511186
- http://www.lvrach.ru/1998/05/4527041/
- http://www.eurolab.ua/diseases/620
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока (практическое занятие) по теме "Принципы обработки информации на компьютере"
Методические разработки уроков...
Методическая разработка практического занятия "Принципы лечения сосудистых заболеваний ЦНС"
Сосудистые заболевания головного мозга - важнейшая медицинская, социальная и экономическая проблема. Инсульт — это серьезный источник финансовой нагрузки во всем мире и ведущая причина...
Методическая разработка практического занятия на тему: "Лечение первичного туберкулеза"
В последние годы отмечается значительный рост заболеваемости туберкулезом населения всех возрастных групп, причем не только у нас в стране. Причины такого всплеска...
Методическая разработка практического занятия« Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов с заболеваниями внутренних органов и систем »
Реабилитация или восстановительное лечение - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полн...
Методическая разработка практического занятия по теме: «Прием пациента в стационар. Виды санитарной обработки пациента. Транспортировка пациента. Оформление медицинской документации.»
Методическая разработка практического занятия по теме: «Прием пациента в стационар. Виды санитарной обработки пациента. Транспортировка пациента. Оформление медицинской документации....
Методическая разработка практического занятия по теме: "Выполнение перемещения пациента", ПМ 04. Выполнение работ по рабочей профессии: младшая медицинская сестра по уходу за больными, специальность "Сестринское дело"
В данном методическом пособии рассмотрен пример использования элементов вышеперечисленных технологий при проведении практического занятия по медицинской эргономике....
Методическая разработка практического занятия для преподавателя «Хронический алкоголизм, алкогольные психозы».
Методическая разработка на тему: «Хронический алкоголизм, алкогольные психозы» предназначена для проведения практического занятия со студентами 3 курса по специальности 34.02.01 &laq...