В здоровом теле здоровый дух.
статья на тему
Учителя физической культуры образно называют учителем здоровья. Если это так, то прежде всего он должен быть здоров сам. Быть примером в умении сохранять на долгие годы бодрость тела и духа. Быть всегда подтянутым и ловким, заражающим детей и взрослых своей любовью к физической культуре и спорту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_zdorovom_tele_zdorovyy_duh.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Епишкина В.Н.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9», г. Усть-Илимск
В здоровом теле здоровый дух
Учителя физической культуры образно называют учителем здоровья. Если это так, то прежде всего он должен быть здоров сам. Быть примером в умении сохранять на долгие годы бодрость тела и духа. Быть всегда подтянутым и ловким, заражающим детей и взрослых своей любовью к физической культуре и спорту. Причём касается это всех педагогов независимо от их возраста.
К сожалению, так бывает не всегда. Почему, к примеру, многие учителя физической культуры среднего возраста на уроках вынуждены больше рассказывать, нежели показывать? Чаще всего причина – лишние килограммы, «животик», а то и различные хвори. Но разве это неизбежность после 40 лет? Вовсе нет, если вести разумный образ жизни.
В процессе обучения в специализированном ВУЗе или техникуме будущий учитель физической культуры испытывает значительные физические нагрузки. Помимо этого он еще и занимается своим любимым видом спорта. Для компенсации больших энерготрат требуется и высококалорийное питание. Привычка к нему, как и плотная еда на ночь после тренировки, сохраняется и по приходе в школу. А ведь энерготраты здесь уже ниже, да и любимый вид спорта постепенно забывается. До 30 лет, пока ещё высок обмен веществ в организме, это происходит почти незаметно для здоровья. Но вот после 30 -35 лет уровень активности биологических процессов начинает снижаться. С годами уменьшается потребление кислорода клетками и тканями организма, они начинают наполняться «шлаками» - недоокисленными продуктами обмена веществ. Вслед за этим постепенно понижаются различные функции организма (зрение, слух, дыхательный объем лёгких, сила и выносливость мышц и др.), хотя нередко при выполнении привычной размеренной работы, это понижение длительное время может не проявляться. Вместе с тем оно четко обнаруживается при исследовании различных функций в условиях искусственно повышенной физической нагрузки. С годами организм справляется с такими нагрузками все с большим напряжением. Это выражается в значительном учащении пульса и дыхания, повышения артериального давления и др. причем процесс нормализации проходит медленнее, чем в молодом возрасте.
Все это свидетельствует о том, что с годами происходит постепенное снижение приспособительных возможностей организма. И если вначале изменения, вызванные старением, практически не нарушают процесса приспособления организма к резко изменяющимся условиям жизни, то впоследствии, при более выраженных возрастных сдвигах, организм приспосабливается к таким изменениям с известными трудностями. Особенно это проявляется во время болезни, при повышенных физических и психических нагрузках, под действием других неблагоприятных факторов.
Подмечено и другое: у людей, ведущих здоровый образ жизни, естественные процессы старения замедляются, у них период молодости как бы продлевается. Основными составными элементами здорового образа жизни являются: рациональный режим труда и отдыха, умеренное питание, регулярные занятия физическими упражнениями, отказ от вредных для здоровья привычек, оптимистический взгляд на жизнь.
С целью укрепления здоровья полезно выходные дни использовать для активного отдыха на свежем воздухе. А о необходимости проводить уроки физической культуры по возможности на свежем воздухе хорошо известно каждому учителю здоровья. Нельзя забывать и об утренней гимнастике, закаливающих процедурах. Ведь это – самое эффективное средство в борьбе с простудными заболеваниями.
Учитель физической культуры обязан обладать оптимизмом и жизнерадостностью, чтобы воспитать эти качества и в учениках. Хорошо известно, что люди мрачные, пессимисты здоровьем не блещут и долго не живут. Весьма полезны в этом плане занятия аутогенной тренировкой, необходимо научиться настраивать себя на бодрый, радостный тон и сохранять хорошее настроение целый день. Словом, если хотите быть здоровыми – радуйтесь жизни!
Другим немаловажным фактором для поддержания здоровья является рациональное питание. К сожалению, как показывает статистика, из-за неправильного питания почти каждый третий городской житель имеет лишний вес. Увеличивается и число школьников с избыточным весом. К чему это приводит?
Начинающий полнеть человек, который в 35-40 лет имеет лишние 10-12 кг, в последующие 5 лет жизни изнашивает свой организм примерно так же, как за 7 лет. С годами эта разница достигает10 и более лет. Англичане образно говорят: «Чем уже талия, тем длиннее жизнь». Подтверждают это и научные данные: средняя продолжительность жизни полных людей на 7-10 лет меньше, чем худых, причем разница эта тем больше, чем старше возраст сравниваемых групп людей.
Согласно медицинской статистике, у 50 – 60 из 100 тучных людей отмечается стойкое повышенное кровяное давление, в 2-3 раза выше частота заболеваний стенокардией и инфарктом сердца, в 2 раза больше смертность от сердечной недостаточности.
Борясь с избыточным весом, необходимо использовать в рационе правильный набор пищевых продуктов, придерживаться оптимального (четырехразового) режима питания. Прием пищи один или два раза в день способствует появлению избыточного веса, так как при таком питании нарушается нормальный процесс усвоения пищи, так же необходимо ограничить прием высококалорийных продуктов и резкое увеличение физической активности.
Для решивших «сбросить» лишний вес одного ограничения питания мало. Одновременно нужно увеличить и физическую нагрузку на организм до 3 часов в день, включая время пешеходных прогулок, занятий утренней и производственной гимнастикой, специальную тренировку. При ходьбе по ровной дороге через каждые 3,5 км пути теряется примерно 16 г. Жира, а при подъёме в гору на 3 км с уклоном 10 градусов – 230 г. При беге на средние дистанции за час человек тратит 500 – 600 ккал. Отличные результаты дают занятия плаванием, велосипедным, лыжным спортом, а также спортивными играми. Здоровье и физическое состояние каждого человека находится в его собственных руках. В наше время большое внимание уделяется спорту, в любом населенном пункте можно найти занятие по своим запросам и желаниям, надо только отнестись к этому вопросу более серьезно и тогда проблем со здоровьем не настигнет вас, в каком бы вы возрасте не находились.
- Николаем В.Р.// Физическая культура в школе. 2003. № 10. С. 61-64.
- Шедченко А.К. // Физическая культура в школе. 2000. № 8.С. 14-17
- Кофман Л.Б.// Физическая культура в школе. 2004.№ 2 С. 27-29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект спортивный день в первых классах "В здоровом теле – здоровый дух»
Актуальность темы здорового образа жизни среди младших школьников подтверждает статистический показатель здоровья: 25-35% детей, пришедших в первый класс, имеют физические недостатки или хрониче...
Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» Проект «В здоровом теле - здоровый дух!» (Подготовили: Ермолицкий Денис- ученик 3 «Б» класса Токмурзина Карлыгаш Кубайдулловна - воспитатель)
Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» Проект «В здоровом теле - здоровый дух!» (Подготовили: Ермолицкий Денис- уче...
Устный журнал. «В здоровом теле – здоровый дух»
Еще более двух с половиной тысяч лет назад древнегреческий мудрец мечтал об идеальном человеческом обществе – нравственном обществе. Кто из нас не мечтает жить в таком обществе? В этом обществе царит ...
Сценарий праздника по ОБЖ "В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ!"
Праздник является итоговым мероприятием тематического "Дня здоровья"...
«В здоровом теле – здоровый дух!»
Развитие выносливости в беге и подвижных играх, скоростных качествах и ловкости....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «В здоровом теле – здоровый дух»
Основная образовательная область «Здоровье»Интеграция: «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Безопасность», &l...
Викторина "В здоровом теле здоровый дух"
Викторина "В здоровом теле здоровый дух"...