Учебно-методический комплекс «ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОЧИСТКА ИНСТРУМЕНТОВ»
учебно-методический материал на тему

Леваева Елена Владимировна
Учебно-методический комплекс «ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОЧИСТКА ИНСТРУМЕНТОВ» Междисциплинарный курс «Безопасная среда для пациента и персонала» Профессиональный модуль «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными» Специальность: 060101 Лечебное дело (углубленная подготовка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk_levaeva_pso.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»

Учебно-методический комплекс

«Предстерилизационная очистка инструментов»

Междисциплинарный курс «Безопасная среда для пациента и персонала»

Профессиональный модуль «Выполнение работ по профессии Младшая

медицинская сестра по уходу за больными»

Специальность: 060101 Лечебное дело (углубленная подготовка)

Преподаватель: Леваева Е.В.

Рассмотрено и утверждено

на заседании ЦМК № 5

Протокол № ____ от

„____” ___________ 20     г.

Председатель ЦМК

__________________Куксова Н.Е.


Общие сведения по теме

Тема. Предстерилизационная очистка инструментов

1. На изучение данной темы рабочей программой отводится 8 часов.

Вид учебной деятельности

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

11

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

8

в том числе

лекции

2

семинарские занятия

-

практические занятия

6

Самостоятельная работа студента (всего)

3

2. Цели изучения данной темы

2.1. Учебные цели

После изучения данной темы студент должен уметь:

  • использовать защитную одежду (халат, маску, очки и щитки, перчатки, фартук) в практической деятельности;
  • осуществлять предстерилизацинную очистку изделий медицинского назначения;
  • готовить моющие комплексы;
  • готовить растворы современных дезинфицирующих средств для проведения ПСО;
  • осуществлять контроль качества ПСО;
  • готовить азопирамовый реактив и рабочий раствор азопирама.

После изучения данной темы студент должен знать:

  • понятие «предстерилизационная очистка»;
  • этапы предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения;
  • моющие компексы;
  •  контроль качества предстерилизационной очистки (пробы на кровь, моющие средства, жир, хлорсодержащие средства);
  • азопирамовая проба: реактивы, постановка, критерии оценки;
  • нормативные документы, регламентирующие способы, режимы и средства предстерилизационной очистки.


2.2. Воспитательные цели 

Изучение данной темы способствует воспитанию:

  • формирования ответственного отношения к труду;
  • формированию способности адекватно оценивать ту или иную производственную ситуацию;
  • чувства профессиональной гордости.

2.3. В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:

ОК  2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК  4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

2.4. Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций, соответствующих основному виду профессиональной деятельности:

Решение проблем пациента посредством сестринского ухода

ПК 7.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 7.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.  


2.5. Карта формирования и оценки освоения компетенций

Вид компетенции

Формирование компетенций

Оценка освоения

компетенций

Лекция

Практическое

занятие

Практическое

занятие

Профессиональные компетенции

ПК 7.5

ПК 7.7

ПК 7.8

ПК 7.5

ПК 7.7

ПК 7.8

ПК 7.11

ПК 7.5

ПК 7.7

ПК 7.8

ПК 7.11

Общие компетенции

ОК 2

ОК 2

ОК 12

ОК 3

ОК 4

ОК 6

ОК 12

3. Интеграция темы

Схема междисциплинарных связей

№ п/п

Название дисциплины,

междисциплинарного курса, профессионального модуля

Название раздела (темы)

1

 ПМ 01. «Диагностическая деятельность»

МДК 01.01. «Пропедевтика клинических дисциплин»

2

ПМ 02. «Лечебная деятельность»

МДК02.01. «Лечение пациентов терапевтического профиля», МДК «Лечение пациентов хирургического профиля», МДК 02.03. «Оказание акушерско-гинекологической помощи», МДК «Оказание лечебной помощи в травматологии».

3

Дисциплина «Основы патологии»

Применение лекарственных средств. Инъекции.

Уход за тяжелобольными. Профилактика пролежней.

4. Выход учебной темы:

  • для изучения профессиональных модулей «Диагностическая деятельность», «Лечебная деятельность»;
  • для изучения междисциплинарных курсов «Лечение пациентов терапевтического профиля»,  «Лечение пациентов хирургического профиля»,  «Оказание акушерско-гинекологической помощи», «Оказание лечебной помощи в травматологии»;
  • для практической деятельности.

5. Темы и формы учебно-исследовательской работы студентов:

5.1. Рекомендуемые темы рефератов

5.2. Рекомендуемые мультимедийные презентации

«Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения».

6. Рекомендуемая литература

6.1. Основные источники:

  1. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. «Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии». – Ростов н/Д: Феникс, 2011
  2. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»  Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2008 (2010).
  3. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2008 (2010).
  4. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/ Т.П. Обуховец, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013
  5. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: практикум/ Т.П. Обуховец. – Изд.15-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013
  6. Осипова В.Л. «Внутрибольничная инфекция». Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2009.
  7. Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2009.
  8.  Чижа А.Г. «Манипуляции в сестринском деле». – Изд.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012

6.2. Дополнительные источники:

  1. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: Гэотар-Медиа, 2008
  2. Семина Н.А. Ковалева Е.П. Акимкин В.Г., Селькова Е.П., Храпунова И.А. «Профилактика внутрибольничного инфицирования медицинских работников» Практическое руководство Москва Издательство РАМН 2006г.
  3. Туркина Н.В.,  Филенко А. «Общий уход за больными». Учебник. Товарищество научных изданий КМК 2007

6.3. Интернет-источники:

  1. http://dezsredstva.ru/ 
  2. http://www.consultant.ru/
  3. www.rosmedlib.ru 

Методическая разработка лекционного занятия

Тема.  Предстерилизационная очисткаинструментов

Учебные цели

После изучения данной темы студент должен знать:

  • понятие «предстерилизационная очистка»;
  • этапы предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения;
  • моющие компексы;
  •  контроль качества предстерилизационной очистки (пробы на кровь, моющие средства, жир, хлорсодержащие средства);
  • азопирамовая проба: реактивы, постановка, критерии оценки;
  • нормативные документы, регламентирующие способы и средства предстерилизационной очистки.

Воспитательные цели 

Изучение данной темы способствует воспитанию:

  • формирования ответственного отношения к труду;
  • формированию способности адекватно оценивать ту или иную производственную ситуацию;
  • чувства профессиональной гордости;
  • этико-деонтологических норм в общении друг с другом, с пациентами.

В результате изучения данной темы на лекции у студента должны формироваться следующие общие компетенции:

ОК  2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Изучение данной темы на лекции способствует формированию следующих профессиональных компетенций, соответствующих основному виду профессиональной деятельности:

Решение проблем пациента посредством сестринского ухода

ПК 7.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность

ПК 7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

Общее время занятия – 2 часа (90 минут).

Оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения».

 Форма организации лекции: лекция подготовлена в монологическом варианте, с элементами беседы.

План проведения занятия

п/п

Название

этапа

Описание

этапа

Цель этапа

Время,

(мин.)

1

Организационный этап

Преподаватель отмечает присутствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы.

Сконцентрировать внимание на изучение данной темы и активизировать познавательную деятельность студентов.

5

2

Изложение нового материала

Дать определение понятия «предстерилизационная очистка». Рассказать о значимости предстерилизационной очистки инструментария многоразового использования, аппаратуры.

Рассказать о цели ПСО.

Создать мотив для изучения ПСО, активизировать познавательную деятельность студентов.

20

Рассказать о методиках проведения предстерилизационной очистки. Ручная и механизированная (ультразвуковые мойки) предстерилизационная очистка. Перечислить преимущества ультразвуковых моек, этапы предстерилизационной очистки.

Сформировать мотив для выработки умений правильно подготовить и применить моющие растворы для очистки мединструментария.

30

Дать представление о контроле качества предстерилизационной очистки. Рассказать о моющих комплексах  для проведения предстерилизационной очистки, приготовление, критерии использование, дезинфицирующих средствах, применяемых для предстерилизационной очистки.

Рассказать об универсальной

 азопирамовой пробе.

Сформировать мотив для выработки умений правильно проводить этапы и контролькачества предстерилизационной очистки.

25

3

Заключение

Подвести итоги, повторить основные положения лекции, ответить на вопросы студентов.

Закрепить мотив к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы для будущей успешной деятельности медсестры.

8

4

Резерв времени преподавателя

2


Тема. Предстерилизационная очистка инструментов

План лекции

  1. Понятие «предстерилизационная очистка».
  2. Методика проведения предстерилизацинной очистки.
  3. Моющие комплексы и дезинфицирующие средства.
  4. Контроль качества предстерилизационной очистки.
  5. Азопирамовая проба.

  1. Понятие «предстерилизационная очистка»

Обработка медицинских инструментов включает в себя дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию. Общие правила организации указанных процессов установлены «Методическими указаниями по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения» (МУ-287-113). Их утвердил Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ 30.12.1998 г. Кроме того, применяются утвержденные НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора методические пособия по применению конкретных дезинфицирующих средств.

Для инструментария, который соприкасается со слизистыми оболочками и ранами, в том числе операционными, одной дезинфекции недостаточно. Требуется стерилизация. Но перед этим проводят предстерилизационную обработку.

Предстерилизационной очистке подвергаются изделия многократного применения, подлежащие стерилизации. Предстерилизационная очистка осуществляется в качестве самостоятельного процесса после дезинфекции изделий или при совмещении с ней.

 Ее цель – удаление с изделий медицинского назначения любых неорганических и органических загрязнений (включая белковые, жировые, механические и другие), в том числе остатков лекарственных препаратов, сопровождающееся снижением общей микробной контаминации для облегчения последующей стерилизации этих изделий.

  1. Методика проведения предстерилизацинной очистки

Предстерилизационную очистку изделий осуществляют ручным или механизированным (в соответствии с инструкцией по эксплуатации, прилагаемой к конкретному оборудованию) способами.

ПСО ручным способом

Предстерилизационную очистку ручным способом осуществляют, используя емкости из пластмасс, стекла или покрытых эмалью (без повреждений).

1) замачивание в моющем комплексе при полном погружении изделия – 15 минут при t° ~50°С;

2) мойка каждого изделия при помощи ерша, ватно-марлевого тампона или щетки в моющем комплексе – 0,5 минут,

3) ополаскивание проточной водой 5-10 минут;

4) ополаскивание дистиллированной водой – 0,5 минут;

5) сушка горячим воздухом в СЖШ при открытой дверце при температуре 80-85°С до полного исчезновения влаги.

При проведении предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения на последнем этапе – обязательное ополаскивание дистиллированной водой с последующей сушкой обработанных изделий горячим воздухом (85°С) до полного исчезновения влаги.

Механизированный способ ПСО

Механизированную обработку инструментов проводят в машинах специального назначения: для игл,  инструментов. Работу проводят по инструкциям, приложенным к аппаратам.

Усовершенствование процесса ПСО изделий возможно за счет обработки изделий моющими или моюще-дезинфицирующими средствами в сочетании с ультразвуком. Это позволяет сократить трудоемкость и повысить качество обработки мединструментов. А также обеспечить охрану здоровья медицинских работников.

Преимущества ультразвуковых моек:

  • минимальное применение ручного труда;
  • снижение риска инфицирования;
  • существенное снижение трудоемкости;
  • улучшение качества очистки, в том числе труднодоступных участков изделий;
  • повышение экологической чистоты процессов;
  • щадящий режим воздействия, не допускающий повреждения инструментов.

  1. Моющие комплексы и дезинфицирующие средства

При применении для предстерилизационной очистки растворов, содержащих 0,5% перекиси водорода и 0,5% моющего средства («Лотос», «Лотос-автомат», «Астра», «Маричка», «Прогресс»), а также 3% натрия двууглекислого (питьевая сода) не измененный по виду и цвету раствор можно использовать до 6 раз в течение рабочей смены с подогревом до 50°С.

Современные средства

При наличии у средства, наряду с моющими, также и антимикробных свойств (в том числе обязательно в отношении возбудителей парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции) предстерилизационная очистка изделий может быть совмещена с их дезинфекцией.

Сальваниос – концентрированный раствор. Средство активно в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (включая микобактерии туберкулеза), грибов рода Кандида и дерматофитов, вирусов (вирус гепатита В, ВИЧ-инфекций).

Применяется: для дезинфекции и предстерилизационной очистки, в том числе совмещенных в одном процессе, для дезинфекции изделий медицинского назначения из металлов, стекла, резины, пластмасс без предстерилизационной очистки, а также для совмещенного процесса дезинфекции с предстерилизационной очисткой изделий медицинского назначения (включая стоматологические инструменты, жесткие и гибкие эндоскопы и инструменты к ним). Препарат можно использовать для дезинфекции поверхностей в помещениях, жесткой мебели, сантехнического оборудования.

Состав: четвертичные аммонийные соединения, гуанидиновые производные и др. Срок активности рабочего раствора – 10 дней.

Петроксин – жидкий концентрат. Дезсредство обладает антимикробной активностью в отношении Гр+ и Гр- (включая микобактерии туберкулеза) микроорганизмов, вирусов (включая аденовирусы, вирусы гриппа, парагриппа, энтеровирусы, ротавирусы, вирус полиомиелита, вирусы энтеральных, парентеральных гепатитов, герпеса, атипичной пневмонии, птичьего гриппа, ВИЧ и других), грибов рода Кандида, Трихофитон и плесневелых грибов, ВБИ, анаэробной инфекции, а также спорицидными свойствами.                                                                      

Применяется: средство Петроксин предназначено для дезинфекции и мытья поверхностей в помещениях, жесткой мебели, предметов обстановки, поверхностей аппаратов, приборов, санитарно-технического оборудования, белья, посуды (в том числе лабораторной и одноразовой),  резиновых ковриков, обуви из резин, пластика и других полимерных материалов, уборочного инвентаря, предметов ухода за больными,  в инфекционных очагах при проведении текущей, заключительной и профилактической дезинфекции; средство предназначено для дезинфекции кувезов и приспособлений к ним, комплектующих деталей наркозно-дыхательной аппаратуры, анестезиологического оборудования;средство предназначено для дезинфекции, совмещенной с предстерилизационной очисткой, изделий медицинского назначения из коррозионно-стойких материалов (включая хирургические и стоматологические инструменты, в том числе вращающиеся, инструменты к эндоскопам) ручным и механизированным (в ультразвуковых установках любого типа) способами; средство предназначено для предстерилизационной очистки, не совмещенной с дезинфекцией, изделий медицинского назначения из коррозионно-стойких материалов (включая инструменты к эндоскопам, хирургические и стоматологические инструменты, в том числе вращающиеся, а также стоматологические материалы) ручным и механизированным (в ультразвуковых установках любого типа) способами.

Состав: Композиция: ЧАС+КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩЕЕ (перекись водорода, НУК, перборат, перкарбонат и др.). Срок активности рабочего раствора – 14 дней.

  1. Контроль качества предстерилизационной очистки

Контроль качества предстерилизационной очистки проводится постановкой следующих проб:

  • амидопириновой – определяет качество обработки инструментов от крови;
  • азопирамовой – на остатки крови, на хлорсодержащие окислители, ржавчину, лекарственные средства;
  • фенолфталеиновой – на остатки моющего средства, в соответствии с действующими методическими документами и инструкциями по применению конкретных средств.

Контроль качества предстерилизационной очистки проводят  в ЛПУ ежедневно, под руководством старшей медицинской сестры. Проверке подлежит 1% изделий от партии (одного наименования), но не менее трех единиц.

В случае положительной пробы всю группу изделий, из которой отбирали контроль, подвергают повторной очистке до получения отрицательных результатов.

Результаты контроля отражают в специальном журнале.

Самоконтроль проводят ежедневно, старшая медсестра – 1 раз в неделю, СЭС – 1 раз в квартал.

  1. Азопирамовая проба

 Азопирамовый реактив – 100 мл амидопирина, 1 мл  солянокислого анилина смешать в сухой посуде и залить 96% этиловым спиртом до 1 литра. Готовый раствор может храниться в плотно закрытом флаконе в темном месте в холодильнике два месяца, при комнатной температуре 18-23 °С не более месяца. Умеренное пожелтение реактива в процессе хранения без выпадения осадка не снижает его рабочих качеств.

 Приготовление рабочего раствора: непосредственно перед проверкой качества очистки готовят рабочий раствор, смешивая равные объемы «азопирама» и 3%-ного раствора перекиси водорода. Приготовленный раствор «азопирама» наносят на кровяное пятно. Если не позже чем через 1 минуту появляется фиолетовое окрашивание, переходящее затем в сиреневый цвет, реактив пригоден к употреблению, если окрашивание в течение 1 минуты не появляется, то реактивом пользоваться нельзя.

 Методика постановки реакции. Рабочим раствором обрабатывают исследуемые изделия, протирают тампонами, смоченными реактивом, различные поверхности аппаратуры и оборудования, наносят несколько капель на исследуемый предмет.  В присутствии следов крови менее чем через 1 минуту после контакта реактива с загрязненным участком появляется вначале фиолетовое окрашивание, затем быстро, в течение нескольких секунд, переходящее в розово-сиреневое. Буроватое окрашивание наблюдается при наличии на исследуемых предметах ржавчины, фиолетовое — при наличии хлорсодержащих окислителей.

  1.  Особенности реакции:
  1. Окрашивание, наступившее позже чем через 1 минуту после обработки исследуемых предметов, не учитывается.
  2. Исследуемые предметы должны иметь комнатную температуру. Нельзя подвергать проверке горячие предметы.
  3. Держать рабочий раствор на ярком свету или при повышенной температуре запрещается.
  4. Рабочий раствор «азопирама» должен быть использован в течение 1-2 часов.
  5. После проверки, независимо от результатов, следует удалить остатки азопирама с исследуемых предметов, обмыв их водой или протерев тампоном, смоченным водой или спиртом, а затем повторить предстерилизационную очистку этих предметов.

 

 

 


Методическая разработка практического занятия для преподавателя

Тема. Предстерилизационная очистка инструментов

Учебные цели

После изучения данной темы студент должен уметь:

  • использовать защитную одежду (халат, маску, очки и щитки, перчатки, фартук) в практической деятельности;
  • осуществлять предстерилизацинную очистку изделий медицинского назначения;
  • готовить моющие комплексы;
  • готовить растворы современных дезинфицирующих средств для проведения ПСО;
  • осуществлять контроль качества ПСО;
  • готовить азопирамовый реактив и рабочий раствор азопирама.

После изучения данной темы студент должен знать:

  • понятие «предстерилизационная очистка»;
  • этапы предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения;
  • моющие комплексы;
  •  контроль качества предстерилизационной очистки (пробы на кровь, моющие средства, жир, хлорсодержащие средства;
  • азопирамовая проба: реактивы, постановка, критерии оценки;
  • нормативные документы, регламентирующие способы и средства предстерилизационной очистки.

Воспитательные цели

Изучение данной темы способствует воспитанию:

  • формирования ответственного отношения к труду;
  • формированию способности адекватно оценивать ту или иную производственную ситуацию;
  • чувства профессиональной гордости;
  • этико-деонтологических норм в общении друг с другом, с пациентами.

В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:

 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Изучение данной темы является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основному виду профессиональной деятельности:

Решение проблем пациента посредством сестринского ухода

ПК 7.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность

ПК 7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 7.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Общее время занятия – 6 часов (270 минут).

Место проведения занятия: кабинет «Технологии оказания медицинских услуг»

Оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор,  мультимедийная презентация. Инструкции по применению дезинфицирующих средств:

  1. Инструкция по применению дезинфицирующего средства «Самаровка»
  2. Инструкция по применению дезинфицирующего средства «Экобриз-концентрат»
  3. Инструкция по применению дезинфицирующего средства «Терецид»

Специальное оснащение: марлевые салфетки, ёршики, водный термометр, вата,  ножницы, пинцеты, шпатели, пипетки, лотки, флаконы, раствор азопирама, перекись водорода 3%, дистиллированная вода, емкости-контейнеры для дезинфицирующих средств, перчатки.

Перечень обязательных манипуляций,

которые студент должен освоить на данном практическом занятии

п/п

Наименование манипуляции

Уровень усвоения

знания

умения

1

Гигиеническая обработка рук.

+

+

2

Надевание стерильных перчаток.

+

+

3

Приготовление рабочего раствора азопирама.

+

+

4

Постановка азопирамовой пробы.

+

+

5

Предстерилизационная очистка инструментария ручным способом.

+

+

6

Заполнение журнала, контроля ПСО.

+

7

Приготовление моющего  комплекса или моющего дезинфицирующего средства.

+

+

План проведения занятия

п/п

Название

этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время

(мин.)

1

2

3

4

5

1

Организационный этап

Преподаватель отмечает присут-ствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы.

Сформировать мотив для необходимости дальнейшего изучения данной темы, активизи-ровать познавательную деятельность студентов.

5

2

Контроль и коррекция исходного уровня знаний

Проверка домашнего задания.

  1.  Беседа по заранее предложенным вопросам (приложение 1).
  2. Блиц-опрос (приложение 2)

Проверить исходный уровень знаний студентов.

25

3

Педагогический показ и углубление знаний по теме

  1. Преподаватель демонстрирует этапы ручного способа ПСО.
  2. Преподаватель демонстрирует тех-нику приготовления рабочего раствора азопирама.
  3. Преподаватель демонстрирует тех-нику проведения азопирамовой пробы.
  4. Решение тренирующих ситуацион-ных задач.

Ситуация – упражнение: решение задач используя метод аналогии. Работа с методическими пособиями по раз-ведению дезинфицирующих средств.

Ситуация – оценка: студентам пред-лагается реальная ситуация с готовым решением, причем, не всегда правильным, которое следует оценить «правильно» или «неправильно», прокомментировать и предложить свое решение (приложение 3).

Исключить ошибки сту-дентов в самостоятель-ной работе, развивать наблюдательность, уг-лубить знания студен-тов, активизировать познавательную деятельность, развить коммуникативные компетенции.

55


1

2

3

4

5

4

Самостоятель-ная работа сту-дентов

  1. Отработка алгоритмов манипуляций (имитационный тренинг), моделиро-вание и анализ конкретных производственных ситуаций – индивидуальная, коллективная и групповая работа. Преподаватель сам выбирает те или иные задания в зависимости от базового уровня подготовки бригады.
  2. Обсуждение и анализ самосто-ятельной работы.

Сформировать и закрепить умения.

140

5

Контроль конечного уровня знаний.

  1. Решение контролирующих ситуаци-онных задач (приложение 4)
  2. Выполнение заданий в тестовой форме (приложение 5).

Работа над ошибками.

Выявить степень дости-жения цели занятия, закрепить приобретён-ные знания.

20

6.

Подведение итогов и задание на дом.

Преподаватель оценивает активность и качество ответов каждого студента, обсуждаются ошибки и трудности в работе, даёт задание на дом и пояснения к его выполнению. Тема: «Стерилизация.  Принципы работы централизованного стерилизационного отделения».

Закрепить мотив к дальнейшему самосто-ятельному углубленному изучению темы для будущей успешной деятельности. Сконцентрировать внимание студентов на необходимость изучения следующей темы.

15

Резерв времени преподавателя

5


Оценка освоения профессиональных компетенций

Компе-тенции

Основные показатели

сформированности компетенций

Методы контроля

и оценки

Задания

ПК 7.5

Правильно и аккуратно оформляет медицинскую документацию согласно установленным формам и принятым в ЛПУ  нормативам.

  • наблюдение за студентом в процессе учебной деятель-ности;
  • оценка устных ответов сту-дента;
  • блиц-опрос;
  • оценка решения ситуацион-ных задач;
  • оценка участия в разборе конкретных ситуаций.

Вопросы для собе-седования.

Варианты заданий в форме блиц-опроса.

Варианты заданий в тестовой форме.

ПК 7.7

Исходя из объекта обработки и степени риска, аргументированно выбирает и применяет методы и способы профилактики внутрибольничной инфекции.

Проводит дезинфекцию, предстерилизационную очистку, стерилизацию и утилизацию согласно алгоритмам и требуемым критериям.

  • наблюдение за студентом в процессе учебной деятельности;
  • оценка устных ответов студента;
  • блиц-опрос;
  • оценка решения ситуационных задач;
  • оценка участия в разборе конкретных ситуаций.

Вопросы для собе-седования.

Варианты заданий в форме блиц-опроса.

Варианты заданий в тестовой форме.

Выполнение  практических манипуляций.

ПК 7.8

Обоснованно применяет защитные средства, умеет определять факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала, умеет оценить степень профессионального риска для пациента и персонала.

Строго соблюдает требования техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций.

  • наблюдение за студентом в процессе учебной деятель-ности;
  • оценка устных ответов сту-дента;
  • блиц - опрос;
  • оценка решения ситуацион-ных задач;
  • оценка участия в разборе конкретных ситуаций.

Вопросы для собе-седования.

Выполнение  практических манипуляций.

ПК 7.11

Соблюдает личную гигиену и производственную санитарию на рабочем месте в соответствии с нормативными документами.

Обеспечивает соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в соответствии с нормативными документами.

Выполняет манипуляции, обеспечивающие производственную санитарию, строго по алгоритму.

  • наблюдение за студентом в процессе учебной деятель-ности;
  • оценка устных ответов сту-дента;
  • оценка решения ситуацион-ных задач;
  • оценка участия в разборе конкретных ситуаций;
  • оценка результатов работы на практических занятиях.

Выполнение  практических манипуляций.

Формирование общих компетенций

Результаты (освоенные

общие компетенции)

Основные показатели

оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения про-фессиональных задач, оце-нивать их эффективность и качество.

Рационально организует и обоснованно выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач.

Умеет анализировать свою деятельность, объективно оценивая эффективность и качество выполнения профессиональных задач.

  • Интерпретация результатов наблюдения за деятель-ностью студента в про-цессе практического заня-тия.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестан-дартных ситуациях и нести за них ответственность.

Демонстрирует способности быстро и точно оценивать ситуацию, принимать правильные решения в стан-дартных и нестандартных профессиональных ситуациях

  • Наблюдение за студентом на практическом занятии и оценка участия в решении ситуационных задач.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффектив-ного выполнения возложен-ных на него профессио-нальных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

Быстро и точно находит и использует необходимую информацию, выделяет главное.

Использует различные источники информации.

  • Наблюдение за студентом на практическом занятии и оценка участия в решении ситуационных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Вступает в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности, соблюдая нормы и правила общения.

Соблюдает правила этики и деонтологии.

Владеет способами совместной деятельности в команде, умениями искать и находить компромиссы.

  • Интерпретация результатов наблюдения за деятель-ностью студента на прак-тическом занятии.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдени-ем требований охраны труда, производственной санита-рии, инфекционной и про-тивопожарной безопасности.

Готовит рабочее место с соблюдением требований охраны труда (производственной санитарии, противопожарной безопасности).

Знает и соблюдает требования инфекционной безопасности.

Знает и соблюдает правила техники безопасности при выполнении профессиональных задач.

  • Интерпретация результатов наблюдения за деятель-ностью студента на прак-тическом занятии.


Приложение 1

Вопросы для собеседования

по теме: «Предстерилизационная очистка инструментов»

Собеседование проводится для актуализации знаний, полученных студентами ранее (на предыдущем занятии и при подготовке домашнего задания), для определения уровня понимания и усвоения материала. Студентам задаются вопросы на которые они отвечают друг за другом начиная с того на кого укажет преподаватель.

Время на ответ не более 2 минут.

  1. Дайте определение понятию ПСО.
  2. Назовите цель предстерилизацинной очистки.
  3. Перечислите способы ПСО.
  4. При  помощи какой аппаратуры проводится механизированный способ ПСО.
  5. Назовите преимущества ультразвуковой мойки.
  6. Назовите этапы предстерилизацинной очистки.
  7. Перечислите состав моющих средств, используемых для предстерилизационной обработки.
  8. Какие меры защиты должен использовать медицинский работник при разведении дезинфицирующих растворов?
  9. Перечислите виды и цели проведения контроля качества ПСО.
  10. Какое количество инструментария необходимо взять для проведения контроля качества ПСО.
  11.  Назовите основные компоненты азопирамовой пробы, температурный режим хранения.
  12.  Назовите срок хранения рабочего раствора азопирама.
  13.  Назовите характерное окрашивание азопирамовой пробы.
  14.  Назовите характерное окрашивание фенолфталеиновой пробы.
  15.  Назовите первую помощь при попадании окислителя на слизистую глаз.
  16.  Назовите особенности реакции при проведении азопирамовой пробы.
  17.  Назовите нормативные документы, регламентирующие способы и средства предстерилизационной очистки.

Приложение 2

Вопросы к блиц-опросу

по теме: «Предстерилизационная очистка инструментов»

Студентам зачитываются утверждения с которыми можно согласиться или не согласиться. Студенты отвечают «да» или «нет».

Время выполнения блиц-опроса – 5 минут

  1. Срок хранения рабочего раствора азопирама 2 дня?
  2. Исходный  раствор азопирамовой пробы может храниться в плотно закрытом флаконе в темном месте в холодильнике два месяца?
  3. Исходный  раствор азопирамовой пробы может храниться в плотно закрытом флаконе в темном месте при комнатной температуре 18-23 °С не более одной недели?
  4. При проведении предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения на последнем этапе – обязательное проводится сушка горячим воздухом при температуре 70-75°С?
  5. Для приготовления исходного раствора азопирама используют 70% спирт?
  6. Фенолфталеиновую пробу проводят на остаток крови на инструментах?
  7. Контроль качества ПСО м/с проводят один раз в неделю?
  8. В случае положительной пробы всю группу изделий, из которой отбирали контроль, подвергают повторной очистке до получения отрицательных результатов?
  9. Контроль качества ПСО проводят после этапа стерилизации?
  10. Амидопириновая проба – определяет качество обработки инструментов от крови?

Критерии оценки:

0-1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 ошибки – «2»


Эталоны ответов к блиц-опросу

по теме: «Предстерилизационная очистка инструментов»

  1. нет
  2. да
  3. нет
  4. нет
  5. нет
  6. нет
  7. нет
  8. да
  9. нет
  10.  да


Приложение 3

Вниманию студентов предлагаются ситуационные задачи.  Необходимо оценить действия сестры, указать на ошибки, если они есть. Предложить свой альтернативный выход из сложившейся проблемной ситуации, тактику медсестры. Также объяснить, каким образом можно было избежать проблемы (где это необходимо).

Ситуационные задачи

  1. При проверке качества предстерилизационной обработки процедурная медсестра обнаружила положительную фенолфталеиновую пробу. Какие дальнейшие действия медицинской сестры?
  2. При проверке качества предстерилизационной обработки шприцев амидопириновой пробой появилась сине-зеленая окраска. Можно отправлять шприцы на стерилизацию? Какие последующие действия медицинской сестры?
  3. Медсестра для приготовления рабочего раствора азопирама  использовала 6% перекись водорода. При проведении пробы на готовность и функционирование реактива на кровяном пятне не получила нужного результата. Почему? Оцените действия медсестры.
  4. Медсестра погрузила зажимы в комплекс многократного применения комнатной температуры, затем подогрела его до 50 оС. Оцените действия медсестры.
  5. Медсестра, работая в перевязочном кабинете, заметила, что у нее нет раствора хлорамина 3%, поэтому она погрузила инструменты сразу в моющий комплекс, подогрев до 45оС. Оцените тактику медсестры.
  6. После применения моющего комплекса с «Лотосом» медсестра ополаскивала инструментарий под проточной водой в течение 3 минут. Оцените действия медсестры.
  7.  Медсестра приготовила для предстерилизационной очистки моющий комплекс с «Лотосом», взяв для этого 5 гр. «Лотоса», 15 мл. 27,5% пергидроля и 980 мл воды. Оцените действия медсестры.


Эталон ответа к ситуационным задачам

  1. Положительная фенолфталеиновая проба свидетельствует о наличии остатков моющих средств на материале.

Тактика. Необходимо отправить его на повторную предстерилизационную обработку на этап промывание под проточной водой.

  1. Положительная амидопириновая проба свидетельствует о наличии на шприцах остатков скрытой крови.

Тактика. Отправить шприцы на повторную предстрилизационную очистку на этап замачивания шприцев в дезинфицирующем растворе.

  1. Медсестра допустила ошибку. Для приготовления рабочего раствора азопирама необходимо использовать 3% перекись водорода.

  1. Медсестра допустила ошибку, зажимы погружают в заранее подогретый раствор.

  1. Медсестра допустила ошибку, она нарушила этапы обработки мединструментария, не выполнив один из основных этапов обработки – дезинфекцию.

  1. Медсестра допустила ошибку, после применения моющего комплекса с «Лотосом» ополаскивание под проточной водой 10 минут.

  1. Медсестра приготовила моющий комплекс неправильно. Для приготовления данного комплекса необходимо: 17 мл 27,5% пергидроля, 5 гр. «Лотоса» и 978 мл воды.


Приложение 4

Вниманию студентов предлагаются задачи по разведению современных дезинфицирующих средств для проведения предстерилизационной очистки, используя расчетные таблицы.

Ситуации-упражнения

  1. Используя расчетные таблицы, определите процентное содержание и количество препарата «Самаровка» для приготовления 10 литров раствора, предназначенного для дезинфекции, совмещенной с предстерилизационной очисткой  изделий медицинского назначения (кроме эндоскопов и инструментов к ним), укажите способ обеззараживания, время обработки, температуру раствора, укажите возможные варианты.
  2. Используя расчетные таблицы, определите процентное содержание и количество препарата «Самаровка» для приготовления 5 литров раствора, предназначенного для дезинфекции, совмещенной с предстерилизационной очисткой, медицинских инструментов к гибким эндоскопам, укажите способ обеззараживания, время обработки, температуру раствора, укажите возможные варианты.
  3. Используя расчетные таблицы, определите процентное содержание и количество препарата «Экобриз концентрат» для приготовления 20 литров раствора, предназначенного для предстерилизационной очисткой, не совмещенной с дезинфекцией, изделий медицинского назначения (кроме эндоскопов и инструментов к ним), укажите способ обеззараживания, время обработки, температуру раствора, укажите возможные варианты.
  4. Используя расчетные таблицы, определите процентное содержание и количество препарата «Экобриз концентрат» для приготовления 10 литров раствора, предназначенного для дезинфекции, совмещенной с предстерилизационной очисткой, изделий медицинского назначения (кроме эндоскопов и инструментов к ним)  ручным способом, укажите способ обеззараживания, время обработки, температуру рабочего раствора, укажите возможные варианты.
  5. Используя расчетные таблицы, определите процентное содержание и количество препарата «Терецид» для приготовления 20 литров раствора, предназначенного для предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения, в том числе хирургических и стоматологических инструментов и материалов,  ручным способом, укажите способ обеззараживания, время обработки, температуру рабочего раствора, укажите возможные варианты.

  1. Используя расчетные таблицы, определите процентное содержание и количество препарата «Терецид» для приготовления 30 литров раствора, предназначенного для дезинфекции, совмещенной с предстерилизационной очисткой, изделий медицинского назначения (включая инструменты к эндоскопам, хирургические и стоматологические инструменты и материалы), ручным способом. При инфекциях бактериальной (включая туберкулез), вирусной и грибковой (кандидозы, дерматофитии) этиологии, укажите способ обеззараживания, время обработки, температуру рабочего раствора, укажите возможные варианты.


Приложение 5

Задание в тестовой форме

по теме: «Предстерилизационная очистка инструментов»

Вариант № 1

Допишите правильный ответ:

  1. Удаление белковых, жировых, механических __________ и остаточных количеств лекарственных препаратов называется ________ _________.

Выберите правильный ответ:

          2. Основные этапы обработки медицинского инструментария отражены в нормативных документах:

    а) Сан ПиН 3.1.5.2826-10

    б) приказе 16/9

    в) ОСТе 42-21-2-85

         

          3. Пригодность рабочего  раствора азопирама проверяют нанесением 2-3 капель раствора на:

    а) стерильный ватный шарик

    б) стерильную салфетку

в) тампон с кровяным пятном

 

          4. Медицинские инструменты после моющего комплекса с «Лотосом» ополаскивают:

а) 15 минут

б) 7 минут

в) 10 минут

5. Контроль предстерилизационной очистки старшая медсестра проводит:

а) 1 раз в день

б) 1 раз в неделю

в) 1 раз в месяц

6. Укажите срок хранения рабочего раствора азопирама при комнатной температуре:

а) 2 месяца

б) 2-4 часа

в) 2 часа


7. Для проведения азопирамовой пробы берут:

а) 1% инструментов одного наименования

б) 3% инструментов одного наименования, но не менее трех инструментов

в) 1% инструментов одного наименования, но не менее трех инструментов

Заполните немые графы:

8. Перечислите виды проб, проводимых для контроля ПСО:

      а) судановая

      б)  _____________________

      б)  _____________________

      в)  _____________________

9.

Реактив для проведения азопирамовой пробы

Химическое

вещество

Химическое

вещество

Химическое вещество

Исходный раствор

Установите соответствие:

    10 . Цвет реактива при проведении азопирамовой пробы

Вид загрязнения

    А - Желтый

  1. Кровь

    Б - Бурый

  1. Лекарственные препараты

              В - Розовый

  1. Ржавчина

              Г - Фиолетовый, переходящий в розово-сиреневый

  1. Дез.средства

  1. Моющие средства

Время выполнения теста – 10 минут.

Критерии оценки:

1-2  ошибки – «4»

3  ошибки – «3»

4  ошибки – «2

     


Задание в тестовой форме

по теме: «Предстерилизационная очистка инструментов»

Вариант № 2

Допишите правильный ответ:

  1. Предстерилизационная очистка – удаление __________, жировых, механических загрязнений  и остаточных количеств ___________  _________.

Выберите правильный ответ:

  1. Основные этапы обработки медицинского инструментария отражены в нормативных документах:

а) ОСТ 42-21-2-85

б) приказ 720

      в) приказ 16/9

  1. Ложноположительный  результат при проведении азопирамовой пробы бывает:

а) при постановке пробы на горячем инструменте

б) при постановке пробы на старом инструменте

в) при постановке пробы на новом инструменте

  1. Медицинские инструменты после моющего комплекса с «Лотосом» ополаскивают:

      а) в дистиллированной воде

      б) под проточной водой

      в) в кипяченой воде

      5. Контроль предстерилизационной очистки медсестра проводит:

 а) 1 раз в неделю

 б) ежедневно

 в) 1 раз в месяц

     6. Укажите срок хранения исходного раствора азопирама при температуре +4С:

а) 1 месяц

б) 2 недели

в) 2 месяца

     

    7. Какое количество  инструментов берут для постановки азопирамовой пробы (всего 200 инструментов):

а)  2 инструмента

б) 3 инструмента

в) 10 инструментов


Заполните немые графы:

     8. Перечислите компоненты, необходимые для приготовления исходного раствора азопирама.

а) 96 % спирт до 1 литра

б)  _____________________

в)  _____________________

       

        9.

Реактив для проведения азопирамовой пробы

Химическое вещество

Химическое вещество

Рабочий раствор

Установите соответствие

    10 . Цвет реактива при проведении азопирамовой пробы

Вид загрязнения

    А - Розовый

1.Ржавчина

    Б - Бурый

2.Лекарственные препараты

              В - Желтый

3. Кровь

              Г - Фиолетовый, переходящий в розово-сиреневый

4. Дез.средства

  1. Моющие средства

Время выполнения теста – 10 минут.

Критерии оценки:

1-2  ошибки – «4»

3  ошибки – «3»

4  ошибки – «2»


Эталон ответов

на задания в тестовой форме

по теме: «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия».

I вариант

II вариант

  1. Загрязнений, ПСО
  1. Белковых, лекарственных средств
  1. а
  1. а
  1. в
  1. а
  1. в
  1. б
  1. б
  1. б
  1. в
  1. в
  1. в
  1. б
  1. Фенолфталеиновая, амидопириновая, азопирамовая.

  1.  100 мл амидопирина, 1 мл солянокислого анилина.

  1. 100 мл амидопирина, 1 мл соляно-кислого анилина, 96 % спирт до 1 литра.

9. одна часть исходного раствора азопирама и одна часть 3% перекись водорода.

  1. А – 2

Б – 3,4

В – 5

Г  –1

10.А – 5

Б – 1,4

В – 2

Г – 3

Время выполнения теста – 10 минут.

Критерии оценки:

1-2  ошибки – «4»

3  ошибки – «3»

4  ошибки – «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью сп

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных ...

Презентация учебно-методического материала по теме "Парикмахерские инструменты на протяжении веков"

Презентация учебно-методического материала по теме "Парикмахерские инструменты на протяжении веков"...

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особе...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова

В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...