Эффективная подготовка кадров в условиях реализации актуализированных ФГОС СПО, в том числе в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет»
статья
Организация практической подготовки студентов по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту автомобилей в рамках проекта «Профессионалитет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективная подготовка кадров в условиях реализации актуализированных ФГОС СПО, в том числе в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет»
Организация практической подготовки студентов по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту автомобилей
в рамках проекта «Профессионалитет»
Дубровин М.С.,
мастер производственного обучения
ТОГАПОУ "Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С.Солнцева"
Поставленная в рамках ФП «Профессионалитет» цель максимального учета запросов организаций, действующих в реальном секторе экономики, к подготовке кадров в образовательных организациях СПО, создает условия для непосредственного влияния будущих работодателей на организационные моменты построения образовательного процесса: отбор мест проведения практики, содержание образовательного процесса, перечень и функционал закупаемого оборудования и др.
На уровне реализации образовательной программы зонами влияния работодателя являются:
-совершенствование практической подготовки, в том числе увеличение объема практики и введение дополнительных содержательных блоков;
-расширение спектра осваиваемых видов деятельности;
-совершенствование материально-технической базы реализации образовательной программы;
-развитие сетевого партнерства для обеспечения качества подготовки кадров.
Основными направлениями совершенствования практической подготовки являются:
-развитие и внедрение различных форм взаимодействия с работодателем закрепленные образовательной программой;
-увеличение объема нагрузки, отводимой на практике, и перенос максимально возможного объема практик на базу предприятия-партнера;
-создание дополнительных блоков материала, вводимых по запросам работодателей для расширения спектра планируемых к освоению результатов;
-оснащение современной материально-технической базой образовательного процесса в рамках ФГОС, по которым программы реализуют несколько образовательных организаций внутри кластера;
-развитие сетевого взаимодействия.
Взаимодействие с работодателем в рамках ФП «Профессионалитет» может осуществляться на всех этапах подготовки рабочих кадров, в том числе при определении контрольных цифр приема, разработке образовательной программы, организации образовательного процесса, а также при проведении аттестационных мероприятий, подтверждающих освоенность образовательной программы в части результатов, запланированных по заказу работодателя.
Основные риски, связанные с организацией практической подготовки на рабочих местах работодателя, и последующим трудоустройством связаны с сокращением сроков освоения и возможностью выхода на рынок труда выпускников, не достигших 18 лет. Снижение рисков возможно при планировании освоения в структуре программы профессии рабочего, по которой возможно трудоустройство выпускника на момент завершения обучения, а также заключения договора о целевом обучении, по которому выпускник принимается на рабочее место с созданными в соответствии с законодательством условиями.
В связи с сокращением срока обучения мы пересмотрели содержание рабочих программ по профессиональным модулям и практикам.
Так как формой ГИА является Демонстрационный экзамен, где предусматривается выполнение работ по модулям:
-системы управления двигателем:
-системы рулевого управления, подвеска;
-тормозные системы;
электрические и электронные системы, то при планировании учебной и производственной практики большое внимание следует уделять данным вопросам.
Все виды работ прописываются в рабочих программах в соответствии с требованиями и согласовываются с работодателем. При необходимости содержание может меняться под запрос конкретного работодателя или запроса регионального рынка труда.
Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях образовательной организации: лабораториях технического обслуживания и ремонта автомобилей и на площадках профильных предприятий, например: ООО «АВТОТЕХЦЕНТР», ООО «Тамбов-Авто-Сити», ООО «Тойота Центр Тамбов», ТОГАУ «ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС» и др. на основании заключенных договоров о сотрудничестве.
Основной формой учебной практики является: урок производственного обучения, практические занятия. Выбор той или иной формы организации занятий определяется особенностью изучаемой профессии, периодом обучения, материально-техническим обеспечением занятий. При этом мастер производственного обучения выполняет роль координатора, консультанта. Работы могут выполняться, индивидуально, в парах или бригадах.
Результатом прохождения учебной практики является выполнение проверочной практической работы, на основании выполнении работы заполняется протокол проверочной работы.
Производственная практика, как часть основной образовательной программы, является завершающим этапом обучения в рамках профессиональных модулей. Производственная практика должна быть направлена на совершенствование умений и навыков по профессии, полученных при прохождении учебной практики.
Организацию производственной практики осуществляет мастер производственного обучении, который ведет ежедневный контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов.
Обязательные формы отчетности для студентов по производственной практике являются: отчет по практике, дневник, производственная характеристика
За каждым студентом закрепляется наставник, работник предприятия, который координирует работу студента и отмечает в дневнике выполняемые работы.
Формой аттестации результатов производственной практики является дифференцированный зачёт, который проводится на основании отчетных документов студента, производственной характеристики руководителя практики от Профильной организации.
Организация учебной и производственной практики по актуальным вопросам потребности высококвалифицированных рабочих в регионе и высокий уровень овладения практическими умениями на современном оборудовании способствует повышению уровня сдачи Демонстрационного экзамена на 15 – 20%.
Студентам, которые успешно прошли производственную практику на профильном предприятии, получившие высокие результаты на Демонстрационном экзамене, работодатель предлагает трудоустройство на данном предприятии по профессии.
Таким образом, учебная и производственная практика в рамках основной образовательной программы подготовки КРС, является значимой частью и направлены на формирование общих и профессиональных компетенций выпускников - конкурентноспособных на рынке труда.
Список литературы
- Новая образовательная технология «Профессионалитет»: сборник методических материалов / Центр содержания и оценки качества среднего профессионального образования;
- Центр оценки качества среднего профессионального образования ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования. – Москва: ФГБОУ ДПО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования
В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения урока начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта ....
Логико-смысловые модели – одна из эффективных педагогических технологий в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Главная задача педагога – это развитие компетентности обучающихся, ее самостоятельности к самообучению и способности к применению полученныхзнаний. Эффективными средствами, помогающими решать поставле...
Приказ " О закреплении разработчиков примерных образовательных программ федерального проекта «Профессионалитет» (ПОП-П) ПOO — участниками образовательно-производственного центра (кластера) строительной отрасли Смоленской области"
В целях координации деятельности по разработке примерных образовательных программ федерального проекта «Профессионалитет» (ПОП-П) педагогическими работниками профессиональных образо...
В 2023 г член рабочей группы для участия в конкурсном отборе в рамках федерального проекта «Профессионалитет».
В 2023 г член рабочей группы для участия в конкурсном отборе в рамках федерального проекта «Профессионалитет»....
Приказ о закреплении разработчиков примерных образовательных программ федерального проекта "Профессионалитет" (ПОП-П) г.Смоленск
Приказ о закреплении разработчиков примерных образовательных программ федерального проекта "Профессионалитет" (ПОП-П) г.СмоленскПОО - уастниками образовательно-производственного центра (клас...
Статья Студентоориентированный подход в сотрудничестве колледжей и предприятий в рамках Федерального проекта «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»
Статья "Студентоориентированный подход в сотрудничестве колледжей и предприятий в рамках Федерального проекта «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»"...