Изучаем дисциплину охрана труда для автомобилистов
план-конспект занятия
Тема 1.1. Основные положения законодательства об охране труда на предприятии
Тема 1.2. Организация работы по охране труда на предприятии
Тема 1.3. Мероприятия по улучшению охраны труда на предприятии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_1.1.docx | 24.9 КБ |
tema_1.2.docx | 32.91 КБ |
tema_1.3.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Основные положения законодательства об охране труда на предприятии
Законодательство по охране труда в настоящее время характеризует то, что сейчас на территории Российской Федерации действует около 3 тысяч нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда, большая часть которых принята еще исполнительными органами бывшего СССР, такие как Постановления Совмина РСФСР, Кабинета Министров СССР, Совмина СССР и ВЦСПС, Госкомтруда СССР и ВЦСПС, приказы, письма различных Министерств и ведомств, государственные нормативы, методические указания.
Столь крупная нормативная база документов, принятых еще к тому же в иных социально-экономических условиях создает определенную сложность в регулировании отношений в сфере охраны труда.
В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Для осуществления закона в полной мере необходимо наличие и функционирование государственной системы управления охраной труда.
г. в Санкт - Петербурге Межпарламентская Ассамблея государств – участников содружества независимых государств постановила о принятие модельного закона "Об охране труда" и рекомендовала его для использования в национальном законодательстве.
Настоящий Закон устанавливает основные положения по реализации конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, обеспечению единого порядка взаимоотношений между работниками и работодателями по вопросам охраны труда на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от вида собственности и подчиненности (далее - организация).
В правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, наметились новые тенденции. Так, 6 августа 1993 г. был принят очень важный документ - Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (с последующими изменениями и дополнениями). Новым этапом развития указанного института трудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации", в 1998 году Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". 30 декабря 2001 г. был принят важнейший законодательный акт в сфере регулирования трудовых отношений – «Трудового кодекса Российской федерации», который вступил в действие с 1 февраля 2002 г.
В данной работе предполагается рассмотреть основные элементы государственного правового регулирования вопросов охраны труда.
- Основные направления государственной политики в области охраны труда.
Законодательство по охране труда в настоящее время характеризует то, что сейчас на территории Российской Федерации действует около 3 тысяч нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда, большая часть которых принята еще исполнительными органами бывшего СССР, такие как Постановления Совмина РСФСР, Кабинета Министров СССР, Совмина СССР и ВЦСПС, Госкомтруда СССР и ВЦСПС, приказы, письма различных Министерств и ведомств, государственные нормативы, методические указания.
Столь крупная нормативная база документов, принятых еще к тому же в иных социально-экономических условиях создает определенную сложность в регулировании отношений в сфере охраны труда.
В министерствах и ведомствах Российской Федерации, а также концернах, ассоциациях и других объединениях, предприятиях предусмотрено создание служб охраны труда. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться в обязательном порядке. Если они не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства.
Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 1 ФЗ "Об основах охраны труда в РФ"). Эти мероприятия проводятся с целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Охрану труда различают в широком и узком смысле слова. В широком понятии охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В узком смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому, лечебно-профилактическому и т.д. Поэтому в соответствующих вузах изучают и соответствующее в узком понятии направление охраны труда. В юридических - правовой институт охраны труда как систему правовых норм, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда, закрепленных в указанном Законе об охране труда и в разделе X, отдельных статьях XII, XIII разделов нового Трудового кодекса РФ, а также в других законах и нормативных актах, в коллективных договорах и соглашениях.
Но лишь в широком понятии охрана труда способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда. При недостаточном обеспечении хотя бы одного компонента, то и вся охрана труда обеспечена не должным образом. Так, если станки, оборудование, инструмент, машины (технический компонент) не соответствуют требованиям безопасности, сделаны небезопасно для жизни и здоровья работающих на них, то неизбежны несчастные случаи, производственный травматизм, который, за последние годы значительно вырос и во многом из-за организационно-технического компонента охраны труда.
В дореформенный период, начиная с 1933 года, охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга.
С принятием в августе 1993 г. Верховным Советом РФ Основ законодательства РФ об охране труда функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был определять Президент РФ или по его поручению Правительство РФ (в частности Минтруд РФ).
После вступления в силу закона от № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Минтруд России подготовил с учетом результатов практики и представил в Правительство РФ общую концепцию системы государственного управления охраной труда. В ней конкретизировались положения Федерального закона в части осуществления управления охраной труда, определялись основные задачи и принципы функционирования системы, а также задачи и функции конкретных органов государственной власти, т. е. субъектов системы управления охраной труда.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда согласно новому Трудовому кодексу являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- государственное управление охраной труда;
- государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
- подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
- международное сотрудничество в области охраны труда;
- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно – бытовыми помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Государственные нормативные требования охраны труда.
«Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности»
Законодательство России об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из упомянутого Закона об основах охраны труда, Трудового кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации.
В соответствии с Законом об основах охраны труда и в целях введения единых государственных нормативных требований в сфере охраны труда Правительство РФ приняло постановление от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». В данном документе констатируется, что в России сложилась система, содержащая нормативные требования охраны труда. В данную систему вошли: отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; строительные и санитарные нормы и правила; инструкции и правила безопасности; правила безопасной эксплуатации; своды правил по проектированию и строительству; гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.
В постановлении определен порядок разработки и утверждения федеральными органами исполнительной власти указанных государственных нормативных требований.
Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, перед утверждением подлежат направлению в соответствующие профсоюзные органы для рассмотрения и согласования.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два указанных срока.
При изменении законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа фактов производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации - во всех этих случаях государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.
На основе государственных нормативных требований охраны труда и соответствующих нормативных правовых актов субъектов федерации организации разрабатывают и утверждают на уровне локальных нормативных актов все необходимые положения в сфере охраны труда: стандарты безопасности, инструкции по охране труда для отдельных видов работ, должностные инструкции, коллективные и трудовые договоры.
2. Ответственность за нарушение Законодательства по охране труда
Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ законодательства РФ об охране труда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41, 41–1, 41–2, 41–3, 41–4), Уголовным кодексом РФ (статьи 30, 140), Кодексом законов о труде РФ (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательства и иных норм по охране труда, обязательств по коллективным договорам и соглашениям об охране труда или в воспрепятствовании деятельности органов государственного надзора, несут ответственность дисциплинарную, административную, уголовную в порядке, установленном законодательством РФ.
Рядовые работники также могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.
Дисциплинарной ответственности подлежат все лица, нарушившие трудовую дисциплину, в том числе Трудовой кодекс РФ и правила охраны труда, а именно: невыполнение распоряжений; появление на работе в нетрезвом виде; не использование защитных средств и т.п.
Дисциплинарными взысканиями являются замечания, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу (или низшую должность) на срок до трех месяцев (до 1 года) и увольнение. Наказываемое лицо может быть лишено премии. Дисциплинарная ответственность не является препятствием для возбуждения уголовного дела, если допущенное нарушение носит характер преступной халатности.
К административной ответственности привлекаются работодатели и должностные лица, нарушившие законодательство об охране труда. Она выражается в наложении на виновных денежных штрафах, устанавливаемых органами надзора. Правом наложения штрафов пользуются государственные инспекторы по охране труда, органы Госгортехнадзора, Государственного пожарного надзора, Государственного санитарного надзора.
Материальная ответственность лиц за нарушение законодательства об охране труда заключается во взыскании штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.
Уголовная ответственность определяется уголовным кодексом РФ за нарушение законодательства об охране труда, правил и норм техники безопасности и промышленной санитарии и наступает в том случае, когда эти нарушения могли бы повлечь или повлекли за собой тяжкие последствия.
Статьей 140 Уголовного кодекса РФ предусмотрена мера наказания за нарушение законодательства об охране труда, правил и норм техники безопасности и промышленной санитарии в зависимости от тяжести последствий этого нарушения. В качестве наказания может быть наложен штраф, возможно увольнение, а в случае с тяжкими последствиями виновное лицо наказывается исправительно-трудовыми работами или лишается свободы на срок от 1 года до 5 лет, по ч. I, II, III указанной статьи.
В соответствии со статьей 143 УК РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло причинение по неосторожности тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Меры наказания за подобные нарушения предусматриваются также статьями 215 и 216 УК PФ (до 7 лет).
Вопросы для проверки знаний:
- Что служит основополагающим документом по охране труда?
- Какие регламентации закрепляются в Правилах внутреннего трудового распорядка?
Предварительный просмотр:
Тема Организация работы по охране труда на предприятии.
Создание безопасных условий труда на производстве всех форм собственности было и остается одним из главных приоритетов. Наибольшей ценностью государства является человек - это означает, что для каждого конкретного работника должны быть созданы безопасные условия на производстве.
Улучшение условий труда - самостоятельная и важная задача социальной политики, осуществляемой государством. Для решения теоретических и практических задач, определяющих эту проблему, государством были разработаны и реализованы многочисленные правовые, технические, экономические и организационные мероприятия.
Главными объектами исследования охрана труда являются человек в процессе труда, производственная среда и обстановка, взаимосвязь человека с промышленным оборудованием, технологическими процессами, организация труда и производства.
Охрана труда - это свод законодательных актов и правил, соответствующих им гигиенических, организационных, технических, и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ ).
Охрана труда играет важную роль в трудовой жизни человека. Правильная организация труда значительно повышает его производительность и резко снижает возможность производственных травм, увечий и пр. Это, в свою очередь, оказывает и непосредственное положительное влияние на экономическую сторону труда: происходит снижение на оплату больничных листов и лечения сотрудников, уменьшается количество и размер компенсаций за работу во вредных условиях и пр. По статистическим подсчетам, затраты на необходимые мероприятия и средства для охраны труда и безопасности жизнедеятельности обходятся в десять раз меньше, чем расходы из-за несчастных случаев и т.п.
Методологической основой охраны труда является научный анализ условий труда, технологического процесса, аппаратурного оформления, применяемых и получаемых продуктов с точки зрения возникновения в процессе эксплуатации производства опасностей и вредностей. На основе такого анализа определяют опасные участки производства, выявляют возможные опасные ситуации и разрабатывают меры их предупреждения и ликвидации.
Для обеспечения безопасности конкретной деятельностью должны быть решены три задачи:
1. Произвести полный детальный анализ опасностей, формируемых в изучаемой деятельности.
2. Разработать эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными подразумевается такие меры по защите, которые при минимуме материальных затрат эффект максимальный.
3. Разработать эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности. Они необходимы, так как обеспечение абсолютную безопасность деятельности невозможно предпринять.
Целью данной контрольной работы является изучение понятия и сущности безопасности труда, а также мер по предотвращению производственного травматизма.
1. Понятие и сущность безопасности труда
Безопасность труда представляет собой совокупность требований, установленных законодательными актами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия труда и регламентирует поведение работающего.
Безопасные условия труда - это состояние условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых значений.
Организация гигиены и безопасности труда на предприятии включает:
- Организацию персонала и назначение лиц, ответственных за организацию гигиены и безопасности труда, а также за осуществление надзора на предприятии;
- составление программы деятельности по управлению безопасностью труда на предприятии;
- разработку стратегии внутреннего контроля;
- планирование внутреннего контроля
- внедрение внутреннего контроля;
- проведение анализа рисков;
- организацию надзора и контроля (управление рисками);
- документирование, составление отчетов и ознакомление с ними работников.
Рациональная организация рабочего места учитывает оптимальную его планировку, степень механизации и автоматизации, выбор рабочей позы человека и расположением органов управления, инструментов, материалов.
Оптимальная планировка обеспечивает удобство при выполнении работ, экономию сил и времени рабочего, правильное использование производственных площадей, обеспечение безопасных условий работы.
Для нормальной работы цехов необходимо обеспечить комфортные климатические условия на рабочих местах для производственного персонала, допустимые уровни шума и вибраций, высококачественное естественное и искусственное освещение. Нарушение требований правил и норм, предъявляемых к рабочему месту отрицательно влияет на производительность труда и может быть причиной профессиональных заболеваний и производственного травматизма.
Для обеспечения безопасности той или иной деятельности должны быть решены такие задачи, как: установление негативного воздействия среды обитания; защита от опасностей и предупреждение воздействия на человека негативных факторов; ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; создание комфортного состояния среды обитания.
Основным направлением в области создания безопасных условий труда является профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.
Ответственность за создание безопасной производственной среды несет руководитель предприятия. Организация безопасности труда на предприятии направлена на предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сохранение работоспособности и обеспечение удовлетворенности работников.
На уровне предприятия надлежащая организация безопасности труда означает сокращение расходов, связанных с освобождением работников от трудовых обязанностей по болезни и повышение эффективности производства.
2. Государственные нормативные требования охраны труда
В числе норм права, регулирующих отношения в области охраны труда, особое место занимают государственные нормативные требования охраны труда - правила, процедуры, критерии, которые рассчитаны на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда.
Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда, закрепленных федеральным законом, содержится в Трудовом кодексе (в разделах «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и др.).
В других федеральных законах закреплены, например, общие требования к организациям по обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, требования промышленной безопасности, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и предупреждение аварий на этих объектах, требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.
Государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться также в технических регламентах - документах, принятых международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации.
Чаще всего такие требования закрепляются в подзаконных нормативных правовых актах. Детальный перечень видов таких актов, порядок их разработки и утверждения, а также сроки пересмотра установлены Постановлением Правительства РФ от № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».
В организациях применяются инструкции по охране труда работников. Такие инструкции разрабатываются работодателем на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (а при их отсутствии - на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к профессии работника или ввиду выполняемой им работы. Инструкции по охране труда для работников утверждаются приказом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет.
3. Способы предотвращения производственного травматизма
Производственная травма – это внезапное повреждение организма человека и потеря им трудоспособности, вызванные несчастным случаем на производстве. Повторение несчастных случаев, связанных с производством, называется - производственным травматизмом.
Несчастные случаи можно классифицировать следующим образом:
- по количеству пострадавших: одиночные (пострадал 1 человек) и групповые (пострадало одновременно 2 и более человека);
- по тяжести: легкие (уколы, царапины, ссадины), тяжелые (переломы костей, сотрясения мозга), с летальным исходом (пострадавший умирает).
- в зависимости от обстоятельств: связанные с производством, не связанные с производством, но связанные с работой, и несчастные случаи в быту.
Несчастный случай признается связанным с работой, если он произошел при выполнении каких-либо действий в интересах предприятия за его пределами. Администрация несет ответственность только за несчастные случаи, связанные с производством. Если же увечье или иное повреждение здоровья работника явилось следствием не только не обеспечения предприятием безопасных условий труда, но и грубой неосторожностью самого работника, либо нарушение им правил внутреннего распорядка, то устанавливается смешанная ответственность.
При нарушении норм производственной санитарии и воздействие производственных вредностей работающий может подвергнуться профессиональному отравлению или заболеванию.
Профессиональные отравления могут возникнуть при вдыхании вредных веществ, всасывании их через кожу и попадании внутрь через пищеварительный тракт.
Каждый несчастный случай, профессиональное отравление или заболевание расследуется и учитывается в строгом соответствии с установленным в РФ порядком. Существующая единая для всех предприятий система расследования и учета несчастных случаев, профессиональных отравлений и заболеваний, позволяет сопоставлять и анализировать причины их возникновения и своевременно предотвращать.
Одним из важнейших условий борьбы с производственным травматизмом является систематический анализ причин его возникновения, которые делятся на: технические и организационные.
Технические причины в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостатков оборудования, недостаточности освещения, неисправности защитных средств, оградительных устройств и т.п.
Организационные причины - несоблюдение правил техники безопасности из-за неподготовленности работников, низкая трудовая и производственная дисциплина, неправильная организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производством и др.
Наиболее характерными нарушениями являются: не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; отсутствие льгот и компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда; эксплуатация неисправного оборудования; допуск к работе лиц, не прошедших стажировку, инструктаж, обучение и проверку знаний требований охраны труда; нарушение требований правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями и др.
Общую ответственность за обучение в области гигиены и безопасности труда несет работодатель.
На предприятии в целях обеспечения безопасных условий труда должны проводиться следующие виды инструктажей по технике безопасности:
1. Вводный инструктаж работника - проводится специалистом по производственной среде на основании утвержденной работодателем инструкции, перед тем как работник будет допущен к работе и включает ознакомление: с организацией труда, правилами внутреннего распорядка на предприятии, а также с правовыми актами, регулирующими гигиену и безопасность труда; с мерами, принимаемыми для обеспечения гигиены и безопасности труда; с правами и обязанностями работника, установленными правовыми актами и пр.
2. Первичный инструктаж работника на рабочем месте, где работник будет выполнять свои трудовые обязанности - проводит назначенное работодателем компетентное лицо. Во время первичного инструктажа работник знакомится: с инструкциями по безопасности на рабочем месте при выполнении работы или при использовании оборудования; с факторами опасности в производственной среде и с использованием необходимых средств индивидуальной защиты; с требованиями пожарной безопасности и электробезопасности; с местом нахождения эвакуационных выходов и путей.
3. Обучение безопасным приемам работы - проводится для работника после первичного инструктажа, при необходимости и после дополнительного инструктажа. Обучение проводится в рабочее время назначенным работодателем специалистом или опытным работником. Продолжительность обучения определяется работодателем в зависимости от специфики, степени сложности и опасности должности или профессии. Работник допускается к самостоятельной работе, если инструктор убедился, что работник освоил требования в области охраны труда и умеет применять их на практике.
4. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
Обязанность по созданию для работников условий труда, отвечающих требованиям охраны труда, возложена на работодателя. В этих целях работодатель обязан в соответствии со ст. 212 ТК обеспечивать безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования. Выполнение этой обязанности работодателем должно начинаться уже на стадии проектирования производственных объектов и оборудования (ст. 215 ТК).
Обеспечение работодателем соответствия рабочего места работника требованиям охраны труда означает, что его расположение и организация, а также оборудование и инструменты для работы, воздушная среда и др. были безопасными и не угрожали жизни и здоровью работника. Это достигается путем рационального использования производственных помещений; совершенствования технологических процессов и модернизации технологического оборудования; механизации и автоматизации технологических операций, связанных с транспортированием и использованием ядовитых, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; внедрения систем автоматического или дистанционного управления оборудованием вредных и опасных производств и другими способами, отвечающими требованиям единых межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, санитарным правилам и нормам, утверждаемым в установленном порядке. При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при производстве работ необходимо, работодатель должен принять меры, обеспечивающие работникам безопасные условия труда.
Для определения соответствия условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда работодатель должен организовать эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников. В крупных и средних предприятиях в этих целях могут создаваться собственные лаборатории, оснащенные необходимыми приборами и укомплектованные квалифицированными специалистами. В более мелких организациях подобная работа может выполняться по договорам с организациями, которым разрешено оказывать услуги в области охраны труда.
Конкретные обязанности по обеспечению охраны труда работодателем возлагаются на руководителей структурных подразделений и закрепляются в должностных инструкциях или утверждаются приказом по организации. Утвержденные работодателем должностные инструкции или приказ доводятся до соответствующего должностного лица под расписку при приеме на работу или назначении на новую должность.
Соответствие рабочих мест требованиям охраны труда, прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, а также передовому опыту определяется в ходе аттестации рабочих мест.
Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления наличия вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Она проводится для разработки конкретных мероприятий по охране труда, проведения оздоровительных мер, ознакомления работающих с условиями труда, а также сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права работников на получение компенсаций и льгот в связи с выполнением тяжелых работ и работ с вредными условиями труда.
Порядок осуществления этой работы регулируется Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Минтруда России от № 12.
Работодатель обязан информировать работников об условиях труда в местах, где им надлежит выполнять работу: о факторах производственной среды и самого трудового процесса, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях, и средствах индивидуальной защиты. Такая информация должна предоставляться работникам как при приеме на работу, так и в последующее время. В частности, работодатель обязан сообщать им о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.
Работодатель обязан принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций. Эта обязанность реализуется им путем закрепления в инструкциях по охране труда для работников специальных разделов о требованиях безопасности в аварийных ситуациях, где указываются перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании и др., а также путем разработки комплекса мер по предотвращению и ликвидации последствий аварий.
В целях обеспечения социальной защиты работников, пострадавших в результате производственных травм и профессиональных заболеваний, а также членов их семей, на работодателей возложена обязанность осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Такое страхование осуществляется работодателем за счет собственных средств путем перечисления Фонду социального страхования РФ в установленном порядке обязательных платежей в размерах, определяемых законодательством.
Аккумулированные Фондом социального страхования РФ страховые взносы используются им на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованных при исполнении ими трудовых обязанностей по трудовому договору, путем предоставления застрахованным в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию.
5. Обеспечение прав работников на охрану труда
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это право конкретизировано в ст. 219 ТК и других статьях Трудового кодекса.
Так, согласно ст. 219 ТК каждый работник имеет право на рабочее место, оборудованное в соответствии с требованиями охраны труда; на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и о принимаемых мерах по его защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также о полагающихся ему компенсациях за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, и средствах индивидуальной защиты.
При невыполнении работодателем указанных обязанностей работник вправе, например, сделать запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте государственными органами соответствующего надзора и контроля или органами общественного контроля и принять личное участие или через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте. При ликвидации рабочего места в связи с нарушением требований охраны труда у работника возникает право на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя.
Работник вправе отказаться выполнять работы при возникновении опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности. При таком отказе работодатель обязан предоставить ему другую работу на время устранения опасности. Если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья из-за нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. ст. 220, 379, 380 ТК).
Возможность негативного влияния на здоровье работников чрезмерной физической нагрузки, а также вредных или опасных производственных факторов обусловила необходимость закрепления в законодательстве мер предупреждения заболеваемости работников, предоставления им средств защиты, компенсаций за выполнение тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда и других мер.
Так, в целях определения соответствия работников по состоянию здоровья поручаемой им работе и предупреждения профессиональных заболеваний установлено, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические (лица в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры.
Работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других предприятий, учреждений, организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. При наличии медицинских рекомендаций работники проходят внеочередные медицинские осмотры (ст. 213 ТК).
Медицинские осмотры работников проводятся за счет работодателя.
Работодатель не вправе допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний (ст. 76 ТК).
На работах, где возможно воздействие на кожу вредных веществ, выдаются бесплатно по установленным нормам смывающие и обезвреживающие средства.
Работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, а также другим категориям работников в случаях, предусмотренных законодательством, предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время.
Работодатель обязан оборудовать помещения для обогревания и отдыха работников (ч. 2 ст. 109 ТК).
Работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в предоставлении другой работы, работодатель обязан с его письменного согласия перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья (ч. 1 ст. 73 ТК). При переводе в таких случаях работника на другую нижеоплачиваемую работу в данной организации за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, - до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника (ст. 182 ТК).
Необходимость перевода работника по состоянию здоровья на другую работу определяется при экспертизе временной нетрудоспособности, которая проводится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения либо врачебными комиссиями, назначаемыми руководителями соответствующих медицинских учреждений.
Рекомендация о необходимости прекращения работы в конкретных производственных условиях и рациональном трудоустройстве лицам, получившим повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдается учреждениями медико-социальной экспертизы.
Для инвалидов условия труда должны создаваться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 224 ТК). Такая программа разрабатывается учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы и реализуется руководителем той организации, где работник частично утратил трудоспособность.
Индивидуальная программа реабилитации содержит комплекс мероприятий, включающий в себя медицинские, профессиональные и другие меры, направленные на восстановление или компенсацию утраченных функций организма, на восстановление способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности, а также порядок и сроки их реализации. Названная программа является обязательной для исполнения организациями.
Для обеспечения занятости инвалидов организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %).
Реализация работниками права на охрану труда должна сочетаться с исполнением ими определенных обязанностей. В частности, работники обязаны соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (ст. 214 ТК).
Вопросы для проверки знаний:
- Какими управляющими органами осуществляется управление безопасностью труда?
- Кто осуществляет управление охраной труда на АТП?
- Какие организации осуществляют надзор и контроль охраной труда на АТП?
Предварительный просмотр:
Тема Мероприятия по улучшению охраны труда на предприятии»
На всех предприятиях создаются здоровые и безопасные условия труда, устанавливаются правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, а также создаются условия труда, соответствующие требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятия. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.
Целью охраны труда является научный анализ условий труда, технологических процессов, аппаратуры и оборудования с точки зрения возможности возникновения появления опасных факторов, выделение вредных производственных веществ. На основе такого анализа определяются опасные участки производства, возможные аварийные ситуации и разрабатываются мероприятия по их устранению или ограничение последствий.
Охраной труда называют разработку и использование мер, защищающих человека в процессе труда, составляющих содержание человеческой деятельности. Она является важнейшей составляющей безопасности жизнедеятельности человека.
Область человеческой деятельности, которая называется «безопасность жизнедеятельности», включает три взаимосвязанных раздела: «охрана окружающей среды (экология)», «охрана человека в быту», «охрана человека в процессе труда». В охране труда тоже можно выделить социально-экономические меры защиты человека, правовые, медико-биологические мероприятия, техники безопасности, которые являются основной частью охраны труда.
Сущность и содержание охраны труда
Понятие охраны труда содержится в ст.1 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999г.№181-ФЗ и сформулировано следующим образом: «Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно- технические, санитарно- гигиенические, лечебно- профилактические, реабилитационные мероприятия».
Под иными мероприятиями следует понимать мероприятия, направленные на выполнение требований пожарной безопасности, промышленной безопасности и т.п., в ходе трудовой деятельности работников.
Необходимо отметить, что охрану труда нельзя отождествлять с техникой безопасности, производственной санитарией, гигиеной труда, так как они являются элементами охраны труда, её составными частями.
Кроме понятия охраны труда в ст.1 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» даются и другие определения, а именно:
Безопасность-это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производительный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
В основном законе нашего государства Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определен в статье 37«…Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…»
В Трудовом кодексе РФ отражены следующие вопросы:
- «Охрана труда»;
- «Труд женщин»;
- «Труд молодежи».
Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» от 23 июля 1999 года.
- признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;
-государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный контроль и контроль над соблюдением требований охраны труда;
-установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех видов собственности;
-обеспечение общественного контроля соблюдением законодательства в области охраны труда;
-обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях;
-обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;
-гарантирование компенсации за вред, причиненный работникам другие принципы.
Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора.
Нормативно-правовые акты по охране труда
В Российской Федерации действует система нормативно правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, правил и инструкций по безопасности, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два года.
Основные направления государственной политики в области охраны труда:
-обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
-принятие и реализация федеральных законов и иных нормативно- правовых актов РФ об охране труда, а также федеральных, целевых, отраслевых программ улучшения условий и охраны труда;
-государственное управление охраной труда;
-содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
-расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях;
-установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;
-участие государства в финансировании охраны труда;
-подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда. [6, с.204]
В соответствии со ст.14ФЗ «Об основах охраны труда в РФ «обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан:
#1054;беспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования и осуществление технических процессов.
#1054;беспечить применение средств индивидуальной защиты и коллективной защиты.
#1054;беспечить соответствие требованиям охраны труда на каждом рабочем месте.
#1054;беспечить режим труда и отдыха.
#1055;роведение инструктажа по охране труда.
#1055;роверку знаний требований охраны труда.
#1054;беспечить организацию контроля над состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения средств индивидуальной и коллективной защиты.
#1054;беспечить своевременное расследование несчастных случаев и оформление документации по расследованию.
#1054;беспечить проведение за счет средств организации обязательных предварительных и периодических осмотров. [12, с.86]
В свою очередь работник также обязан выполнять требования по охране труда.
Обязанности работника:
#1057;облюдать требования по охране труда;
#1055;равильно применять средства индивидуальной защиты;
#1055;роходить обучение, инструктажи и проверку знаний требований охраны труда;
#1053;емедленно извещать своего руководителя работ о любой ситуации, которая угрожает жизни или здоровья людей;
#1055;роходить предварительные медосмотры.
6. Все работники предприятия, в т.ч. и ее руководитель обязаны проходить обучение охране труда и проверку знаний требования охраны труда в порядке, установленном правительством РФ. [7, с.105]
Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнение обязательств по охране труда, предусмотренных договорами, несут ответственность.
В зависимости от характера нарушения и последствий предусмотрены три формы ответственности.
#1044;исциплинарная ответственность - замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Возможно лишение премии.
#1040;дминистративная ответственность - влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. Штрафы имеют право налагать должностные лица государственного надзора и контроля по охране труда.
#1059;головная - определяется судом. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил. Если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, то наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
В некоторых случаях возможна и материальная ответственность, которая имеет два вида:
-материальная ответственность работника за нанесенный им ущерб предприятию (работодателю);
-материальная ответственность предприятия (работодателя) перед работником за нанесенный ему ущерб на работе.
В случаях, если деятельность организации осуществляется с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанная деятельность могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей.
Таким образом, целью охраны труда является научный анализ условий труда, технологических процессов, аппаратуры и оборудования с точки зрения возможности возникновения появления опасных факторов, выделение вредных производственных веществ. На основе такого анализа определяются опасные участки производства, возможные аварийные ситуации и разрабатываются мероприятия по их устранению или ограничение последствий.
В соответствии с ГОСТ обучение и инструктаж по безопасности труда проводят на всех предприятиях и учебных заведениях.
Ответственность за организацию обучения и проверку знаний в целом по предприятию, учебному заведению возлагается на его руководителя, а в подразделениях - на руководителя подразделения.
Своевременность обучения по безопасности труда контролирует отдел охраны труда. Обучение безопасности труда новых рабочих проводится при профессионально-техническом обучении, а практическое обучение безопасным методам и приемам работы проводится в учебных мастерских или цехах на рабочем месте под руководством мастера (инструктора или высококвалифицированного рабочего, бригадира).
Лица, связанные с работами, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда, проходят специальное курсовое обучение по утвержденным министерством программам. После обучения эти лица сдают экзамены комиссии с участием представителя Госнадзора и получают удостоверения.
Вопросы для проверки знаний:
- Какие существуют источники финансирования охраны труда на предприятиях?
- За счет каких фондов формируются мероприятия охраны труда предприятий?
- За счет каких расходов финансируются мероприятия по охране труда на АТП?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Освобождение человека от действия электрического тока» учебная дисциплина «Охрана труда»
Методическая разработка урока теоретического обучения по разделу «Основы электробезопасности» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии 13046.01 «Обогат...
Рабочие программы по дисциплине "Охрана труда"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии на...
Программа учебной дисциплины Охрана труда
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессииОКПР 19756 Электрогазосварщик.Организация - разработчик: СП...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОХРАНА ТРУДА»
Дисциплина «ОХРАНА ТРУДА» входит в профессиональный цикл образовательной программы по специальности 190631 Техническое обслужив...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Охрана труда специальность 190631 « Техническое обслуживание и ремонт атомобильного транспорта».
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по подготовке специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Тех...
Презентации к лекциям по дисциплине Охрана труда
Презентации, используемые на уроках Охраны труда в группах НПО...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОХРАНА ТРУДА НА ТЕМУ: "СОСТАВЛЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА" (для СПО) (редакция от 18.06.2021)
@font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-536870145 1073786111 1...