Методическая разработка урока на тему: «Резка металла» по предмету: «Слесарное дело»
методическая разработка
Основной целью изучения предмета «Слесарное дело» является овладение профессии «Слесарь».
Данная методическая разработка содержит информацию про инструменты для резки металла, правильностью пользования ими.
Актуальность темы определяется возможными различными ситуациями при работе с металлом.
Методическая разработка может быть использована педагогами и мастерами производственного обучения в образовательном процессе обучения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 63.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кадомский технологический техникум»
Методическая разработка урока
на тему: «Резка металла»
по предмету: «Слесарное дело»
р.п.Кадом
2021 год
Методическая разработка предназначена для организации и проведения урока в рамках реализации учебных дисциплин и профессиональных модулей при подготовке специалистов обслуживающего профиля профессии 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Организация – разработчик: ОГБПОУ "Кадомский технологический техникум"
Разработчик: Крымский Э.Р., мастер производственного обучения ОГБПОУ «Кадомский технологический техникум»
Рассмотрена и рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании Методического Совета ОГБПОУ «Кадомский технологический техникум»
Протокол № от « » 2021 г.
Председатель методического совета ____________ Р.П.Терехина
Пояснительная записка
Основной целью изучения предмета «Слесарное дело» является овладение профессии «Слесарь».
Данная методическая разработка содержит информацию про инструменты для резки металла, правильностью пользования ими.
Актуальность темы определяется возможными различными ситуациями при работе с металлом.
Методическая разработка может быть использована педагогами и мастерами производственного обучения в образовательном процессе обучения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Методика проведения урока
Урок по теме «Резка металла» проводится со студентами специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в рамках предмета «Слесарное дело» в кабинете, оснащенном интерактивной доской (проектор, компьютер).
Методика организации и проведения урока включает в себя четыре этапа:
I этап – конструирование:
- постановка цели, определение образовательных, развивающих, воспитательных, методических и здоровье сберегающих задач;
- выбор средств и методов проведения;
- определение формы урока.
II этап – подготовительный:
со стороны преподавателя:
- подбор материалов, необходимых для реализации урока (составление плана проведения урока, подготовка вопросов для обучающихся, заданий, поиск и набор презентационного материала);
- подготовка места проведения урока (техническое обеспечение, подготовка реквизита);
III этап – проведение
Урок начинается со вступительного слова преподавателя (приветствие, сообщение темы, цели, задач урока) (приложение1).
Основная часть включает в себя актуализацию опорных знаний по ранее изученной теме «Сущность процесса гибки, правки и рихтовки металла» и опрос по домашнему заданию (приложение 2). Далее идет изложение нового материала в сопровождении демонстрации презентации «Резка металла».
Закрепление знаний нового материала проводится путем фронтального опроса, а контроль усвоения – путем тестирования (приложение 3-4)
В заключительной части урока проводиться рефлексия (приложение 5).
IV этап – анализ
После проведения урока необходимо его проанализировать последующим критериям: достижение целей урока, целесообразность использованных форм, методов, приемов и средств, направленность, глубина и научность учебного материала, подготовленность преподавателя и обучающихся к работе, организованность и четкость его проведения.
Продолжительность - 90 часов.
План урока
Тема: «Резка металла»
Цель: изучить резку металла различными инструментами .
Задачи:
Образовательные:
- усвоить термины: резка металла, ручная ножовка по металлу, ручные
ножницы, силовые ножницы, рычажные ножницы, рабочая поза при резке
металла ножовкой;
- ознакомление обучающихся с видами инструмента, применяемого при
механической резке металла;
- создание у обучающихся прочной основы трудовых действий при
выполнении слесарной операции «резка металла»;
- создание положительной мотивации для дальнейшего обучения.
Развивающие:
- развитие навыков сравнительного и логического мышления;
- формирование умения применять полученные знания в различных
производственных ситуациях;
- развитие умений учащихся работать с учебником, схемами, презентацией
учебного материала
Воспитательные:
- формирование способности к самовыражению;
- развитие чувства самостоятельности;
- развитие навыков самоконтроля;
- быстрая адаптация личности к реальным условиям жизни
Методическая
- совершенствования методики проведения комбинированного урока.
Здоровьесберегающая
– формирование у обучающихся знаний и навыков личной гигиены.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: учебная дисциплина «Ремонт автомобилей»
Методическое обеспечение:
- компьютер;
- презентация к уроку;
- учебное пособие: Ю.Т. Чумаченко «Материаловедение и слесарное дело»,
2016г.
- дидактический раздаточный материал.
Средства для проведения и оборудование: компьютер, проектор, ручная ножовка.
Структура урока
1. Вводная часть (15 мин.)
1.1. Организационный момент
1.2. Сообщение темы, определение цели и задач урока
1.3. Вступительное слово преподавателя (Приложение1)
2.Основная часть ( 65 мин.)
2.1. Актуализация и контроль знаний, обучающихся по теме «Сущность процесса гибки, правки и рихтовки металла» (Приложение 2)
2.2 Изложение нового материала в форме беседы и демонстрация презентации «Резка металла» (Приложение 3)
2.3. Закрепление изученного материала в форме фронтального опроса.
2.4. Контроль первичного освоения знаний (тестирование) (Приложение 4)
3. Заключительная часть (10 мин.)
3.1 Рефлексия (Приложение 5)
3.2. Подведение итогов урока (Приложение 6)
Список литературы:
1. Вишневецкий Ю.Т. Материаловедение для технических колледжей:
Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2016г.
2. Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению
(металлообработка): Учеб. пособие для НПО. – М.: Академия, 2017г.
3. Материаловедение: Учебник для СПО. / Адаскин А.М. и др. Под ред.
Соломенцева Ю.М. – М.: Высш. шк., 2017г.
4. Материаловедение: Учебник для СПО. / Под ред. Батиенко В.Т. – М.:
Инфра-М, 2018г.
5. Моряков О.С. Материаловедение: Учебник для СПО. – М.: Академия,
2015г.
6. Основы материаловедения (металлообработка): Учеб. пособие для НПО. /
Заплатин В.Н. – М.: Академия, 2018г.
7. Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело: Учеб. пособие. –
Ростов н/Д.: Феникс, 2016г.
Приложение 1
Вступительное слово преподавателя
-Приветствие
-Проверка готовности к уроку.
- Проверка домашнего задания
Устный опрос по вопросам:
Какие операции относятся к слесарным работам?
Что такое разметка и виды разметки?
Что такое гибка металла?
Какие существуют способы гибки труб?
Назовите виды и причины брака при гибке металла.
-Обобщение учителем пройденной темы
Приложение 2
Актуализация и контроль знаний, обучающихся по теме «Сущность процесса гибки, правки и рихтовки металла»
1. Какую предпочтительно форму должен иметь боек молотка, используемого для правки металла?
а) Квадратную.
б) Круглую.
в) Не имеет принципиального значения.
2. Какими молотками правят стальные листы, прутки, заготовки?
а) Стальным молотком.
б) Молотком из мягких материалов.
в) Тем или другим, на усмотрение слесаря.
3. Какими молотками правят детали с обработанной поверхностью?
а) Стальным молотком.
б) Молотком из мягких материалов.
в) Деревянным молотком.
4. Как осуществляют правку весьма тонкого листового материала?
а) Молотком из мягких материалов.
б) С помощью металлических или деревянных брусков-гладилок.
в) Стальным молотком малых размеров.
5. Как нужно править деформированные сварные конструкции?
а) Нанося удары молотком со стороны выпуклостей.
б) Нанося удары молотком со стороны впадин.
в) Нанося удары молотком с той и другой стороны.
6. В какой последовательности будете производить правку металла при наличии выпуклости в середине заготовки?
а) Нанося частые удары молотком от края листа по направлению к выпуклости.
б) Нанося частые удары молотком от выпуклости по направлению к краям листа.
в) Нанося удары по выпуклости и двигаясь к краю.
7. Каким молотком следует пользоваться при правке тонкого листового материала?
а) Деревянным.
б) Латунным.
в) Свинцовым.
г) Железным.
ответы: 1- б; 2- а; 3- б, в; 4- б; 5- б; 6- а; 7- а, б, в.
Приложение 3
Изложение нового материала
Резка металла представляет собой процесс разделения материала на части. Таким способом производится раскрой металлических листов или отрезка сортового проката. Воздействием режущего инструмента на металл создаются заготовки для дальнейшей обработки. По разработанным чертежам формируется конфигурация поверхности. Для обработки металла резанием необходимо оборудование. Это могут быть ручные инструменты, механические станки или приспособления, обеспечивающие нагрев материала.
Резка металла - это операция по разделению металлических заготовок на части.
В зависимости от формы и размеров заготовок резку проводят ручной ножовкой, ручными, силовыми или рычажными ножницами.
Ручная ножовка по металлу служит для резки толстых листов полосового или профильного металла, а также для вырезания заготовок по контуру (рис.1).
Рис.1 Устройство ручной ножовки:
1 – хвостовик с ручкой; 2 – рама (станок); 3 – неподвижная головка; 4 – ножовочное полотно; 5 – гайка-вороток; 6 – подвижная головка; 7 – приспособление для удлинения рамки.
Рабочая поза при резке металла ножовкой
Рабочая поза при резке металла:
а) установить высоту тисков по росту: правая рука с ножовкой, установленная на губке тисков (в исходное положение), согнутая в локте должна образовывать прямой угол (90°) между плечом и локтевой частью руки;
б) встать перед тисками свободно и устойчиво, вполоборота по отношению к губкам тисков или к оси разрезаемого предмета;
в) корпус развернуть влево от тисков под углом 45°;
г) левую ногу несколько выставить вперёд, примерно по линии разрезаемого предмета и на неё опирать корпус.
Движения ножовкой нужно производить плавные, без рывков; частота движений – 30-60 двойных ходов (от себя - на себя) в минуту; при этом должно работать не менее 2/3 длины полотна.
Силовые ножницы:
Силовые ножницы применяют в том случае, когда необходимо разрезать металл толщиной 1,5 - 2,5 мм.
Рычажные ножницы. С помощью рычажных ножниц можно разрезать листовой металл толщиной до 4 мм и мягкий металл толщиной до 6 мм. (рис.2)
Рис.2 Рычажные ножницы
Ручные ножницы Ручные ножницы используют при разрезании металла толщиной 0,5 - 1,5 мм. Лезвия ножниц при этом следует разводить примерно на три четверти их длины, а лист металла нужно располагать перпендикулярно к плоскости режущих кромок ножниц. При сжатии ручек ножниц лезвия до конца сводить не следует, так как это приводит к разрыву металла в конце разреза.(рис.3)
рис.3 Ручные ножницы
Существует несколько способов разделения материала. Технология зависит от оборудования, применяемого в процессе работы. Выделяют следующие виды резки металла: ручную; гидроабразивную; термическую.
Ручная резка металла
Ручное резание металла не является высокоэффективным и в промышленных масштабах не используется. При ручной резке используются следующие инструменты:
ножницы;
ножовка;
лобзик;
болгарка.
Гидроабразивная резка металла
Гидроабразивный способ резки основан на воздействии струи воды, смешанной с абразивными частицами, на обрабатываемую заготовку. Давление подаваемой жидкости составляет 5000 атм. К преимуществу такой резки металла относится возможность получения разнообразных линий. Обработке подвергаются сплавы определенной марки с небольшой толщиной листа.
Термическая резка металла
Резание металлов горячим способом основано на отсутствии контакта между инструментом и заготовкой. Горячая струя расплавляет и разделяет материал в нужном месте.
К видам термической резки относятся:
- газокислородная;
- лазерная;
- плазменная.
- Газокислородная резка
Газокислородная резка состоит из 2 этапов:
В место реза направляется струя пламени, которая выходит из резака. В качестве горючего материала используется ацетилен.
После разогрева идет подача кислорода, который прорезает размягченную металлическую поверхность. Параллельно удаляются окислы.
В процессе работы расстояние от нижней точки резака до поверхности изделия должно оставаться постоянным. От этого зависит качество реза.
Для этой цели используются лазерные резаки. Процесс основан на подаче лазерного луча в точку поверхности. Происходит фокусирование тепловой энергии. Ведется прогрев участка, расплавление материала и последующее его испарение. При перемещении луч разрезает К недостаткам способа относится возможность работы с изделиями низкой теплопроводности и небольшой толщины.
Плазменная
В качестве оборудования для плазменной резки используется плазматрон. Через имеющееся в нем сопло под высоким давлением выходит кислород. Его температура составляет до 20 тыс. градусов. Ширина пучка 3 мм. Происходит нагрев участка поверхности, его частичное выгорание и выдувание расплава.
К преимуществу метода относится высокая скорость реза и возможность работать с заготовками до 150 мм толщины.
Механическая резка металла
Механическая резка металла осуществляется с помощью воздействия специальной стали с высокой степенью закалки. За счет большой твердости инструмент разрезает изделие.
При резке используются такие виды оборудования:
- ленточная пила;
- гильотина;
- дисковый станок.
Резка ленточной пилой
Ленточная пила представляет собой полотно, которое закрепляется в специальном оборудовании. Материал инструмента такой же, как и у ручного изделия. На одной стороне расположены зубцы. В процессе работы двигателя станка идет вращение шкивов, благодаря которому происходит непрерывное движение ленты.
В процессе работы наблюдается небольшой отход, потому что ширина полотна составляет 1,5 мм. Возможна резка как листового металла, так и круглых заготовок.
Ударная резка металла на гильотине
Гильотинная резка металла используется для подготовки заготовок из листовой стали при штамповочных операциях. Разрезаемое полотно располагается на горизонтальной поверхности, подается до упора и разрезается гильотинными ножницами по всей ширине одним ударом.
Важно то, что ножи прикасаются к листу не по всей длине поверхности. Верхний инструмент располагается под углом. Соприкосновение с металлом идет в 1 точке, которая перемещается по всей длине реза. Процесс напоминает работу обыкновенных ножниц.
Резка на дисковом станке
В качестве рабочего инструмента используется диск. По его наружной поверхности располагаются зубья. Сверху стоит защитный кожух. В качестве привода используется электродвигатель, который приводит во вращение диск. Получается срез высокого качества.
По такому же принципу устроены труборезы, которыми разрезаются трубы. В процессе работы идет постоянный поворот заготовки на 360 градусов. Есть возможность делать срезы под разными углами.
ТБ при резке металла.
При резке металла необходимо выполнять следующие правила техники безопасности:
- прочно и правильно закреплять ножовочные полотна, так как при
слабом креплении полотно может выскочить из рамки, а туго натянутое -
лопнуть, в результате чего рабочему может быть нанесено ранение;
- крепко и надежно закреплять в тисках разрезаемую деталь, так как при
плохом закреплении она может упасть на ноги рабочему;
- нельзя работать ножовкой без ручки или с треснувшей ручкой;
- в конце резки уменьшать нажим на ножовку и поддерживать отрезаемую часть, чтобы она не упала на ноги;
- не сдувать стружку из пропиленного места, так как стружка может попасть в глаза;
- систематически убирать обрезки и заготовки у рабочего места.
Приложение 4
Закрепление изученного материала в форме фронтального опроса
Вопросы для закрепления изученного материала:
1. Процесс реки металла это…
2.Устройство ручной ножовки.
3. Куда направлены зубья в правильно поставленном полотне?
4. Какие причины вызывают поломку полотна?
5. Перечислите правила безопасной работы на ножницах.
Чтобы определить, как вы освоили новый материал, предлагаю выполнить тестовое задание письменно
1. Верно ли утверждение, что резане металла – это операция по разделению металла на части?
1. да;
2. нет.
2. Верно ли утверждение, что разрезание можно производить без снятия стружки?
1. да;
2. нет.
3 Как называется стальная тонкая и узкая пластина с зубьями на одном из ребер?
1. ножовочное полотно;
2. дисковая пила
4. Каким способом можно резать металл любой твердости?
1. на абразивно-отрезных санках;
2. анодно-механической резкой;
3. электромеханической ножовкой;
4. на отрезных ножовочных станках.
5. В чем отличие стуловых ножниц от ручных?
1. малые размеры;
2. большие размеры;
3. разрезают прутки;
4. разрезают листовой материал;
5. разрезают толстые листы
6.От чего зависит вид разводки ножовочного полотна?
1. от твердости обрабатываемого материала;
2. длины полотна;
3. величины шага;
4. от материала полотна.
ответы:1-1;2-1;3-1;4-2;5-2,4;6-3
Задание выполняется письменно, ваша работа будет оценена.
Приложение 5
Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Оправдались ли ожидания?
- Понравилось ли изложение нового материала?
- В доступной ли форме излагался материал?
Приложение 6
Подведение итогов урока
Сегодня мы рассмотрели резку металла. Тестирование показало, что основная часть группы усвоила новый материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
Методическая разработка урока на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип работы, правила безопасной эксплуатации." по предмету «Оборудование предприятий питания»
Урок разработан для студентов по профессии "Повар, кондитер" на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип раб...
Методическая разработка урока производственного обучения по УП. 01. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ. Тема: «Разметка металла».
Краткая аннотация урока: Урок производственного обучения по теме «Разметка металла» состоит из четырёх этапов:1. Организационной части,2....
Методическая разработка урока производственного обучения по УП. 01. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ. Тема: «Рубка металла».
Краткая аннотация урока: Урок производственного обучения по теме «Разметка металла» состоит из четырёх этапов:1. Организационной части,2....
Методическая разработка (преподавателя) по Междисциплинарному курсу МДК.03.01 «Слесарное дело и технические измерения» по профессия 23.01.17 «Мастер по ремонту автомобилей»
Данные методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине «Слесарное дело и технические измерения» могут быть использованы начинающими преподават...
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...
Методическая разработка урока на тему: «Машины для поверхностной обработки почвы» по предмету: «Сельскохозяйственные машины»
Основной целью изучения предмета «Сельскохозяйственные машины» является формирование у учащихся навыков высокоэффективного использования и технической эксплуатации машин и обору...