Методические рекомендации для студентов
учебно-методический материал

Самостоятельные работы учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Сунтарский технологический колледж»

Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной работы

по учебной дисциплине

ФК.00 Физическая культура

для студентов очной формы обучения группы

23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Сунтар, 2021

Самостоятельные работы учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.

Организация - разработчик:        ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»

Разработчик:   Васильева Татьяна Гаврильевна, преподаватель ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»

Рекомендована методическим советом, протокол №  от «      »                          2021г.

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Виды самостоятельных работ

4

3.

Перечень самостоятельных работ по физической культуре

5

4.

Методические рекомендации по выполнению реферата

6

5.

Методические рекомендации по составлению доклада

8

6.

Методические рекомендации по подготовке сообщений

9

7.

Методические рекомендации по составлению комплексов упражнений

10

8.

Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов

10

9.

Литература

11

10.

Приложения

12


Пояснительная записка

В связи с введением в образовательный процесс  нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.

Самостоятельная работа студентов  является одной из основных форм  внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.   По дисциплине «Физическая культура»  практикуются  следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:

- подготовка информационных сообщений, докладов с компьютерной презентацией, рефератов;

 - занятия в секциях по видам спорта.

        Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете,  спортивных секциях, дома.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода  к  решению проблем учебного профессионального уровня. 
           Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

Максимальное количество часов на дисциплину, предусмотренное учебным планом, составляет 88 часов, из которых 44 часа – внеаудиторная самостоятельная работа. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от количества аудиторных часов, отведённых на изучение дисциплины.  Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. 

При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать их уровень самостоятельности и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут. 
           Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала; 
- консультационная помощь.
           Формы самостоятельной работы студентов определяются  при разработке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов. 


Виды самостоятельных работ

В учебном процессе выделяют два вида  самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по   заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

 Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.

Согласно Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основании компетентностного подхода к реализации профессиональных образовательных программ, видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

-     для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы), составление плана текста,  графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио-  и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

-       для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции,  обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной  литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и  др), завершение аудиторных практических работ и оформление отчётов по ним, подготовка мультимедиа сообщений/докладов, ,

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Перечень самостоятельных работ по дисциплине

                  ФК.00 Физическая культура

№  и название темы

Наименование самостоятельной работы

час

Формы выполнения

Тема 1. Легкая атлетика

1.Подготовка рефератов:

- Влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья и работоспособность.

- Режим дня и двигательный режим.

- Правила и формы занятий физическими упражнениями доступными видами спорта в свободное время.

6

Защита реферата

2. Составить комплекс общеразвивающих упражнений.

2

Комплекс упражнений

3. глава 4. Основы ЗОЖ. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура: учебник / КноРус, 2018 стр. 66-84

4

конспект

Тема 2. Гимнастика

1.Подготовка докладов:

-Специальные физические упражнения при нарушениях осанки, ожирении,
плоскостопии.

-Физиологическая характеристика некоторых состояний, возникающих во время
занятий физическими упражнениями и спортом (разминка, предстартовое состояние,
мёртвая точка, второе дыхание, утомление и т.д.).

6

Доклад

2. Глава 10. Оздоровительные системы физических упражнений. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура: учебник / КноРус, 2018, стр.189-208

4

Конспект

Тема 4. Спортивные игры

1.Подготовка выступлений:

-Повышение физической и умственной работоспособности средствами физической
культуры.

-Как заменить вредные привычки (курить, употреблять наркотики и спиртные
напитки) на занятия физическими упражнениями.

-Правила и назначение спортивных соревнований.

-Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

-Влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье человека.

6

Выступление

2. Глава 8. Физические способности и их развитие. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура: учебник / КноРус, 2018

4

конспект

Тема 5 Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов

П.П.Ф.П.

1.Подготовка доклада:

-Физическая культура  в профессиональной деятельности специалиста.

-Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры

-Особенности  выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов

-Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели 

6

Доклад

2. Составить комплекс упражнений, направленных на развитие профессионально значимых физических качеств, прикладных двигательных умений и навыков.

4

Комплекс упражнений

3. Глава 9. Специальные (прикладные) качества и их развитие. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура: учебник / КноРус, 2018

4

конспект

Методические рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  1. титульный лист;
  2. содержание;
  3. введение;
  4. основная часть;
  5. заключение;
  6. список использованных источников;
  7. приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

15-20

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

  • на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
  • размер шрифта-14; Times New Roman, цвет - черный
  • междустрочный интервал - одинарный
  • поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
  • отформатировано по ширине листа
  • на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
  •  в конце работы необходимо указать источники использованной  литературы
  • нумерация страниц текста

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
  2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
  3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.        

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче зачета по данной дисциплине.

Методические рекомендации по составлению доклада

Доклад - это  сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

Деятельность преподавателя: 

- определяет место и сроки подготовки доклада: домашняя работа

-оказывает консультативную помощь студенту: по графику проведения консультаций;

-определяет объём доклада: 5-6 листов формата А4, включая титульный лист и содержание;

- указывает основную литературу:

1. Физическая культура студента. –м.: Изд-во «Гардарики»,2010 Ильинич В.И.

2. Самоконтроль при занятиях физической культурой. 2010 Дубровский В.Л., Гоговцев П.И.

3. Профилактика спортивного травматизма с помощью восстановительного массажа.- Киев, 2011, Васичкин В.И.

4. Врачебный кантроль при занятиях физической культурой. 2010, Демин Д.Ф.

5. Психология физического воспитания и спорта./ Под ред. Т.Т. Джамгарова и Д.Ц. Лунина.- М.: ФиС,2009

6.  Методика развития физических качеств. Уч. Пос.Богатырев В.С. 2010

7. Физкультура и профессия.- М.: ФК и спорт,2009, Полиевский И.Д.

8. Развитие двигательных способностей в процессе самостоятельных занятий. 2008-2009 , Харитонова М.В.

9. Самостоятельные занятия во внеурочное время. 2009, Иванова М.А.

Интернет-ресурсы www.ebi. Ru/mobules/php

-оценивает доклад в контексте занятия.

Деятельность студента:

- собирает и изучает литературу по теме;

- выделяет основные понятия;

- вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

- оформляет доклад письменно и иллюстрирует компьютерной презентацией;

- сдаёт на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.

  Инструкция докладчикам и содокладчикам

Докладчики и содокладчики - основные  действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность  в том, что докладчики и содокладчики должны  знать и уметь:

- сообщать новую информацию

- использовать технические средства

- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации

- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы

- четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.;  содокладчик - 5 мин.

         Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и заключение.

   Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

                                  - название  доклада

                                  - сообщение основной идеи

                                  - современную оценку предмета  изложения

                                  - краткое перечисление рассматриваемых вопросов  

                                  - живую интересную форму изложения

                                  - акцентирование оригинальности  подхода 

      Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.

      Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы.

Методические рекомендации по подготовке сообщений

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Сообщение – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами и краткими примерами.

Этапы подготовки сообщения:

  1. Прочитать текст.
  2. Составить план.
  3. Сократить текст, так чтобы не исчезла главная мысль.
  4. Сложные предложения заменить простыми.
  5. Время выступления 3-5 мин., сопровождается презентациями, схемами, таблицами, рисунками и др.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на  или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Методические рекомендации по составлению комплексов упражнений

- Необходимо указать - для каких групп мышц составлен данный комплекс либо какие физические качества он развивает.

- Количество упражнений варьирует от 10 до 15.

- Указать количество повторений и подходов либо временной отрезок за который необходимо выполнить данное упражнение.

-Указать время отдыха между подходами.

Критерии оценки выполненной студентами работы:


оценка «5» - комплекс составлен без ошибок;
оценка «4» - комплекс составлен не полностью, упражнения плохо сочетаются между собой;
оценка «3» комплекс составлен не полностью, упражнения не соответствуют, не развивают тех физических качеств, которые указаны.

Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических  занятиях и во время консультаций преподавателя.

Максимальное количество баллов  «отлично» студент получает, если:

  • обстоятельно с достаточной полнотой выполнит контрольные нормативы по видам спорта

Оценку «хорошо» студент получает, если:

  • не уложился в определенное время и количество в выполняемом нормативе.
  • при выполнении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;

Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:

  • неполно, но правильно выполнил норматив.
  • при выполнении была допущена 1 существенная ошибка;

Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:

  • вообще не выполнялся норматив.

Литература

  1. Портнов Ю.М. Баскетбол: Учебник-М; Ф.К. и спорт, 2009г.
  2. Жеребцов А.В. ФК и труд –М 2010г.
  3. Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов ФК /под. ред. Я.М. Кода-М:; ФК и спорт 2010г.
  4. Железняк Ю.В. 120 уроков по волейболу-М; ФК и спорт 2009г.
  5. Легкая атлетика : Уч. пос. для студентов ФК / под.ред. Н.Г. Озолина 2010г.
  6. Ковалева В.Д. Спортивные игры: Уч. для студентов пед. инст. «Физическое воспитание» - М; Просвещение . 2011г.
  7. Дубровский В.Л. , Гоговцев С.А. Самоконтроль при занятиях ФК – 2010г.
  8. Демин Д.Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК 2009г.
  9. Полиевский И.Д. «ФК и профессия» - М; ФК и спорт, 2011г.

Приложения

Приложение 1

Образец титульного листа

Наименование

учебного заведения

Реферат (Доклад)

______________________________________________________________

Выполни л (а):        

                                                                                                     Ф.И.О. студента

                                                                                                          курс, группа

                                                                                                                                специальность

                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                


                                                                                       Проверил(а):

Ф.И.О. преподавателя

Сунтар, 20__

                                                                    Образец оглавления

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ...................................................................................................................................................... 2

Глава 1 ....................................................................................................................................................... 3

Глава 2 ....................................................................................................................................................... 6

Глава 3 .......................................................................................................................................................10

Заключение ...................................................................................................................................................... 14

Список литературы................................................................................................................................... 16



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Сунтарский технологический колледж»

Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной работы

по учебной дисциплине

ФК.00 Физическая культура

для студентов очной формы обучения группы

23.01.06  Машинист дорожных и строительных машин

Сунтар, 2021

Самостоятельные работы учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.

Организация - разработчик:        ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»

Разработчик:   Васильева Татьяна Гаврильевна, преподаватель ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»

Рекомендована методическим советом, протокол №  от «      »                          2021 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….…………3

  1. Виды самостоятельных работ……………………………………………………….….4

  1. Перечень самостоятельных работ по физической культуре..………………….……..5

  1. Методические рекомендации по выполнению реферата…………………………….6

  1. Методические рекомендации по составлению доклада………………………………8

  1. Методические рекомендации по подготовке сообщений……………………… .....10

  1. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов…….…...…10

  1. Литература………………………………………………………………………………11

  1. Приложения ……………………………………………………………………….…...12


Пояснительная записка

В связи с введением в образовательный процесс  нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.

Самостоятельная работа студентов  является одной из основных форм  внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.   По дисциплине «Физическая культура»  практикуются  следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:

- подготовка информационных сообщений, докладов с компьютерной презентацией, рефератов;

 - занятия в секциях по видам спорта.

        Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете,  спортивных секциях, дома.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода  к  решению проблем учебного профессионального уровня. 
           Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

Максимальное количество часов на дисциплину, предусмотренное учебным планом, составляет 88 часов, из которых 44 часа – внеаудиторная самостоятельная работа. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от количества аудиторных часов, отведённых на изучение дисциплины.  Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. 

При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать их уровень самостоятельности и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут. 
           Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала; 
- консультационная помощь.
           Формы самостоятельной работы студентов определяются  при разработке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов. 

 

Перечень самостоятельных работ по дисциплине

                  «Физическая культура»

№  и название темы

Наименование самостоятельной работы

час

Формы выполнения

Тема 1 Легкая атлетика

1.Подготовка рефератов:

-Влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья и работоспособность.

-Режим дня и двигательный режим.

-Правила и формы занятий физическими упражнениями доступными видами спорта в
свободное время.

6

Защита реферата

2. Совершенствование упражнений:

-бег с изменением направления

-прыжки в длину с места

-челночный бег

2

Контрольные нормативы по данному виду

3. глава 4. Основы ЗОЖ. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура: учебник / КноРус, 2018 стр. 66-84

4

конспект

Тема 2. Гимнастика

1.Подготовка докладов:

-Специальные физические упражнения при нарушениях осанки, ожирении,
плоскостопии.

-Физиологическая характеристика некоторых состояний, возникающих во время
занятий физическими упражнениями и спортом (разминка, предстартовое состояние,
мёртвая точка, второе дыхание, утомление и т.д.).

6

Доклад

2. глава 10. Оздоровительные системы физических упражнений. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура: учебник / КноРус, 2018, стр.189-208

4

Конспект

Тема 4. Спортивные игры

1.Подготовка выступлений:

-Повышение физической и умственной работоспособности средствами физической
культуры.

-Как заменить вредные привычки (курить, употреблять наркотики и спиртные
напитки) на занятия физическими упражнениями.

-Правила и назначение спортивных соревнований.

-Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

-Влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье человека.

6

Выступление

2. Глава 8. Физические способности и их развитие. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура: учебник / КноРус, 2018

4

конспект

Тема 5 Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов

П.П.Ф.П.

1.Подготовка доклада:

-Физическая культура  в профессиональной деятельности специалиста.

-Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры

-Особенности  выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов

-Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели 

6

Доклад

2. Совершенствование упражнений:

-поднимание туловища

-упражнение на скакалке

2

Контрольные нормативы по данному виду

3. Глава 9. Специальные (прикладные) качества и их развитие. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура: учебник / КноРус, 2018

4

конспект

Методические рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  1. титульный лист;
  2. содержание;
  3. введение;
  4. основная часть;
  5. заключение;
  6. список использованных источников;
  7. приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

15-20

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

  • на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
  • размер шрифта-14; Times New Roman, цвет - черный
  • междустрочный интервал - одинарный
  • поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
  • отформатировано по ширине листа
  • на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
  •  в конце работы необходимо указать источники использованной  литературы
  • нумерация страниц текста

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
  2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
  3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.        

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче зачета по данной дисциплине.

Методические рекомендации по составлению доклада

Доклад - это  сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

Деятельность преподавателя: 

- определяет место и сроки подготовки доклада: домашняя работа

-оказывает консультативную помощь студенту: по графику проведения консультаций;

-определяет объём доклада: 5-6 листов формата А4, включая титульный лист и содержание;

- указывает основную литературу:

1. Физическая культура студента. –м.: Изд-во «Гардарики»,2010 Ильинич В.И.

2. Самоконтроль при занятиях физической культурой. 2010 Дубровский В.Л., Гоговцев П.И.

3. Профилактика спортивного травматизма с помощью восстановительного массажа.- Киев, 2011, Васичкин В.И.

4. Врачебный кантроль при занятиях физической культурой. 2010, Демин Д.Ф.

5. Психология физического воспитания и спорта./ Под ред. Т.Т. Джамгарова и Д.Ц. Лунина.- М.: ФиС,2009

6.  Методика развития физических качеств. Уч. Пос.Богатырев В.С. 2010

7. Физкультура и профессия.- М.: ФК и спорт,2009, Полиевский И.Д.

8. Развитие двигательных способностей в процессе самостоятельных занятий. 2008-2009 , Харитонова М.В.

9. Самостоятельные занятия во внеурочное время. 2009, Иванова М.А.

Интернет-ресурсы www.ebi. Ru/mobules/php

-оценивает доклад в контексте занятия.

Деятельность студента:

- собирает и изучает литературу по теме;

- выделяет основные понятия;

- вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

- оформляет доклад письменно и иллюстрирует компьютерной презентацией;

- сдаёт на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.

  Инструкция докладчикам и содокладчикам

Докладчики и содокладчики - основные  действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность  в том, что докладчики и содокладчики должны  знать и уметь:

- сообщать новую информацию

- использовать технические средства

- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации

- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы

- четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.;  содокладчик - 5 мин.

         Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и заключение.

   Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

                                  - название  доклада

                                  - сообщение основной идеи

                                  - современную оценку предмета  изложения

                                  - краткое перечисление рассматриваемых вопросов  

                                  - живую интересную форму изложения

                                  - акцентирование оригинальности  подхода 

      Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.

      Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы.

Методические рекомендации по подготовке сообщений

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Сообщение – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами и краткими примерами.

Этапы подготовки сообщения:

  1. Прочитать текст.
  2. Составить план.
  3. Сократить текст, так чтобы не исчезла главная мысль.
  4. Сложные предложения заменить простыми.
  5. Время выступления 3-5 мин., сопровождается презентациями, схемами, таблицами, рисунками и др.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на  или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических  занятиях и во время консультаций преподавателя.

Максимальное количество баллов  «отлично» студент получает, если:

  • обстоятельно с достаточной полнотой выполнит контрольные нормативы по видам спорта

Оценку «хорошо» студент получает, если:

  • не уложился в определенное время и количество в выполняемом нормативе.
  • при выполнении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;

Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:

  • неполно, но правильно выполнил норматив.
  • при выполнении была допущена 1 существенная ошибка;

Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:

  • вообще не выполнялся норматив.

Литература

  1. Портнов Ю.М. Баскетбол: Учебник-М; Ф.К. и спорт, 2009г.
  2. Жеребцов А.В. ФК и труд –М 2010г.
  3. Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов ФК /под. ред. Я.М. Кода-М:; ФК и спорт 2010г.
  4. Железняк Ю.В. 120 уроков по волейболу-М; ФК и спорт 2009г.
  5. Легкая атлетика : Уч. пос. для студентов ФК / под.ред. Н.Г. Озолина 2010г.
  6. Ковалева В.Д. Спортивные игры: Уч. для студентов пед. инст. «Физическое воспитание» - М; Просвещение . 2011г.
  7. Дубровский В.Л. , Гоговцев С.А. Самоконтроль при занятиях ФК – 2010г.
  8. Демин Д.Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК 2009г.
  9. Полиевский И.Д. «ФК и профессия» - М; ФК и спорт, 2011г.

Приложения

Приложение 1

Образец титульного листа

Наименование

учебного заведения

Реферат (Доклад)

______________________________________________________________

Выполни л (а):        

                                                                                                     Ф.И.О. студента

                                                                                                          курс, группа

                                                                                                                                специальность

                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                


                                                                                       Проверил(а):

Ф.И.О. преподавателя

Сунтар, 201__

                                                                    Образец оглавления

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ...................................................................................................................................................... 2

Глава 1 ....................................................................................................................................................... 3

Глава 2 ....................................................................................................................................................... 6

Глава 3 .......................................................................................................................................................10

Заключение ...................................................................................................................................................... 14

Список литературы................................................................................................................................... 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов по прохождению учебной практики для получения первичных профессиональных навыков (“оператор ЭВМ”)

Методические рекомендации для студентов специальности  09.02.03 Программирование в компьютерных системах по прохождению учебной  практики для получения первичных професс...

Методические рекомендации для студентов по прохождению технологической практики по профилю специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Методические рекомендации для студентов по прохождению технологической  практики по профилю специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системахНастоящие методические у...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА»

Методические рекомендации  для студентов по изучению одного из разделов математики: «Комплексные числа» составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уро...

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью сп

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА для студентов обучающихся по специальности 43.02.10 Туризм

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ"ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА" для студентов обучающихся по  специальности 43.02.10 Туризм...

Методические рекомендации для студентов-заочников по освоению МДК 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста (наименование учебной дисциплины)

Данное пособие разработано с целью оказания помощи в изучении курса «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка».В процессе преподавания МДК раскрываются наиболее трудные ...